Научная статья на тему 'Феномен «Перестройки» в развитии художественной культуры Кольского Заполярья'

Феномен «Перестройки» в развитии художественной культуры Кольского Заполярья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
803
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изобразительное искусство / Кольское Заполярье / Мурманск / Союз художников РСФСР / станковое и монументальное искусство / экспозиционно-оформительское искусство

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова Анастасия Вячеславовна

Рассматривается развитие изобразительного искусства в культурном пространстве Кольского Севера в период 1985-1991 гг. Анализируется характер инноваций и динамика инновационной деятельности в региональном искусстве. Исследуется общее и особенное в развитии мурманского изобразительного искусства в контексте художественной культуры страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Феномен «Перестройки» в развитии художественной культуры Кольского Заполярья»

УДК 7.03 (470.21)

ББК 85.10 (470.21) (091)

А.В. Федотова

феномен «перестройки» в развитии художественной культуры кольского Заполярья

Рассматривается развитие изобразительного искусства в культурном пространстве Кольского Севера в период 1985-1991 гг. Анализируется характер инноваций и динамика инновационной деятельности в региональном искусстве. Исследуется общее и особенное в развитии мурманского изобразительного искусства в контексте художественной культуры страны.

Ключевые слова:

изобразительное искусство, Кольское Заполярье, Мурманск, Союз художников РСФСР, станковое и монументальное искусство, экспозиционно-оформительское искусство.

Для исследования специфики изобразительного искусства Кольского Заполярья в период «перестройки» необходимо определить влияние инновационных волн на динамику развития регионального искусства и на формирование новых форм художественной культуры края, проанализировать общее и особенное в развитии мурманского изобразительного искусства в контексте художественной культуры и культуры страны в целом.

Во второй половине 1980-х гг., вследствие реформ, начатых партийным руководством во главе с М.С. Горбачевым, в стране произошли значительные социокультурные преобразования, сопровождавшиеся процессом переосмысления советского исторического опыта [4, с. 159]. И если в 1985-1986 гг. перестроечные идеи лишь накапливались, то, как отмечает Ю.А. Поляков, в 1987 г. начали происходить реальные изменения, характеризующиеся ураганным разрушением господствовавшей ранее идеологии [8, с. 9].

В начале «перестройки» появились надежды на возвращение к идеям 60-х гг. ХХ в. - антисталинизму, вере в социализм и революционные идеалы. Однако, политика гласности, ухудшение экономического положения страны, смягчение или частичный пересмотр ряда постулатов официальной идеологии, ослабление цензуры, распространение ценностей оппозиционной интеллигенции способствовало тому, что антисталинский критический заряд перерос в «антикоммунистический» [4, с. 159]. Руководство художественной культурой стало интерпретироваться не как прямое вмешательство со стороны власти, а как формирование компетентным руководством творческих и организационных условий для развития искусства, вследствие чего резко сократилась государственная поддержка, снизился объем госзаказов, в страну «хлынули» коммерчески выгодные иностранные

произведения, зачастую противоречащие нормам морали. Эти процессы создавали предпосылки для трансформаций традиций советского изобразительного искусства, которое претерпело изменения в образной структуре, стилистике, тематике. Начало процесса модернизации социальной организации общества, расширение культурноинформационного пространства способствовали тому, что советская художественная культура стала более плюралистической, разнородной, полистилистической [7, с. 7]. Общая для страны тенденция развития изобразительного искусства прослеживается и на Кольском Севере.

Весь период «перестройки» изобразительное искусство в регионе развивалось, главным образом, в работе художников Мурманской областной организации Союза художников РСФСР, которая традиционно пополнялась молодыми живописцами и графиками - членами регионального молодежного объединения [11, с. 7]. Однако сокращение государственной поддержки художественной культуры страны и начавшиеся модернизационные процессы расшатывали сложившуюся институциональную сферу художественной культуры, вследствие чего деятельность объединения молодых художников при Мурманской организации Союза Художников в 1988 г. была приостановлена.

Социокультурные преобразования явились благоприятной основой развития традиционного в творчестве мурманских художников северного лирического пейзажа, раскрывающего темы и настроения индивидуального общения с природой. Для региональных художников В.В. Скок-ленева, А.Г. Шаковца, В.Б. Чернова природа Кольского Заполярья, «нечто большее, нежели просто географическая среда обитания» (по Л.М. Мосоловой), стала главным средством самовыражения [1, с. 3]. Продолжали также развиваться традиционные для изобразительного искусства края темы: ма-

Общество

Terra Humana

ринистика и городской пейзаж, в т.ч. «мур-маниада», в которой доминировали сцены городской повседневности, рожденные зачастую из мимолетных наблюдений [9, с. 2]. Многие мурманские художники работали в жанре портрета, однако доминирующим он стал только в творческой деятельности живописца А.Г. Феофилактова.

