Научная статья на тему 'Специфика развития книжной графики в Кольском Заполярье'

Специфика развития книжной графики в Кольском Заполярье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
74
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова А. В.

Статья раскрывает особенности становления и развития книжной графики в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. Анализируются основные этапы, творческая деятельность приезжих и региональных художников, активно работавших над оформлением книг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика развития книжной графики в Кольском Заполярье»

на Имыкшенова; [Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств]. - Улан-Удэ, 2007. - 21 с.

9. Кокорина С.В. Межкультурная коммуникация хакасского и русского этносов (на материалах Приенисейского края) [текст]: автореф. дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Светлана Вячеславовна Кокорина; [Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств]. - Улан-Удэ, 2009. - 22 с.

10. Нава С.С. Культурные контакты тувинцев в контексте кочевой культуры (конец XVIII - первая половина XX вв.) [текст]: автореф. дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Саида Санчиевна Нава; [Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств]. - Улан-Удэ, 2010. - 23 с.

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ В КОЛЬСКОМ ЗАПОЛЯРЬЕ

© Федотова А.В.*

Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Мурманск

Статья раскрывает особенности становления и развития книжной графики в изобразительном искусстве Кольского Заполярья. Анализируются основные этапы, творческая деятельность приезжих и региональных художников, активно работавших над оформлением книг.

Книжная графика имеет длительный и специфический путь развития. Она является одним из видов графического искусства. Зарождение книжной графики восходит к Древнему миру культуры, к периоду появления первых рукописных книг, при создании которых значительное внимание уделялось художественному оформлению - композиционному построению текстового набора, рисованным шрифтовым элементам, декорированию и т.д. Целый ряд рукописных сочинений, с целью образного раскрытия литературного текста, иллюстрировались. В древних, а позднее и в средневековых рукописных книгах рисунки, так называемые миниатюры, выполнялись и раскрашивались вручную. В России появление первых рукописных иллюстрированных книг относится к X веку. С изобретением книгопечатания в середине XV века, тиражированием и широким распространением книги значительно возросла роль художника, поскольку для создания печатной книги требовалось не только её целостное оформление, но и выполнение рисунков не ручным, а печатным способом, вследствие чего широкое развитие получило искусство

* Доцент кафедры Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат культурологии.

гравюры и литографии, предполагающих определенное мастерство исполнителя. Целью настоящей статьи является изучение специфики развития книжной графики в Кольском Заполярье, сведения о которой значительно разрознены по широкому корпусу работ и не систематизированы, в результате чего представляют значительный интерес для исследования.

На территории Кольского полуострова в период Средневековья и последующего Нового времени профессиональных художников в этнической среде не было. На территории региона развивалось преимущественно декоративноприкладное творчество различных народов, а также иконописное искусство русских поморов. Однако, книги, в том числе и иллюстрированные, о Кольском Заполярье выпускались и это были, главным образом, сочинения приезжих исследователей. В России появление таких книг относится к XVIII веку -началу развития в нашей стране экспедиционного дела, имевшего большое значение не только в области практических проблем познания Европейского Севера страны, его населения и природных богатств, но и в области развития изобразительного искусства в регионе. Однако эти работы вплоть до конца XIX века были весьма не многочисленны.

Модернизационные процессы в культуре Кольского Заполярья на рубеже XIX-XX веков оказали серьезное влияние на формирование новых форм художественной культуры края. Интенсивное развитие культуры региона привлекло внимание не только ученых, исследователей, предпринимателей, инвесторов и др., но и творческую интеллигенцию, а именно художников и писателей, которые стремились в художественных образах рассказать об истории, ресурсах, потенциале Кольского Заполярья, что значительно способствовало развитию в регионе искусства книжной графики [2].

Литературные тексты о Кольском Заполярье, изданные в XIX веке иллюстрировались преимущественно графическими работами - гравюрами, ксилографиями, и только на рубеже веков - фоторепродукциями масляных и акварельных картин.

