13. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)
13.1. О НЕКОТОРЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Числов Александр Иванович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел
Место работы: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России
Максименко Александр Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовно-правовых дисциплин
Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина
Новопавловская Елена Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин
Место работы: Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина
Аннотация: социальный характер российского государства предполагает наличие различных форм социального обеспечения, гарантированность выплаты государственных пенсий и социальных пособий. Авторы рассматривают выработанные несколько лет назад целевые ориентиры государственной социальной политики, в том числе снижение уровня деления населения в зависимости от их доходов, снижение общего уровня бедности, увеличение среднего класса населения, повышение размеров различных видов пенсии и др. Анализируются отдельные направления реформирования пенсионного законодательства в части корректировки обязательных условий назначения и выплаты социальных пенсий, преобразования системы досрочных пенсий, изменения порядка начисления пенсии, в том числе установления фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности, индексации пенсии, введения пенсионного коэффициента и др. Особое внимание в ста-тье уделяется исследованию одного из резонансных законопроектов, который предусматривает повышение нормативного пенсионного возраста. Ссылаясь на экспертные мнения и рассуждая о возможных положительных и отрицательных результатах повышения пенсионного возраста, авторы приходят к выводу об однозначности отдельных направлений реформирования пенсионного законодательства современной России.
Ключевые слова: социальное государство, пенсионное законодательство, социальная пенсия, реформа, пенсионный возраст.
ON SOME DIRECTIONS OF REFORMING THE PENSION LEGISLATION OF MODERN RUSSIA
Chislov Alexander I., Doctor of Law, Professor, professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Internal Affairs Officers
Place of employment: Tyumen Advanced Training Institute Ministry of the Internal of the Russian Federation
Maksimenko Alexander V., PhD in Law, Associate Professor, head of the Department of Criminal Law Disciplines
Place of employment: Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilina
Novopavlovskaya Elena E., PhD in Law, Associate Professor, professor of the Department of State and Legal Disciplines
Place of employment: Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilina
Abstract: the social nature of the Russian state presupposes the existence of various forms of social security, the guarantee of payment of state pensions and social benefits. The authors consider the target targets of the state social policy worked out several years ago, including the reduction of the level of population division depending on their incomes, the reduction of the overall poverty level, the increase in the middle class of the population, the increase in the sizes of various types of pensions, etc. Some directions of reforming the pension legislation are analyzed in terms of adjusting the mandatory conditions for appointment and payment of social pensions, changing the system of early retirement pensions, changing the procedure for calculating pensions, including establishing a fixed payment for the old-age insurance pension, disability insurance pension, pension indexation, coefficient, etc. Particular attention in the article is paid to the study of one of the resonant bills, which provides for raising the normative retirement age. Referring to expert opinions and arguing about the possible positive and negative results of raising the retirement age, the authors come to the conclusion about the uniqueness of certain areas of reforming the pension legislation of modern Russia.
Keywords: social state, pension legislation, social pension, reform, retirement age.
Одно из направлений государственной социальной политики связано с реализацией конституционного права на пенсионное обеспечение. Интерес граждан к исследуемой проблематике «подогревается» личной заинтересованностью каждого человека. По официальным данным Росстата на 1 января 2018 года общая численность пенсионеров в России составила 46 071 тыс. чел. (для сравнения: на 1 января 2017 года их число составляло 45 687тыс. чел.). Пенсии по старости из них получают 36 336 тыс. чел., по инвалидности - 2202 тыс. чел., по случаю потери кормильца - 1 636 тыс. чел., за выслугу лет - 2 243 тыс. чел. и др. При этом средний размер назначенных пенсий пенсионерам, которые состоят на учете в системе Пенсионного фонда России на 1 января 2018 года составил 13323,1 руб.1
Актуализирует данную проблематику систематическое реформирование пенсионного законодательства. Многие годы большинство демократических государств в основе построения и функционировании пенсионной системы использовали так называемый «принцип солидарности поколений». Его суть состоит в том, что пенсионное обеспечение осуществляется за счет обязательных платежей, взимаемых с работающих граждан. Данная система в западных странах именуется как «Рау as уои до» («платить сразу после ухода», имея ввиду наступление установленного законодательством пенсионного возраста).