Традиционные для изобразительного искусства края темы: промышленное освоение Севера; труд рыбаков, строителей, портовиков; индустриальные ландшафты северных городов, порты, корабли в конце 80-х гг. оставались ведущими мотивами в творческих работах региональных художников [11, с. 12]. Однако в начале 90-х гг. вследствие инновационных тенденций, основными из которых явились трансформации ценностной системы, прекращение государственного финансирования картин на общественно значимые темы, интерес к ним заметно снизился. Эти же тенденции привели к заметному сокращению в творчестве столичных художников тематических картин. В искусстве Кольского Заполярья благодаря творческой работе мурманских художников А.А. Сергиенко и В.Н. Бубенцова, тематическая картина не исчезла, но темпы её развития в сравнении с 70-ми - началом 80-х гг. значительно уменьшились.

Вследствие складывающейся в стране в конце 1980-х гг. концепции модернизации с учетом национальной культуры и возрастающего интереса к местной культурной традиции, национальному наследию в искусстве значительное распространение получила этническая тематика [5]. Традиционная для регионального искусства она раскрывала в целых сериях работ мурманских художников М.А. Кирина, Н.М. Морозова, Т.И. Зуевой, Б.В. Сюхина своеобразие культуры аборигенного населения, а также явилась механизмом адаптации искусства к этничес-ки-региональной художественной культуре и изменяющейся культурной реальности.

Относительная художественная свобода и тяга к эксперименту способствовали активному развитию инновационных тенденций и направлений. В творчестве художников Кольского Заполярья вследствие отдаленности региона от центральной части страны процесс развития модернистски ориентированного искусства только начинал свое движение. Поиски абстрактных форм характерны для работ художников Н.Н. Ковалева, Н.А. Завертайло. Наследие русского авангарда 20-30-х гг. и ленинградской графики 70-х нашло свое продолжение в творчестве живописца и графика Н.Р. Духно [2]. Тенденции к экспериментаторству отличают работы художника

А.А. Сергиенко. Оттачивалось мастерство живописца В.А. Кумашова, в чьем творчестве прослеживается интерес к работам европейских художников эпохи Возрождения - И. Босха, П. Брейгеля и др.

Необходимо отметить, что плюрализм советского изобразительного искусства в период «перестройки» вследствие ценностных трансформаций, «выхода в свет» многих запрещенных ранее произведений стал основанием осуществления некоторой дискриминации в отношении реалистического классического направления, которое начало подвергаться критике под ярлыком «официоза». На Кольском Севере эта тенденция практически не выражена, ибо большинство мурманских художников традиционно придерживалось реалистического направления [11, с. 14].

Относительно стабильно в период «перестройки» продолжало развиваться традиционное для региональной художественной культуры декоративно-прикладное искусство. Над станковыми панно и монументальными произведениями в технике маркетри работал художник Ю.И. Анкудинов. Искусство по ткани оставалось основным для художников Т.А. Черномор и В.А. Зубицкой. На высоком художественном уровне развивалось ювелирное искусство - В.И. Терещенко, Т.Е. Алексеева, Е.В. Баранов, М.И. Баранова. Тогда как инновационные для региона направления - монументальная живопись и монументальное декоративное искусство - все реже находили применение в оформлении зданий и интерьеров, что замедляло процесс их стереотипизации в художественной культуре края.

Несмотря на ухудшение экономического положения и ограничения государственного финансирования культуры на Кольском Севере относительно стабильно продолжала развиваться монументальная скульптура. Скульптурные композиции устанавливались, как правило, к юбилейным датам, основной их тематикой была Великая Отечественная война. Большое число памятников, возведенных в регионе в период 1986-1991 гг., по традиции посвящались погибшим морякам и авиаторам Северного Флота. Сооружались архитектурно-скульптурные комплексы, мемориалы, устанавливались памятные знаки, мемориальные доски. Но вследствие снижения объема государственных заказов, их число было незначительным.

