Научная статья на тему 'Влияние русских экспедиционных художников на развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья'

Влияние русских экспедиционных художников на развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
198
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федотова А. В.

В настоящей статье рассматривается творческая деятельность отечественных экспедиционных художников, работавших в Кольском Заполярье, как этап в развитии профессионального изобразительного искусства в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние русских экспедиционных художников на развитие изобразительного искусства Кольского Заполярья»

11. РГАДА. Ф. 1263. Оп. 1. Ед. хр. 7718. Описание и учреждение кару-селя, печатное.

12. Русева Л. Русь праздничная: Карусели и маскарады в Петербурге, Москве и Царском Селе. XVIII век // Смена. - 1999. - № 5. - С. 44-58.

13. С.-Петербургские ведомости. - 16 июня 1766.

14. Словарь русского языка XVIII в. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/0slov.htm (дата обращения: 08.12.12).

15. Словарь церковно-славянского и русского языка, составленный Вторым отделением императорской Академии Наук. - СПб.: В типогр. императорской Академии Наук, 1847. - Т. 2. - 471 с.

16. Франция: лингвострановедческий словарь. - М.: Интеллект +, 1997. -1039 с.

ВЛИЯНИЕ РУССКИХ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ХУДОЖНИКОВ НА РАЗВИТИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

© Федотова А.В.*

Северо-Западный филиал Московского гуманитарно-экономического института, г. Мурманск

В настоящей статье рассматривается творческая деятельность отечественных экспедиционных художников, работавших в Кольском Заполярье, как этап в развитии профессионального изобразительного искусства в регионе.

Процесс развития изобразительного искусства Кольского Заполярья уникален, сложен и многосоставен. Он в значительной степени отличается от тех, которые происходили в других регионах России и мира. Так, в результате специфических географических особенностей региона на развитие изобразительного искусства во многом повлияла работа отечественных экспедиционных художников. Однако, их творческая деятельность изучена недостаточно, поскольку научный материал по данной области исследования значительно разрознен и многие из опубликованных работ касаются только частных вопросов. Это обусловливает актуальность работы по систематизации и анализу творческой деятельности экспедиционных художников в Кольском Заполярье.

Первыми попытками изобразительного творчества на территории Кольского полуострова считается «наскальная живопись» Древнейшего и Древнего мира культуры. Искусство в этот период было частью синкретического

* Доцент кафедры Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кандидат культурологии.

культурного комплекса и не отделялось в самостоятельную сферу. Оно выражало реальное содержание культурного быта древнейшего человека в мифологически осмысленной форме. В период Средневековья и последующего Нового времени на территории региона развивались преимущественно народные художественные ремесла, а также иконописное искусство русских поморов. Одними из первых художников, которые работали на Кольском Заполярье стали члены европейских научно-исследовательских экспедиций, обладавшие художественными способностями. Основной задачей созданных ими изобразительных произведений - иллюстрированных карт, гравюр, натурных зарисовок, было документальное подтверждение и уточнение важных фактов, фиксирование интересных или примечательных моментов, лежащих в области экономических и политических интересов европейских стран, что не уменьшает их художественных достоинств.

В России начало развития научной экспедиционной работы восходит к началу 18 века, что имело большое значение не только в области практических проблем познания региона, его населения и природных богатств [7], но и в области развития изобразительного искусства. У отечественных исследователей сложились определенные традиции и одна из них - традиция приглашать в научные экспедиции художников. Творческая деятельность экспедиционных художников стала значительным этапом в развитии изобразительного искусства региона. Данная традиция сохранялась до середины ХХ века и фотография не сразу вытеснила написанные с натуры зарисовки ландшафтов, портреты аборигенов, рисунки утвари, этюды природы.

Наиболее интенсивное изучение, а вместе с тем и художественное освоение Кольского Заполярья началось в конце XIX века, когда возрос интерес к северным территориям нашей страны как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных ископаемых и рыбного промысла. Появились новые имена исследователей, краеведческие организации и научные общества, организовывались разнообразные экспедиции для изучения региона. В их состав, по традиции, входили экспедиционные художники. Условно их можно разделить на две группы.