По пути заимствования зарубежного опыта (например, Австралии, Новой Зеландии и др.), где государство возложило бремя пенсионных расходов на самих граждан, идет и современная Россия. Подобный подход, по верному замечанию А.А. Кожевникова, в полной мере соответствует либеральной модели социальной политики, последовательно проводимой в последние годы в нашей стране, при которой на каждого человека возложена личная ответственность за себя и судьбу своей семьи2.
В 2016 году Министерство финансов Российской Федерации направило в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации план пенсионной реформы, предусматривающий:
- уравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин -изучение зарубежного опыта позволяет констатировать, что во многих странах мира (например, Дании, Германии, Канаде, Норвегии, Испании, США, Швеции, Японии) для мужчин и женщин установлено единое требование о пенсионном возрасте. Разный пенсионный возраст для мужчин и женщин установлен в Бельгии (65 лет и 62 года соответственно), Гре-
1 Официальная статистика: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
Кожевников А.А. Проблемы правового регулирования социальных отношений при реализации в Российской Федерации пенсионной реформы // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3. С. 3.
ции, Польше (65 и 60 лет), Казахстане (63 года и 58 лет), Беларуси (60 и 55 лет) и др.;
- фиксирование пенсионного возраста на уровне 65 лет -при этом признаем, что по сей день на мировом уровне отсутствует единообразие в регламентации вопроса о пенсионном возрасте. Например, в Японии он составляет 70 лет, в Дании, Норвегии - 67 лет, в Канаде, Испании, США, Швеции -65 лет и др.;
- ежегодное повышение пенсионного возраста с шагом 6-12 месяцев;
- отказ от выплаты пенсии (либо, как минимум, ее фиксированной части) работающим пенсионерам;
- ежегодное повышение на один год стажа, необходимого для назначения досрочной пенсии сотрудникам (работникам) бюджетной сферы, вплоть до момента совпадения этого стажа с общеустановленным пенсионным возрастом и др.
В планы Министерства финансов Российской Федерации входит изменение основных составляющих пенсионной системы - тарифов, правил выплаты пенсий, их индексации, в том числе реформа института досрочной пенсии, структуры пенсионной системы, включая отмену обязательности накопительных взносов и их перевод на квазидобровольную основу и др.3 Уже сегодня происходит увеличение размеров обязательных пенсионных отчислений, взимаемых с предприятий, учреждений, организаций, а также внедрение и модернизация системы добровольных пенсионных накоплений граждан.
Правительство Российской Федерации предпринимает различные меры по обеспечению будущим пенсионерам получения выплат, необходимых для достойной жизни. Одной из них является идея о добровольных отчислениях гражданами определенных процентов (в пределах от 1% до 50%) от заработной платы на собственную пенсию. Однако на государственном уровне должна быть выработана определенная система стимулирования подобных действий граждан. Между тем, как подчеркнула Э.С. Набиуллина, каждому человеку будет предоставляться выбор - участвовать в накоплении пенсии или оставаться только на государственной пенсии4.
Утвержденная еще в 2008 году Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года5 закрепила целевые ориентиры государственной социальной политики, среди которых названы снижение уровня деления населения в зависимости от их доходов - на богатых и бедных, снижение общего уровня бедности, увеличение к 2020
3 Филипенок А. Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов // РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics /28/04/2016/5721564f9a7947092b0e8382
4 Набиуллина Э.С.: что даст гражданам новая система пенсий // Вести: Экономики. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/75542
5 Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4920.
