Научная статья на тему 'Специфика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения'

Специфика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения»

деятельности студентов, аспирантов; презентация новых направлений исследования.

Формы участия: научно-практическая

конференция; Интернет-конференция; презентация сборников научных трудов; авторские консультации; творческих отчет научных лабораторий; тренинги.

Этот фестиваль подводит итоги научного творчества студентов в течение года. В ходе фестиваля науки проводятся научно-практические конференции в соответствии с тематикой, определяемой кафедрами института, выставки научных и прикладных разработок, осуществлявшихся в ходе профессиональных практик студентов, представления проектов исследований, планируемых к осуществлению. Ежегодно по итогам работы за год Институт педагогики и психологи выпускает сборник научных трудов студентов и аспирантов.

Фестиваль фестивалей.

Это - своеобразное подведение итогов года, на которое приглашаются все студенты, преподаватели,

друзья Института педагогики и психологии. Здесь происходит награждение наиболее отличившихся студентов в различных сферах деятельности, представление новых педагогических коллективов ЗДОЦ. В связи с окончанием «Школы профессионального вожатого» представляют программы смен и получают «Летние путевки». Также этот фестиваль призван помочь каждому увидеть результаты и перспективы собственного роста.

Программа рассчитана на студентов института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени H.A. Некрасова, обучающихся по специальностям «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика начального образования». Также в ее реализации принимают участие аспиранты, молодые преподаватели, Института педагогики и психологии, партнеры ИПП. Адресатами социальных акций являются различные категории детей и молодежи Костромской области.

И.Н. Кулезнева

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Одним из главных факторов, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения выше обозначенного вопроса. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие - на обновлении содержания подготовки, третьи - на усилении практической направленности подготовки и т.п. Однако, по нашему мнению, заслуживает внимания решение проблемы повышения качества подготовки специалистов посредством оазвития их профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и

разносторонне изучаемым феноменом. Тем не менее, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений не проводилось. Между тем развитие и модернизация подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования является одной из ключевых проблем современной науки и практики.

Современная отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука имеет достаточно обширный багаж знаний относительно проблемы профессиональной идентичности.

Если теоретическое и экспериментальное осмысление, собственно «появление проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями» в 20 веке [2, с. 158], то многосторонний, полиаспектный анализ данной проблемы начался еще задолго до этого.

Понятие «идентичность» происходит от

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© И.Н. Кулезнева, 2007

позднелатинского слова identicus, и обозначает «тождество, совпадение двух предметов или понятий» [3]. Традиционно введение в научный - психологопедагогический оборот данного понятия связывают с деятельностью основоположника психоанализа

З.Фрейда. Однако Фрейд говорил не об идентичности, как таковой, а о понятии «идентификация» (нем. Identifizierung), под которым он понимал «уподобление Я чужому Я, вследствие чего первое Я в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, принимает его в известной степени в себя. Идентификация - очень важная форма связи с другим лицом, вероятно, самая первоначальная, но не то же самое, что выбор объекта» [6].

Собственно же понятие «идентичность», с введения которого началась разработка проблемы идентичности в психологических, социологических, педагогических исследованиях в XX веке, ввел в научный оборот Э.Эриксон. Под идентичностью он понимал «относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени». [Erikson E.H., 1956, 1980]

Когда исследователи говорят об идентичности как о феномене, то они имеют ввиду два важных момента уникальности данного понятия. Во-первых, когда Э.Эриксон определял содержание идентичности, он говорил об уникальности того личностного содержания, которое описывается с помощью понятия идентичность.

Во-вторых, уникальность понятия идентичность определяется высокой социальной значимостью, которую приобретает проблема идентичности в современном обществе. Так, словам Н.В.Антоновой, «в контексте последних социальных изменений усиливается интерес к проблеме выбора, самовыражения. В западной культуре свобода самовыражения и выбора традиционно ассоциируется с проблемой личностной идентичности» [1, с. 131].

Для исследований в этой области характерно выделение двух типов идентичности - личностной и социальной. При том, что в основе этих исследований лежит рассмотрение феномена личностной идентичности, последняя формируется на основе идентичности социальной, являясь, по словам

Н.В.Антоновой, «вторичной по отношению к социальной идентичности» [1, с. 142].

