Научная статья на тему 'Постсоветские социокультурные процессы и тенденции развития искусства в Кольском Заполярье'

Постсоветские социокультурные процессы и тенденции развития искусства в Кольском Заполярье Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
153
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Вагинова Л. С.

This article is a research devoted to revealing artistic culture development in Kolskoye Zapolyarie, regional culture heritage and its role in modern semiartistic space on the Russian territory mentioned above. Sociocultural, institutional and morphological changes taken place in Murmansk region artistic culture in postsoviet period are analyzed in this work.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Вагинова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постсоветские социокультурные процессы и тенденции развития искусства в Кольском Заполярье»

7. Центр документации новейшей истории Тюменской области. Ф. 3894. Оп. 2. Д. 31.

8. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2810.

9. ГАТО. Ф. 1786. Оп. 1. Д. 232.

10. ЦДНИТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 2943.

11. Там же. Д. 3273.

12. Там же. Д. 3686.

13. Дневник Г Ярового, уполномоченного Совета по делам религиозных культов Кемеровской области // Страницы истории г. Кемерова. Кн.3. Кемерово, 1998.

14. Центр хранения архивного фонда Алтайского края. Ф. 1692. Оп. 1. Д. 17.

Л.С. Вагинова

ПОСТСОВЕТСКИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА В КОЛЬСКОМ ЗАПОЛЯРЬЕ

Мурманский государственный педагогический университет

Постсоветский этап развития художественной культуры Кольского Заполярья соответствовал начавшимся в России изменениям в политической, экономической и духовной жизни. Они сводились в основном к противостоянию промышленных и региональных управленцев в вопросах собственности и экономического влияния в регионе в условиях отсутствия государственных и региональных программ. Разрушение СССР привело к спаду темпов экономического роста, нарушениям государственного финансирования региона, снижению уровня жизни людей. Этот процесс сопровождался изменениями в законодательстве, в частности ликвидацией некоторых привилегий для северян, приехавших из других районов страны. Кроме того, остановка в работе промышленных и морских предприятий привела к сокращениям трудовых ресурсов и росту безработицы, в том числе в армии и на Северном флоте. Это явилось одной из причин оттока населения из региона, особенно из мест, где промышленные предприятия являлись по своему характеру градообразующими. Отъезду части населения из Заполярья способствовала также начавшаяся приватизация жилья в России и СНГ. На конец 2003 г. численность постоянного населения области, по оценке статистики, составила 879.8 тыс. человек, или 98.8 % к уровню 2002 г. [1, с. 5]. Основной причиной сокращения численности остается миграционная убыль, на долю которой приходится почти 70 % всех потерь. На Кольском Севере опустели военные городки, рыболовецкие совхозы, звероводческие поселки, сельскохозяйственные и промышленные населенные пункты. В условиях кризиса инфраструктуры и системы управления произошли изменения во взглядах людей на мир, на систему ценностей, что повлияло на развитие новых социокультурных процессов. Однако для многих жителей Мурманский край являлся роди-

ной, и ответственность за их благополучие легла на плечи региональных руководителей.

Администрация региона в новых экономических условиях направила усилия на восстановление и дальнейшее развитие промышленности, рыболовства, инфраструктуры, на разработку энергетических и природных ресурсов с учетом реально существующего спроса на продукцию на внешнем и внутреннем рынке. С этой целью в регионе были созданы 163 совместных предприятия, которые принесли области доход, в основном через взаимодействие с партнерами из Норвегии, Финляндии, Швеции, Германии, Дании. Особое значение имело создание международного объединения «Баренц-регион», в состав которого вошли эти страны, а также Мурманская, Архангельская области и республика Коми. Новое объединение «Баренц-регион» приняло ряд социокультурных программ для реализации на выделенных территориях.