Радикально изменилось отношение государства к ценностям религии и церкви, вследствие чего в региональной монументальной скульптуре появилось новое направление. В результате активной сти-

мулирующей деятельности региональных литераторов, в первую очередь писателя

В.С. Маслова, в 1986 г. в Мурманске впервые в СССР отмечали День славянской письменности и культуры, государственно-общественная организация «13 веков Болгарии» подарила городу четвертую (последнюю) авторскую копию памятника славянским просветителям Кириллу и Мефодию работы скульптора В. Гиновски. Установка в Мурманске в 1990 г. монумента стала значительным явлением не только в художественной культуре Кольского Заполярья, но и в искусстве центральной части страны. Таким образом, в период «перестройки» монументальная скульптура региона продолжала развиваться и в ряде случаев опережала динамику искусства центральной части страны, что во многом явилось следствием высоких темпов развития данного вида регионального изобразительного искусства в период расцвета советской культуры.

Значительным событием стало получение мурманским художником А.А. Сергиен-ко в 1990 г. звания «Заслуженный работник культуры РСФСР», это стало определенным этапом, иллюстрировавшим высокую оценку регионального изобразительного искусства в предшествующий период, показателем признания профессионального уровня со стороны центральной власти.

Вследствие активной работы Мурманского отделения Союза художников РСФСР традиционным явлением в художественной культуре края стала организация творческих групп из числа региональных художников: активную работу проводила созданная в 1986 г. зональная творческая группа художников Северо-Запада России «Советский Север»; в конце 1980-х гг. в г. Мурманске на основе общего интереса к проблеме пространства в двухмерном измерении, организована группа художников «Три ”Н”», или «Ход» и др. Свою эстетическую позицию, по аналогии с деятельностью творческих групп в центральной части страны, художники демонстрировали в серии совместных выставок [2]. В составе творческих групп Союза Художников СССР мурманские художники традиционно работали в других регионах страны.

Новая культурная реальность и частичное размежевание в Союзе Художников РСФСР создала условия для легализации творческих коллективов и неформальных объединений, существовавших параллельно с официальным советским искусством. В художественной культуре Кольского Заполярья в 1986-1991 гг. возникли такие художественно-изобразительные объединения, как Ассоциация свободных художников

«AVAN» и Союз художников г. Мурманска, что стало новым явлением в институциональной системе региона.

Относительно интенсивно продолжало развиваться экспозиционно-оформительское искусство Кольского Заполярья. Художественные выставки традиционно проводились в Мурманском областном краеведческом музее (МОКМ), в залах Дворца культуры им. С.М. Кирова, в холлах Областной научной библиотеки (МГНОУБ), на предприятиях региона [3]. Вследствие проведения в г. Мурманске масштабной VII зональной выставки «Художники Севера» в художественной культуре Кольского Заполярья в декабре 1989 г. появилась новая институциональная форма - специализированный выставочный зал в г. Мурманске, преобразованный в 1990 г. в Мурманский областной художественный музей [6].

Традиционно активной в рассматриваемый период была выставочная деятельность региональных художников. В 1989 г. в Мурманске помимо выставки «Советский Север» проведена зональная выставка творческой группы акварелистов «Земля Кольская». Регулярно проводились традиционные ежегодные областные отчетные смотры художников области, персональные и групповые выставки мурманских художников, передвижные выставки художников из других регионов и другие. Молодые художники экспонировали свои работы на регулярной молодежной выставке «Полярные Зори», организуемой с 1974 г., однако из-за приостановления деятельности молодежного объединения Союза художников в 1990 г. традиция была прервана [11, с. 7]. Как и прежде члены Мурманского объединения СХ экспонировали свои работы на республиканских выставках, всесоюзных и зарубежных смотрах.

В 1986-1991 гг. на Кольский Север в самостоятельные творческие командировки традиционно приезжали художники из других регионов страны; впечатления от участия в морском походе на рыболовецких ботах по Белому и Баренцеву морям послужили основой для цикла работ «Жизнь за Полярным кругом» Д. Иконникова; природа Кольского Заполярья оставалась одной из основных в творческой работе московского художника Е.П. Биткина [10]. Целый ряд художников традиционно приезжали на Кольский полуостров в составе республиканских и всесоюзных творческих групп СХ СССР.

Необходимо отметить, что период 19861991 гг. стал временем фундаментальных социокультурных преобразований страны, оказавших значительное влияние на развитие художественной культуры советского

Общество

Terra Humana

Шаковец А.Г. «Кольский залив» (1988, бум. акварель)

Баранов Е.В., Баранова М.И. Декоративная тарелка «Новгород» (1989, скань, агат, яшма)

Биткин Е.П. «Терский берег» (1989)

Зубицкая В.А. «Хор в Варзуге» (1988, шерсть, лен, ручн. ткачество)

Памятник славянским просветителям Кириллу и Мефодию, работы скульптора В. Гиновски

типа. На Кольском Севере, вследствие отдаленности региона, сложившихся региональных традиций, а также ввиду меньшей идеологической ангажированности мурманских художников, процесс девальвации искусства прослеживается слабо.