При этом, начиная с исследований Эриксона, динамичность идентичности проявляется в том, что она

оазвивается на протяжении всей жизни человека. При этом большинство исследователей придают подростковому - юношескому возрасту первостепенную значимость. Развитие идентичности происходит, по словам Н.В.Антоновой, «нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении» [1, с. 142].

Анализируя исследования проблемы

идентичности в исследованиях зарубежных авторов, значительная роль в этом процессе отводится подростковому возрасту. Рассматривая отечественные исследования проблемы формирования идентичности, отметим исследование, проведенное О.О.Савиной [5]. Автор выделяет два показателя, характеризующих изменения идентичности в этом возрасте. Первый - это «устойчивость представлений о собственной личности во времени», второй - «готовность к принятию решения в значимых сферах жизни» [5, с.85-86].

Важно отметить, что среди факторов, влияющих на развитие идентичности в подростковом возрасте, автор, особо отмечая фактор влияния ближайшего социального окружения, пишет, что «для формирования идентичности на этапе подросткового и юношеского возраста важно иметь четкие, согласованные представления о тех требованиях, которые предъявляет ближайшее окружение. Игнорирование воздействий окружения приводит к неготовности принимать решения, расплывчатости и неустойчивости представлений о собственной личности» [5, с.112].

Рассматривая профессиональную идентичность в контексте соотношения личностной и социальной, групповой идентичности, следует отметить, что механизмы социальной идентификации, описанные в работах Н.Л. Ивановой, Н.М. Лебедевой, Г.М. Андреевой, И.Ю. Дьяконова, М.Л. Бутовской и др. вполне могут быть применены к рассмотрению проблемы содержания и динамики развития профессиональной идентичности, как более частного случая социальной идентификации.

В самом общем виде профессиональная идентичность может быть обозначена как один из видов идентичности социальной, наравне с идентичностью экономической, гендерной, территориальной и т.д. Однако, в сравнении с последними, профессиональная идентичность, как психолого-педашгическая проблема, получила гораздо большее распространение в научных исследованиях.

Так, Л.Б.Шнейдер определяет профессиональную

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Спецвыпуск, 2007

91

идентичность как категорию, «которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу».

Ю.П.Поваренков предлагает понимать профессиональную идентичность, во-первых, как «ведущую тенденцию профессионального становления личности и показатель уровня развития субъекта профессионального пути», во-вторых, как «определенное эмоциональное состояние человека, имеющее ярко выраженную положительную окраску», и, в-третьих, как «подструктуру личности, представленную на уровне субъекта профессионального пути в форме функциональной системы, ориентированной на достижение профессиональной идентичности» [4, с.80]. Само же понятие профессиональной идентичности понимается автором как «значимость для индивида профессии и профессионализации в целом как средства удовлетворения своих потребностей и реализации, развития потенциала» [4, с.87]. Таким образом здесь, как и у Л.Б.Шнейдер, соотношение понятий профессия и профессиональная идентичность определяется тем, что профессия является формой деятельности человека, в условиях которой и происходит развитие профессиональной идентичности.

Рассмотрев определения понятия профессиональной идентичности мы можем на их основе сделать ряд выводов. С одной стороны, профессиональную идентичность можно определять как один из видов идентичности социальной в том смысле, что она состоит в идентифицировании человека с вполне определенным профессиональным сообществом, с профессией как социальным институтом. С другой стороны, профессиональная идентичность является продолжением более общего личностного самоопределения человека, когда профессия является лишь одним из средств социализации и индивидуализации человека. Но, так или иначе, профессиональная идентичность всегда развивается в условиях вполне определенного профессионального сообщества, с которым человек себя идентифицирует, принимая его ценности, нормы, правила и т.д.

Проводя дальнейший анализ содержания профессиональной идентичности, Ю.П.Поваренков выделил так называемые «индексы профессиональной идентичности» и обозначил их следующим образом: «удовлетворенность трудом, профессией,

профессиональная самооценка, сформированность профессионального менталитета, ценностноориентационное единство и ряд других» [4, с. 107].