Серьезные социально-экономические трудности, с которыми столкнулись промышленные предприятия, заставили новых владельцев отказаться от содержания ведомственных объектов культуры, многие из которых были выставлены на продажу, и от проведения художественно-просветительных мероприятий. Однако региональная администрация проявила высокий уровень компетентности в понимании значения социальных и культурных (материальных, духовных и художественных) потенциалов, необходимых для обеспечения развития региона, и начала активную деятельность с учетом значения социокультурного фактора. Многие региональные мероприятия, общественные учреждения культуры были переведены на муниципальный баланс, и их работа стала финансироваться из регионального бюджета. Были сохранены детские культурно-образовательные учреждения, дома творчества с хорошо нала-

женной системой функционирования любительского искусства. Особое значение приобрели международные культурные, в первую очередь творческие, контакты. Встречи ученых, артистов, художников, участников женских и молодежных организаций, спортсменов, педагогов, прежде всего пограничных территорий, стали более частыми и плодотворными. Значительное внимание во второй половине 90-х гг. уделялось международным контактам в области образования.

В новом художественном, а также в краеведческом музее и его филиалах в Мурманске стали регулярно проводиться выставки художников разных городов Северо-Западного региона. В эти годы стал функционировать городской выставочный зал, активизировали свою деятельность местное отделение Всероссийского фонда культуры и Союза театральных деятелей, был открыт Дом творческих союзов.

В Мурманском регионе была проведена большая работа по выявлению и постановке на учет около 300 памятников истории и культуры. Кроме памятников и обелисков Великой Отечественной войны в их число вошли каменные лабиринты-«вавилоны» эпохи мезолита и раннего неолита, наскальные изображения, древние памятники архитектуры. В 90-е гг. научными сотрудниками Института истории материальной культуры РАН при обследовании Кольского полуострова было выявлено и поставлено на учет 30 новых памятников археологии.

Сохранению и развитию духовного потенциала региона заметно способствовала и многоаспектная деятельность Кольского научного центра РАН, отметившего в 2000 г. свое 70-летие. На протяжении многих веков Мурман был безлюдной окраиной: здесь проживало 3-5 тыс. человек, занятых преимущественно оленеводством, лесным и морским промыслами. Научное изучение природных ресурсов края началось лишь в конце XIX в. В советский период Кольский полуостров стал одним из ведущих научных центров страны. Это самый крупный научно-исследовательский комплекс, расположенный за Полярным кругом. Он включает более десяти институтов, ведущих исследования в областях геологии, геофизики, биологии, химии, экологии, математического моделирования, экономики и других отраслей науки. Центр осуществляет в Евро-Арктическом регионе фундаментальные исследования особенностей природной среды высокоширотной области земного шара и обеспечивает научную основу для оценки ресурсного потенциала и разработки рациональной стратегии освоения Севера, а также разработки тем по региональной истории, в частности истории науки и освоения Кольского Севера [2]. В настоящее время рассматривается вопрос о проведе-

нии на базе Кольского научного центра крупного международного экономического форума по проблемам Севера и Арктики при участии Научного совета РАН по регионалистике и Международной академии регионального развития и сотрудничества. Существенным вкладом в развитие этого направления может стать открытие в рамках форума секции по культурологии Севера.

После испытания кризисной ситуации в Мурманском регионе активизировалась работа региональных библиотек. Сейчас работают 4 областные библиотеки и 19 централизованных библиотечных систем, в состав которых входят 96 городских, 60 сельских, 55 детских библиотек. В них активно внедряют автоматизированные технологии: локальная компьютерная сеть обеспечила доступ к каталогам крупнейших отраслевых библиотек России, шедеврам мировой культуры, к работе в сети Интернет, ведутся электронные каталоги, создаются электронные базы данных. В конце XX в. профессиональная учеба за рубежом, взаимные международные визиты, книгообмен стали нормой библиотечной жизни. Разработанная целевая программа «Создание Мурманской региональной информационно-библиотечной компьютерной сети» удостоена Гранта Президента России за 1997 г. Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека стала победителем в общероссийском конкурсе «Окно в Россию» и была признана лучшей библиотекой в номинации «Библиотека года». Точкой отсчета для нового этапа развития библиотечного дела Кольского края стал региональный закон «О библиотечном деле в Мурманской области» [3, с. 12-13].

