Федотова Анастасия Вячеславовна
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ В Г. МУРМАНСКЕ (1944-1948 ГГ.)
Статья посвящена исследованию специфики развития отечественного изобразительного искусства в 1940-е годы; изучению процесса становления профессионального творческого Союза художников в культурном пространстве Кольского Севера; анализу деятельности творческого Союза как социально-культурного института, осуществляющего планирование, организацию и координацию деятельности художников, как важного элемента региональной художественной культуры. Рассматриваются причины приостановления деятельности и реорганизации Областного Союза советских художников в г. Мурманске и дальнейший путь развития. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/4-2/45.html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 4(66): в 2-х ч. Ч. 2. C. 171-175. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/4-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
4. Кассирер Э. Философия символических форм. М. - СПб.: Университетская книга, 2002. Т. 2. Мифологическое мышление. 280 с.
5. Красников А. Н. Методология классического религиоведения. Благовещенск: Библиотека журнала «Религиоведение», 2004. 148 с.
6. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М.: Икар, 2012. 306 с.
7. Лебедев С. Д. Религиозность: в поисках «рубикона» // Социологический журнал. 2005. № 3. С. 153-169.
8. Лукман Т. Дополнение к третьему немецкому изданию «Невидимой религии» / пер. с нем. Е. Кострова, И. Забаев // Социологическое обозрение. 2014. № 1. С. 139-154.
9. Россияне о религии [Электронный ресурс]. URL: http://www.levada.ru/old/24-12-2013/rossiyane-o-religii (дата обращения: 26.02.2016).
10. Свасьян К. А. Философия символических форм Э. Кассирера: критический анализ. Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1989. 238 с.
11. Синелина Ю. Ю. О критериях определения религиозности населения // Социологические исследования. 2001. № 7. С. 89-96.
12. Швечиков А. Н. Актуальные проблемы современного российского религиоведения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 4. С. 151-164.
13. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
14. Ratschow C. H. Methodik der Religionswissenschaft // Enzyklopädie der Geisteswissenschaftlichen Arbeitsmethoden. München: Oldenbourg, 1973. S. 347-400.
15. Religion Monitor 2008. EUROPE. Overview of Religious Attitudes and Practices [Электронный ресурс]. URL: http://www.humanizm.net.pl/monitor.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
16. Religion Monitor. Understanding Common Ground. An International Comparison of Religious Belief [Электронный ресурс]. URL: https://www.bertelsmann-stiftung.de/fileadmin/files/BSt/Publikationen/GrauePublikationen/Studie_LW_Religionsmonitor_ Internationaler_Vergleich_2014.pdf (дата обращения: 10.03.2016).
RELIGIOUS IDENTITY IN CONCEPTUAL SPACE OF SCIENCES ON RELIGION
Fedorova Marina Vladimirovna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor N. A. Dobrolyubov State Linguistic University of Nizhny Novgorod [email protected]
One of the key issues of sciences on religion is the issue of religious identity and different aspects of its manifestation. Under the modern conditions the processes of religious identification are conditioned by new civilization factors resulting in the dysfunction of the traditional institutions of socialization and the formation of a new type of consciousness. It actualizes the necessity to develop a comprehensive approach to certain important problems of religious studies including the problem of religious identity.
Key words and phrases: religious identity; religiousness; religious values; sciences on religion; methodology; phenomenology of religion.
УДК 7.03(470.21) Искусствоведение
Статья посвящена исследованию специфики развития отечественного изобразительного искусства в 1940-е годы; изучению процесса становления профессионального творческого Союза художников в культурном пространстве Кольского Севера; анализу деятельности творческого Союза как социально-культурного института, осуществляющего планирование, организацию и координацию деятельности художников, как важного элемента региональной художественной культуры. Рассматриваются причины приостановления деятельности и реорганизации Областного Союза советских художников в г. Мурманске и дальнейший путь развития.
Ключевые слова и фразы: культурная политика; Союз художников; изобразительное искусство; Кольский Север; Мурманск.
Федотова Анастасия Вячеславовна, к. культурологии
Мурманская академия экономики и управления [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ СОЮЗА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
В Г. МУРМАНСКЕ (1944-1948 ГГ.)
