Научная статья на тему 'Особенности развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в 40-х - начале 50-х годов XX века'

Особенности развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в 40-х - начале 50-х годов XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
650
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФИКА / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ПЛАКАТ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ / СКУЛЬПТУРА / СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ / ТЕАТРАЛЬНО-ДЕКОРАЦИОННОЕ ИСКУССТВО / ЭКСПОЗИЦИОННО-ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова Анастасия Вячеславовна

Рассматривается развитие изобразительного искусства в культурном пространстве Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Показана роль художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта в становлении регионального профессионального изобразительного искусства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития изобразительного искусства Кольского Заполярья в 40-х - начале 50-х годов XX века»

УДК 7.03 (470.21) ББК 85.10 (470.21) (091)

А.В. Федотова

особенности развития изобразительного искусства

КОЛЬСКОГО Заполярья в 40-х - начале 50-х годов XX века

Рассматривается развитие изобразительного искусства в культурном пространстве Кольского Севера в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Показана роль художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта в становлении регионального профессионального изобразительного искусства

Ключевые слова:

графика, изобразительное искусство, плакат, региональное отделение Союза советских художников, скульптура, станковая живопись, театрально-декорационное искусство, экспозиционно-оформительское искусство.

Период Великой Отечественной войны стал новым этапом развития изобразительного искусства: одной из основных задач стала агитационно-пропагандистская работа, вследствие чего наибольшее развитие получил плакат как один из самых массовых видов изобразительного искусства - героические и сатирические плакаты, обычно сопровождаемые литературным текстом. С первых дней Отечественной войны в г. Москве начался выпуск плакатов «Окна ТАСС», в г. Ленинграде - «Боевой карандаш». Это нашло свое продолжение во всех регионах страны, в том числе и в Заполярье [9, с. 62].

Большое число художников находились в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, в партизанских отрядах. На профессиональной основе при Главном политуправлении Северного флота в годы войны работала группа художников -М.А. Новиков, А.А. Меркулов, В.Г. Баранов, Л.Е. Кербель, А.Я. Кольцов и др. Кроме выполнения военных обязанностей, они занимались маскировкой объектов военно-морской техники и выпуском агитационных плакатов, сатирических листовок «Таран» и «Окна "Полярной правды"».

Еженедельные сатирические плакаты «Таран» продолжили традиции «Окон ТАСС» и «Боевого карандаша». Плакаты «Окна «Полярной правды», выходившие в 1941-1945 гг., были своеобразным изобразительным приложением к сообщениям Совинформбюро и представляли собой небольшие по размеру листы с несколькими взаимосвязанными рисунками и текстом. Тиражировались они вручную при помощи трафарета, первоначально исполнялись вручную литографским способом в двух экземплярах. Наиболее удачные плакаты тиражировались в мурманской типографии

газеты «Полярная правда» и выходили в сотнями, иногда тысячами экземпляров. Также флотские художники занимались оформлением газеты «Краснофлотец».

Ряд художников служили в сухопутных войсках при политуправлении Карельского фронта, где с мая по сентябрь 1942 года был организован выпуск нового фронтового сатирического журнала «Сквозняк». Печатался он на 8 страницах с одноцветными иллюстрациями, которые исполнялись художниками А. Короткиным, В. Гембаче-вым, Б. Ивановым, М. Медведевым и др. В художественном отделе активное участие принимали также красноармейцы, сержанты и политработники частей фронта. Всего вышло 7 номеров, так как в условиях военной действительности они уступали место «листкам» сатирической периодики [10]. В 14-й Армии Карельского фронта выходила также газета «Часовой Севера», рисунки к которой выполнял художник С.А. Осауленко.

На Кольском Севере, как и в других регионах, большое распространение получили и такие агитационно-массовые формы искусства, как оформление фронтовых клубов и землянок, Домов Военно-Морского флота, Ленинских комнат.

Одновременно с маскировочными работами, выпуском агитационных плакатов, листовок и брошюр художники создавали самостоятельные творческие работы. Станковая живопись в период войны значительно преобразилась. Преодолев упадок двух предвоенных лет, в первые годы войны художники создавали не иллюстративные, праздничные картины, а торопливые, не претендующие на обобщение, почти монохромные этюды по о живым впечатлениям, что не исключало 53 многогранности, серьезности и глубины Ц замысла. Распространенными стали пре- §

дельно скромные портреты, лаконичные сюжетные картины, а также пейзаж, как пишет Т.М. Рыжкова, - «место действия, среда обитания и выживания» [9, с. 64]. Станковая графика развивалась в основном в быстрых документально-точных карандашных зарисовках. Основное место в творчестве художников, служивших в Заполярье, традиционно занимал пейзаж.

