Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В ХХI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ)'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В ХХI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
11
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальный институт / государственное развитие / Российская Федерация / Республика Беларусь / национальная безопасность / социальная справедливость / интеграция / social institute / state development / Russian Federation / Republic of Belarus / national security / social justice / integration

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бабосов Евгений Михайлович

В статье рассматриваются актуальные вопросы суверенитета, интеграции и безопасности такого фундаментального социального института, как государство. Данная проблематика рассматривается на конкретном материале, а именно анализируются такие государства, как Россия и Беларусь. В статье показаны аспекты интеграции вышеназванных стран, основанной на принципе социальной справедливости. Автор постулирует необходимость усиления национальной безопасности в свете внешнеполитических угроз. Большую роль в деле обеспечения безопасности, как подчеркивает автор, играет сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в свете данного взаимодействия реализуется 28 союзных программ, примеры которых рассмотрены в статье. Автором делается вывод о специфике государственного развития двух дружественных стран, эта специфика предопределена стратегией союзной интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF THE FUNDAMENTAL SOCIAL INSTITUTION OF THE STATE IN THE 21ST CENTURY (ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND BELARUS)

The article deals with topical issues of sovereignty, integration and security of such a fundamental social institution as the state. This issue is considered on a specific material, namely, such states as Russia and Belarus are analyzed. The article shows the aspects of integration of the above-mentioned countries based on the principle of social justice. The author postulates the need to strengthen national security in the light of foreign policy threats. As the author emphasizes, cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus plays an important role in ensuring security. In the light of this interaction, 28 union programs are being implemented, examples of which are discussed in the article. The author concludes about the specifics of the state development of the two friendly countries, this specificity is predetermined by the strategy of union integration.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В ХХI ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ)»

DOAJ

УДК 316.3

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВА В ХХ1 ВЕКЕ (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И БЕЛАРУСИ)

В статье рассматриваются актуальные вопросы суверенитета, интеграции и безопасности такого фундаментального социального института, как государство. Данная проблематика рассматривается на конкретном материале, а именно анализируются такие государства, как Россия и Беларусь. В статье показаны аспекты интеграции вышеназванных стран, основанной на принципе социальной справедливости. Автор постулирует необходимость усиления национальной безопасности в свете внешнеполитических угроз. Большую роль в деле обеспечения безопасности, как подчеркивает автор, играет сотрудничество между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в свете данного взаимодействия реализуется 28 союзных программ, примеры которых рассмотрены в статье. Автором делается вывод о специфике государственного развития двух дружественных стран, эта специфика предопределена стратегией союзной интеграции. Ключевые слова: социальный институт, государственное развитие, Российская Федерация, Республика Беларусь, национальная безопасность, социальная справедливость, интеграция.

10.22281/2542-1697-2024-03-01-42-47

Актуальность обращения к такому фундаментальному социальному институту, как государство, несомненна. Именно функциями государства являются таковые, которые обеспечивают стабильность существования общества, защиту граждан от внешних врагов, устойчивость экономической и политической, духовной и социальной сфер, осуществление социального контроля, регламентация деятельности и её регулирование. Как видим, всё это очень важно для жизнедеятельности социума. Поэтому так животрепещущи вопросы, связанные с трансформациями вышеназванного фундаментального социального института.

Особенно остро стоят эти вопросы в эпоху цифровизации и информатизации многих сфер жизнедеятельности общества, когда исторически устоявшиеся структуры подвергаются трансформациям и эволюционируют. Не обошли стороной подобные процессы и социальный институт государства. В связи с этим следует проанализировать специфику развития государства как социального института в 21 веке.

В перенасыщенном социально-политическими и экономическими турбуленциями, конфликтными противоборствами и взаимным недоверием, в условиях стремительного нарастания международной напряженности современном мире, новые грани актуальности приобретает проблематика суверенитета, интеграции и безопасности в их органической, нерасторжимой взаимосвязи с обеспечением национальной и планетарной безопасности с множеством разнообразных количественно-качественных интеграционных процессов, протекающих в глобальном мировом пространстве.

В своей целостности и многоликости выявления, изучения, способах и формах практической реализации суверенитет предстает как интегративная, сложно иерархизированная и упорядоченная в многомерном функционировании система действий и отношений политического субъекта (государства) в своем развитии, в решении внутренних и внешних задач, во взаимодействиях с другими политическими субъектами как государственными, так и негосударственными.