Согласно современной историографии, Мурманское отделение Союза художников РСФСР было образовано в 1965 году1. Безусловно, в данный период благодаря активной творческой и общественной работе
1 С 1968 года - Мурманская организация СХ РСФСР, позднее - Мурманское областное общественное отделение ВТОО «Союз художников России».
региональных художников, стимулированию развития областной организации со стороны государственной власти началось интенсивное развитие изобразительного искусства в регионе. Мурманская организация Союза художников РСФСР совместно с Художественным фондом СССР стала работодателем и организатором быта художников, организатором творческих командировок по городам и поселкам области, а также другим регионам страны. Активизировалась выставочная деятельность, расширялись творческие связи. Художники получили необходимые для творческой работы помещения под художественные мастерские. Возросла численность творческой организации. Однако, согласно материалам Государственного архива Мурманской области, процесс становления творческой организации начался задолго до 1965 года, но до сих пор эта страница развития изобразительного искусств Кольского Севера остается мало известной как широкой общественности, так и профессиональному сообществу. Изучение процесса появления и развития данного социально-культурного института в регионе предполагает определение основных задач, которые ставились перед отечественным искусством в 40-е годы ХХ века, анализ основных направлений творческой и организационной работы художников в Мурманской области, этапы развития творческой организации.
В результате принятия Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах страны начали образовываться Союзы советских художников, творческие установки которых «декретировал сам И. В. Сталин формулой "социалистический реализм"» [4, с. 257]. «Социалистический реализм» должен был представлять собой новый тип художественного сознания, быть искусством монументальным, в деталях изображающим жизнь в её революционном развитии, единственным официально разрешенным методом отображения реальности. Центральной задачей пропаганды средствами искусства стало формирование «нового советского человека» [6]. Были определены темы искусства - от героики революции до трудовых будней, где труд стал одной из наиболее поэтизированных художественных категорий. В рамках новой государственной культурной политики данного периода создан механизм государственных заказов, планированных выставок и наград, открыта Всероссийская Академия художеств и Институт живописи, скульптуры и архитектуры. Определяющими тенденциями «социалистического реализма» стали: «исторический оптимизм» (по А. М. Горькому), создание социалистических идеалов, монументализм, мифологизм, прагматизм, массовость, тематическая ограниченность [5, с. 292]. Основой институциональной системы изобразительного искусства страны и формой управления художественной деятельностью, заказчиками и исполнителями заказов, собственниками имущества (выставочных, производственных, жилых помещений, магазинов, творческих дач) и хранителями художественных произведений стали Союз советских художников СССР1, Всекохудожник2, Художественный фонд3. Как отмечает Г. А. Янковская, с помощью региональных организаций создавалась централизованная система управления, планово-распределительное производство типовых арт-объектов, «москвоцентризм», идеология, ориентированная на институциональное, тематическое и стилистическое единообразие художественной жизни страны [9, с. 6].
Интенсивные темпы антропосоциокультурного развития Кольского Севера в период 30-х - 40-х годов ХХ века, главным образом, многообразие субъектов культуры, высокий уровень общего и специального образования, развитая профессионализация деятельности людей, значительное число интеллигенции, активное формирование городской, портовой и индустриальной культуры стали основой фундаментальных преобразований региона, способствовавших развитию на Кольском Севере личностно-креативного типа культуры. Это стимулировало относительную автономизацию художественной культуры в системе культуры региона, что повлекло за собой образование новых институциональных форм, и в 1944 году, по аналогии с другими регионами страны, на Кольском Севере был образован Областной Союз советских художников в г. Мурманске (ССХ по МО).
Решение об образовании областного отделения СХ зафиксировано в протоколе № 149 от 14 сентября 1944 года, который в настоящее время хранится в Государственном архиве Мурманской области. В данном документе в частности говорится: «Учитывая, что героическая борьба г. Мурманска и области в период Отечественной войны, участие в этой борьбе военно-морского флота и армии, защищающих Крайний Север, моряков тралового флота и торгового порта, беззаветно работающих на дело обороны, требуют отражения в искусстве, в частности в изобразительном - в картинах, гравюрах, рисунках - Исполнительный Комитет Мурманского областного Совета депутатов трудящихся решает: <...> Организовать областной союз советских художников в городе Мурманске при Областном отделе по делам искусств» [2, д. 6, л. 32]. Союз советских художников по Мурманской области стал заимствованной более или менее сбалансированной и отрегулированной системой, а, соответственно, изначально обладал совокупностью норм, правил, законов, деятельность которого координировалась централизованной властью. Это способствовало быстрому внедрению
1 Начало формирования - 1932 год; образование Оргкомитета - 1939; создание единого Союза Художников СССР -1957 год.
