Научная статья на тему 'Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения'

Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулезнева И. Н.

Статья содержит анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме идентичности, в которой обосновывается сущность понятий «идентичность», «профессиональная идентичность»; определяется значимость развития профессиональной идентичности в процессах социализации, профессионального самоопределения и так далее; обобщены результаты исследования уровня развития и динамики профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения»

условий для осмысления педагогами собственных образовательных потребностей. То есть фасилитатору необходимо выяснить, чему хотят научиться педагоги? Интересна ли им тематика курсов? Какие вопросы беспокоят педагогов? Какие профессиональные проблемы они хотели бы решить в процессе курсовой подготовки?

2. Поиск ресурсных возможностей для удовлетворения запроса. С целью удовлетворения запросов педагогов фасилитатору необходимо осуществить поиск источников информации, которые помогут им учиться так, чтобы найти ответы на интересующие вопросы. В качестве источников могут выступать сам фасилитатор, окружающие люди, а также учебные пособия, книги, ресурсы Интернета.

3. Создание учебной атмосферы. Создание учебной атмосферы осуществляется посредством формирования и обогащения ин-формационно-образователь-ной среды, освоения педагогами способов работы в ин-формационно-образователь-ной среде, ин-формационно-методичес-кого сопровождения педагогов, основанного на рефлексии и само-рефлексии их учебной деятельности.

Выполнение преподавателем роли фа-силитатора помогает ему осуществлять под-

ход к слушателям, ориентированный на их

личность и направленный на создание условий для профессионального саморазвития.

Библиографический список

1. Большой Российский энциклопедический словарь [Текст] - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Глуханюк, Н.С. Психологические основы развития педагога как субъекта профессионализации [Текст]: дис. докт. псих. наук / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург, 2001. - 297 с.

3. Елисеев, В.К. Становление и развитие рефлексивной культуры учителя как субъекта педагогической деятельности [Текст]: автореф. дис. ... докт. пед. наук - Москва, 2005. - 42 с.

4. Кашапов, М.М. Психология профессионального педагогического мышления (методология, теория, практика) [Т екст] / М.М. Кашапов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003. - С. 73-143.

5. Колесникова, И. А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии [Текст]: курс лекций по философии педагогики / И. А. Колесникова - СПб.: «ДЕТ СТВО-ПРЕСС», 2001. - 288 с.

6. Кулюткин, Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: проблемные очерки [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 96 с.

И.Н. КУЛЕЗНЕВА

Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения

Статья содержит анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме идентичности, в которой обосновывается сущность понятий «идентичность», «профессиональная идентичность»; определяется значимость развития профессиональной идентичности в процессах социализации, профессионального самоопределения и так далее; обобщены результаты исследования уровня развития и динамики профессиональной идентичности студентов среднего профессионального учебного заведения.

The article contains the analysis of the domestic and foreign psychological and pedagogical literature on the problem of identity in which the essence of concepts "identity", "professional identity " is proved; the importance of development of professional identity in process of socialization, professional self-determination and so on is determined; results of the research of a level of development and dynamics of professional identity of students of secondary professional educational institution are generalized.

Одним из главных факторов, опреде- разрабатываются все новые подходы, техно-

ляющих происходящие изменения в системе логии, методики решения выше обозначенной

профессионального образования, является задачи. Одни из них основываются на ис-

повышение уровня профессионализма выпу- пользовании новых информационных техно-

скников учреждений профессионального об- логий в подготовке квалифицированных спе-

разования на основе формирования опреде- циалистов, другие - на обновлении содержа-

ленных профессиональных компетенций. В ния подготовки, третьи - на усилении прак-

психолого-педагогической науке и практике тической ее направленности и т.п. Однако, по

нашему мнению, заслуживает особого внимания решение проблемы повышения качества подготовки специалистов посредством развития их профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и разносторонне изучаемым феноменом. Тем не менее, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений не проводилось.

Между тем современная отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука имеет достаточно обширный багаж знаний относительно проблемы профессиональной идентичности.

Если теоретическое и экспериментальное осмысление, собственно «появление проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями» в XX веке [3. С. 158], то многосторонний, полиаспектный анализ данной проблемы начался еще задолго до этого.