году среднего класса населения, чтобы этот показатель составил более половины населения нашей страны. Данный ориентир включает в себя целый комплекс разноплановых мер, в том числе повышение среднего размера пенсии по старости до уровня, который обеспечивает минимальный воспроизводственный потребительский бюджет - общие правила определения размера трудовой пенсии по старости были зафиксированы в ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»6. По точному замечанию В.В. Путина, «у пожилых людей должны быть достойные условия для активного, здорового долголетия. Главное, мы должны добиться увеличения размеров пенсий, обеспечить их регулярную индексацию, причем выше темпов инфляции. Будем стремиться и к тому, чтобы сокращался разрыв между размером пенсии и заработной платы, которая была у человека перед выходом на пенсию»7.
Обобщим наиболее значимые законодательные изменения в области регламентации оснований, порядка назначения и выплаты пенсий и доплат к ним. Так, в 2014 году в связи с принятием двух новых федеральных законов8 используемая в Федеральном законе от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственной социальной помощи»9 законодательная конструкция «трудовая пенсия» была заменена словами «страховая пенсия»10, а накопительная часть трудовой пенсии была заменена накопительной пенсией. Накопительная пенсия предполагает долгосрочное накопление средств за счет инвестирования страховых взносов, которые аккумулированы в негосударственных пенсионных фондах на индивидуальных счетах застрахованных лиц.
В 2016 и 2017 годах были внесены изменение в порядок расчета и выплаты социальных доплат к пенсиям. В частности, скорректированы нормы о выплате федеральной и региональной социальных доплат к пенсиям. С 2016 года эти доплаты к пенсии должны устанавливаться в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера достигала величины прожиточного минимума пенсионера конкретного субъекта федерации11.
В 2017 году были также внесены изменения в Феде-
6 Справочно: с 1 января 2015 года применяются только те положения данного закона, которые регулируют исчисление размера трудовых пенсий в части подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.
7 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 01.03.2018 // Официальный сайт Президента Российской Федерации. иК1_: http://www.kremlin.ru
8 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6965; Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 6989.
9 Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3699.
10 Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4217.
11 Федеральный закон от 19.12.2016 № 454-ФЗ «О внесении из-
менений в статью 12.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 52 (ч. V). Ст. 7503.
ральный закон «О страховых пенсиях» в части:
а) увеличения до 4 982 руб. 90 коп. в месяц фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности;
б) индексации на коэффициент, равный 1,037 фиксированной выплаты к страховой пенсии. Данное правило применяется с 1 января 2018 года. Среднегодовой размер социальной пенсии после индексации составляет 9 045 руб.;
в) установления стоимости одного пенсионного коэффициента - с 1 января 2018 года он увеличен на коэффициент, равный 1,037, и установлен в размере, равном 81 руб. 49 коп.12.
Обращая внимание на даты принятия и внесения изменений и дополнений в перечисленные правовые акты, можно с уверенностью говорить об активной корректировке пенсионного законодательства. Более того, заметим, что реформирование законодательства в исследуемой нами сфере не раз становилось следствием вынесенных Конституционным Судом Российской Федерации (далее - КС РФ) решений и сформулированных в них правовых позиций. Заявители оспаривали конституционность регламентации различных видов пенсий: по старости (Постановление КС РФ от
19.11.2015 № 29-П), по инвалидности (Постановление КС РФ от 26.02.2018 № 10-П), по случаю потери кормильца (Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2017 № 36-П, Постановление КС РФ от
19.07.2016 № 16-П), накопительной пенсии (Постановление КС РФ от 06.10.2015 № 24-П) и др.
Предмет рассмотрения в порядке конституционного судопроизводства составляли не только положения различных законов, в том числе Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Постановление КС РФ от 26.02.2018 № 10-П), Федерального закона «О страховых пенсиях» (Постановление КС РФ от 05.12.2017 № 36-П), Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (Постановление КС РФ от 27.11.2017 № 33-П), Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (Постановление КС РФ от 19.02.2018 № 9-П) и др., но и подзаконных правовых актов (Определение КС РФ от 24.11.2016 № 2386-О), а также нормы регионального законодательства, оцениваемые КС РФ с точки зрения их соответствия российской Конституции, как самостоятельно, так и одновременно с положениями федеральных законов (Постановление КС РФ от 16.07.2007 № 12-П).
