Е.А. Лачина, E.A. Lachina,
кандидат юридических наук, Candidate of Law,
Владимирский филиал РАНХиГС при RANEPA
Президенте РФ [email protected]
А.А. Лачин, A.A. Lachin,
кандидат юридических наук, Candidate of Law,
Владимирский филиал РАНХиГС при RANEPA
Президенте РФ [email protected],
О.Е. Савельева, O.E. Savelyeva,
кандидат юридических наук, доцент Candidate of Law, associate professor
кафедры финансового права и Financial right and customs Activity VLGU
таможенной деятельности ВлГУ [email protected]
Специфика реализации прав граждан на пенсию по выслуге лет
Аннотация: актуальность статьи обусловлена важностью соблюдения и обеспечения международно-правовой и конституционной законности в российской судебной практике при реализации социальной политики назначении пенсий за выслугу лет. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население вследствие снижения соотношения работающих граждан и пенсионеров, нестабильность и неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами — все это говорит о необходимости серьезного реформирования системы пенсионного обеспечения. Цель статьи — проанализировать тенденции дальнейшего совершенствования системы пенсионного обеспечения за выслугу лет, заключающегося в реализации адекватной социальной политики при назначении пенсии за выслугу лет. В работе использованы общенаучные (диалектический, анализа, синтеза) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы. Отмечается, что законодателю следует уделять особое внимание не только технической проработке нормативных актов, но и формированию устойчивых правовых ценностей, что позволит учитывать конкретные обстоятельства при решении вопроса о назначении или отмене пенсии за выслугу лет. Ключевые слова: пенсия, пенсионное обеспечение, пенсия за выслугу лет.
Specific Character of Realizing Civil Rights for the Retirement Pay
Abstract: the article applicability is conditioned by the importance of observing and providing international legal and constitutional legitimacy in Russian legal precedents while realizing the social policy of fixing the retirement pays. Low retirement payments, the increase of retirement burden on the working population as a result of the dropping ratio of the working people and pensioners, instability of pension systems, the lack of finance are the reasons for the necessity of serious reforms of the pension provision system. The mission of the article is to analyze the tendencies of improving the system of providing those having a service record. The aim of the system is to realize the adequate social policy of fixing pensions for the service record. The goal was achieved by means of the common scientific (dialectical, analysis, synthesis) and individual scientific (formal and legal, comparative law) methods. At the same time the legislators should pay more attention not only to the technical elaboration of statutory acts but also to the formation of stable legal values. All this will enable to consider specific circumstances while solving the problem of fixing or abolishing the pension for the service record.
Keywords: pension, pension provision, pension for the service record.
Гражданин не может реализовать свое субъективное право на пенсионное обеспечение без принятия уполномоченным органом решения о предоставлении ему пенсии определенного вида и размера. В связи с этим у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, непосредственно перед этим гражданином как участником (субъектом) данного вида правоотношений
возникает обязанность по своевременной и в полном объеме выплате ему пенсии. Получение пенсионером причитающихся ему сумм пенсии является результатом совершения ряда последовательных действий, в том числе связанных с установлением его права на получение пенсии конкретного вида и в определенном размере, что и определяет содержание обязанностей органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Выплате денежных средств, предоставляемых гражданину в рамках правоотношений по пенсионному обеспечению, предшествует принятие органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующих решений (актов) о назначении и выплате ему пенсии конкретного вида, исчисленной в порядке и размерах, установленных законодательством.
На основании действий уполномоченных органов, направленных на установление продолжительности стажа службы (выслуги лет), и подготовленных ими документов сотрудник органов внутренних дел получал (и в настоящее время получает) официальное подтверждение наличия или отсутствия у него права на пенсию за выслугу лет. Это официальное подтверждение, в свою очередь, необходимо для принятия решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел по такому основанию, как выслуга срока службы, дающего право на пенсию, поскольку его увольнение по данному основанию правомерно лишь в том случае, если полностью соблюдены условия, предусмотренные ^ Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, д. службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных ве-§ ществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». 2: Очевидно, расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел по выслуге лет на основании решений уполномоченных органов <5 порождает у гражданина определенные законные ожидания относительно ^ своевременного назначения пенсии за выслугу лет. В результате принятия ^ пенсионным органом решения о назначении этому гражданину пенсии за о выслугу лет он реализует свое субъективное право на пенсионное обеспе-к чение, а у пенсионного органа возникает обязанность по своевременной и т в полном объеме выплате ему сумм пенсии на весь срок установления, т. е. ш применительно к пенсии за выслугу лет — пожизненно.
Так, Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной 70 противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотиче-— ских средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [1] не содержит каких-либо предписаний, £ касающихся прекращения выплаты назначенной пенсии, а также последствий ° для пенсионера обнаружения ошибки, допущенной при ее назначении и (или) выплате органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, за исключением указания на возможность удержания сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, и порядка такого удержания.
Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» изначально не предусматривал какого-либо регулирования для случаев выявления возможных ошибок, и только Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ [2] его ст. 24 была дополнена пунктом 5,
о
го j=
В) J=
согласно которому в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате пенсии, производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление пенсии в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии в связи с отсутствием права на нее производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Именно на такое правоприменение ориентировал судебную практику Верховный Суд РФ, исходивший в своих решениях из того, что при отсутствии условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет, в частности службы определенной продолжительности, указанная пенсия назначена быть не может, а выплата назначенной пенсии подлежит прекращению.
Думается, как по смыслу, придаваемому в правоприменительной практике части первой ст. 13 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», так и по буквальному смыслу п. 5 ст. 24 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обнаружение ошибки, допущенной пенсионным П органом и выразившейся в назначении пенсии за выслугу лет без достаточных В оснований, влечет за собой безусловное прекращение ее выплаты. р
Сам по себе такой способ исправления подобных ошибок, как прекра- | щение выплаты ранее назначенной пенсии, не может рассматриваться как н несовместимый с требованиями Конституции РФ, однако в системе дей- а ствующего правового регулирования он является единственно возможным и е применяется независимо от каких бы то ни было обстоятельств, в том числе и длительности периода получения пенсии (срока, прошедшего с момента на- 5 значения пенсии), отсутствия виновных действий со стороны пенсионера, 5 социальных последствий, наступающих для него в этом случае [3]. Ы
Совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, у при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих тех- 5 нический характер, учитывая необходимость оценки значительного числа Т обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение 71
математических подсчетов, полностью исключить невозможно. Определение -
правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, — право и обязанность государства. гпЗъ2 Как отметил Европейский суд по правам человека [4], в качестве общего 0 ^ ^ принципа органы власти не должны быть лишены права исправления оши- ¡¡¡|| бок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае í j¡¡ нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это g также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, особенно по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее
распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу.
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм — исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства — должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ^ ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, при-^ том, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения. к Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах ш правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям оъ государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных ^ условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов <5 граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными ¡Е органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально при-^ знанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из ^ него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае вы-к явления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии т гражданину, — при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, ^ приведших к неправомерному назначению пенсии, — бремя неблагоприятных с последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего 72 формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств. £ Данный вывод находит подтверждение в практике Европейского суда по правам ° человека. Признавая за государством право на исправление ошибок, допущенных органами публичной власти при назначении социальных выплат, Суд вместе с тем полагает, что, обнаружив ошибку, власти должны действовать своевременно, последовательно и сообразно обстоятельствам; если ошибка совершена самими органами публичной власти, без какой бы то ни было вины третьего лица, должен быть использован подход, основанный на пропорциональности последствий, не допускающий возложения чрезмерного бремени на получателя пенсии; оценивая же степень добросовестности этого лица, органы публичной власти должны
учитывать, в частности, насколько очевидный для получателя пенсии характер носила ошибка, был ли он способен обнаружить ее самостоятельно.
Список литературы:
1. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей : закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 19 июля 2016 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — № 9, ст. 328.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» : федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 30, ч. 1, ст. 4217.
3. Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2016 г. : решение Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. — URL: http://www.ksrf.ru/ (дата обращения: 15.12.2016).
4. Постановление ЕСПЧ от 15 сентября 2009 г. по делу «Москаль (Moskal) против Польши» (жалоба № 10373/05) // Бюллетень Европейского суда по правам человека. — 2010. — № 1.
Е.Ю. Цуканова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета Е.А. Придатко, магистрант Юридического института Белгородского государственного национального исследовательского университета
E.Y. Tsukanova,
Candidate of Law, Associate Professor Belgorod State University [email protected]
E.A. Pridatko,
Master's Degree Student, Institute of Law Belgorod State University [email protected]
Машино-место как новый объект недвижимости в гражданском праве Российской Федерации
73
Аннотация: актуальность статьи обусловлена последними изменениями гражданского законодательства Российской Федерации в части расширения перечня объектов недвижимости. Цель статьи заключается в анализе правового режима машино-места как нового объекта недвижимости. Как показала практика, это явление имелось в гражданском праве, однако ранее машино-место не рассматривали как отдельный объект недвижимости. Для достижения поставленной цели и задач авторами были использованы общенаучные (анализа, синтеза, диалектический) и частно-научный (сравнительно-правовой) методы. В ходе исследования машино-места как объекта недвижимости были выявлены в том числе и некоторые проблемы правоприменительной практики. Авторы вывели ряд особенностей и отличительных признаков машино-места. Кроме того, в статье рассматривается зарубежный опыт в определении правового статуса машино-места как объекта недвижимости.
Ключевые слова: машино-место, объекты недвижимости, собственность, общее имущество, гражданский оборот.