Научная статья на тему 'Влияние модернизационных процессов на формирование новых форм художественной культуры на Кольском Севере в конце 19 - начале 20 века'

Влияние модернизационных процессов на формирование новых форм художественной культуры на Кольском Севере в конце 19 - начале 20 века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова А. В.

В настоящей статье рассмотрен один из этапов развития изобразительного искусства на Кольском Севере. Проанализировано влияние модернизационных процессов в культуре России на формирование новых форм художественной культуры в регионе институциональные и морфологические изменения в сфере изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние модернизационных процессов на формирование новых форм художественной культуры на Кольском Севере в конце 19 - начале 20 века»

Список литературы:

1. Казахстанская правда. - 1988. - 14 апреля.

2. Затаевич A.B. 500 казахских песен и кюев. - Алма-Ата, 1931.

3. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 1.

4. Костюк А.Г. Восприятие мелодии. - К., 1987.

5. Ерзакович Б.Г. Антология казахских народных любовных песен. -Алматы, 1994.

ВЛИЯНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

НА ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

© Федотова A.B.*

Мурманский государственный педагогический университет, г. Мурманск

В настоящей статье рассмотрен один из этапов развития изобразительного искусства на Кольском Севере. Проанализировано влияние модернизационных процессов в культуре России на формирование новых форм художественной культуры в регионе - институциональные и морфологические изменения в сфере изобразительного искусства.

Ведущими тенденциями в развитии Кольского полуострова в конце 19 - начале 20 века стали модернизационные процессы в культуре края - железнодорожное строительство, поиск Северного Морского пути, развитие промышленности, активизация экономической жизни, появление новой информации, урбанизация. Важнейшими факторами модернизации края стали геополитические, социально-экономические и культурные интересы России в регионе. Появились новые имена исследователей и их фундаментальные научные труды, основаны краеведческие организации и научные общества, организованы разнообразные экспедиции для освоения богатых Кольских пространств.

Серьезное влияние модернизационные процессы оказали на формирование новых форм художественной культуры в регионе. Об этом свидетельствуют метаморфозы традиционной культуры, а также институциональные и морфологические изменения в сфере изобразительного искусства [2].

Обращаясь к историко-культурной периодизации Нового времени, необходимо отметить, что прорыв к модернизации, новому образу жизни и

* Аспирант кафедры Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики.

мышления в России совершился в век Просвещения. Однако, реформирование внутри страны протекало крайне неравномерно, и если столичные и промышленные центры вполне укладываются в культурные системы сначала эпохи Просвещения, а затем и эпох 19 века - Романтизма и Позитивизма, то в ее отдаленных провинциях процессы, характерные для культуры этих эпох, то растягивались, то сжимались, осуществляясь скачкообразно, и целый ряд регионов оставался с доминантой традиционных форм культуры вплоть начала 20 века [8]. Территория Кольского полуострова, несмотря на глубокие изменения в России связанные с социокультурным движением Просвещения, оставалась малоизученным, слабозаселенным и слабоурбанизированным районом Российской империи до середины 19 века [3, с. 157].

Инновационные волны начали отчасти размывать традиционные культуры народов Кольского Севера, которые стали ослаблять свое влияние на формирование общих культурных традиций и были вынуждены всё больше приспосабливаться к новым общественным условиям и видам деятельности. В конце 19 - начале 20 века существенно изменился этнический состав региона, вследствие чего стал складываться общий полиэтнический инте-гративный тип региональной культуры, изменялись культурные ориентации этносов [2]. Инновационную роль в художественном освоении Кольского Заполярья сыграла целая плеяда приезжих русских художников, продолжавших, в основном, реалистические традиции.

Началом формирования новых тенденций в развитии художественной культуры края послужила творческая деятельность экспедиционных художников, обязательных участников практически всех научно-исследовательских экспедиций вплоть до середины 20 века [9].