Зачастую КС РФ выявлял неопределенности правового регулирования и в разные годы акцентировал внимание законодателя на необходимость проведения корректировок в части регламентации:
- условий, определяющих право на пенсию за выслугу лет (в том числе расчет выслуги лет, официально подтверждающей наличие или отсутствие у лица права на подобную пенсию), лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в Росгвардии - в частности, в Постановлении от 14.01.2016 № 1-П КС РФ признал необходимость восполнения пробела в регулировании вопроса об устранении допущенных при назначении пенсии за выслугу лет ошибок с уче-
12 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL.: http://www-pfrf-ru.ru
том конкретных фактических обстоятельств (при условии добросовестного поведения пенсионера), дабы исключать возложение на гражданина чрезмерного бременя негативных последствий, которые связаны с недостаточностью стажа службы (выслуги лет);
- порядка выплаты ежемесячной денежной компенсации лицам, ставшими инвалидами в результате военной травмы, которые были уволены со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (Постановление КС РФ от 26.05.2015 № 11-П);
- порядка начисления пенсии по случаю потери кормильца, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел - например, в таких ситуациях, по замечанию КС РФ, родителям 2-х и более детей должен быть установлен повышенный размер пенсионного обеспечения (Постановление КС РФ от 19.07.2016 № 16-П);
- условий и порядка пенсионного обеспечения судей, ставших при осуществлении полномочий инвалидами в результате причин, которые не связаны со служебной деятельностью. По мнению КС РФ, подобные изменения необходимы, поскольку не предусмотрено специальное пенсионное обеспечение на случай установления судье инвалидности, которая выступает препятствием для продолжения его профессиональной деятельности, а также не создан адекватный правовой механизм, позволяющий осуществлять преобразование пенсионных прав, которые были приобретены в период осуществления судейских полномочий, в расчетный пенсионный капитал (учитывается период с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года) и индивидуальный пенсионный коэффициент, начиная с 1 января 2015 года, в объеме, который соотносится с размером ежемесячного денежного вознаграждения судьи (Постановление КС РФ от 19.02.2018 № 9-П);
- механизма, направленного на установление гарантий по восстановлению пенсионных прав лица, которое было незаконно и (или) необоснованно подвергнуто уголовному преследованию (Постановление КС РФ от 19.11.2015 № 29-П) и др. 13
Как нам видится, одним из серьезнейших направлений реформирования российского законодательства в исследуемой нами сфере является повышение пенсионного возраста. Уже несколько лет эксперты предлагают различные варианты повышения пенсионного возраста, которые сегодня оцениваются с точки зрения их финансового эффекта и социальных рисков. Наиболее оптимальным вариантом специалисты называют «увеличение пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и до 60 лет для женщин с шагом плюс три месяца к пенсионному возрасту ежегодно в первые четыре года реформы, а далее - ежегодное увеличение по шесть месяцев»14. Многие развитые страны давно перешли 65-летний пенсионный возрастной рубеж, зачастую не учитывая ген-дерный признак и не закрепляя льготного снижения пенсионного возраста для женщин.
16 июня 2018 года Правительство Российской Федерации, реализовало предоставленное ему ч. 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы, предложив внести изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в том числе Федеральные законы «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О страховых пенсиях» и др.), регламентирующие вопросы назначения и выплаты пенсий15 Внесенный законопро-
13 См. подробнее: Новопавловская Е.Е. Доктрина социальных прав и свобод человека и гражданина через призму практики конституционного судопроизводства: от декларации к воплощению: монография / Е.Е. Новопавловская. Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина, 2018. С. 126-134.
