Научная статья на тему 'Художественное освоение Кольского Заполярья'

Художественное освоение Кольского Заполярья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова А. В.

В настоящей статье рассмотрен один из этапов становления и развития изобразительного искусства Кольского Заполярья. Проанализирована роль исследователей, картографов, экспедиционных художников в художественном освоении края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное освоение Кольского Заполярья»

2. Новости Дома Дружбы народов Татарстана [Электронный ресурс] / Дом Дружбы народов Татарстана. - URL: www.anco-rt.ru (дата обращения: 10.05.2009).

3. Татарстан - вторая родина [Электронный ресурс] / Новости Телерадиокомпании «Новый век». - URL: www.tnv.ru/news/show/153# (дата обращения: 25.02.2010).

4. Национально-культурная автономия казахов Республики Татарстан. [Электронный ресурс] / Ассамблея Народов Республики Татарстан. -URL: www.an-tat.ru/?id=716 (дата обращения: 10.05.2009).

5. Доклад председателя Правления Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан С.К. Джаксыбаева [Электронный ресурс]. - URL: www.tatar.ru/?DNSID=3caed482bfbbd617586c225b69b 4e6d9&node_id=3493 (датаобращения: 25.02.2010).

6. Давлетшин. 3. Все проходит, культура остается [Электронный ресурс] // Казанские Ведомости. - Казань, 2004. - № 198. - URL: www.kazved.ru/ article/6066.aspx (датаобращения: 25.02.2010).

7. Новости [Электронный ресурс] / Государственный Совет Республики Татарстан. - URL: www.gossov.tatarstan.ru/news/show/834 (дата обращения: 25.02.2010).

8. Указ Президента РТ от 03.07.2008 N УП-312 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан».

9. Закон РТ «О национально-культурных автономиях Республики Татарстан» от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ (вред. ЗаконаРТ от 16.12.2005 № 127-ЗРТ).

10. Единство народов - основа стабильности и процветания Татарстана / Н.Вяткина // Наш дом - Татарстан. - Казань, 2008. - № 2. - 230 с.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

© Федотова A.B.*

Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск

В настоящей статье рассмотрен один из этапов становления и развития изобразительного искусства Кольского Заполярья. Проанализирована роль исследователей, картографов, экспедиционных художников в художественном освоении края.

Изобразительное творчество на территории Кольского полуострова развивалось с древнейших времен и первыми его попытками считается

* Аспирант кафедры Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики.

«наскальная живопись» Древнейшего и Древнего мира культуры. Однако, искусство в этот период было частью синкретического культурного комплекса и не отделялось в самостоятельную сферу. Оно выражало реальное содержание культурного быта древнейшего человека в мифологически осмысленной форме. В период Средневековья и последующего Нового времени художников в этнической среде не было. На территории региона развивалось преимущественно декоративно-прикладное творчество, а также иконописное искусство русских поморов. Инновационная роль в художественном освоении Заполярья принадлежит исследователям края.

Одними из первых художников, которые работали на Кольском Севере стали исследователи, путешественники и картографы - члены европейских средневековых экспедиций, обладавшие художественными способностями. Активный интерес, которые они проявляли к Заполярью в период Средневековья, был связан с распространением христианства и техническим прогрессом в европейской материальной культуре. Основной задачей созданных ими рисунков, гравюр, иллюстрированных карт было документальное подтверждение или уточнение важных фактов, лежащих в области экономических или политических интересов европейских государств, что не уменьшает их художественных достоинств.

Первой европейской иллюстрированной картой, в состав которой, помимо географических особенностей ландшафта полуострова, вошли гравюры этнографического и политического характера, стала работа шведского историка и географа первой половины 16 века, архиепископа уп-сальского Olaus Magnus - «Carta marina et descriptio septentrionalium terra-rum ac mirabitibus rerum eis contentarum, diligentissimo elaborata anno Domini 1539. Venetiis; reverendissimi d. Ieronimi Quirini patriarchae venetiano» (Венеция, 1539). Большая гравюра на дереве, отпечатанная на девяти листах, она представляла собой карту севера, богато украшенную иллюстрациями, рассказывающими о местах расселения автохтонного населения, их национальной одежде, особенностях передвижения, способах защиты [5]. Вся северная территория Восточной Европы до уральских гор названа на ней «Биармия». Это была первая западноевропейская карта, на которой был изображен Кольский полуостров. Ряд зарисовок, иллюстрирующих обычаи аборигенов Заполярья и жанровые сцены из их жизни, Olaus Magnus включил в книгу «Historia de Gentibus Septentrionalibus» (Рим, 1555). Для создания гравюр он использовал собственные наблюдения, полученные в 1518 году во время поездки по северу Скандинавского полуострова, рассказы воинов, путешественников и купцов, сочинения скандинавских писателей 13-14 веков и, вероятно, более ранние, не сохранившиеся карты.