Своеобразной точкой отсчета искусства военной поры на Кольском Севере стало написанное в 1941 г. живописное полотно «У пирса» (МОКМ) В.Ф. Штраниха, с 1940 г. работавшего в бригаде Северного флота. В почти документальных маринистических полотнах передавал атмосферу военных лет в Заполярье мастер индустриального пейзажа Г.Г. Нисский. Морские мотивы мест боевых действий и портреты защитников Заполярья - основные темы живописных и графических работ художников А.Я. Кольцова, В.Г. Баранова, А.А. Меркулова, М.А. Новикова. Изображали военную повседневность прифронтового г. Мурманска Н.И. Цейтлин, Я.А. Комшилов.

Графические работы были созданы художниками, военная служба которых не требовала навыков работы в изобразительном искусстве. С разрешения командования во время отдыха делал портретные зарисовки матросов и офицеров В.Д. Каленский, служивший с 1940 г. в морском разведывательном радиоотряде СФ. С 1941 г. в перерывах между боями на обрывках упаковочной бумаги рисовал боевых товарищей рядовой 995-ого стрелкового полка на Карельском фронте Л. Калиновский. Портреты, зарисовки населенных пунктов, исполняли А.М. Хмылев, А.В. Шмидт, воевавшие в сухопутных частях Заполярья [1, с. 217]. Графические листы выполнил О.П. Бород-кин, сражавшийся в партизанском отряде «Большевик Заполярья».

К концу войны в изобразительном искусстве наметились некоторые изменения: картины начали тяготеть к сложному сюжету, многофигурности, торжественности; появились парадные портреты.

В послевоенные годы в регионе начались значительные преобразования: восстановление народного хозяйства, укрепление оборонных рубежей, создание мощного военного, торгового, рыболовного флотов, формирование новых промышленных отраслей, воссоздание г. Мурманска и других городов области. Изменение состава населения и облика региона способствовало активному формированию городской культуры [2]. Эти процессы в значительной степени повлияли на дальнейшее развитие в регионе изобразительного искусства.

С середины 40-х гг. наиболее востребованными официальным искусством становятся темы восстановительных работ и героической борьбы советского народа с фашистской Германией [1, с. 222]. Однако на Кольском Севере темы войны и мирного труда значительно уступали традиционно распространенному в регионе северному пейзажу. Необходимо отметить, что работ на политические темы в регионе создавалось мало - местные авторы отличались от своих столичных коллег меньшей идеологической ангажированностью [8, с. 100].

В 50-е гг тематические рамки официального искусства расширились и востребованными стали портрет, натюрморт, бытовые, жанровые сцены. Однако в Заполярье, как и прежде, преобладал пейзажный жанр. На смену военному пейзажу, пришло изображение природы умиротворенной, находящейся в гармонии с человеком [8, с. 97]. В 50-е гг. масштабную серию «Покоренная Арктика» создал А.А. Меркулов. Просторы Баренцева и Белого морей, история Северного Флота, природа Заполярья, промышленное освоение края нашли отражение в работах В.Г. Баранова [7]. Море, камни и цветы Заполярья - главные темы в творчестве ленинградца Л.К. Богомольца. Серию городских пейзажей на Кольском Севере выполнили Я.А. Комшилов, В. Прошкин и другие. Продолжали приезжать в Мурманскую область и творческие группы СХ СССР.

После окончания войны в регионе продолжилось активное развитие науки, организовывались многочисленные исследовательские экспедиции, однако рисовальщиков, топографически точно воспроизводящих ландшафт, этнографически достоверно - костюм и быт аборигенного населения, к этому времени не стало, их работу полностью заменила фотография. Художники, принимавшие участие в исследовательских поездках по региону, решали исключительно творческие задачи, как например, художник-полярник И.П. Рубан, принимавший участие в арктических и морских экспедициях в 40-е гг.; самодеятельный художник, исследователь Кольского Севера, И.В. Бельков, который с 1946 г. почти каждый год проводил в экспедициях Кольского филиала АН СССР и привозил вместе с образцами пород и минералов наброски северных пейзажей.

С начала Великой Отечественной войны на Кольском Севере значительное развитие получила скульптура - мало распространенный к этому времени в культурном пространстве региона вид изобразительного творчества. Наиболее востребован-

Л.Е. Кербель. Бюст разведчика П.Г. Сутягина. 1944 г. Санкт-Петербург, музей истории РГПУ им. А.И. Герцена.

А.Я. Кольцов. Окно «Полярной правды» №4. Мурманский областной краеведческий музей.

М.Н. Успенский. День Победы в Мурманске. 1946 г. Мурманский областной краеведческий музей.

3

ю О

А.М. Хмылев. Взорванный немцами мост в г. Печенга. Фрагмент. 1944 г. Мурманский областной краеведческий музей.