В множестве поливероятностных проявлений, в многообразии форм и способов своей реализуемости суверенитет объединяет разнообразные взаимодействия властвующих и подвластных социальных классов и групп, господствующих и подчиненных, управляющих и управляемых. В нем сконцентрированы в своих сущностных особенностях характерные для конкретно-исторического этапа развития общества политические идеалы и цели, структуры и

Бабосов Е.М.

Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск

DOA

directory of open access

journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

функции политической деятельности, типы и формы политических процессов, утверждение и сбережение стратегической памяти индивидов, групп, российского и белорусского народов [1, с. 174-175].

Над этим вечно изменяющимся океаном мыслей, замыслов, ожиданий, проектов, активных действий, их планируемых и непредвиденных последствий в своей непреклонности господствуют два фундаментальных принципа (рис. 1).

Рисунок 1 - Фундаментальные принципы взаимодействия социальных групп

В глубоком теоретическом осмыслении и практическом осуществлении данные принципы взаимно обогащают и усиливают один другого.

Широко известный в современном интеллектуальном мире американский экономист и политолог Дэниел Ергин высоко оценивает геополитическую роль России и ее президента В.В. Путина в глобальных социально-интеграционных процессах.

Раскрывая ключевую значимость его многогранной деятельности в развертывании кардинальных планетарных изменений Д. Ергин отмечает, что на посту Президента целями В.В. Путина было восстановить порядок, стабилизировать экономику, обновить государственную власть и вернуть Россию на место основного игрока на мировой арене.

За прошедшие с тех пор два десятилетия В.В. Путин проявил себя как «дзюдоист» мирового класса, играя на слабостях и ошибках других стран, используя открывающиеся благоприятные возможности и удобные случаи. Энергетика есть и будет основой всей его программы действий. Его западные собеседники каждый раз удивляются его глубоким знаниям энергетической отрасли и рынка энергоресурсов и той легкости, с которой он обсуждает нюансы, - словно он генеральный директор, говорят они, и одновременно глава государства [3, с. 87].

В своей сущности, способах ее теоретического осмысления и практической реализуемости социальная интеграция предстает как целостная, многокомпонентная, многокачественная и поливероятностная в своем развертывании система социально-экономических, социально-политических, социокультурых, мировоззренческих трансформаций в их тесном взаимодействии с тенденциями обеспечения национальной, региональной и планетарной безопасности. Она также исследует многоликие процессы интеграции индивидов, социальных групп и общностей в динамично развивающуюся социальную структуру общества.

В Российской Федерации и Республике Беларусь этот динамично развивающийся океан трансформаций осуществляется с непременным соблюдением принципа социальной справедливости.

Следует обратить внимание на очень важную особенность рассматриваемой социальной концепции - в ней в качестве ударно-смыслового концепта в акторско-сетевой теории и соответствующей ей методологической доктрине сделали акцент на понятии «актор» и миропреобразовательной деятельности такого актора, руководствующегося в созидании множества новых реальностей «методом - сборкой», открывающего новые пути созидания множества новых реальностей.

Именно актор является субъектом действия, осуществляющим целеполагание и целедостижение, ориентированные на изменение окружающей среды в результате совершения им определенной деятельности.

Данная теоретико-методологическая конструкция позволяет лучше уяснить создаваемые российскими и белорусскими учеными научно-исследовательские инновационные программы и практикоориентированные разработки.

DOA

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

Под этим углом зрения следует, например, оценить значимость и перспективность представленной на конкурс «Лучший инновационный проект и лучшая научно-техническая разработка года», состоявшийся в 2021 году в Санкт-Петербурге, новаторскую работу, выполненную в лаборатории элионики и космической электроники БГУ (награждена дипломом 2-й степени и серебряной медалью).

Применительно к сфере безопасности необходимо обратить внимание на растущие милитаристские настроения и хищнические аспекты и замыслы наших западных соседей -Литвы, Латвии и Польши. Польской стороной создана система заграждений в виде пятиметрового забора с встроенными в него механизмами видеонаблюдения и противоподкопов, которые в последнее время усиленно модернизируются и совершенствуются. Кроме того, прилегающие территории активно используются для дислокации не только польских пограничников, но и подразделений вооруженных сил США и Германии.

С начала 2023 года Литва начала строить три новые военные базы в районах Вильнюса, Шяуляя и Шилале для дислокации иностранного контингента НАТО. Первыми в Литве ожидают немцев, бригада бундесвера численностью до 5 тыс. человек должна войти в республику в 2025 году. В ноябре 2023 года на территории Литвы уже размещено около 800 военнослужащих бундесвера. В это же время приграничная территория Литвы активно используется для дислокации подразделений вооруженных сил США и Германии и было проведено 12 военных учений.