Понятие «идентичность» происходит от позднелатинского слова identicus и обозначает «тождество, совпадение двух предметов или понятий» [2. С. 256]. Традиционно введение в научный (психолого-педагогический) обиход данного понятия связывают с деятельностью основоположника психоанализа З. Фрейда. Однако он говорил не об идентичности как таковой, а о понятии «идентификация» (нем. Identifizierung), под которым понимал «уподобление Я чужому Я, вследствие чего первое Я в определенных отношениях ведет себя как другое, подражает ему, принимает его в известной степени в себя. Идентификация - очень важная форма связи с другим лицом, вероятно, самая первоначальная, но не то же самое, что выбор объекта» [4. С. 282-283].

Собственно же понятие «идентичность», с появления которого началась разработка проблемы идентичности в психологических, социологических, педагогических исследованиях в ХХ веке, ввел Э. Эриксон. Под идентичностью он понимал «относительно продолжительное, но не обязательно стабильное восприятие себя как уникального, когерентного, единого во времени» [7. С. 105].

Когда исследователи говорят об идентичности как о феномене, то они имеют в ви-

ду два важных аспекта уникальности данного понятия.

Во-первых, когда Э. Эриксон определял содержание идентичности, он говорил об уникальности того личностного содержания, которое описывается с помощью понятия идентичности.

Во-вторых, уникальность понятия «идентичность» определяется высокой социальной значимостью, которую приобретает проблема идентичности в современном обществе. Так, по словам Н.В. Антоновой, «в контексте последних социальных изменений усиливается интерес к проблеме выбора, самовыражения. В западной культуре свобода самовыражения и выбора традиционно ассоциируется с проблемой личностной идентичности» [1. С. 131].

Для исследований в этой области характерно выделение двух типов идентичности: личностной и социальной. При том, что в основе этих исследований лежит рассмотрение феномена личностной идентичности, последняя формируется на основе идентичности социальной, являясь, по словам того же исследователя, «вторичной по отношению к социальной идентичности» [1. С. 142].

При этом, начиная с исследований Э. Эриксона, динамичность идентичности усматривается в том, что она развивается на протяжении всей жизни человека. Большинство исследователей придают подростковоюношескому возрасту первостепенную значимость. Развитие идентичности происходит «нелинейно и неравномерно, проходит через преодоление кризисов идентичности, может идти как в прогрессивном, так и в регрессивном направлении» [1. С. 142].

В отечественной науке проблема профессиональной идентичности получила достаточно широкое распространение. Актуальность обращения к ней вызвана не только рассмотрением теоретических вопросов о понятии и содержании профессиональной идентичности, но и ее высокой практической значимостью, непосредственно связанной с проблемами эффективности трудовой деятельности, профессиональной адаптации, профессионального обучения, профессионального развития в целом.

В самом общем виде профессиональная идентичность может быть обозначена как один из видов идентичности социальной, наравне с идентичностью экономической, гендерной, территориальной и т.д. Однако, в сравнении с последними, профессиональная

идентичность как психолого-педагогическая проблема получила гораздо большее распространение в научных исследованиях.

Так, Л.Б. Шнейдер определяет профессиональную идентичность как категорию, «которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу» [5. С. 113].

Рассмотрев различные определения понятия профессиональной идентичности, мы можем на их основе сделать ряд выводов. С одной стороны, профессиональную идентичность можно определять как один из видов идентичности социальной в том смысле, что она состоит в идентифицировании человека с вполне определенным профессиональным сообществом, с профессией как социальным институтом. С другой стороны, профессиональная идентичность является продолжением более общего личностного самоопределения человека, когда профессия является лишь одним из средств социализации и индивидуализации человека. Но так или иначе, профессиональная идентичность всегда развивается в условиях вполне определенного профессионального сообщества, с которым человек себя идентифицирует, принимая его ценности, нормы, правила и т.д.

Анализ работ отечественных исследователей, посвященных изучению проблемы профессиональной идентичности, показал, что в ее структуре могут быть выделены три компонента. Первый - это отношение человека к себе как к профессиональному работнику, принятие себя как реального или будущего профессионала. Данный компонент выражается в том, как человек оценивает свои профессиональные возможности, способности, свой профессиональный потенциал, это профессиональная самооценка.