Социально-экономическая и политическая нестабильность, отказ от прежних идеалов и ценностей вызвали разочарование основной массы населения. В ситуации идейного вакуума религия стала опорой для части жителей, предлагая людям социальные и нравственные ориентиры, проверенные временем. Населению Кольского полуострова, в 1890 г. составлявшему 14 тыс. человек, соответствовало 17 православных приходов. В них было зарегистрировано 35 церквей, построенных в большинстве своем по единому плану, изданному Священным Синодом. За годы советской власти количество церковных зданий сократилось в 10 раз, а перед Великой Отечественной войной уже не было ни одной официально зарегистрированной действующей церкви. В 90-е гг. был принят закон «О свободе совести и вероисповедания». Начался процесс возвращения церковного имущества, восстановления разрушенных и строительство новых храмов, монастырей и церковных подворий. Сейчас на Кольской земле насчитывается более 20 действующих православ-

ных храмов, которые собирают на службу более 200 тыс. прихожан [4].

Благодаря активному развитию средств массовой информации, интенсивности коммуникаций и расширению форм международного и межэтнического сотрудничества возникают новые художественные идеи, институты, направления, технологии творчества, происходят заметные сдвиги в зонально-видовом соотношении искусств, меняются ориентиры художественной практики. Изменения в художественной жизни Кольского региона рассмотрим в трех аспектах: морфологическом, институциональном и духовно-содержательном, совмещая их в каждой из оценок.

Несмотря на трудности финансирования творческих проектов, в регионе появились новации в области архитектуры, ставшие характерными для постсоветского времени, началась работа по активному восстановлению архитектурных памятников прошлого, эстетически упорядоченный вид стали обретать и промышленные здания, и территории.

Храмовая архитектура как часть национальной культуры стала восприниматься в регионе в качестве хранителя национальных традиций, исторической памяти народа, как источник патриотизма и народной духовной силы. Новации коснулись и городских архитектурных сооружений. В регионе сократилось массовое строительство жилых домов, а немногочисленные новые здания стали строить по индивидуальным образцам, и каждое из них приобретает свой облик и свои характерные особенности. Значительным событием в художественной жизни региона стало открытие Ледового дворца. Кроме спортивных мероприятий он предназначен для проведения массовых представлений, концертов, шоу-программ, праздников, фестивалей, выставок.

В изобразительном искусстве этого периода отмечается расширение спектра его разновидностей, жанров, стилей. А. Сергиенко, как мастер, близкий эпохе постмодернизма, обращается к стилю «либерти», течению «аг nuovo» начала XX в. Таковы картина «Лесные девы» и многие листы, посвященные мифическим и библейским сюжетам. Автор активно использует декоративные авангардные фактуры. Если прежде в традиции мурманских мастеров не было активного обращения к наследию абстрактного искусства, то сейчас эта тенденция появилась в их творчестве. В картине Н. Завертайло «Визит» особое внимание художник уделил архитектонике пространства и пластике абстрактных форм. У ряда мурманских художников проявляется любовь к импрессионистическому направлению.

Привлекают внимание произведения художников Н. Духно и С. Чеботаря, работающих в экзотической разновидности бумажной пластики. Их рельефы из бумаги, эксперименты с цветной бумагой

и калькой весьма выразительны. Образы реального мира предстают в них в фантастически преображенном виде.

Жанровое многообразие присуще современной мурманской графике. Высокого профессионализма в книжной графике достигли Н. и Т. Ковалевы. Для них характерно тяготение к образам сурового северного пространства, пронизанного мощным светом. Книжные иллюстрации художников-мурман-чан не раз отмечались дипломами всероссийских конкурсов.

Новым направлением в изобразительном искусстве стала компьютерная графика. Его развитию способствовало появление новых региональных печатных изданий - журналов, газет, других средств массовой и научной информации, таких как «Наука и образование», «Наука и бизнес на Мурма-не», «Эконорд» и др. Здесь особым мастерством выделяются работы В. Ишутина, Н. Козловой, В. Жаркова.

Значительно активизировалось и расширилось творчество художников-дизайнеров. Применение художниками новых и часто местных природных материалов стало характерной чертой последнего десятилетия. Своеобразный декоративный эффект присущ работам по стеклу художника В. Костыле-ва, который использует особую технику гравировки материала. Его работы вошли в собрание Мурманского краеведческого музея.

