Научная статья на тему 'Характеристика комплексной программы социально-педагогической деятельности студентов «Палитра фестивалей»'

Характеристика комплексной программы социально-педагогической деятельности студентов «Палитра фестивалей» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Характеристика комплексной программы социально-педагогической деятельности студентов «Палитра фестивалей»»

О.А. Павлова ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ «ПАЛИТРА ФЕСТИВАЛЕЙ»

Ежегодно в Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова в рамках социально-педагогического направления организации учебно-воспитательной деятельности реализуется комплексная программа «Палитра Фестивалей». Целью данной программы является социально-педагогическое обеспечение процесса социального творчества студентов.

Задачи:

1. Обеспечение возможностей

самореализации и творчества студентов в разнообразных сферах общественной жизни через включение социально-значимую деятельность

студентов;

2. Организация различных направлений внеаудиторной деятельности студентов;

3. Создание условий для работы

общественных объединений студенческой молодежи.

Основное содержание программы

Данная программа исходит из идеи программновариативного подхода (А.В. Волохов) в воспитании, социализации личности. Находясь на теоретических позициях гуманистически-Комплексная программа «Палитра фестивалей» предполагает участие студентов в различных видах социальной творческой деятельности с использованием различных форм организации. В зависимости от направления участие в фестивалях может быть как индивидуальным, так и групповым.

Главными организаторами фестивалей становятся сами студенты, тем самым приобретая опыт социального творчества, организаторской деятельности. Преподаватели и специалисты выступают консультантами и координаторами работы.

В течение учебного года организуются следующие фестивали:

Фестиваль специальностей.

Задачи фестиваля: презентация студентами специальностей Института педагогики и психологии и своей будущей профессии; презентация ресурсов Института, обеспечивающих профессиональное становление будущих специалистов (основные образовательные программы, кадровый потенциал ИПП, кафедры ИПП, основные образовательные технологии, организационные формы обучения и

социально-педагогической деятельности, учебнометодические комплексы, базы практик, образовательная инфраструктура ИПП (методические кабинеты, учебные кабинеты, библиотека и т.д.), научноисследовательские проекты); старт социальнопедагогической программы «Палитра Фестивалей»; презентация основных направлений социальнопедагогической деятельности Института педагогики и психологии, образовательным и социальным учреждениям г. Костромы и Костромской области.

Формы участия: творческая презентация специальностей (1 курс); конкурс газет, рекламные акции, организация дел Фестиваля (2 курс); организация центров по презентации специальностей и образовательной инфраструктуры Института педагогики и психологии (3 курс); организация творческих площадок по презентации педагогических и социальных технологий (4 курс); конкурс агитбригад (5 курс); индивидуальные, авторские консультации преподавателей Института педагогики и психологии.

В рамках фестиваля студенты, обучающиеся по каждой из специальностей вуза, представляют себя как будущих специалистов и собственную специальность с помощью социальной рекламы (1 курс), стенной газеты (2 курс), общих элементов социальных и педагогических технологий на «Ярмарке специальностей» (3-4 курс), агитбригад (5 курс). Пятикурсники готовят визитную карточку одного из своих представителей, который принимает участие в Конкурсе профессионального мастерства.

Фестиваль лета

Задачи фестиваля: творческий отчет

педагогических коллективов ЗДОЦ; предъявление ситуаций образцов деятельности педагога-организатора (вожатого) ЗДОЦ; популяризация деятельности педагогических отрядов; подведение итогов и оформление результатов научных исследований.

Формы участия: коллективные творческие дела, конкурсные программы; научно-практическая конференция; мастер-классы; практикумы; гала-концерт; презентация (педагогических коллективов; газет; опыта работы); авторские консультации; церемония награждения.

Основными участниками этого фестиваля

88

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

О О.А. Павлова, 2007

Характеристика комплексной программы социально-педагогической деятельности студентов ...

являются студенты - члены педагогических коллективов ЗДОЦ и Авторских лагерей Костромской области. Они также готовят газеты о себе, своей работе летом, реализованных идеях. В рамках фестиваля организуется научно-практическая конференция, на которой студенты докладывают о проведенных летом научных исследованиях, происходит обмен опытом по решению методических и педагогических проблем. На конференции происходит презентация очередного номера научно-методического альманаха «Лето в красных галстуках или что мы делали с детьми в лагере». Проводится песенный фестиваля «Звезды лета», где звучат любимые вокальные номера педотрядов, и конкурсной программы «Вожатская кухня - взгляд изнутри» - своеобразного представления каждого коллектива в ходе коллективного творческого дела (каждый год форма проведения меняется). Для студентов 1 -2 курсов наиболее опытные представители педагогических отрядов проведут семинары-практикумы по различным вопросам педагогической деятельности в лагере. Это старт «Школы профессионального вожатого», которая будет работать в течение всего учебного года. Заключительное дело фестиваля - торжественная церемония награждения «Лето» в различных номинациях.

Фестиваль творчества.

Задачи фестиваля: актуализация и развитие творческого потенциала студента; формирование представлений о значимости художественного творчества для профессионального становления; презентация форм культурно-досуговой деятельности, отчет творческих объединений Института (вокальная, танцевальная студия, театральное объединение).

Формы участия: конкурс исполнительского мастерства; фотовыставка; выставка творческих работ; гала-концерт; театральная мастерская; вечер танца и песни.