В качестве второго компонента профессиональной идентичности выделено отношение человека к той профессии, которую он выбрал или еще только собирается выбрать. В нашем случае этот компонент выражается в отношении студентов именно среднего специального учебного заведения к будущей профессии. Показателем отношения к профессии - к ее содержанию, мотивационным, когнитивным, ценностным особенностям и т.п., - является профессиональная удовлетворенность, которая заключается в нахождении возможностей удовлетворять свои потребности с помощью выбираемой профессии.

И в качестве третьего компонента профессиональной идентичности нами было определено отношение человека к ценностям, нормам, идеалам того профессионального сообщества, в рамках которого он будет осуществлять свою профессиональную деятельность. Механизмом реализации данного компонента профессиональной идентичности в реальной профессиональной образовательной деятельности человека выступает процесс соотнесения собственных интересов, ценностей, идеалов, норм с интересами, ценностями, идеалами, нормами того профессионального сообщества, в котором человек осуществляет либо предполагает осуществлять собственную профессиональную деятельность.

Таким образом, процесс изучения особенностей профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения предполагает подробное рассмотрение ее компонентов, то есть анализ общего уровня развития каждого компонента в период обучения студента в среднем специальном учебном заведении, анализ особенностей развития компонентов на отдельных курсах обучения, анализ общего уровня развития профессиональной идентичности студентов

среднего специального учебного заведения. Это позволит охарактеризовать специфические особенности профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

Для изучения динамики развития профессиональной идентичности студентов

среднего профессионального учебного заведения нами было проведено специальное исследование.

В качестве экспериментальной выборки исследования выступили студенты Федерального государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Ярославский межрегиональный

колледж градостроительства и управления» (г. Ярославль).

Общая численность выборки исследования составила 179 студентов. Численность студентов, принявших участие в эмпирическом исследовании, говорит о том, что выборка является репрезентацией генеральной совокупности.

Методы исследования

Выбор методов эмпирического исследования осуществлялся в соответствии с логикой теоретического анализа структуры профессиональной идентичности. В ходе разработки программы данного исследования

было выбрано пять методик, позволяющих осуществить диагностику уровня развития каждого компонента профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

Профессиональная самооценка

С целью диагностики особенностей развития профессиональной самооценки студентов среднего специального учебного заведения были использованы следующие методики:

1. Методика изучения самооценки Будасси

Цель методики - изучение индивидуальных особенностей профессиональной самооценки.

Проведение методики предполагает два этапа. На первом этапе испытуемым предлагается ознакомиться с набором определенных личностных характеристик, используемых для положительной или отрицательной оценки человека как работника. После ознакомления с набором личностных характеристик испытуемому предлагается выбрать от 10-ти до 20-ти характеристик, отражающих его представление об идеале профессионала, а затем выбрать из того же списка от 10-ти до 20-ти характеристик, составляющих его представление об антиидеале профессионала.

На втором этапе проведения методики испытуемому предлагается отметить те личностные характеристики, которые, по его мнению, присущи ему как профессионалу.

2. Методика изучения уровня и адекватности профессиональной самооценки Дембо-Рубинштейна

Цель методики - изучение уровня и адекватности профессиональной самооценки.

Перед испытуемыми находится бланк с 12-ю вертикально расположенными шкалами. Полюса каждой шкалы обозначены парой противоположных качеств (например: коммуникабельный - замкнутый, тактичный -бестактный и т.д.). Испытуемым предлагается отметить на каждой шкале уровень развития той или иной личностной характеристики, присущей, по их мнению, профессионалу. После того, как все шкалы будут отмечены, испытуемые должны отметить на каждой шкале уровень развития каждой личностной характеристики у себя.

Удовлетворенность профессией

С целью диагностики уровня удовлетворенности выбираемой профессией была использована следующая методика.

3. Методика «Принятие профессии»

Цель методики - диагностика удовлетворенности выбираемой профессией.

Испытуемым предлагается выделить и записать в столбик 15 признаков, которыми, по их мнению, должна обладать привлекательная для них профессия. Затем испытуемые должны из перечисленных ими признаков выбрать те, которые, на их взгляд, реально присутствуют в выбираемой ими профессии на данный момент времени.

Принятие ценностей профессионального сообщества С целью диагностики особенностей принятия ценностей профессионального сообщества были использованы следующие методики:

4. Методика «Смысло-жизненные ориентации» С ЖО) Д.Н. Леонтьева

Цель методики - изучение индивидуальных и групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры жизнедеятельности.