К первой группе относятся художники, посвятившие свою жизнь Северу. Они стремились не только воспеть его в своих полотнах, средствами изобразительного искусства показать самые скрытые, потаенные его уголки, но и изучить, познать Заполярный Север. К одним из них относится первооткрыватель северной красоты, художник, исследователь Арктики, этнограф - Александр Алексеевич Борисов. Впервые в Кольское Заполярье он приехал в 1894 году на пароходе «Ломоносов» в качестве экспедиционного художника и эта поездка определила его дальнейшую жизнь. Он совершил целый ряд научных и художественных экспедиций, создал целые циклы живописных произведений, исследовал северные земли. «Писать, делать съёмки берега, собирать коллекции - принести пользу и искусству, и науке», - так обозначил свою

цель в жизни А.А. Борисов, «показать всему свету необычайные красоты загадочного полярного мира <.. .> похитить молчаливую тайну Севера и поделиться ею с другими» [2]. Его кисти принадлежит первое в истории изобразительного искусства грандиозное живописное полотно на арктическую тему «В области вечного льда. Лето» (1896). Из своих художественных экспедиций, как называл их А.А. Борисов, он привез более 250 этюдов и картин, написанных в условиях суровой природы Заполярного Севера: «Долина реки Маточки на Новой Земле» (1896), «У берегов Новой Земли» (1896), «Весенняя полярная ночь» (1898) и другие. Для более плодотворной и систематической работы художник собрал дом-мастерскую на Новой Земле, который стал первой «арктической студией». В этом доме были созданы многие его монументальные живописные произведения. Необходимо отметить, что благодаря научным и художественным экспедициям А.А. Борисова на карте Новой Земли появилось много «художественных» топонимов - мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, бухта Ермолова, мыс и гора Кази, мыс Крамского, мыс Куинджи, мыс Репина, ледник Третьякова, мыс Шишкина и другие. Специально посвятивший свою деятельность изображению природы Крайнего Севера, А.А. Борисов, по мнению современных искусствоведов, сумел сказать новое слово в пейзажной живописи русского искусства конца XIX - начала ХХ веков.

К этой группе можно отнести также целый ряд художников-исследователей Заполярного Севера. Их вклад в развитие науки и изобразительного искусства региона огромен. Художником и исследователем Крайнего Севера был географ, маринист, писатель, отдавший всю свою жизнь Северу - Николай Васильевич Пинегин. Из поездок на Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и др. он привез большое количество живописных работ, наполненных глубоким пониманием полярной природы, проникновенной любовью к ней, стремлением к максимальной точности в передаче особенностей северного пейзажа. «Полярные льды» (1912), «В бухте Св. Фоки. Новая Земля» (1912-1914) и многие другие - полотна, ярко отображающие пейзаж северной земли. Пинегин Н.В. стал первым художником, который с мольбертом побывал в самых дальних уголках Крайнего Севера.

Большое количество рисунков и зарисовок создал известный этнограф, писатель, исследователь культуры и быта саамов Кольского полуострова -Владимир Владимирович Чарнолуский. Он, чтобы глубже понять чужую культуру, отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш из рук. «Залив озера Сейда» (1930-е), «Полуночное солнце в Лапландии» (1920-30) и другие - изобразительные тексты, в которых документальная точность в изображении ландшафта, атмосферы и культурного быта гармонично сочетается с художественным видением.

Ко второй группе относятся художники, которые стремились воспеть этот удивительный «мир» в своих живописных и графических произведени-

ях, показать скрытые, неизвестные, потаенные его уголки, однако, изучение и исследование Севера не стало смыслом их жизни. Они совершали многочисленные поездки в самые разные уголки земли. Одним из них является художник Редер, побывавший на Новой Земле и Лапландии в 1837 году в составе русской исследовательской экспедиции под руководством К.М. Бэра на двухмачтовом судне «Кротов». Он был рекомендован К.М. Бэру не только как художник, но и как «молодой человек, имеющий геогностические (геологические) сведения и готовый к всяческим лишениям», что является важным качеством любого экспедиционного художника [5]. Произведения Редера настолько точно воспроизводят картины природы арктического архипелага, что и сейчас не лишены естественнонаучного значения, нельзя отказать им и в чисто художественной ценности. «Гора Матюшев Камень» (1937), «Лабиринт. Варангер-фиорд» (1940), «Ненцы Новой Земли» (1937) и другие - прекрасно разработанные, тонкие рисунки художника.

