Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ НАБОРОВ LEGO WEDO 2.0)'

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ НАБОРОВ LEGO WEDO 2.0) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

208
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / дети старшего дошкольного возраста / дошкольное образовательное учреждение / образовательная робототехника / конструирование / игровая деятельность. / preschool education / children of senior preschool age / preschool educational institution / educational robotics / designing / game activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Минеев-Ли Виталий Евгеньевич, Невиницына Виктория Сергеевна, Исмаилов Гафуржан Маматкулович

В данной статье рассматривается специфика реализации курса «Образовательная робототехника» с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования на базе дошкольных образовательных учреждений с использованием наборов Lego WeDo 2.0. Автор описывает наборы Lego WeDo 2.0, а также дает рекомендации по работе с ними в дошкольном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Минеев-Ли Виталий Евгеньевич, Невиницына Виктория Сергеевна, Исмаилов Гафуржан Маматкулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF THE COURSE «EDUCATIONAL ROBOTICS» WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS (USING LEGO WEDO 2.0 KITS)

This article deals with the specifics of the implementation of the course «Educational Robotics» with children of senior preschool age in the framework of additional education on the basis of preschool educational institutions using Lego WeDo 2.0 sets. The author describes the Lego WeDo 2.0 sets, and also provides recommendations for working with them in a preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ НАБОРОВ LEGO WEDO 2.0)»

IV Международная научно-практическая конференция

УДК 37.03

Минеев-Ли Виталий Евгеньевич Mineev-Li Vitaly Evgenievich, Невиницына Виктория Сергеевна Nevinicyna Victoriya Sergeevna,

Студенты Students,

Исмаилов Гафуржан Маматкулович Ismailov Gafurzhan Mamatkulovich

кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры технических дисциплин и компьютерной графики Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Technical Disciplines and Computer Graphics

Томский государственный педагогический университет

Tomsk State Pedagogical University

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (С ПРИМЕНЕНИЕМ НАБОРОВ LEGO WEDO 2.0)

THE SPECIFICS OF THE IMPLEMENTATION OF THE COURSE «EDUCATIONAL ROBOTICS» WITH CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL EDUCATION ON THE BASIS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

(USING LEGO WEDO 2.0 KITS)

Аннотация. В данной статье рассматривается специфика реализации курса «Образовательная робототехника» с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования на базе дошкольных образовательных учреждений с использованием наборов Lego WeDo 2.0. Автор описывает наборы Lego WeDo 2.0, а также дает рекомендации по работе с ними в дошкольном образовательном учреждении.

Abstract. This article deals with the specifics of the implementation of the course «Educational Robotics» with children of senior preschool age in the framework of additional education on the basis of preschool educational institutions using Lego WeDo 2.0 sets. The author

IV Международная научно-практическая конференция describes the Lego WeDo 2.0 sets, and also provides recommendations for working with them in a preschool educational institution.

Ключевые слова, дошкольное образование, дети старшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение, образовательная робототехника, конструирование, игровая деятельность.

Keywords: preschool education, children of senior preschool age, preschool educational institution, educational robotics, designing, game activity.

Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что занятия в дошкольном образовательном учреждении должны быть не только познавательными, но и увлекательными, поскольку только так можно заинтересовать детей старшего дошкольного возраста и привить им любовь к науке. Разработчики Lego не понаслышке знают об этом. Серия конструкторов с программным обеспечением WeDo 2.0 предназначена для освоения в старшем дошкольном возрасте. Основная задача, которую ставили инженеры Lego -пробуждение интереса к изучению наук и у старших дошкольников. Конструкторы и сопроводительное программное обеспечение перекликаются с математикой, окружающим миром. Соответственно, представляется целесообразным охарактеризовать специфику реализации курса «Образовательная робототехника» с детьми старшего дошкольного возраста в рамках дополнительного образования на базе дошкольных образовательных учреждений с применением наборов Lego WeDo 2.0.