2 В сентябре 1928 г. было образовано промысловое кредитное товарищество «Художник», реорганизованное 2 июля 1932 г. во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств, затем во Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства («Всекохудожник»). Находился в ведении Всеко-промсовета. В марте 1935 года «Всекохудожник» был передан в систему Наркомпроса РСФСР, с 1940 - в систему СНК РСФСР, а затем Совет Министров РСФСР. Ликвидирован в июле 1953 года с передачей функций Художественному фонду СССР.
3 Образован на основании постановления СНК СССР от 4 февраля 1940 года.
организации в культурное пространство региона и активному её развитию. Появление данного социально-культурного института в Кольском Заполярье стало этапом перехода на новый уровень усложнения системы художественного производства и художественного потребления.
Членами творческого объединения стали, главным образом, художники, работавшие на профессиональной основе при Главном политуправлении Северного флота и при политуправлении Карельского фронта. Это были высококвалифицированные специалисты, преимущественно, из центральных регионов страны. Именно художникам Северного Флота принадлежит основная роль в образовании Союза советских художников в Кольском Заполярье, они же стали наиболее активными его членами. Так, членами правления были назначены художники Северного Флота А. А. Меркулов, Н. Г. Цейтлин, М. Н. Успенский. Первое заседание правления Союза Советских Художников по Мурманской области состоялось 1 декабря 1944 года [Там же, д. 5, л. 1].
Согласно документам, находящимся на хранении в Государственном архиве Мурманской области, в 1945 году в Союзе советских художников по Мурманской области насчитывалось 22 художника, ведущими из которых были: В. Г. Баранов, Е. Х. Визирь-Дорошенко, А. А. Меркулов, М. В. Новиков, Д. К. Свешников, М. Н. Успенский. В период 1945-1947 годов в объединение вступили: Б. Н. Бродский (1947), А. Г. Бурунов (1947), Н. А. Воронов (1946), Д. А. Горелов (1946), В. А. Жаворонков (1946), С. А. Осауленко (1945), Т. А. Степанова, М. Б. Ужинский (1945), Г. М. Федотов (1947) и другие [2, д. 5, л. 1; 7, с. 207].
Первым председателем правления Союза советских художников по Мурманской области был избран художник А. А. Меркулов, впоследствии его сменил художник М. Н. Успенский, который в октябре 1946 года в связи с демобилизацией из рядов Военно-морского флота уехал на постоянное место жительства в г. Ленинград. В дальнейшем председателем правления Союза СХ по МО был избран художник М. В. Новиков [2, д. 5, л. 14]. В 1947 году исполняющим обязанности председателя правления, а 5 февраля 1948 года председателем правления ССХ по МО был избран художник Д. А. Горелов [Там же, л. 31, 54-55], с организаторской деятельностью которого связано наиболее активное развитие областного Союза Советских художников и появление целого ряда инноваций.