А.М. Хмылев. Мурманская сандру-жинница Ирина Вейс. Мурманский областной краеведческий музей.

А.И. Сегал. Рыбачки на промысле в дни Великой Отечественной войны. 1948 г. Мурманский областной краеведческий музей.

ным жанром в скульптуре стал портрет. Правдивые, документально точные портреты героев-североморцев создавал с 1942 по 1945 гг. скульптор Л.Е. Кербель. Также на территории региона был установлен ряд памятников: в 1943 г. в Полярном -бюст командира подводной лодки «Щ-422» Ф.А. Видяева работы флотского художника А.Я. Кольцова и памятник погибшим подводникам лодки «Щ-402», сооруженный моряками-североморцами; в 1944 г. - памятник «Героям-подводникам Северного флота» работы Л.Е. Кербеля.

В скульптуре послевоенных лет основное место стали занимать монументальные композиции, прославляющие подвиг победившего народа: в Североморске в 1945 г. установлен бюст дважды Героя Советского Союза Б.Ф. Сафонова работы Л.Е. Кербеля; в память о геройском подвиге советских воинов, освободивших Печен-гу, в 1955 г. был открыт памятник в порту Лиинахамари; во многих городах региона установлены памятные обелиски. В Мурманске первым памятником стал установленный в 1945 г. памятник портовикам, погибшим в годы войны. В послевоенные годы продолжается также традиция воздвижения монументальных скульптурных портретов партийных руководителей. В 1952 г. в Полярном состоялось открытие памятника И.В. Сталину. Станковой портретной скульптурой в послевоенные годы на Кольском Севере активно занимался скульптор Б.Н. Бродский.

В годы войны в Заполярье возникли новые институциональные формы художественной культуры, создание которых заняло «относительно короткое время» [2, с. 13]. В 1944 г. был создан Областной Союз советских художников в г. Мурманске (ССХ МО). В 1945 году в Союзе насчитывалось 22 художника, среди них - В.Г. Баранов, М.В. Новиков, Д.К. Свешников [7]. В период 1945-1947 гг. в объединение вступили Т.А. Степанова, М.Б. Ужинский, Д.А. Горелов Б.Н. Бродский, Г.М. Федотов и др. Первым председателем правления ССХ МО был избран А.А. Меркулов, впоследствии М.Н. Успенский, с 1946 г. - М.В. Новиков. С 1947 г. место председателя занял Д.А. Горелов, с именем которого связано наиболее активное развитие областного Союза СХ: организовывались творческие командировки художников по области и другим регионам страны [3, л. 50]; был поднят вопрос об открытии библиотеки для художников и строительстве небольшого павильона, где художники имели бы возможность продавать свои этюды; в конце 1947 г. заключен договор с городским от-

делом Народного образования на аренду помещения под художественные и скульптурные мастерские на ул. Коминтерна в Мурманске [6, л. 31]. Я.А. Камшилов так отзывался об организационной деятельности Д.А. Горелова: «за 4 месяца <...> он проделал колоссальную работу <...> создал условия для творческой работы, произвел капитальный ремонт, частично приобрел оборудование <...> мы имеем хорошую художественную мастерскую, скульптурную мастерскую и помещение для Союза» [3, л. 28].

Часть художников, в связи с демобилизацией или по причине отъезда из региона покинули объединение, некоторые из-за «игнорирования деятельности Союза» были исключены. К 1948 г. в Союзе насчитывалось 14 человек, однако, из-за ненадлежащего оформления документации в составе Мурманского отделения ССХ официально числилось только 6 художников. Ввиду малочисленности членов организации, а также из-за слабого идейного руководства организационная и творческая деятельность объединения с мая 1948 г. была приостановлена. «В целях лучшей организации творческой работы художников Мурманской области и большего вовлечения новых членов в Союз Советских художников» в марте 1949 г. было решено создать Оргбюро художников и направить творческую деятельность «на создание творческих произведений на высоком идейно-художественном уровне» [4, л. 20]. Все имущество и помещение ССХ МО было передано Оргбюро, председателем назначен Я.А. Камшилов.

На территории региона открывались изостудии, где художники получили возможность преподавать профессиональное мастерство жителям региона. В п. Роста изокружок при школе и изостудию при Доме офицеров в 1948-1951 гг. вел В.И. Шилкин [5, л. 18]. В изостудии при ДК им. С.М. Кирова Мурманска работал Д.А. Горелов. При содействии Д.А. Горелова и М.А. Кирина один из учащихся студии - В.Н. Бубенцов -был направлен на учебу в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова и Ленинградский художественный институт им. И.Е. Репина, став впоследствии известным мурманским художником.