Старинное ювелирное творчество стало занимать особое место в современном региональном мире искусства. Это обусловлено интересом к нему состоятельных любителей этого вида искусства и, конечно же, свободой рынка. На зональных и всероссийских выставках мурманское ювелирное творчество представляют молодые мастера Е. и М. Барановы, А. Лагутина.

Зачинательницей художества по ткани в регионе стала Т. Черномор. Образы морской мифологии, пейзажи с красками северной природы объемны по фактуре. Ее очень большой по размерам гобелен «Тундра», передающий особенности кольского ландшафта и все его красочные оттенки, был отмечен дипломом на Всероссийской выставке. Работу в этом жанре продолжила В. Зубицкая с характерным проникновением в традиционное наследие поморов.

В целом же мурманское декоративно-прикладное искусство заметно развивается. Появились фирмы по комплексному художественному оформлению интерьеров. Однако это направление пока не образовало мощного творческого движения.

В областной писательской организации произошло размежевание. Были созданы две структуры: Мурманское отделение Союза писателей России и отделение Союза российских писателей. Отделение Союза писателей России объединяет авторов, при-

верженных в основном традиционной литературной эстетике. Организация Союза российских писателей сфокусировала «новую волну» мурманской литературы. Заслугой местного отделения Союза российских писателей стал выпуск альманаха «Мурманский берег», открывшего читателям много новых дарований. Этот периодический сборник был признан лучшим среди областных литературно-художественных изданий подобного рода. За обеими организациями немало интересных культурных инициатив. Они способствуют развитию национальных литератур - саамской и коми-ижемской. Ежегодно организуется молодежный конкурс памяти погибших на фронте молодых мурманских поэтов - К. Баева и А. Подстаницкого. Проводятся литературные чтения «Дни Баренцева моря», «Круглые экологические столы» журнала «Север», поэтическая перекличка го-родов-героев, произошло возрождение праздников славянской письменности и культуры, которые стали всероссийскими. Славянские комитеты были созданы в городах Оленегорск и Мончегорск. Их деятельность нацелена на противостояние русофобии, углубление в изучении славянского наследия, усиление охранительной деятельности по отношению к достижениям славянской, и в частности русской, литературы [5]. Стали традиционными ежегодные «Славянские Масловские чтения», «Рубцовские чтения», «Балашовские чтения», «Каверинские чтения», приуроченные ко дню рождения писателя. В годы войны корреспондент «Известий» В.А. Каверин служил на Северном флоте, в городе Полярном, и здесь же написал вторую часть знаменитого романа «Два капитана». В честь этого события главная площадь Полярного была названа площадью «Двух капитанов». Здесь проводятся городские праздники, концерты, народные гуляния. Планируется создание музея и установка мемориальной доски, посвященной В.А. Каверину и первым исследователям Арктики - В. Русанову, Г. Брусилову, Э. Толлю, которые уходили в последние плавания от причалов города Александровска (ныне Полярного), а через полвека стали прототипами романа В.А. Каверина [6].

В мурманском литературном творчестве появилось новое направление: произведения, написанные в жанре фэнтези. Первооткрывателем этого направления в регионе стал молодой мурманский писатель-фантаст С. Костин. Книги имеют громадный читательский успех, их достаточно высоко оценили любители фантастики. Среди почитателей автора романов можно встретить людей различных возрастных и профессиональных групп. Готовы к печати два новых романа автора - «Твердь» и «Чокнутый» [7, с. 3].

Сложившаяся литературная ситуация в регионе не поддается однозначной оценке. В мурманской литературе сегодня происходят те же самые процессы, что и во всей российской словесности.

Заметны обновления во многих сферах музыкального искусства. Обрела собственный концертный зал филармония. Однако финансовые трудности не могли не сказаться на масштабах деятельности этого коллектива. Уменьшился творческий состав филармонии, сократились гастрольные концерты мастеров России. Вместе с тем творческой удачей явилось создание камерного оркестра филармонии в 1999 г., руководителем которого был приглашен молодой английский дирижер Дамиан Йорио. С новыми программами камерный оркестр выступает в Мурманске, в городах региона, выезжает на гастроли за границу. Знаменательным событием в музыкальной жизни края была реализация двух творческих проектов: постановка опер совместно с Оперным театром Королевства Норвегии. На сцене филармонии в традиционном виде была поставлена опера Дж. Пуччини «Тоска» и в концертном исполнении прозвучала опера Д. Верди «Травиата». Солирующие вокальные партии исполняли артисты Королевской оперы Норвегии, в спектаклях принимали участие артисты, хор и оркестр мурманской филармонии. Оперные спектакли были показаны также в Норвегии.