Занятия с использованием Lego WeDo 2.0 дают возможность научить детей старшего дошкольного возраста:

- проектировать и строить задуманные объекты;

- формулировать вопросы и искать решения практическим путем, что для детей этого возраста естественно и более понятно для восприятия, чем просто слушать «сухие» лекции;

- изучать явления окружающего мира;

- работать в коллективе;

IV Международная научно-практическая конференция - каждый день открывать что-то новое, делать совестные наблюдения и

выводы из них [5; 4, с. 41].

В качестве основы организации работы с продуктами Lego WeDo 2.0

следует выделить принцип практического обучения.

Крайне значимым представляется развитие у ребенка самостоятельного

технического творчества и тренировка коллективной работы. Благодаря

простоте в построении модели вкупе со значительными конструктивными

возможностями конструктора, дети получают возможность увидеть в конце

занятия собственноручно сделанную модель, выполняющую самостоятельно

постановленную ими задачу.

Посредством изучения простых механизмов, дети обучаются работать

руками (развитие точных движений, развитие мелких движений), изучают

принципы работы механизмов, развивают фантазию, элементарное

конструкторское мышление [4, с. 52]. В качестве одной из задач

рассматриваемого обучения выступает знакомство детей с профессией

инженера, перевод их уровня общения с техникой на «ты».

Следует подчеркнуть, что компьютер применяется в качестве средства

управления моделью. Цель его использования заключается в составлении для

собранных моделей соответствующих управляющих алгоритмов. Дошкольники

получают представление о моделировании работы систем, автоматизации

механизмов, особенностях составления программ управления. В качестве другой

важной задачи программы выступает обучение детей грамотному выражению

собственной идеи, проектированию ее программного и технического решения,

ее реализации в виде способной к функционированию модели.

Выделяют ряд основных приемов обучения робототехнике, в частности:

1. Конструирование по образцу, представляющее собой демонстрацию

приемов, используемых для конструирования конструкции или игрушки -робота.

Вначале предусматривается необходимость рассмотрения игрушки и выделения

ее основных частей. После этого совместно с ребенком производится отбор

требуемых деталей конструктора по форме, величине и цвету. Лишь после этого

IV Международная научно-практическая конференция приступают к сборке всех деталей. При этом все осуществляемые действия

сопровождают комментарии и разъяснения взрослого. В частности, педагогом

объясняется способ соединения между собой отдельных частей конструкции или

робота.

2. Конструирование по модели. Следует отметить, что в модели скрыты многие составляющие ее элементы. Детям необходимо самостоятельно определить части, из которых требуется собрать конструкцию или робота. Как модель может использоваться фигура (конструкция) из картона, либо ее изображение. В процессе конструирования по модели происходит активизация образного и аналитического мышления. При этом, перед предложением ребенку конструирования по модели, крайне важно помочь ему в освоении различных конструкций одного и того же объекта.

3. Конструирование по заданным условиям. Детям предлагается комплекс условий для выполнения, в отсутствии демонстрации приемов работы. Иными словами, педагогом не даются способы конструирования, а лишь говорится о практическом применении робота. Ребенок продолжает обучаться анализу образцов готовых поделок, выделению в них существенных признаков, их группировке по сходству ключевых признаков, пониманию зависимости различий основных признаков по размеру и форме от назначения конструкции (заданных условий). В таком случае происходит развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.

4. Конструирование по наглядным схемам и простейшим чертежам. В ходе начального этапа конструирования требуются достаточно простые и подробно расписанные в рисунках схемы. Посредством схем у дошкольников происходит формирование умения не только строить, но и осуществлять выбор верной последовательности действий. Впоследствии дети смогут наряду с конструированием по схеме, также и наоборот, рисовать схему по представленной игрушке-роботу или наглядной конструкции. Иными словами, дошкольники обучаются самостоятельному определению этапов будущей постройки и ее анализу.