К этой группе экспедиционных художников относится и ученик Академии Художеств - Евгений Иванович Столица, который в 1899 году по приглашению адмирала С.О. Макарова побывал в Северном Ледовитом Океане в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях [6]. Здесь живописец создал серии замечательных картин, посвященных Арктике, отличающиеся простотой и естественностью, искренностью и правдивостью в передаче состояния природы - «Во льдах Арктики» (1899), «Ледокол Ермак в полярных льдах» (1899).

По приглашению профессора П.В. Виттенбурга участвовать в качестве экспедиционного художника в геологических изысканиях на севере Кольского полуострова приезжал известный русский мастер акварельной живописи - Альберт Николаевич Бенуа [3, с. 54]. На протяжении всей поездки художник непрестанно работал, делал наброски и зарисовки, стараясь как можно ярче запечатлеть своеобразную прелесть северной природы - «Летний вечер на Мурманском побережье» (1920), «Сплав леса в Кольском заливе. Мурманск» (1920).

По приглашению океанографа, заместителя директора по научной части Плавучего Морского научного института Л.А. Зенкевича, на биологической станции, а позднее в качестве сотрудника Плавучего Морского научного института работал художник Владимир Михайлович Голицын. Он стал одним из участников первой экспедиции института на ледокольном пароходе «Малыгин» и одним из строителей легендарного судна «Персей» [4]. За время работы на Севере художник создал серию морских акварелей, портретов участников экспедиции, зарисовок силуэтов кораблей, которые отображают разнообразие задач, которые ставила перед ним натура - «Мурман. Белая ночь» (1920), «Полдень. Кольский залив» (1921), «Ольгинский погост в Крестовой губе» (1921). Как вспоминает В.А. Васнецов, при любом удобном случае он «доставал художественные принадлежности и делал зарисовки, работал акварелью» [1, с. 29].

Неоднократно бывал на Крайнем Севере художник Митрофан Михайлович Берингов, участвовавший в 1933 году в плавании по Северному Ледовитому океану в составе экспедиции на паруснике «Седов». Результатом этих поездок стали многочисленные этюды и картины: от пейзажей, передающих грозную красоту ландшафтов и необычайный колорит Кольского Заполярья, до натюрмортов раскрывающих зрителю невиданную форму обитателей глубин Ледовитого океана - скатов, зубаток, красных окуней.

Аналогичные поездки в составе научно-исследовательских экспедиций совершили многие отечественные художники. Они, как правило, обладали высоким профессиональным уровнем и оставили после себя уникальное художественное наследие. Им принадлежит значительная роль в художественном освоении Кольского Заполярья. Экспедиционные художники проложили творческую дорогу для дальнейшего развития изобразительного искусства в условиях Крайнего Севера.

Таким образом, отечественные экспедиционные художники стали первыми профессиональными живописцами и графиками, работавшими на Крайнем Севере. Созданные ими изобразительные тексты стали уникальным художественным источником о природе и культуре региона. Они содержат интересный и обстоятельный материал, не потерявший до настоящего времени своего научного значения, и представляют собой значительный потенциал, характеризующий культурно-исторический пласт времени. Данные работы сохранили до наших дней географические особенности ландшафта Кольского полуострова, давно изменившиеся под натиском цивилизации, портреты саамов и поморов, особенности их жизни и быта, национальной одежды, фрагменты экспедиционной повседневности. Первооткрыватели красот Заполярного Севера - экспедиционные художники не только заложили основу развития изобразительного искусства Кольского Заполярья, их работа непосредственно или опосредованно способствовала интенсивному развитию культуры региона в целом.

Список литературы:

1. Васнецов В.А. Под звездным флагом «Персея». - Л., 1974. - 280 с.

2. Вехов Н. Певец природы русского Севера [Электронный ресурс] // Московский журнал. - 1999. - № 9. - Режим доступа: www.rusk.ru/monitoring_ smi/1999/09/01/pevec_prirody_russkogo_severa.

3. Виттенбург Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания дочери). - СПб.: Нестор-История, 2003.

4. Владимир Голицын: страницы жизни художника, изобретателя и моряка / Ред. В. Докучаева. - М.: Советский художник, 1973. - 159 с.

5. Соловьев М.М. Бэр на Новой Земле. - Л., 1934.

6. Столица Евгений Иванович [Электронный ресурс]. - Режим доступа: otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/05/1870-1929.htmI.

7. Ферсман А.Е. Экспедиционная деятельность Академии Наук и её задачи. - 2-е изд. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.