Методика состоит из двух частей: «СЖО-1» и «СЖО-2».

А. «СЖО-1»

Испытуемым предлагается набор положительных личностных характеристик, проявляющихся в поведении людей. Из этого набора испытуемые должны выбрать ту из характеристик, которая, по их мнению, является наиболее ценной при любых обстоятельствах, и поставить в скобках слева от нее цифру 1. Затем необходимо выбрать следующую по значимости характеристику и поставить в скобках слева от нее цифру 2 и так далее до наименее значимой, которая получит номер 18. Затем испытуемым предлагается в процентах (от 0% до 100%) оценить, насколько каждая из предлагаемых личностных характеристик уже реализована в их жизни, поставив в скобках справа от нее соответствующую цифру в процентах.

Б. «СЖО-2»

Испытуемым предлагается набор целей, к которым могут стремиться в своей жизни люди. В первую очередь испытуемые должны выбрать наиболее значимую, по их мнению, цель, поставив в скобках слева от нее цифру 1. Затем необходимо выбрать следующую по значимости цель и поставить слева от нее цифру 2 и так далее до наименее значимой цели, слева от которой будет поставлена цифра 18.

Далее испытуемые должны оценить, насколько каждая из предложенных целей является уже реализованной в их жизни, и

поставить в скобках справа от нее соответствующую цифру в процентах (от 0% до 100%).

5. Методика «Ценностно-ориентационное единство» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфрие-ва

Цель методики - исследование ценностей профессионального сообщества.

Испытуемым предлагается набор личностных характеристик, используемых для оценки человека как работника. Испытуемые должны выбрать из этого списка 10 таких характеристик, которые являются, по их мнению, наиболее значимыми для работы человека в профессиональном коллективе. После этого испытуемые должны расположить выбранные характеристики в порядке убывания их значимости следующим образом: наиболее важная характеристика получит первое место, менее значимая - второе место и так далее до десятого места.

Помимо представленных пяти методик диагностики профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения в ходе эмпирического исследования осуществлялся анализ академической успеваемости студентов (отметки студентов за экзамены по профилирующим предметам) и анализ экспертных оценок успешности обучения студентов в среднем специальном учебном заведении (балльная оценка, выставляемая преподавателями учебного заведения и отражающая уровень знаний, профессио-

нальных способностей и профессиональной пригодности студентов).

Цель изучения академической успеваемости и экспертных оценок состоит в том, чтобы определить эффективность развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения.

Используемые в нашем диссертационном исследовании методики являются валидными и надежными.

На рисунке 1 представлены результаты проведенного анализа особенностей развития каждого компонента профессиональной идентичности. Уровень развития каждого компонента имеет относительные баллы по причине того, что итоговые показатели по каждой используемой методике обладают различной степенью выраженности.

Исходя из данных рисунка 1, можно сделать вывод о том, что наибольшим изменениям на протяжении всего процесса обучения подвержено ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) студентов среднего специального учебного заведения. Причем наиболее существенные изменения происходят в период между вторым и четвертым курсами.

Начиная со второго курса обучения, в уровне принятия студентами ценностей, норм, правил профессионального студенческого коллектива происходят не количественные, а качественные изменения, сопровождающиеся общим снижением уровня ЦОЕ.

Рис. 1. Динамика развития компонентов профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения

Обозначения: ПС - профессиональная самооценка; УП - удовлетворенность профессией; ЦОЕ - ценностно-ориентационное единство

Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод об общем уровне развития и динамике профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения, представленной на рисунке 2. Динамика развития профессиональной идентичности с первого по второй год обучения сопровождается лишь количественными положительными изменениями - 1-критерий

Стьюдента = -0,881 при р-уровне <0,380.

После второго курса, когда профессиональная идентичность достигла определенного уровня развития, начинается ее постепенный спад. Изменения между вторым и четвертым курсами носят статистически достоверный характер - 1-критерий Стьюдента = 7,997 при р-уровне <0,001. Это говорит о том, что развитие профессиональной идентичности в период между вторым и четвертым курсами сопровождается ее качественными изменениями, причем наиболее существенные изменения характерны для таких компонен-

тов профессиональной идентичности, как удовлетворенность выбранной профессией (снижается) и принятие ценностей профессионального сообщества (снижается).