В постсоветский период в регионе проявился особый интерес к духовной музыке. Концерты «Жанр молитвы в русской музыке», «Музыка праздника праздников - Пасхи», «Колокольность в русском хоровом искусстве» звучали в залах Мурманска, а также на гастролях в Скандинавии и Голландии.

В музыкальной жизни широкую известность получило творчество мурманского композитора В. Ковбасы. Творчество композитора получило широкую известность и за рубежом. Германия, Чехия, Япония, Монголия, Украина, Белоруссия и многие другие страны выдали ему авторские свидетельства и выпустили диски с записями его песен. В 2001 г. опубликован первый сборник песен композитора о Мурмане «Чудо-сторона». Музыкальный язык сочинений В. Ковбасы отличает родство с русской народной песней: широта, протяжность и интонационность их мелодий, драматургическое построение, яркая образность и искренность изложения [8, с. 4].

Другой известный композитор В.А. Попов сочинил ряд произведений, среди которых особое место занимают песни для взрослых и для детей на стихи мурманских поэтов. Особенно удачным получился его сборник для детей «Северные песенки», который украсили песни «Моряки», «Парус», «Что такое тундра», «Полярное сияние», «Пимы» и др. [9].

Театральное искусство в крае переживало в этот период тяжелый кризис: смену пяти директоров и пяти главных режиссеров, уход артистов, прекращение приезда новых в облдрамтеатре. Изменилась репертуарная политика: драмтеатр ставил че-

реду случайных пьес, безликих комедий, спектакли выходили слабыми, театральная эстетика устарела, актерских открытий не наблюдалось. Театр сокращал число показов спектаклей и терял свою публику. В подобных условиях оказался и Театр Северного флота. Однако в последние годы театры ищут пути для выхода из создавшегося кризиса. Работу Театра кукол в эти годы сопровождал творческий взлет: интересный репертуар для взрослых и детей, зрелая и современная режиссура, высокий профессионализм исполнителей привлекает зрителей в регионе и за рубежом.

Новые черты приобрело региональное телевидение. Несомненной удачей стало проведение телевизионного фестиваля стран - участниц «Баренц-региона». Местом его проведения по очереди становились различные государства. Первыми принимали коллег Швеция и Норвегия. Участниками фестиваля стали телерадиокомпании: NRK (Норвегия), YLE (Финляндия), SVT (Швеция), ГТРК «Карелия» (Петрозаводск), ГТРК «Мурман» (Мурманск) и «Поморье» (Архангельск). В 2003 г. международный конкурсный просмотр проводился в норвежском Тромсе. Были заявлены 33 работы: документальные фильмы, информационные сюжеты, программы о культуре, молодежные и детские передачи. За шесть лет проведения «Баренц-фести-валя» мурманское телевидение демонстрировало программы о северном искусстве, о жизни простого человека, с его интересами, заботами и мечтами. По итогам работы VI Международного «Баренц-фестиваля» международное жюри вручило почетные дипломы телерадиоокомпании «Мурман» за фильмы «Причал судьбы» (автор - Светлана Сазонова, режиссер - Елена Васюкова) и «Счастье Инны Ковалевой» (автор - Леонид Апанасов, режиссер -Ольга Аскерова).

Особым вниманием на Кольском полуострове окружено любительское творчество. Мурманская область сохранила и создала все условия для развития 109 любительских коллективов, носящих звание «народный». Это один из самых высоких показателей в России. Среди них поморские фольклорные ансамбли села Варзуга, поселка Териберка, ансамбли народной песни «Долинушка» (Апатиты), «Полянка» (Мончегорск), «Родничок» (Североморск), «Жаворонушки» и «Одеянка» (Мурманск), ансамбли танца «Радость», «Сполохи», «Мастерок», ансамбли бального танца «ОниОна», «Алеко», ансамбли песни «Славяне», «Лукоморье», «Белые ночи» и др. Под руководством В. Ковбасы в Мурманске вырос вокально-хореографический коллектив «Россия», оцененный также зрителями различных городов России и зарубежья.