14 Законодательная деятельность: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.gosduma.net
15 Российская газета: Интернет-портал. URL: https://rg.ru/2017/12/07/
glava-mer-sviazal-rost-pensij-s-povysheniem-pensionnogo-vozrasta.html
ект № 489161-7 касается повышения нормативного пенсионного возраста. Как следует из его содержания, право на получение страховой пенсии по старости возникает у мужчин по достижении ими 65-летнего возраста и у женщин - 63-летнего возраста. Соответственно, в этой части законопроект предусматривает повышение пенсионного возраста на 5 и 8 лет соответственно для мужчин и женщин. При этом законопроект содержит Приложения к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в котором предусмотрен возраст, по достижении которого возникает право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Так, при достижении в 2019 году лицом возраста возникновения права на назначение пенсии по государственному пенсионному обеспечению по состоянию на 31 декабря 2018 года следует прибавить к нему 12 месяцев (и для мужчин, и для женщин), в 2020 году -24 месяца, 2021 году - 36 месяцев и т.д.
Отдельное внимание в законопроекте уделено регулированию вопроса об исчислении стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, который требуется для назначения пенсии за выслугу лет. Например, если данный вид пенсии назначается в 2018 году, то стаж для ее назначения в соответствующем году должен составлять 16 лет, в 2019 году - 16 лет 6 месяцев, в 2020 году - 17 лет и т.д.
Полагаем, что оценивать законопроект в полной мере пока еще рано, прежде всего, потому, что на момент подготовки настоящей статьи он был принят только в первом чтении и 19 июля 2018 года было принято решение представить поправки к нему. Между тем, позволим себе предположить возможные положительные и отрицательные результаты, которые могут последовать в результате повышения пенсионного возраста. В Письме Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2015 № 03-04-05/29500 «О ставках НДФЛ в отношении различных видов доходов и о возможности повышения пенсионного возраста» констатируется, что анализ экономических, социальных, демографических и иных факторов дает основание признать возможным проведение подобного рода реформирования. В обоснование данного вывода, отмечается, что с 1995 года в России наблюдается стойкая тенденция увеличения продолжительность жизни, как среди мужской, так и женской части населения. И, как следствие - увеличивается период получения ими пенсий. Подобного рода тенденция сохраняется и в настоящее время. В процентном соотношении эти показатели выглядят следующим образом: в 2007 году от общей численности населения России 20,8% составило населения в возрасте старше трудоспособного (мужчины в возрасте 60 лет и старше, женщины в возрасте 55 лет и старше), а в 2014, 2015, 2016 и 2017 годах - соответственно 23,5, 24,0, 24,6 и 25%.
Однако полагаем, что необходимо учитывать и иные критерии: состояние здоровья, уровень инвалидности среди данных возрастных групп и др. Поэтому согласимся с мнением ученых, высказывающих критические оценки повышения пенсионного возраста. Так, Е. Е. Мачульская относит повышение пенсионного возраста и сокращение оснований для назначения досрочных пенсий к числу мер, которые не популярны у российского населения1 .
16 Мачульская Е.Е. Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 36.
Да, повышение пенсионного возраста, с одной стороны, имеет позитивную сторону, поскольку «оттягивая» период выплаты пенсии, государство, тем самым, минимизируют собственные расходы, решая проблемы экономического характера. Но, как верно отмечает А. А. Кожевников, возникают проблемы иного характера, связанные с повышением уровня безработицы, нехваткой рабочих мест для молодежи, поскольку они будут заняты пожилыми людьми, которые вынуждены продолжать трудовую деятельность. Как следствие этого, произойдет обострение проблем демографического характера, в том числе «старение общества», сокращение количества браков, снижение уровня рождаемости и др. [2, с. 5-6]17. Безусловно, что эти проблемы не менее серьезные, которые опять-таки отразятся и на фискальной политике государства, и на уровне жизни общества в целом.