В 1947 году, Д. А. Горелов остро поставил вопрос о мастерских и выставочном павильоне. Мурманским художникам необходимо было выполнить работы к отчетной выставке, посвященной празднованию 30-й годовщины Октябрьской Социалистической Революции и первой после войны Сталинской пятилетки, однако на заседании правления от 18 сентября 1947 года в частности говорилось, что «отсутствие художественных и скульптурных мастерских, плохие жилищные и бытовые условия не дают подготовить хорошие работы <.. .> развернуть творческие силы» [Там же, л. 35]. Отсутствие мастерских и отказ в предоставлении выставочного павильона не позволили мурманским художникам в полной мере подготовиться к выставке, несмотря на то, что они активно участвовали в оформлении города к празднованию годовщины. Также, вследствие указанных причин, на Всесоюзной выставке от Союза советских художников по Мурманской области экспонировались только три этюда [Там же, л. 35-49], а скульптор Б. Н. Бродский был вынужден приостановить работу над бюстом героя СССР комсомольца А. Бредова, поскольку был выселен из помещения, где работал ранее [Там же, л. 50]. На этом основании и.о. председателя Союза СХ по МО Д. А. Горелов выступил с предложением о необходимости срочно довести до конца вопрос «о возможности постройки выставочного павильона и покупки дома под мастерские ССХ в 1948 году» и включение в проект новостроек строительство мансард вместо чердачных помещений для художников [Там же, л. 31, 49]. В конце 1947 года Д. А. Горелов заключил договор с городским отделом Народного образования на аренду помещения под художественные и скульптурные мастерские Союза на ул. Коминтерна в г. Мурманске площадью 96 кв. м [Там же, л. 50]. Художник Я. А. Камшилов так отзывался об организационной деятельности Д. А. Горелова: «За 4 месяца работы и.о. председателя правления нашего объединения, он проделал колоссальную работу <...> создал условия для творческой работы, произвел капитальный ремонт, частично приобрел оборудование для мастерских <...> мы имеем хорошую художественную мастерскую, скульптурную мастерскую и помещение для Союза» [Там же, л. 54].
С 1947 года Союз СХ по Мурманской области начал предоставлять художникам материальную помощь для написания картин и организовывать творческие командировки членов объединения по области и другим регионам страны: для работы над этюдами и зарисовками к картине «Добыча Никелевой руды» художник К. А. Луканин был командирован в г. Печенгу; художник Н. А. Воронов для работы над картиной «Рыбаки на промысле» - в район Териберки и т.д. [Там же, л. 50]. Также в сентябре 1947 года, на очередном заседании правления, был поставлен вопрос об открытии специализированной библиотеки для художников; о распределении заказов, заключенных через Союз СХ по МО на всех художников; о сооружении на территории рынка маленького дощатого павильона для реализации художественной продукции [3, д. 1, л. 35-49].
Большое внимание со стороны творческой организации уделялось и вопросам художественного образования. Развитие инновационной для региона системы художественного образования во многом стимулировалось политикой правительства страны в сферах образования и искусства, поскольку среди механизмов, регулирующих динамику национальной культуры, особенно значима, согласно исследованиям С. Н. Гаврова, система образования и просвещения, позволяющая проводить стандартизацию и унификацию культуры с помощью внедрения научных, социальных, гуманитарных стандартов [1]. Первой изостудией на территории региона стала организованная в 1935 году художником М. А. Новиковым флотская изостудия в г. Полярном, где учились многие художники красноармейской самодеятельности. При содействии М. А. Новикова один из учащихся студии - Н. И. Цейтлин был направлен на учебу в Москву в Художественный институт им. В. И. Сурикова, став впоследствии известным советским графиком [8]. Ряд художников давали частные уроки. Для подготовки
новых квалифицированных специалистов и вовлечения в этот процесс большего числа профессиональных художников членами творческого союза было решено открыть при областном Союзе СХ «Изокружок» для молодых художников, где проводилась бы совместная деятельность, обсуждение работ и совместные поездки на этюды для обмена опытом и творческой помощи. Проводить занятия предполагалось не реже одного раза в два месяца в художественной мастерской, в группе должны были заниматься 20 художников. Ответственным за организацию «Изокружка» был назначен Д. А. Горелов [2, д. 5, л. 49]. Однако начало занятий было отложено на неопределённый срок в результате недостатка средств, поскольку Областной Отдел по делам искусств отказал в оказании помощи Союзу даже в частичном финансировании [Там же, л. 54-55].
Активизация художественной жизни Кольского Севера и культурная политика страны способствовали активизации экспозиционно-выставочной работы в регионе. Персональные и групповые художественные выставки на территории полуострова проводились, начиная с 1935 года. С появлением Мурманского отделения Союза советских художников были установлены инновационные для изобразительного искусства региона регулярные осенние отчетные выставки художников области [Там же, л. 51]. Они представляли собой масштабные областные экспозиции, на которых имели возможность показать свои работы не только члены регионального союза, но и начинающие, а также самодеятельные художники. Первая областная отчетная выставка состоялась в г. Мурманске в 1945 году, вторая - была запланирована на конец 1946 года, но по ряду причин прошла в 1947 году [Там же, л. 9, 51].