В целом книг о Европейском Севере России на рубеже XIX-XX веков издавалось мало и их оформлением зачастую занимались художники, никогда не бывавшие на Кольском полуострове. По воображению и под впечатлением от прочитанных литературных текстов серию рисунков для книги В.И. Немировича-Данченко «Страна холода» (1903) создал Н.Н. Каразин. Эти же рисунки были опубликованы в журнале «Живописная Россия» (1881). Работа А.В. Елисеева «По белу свету» (1895) была проиллюстрирована художником С.К. Пиотровичем, также никогда не приезжавшим на Кольский Север. Вследствие чего иллюстрации носили скорее фантастический характер, чем показывали реальные пейзажи. Поскольку отличительной особенностью книжной графики является тесная связь иллюстрации непосредственно с текстом и, в некоторой степени, его продолжение, рисунки, выполненные по во-

ображению и по представлению, зачастую не раскрывали глубины содержания литературного произведения, не были подчинены содержанию и стилю текста, не раскрывали образ региона, оставаясь украшением книги и обогащали, в основном, только ее декоративный строй. В результате чего для оформления литературных сочинений о Кольском Заполярье писатели стали привлекать, главным образом, художников, лично работавших на северном пленере.

Целый ряд этнографических зарисовок художника А. Шильдера, выполненных им на Кольском полуострове в составе экспедиции, вошли в книгу поэта К.К. Случевского «По Северо-Западу России» (1897). Литографии и цветные вклейки портретных зарисовок саамов, изображений саамского орнамента и летнего жилища, выполненных Е.И. Шарко, который также работал в составе экспедиции, украсили монографию Н.Н. Харузина «Русские лопари» (1890). Тридцать фоторепродукций северных этюдов К.А. Коровина и В.А. Серова, исполненных живописцами на Кольском полуострове летом 1894 года, были воспроизведены в книге Е. Львова «По студеному морю. Поездка на Север», опубликованной в 1895 году.

Ряд книг о Кольском Заполярье был не только оформлен, но и написан художниками и, главным образом, теми из них, которые приезжали не только рисовать северный край, но и исследовать его. Они создавали литературные сочинения преимущественно этнографического характера и для большей наглядности включали в сочинение необходимые зарисовки. Как писал художник и исследователь края А.А. Борисов, это давало возможность «показать всему свету необычайные красоты загадочного полярного мира <...> похитить молчаливую тайну Севера и поделиться ею с другими» [1, с. 16]. Так, 36 цветных фоторепродукций своих картин А.А. Борисов включил в книгу путевых очерков «У самоедов», увидевшую свет в 1907 году. Изображения саамской вежи, саамки за приготовлением пищи на очаге, промысловое судно и другие этнографические зарисовки В.В. Верещагина вошли в авторский «Очерк Архангельской губернии» (1848). Академик архитектуры В.В. Суслов проиллюстрировал свою книгу «Путевые заметки о Севере России и Норвегии» (1888) авторскими рисунками памятников древнерусского искусства. Этнографические зарисовки и акварельные этюды, созданные во время научно-исследовательских экспедиций, включил в свои книги В.В. Чар-нолуский.

Иногда творческий импульс к рождению книги давали сами картины, написанные в регионе. Так появилось детское произведение «Рыбаки» придуманное поэтом А.И. Введенским и художником В.М. Ермолаевой на основе северной серии гуашей. Такая работа способствовала более тесному взаимодействию литературной и художественной составляющей издания [3].

В литературных произведениях, созданных в конце XIX - начале XX века и посвященных Кольскому Заполярью, средствами изобразительного ис-

кусства, через единство образного, декоративного строя книги с духом произведения, стилем текста глубоко, ярко раскрывалось идейно-художественное содержание произведения и шире - наглядный образ Кольского Заполярья. Эти иллюстрации имели такое же первостепенное значение, как и сам литературный текст.

Знаковым в развитии книжной графики в регионе стал, по мнению Е.В. Васильевой, очерк А.М. Горького «На краю земли» (1929). В работе представлен целый ряд пейзажных зарисовок, однако, в отличие от иллюстраций в догорьковских произведениях, эти рисунки играли уже второстепенную роль. Основным их назначением было - отчетливее показать пафос социалистических преобразований, также «этим очерком он положил начало изображению Крайнего Севера и его людей с позиции «социалистического реализма» [2, с. 167].

