Научная статья на тему 'Этапы становления и развития Брянской организации втоо "Союз художников России"'

Этапы становления и развития Брянской организации втоо "Союз художников России" Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
307
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОО "СХР" / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ART / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖНИКОВ / REGIONAL ORGANIZATIONS OF PAINTERS / ТВОРЧЕСТВО / "ВСЕКОХУДОЖНИК" / МАСТЕРСКИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФОНДА / STUDIOS OF ART FUND / UNION OF RUSSIAN ARTISTS / FI NE ART / RUSSIAN UNION OF CO-OPERATIVE ASSOCIATION OF WORKERS OF FINE ARTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Резникова О.И.

Исследование нацелено на изучение русского изобразительного провинциального искусства на примере развития Брянского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Изыскания в области культурной деятельности регионов и в том числе изучение творчества провинциальных художников, необходимы для создания более объективной и полной картины развития истории отечественного изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF DEVELOPMENT OF BRYANSK VTOO ORGANIZATION "RUSSIAN UNION OF ARTISTS"

This research is aimed at studying Russian provincial fi ne art through the example of Bryansk regional division of all-Russian creative non-governmental organization Union of Russian Artists development. The research in the fi eld of cultural activity of the regions, including the study of provincial artists works are needed to create more objective and complete picture of the history of Russian fi ne art.

Текст научной работы на тему «Этапы становления и развития Брянской организации втоо "Союз художников России"»

УДК 7; 18:7.03 О.И. РЕЗНИКОВА

старший преподаватель, кафедра дизайна и художественного образования, Брянский государственный университет им. академика И. Г. Петровского Е-таИ:о1да-гвт32@таИ.ги

UDC 7; 18:7.03 O.I. REZNIKOVA

Senior Lecturer, Department of Design and Art Education, Bryansk State University named after academician

I.G.Petrovsky E-maiI:oIga-rezn32@maiI.ru

ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БРЯНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВТОО «СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ РОССИИ» STAGES OF DEVELOPMENT OF BRYANSK VTOO ORGANIZATION «RUSSIAN UNION OF ARTISTS»

Исследование нацелено на изучение русского изобразительного провинциального искусства на примере развития Брянского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России». Изыскания в области культурной деятельности регионов и в том числе изучение творчества провинциальных художников, необходимы для создания более объективной и полной картины развития истории отечественного изобразительного искусства.

Ключевые слова: ВТОО «СХР»,изобразительное искусство, региональные организации художников, творчество, «Всекохудожник», мастерские Художественного фонда.

This research is aimed at studying Russian provincial fine art through the example of Bryansk regional division of all-Russian creative non-governmental organization "Union of Russian Artists" development. The research in the field of cultural activity of the regions, including the study ofprovincial artists' works are needed to create more objective and complete picture of the history of Russian fine art.

Keywords: Union of Russian Artists, fine art, regional organizations of painters, art, Russian Union of co-operative association of workers of Fine Arts, studios of Art Fund.

23 апреля 1932 года было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций», что впоследствии послужило созданию объединений писателей, художников и представителей других видов искусств, «стремящихся участвовать в социалистическом строительстве» [5], в единые профессиональные союзы по творческим устремлениям. Соответственно в союзных и автономных республиках, краях, областях и городах стали открываться отделения вышеуказанных союзов. Цель создания творческих объединений в регионах вполне объяснима. Подобные явления не только активизировали художественную жизнь на местах, но и значительно повышали уровень профессионального мастерства, а также вовлекали людей, способных и талантливых, в общий ход развития изобразительного искусства в стране.

В силу исторических событий, потенциальных возможностей, а также разного художественного опыта творческие объединения на местах возникали в разное время. Например, в Орле, Туле и Смоленске региональные организации возникли в 1939 году, во Владимире в 1945, а в Брянске только в 1961 году.