Таким образом к началу 2024 года Запад демонстрировал готовность развязать агрессию против Республики Беларусь.

Осуществляется дальнейшая милитаризация Республики Польши, происходит увеличение боевого и численного состава ВС со 160 до 300 тыс. военнослужащих, в том числе до 250 тыс. профессиональных. В 2023 году на территорию Подлясского воеводства были переброшены дополнительные войска, включая 12-ю Щецинскую механизированную дивизию и 11-ю Любушскую бронекавалерийскую дивизию. В районе Сувалкского коридора начал формироваться саперный батальон, который включат в состав 15 -й Гижицкой механизированной бригады, входящей в 16-ю механизированную дивизию. Также Польша создает новую воинскую часть в 40 км. от границы с Беларусью, которая станет учебным центром 1 -й пехотной дивизии легиона, на ее территории будет дислоцироваться подразделения 18-го Белостокского разведывательного полка, а также бойцы территориальной обороны [2, с. 7].

В таких условиях становится жизненно необходимым проведение мероприятий по выявлению и пресечению вызовов и угроз национальным интересам Беларуси в пограничном пространстве (рис. 2).

\/

•наращивание более высококачественного инженерного обустройства государственной границы;

•продолжение строительства и ввод в строи новых комплексов подразделении границы и объектов пограничной инфраструктуры, развитие, оснащение современным вооружением и техникой маневренных групп;

•совершенствование боевой, профессиональной подготовки органов пограничной службы, учебной материально-технической базы, развитие системы подготовки офицерских кадров.

Рисунок 2 - Мероприятия по выявлению и пресечению вызовов и угроз национальным интересам Беларуси [5]

В условиях нарастания угроз и опасностей развязывания вооруженного конфликта против Беларуси и России со стороны США и их союзников резко актуализировалось применение цифровизации в создании новейших вооружений в каждодневной деятельности

3

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

военного персонала и управления войсками в системе национальной безопасности Беларуси и России. Размещение в Республике Беларусь тактического ядерного оружия не оставило шансов враждебным правительствам в их агрессивных планах ни на нашу жизнь, ни на наши территории. В случае возникшей необходимости тем вооруженным формированиям, которые посмеют нарушить неприкосновенность наших границ, будет нанесен мгновенный непоправимый ущерб.

Развитие и функционирование суверенитета, обеспечение и упрочение безопасности осуществляется в органическом, неразрывном взаимодействии с множеством многообразных интеграционных процессов, протекающих во всех сферах жизни индивидов, их групп и общностей. В своей сущности социальная интеграция предстает как многосторонний процесс формирования и развития оптимальных связей и взаимодействий между социальными институтами, коллективами, организациями, властными и управленческими элитами в социальном пространстве различных стран, их коалиций, межгосударственных общностей и, наконец, в становлении общепланетарной целостности человечества.

Социальный институт государства выступает в данном случае тем оплотом в социальном пространстве, который создает и поддерживает правопорядок, обеспечивает безопасность граждан страны как от внешних, так и от внутренних угроз.

Особая функция данного социального института - обеспечение социальной справедливости, что подразумевает, в числе прочего, заботу о социально уязвимы группах населения (в том числе о лицах с ограниченными возможностями здоровья, о престарелых гражданах, о детях, о малообеспеченных гражданах).

Экономическая функция государства также играет большую, значимую роль для социума, ведь это способствует стимулированию развития производства, распределению ресурсов. В плане сотрудничества между государствами эта функция тоже очень важна: именно экономические связи чрезвычайно крепки и выгодны для стран, а значит, их развитие способствует дальнейшему совершенствованию связей между государствами.

Государство как социальный институт выполняет и такую важную функцию, как быть гарантом мира и международной безопасности.

Организация по возможности гармоничных отношений между социальными группами, а также управление социумом - важные составляющие функционального аспекта такого фундаментального социального института, как государство. Коммуникативные отношения между обществом и государством основаны как на управленческом взаимодействии, так и на взаимодействии в формате диалога. Стабильность общества напрямую зависит от того, до какой степени четко и слаженно реализуются все функции государства как социального института, особенно в нестабильные, чреватые глубинными трансформациями времена.