В рамках этого фестиваля предполагается организовать несколько конкурсных программ: Конкурс театрального мастерства, на котором студенты представят различные по характеру (от лирических композиций до СТЭМов) творческие работы, Конкурс песни и танца, Конкурс агитбригад. В фестивале творчества принимают участие самые разные творческие объединения студентов: студии, кружки, самоорганизующиеся группы ребят на основе общности интересов как с одного, так и с разных курсов. Этот фестиваль - своего рода смотр талантов ИПП.

Фестиваль социальных акций.

Задачи фестиваля: включение студентов в социально-значимую деятельность; активизация взаимодействия в рамках социального партнерства; предъявление образцов волонтерской деятельности; формирование опыта организаторской и социальнопроективной деятельности; презентация социальнопедагогических проектов ИПП.

Формы участия: проектный семинар;

файндрайзинг; социальные акции; выпуск газеты.

В ходе этого фестиваля студенты каждой специальности организуют различные акции совместно с учреждениями и организациями, сотрудничающими с институтом педагогики и психологии КГУ («Красный крест», образовательный учреждения и УДО, учреждения интернатного типа и реабилитационные центры, Центр социального здоровья, Центр психотерапии и практической психологии, Комитеты по делам молодежи администрации города и области, благотворительные фонды). При этом организуемая акция должна быть социально значима, ориентирована на сферы общественной жизни, которые связаны с будущей профессией студента, и носить творческий характер. В ходе фестиваля организуется работа проектного семинара.

Фестиваль «Студенческая весна».

Задачи фестиваля: творческий отчет о результатах социального и художественного творчества ИПП; формирование опыта участия в художественном творчестве; предъявление образцов корпоративной культуры ИПП; участие в конкурсной программе КГУ им. Н.А. Некрасова.

Формы участия: театральные постановки; концерт; выпуск газеты; мастер-класс; «капустник» «Мы - сила!»

В Костромском государственном университете традиционно в рамках фестиваля «Студенческая весна» проходит конкурс театральных постановок. Институт педагогики и психологии ежегодно принимает участие в этом конкурсе, представляя четыре программы: спектакль преподавателей, отчетный концерт ИПП, спектакль театральной студии, объединению творческую программу.

Фестиваль науки.

Задачи фестиваля: формирование представлений о научно-исследовательской деятельности как средства профессионального становления; подведение итогов и оформление результатов исследовательской

деятельности студентов, аспирантов; презентация новых направлений исследования.

Формы участия: научно-практическая

конференция; Интернет-конференция; презентация сборников научных трудов; авторские консультации; творческих отчет научных лабораторий; тренинги.

Этот фестиваль подводит итоги научного творчества студентов в течение года. В ходе фестиваля науки проводятся научно-практические конференции в соответствии с тематикой, определяемой кафедрами института, выставки научных и прикладных разработок, осуществлявшихся в ходе профессиональных практик студентов, представления проектов исследований, планируемых к осуществлению. Ежегодно по итогам работы за год Институт педагогики и психологи выпускает сборник научных трудов студентов и аспирантов.

Фестиваль фестивалей.

Это - своеобразное подведение итогов года, на которое приглашаются все студенты, преподаватели,

друзья Института педагогики и психологии. Здесь происходит награждение наиболее отличившихся студентов в различных сферах деятельности, представление новых педагогических коллективов ЗДОЦ. В связи с окончанием «Школы профессионального вожатого» представляют программы смен и получают «Летние путевки». Также этот фестиваль призван помочь каждому увидеть результаты и перспективы собственного роста.

Программа рассчитана на студентов института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова, обучающихся по специальностям «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Педагогика и психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика начального образования». Также в ее реализации принимают участие аспиранты, молодые преподаватели, Института педагогики и психологии, партнеры ИПП. Адресатами социальных акций являются различные категории детей и молодежи Костромской области.

И.Н. Кулезнева СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Одним из главных факторов, определяющих происходящие изменения в системе профессионального образования, является повышение уровня профессионализма выпускников учреждений профессионального образования на основе формирования определенных профессиональных компетенций. В психолого-педагогической науке и практике разрабатываются все новые подходы, технологии, методики решения выше обозначенного вопроса. Одни из них основываются на использовании новых информационных технологий в подготовке квалифицированных специалистов, другие - на обновлении содержания подготовки, третьи - на усилении практической направленности подготовки и т.п. Однако, по нашему мнению, заслуживает внимания решение проблемы повышения качества подготовки специалистов посредством оазвития их профессиональной идентичности.

Профессиональная идентичность, ее становление и развитие в научном плане является известным и

разносторонне изучаемым феноменом. Тем не менее, как показывает анализ психолого-педагогической литературы, специальных исследований по проблеме развития профессиональной идентичности студентов средних специальных учебных заведений не проводилось. Между тем развитие и модернизация подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования является одной из ключевых проблем современной науки и практики.

Современная отечественная и зарубежная психолого-педагогическая наука имеет достаточно обширный багаж знаний относительно проблемы профессиональной идентичности.

Если теоретическое и экспериментальное осмысление, собственно «появление проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями» в 20 веке [2, с. 158], то многосторонний, полиаспектный анализ данной проблемы начался еще задолго до этого.

Понятие «идентичность» происходит от

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

© И.Н. Кулезнева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.