Одним из направлений пенсионной реформы стало и преобразование системы досрочных пенсий, включающее выработку мер, направленных на улучшение условий труда, создание стимулов для работодателей, которые проводят модернизацию рабочих мест, а также улучшают условия труда для своих работников. Речь идет, прежде всего, о формировании экономической мотивации таких работодателей. Впервые в нашей стране пенсионное законодательство фиксирует альтернативный вариант получения досрочной пенсии по старости - в форме негосударственного пенсионного обеспечения.
Весьма полные и обстоятельные рассуждения по этому поводу можно встретить в трудах И.В. Сиваковой, которая точно замечает, что правоотношения досрочного негосударственного пенсионного обеспечения отличаются определенной степенью диспозитивности, поскольку они урегулированы не только нормативными правовыми актами, но коллективным договором, отраслевым (межотраслевым) соглашением, пенсионными правилами фонда, пенсионным договором досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. В этой связи, автор подчеркивает большую гибкость условий негосударственного досрочного пенсионного обеспечения, позволяющую зачастую избегать случаев необоснованного отказа в назначении пенсии по мотиву несоответствия наименования должности или структурного подразделения правительственным спискам1 .
Как мы смогли наглядно пронаблюдать, в последние годы происходит серьезное реформирование пенсионного законодательства, осуществляемое, в том числе под влиянием механизмов конституционного судопроизводства. Формулируя правовые позиции по вопросам пенсионного обеспечения, нередко КС РФ не просто вынужден конкретизировать правовые нормы, но и раскрывать истинный смысл обязанности государства по гарантированию гражданам осуществления
их прав, поскольку пенсионное обеспечение представляет собой важнейший элемент социального обеспечения, предоставляя человеку возможность иметь средства к существованию, необходимые для удовлетворения основных жизненных потребностей.
При общей положительной оценке проводимого реформирования законодательства, оценивать однозначно все нововведения пенсионного законодательства все-таки не стоит, а это значит, что ставить точку в исследовании данной сферы общественных отношений еще рано. Яркое тому, подтверждение - это обращение президента России В.В. Путина к гражданам России 29 августа 2018 года по пенсионному обеспечению. Как справедливо отметил В.В. Путин, что самое главное в этом вопросе должно все быть детально продумано с максимальным учетом интересов всех слоев населения России.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,12%.
Список литературы:
1. Официальная статистика: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru
2. Кожевников А.А. Проблемы правового регулирования социальных отношений при реализации в Российской Федерации пенсионной реформы // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3. С. 3-7.
3. Филипенок А. Минфин подготовил проект пенсионной реформы из шести пунктов // РБК. URL: https://www. rbc.ru/econom ics/28/04/2016/5721564f9a794709 2b0e8382
4. Набиуллина Э.С.: что даст гражданам новая система пенсий // Вести: Экономики. URL: http://www.vestifinance.ru /articles/75542
5. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL.: http://www-pfrf-ru.ru
6. Новопавловская Е.Е. Доктрина социальных прав и свобод человека и гражданина через призму практики конституционного судопроизводства: от декларации к воплощению: монография / Е.Е. Новопавловская. Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И. Д. Путилина, 2018. 229 с.
7. Законодательная деятельность: Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.gosduma.net
8. Российская газета: Интернет-портал. URL: https://rg.ru /2017/12/07/glava-mer-sviazal-rost-pensij-s-povysheniem-pensionnogo-vozrasta.html
9. Мачульская Е.Е. Пенсионные реформы в Европе: можно ли использовать опыт европейских стран в России? // Социальное и пенсионное право. 2017. № 1. С. 34-39.
10. Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости // Социальное и пенсионное право. 2015. № 1. С. 22-26.
17 Кожевников А.А. Проблемы правового регулирования социальных отношений при реализации в Российской Федерации пенсионной реформы // Социальное и пенсионное право. 2017. № 3. С. 5-6.
Сивакова И.В. Новеллы пенсионной реформы: альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости // Социальное и пенсионное право. 2015. № 1. С. 24.