Традиционно в творчестве мурманских художников доминировала реалистическая манера, а характерное для художественной культуры центральной части страны развитие модернистски ориентированного искусства в культурном пространстве региона только начинало свое движение. Социокультурные преобразования явились благоприятной основой интенсификации процесса развития традиционного в творчестве мурманских художников северного лирического пейзажа. Основными оставались также маринистический пейзаж, индустриальный, городской, главным образом «мурма-ниада», портретный жанр, в которых, как и в искусстве центральной части страны, традиция создания произведений на стимулируемые и поощряемые властью в предшествующие периоды темы, не отвечала объективным внешним условиям и к началу 1990-х гг. практически не представлена в искусстве региона. Произведений на традиционно малораспространенную в искусстве Кольского Заполярья политическую тему в период «перестройки» создано практически не было. Основным личностно-креативным источником инноваций в изобразительном искусстве края стали региональные художники, главным образом, члены МО СХ РСФСР. Влияние творческой деятельности приезжих художников на процессы и динамику развития искусства Кольского Заполярья было незначительным.

Региональное изобразительное искусство вследствие сформировавшегося единообразия художественной культуры страны и

список литературы:

[1]

влияния централизованной системы управления традиционно развивались согласно динамике искусства центральной России. Сокращение государственного финансирования художественной культуры Кольского Заполярья, перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение сложившихся традиций явились факторами, препятствующими инновационной деятельности, стимулирующими институциональные трансформации, причинами замедления процесса превращения в цепочке «традиция-нова-ция-инновация-традиция», что было характерно для советской художественной культуры в целом. Основная часть появившихся в региональной художественной культуре инновации явились, главным образом, элементами творческого заимствования или стимулирования со стороны приезжих художников. Интенсивные темпы развития регионального изобразительного искусства в предшествующий период, в ряде случаев опережавшие динамику искусства центральной России, проявились и в период «перестройки», что выразилось, главным образом, в трансформации традиций региональной скульптуры, где ряд внедренных элементов стал инновационным для художественной культуры страны в целом. Появление в художественной культуре края новой институциональной формы - Мурманского областного художественного музея, а также признание творческой работы мурманских художников со стороны центральной власти стали показателями относительной зрелости изобразительного искусства Кольского Заполярья и перехода на качественно новую ступень усложнения. Данный период стал завершающим этапом развития изобразительного искусства советского типа и олицетворял собой момент синтеза прошлых, настоящих и становящихся культурных форм.

«Заполярье-

Водопьянова С. Каталог выставки произведений художников Мурманской области 2008». - Мурманск, 2008. - 16 с.

Ковалев Н.Н. Изобразительное искусство Мурмана // Мурманский берег: Литературный альманах. Выпуск 4. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 1998. - 288 с.

Красночуб Н. Не в полный голос (заметки о выставке работ художников Мурманска) // Полярная правда. - Мурманск, 1958, 30 ноября.

Кузнецова Е.И. Историография отечественной художественной культуры (Начала 50-х годов - первой половины 80-х годов XX века) / Дисс... докт. ист. н. - М., 2004. - 443 с.

Мосолова Л.М. Виталий Бубенцов - художник Русского Севера. - Мурманск: Книжн. из-во, 2009. - 80 с. Мурманский областной художественный музей // Музеи Мурманской области: Справочник / Сост. С.А. Заборщикова, С.П. Мартюшова. - Мурманск: Мурм. обл. краевед. музей, 2008.

Орлова Е.А. Социокультурные предпосылки модернизации в России // Библиотека в эпоху перемен: Информ. сб. (Дайджест). Вып. 2(10). - М.: РГБ, 2001. - С. 1-7.

Поляков Ю. А. Наше непредсказуемое прошлое. Полемические заметки. - М.: АИРО-ХХ, 1995. - 215 с. Русиновская М. Каталог выставки «Город и горожане». - Мурманск, 2006. - 12 с.

[10] Семина Е. Баян-живописец. Воробьевы горы в эпическом духе // Воробьевы Горы. - 2004 , № 8 (август).

[11] Художники Мурмана, 1965-2005: к 40-летию Мурм. обл. обществ. орг. Всерос. творч.обществ. орг. «Союз художников России»: Иллюстрир. ист.-биогр. справ. / Ред. совет: М.В. Шевах и др.; авт. текста и сост. Е.В. Иванова, Т.М. Рыжкова; сост. библиогр. указ. С.А. Дячок. - Мурманск: Север, 2005. - 87 с.

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8] [9]

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.