Изысканиями в области интенсивной культурной деятельности регионов и становлением отделений ВТОО «СХР» на местах занималисьТ.А. Рымшина, Н.И. Севастьянова, Ю.К. Ткачев, М.А. Кривцова, А.И. Струкова, Е.В. Важова, Т.М. Ломанова и др. О

© О.И. Резникова © O.I. Reznikova

творчестве художников из провинции публикуют материалы специализированные журналы по изобразительному искусству, такие как «Художник», «Русская галерея XXI век» [1].Первые статьи об организации художников на Брянщине, а также творческие характеристики работ живописцев, скульпторов связаны с именами И.Н. Коваленко, Б.И. Савкина и М.А. Хитрово. Активно освещает деятельность организации Союза художников в Брянске в 70-80-е годы Т.В. Динабургская. Как художник-экспозиционер работает ведущий искусствовед В.Н. Рысюков, в своих публикациях он наиболее полно освещает творчество брянских художников за последние 30 лет.

В задачи данного исследования входит изучение этапов становления и развития Брянской организации ВТОО «СХР»;выявление художников, чья профессиональная деятельность сыграла значительную роль в формировании творческого коллектива, определении основных направлений деятельности брянских художников в современном культурном пространстве России.Данная работа нацелена на изучение русского провинциального искусства, в частности на становление профессионального изобразительного искусства в Брянском крае, которое по большей части не рассматривалось искусствоведами. Актуальность данных изысканий обусловлена необходимостью более глубокого анализа творчества провинциальных художников, без которых целый пласт истории отечественного искусства

будет недостаточно объективен и полон.

В 1946 году в Брянске было открыто областное отделение «Всероссийского союза кооперативных товариществ работников изобразительного искусства» («Всекохудожник»). Это послужило активному развитию живописи, графики, скульптуры в городе в послевоенные годы. Трудно переоценить деятельность пионеров художественного движения тех лет. Недавние фронтовики и молодёжь, ещё только начинающая свой путь в мире изобразительного искусства, смогли создать во вновь образованной области (1944) творческую атмосферу, объединив разрозненных до этого художников.

В ноябре 1947 года благодаря совместным усилиям областного отдела по делам искусств, товарищества «Художник» и Дома народного творчества состоялась Первая Брянская областная выставка изобразительного и прикладного искусства. Это знаменательное для города событие прошло в Доме офицеров на улице Калинина.

Среди представленных работ были как живописный и графический пейзажи, так и фронтовые наброски, портреты партизан. По воспоминаниям художников-участников, все произведения отличались искренностью, камерностью и непритязательностью мотивов. Несомненно, Первая Брянская областная выставка изобразительного и прикладного искусства для многих мастеров стала не просто важным, а определяющим событием в дальнейшей профессиональной деятельности.

Так, Виктор Иванович Андреев, на тот момент член организации «Всекохудожник», именно этот факт считает началом своей творческой биографии. В 1956 году он первым на Брянщине был принят в члены Союза художников СССР. Евгений Николаевич Антонов, ветеран Брянской организации СХР, участвовавший в выставке от Дома народного творчества как самодеятельный художник, именно тогда определился с выбором будущей профессии.

Ежегодные областные выставки изобразительного и прикладного искусства привлекали всё новых участников. Росло количество художников, входивших в члены товарищества «Всекохудожник». Во Второй Брянской областной выставке изобразительного и прикладного искусства, проведённой в 1948 году, участвовало 20 художников и экспонировалось 76 произведений. А уже через год в Третьей областной выставке приняли участие 39 авторов, которые представили на суд зрителя 125 своих творений.

Пейзажный жанр оказался самым востребованным у художников тех лет. Кроме живописных полотен на выставке были представлены и графические работы: зарисовки бытовых сцен, архитектурные пейзажи, портреты героев войны. Существовало чёткое разделение работ членов «Всекохудожника» и рисунков, живописи, вышивок, фотографий самодеятельных художников Дома народного творчества. Впоследствии прикладное искусство стало самостоятельным разделом. Именно в этой области активно выставлялись учащиеся ремесленного училища Дятьковского хрустального завода.

Декабрь 1950 года был отмечен организацией и проведением Отчётной выставки произведений живописи и графики художников Брянского областного товарищества. Мероприятие состоялось в фойе здания на углу улиц Фокина и Калинина, приспособленного под кинотеатр «Октябрь». В ней принимали участие художники Брянского, Бежицкого, Клинцовского, Мглинского и Новозыбковского районов. Опыт проведения подобной выставки оказался настолько успешным, что через год мероприятие повторили.

«Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства» сыграл значительную роль в становлении профессионального изобразительного искусства Брянского края. В июле 1953 года эта организация была ликвидирована по всей стране, а её функции были переданы Художественному фонду СССР.