После обобщения полученных результатов было выявлено, что между уровнем развития профессиональной идентичности и успешностью обучения студентов среднего специального учебного заведения существует лишь частичная, умеренная взаимосвязь. Так, если между уровнем развития профессиональной самооценки, уровнем принятия ценностей профессиональной сообщества и успешностью обучения значимой взаимосвязи обнаружено не было, то взаимосвязь успешности обучения и удовлетворенности профессией носит статистически значимый умеренный характер. Это указывает на то, что лишь особенности развития удовлетворенности выбранной профессией являются значимым фактором в успеваемости студентов.

Рис. 2. Динамика развития профессиональной идентичности студентов среднего специального учебного заведения

Библиографический список

1. Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В. Антонова // Вопросы психологии. -1996. - №1. - С .131-143.

2. Большая Советская Энциклопедия [Текст]: в 30-ти т. / под ред. А.М. Прохорова. - М.: Советская Энциклопедия, 1972. - Т.10: Ива-Италики. - 592 с.

3. Заковоротная, М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты [Текст] / М.В. Заковоротная. - Ростов н/Д: Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 1999. - 221 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: лекции / З. Фрейд. - М.: Наука, 1989. - 456 с.

5. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентич-

ность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б. Шнейдер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО

«МОДЭК», 2004. - 600 с.

6. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст] / Э. Эриксон. - СПб.: ЛЕНАТО, АСТ. - 1996 - 592 с.

7. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.

Т.Н. САПОЖНИКОВА

Педагогическая помощь старшеклассникам в жизненном самоопределении

Статья посвящена одной из актуальных проблем оказания квалифицированной помощи старшеклассникам в процессе обретения смысла жизни и ценностных ориентаций. Автором сравниваются две педагогические модели «педагогического сопровождения» и «педагогической поддержки». Раскрывается сущность, структура и принципы педагогического сопровождения жизненного самоопределения старшеклассников.

The article is devoted to one of actual problems of giving the qualified help to senior pupils during the period of searching a meaning of life and valuable orientations. The author compares two pedagogical models of "pedagogical maintenance" and "pedagogical support ". The essence, structure and principles of pedagogical maintenance of vital self-determination of senior pupils are revealed.

Жизненное самоопределение - центральное личностное новообразование ранней юности. Являясь характеристикой зрелой личности, оно представляет собой процесс и результат обретения смысла существования на основе сложившихся ценностей и убеждений, осознания индивидуальных возможностей и требований общества, проявляющихся в отношении к себе, другим людям в социально одобряемой деятельности.

В поисках личной идентичности старшеклассники должны постараться выработать стратегические жизненные цели и мировоззренческие ориентиры, которые, подчеркивая индивидуальность, не вступали бы в противоречие с общечеловеческими нормами и принятыми законами.

Практика показывает, что в период ранней юности учащиеся далеко не всегда ответственны за свои поступки. Неопределенность целей, отсутствие опыта рефлексивного поведения, недостаточная сформирован-ность критериев, правил и способов экзистенциального выбора приводят к тяжелым внутриличностным конфликтам, порождающим у определенной части молодежи отчужденность от общества, семьи, самих себя; провоцирующим агрессию, асоциальное поведение, рост наркомании и алкоголизма.

В этой связи все большее значение приобретает квалифицированная помощь педагогов в познании старшеклассниками своей индивидуальности, способности сделать ответственный экзистенциальный выбор, а также в нейтрализации возможных асоциальных и личностно-деструктивных целей и ценностей.

Одной из современных педагогических парадигм является концепция педагогического сопровождения, основанная на идеях экзистенциальной педагогики, активно разрабатываемой профессором М.И. Рожковым и его научной школой.

В целом она близка концепции педагогической поддержки О.С. Газмана и группы его сотрудников, но имеет и свои самобытные и оригинальные идеи.

Общность указанных моделей заключается в следующих позициях:

- рассмотрение образования как гармоничного единства двух существенно отличающихся процессов социализации и индивидуализации;

- признание свободного развития каждого человека и создание всевозможных условий для осуществления этого;

- направленность педагогических усилий на оказание воспитаннику помощи в познании самого себя, осознании своей уникальности и неповторимости, построении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.