В задачи экспедиционных рисовальщиков входило создание географических и этнографических зарисовок. Однако, жанровый диапазон экспедиционного творчества был более широк и включал также рисунки, отражающие экспедиционную повседневность и творческие натурные живописные этюды [3, с. 174]. В объяснительной записке к акварельному листу В.В. Чарнолуский так определяет цели и задачи его создания: «дать синтетическое представление о географическом ландшафте горной тундры Мурмана <...> дать наглядный материал об особенностях жизни и была аборигенов» [Записка хранится в фондах Музея-Архива КНЦ РАН]. «Писать, делать съёмки берега, собирать коллекции - принести пользу и искусству, и науке», - так обозначил свою цель A.A. Борисов [4]. В научных изысканиях на территории Кольского полуострова в качестве рисовальщиков принимали участие художники Е.И. Столица, А.Н. Шильдер, Е.И. Шар-ко, Н.В. Пинегин, A.A. Борисов, создавший первую арктический дом-мастерскую, художники А.Н. Бенуа, В.М. Голицын, В.А.Ватагин, С.Г. Пи-сахов, В.В. Чарнолуский и другие.

Творческая деятельность экспедиционных художников привлекла пристальное внимание общественности, широких кругов любителей русской реалистической живописи и породила целую плеяду художников, обратившихся к теме Русского Севера. В самостоятельные творческие командировки на Кольский полуостров потянулись многие выдающиеся живописцы и графики, продолжавшие, в основном, реалистические традиции.

В конце 19 - начале 20 века русская культура была проникнута идеями национального возрождения. Художники, ранее увлекавшиеся античной и европейской культурой, стали проявлять глубокий интерес к изучению собственной истории. Художественные принципы русского искусства в этот период были связаны с необходимостью осмысления народной жизни, постижением исторических традиций, глубин национальных характеров, взаимоотношений природы и человека. С середины 19 века образ страны передавался через тоску об ушедшей в прошлое жизни и зеркальное отображение правды (передвижники), с начала 20 века - через восторг перед красотой предметов, их живописным бытием, в образах противоречивых, усложненных, отображающих современность, но без иллюстративности и повествовательности. Это было, как пишет М.М. Алленов, служение не преходящей «правде жизни, а вечной, абсолютной красоте» [1, с. 228]. Россия предстает в картинах многих художников начала 20 века неким идеальным, находящимся в гармонии с природой, почти зачарованным миром. И поиск этой гармонии был, вероятно, реакцией на бурное промышленное развитие, на обретающую новую остроту антитезу «красоты» и буржуазной «пользы». В поисках островков сохранившейся «подлинной» русской культуры, не затронутой влиянием цивилизации, художники совершали многочисленные поездки по России. На Кольском Севере они открыли новый, с особым укладом «затерянный мир» - Русскую Лапландию, которая привлекала нетронутостью первозданно-дикой природы, патриархальностью быта и архаичностью культуры аборигенного населения. Природа края представлялась им как «страна смерти, где нет места человеку» (A.A. Борисов), «суровая и величавая, полная жуткой прелести и неразгаданной тайны» (В.В. Переплетчиков), хранительница седой старины.

На Кольский Север приезжали представители различных художественных объединений, главным образом, реалистического направления: живописцы К.А. Коровин и В.А. Серов, Л.Ф. Пищалкин, С.Г. Писахов, А.Е. Архипов, Л.В. Туржанский, В.В. Переплетчиков, В.А. Плотников и многие другие. Осваивая для себя новые мотивы, совершенствуя и развивая мастерство, художники знакомили зрителей с суровой природой Кольского края, привлекая внимание широких слоев населения к различным проблемам, нуждам и особенностям региона [2].

Как пишет М.Ю. Герман, «1917 год не стал решительным переломом художественного процесса», но последовавшие исторические события изменили причины, по которым художники оказывались на Кольском Се-

вере и их взгляд на окружающий мир [5, с. 217]. Рассматривая искусство как средство массовой агитации, правительство стремилось привлечь творческую интеллигенцию к работе на социалистических стройках в разных уголках Советского Союза. Официально задача изобразительного искусства на Кольском Севере формулировалась так: «отобразить в художественных произведениях роль нашей великой партии и советского человека в героической борьбе за освоение Севера» [6, с. 3-4].

Совнаркомом РСФСР, Наркомпросом, Всекохудожником и МОССХ было организовано плановое участие художников реалистического направления в экспедициях на советский Север. Итогом этих командировок стали многочисленные живописные и графические работы, доминирующее место в которых, как и в работах художников, приезжавших ранее, занимал жанр пейзажа. Однако, основными становились индустриальные мотивы, показывающие результат деятельности человека в новых социально-экономических условиях.