Используя, таким образом, указанные «индексы», можно сделать вывод о степени сформированности профессиональной идентичности и особенностях ее развития. Причем компонентный состав профессиональной идентичности не меняется на различных стадиях профессионального развития. В различные периоды профессионального развития происходит их неравномерное формирование, а в качестве ведущих выступают те или иные компоненты профессиональной идентичности.

Многокомпонентность структуры

профессиональной идентичности основывается на трех ее основных компонентах. В основе каждого из них лежит механизм личностного принятия выбираемой или реальной профессии. Первый компонент - это принятие себя как профессионала - реального или будущего. Ведущим показателем принятия себя выступает реальная или прогнозируемая профессиональная самооценка, то есть оценка человеком себя как реального или будущего работника.

В качестве второго компонента профессиональной идентичности выделяется отношение человека к содержанию выбираемой или реальной профессии. Показателем отношения к профессии традиционно выступает удовлетворенность ею, выступающая через поиск человеком возможностей удовлетворения своих потребностей посредством выбираемой или реальной профессией.

Третьим компонентом профессиональной идентичности выступает принятие профессионального сообщества, механизмом которого является соотнесение собственных интересов, ценностей, идеалов и т.п. с ценностями, идеалами профессионального сообщества.

В связи с вышесказанным процесс изучения особенностей профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения предполагает изучение компонентов профессиональной идентичности. А именно, анализ общего уровня развития каждого компонента в период обучения студента в среднем специальном учебном заведении, анализ особенностей развития компонентов на отдельных курсах обучения, анализ общего уровня развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения. Это позволит охарактеризовать специфические особенности

92

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

В качестве экспериментальной выборки исследования выступили студенты Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления» (г. Ярославль), обучающиеся по специальностям:

-230103 Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям);

- 080802 Прикладная информатика (по отраслям).

Выбор методов эмпирического исследования

осуществлялся в соответствии с логикой теоретического анализа структуры профессиональной идентичности. В ходе разработки программы эмпирического исследования было выбрано пять методик, позволяющих осуществить диагностику уровня развития каждого компонента профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

Проведя опытное исследование

профессиональной идентичности студентов ССУЗа на базе ФГОУ СПО «Ярославский межрегиональный колледж градостроительства и управления» сделаны следующие выводы:

- специфика профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения проявляется в особенностях структуры и динамики развития отдельных ее компонентов.

Профессиональная самооценка характеризуется ростом с первого по второй курсы и спадом со второго по четвертый курсы; изменением представлений об идеальном образе профессионала и степени своего соответствия данному образу; схожей динамикой развития профессиональной самооценки и профессиональной критичности.

Удовлетворенность выбранной профессией характеризуется качественным ростом ее показателей от первого ко второму курсу и резким (также качественным) спадом со второго по четвертый курсы; крайне низким уровнем удовлетворенности профессией у студентов; доминированием при оценке возможностей профессии удовлетворять потребности учащихся в первую очередь внешних признаков профессии.

Принятие ценностей профессионального сообщества характеризуется тем, что для всех студентов

среднего специального учебного заведения наиболее значимыми ценностями являются

квалифицированность, активность и ответственность; снижением ценностного единства от первого к четвертому курсу; средней степенью реализованности.

• сравнительный анализ компонентов профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения позволяет выявить общую динамику ее развития: профессиональная идентичность имеет устойчивую тенденцию спада при отсутствии целенаправленной работы по ее развитию, что является специфической особенностью профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

Проведенный анализ общего уровня развития профессиональной идентичности свидетельствует о необходимости разработки и проведения специальной организационно-педагогической работы, направленной на повышение уровня развития компонентов профессиональной идентичности.

Библиографический список

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. - 1996. - №1. -С.131-143.

2. Заковоротная М.В. Идентичность человека.: Социально-философские аспекты. - Ростов / Д: СевероКавказский науч. центр высш. школы, 1999. - 221 с.

3. Большая Советская Энциклопедия: в 30-ти т. Т.10 - М.: Советская Энциклопедия, 1972. - 592 с.

4. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М.: Изд-во У РАО, 2002. - 160с.

5. Савина О.О. Психологический анализ становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте (условия, структура, динамика, типология): Дисс. ... канд. психол. наук - М., 2003. -179 с.

6. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

7. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ. - 1996 - 592 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. -М.: Прогресс, 1996. - 344с

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Спецвыпуск, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.