После закрытия «Всекохудожника» в Брянске председатель правления товарищества П.С. Котиков обратился за помощью в Орловское отделение Союза художников РСФСР с просьбой оказать содействие в организации на Брянщине мастерских художественного фонда. Их создание явилось важным стимулом для дальнейшего профессионального роста изобразительного искусства в нашем крае. Делегированные в Брянск представители Орловского Союза художников К.С. Андросов, А.И. Курнаков и И. А. Круглый способствовали ускорению хода событий.

В 1953 году был образован Брянский филиал Орловского отделения производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. Первым председателем художественного совета этой организации стал В.И. Андреев. Создание на Брянщине мастерских в дальнейшем послужило отправной точкой для образования в области отделения Союза художников России. Они были не только материальной базой, помогавшей воплощать творческие замыслы на профессиональном уровне. Мастерские аккумулировали созидательную энергию людей, желающих проявить себя в изобразительном искусстве.

В 1956-57 годах творческие силы Брянска пополнились молодыми специалистами — выпускниками ведущих вузов страны в области изобразительного искусства. Имея серьезную профессиональную подготовку, Л.А. Захаров, В.В. Воробьёв, Г.Е. Коваленко, Г.П. Пензев были способны не только сами создавать значительные произведения в живописи и скульптуре, но и оказывали благотворное влияние на местных художников.

К 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции состоялась очередная выставка художников Брянщины, самая большая из всех, что проводились ранее, - 30 участников представили более 200 работ. Масштаб оказался таковым, что залы Дома офицеров не смогли вместить все произведения. Для графики организаторы отвели помещение ДК Промкооперации.

Успехом отмечена творческая деятельность В.И. Андреева: из брянских художников он стал первым

участником межобластной (1955, Воронеж) и республиканских (1954, 1957, Москва) выставок, а в 1956 году вступает в Союз художников РФ.

В июне 1959 года на Областном съезде работников культуры в докладе Л. А. Захарова прозвучали слова о том, что «несмотря на значительную творческую активность коллектива живописцев и скульпторов, в Брянске нет самостоятельного отделения Союза художников». Это было отмечено не зря: члены Союза, живущие и работающие на Брянщине, входили в Орловское отделение СХ. Благодаря настойчивости брянцев, помощи членов Орловского отделения Союза художников, а также личному участию председателя СХ РСФСР Владимира Серова в 1961 году было создано Брянское отделение Союза художников РСФСР. Его первым председателем стал Г. Коваленко.

Деятельность первых членов Брянской организации Союза художников - В. Андреева, Л. Захарова, В. Воробьёва, Г. Коваленко, Г. Пензева, Е. Шувалова, А. Акритас - способствовала тому, что в Брянске на серьёзную профессиональную основу становится живопись, успешно развивается театрально-декорационное искусство, станковая и монументальная скульптура, появляется печатная графика (офорт, линогравюра).

В дальнейшем, в 70-е годы, приток новых сил значительно поднял творческий уровень организации. Этому во многом способствовало участие коллектива в выставках республиканского и всесоюзного значения. В одном из решений Первого съезда художников России предусматривалось объединение творческих коллективов по зонам. Брянская область вошла в группу «Край чернозёмный» и участвовала во всех зональных художественных выставках, проходивших в Воронеже (1964, 1985), Туле (1967), Курске (1969), Орле (1974). Значительным событием в художественной жизни организации и города стало проведение в 1980 году V Зональной выставки «Край чернозёмный» в Брянске. Она стала существенным этапом в истории развития изобразительного искусства области.

За последнее десятилетие члены Брянского отделения ВТОО «Союз художников России» успешно участвовали в крупнейших региональных и всероссийских выставках, среди которых «Наследие», «Образ Родины», «Возрождение», «Россия X», «Россия XI», «Россия XII», проходивших в Липецке, Ярославле, Москве.

С творчеством живописцев, скульпторов и графиков Брянской организации познакомились жи-

тели Кюстендила (Болгария), Гомеля и Могилёва (Белоруссия), Киева и Чернигова (Украина). Всё это свидетельствует о хорошем творческом потенциале изо-бразительногоискусствавБрянске,еговключенностивоте-чественный и общекультурный художественный процесс.