Основные темы живописных и графических произведений художников - членов Союза советских художников по Мурманской области - в середине 40-х годов ХХ века были морские мотивы мест боевых действий, исполненные зачастую по «живым» воспоминаниям или по этюдам военных лет, портреты защитников Кольского Заполярья, произведения, запечатлевшие в ярких, типических образах мужество советских моряков, сражавшихся в тяжелых условиях Крайнего Севера, восстановительные работы в регионе - М. Н. Успенский «День победы в г. Мурманске» (1946, МОКМ), А. А. Меркулов «Салют победы (Возвращение ПЛ с боевого задания на базу в Полярный)», Н. И. Цейтлин «Погрузка торпед. Северный флот». Однако к 1947-1948 годам основным в творчестве художников союза становится северный лирический пейзаж [Там же, д. 24, л. 17]. В указанный период данный жанр не рассматривался как значимый, поскольку не отвечал духу времени, не способствовал строительству региона, побуждению граждан на преобразование действительности и, соответственно, входил в разрез с интересами основного заказчика и потребителя художественного продукта - государства и государственной культурной политики. На общем собрании художников Мурманской области от 27 января 1949 года начальник Областного отдела по делам искусств З. П. Николаева говорила: «Советское искусство стоит на путях социалистического реализма, задача каждого художника работать именно в этой плоскости <...> Ни один художник не отобразил героической защиты Родины, героев, восстанавливающих наше хозяйство, что выставки 1947-48 годов красноречиво показали» [Там же].
В целом 1947-1948 годы стали сложным периодом для Союза советских художников по Мурманской области. Часть художников, членов Союза, в связи с демобилизацией или по причине отъезда и перехода в другие региональные союзы, выбыли из организации, часть по причине «игнорирования деятельности Союза» были исключены [Там же, д. 5, л. 5]. На основании документов, находящихся на хранении в Государственном архиве Мурманской области, было установлено, что к 1948 году в творческой организации насчитывалось 14 человек. Однако в результате ненадлежащего и несвоевременного оформления текущей документации на членов Союза, принятых в организацию в конце 1946 - 1947 г., личные дела и прочие необходимые для вступления документы не были оформлены должным образом в Оргкомитете Союза СХ СССР, и оказалось, что в составе Мурманского отделения Союза советских художников к 1948 году официально числилось только 3 художника (М. В. Новиков, Я. А. Камшилов, Р. Папэ) [2, д. 5, л. 55; 3], тогда как согласно существовавшего на тот период положения, деятельность творческой организации Союза художников была возможна только при наличии 12-15 художников-профессионалов [2, д. 24, л. 23]. Ввиду малочисленности членов организации, а также из-за отсутствия идейного руководства творчеством художников, организационная и творческая деятельность объединения была приостановлена с мая 1948 года [Там же, л. 20].
Оргкомитетом Союза СХ СССР решался вопрос о юридическом оформлении организации: либо творческое объединение остается самостоятельной творческой единицей в Мурманской области, с непосредственным подчинением Оргкомитету Союза СХ СССР, либо становится филиалом Архангельско-Северного ССХ [Там же, д. 5, л. 55]. На общем собрании художников Мурманской области от 27 января 1949 года художник Я. А. Камшилов предложил «организовать Оргбюро, которое займется вовлечением в Союз новых членов, организацией <...> творчества. Союз должен быть прежде всего творческой организацией, которая могла бы отображать, фиксировать нашу действительность» [Там же, д. 24, л. 17]. «В целях лучшей организации творческой работы художников Мурманской области и большего вовлечения новых членов в Союз Советских художников» в марте 1949 года Исполкомом Мурманского областного Совета депутатов трудящихся было решено создать Оргбюро художников Мурманской области и обязать творческую деятельность направить «на выполнение постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам идеологической работы, обратив особое внимание на создание художниками творческих произведений на высоком идейно-художественном уровне, правдиво отображающих героический труд рабочих, колхозников и интеллигенции Советского Заполярья, их борьбу за восстановление и развитие Кольского полуострова» [Там же, л. 20]. Все имущество и помещение, предназначенное для мастерских художников, было передано в Оргбюро, председателем назначен художник Я. А. Камшилов.