Особо выделим тенденции развития этнического народного творчества. В саамском Национальном культурном центре в Ловозере функци-

онируют два отдела: фольклорные коллективы и национальные ремесла. Творческие коллективы центра принимают активное участие в районных мероприятиях, выступают в Мурманской и в других областях России, гастролируют в Норвегии и Финляндии. Впервые стали проводиться мероприятия, которые сопровождаются организацией курсов и выставок декоративно-прикладного искусства, такие как Традиционный коми праздник, Международный саамский день, Праздник Севера, Проводы оленеводов в тундру, Дни саамской и коми письменности, Саамские игры, «Медвежьи игрища» и др. Центр активно сотрудничает с местными общественными национальными организациями: Ассоциацией кольских саамов, с организацией саамов Мурманской области «Изьватас», с международными и российскими национальными, общественными и научными организациями: с саамами Скандинавии, с саамским парламентом Норвегии, с Союзом саамов, с коммуной Ка-рашйок. Развивается музыкальное творчество саамов в известных на Севере коллективах «Луяввьр» и «Ойяр». Наиболее самобытно и колоритно отражается саамская культура в театре танца «Танцующие саамы», где возрождены и представлены старинные обряды Кольских саамов.

Вышли новые сборники стихов и прозаические произведения саамских поэтов и писателей. В поэтические издания наряду с сочинениями известных мастеров вошли стихи молодых поэтов. На саамском языке вышли сборники стихов «Дары тундры» и «Край суровый, моя отрада», в которых очень сильны мотивы преемственности поколений, сохранения народных традиций, описания особенностей бытового уклада, эмоциональные образы единения человека с природой. Большой интерес вызвала книга С. Якимович с переводом на саамский язык стихов Сергея Есенина. Важное воспитательное значение имеют также детские книги для младших школьни-ков-саамов.

Ценностные сдвиги, произошедшие в новых социально-исторических условиях, изменили отношение работников системы образования к науке о художественной культуре. В постсоветский период в регионе не закрылось ни одно художественное учебное заведение. Невзирая на финансовые трудности, в Мурманске были построены новые специализированные здания школы искусств и Детского театрального центра. Функционируют десятки студий во дворцах детского творчества. Художественным образовательным учреждениям помогают Областной центр повышения квалификации работников культуры и искусства, а также Мурманский государственный педагогический университет, где на факультете культуры и искусств работают ведущие специалисты Мурманска, а также научные сотрудники других регионов страны.

Необходимость решения многих новых жизненно важных проблем культуры привела к неожиданным результатам: интенсификации художественной жизни и социальной активности людей. В Мурманске образовалась Ассоциация творческих союзов, направленная на координацию деятельности мастеров и развитие всех видов искус-

ства Кольской земли. Несмотря на глубокие изменения в социальной жизни, в материальной и духовной сферах культуры, искусство сохраняет традиции прошлого и вместе с тем обретает новое содержание и выразительные формы, адекватные вызовам времени и локальным потребностям Кольского региона.

Литература

1. Демографический ежегодник Мурманской области, 2002. Мурманск, 2003.

2. Кольский научный центр. - http://www.KSC.ru

3. Синева Е.Ф. Библиотеки // 60 лет Мурманской области: Культура. Вып. 3. Мурманск, 1998.

4. Православие на Мурмане. - www.murman.ru/culture/museum

5. Тимофеев В. Муза Мурманска. - http://www.@zavtra.ru

6. Новости городов СФ. - http://www.info@KSF.ru

7. Буравская Н. Иные миры Сергея Костина // Полярная правда. 1999. 10 апр.

8. Вагинова Л.С. О творчестве композитора В.М. Ковбасы // Чудо-сторона. Мурманск, 2001.

9. Попов В.А. Северные песенки. Мурманск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.