Сегодня многие авторы активно работают как в живописи и графике,так и в скульптуре. В творчестве художников присутствует обращение ко всем традиционным жанрам изобразительного искусства. К тематической картине в своём творчестве обращаются В. Сичков,

B. Мурашко, М. Шмыров, В. Волков, С. Ишков,

C. Кузькин. Круг тем широк. Партизанская Брянщина в годы Великой Отечественной войны отражена в картинах Н. Енина, история Древней Руси вдохновляет Е. Воскобойникова. Батальные сцены славного прошлого России представлены в творчестве М. Решетнёва. Литературно-философские композиции характерны для Е. Попхадзе. Историко-бытовые сюжеты предпочитает Т. Папсуева (былины Брянского края — одно из ярких направлений в её творчестве). Возрождение православных традиций малой родины выражено в архитектурно-жанровых композициях В. Херувимова.

Любовь к родной земле, умение передать неброскую красоту природы нашего края, восхищение необъятностью просторов, упоение снежным покровом и летней свежестью передают в своих картинах признанные мастера пейзажа Ю. Махотин и В. Лаворько.

Членство в профессиональном Союзе по-прежнему повышает статус художника, помогает ему в творческой самореализации. Мастера, состоящие в Брянской организации ВТОО «Союз художников России», активно проявляют себя в самых различных сферах культурной деятельности и, несомненно, вносят свою лепту в развитие изобразительного искусства в России.

Настоящее исследование - первый опыт последовательного изложения истории развития Брянской организации ВТОО «СХР», в котором рассмотрены основные этапы становления профессионального изобразительного искусства на Брянщине. В статье анализируется творческая деятельность художников, сыгравших значительную роль в формировании профессионального творческого коллектива, определены основные направления деятельности в современном творчестве. Развитие изобразительного искусства в провинции рассматривается в хронологической последовательности как целостное явление, неотъемлемое от общей поступательной динамики отечественного искусства.

Библиографический список

1. Воскобойников Е.Н. Русская галерея XXI век 2006. № 2-3, С. 10-16.

2. Динабургская Т.В. Художники Брянска. Брянск,1986.

3. Козловская Н.А. Пятидесятая выставка произведений членов Брянской организации Союза художников России. Брянск, 1997.

4. Кривцова М.А. Академия Художеств и ее роль в развитии изобразительного искусства Воронежа XIX - начала XX века (до 1917 г.): автореф, дис, канд. искусствоведения. Санкт-Петербург, 2003. 38 с.

5. О перестройке литературно-художественных организаций. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «от 23 апреля 1932 г опубликовано: Партийное строительство. 1932. №9. С.62.

6. Рымшина Т.А. Художники Орловского края. Библиографический словарь. Тула Приокское книжное издательство.1989 150 [1]с., [20]л ил.

7. Рысюков В.Н. Художнки Брянска в Москве. М.: Советский художник.1991

8. Севастьянова Н.И., Ткачёв Ю.К. Художники земли владимирской. Традиции и современность. Владимир, 2010.

9. М1р://домискусств24.рф/ишоп_о1:"_аг11818/

10. http://www.orelsh.ru/news/show

References

1. VoskoboynikovE.N. Russian gallery of the XXI Century, 2006. № 2-3. Pp. 10-16.

2. Dinaburgsky T.V. Artists of Bryansk. 1986.

3. Kozlovskaja N.A. The fiftieth exhibition of the Bryansk members of the Union of Artists of Russia. Bryansk, 1997.

4. Krivtsova M.A. Academy of Fine Arts and its role in the development of fine art Voronezh in XIX - early XX century (before 1917): author's abstract of Candidate dissertation in History of art. St. Petersburg, 2003. 38 p.

5. About the restructuring of Literary and Artistic Organizations. Resolution of the Politburo of the CPSU (b) "on April 23, 1932 published: Party building. 1932. № 9. P. 62.

6. Rymshina T.A. Artists of the Orel region. Bibliographical Dictionary. Tula Priokskiy publishing house.1989 150 [1]. [20] il.

7. RysyukovV.N. Hudozhnki Bryansk in Moscow. Moscow: the union of painters.1991

8. Sevastianova N.I., Tkachev J.K. Artists of the earth Vladimir. Traditions and present days. Vladimir, 2010.

9. http://домискусств24.рф/union_of_artists

10. http://www.orelsh.ru/news/show

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.