Книжная графика в изобразительном искусстве региона вплоть до средины ХХ века развивалась в творческой работе приезжих художников. Новый этап ее развития в Кольском Заполярье начался с появлением постоянно проживающих и работающих в регионе профессиональных художников, организации Мурманского профессионального творческого союза художников (1944 / 1965 гг.), а также с создания Мурманского книжного издательства. В региональном издательстве выпускались десятки книг, над оформлением которых, начиная с 60-х годов ХХ века, активно работали мурманские художники-графики: Н.Н. Ковалев и Т.В. Ковалева, работы которых не раз отмечались на всесоюзных и всероссийских конкурсах; художник В.К. Конев, оформивший более ста книг и ставший за альбом гравюр «Заполярье моё» победителем Всемирной книжной выставки «Экспо» в г. Монреале (Канада, 1970); книжный график и живописец А.Г. Шаковец, проиллюстрировавший более 40 книг издательства, а также В.З. Борисова, ГА. Упакова, ЮА. Панков, В.В. Кузин и многие другие [5, с. 14, 47, 48]. С появлением такого нового для региона институционального явления, как региональное книжное издательство, книжная графика стала традиционным явлением в изобразительном искусстве Кольского Заполярья.

Следующий этап развития книжной графики в регионе связан с фундаментальными социокультурными преобразованиями в отечественной культуре в конце ХХ - начале XXI века, оказавшими значительное влияние на развитие художественной культуры Кольского Заполярья, а именно: крушение советского строя, отказ от тотального государственного контроля, демократизация общественно-политической жизни, формирование рыночных отношений, распространившихся на систему ценностей, модели поведения и адаптационные стратегии личности. Отказ от государственного регулирования художественной культуры в постперестроечный период способствовали появлению целого ряда положительных изменений: обретение свободы твор-

чества, самовыражения, открытость для мира, возникновения новых идей, направлений, технологий и течений. Однако, резкое сокращение государственного финансирования учреждений и институтов культуры, отсутствие государственных заказов и государственной поддержки изобразительного искусства, распад Худфонда, явились причинами торможения процесса развития в Кольском Заполярье книжной графики. К настоящему времени она практически не представлена в творческой работе региональных художников и не востребована на художественном рынке края. Исключение составляют частные заказы на оформление книжных изданий, однако, число их незначительно [4].

Таким образом, книжная графика является одним из основных направлений изобразительного искусства. Художник книги призван решать ответственную задачу - средствами изобразительного искусства воплощать идейно-художественный замысел, содержание литературного текста, создавать художественно-декоративный облик книги. Адекватность пластического выражения идейному содержанию, гармоничное сочетание всех сторон книжной графики создает полноценную книгу.

Процесс развития книжной графики в Кольском Заполярье занял относительно мало времени, в сравнении с другими регионами России, был сложен и многосоставен. Условно процесс развития книжной графики в Кольском Заполярье можно разделить на три этапа, где первый этап связан с активной творческой работой на рубеже XIX-XX веков приезжих художников и писателей, второй - с появлением таких инновационных для региональной культуры институциональных форм, как творческое объединение профессиональных художников и областного книжного издательства, третий -с фундаментальными социокультурными преобразованиями в отечественной культуре в конце ХХ - начале XXI века. В целом за короткий исторический период книжная графика не только появилась в культурном пространстве региона, но и к 80-м годам ХХ века достигла этапа своей зрелости и расцвета.

Список литературы:

1. Борисов А.А. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. - СПб.: А.Ф. Девриен, 1907. - 176 с.

2. Васильева Е. В. Художественная культура Русской Лапландии конца XIX-XX веков (Источниковедческий и историографический аспекты): дисс. ... канд-та культурологии: 24.00.02 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. -СПб., 2000. - 230 с.

3. Заинчковская А.Н. Творчество В.М. Ермолаевой в контексте русского искусства 1920-х - 1930-х годов: автореферат дисс. ... канд-та искусствоведения. - М., 2008. - 26 с.

4. Федотова А.В. Традиции и инновации в изобразительном искусстве Кольского Заполярья в динамике культуры XX века: монография / А.В. Федотова. - СПб.: Астерион, 2012. - 178 с.

5. Художники Мурмана, 1965-2005: к 40-летию Мурм. обл. обществ. орг. Всерос. творч. обществ. орг. «Союз художников России»: иллюстрир. ист.-биогр. справ. / [ред. совет: М.В. Шевах и др.; авт. текста и сост. Е.В. Иванова, Т.М. Рыжкова; сост. библиогр. указ. С.А. Дячок]. - Мурманск: Север, 2005. - 87 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.