«Вопросы развития современной науки и техники»
УДК 373.31
Минеев-Ли Виталий Евгеньевич Mineev-Li Vitaly Evgenievich, Шаповалова Юлия Юрьевна Shapovalova Yuliya Yurevna,
Студенты Students,
Коллегов Артем Константинович Colleagues Artem Konstantinovich
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии образования Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology of Education Томский государственный педагогический университет
Tomsk State Pedagogical University
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ НАБОРОВ LEGO WEDO 2.0
FEATURES OF THE IMPLEMENTATION OF THE DIRECTION «EDUCATIONAL ROBOTICS» IN PRIMARY SCHOOL WITH THE USE OF
LEGO WEDO 2.0 SETS
Аннотация. В данной статье речь идет об особенностях реализации направления «Образовательная робототехника» в начальной школе с применением наборов Lego WeDo 2.0. Автор дает характеристику данного направления, цели и задачи программы Lego WeDo 2.0, а также основные знания, навыки и умения, которыми овладеют школьники в процессе ее реализации.
Abstract. In this article, we are talking about the features of the implementation of the "Educational Robotics" direction in primary schools using Lego WeDo 2.0 kits. The author describes this direction, the goals and objectives of the Lego WeDo 2.0 program, as well as the basic knowledge, skills and abilities that students will master in the process of its implementation.
Ключевые слова, начальная школа, образовательная робототехника, учащиеся, программа, младшие школьники, деятельность, задачи.
Keywords: primary school, educational robotics, students, program, primary school students, activities, tasks.
III Международная научно-практическая конференция
Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в
настоящий период времени такое направление деятельности, как робототехника, приобретает все большую популярность. Соответственно, необходимо начинать знакомить учащихся с данным направлением деятельности уже в начальной школе. Кроме того, робототехника, как правила, очень интересна школьникам. Соответственно, представляется целесообразным охарактеризовать особенности реализации направления «Образовательная робототехника» в начальной школе с применением наборов Lego WeDo 2.0, что может быть осуществлено на базе программы «Робототехника: Lego WeDo 2.0», предназначенной для учащихся начальной школы.
Общеразвивающая образовательная программа дополнительного образования детей «Робототехника: Lego WeDo 2.0» имеет техническую направленность. Программа предназначена для обучающихся первого года обучения.
Актуальность данной программы заключается в том, что в современном мире технический прогресс шагнул далеко вперёд. Достижения в области электроники позволили создать миниатюрные и многофункциональные устройства, которые призваны помогать человеку в решении повседневных задач или служить средством проведения досуга или отдыха. Для работы этих устройств были разработаны специальные чипы: процессоры, микроконтроллеры. Микроконтроллер является основной деталью, он управляет устройством, следуя по шагам, написанным в программе. Для связи с другими цифровыми или аналоговыми устройствами были разработаны интерфейсы и протоколы, но всё это хорошо скрыто от глаз обычного пользователя за яркими приложениями и удобными кнопками.
Новизна программы заключается в использовании электронных учебно-методических комплексов, для повышения качества образования, а также в использовании на занятиях новых технологий преподавания, таких как, формирование у школьников общего умения решать задачи, создавать и использовать электронные устройства, программировать и управлять ими.
«Вопросы развития современной науки и техники»
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы из потребителей цифрового контента (игр, мультфильмов) превратить ребят в творцов.
Отличительные особенности программы данной программы состоят в следующем:
- учащиеся получают новую информацию и поддержу педагога в тот момент, когда чувствуют в них необходимость;
- практически все время занятия посвящено практике, школьники стараются сами решить поставленные задачи. Если что-то не получается, педагог задает наводящий вопрос или дает небольшую подсказку, но доделать задание учащийся должен сам;
- младшие школьники в рамках данной программы изучают не только программирование, но и электронику, изучают механизмы;
- программа дает возможность обучающимся приобретать не только прочные практические навыки владения компьютерными программами, но и развиваться как творческой личности [4].
Сроки реализации программы - год. Занятия по данной программе рассчитаны на 56 часов: 1 раз в неделю по 2 академических часа. Каждое занятие включает в себя и теорию, и практику, а также индивидуальное общение педагога с обучающимся, работа в группе.
Цель программы: развитие творческих способностей и аналитического мышления, навыков созидательной деятельности, работы в команде, подготовка ребят для обучения в классе технической направленности, знакомство с основами программирования на LegoWeDo 2.0, созданием своих проектов, решения алгоритмических задач.
Задачи:
1. Обучающие:
- изучение конструктора Lego «WeDo 2.0»;
- изучение различных передач и механизмов;
- обучение работе с интерфейсами платформы посредством подключения
III Международная научно-практическая конференция внешних устройств и написания коротких демонстрационных программ;
- поиск путей решения поставленной задачи.
2. Развивающие:
- развитие творческих способностей;
- развитие интереса, увлеченности в процесс и, как следствие, лучшее усвоение языка программирования;
- развитие способности к поиску нестандартных путей решения поставленной задачи;
- развитие навыков работы в команде.
3. Воспитательные:
- воспитание волевых и трудовых качеств;
- воспитание внимательности к деталям, связанным с программированием и работе с электроникой;
- воспитание уважительного отношения к товарищам, взаимопомощи [1].
В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:
- составляющие набора Lego WeDo 2.0;
- названия основных деталей конструктора;
- программное обеспечение Lego WeDo 2.0;
- работу основных механизмов и передач [3, с. 112].
В процессе обучения по данной программе младшие школьники научатся:
- работать с программным обеспечением Lego WeDo 2.0;
- собирать простые схемы с использованием различных деталей Lego;
- собирать динамические модели;
- работать в группе [2, с. 105].
Данная программа может быть реализована как в рамках внеклассных занятий, так и на уроках технологии, в зависимости от требований конкретного учреждения основного общего образования.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация направления «Образовательная робототехника» в начальной школе с применением наборов Lego WeDo 2.0 даст возможность не просто ознакомить младших школьников с
«Вопросы развития современной науки и техники» основами робототехники, но также и заинтересовать их в дальнейшем
совершенствовании в рамках данного направления в более старшем возрасте.
Библиографический список:
1. Васенина Е.В. Использование робототехники Lego WeDo в исследовательской деятельности. - 11.03.2019. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2019/03/11/ispolzovanie-robototehniki-lego-wedo-v-issledovatelskoy. Дата обращения: 30.01.2021.
2. Корягин А.В., Смольянинова Н.М. Образовательная робототехника (Lego WeDo). - М.: ДМК Пресс, 2016. - 254 с.
3. Табакаева А.А. Применение конструкторов lego WeDo 2.0 в школьной образовательной робототехнике // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2017. - №9 (17). - С. 111-113.
4. Юсупова К.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника LegoWeDo 2.0». -27.09.2018. - Электронный ресурс. - Режим доступа: https://infourok.ru/ dopolnitelnaya-obscheobrazovatelnaya-obscherazvivayuschaya-programma-tehnicheskoy-napravlennosti-robototehnika-legoedo-3259101.html. Дата обращения: 30.01.2021.