Театрально-декорационное искусство в годы Великой Отечественной войны практически не развивалось. Фронтовые бригады артистов выступали на агитационных и мобилизационных пунктах, военкоматах, госпиталях, прямо на кораблях, а декорации если и были нужны, то в самом ограниченном виде. Работа художника-оформителя театральных спектаклей

3 ю О

вновь стала востребованной после окончания войны. В этот период над созданием декораций работали не только признанные профессиональные художники, но и молодые. С 1946 г. художником-декоратором в Мурманском Областном драматическом театре работал А.С. Ефременков, ряд спектаклей театра оформлено художниками М.Д. Мочаловой, В.Д. Бернацким; в Областном Кукольном театре оформил ряд спектаклей А.Г. Бурунов; с 1951 г. созданием декораций для Драматического театра Северного флота занималась А.А. Мещанинова [3, л. 53]. Весь рассматриваемый период театрально-декорационное искусство развивалось в рамках «соцреализма».

В 40-е - начале 50-х гг. в Заполярье продолжали открываться музеи, что способствовало дальнейшему развитию в регионе экспозиционно-оформительско-го искусства. В годы войны часть фондов Мурманского областного краеведческого музея (МОКМ) были эвакуированы, однако выставочная деятельность в регионе продолжала существовать: открылся ряд выставок трофейного вооружения; с 1943 года проводился сбор материалов для создания выставки в Доме офицеров г. Полярный, экспонаты которой положили начало созданию в 1946 г. Военно-морского музея Северного флота; в 1944 г. в Мурманске в здании школы № 6 был создан Музей Великой Отечественной войны, в котором с 1945 г. разместились возвращенные коллекции МОКМ. Из-за отсутствия необходимого помещения в 1948 г. музеи были объединены.

Формирование в 40 - начале 50-х гг. городской культуры, творческая деятельность художников 14-й армии Карельского

фронта и Северного флота способствовали активизации на территории региона выставочной деятельности. В Мурманске и других городах области был организован целый ряд групповых, а также новых для региона персональных художественных выставок (А.А. Меркулов, А.Я. Кольцов, выставки художников-фронтовиков). С открытием Мурманского отделения ССХ в регионе впервые были установлены регулярные осенние отчетные выставки художников области, первая из которых состоялась в Мурманске в 1945 г. [5]. Работы членов ССХ МО, художников служивших в годы войны на Кольском Севере или командированных в регион, экспонировались также на региональных, всесоюзных выставках.

Подводя итог, можно отметить, что период Великой Отечественной войны стал новым этапом развития изобразительного искусства Кольского Заполярья. Активная творческая деятельность художников, проходивших службу в подразделениях и на кораблях Северного флота, в частях 14-й армии Карельского фронта, способствовала развитию в регионе агитационно-массовых форм искусства, скульптуры, станковой живописи и графики, а также возникновению на Кольском Севере новой институциональной формы художественной культуры - отделения Союза советских художников, впоследствии Оргбюро, что стало инновационным явлением в художественной культуре региона. Объединение положило начало регулярной выставочной деятельности региональных художников и стало отправной точкой в становлении регионального профессионального изобразительного искусства и развитии потенциала местных творческих сил в последующие годы.

Список литературы:

1. Белоконь К., Чеботарь Г. Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах // Мурманский берег: Культурологический альманах. - Вып. 2. - Мурманск: АСТЭС, 2005. - С. 216-228.

2. Вагинова Л.С. Историческая типология культуры Кольского Севера // Чарнолуские чтения: Материалы межвузовской научно-практической конференции 24-25 марта 2009 года / Отв.ред. Л.С. Вагинова. - Мурманск: МГПУ, 2009. - Т.2. - 120 с.

3. ГАМО. Ф. 934. Оп. 1. Д. 5. Л. 1-55.

4. ГАМО. Ф. 934. Оп. 1. Д. 24. Л. 1-55.

5. ГАМО. Ф. 934. Оп. 1. Д. 53. Л. 58-62.

6. ГАМО. Ф. 934. Оп. 5. Д. 1. Л. 1-55.

7. Ковалев Н. Изобразительное искусство Мурмана // Мурманский берег: Литературный альманах. Вып. 4. - Мурманск: Мурманский областной институт повышения квалификации работников образования, НИЦ «Пазори», 1998. - С. 5-45.

8. Мосолова Л.М., Вагинова Л.С. История культуры Кольского Заполярья: курс лекций. - СПб.: Астери-он, 2006. - 150 с.

9. Рыжкова Т.М. Изобразительное искусство военных лет // Подвигу в Заполярье 50 лет. Тезисы докладов науч.-практич. Конференции, посвященной 50-й годовщине разгрома нем.-фашистских войск в Заполярье и освобождения Сев.Норвегии. - Мурманск, 1995. - 98 с.

10. Стыкалин С.И., Кременская И.К. Сатира советской эпохи 1917-1963: Справочник. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.books-classic.rU/publications/view/2/page/0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.