Иллюстрированные карты и цветные гравюры, наглядно рассказывающие об аборигенах Кольского Севера, природных особенностях края и о таких невиданных в Европе животных, как белые медведи, содержаться

в книге Gerrit de Veer «Diarium nauticum» (Амстердам, 1598), опубликованной по итогам трех экспедиции В. Баренца в 1594-1597 годах в поисках северо-восточного морского пути в Китай и Индию через северные районы России [2]. Ряд гравюр посвящены экспедиционной повседневности и Ледяной Гавани - месту первой зимовки голландцев на Новой Земле. Натурные зарисовки аборигенного населения, пейзажи, важные или примечательные события из жизни исследователей, авторские иллюстрированные морские карты содержаться в книге еще одного участника экспедиций В. Баренца, голландского пассионария Jan H. van Linschoten «Two Polar Voyages by the Dutch, aimed at finding a Northeast Passage to China and the Spice Islands» (1601).

Одной из первых подробно иллюстрированных книг о народе, живущем на «краю света» стало энциклопедическое сочинение lohn Scheffer «Lapponia» (1673). Автор книги приезжал на Кольский Север и с натуры рисовал аборигенное население в национальных костюмах, зимние и летние жилища саамов, делал зарисовки животных и птиц, массовых сцен охоты. Часть гравюр повествуют об особенностях культа саамов.

Существует ряд иллюстраций, которые выполнены не с натуры, а под впечатлением от рассказов путешественников или по более ранним гравюрам и картам. К одной из таких работ относится иллюстрация из английского Атласа выполненная картографом Moses Pitt - «The Manner of the Laplanders living in Summer ... in Winter» (Oxford, около 1680). Графический лист разделен на две половины горизонтальной линией. На верхней половине изображены сцены летних занятий лапландцев, в нижней части - зимних. Иллюстрация содержит ряд неточностей, подчеркивающих их выполнение не с натуры, что подтверждает интерес средневековых исследователей к территории полуострова [4].

В период Нового времени исследователи и картографы продолжали приезжать на Кольский Север с целью изучения и освоения края. Однако, на карты какие-либо иллюстрации уже не наносились, а включали только географические особенности ландшафта полуострова и, в исключительных случаях, могли быть украшены декоративными картушами. Гравюры и натурные зарисовки выполнялись на отдельных листах. Так, например, в ходе научно-исследовательских мероприятий на архипелаге Шпицберген в 1837-39 годах членами французской экспедиции, прибывшей на судне «Ре-шёрж» была выполнена серия литографий, по документальности равнозначные современной фотографии. Они связаны с районом залива Белль-сунн, где проходили основные работы экспедиции и отображают большое количество объектов, связанных с поморской культурой - жилищные постройки, кресты, погребения [8].

В России начало развития научной экспедиционной работы восходит к началу 18 века, что имело большое значение не только в области практи-

ческих проблем познания края, его населения и природных богатств, но и в области развития изобразительного искусства [7, с. 1]. Одним из первых исследователей, который приезжал в Заполярье в составе русской экспедиции и создал ряд натурных рисунков, был медик, этнограф, натуралист, химик, путешественник, профессор минералогии и академик Императорской Академии наук и художеств - И.Г. Георги. Переехав в Россию, он занимался изучением народов, населяющих Российскую империю. Вследствие чего участвовал во многих экспедициях, изучал труды предшественников. Итогом его этнографических исследований стала книга «Beschreibung aller Nationen des Russischen Reichs, ihrer Lebensart, Religion, Gebräuche, Wohnungen, Kleidung und übrigen Merkwürdigkeiten» (Санкт-Петербург, 1776-1780) с подробным иллюстрированным описанием народностей, населяющих Россию, куда и вошли изображения аборигенов Кольского Севера - цветные гравюры «Лопарская баба», «Лопарь», а также несколько других небольших натурных зарисовок. Сами гравюры, выполнены мастерами Х.М. Ротом и Д. Шлеппером, по рисункам И.Г. Георги.

Наиболее интенсивное изучение Кольского Заполярья, а вместе с тем и художественное освоение края началось с конца 19 века, когда возрос интерес к северным территориям нашей страны как к важному стратегическому пункту, богатому источнику полезных ископаемых и рыбного промысла. Появились новые имена исследователей региона, краеведческие организации и научные общества, которые организовывали разнообразные экспедиции для изучения края. Обязательными участниками практически всех научно-исследовательских экспедиций вплоть до середины 20 века были экспедиционные художники [7]. В их задачи входило создание географических и этнографических зарисовок. Однако, жанровый диапазон экспедиционного творчества был более широк и включал также рисунки, отражающие экспедиционную повседневность и творческие натурные живописные этюды [2, с. 174].