IV Международная научно-практическая конференция

5. Конструирование по замыслу. После освоения предыдущих приемов

робототехники, дошкольнику могут конструировать по своему замыслу. В этом случае им предстоит самостоятельно определять тему конструкции и требования, которым такая конструкция должна соответствовать, а также самим находить способы ее создания. Следует отметить, что в конструировании по замыслу творчески используются полученные ранее умения и знания. При этом наряду с мышлением дошкольников, также развивается их творческая активность и познавательная самостоятельность. Благодаря предоставлению детям возможности свободного экспериментирования со строительным материалом, роботы (постройки) становятся все более динамичными и разнообразными [3, с. 129].

Наиболее важная отличительная особенность стандартов ФГОС ДОО заключается в их ориентированности на результаты образования. При этом они рассматриваются на базе системно-деятельностного подхода. Иными словами, процессами обучения и воспитания обуславливается развитие человека не самими по себе, а исключительно в случаях, когда они имеют форму деятельности, способствуя формированию у индивидов определенных типов деятельности. Таким образом, деятельность является внешним условием развития познавательных процессов у детей. Возможность развития ребенка обуславливается необходимостью организации его деятельности. Соответственно, образовательная задача заключается в том, чтобы организовать условия, которые провоцируют действие ребенка. Подобная стратегия обучения легко реализуема в образовательной среде Lego WeDo 2.0, состоящей из комплектов Lego WeDo 2.0, которые специально скомпонованы для групповых занятий, четко сформулированной образовательной концепции и тщательно продуманной системы заданий для детей. Благодаря работе с образовательными конструкторами Lego WeDo 2.0, дошкольники получают возможность узнать в форме познавательной игры множество важных идей и развить навыки, которые необходимы в последующей жизни [2, с. 40]. Следует отметить, что процесс

IV Международная научно-практическая конференция построения модели затрагивает значительное количество проблем из различных

областей знаний - от психологии до теории механики.

Завершением конструирования по робототехнике, как правило, выступает игровая деятельность. Дошкольниками роботы используются в играх-театрализациях, в сюжетно-ролевых играх. Таким образом, дети шаг за шагом, последовательно развивают логическое мышление и собственные конструкторские навыки в виде разнообразных экспериментальных и игровых действий, у них происходит формирование умения пользоваться схемами, чертежами, инструкциями.

Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что, применяя в процессе обучения набор для старших дошкольников Lego WeDo 2.0, педагог дошкольного образовательного учреждения значительно облегчает процесс объяснения дисциплин, которые дети понимают и воспринимают по-разному. Конструкторы помогают погрузиться в игровой процесс, в котором детям проще понимать окружающий мир. Одновременно с этим происходит знакомство с основными предметами будущей школьной программы.

Освоение программирования, проектирования и совместной работы в команде готовит детей к следующей ступени обучения - курсу начальной школы, где на помощь придут более сложные и интересные наборы Lego Mindstorms Education EV3.

Библиографический список:

1. Емельянова И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами Лего-конструирования и компьютерно -игровых комплексов: учеб.-метод. пос. для самост. работы студентов. -Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011. - 131 с.

2. Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающихся / Г. М. Исмаилов, В. Е. Минеев-Ли, Л. В. Скорнякова, А. Е. Ли, С. С. Исмаилова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - №3(35). - С. 128-133

IV Международная научно-практическая конференция

3. Фешина, Е. В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для

педагогов. - Москва : Сфера, 2019. - 136 с.

4. Филиппов, С. А. Робототехника для детей и родителей. - Санкт-Петербург : Наука, 2010. - 195 с.

5. Ходаковская М.В. Рабочая программа дополнительного образования по робототехнике на базе конструктора Lego Euycation WeDo. - 13.01.2019. -Электронный ресурс. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/ 01/13/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-po-robototehnike-na. Дата обращения: 30.01.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.