Индустриальные пейзажи Кольского края неоднократно приезжали писать - В.В. Крайнев, Н.М. Григорьев, М.М. Берингов. Они «художественно-документально» фиксировали модернизационные процессы в регионе, приметы нового уклада жизни, изображали нового человека -строителя этого индустриального мира [7].

Помимо индустриального пейзажа ряд художников обратилось к теме «воспоминаний» об ушедшей эпохе и на Кольском полуострове они изображали уходящую под напором советских строек старину - Н.С. Бом-Григорьева, В.В. Рождественский и другие.

Профессиональных художников в местной этнической среде на протяжении всего рассматриваемого периода не было. Однако, своеобразным итогом путешествий на Кольский полуостров русских живописцев стало появление на рубеже веков в этнической среде самобытных художников -И.К. Вылка, С. Сорванова.

Модернизационные процессы на рубеже веков оказали серьезное влияние на формирование новых форм художественной культуры в регионе. Об этом свидетельствует довольно быстрое проникновение на Кольский Север городской культуры, которая создавала очаги для нового творчества. Несмотря на то, что искусство монументальной и монументально-декоративной скульптуры в России активно развивалось на протяжении всего рассматриваемого периода, на Кольском полуострове оно стало инновационным видом изобразительной деятельности и не сразу, в отличие от живописи вошло в культурное поле края. Первая монументальная скульптура в г. Мурманске появилась в 1927 году. Это был обобщенно-символический железобетонный памятник «Жертвам военной иностранной интервенции», воздвигнутый по проекту инженера A.B. Савченко над братской могилой. Как и в других советских городах, он был обращен к массам и являлся средством политической пропаганды. Памятник служили центром обществен-

ной жизни, став основным местом проведения митингов, собраний, военных парадов и праздничных шествий. Помимо скульптуры в регионе в 20-е годы активно начали развиваться новые агитационно-массовые формы искусства: украшение манифестаций, шествий, массовых празднеств.

С развитием городской культуры в регионе появилось также экспози-ционно-оформительское искусство, которое наглядно демонстрировало красоту и богатство края начала эпохи модернизации.

Таким образом, конец 19 - начало 20 века стало временем становления культуры креативного типа в регионе, сопровождавшееся вхождением разных этносов в инокультурную среду и первичным освоением новых культурных смыслов. Профессиональных художников в местной этнической среде на протяжении всего рассматриваемого периода не было. Инновационную роль в художественном освоении Кольского Заполярья сыграла плеяда приезжих художников, ученых и исследователей, оставивших уникальное культурное наследие высокого уровня. Их творческая деятельность стала отправной точкой в развитии потенциала местных творческих сил в последующие годы, продолживших реалистические традиции и обогатившие художественную летопись Севера своими произведениями.

Список литературы:

1. Алленов М.М. Русское искусство XVIII - начала XX века. - М.: Трилистник, 2000. - 319 с.

2. Ваганова Л. С. Особенности эволюции художественной культуры народов Кольского Заполярья в Новое время // Худож. культ: личность, творчество, досуг: Материалы региональной науч.-практич. конференции. 18-19 окт. 2004 г. / Под ред. Р.И. Трипольского, Л. С. Беляевой. - Мурманск: МГПУ, 2004. - Т. 1.

3. Васильева Е.В. Художественная культура Русской Лапландии конца Х1Х-ХХ веков (Источниковедческий и историографический аспекты): дисс. ...канд культурологии. - СПб., 2000.

4. Вехов Н. Певец природы русского Севера // Московский журнал. -М., 1999. - № 9.

5. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины 20 века. - 2-е изд., испр. - СПб.: Азбука-классика. 2005. - 480 с.

6. Каталог к выставке «Советская Арктика. Советский север». - М., 1935.

7. Мировое искусство. Русская живопись / Сост. И.Г. Мосин. - СПб.: ООО «СЗКЭО Кристалл», 2007. - 192 с.

8. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций. - СПб.: Астерион, 2006. - 102 с.

9. Художники - участники экспедиций на Крайний Север. Из собрания Музея-Архива истории изучения и освоения Европейского Севера Кольского научного центра РАН. - СПб.: ГАМАС, 2008. - 207 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.