Произведения изобразительного искусства на Новой Земле и Лапландии в составе русской исследовательской экспедиции в 1837 году на двухмачтовом судне «Кротов» под руководством академика K.M. Бэра создавал экспедиционный художник Редер [6]. Произведения художника выполнены в технике литографии с авторской акварельной окраской и настолько точно воспроизводят картины природы арктического архипелага, что не лишены и сейчас естественнонаучного значения. Нельзя отказать им и в чисто художественной ценности.

В 1899 году по приглашению адмирала С.О. Макарова в Заполярье в составе экспедиции в качестве рисовальщика работал выпускник АХ -Е.И. Столица. Он побывал на Северном Ледовитом Океане в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях, где создал серии картин, посвященных природе Арктики.

В качестве рисовальщика в геологических изысканиях на севере Кольского полуострова по приглашению профессора П.В. Витгенбурга участвовал русский мастер акварельной живописи - А.Н. Бенуа. На протяжении всей поездки художник непрестанно работал, делая наброски и зарисовки, в которых старался как можно ярче и документально точно запечатлеть своеобразие северной природы [1].

Целый ряд научных и художественных экспедиций совершил первооткрыватель северной красоты, выпускник АХ, исследователь Арктики и этнограф - A.A. Борисов Он исследовал северные земли и создал целые циклы живописных произведений. Его кисти принадлежит первое в истории искусства грандиозное живописное полотно на арктическую тему «В области вечного льда. Лето» (1896, ГТГ). Для более плодотворной и систематической работы АА.Борисов собрал дом-мастерскую на Новой Земле, которая стала первой «арктической студией».

Художником и исследователем Заполярного Севера был географ, маринист, писатель - Н.В. Пинегин. Из поездок на Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и других он привез большое количество живописных работ, наполненных глубоким пониманием полярной природы и стремлением максимально точно передать особенности северного пейзажа. Пинегин Н.В. стал первым художником, который с мольбертом побывал в самых дальних уголках Крайнего Севера.

Большое количество натурных зарисовок создал этнограф, писатель, исследователь культуры и быта саамов Кольского полуострова - В.В. Чар-нолуский. Разделяя твердые убеждения В.Г. Богораза, что каждый этнограф должен быть немного художником, иначе он не поймет чужую культуру, В.В. Чарнолуский отправлялся в свои многочисленные экспедиции, не выпуская карандаш из рук. Жанровый диапазон экспедиционного творчества этнографа широк: рисунки, отражающие экспедиционную повседневность, этнографические зарисовки, портреты аборигенов, натурные акварельные этюды северной природы.

В научных изысканиях на территории Кольского полуострова в качестве рисовальщиков принимали участие также художники А.Н. Шилъдер, E.H. Шарко, В.М. Голицын, В.А. Ватагин и другие.

Подводя итог исследованию можно отметить, что все картографы и художники, которые принимали участие в научных экспедициях, как правило, обладали высоким профессиональным уровнем и оставили уникальное художественное наследие. Они сыграли инновационную роль в художественном освоении Кольского Заполярья и стали значительным этапом в развитии изобразительного искусства края. Их произведения сохранили до наших дней пейзажи, давно изменившиеся под натиском цивилизации, явления природы Кольского полуострова, портреты саамов и поморов, особенности их жизни и быта, национальной одежды, фрагменты экспе-

диционной повседневности. Их работы содержат интересный и обстоятельный материал об истории культуры Кольского Севера, не потерявший до настоящего времени своего научного значения, и представляют собой значительный потенциал, характеризующий культурно-исторический пласт времени. Своей творческой деятельностью они проложили дорогу для дальнейшего развития пленерной живописи в условиях Крайнего Севера. Это были художники-первооткрыватели красот Русского Севера. Именно они открыли этот заповедный край как неисчерпаемый источник вдохновения для последующих поколений. На смену им пришли мастера, продолжившие реалистические традиции и обогатившие художественную летопись Севера своими произведениями.

Список литературы:

1. Виттенбург Е.П. Павел Виттенбург: геолог, полярник, узник ГУЛАГА: (воспоминания дочери). - СПб.: Нестор-История, 2003. - 432 с.

2. Геррит Де-Фер. Плавания Баренца 1594-1597 (Diarium nauticum) / Пер. с лат. проф. А.И. Малеина / Под ред. проф. В.Ю. Визе. - Л.: Издательство Севморпути, 1936. - 307 с.

3. Кольские карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.bi-armia.narod.ru/publish.html

4. Кошечкин Б.И. Открытие Лапландии. - Мурманск: Кн.изд-во, 1983. - 128 с.

5. Савельева Е.А. Олаус Магнус и его «История северных народов» -Л.: Наука, 1983. - 136 с.

6. Соловьев М.М. Бэр на Новой Земле. - 3-е изд. - Л.: Изд-во АН СССР, 1934. - 48 с.

7. Ферсман А.Е. Экспедиционная деятельность Академии Наук и её задачи. - 2-е изд. - Л.: Изд-во АН СССР, 1929.

8. Knutsen N.M., Posti P. En ekspedisijon mot nord. - Tromso, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.