Таким образом, творческий союз профессиональных художников на Кольском Севере был создан в сложный для развития страны период - в 1944 году. В сфере регионального изобразительного искусства появление данного социально-культурного института стало инновационным явлением, ставшим результатом интенсивного развития личностно-креативного типа культуры в Кольском Заполярье и относительной авто-номизации художественной культуры в системе культуры края. Образованный по аналогии с другими региональными организациями, Союз советских художников по Мурманской области объединял и координировал работу профессиональных художников, способствовал нормализации и восстановлению жизни региона после значительных разрушений в годы Великой Отечественной войны. Наиболее активными членами творческого союза являлись, прежде всего, высококвалифицированные специалисты, работавшие на профессиональной основе при Главном политуправлении Северного Флота, они же были его организаторами. В рамках деятельности Союза СХ по Мурманской области художники получали минимально необходимые для осуществления творческой работы материалы, работали над исполнением госзаказов, благодаря организаторским способностям Д. А. Горелова получили художественную и скульптурную мастерские, помещение для Союза и другое. Организовывались необходимые творческие командировки членов объединения по области и другим регионам страны, активизировалась экспозиционно-выставочная деятельность. Однако в результате ненадлежащего оформления текущей документации, а также по причине отсутствия на выставках 1947-1948 гг. достаточного количества работ на актуальные в рамках государственной культурной политики темы (художественных произведений, посвященных Великой Отечественной войне, восстановительным работам и развитию страны - основным темам в отечественном изобразительном искусстве в 40-е годы ХХ века), работа Союза советских художников по Мурманской области в 1948 году была приостановлена. В марте 1949 года Союз советских художников по Мурманской области был преобразован в Оргбюро художников. В таком состоянии организация просуществовала до 1965 года. Благодаря активной творческой и организационной работе мурманских художников, главным образом живописца Василия Григорьевича Баранова, стоявшего у истоков становления творческого объединения, преодолев целый ряд сложностей, профессиональный творческий союз вновь получил официальный статус. Безусловно, это значительно способствовало интенсификации темпов развития изобразительного искусства на Кольском Севере. Однако на долгие годы неоправданно забыты имена художников - членов Союза советских художников по Мурманской области 1944-1948 годов, внесших значительный вклад в развитие художественной культуры региона, и первая попытка создания за полярным кругом самостоятельного творческого союза.
Список литературы
1. Гавров С. Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М.: МГУКИ, 2002. 146 с.
2. Государственный архив Мурманской области (ГАМО). Ф. 934. Оп. 1.
3. ГАМО. Ф. 934. Оп. 5.
4. Каган М. С. Введение в историю мировой культуры: в 2-х кн. СПб.: Петрополис, 2003. Кн. 2. 342 с.
5. Конев В. П. Советская художественная культура периода 30-х - 80-х годов XX века (теоретико-исторический анализ): дисс. ... д. культурологии. Новосибирск, 2004. 415 с.
6. Первый всесоюзный съезд советских писателей: стенографический отчет. М.: Гослитиздат, 1934. 718 с.
7. Федотова А. В. Творчество художников Северного Флота как этап в развитии изобразительного искусства Кольского Заполярья // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7 (21): в 3-х ч. Ч. I. 230 с.
8. Художники Мурмана: иллюстрированный историко-биографический справочник. Мурманск, 2005. 88 с.
9. Янковская Г. А. Социальная история изобразительного искусства в годы сталинизма: институциональный и экономический аспекты: автореф. дисс. ... д.и.н. Томск, 2008. 43 с.
FORMATION OF THE REGIONAL BRANCH OF THE UNION OF SOVIET ARTISTS IN MURMANSK (1944-1948)
Fedotova Anastasiya Vyacheslavovna, Ph. D. in Culturology Murmansk Academy of Economics and Management [email protected]
The article is devoted to the research of the specificity of the development of national fine arts in the 1940s, to the study of the process of the formation of the professional creative Union of Artists in the cultural space of the Kola North, and to the analysis of the activity of the creative Union as a socio-cultural institution conducting the planning, organization and coordination of the artists' activity as an important element of the regional artistic culture. The author considers the reasons of the suspension of the activity and the reorganization of the Regional Union of Soviet Artists in Murmansk and the further way of the development.
Key words and phrases: cultural policy; Union of Artists; fine arts; the Kola North; Murmansk.