21 век полон противоречий и угроз, поэтому важны такие элементы взаимодействия между государствами, как сотрудничество и поддержка.

Белорусский Президент А. Г. Лукашенко и его российский коллега В. В. Путин, периодически меняя друг друга, выполняют чрезвычайно важную в политическом, экономическом, социально-культурном и мировоззренческом смысле миссию - являются Председателем Высшего государственного Совета Союзного государства Беларуси и России.

Начиная с ноября 2021 года при активном, целеустремленном, деятельном, контролируемом, целедостигающем их действий в союзном строительстве, ориентированном на повышение уровня и качества жизни народа и упрочения национальной и планетарной безопасности, достигнуто множество впечатляющих результатов по реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021-2023 годы и 28 союзных программ, детализирующих эту деятельность.

Представим основные из них в виде рисунка 3.

DOAJ

Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

К/

•созданы пять интегрированных информационных платформ, в том числе по прослеживаемости и маркировке товаров, транспортному контролю, ветеринарному и фитосанитарному контролю;

H

• проводятся мероприятия, направленные на реализацию совместных инвестиционных (импортозамещающих) проектов на территории Союзного государства;

•сформированы условия работы на транспортном рынке и рынке связи;

ж!

•определены условия взаимного доступа туроператоров на рынок туристических услуг;

обеспечено предоставление равных прав гражданам Беларуси и России в социально-трудовой сфере.

Рисунок 3 - Положения Договора о создании Союзного государства [4]

Все это вполне доказательно подтверждает, что стратегия союзной интеграции определена четко, полностью реализуема и остается неизменной, направленной на осуществление интересов наших государств и народов.

Это важно учитывать при рассмотрении вопросов специфики государственного развития России и Беларуси в чрезвычайно насыщенном событиями 21 веке, когда эпоха информатизации предъявляет особые требования к странам, к обществу и к индивиду.

Такой фундаментальный социальный институт, как государство, очень важен в современной реальности, так как функции данного социального института напрямую связаны с обеспечением безопасности как общества в целом, так и каждого индивида в частности. Поэтому возрастает потребность в анализе специфики развития вышеназванного фундаментального социального института в 21 веке, чреватом потрясениями и трансформациями во всех областях жизнедеятельности общества в целом и человека в частности.

Данный анализ позволяет строить прогнозы дальнейшего развития [4, URL], а значит, помогает как обществу, так и индивиду найти адаптационные механизмы, позволяющие адекватно отвечать на вызовы непростого времени и строить своё будущее согласно новым веяниям в плане трансформации современной действительности.

Список использованных источников

1. Бабосов, Е. М. Наука и человекомерность окружающей реальности. Институт социологии НАН Беларуси. Минск. Беларуская навука. 2021.299 с.

2. Бузин, Н. То, что саммит прописал? НАТО уверенно продолжает курс на

гло л 'directory of

j journals Научный журнал «Экономика. Социология. Право.», 2024, №1(33)

контринформацию / Н. Бузин // Бел. военная газета «Во славу Родины». № 10. - 2023. С. 7.

3. Ергин, Д. Новая карта мира: Энергетические ресурсы, меняющийся климат и столкновение наций / Дэниел Ергин; Пер. с англ. М.: Альпина ПРО, 2022. 444 с.

4. О чем шла речь на встрече Лукашенко с Мезенцевым [электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sb.by/articles/sereznyy-i-printsipialnyy-razgovor-ob-integratsii.html

5. Утверждение решений на охрану госграницы органами погранслужбы, а также в воздушном пространстве в 2024 году // Режим доступа: https: //president.gov.by/ru/events/ utverzhdenie-resheniy-na-ohranu-gosudarstvennoy-granicy-v-2024-godu

Сведения об авторах

Бабосов Евгений Михайлович - доктор философских наук, профессор, академик Института социологии НАН Республики Беларусь; Заслуженный деятель науки Республики Беларусь; Адрес: 220072, Минск, просп. Независимости, д. 66. E-mail: babosov@yandex.ru.

ШС 316.3

THE SPECIFICS OF THE DEVELOPMENT OF THE FUNDAMENTAL SOCIAL INSTITUTION OF THE STATE IN THE 21ST CENTURY (ON THE EXAMPLE OF

RUSSIA AND BELARUS)

Babosov E.M.

National Academy of Sciences of Belarus

The article deals with topical issues of sovereignty, integration and security of such a fundamental social institution as the state. This issue is considered on a specific material, namely, such states as Russia and Belarus are analyzed. The article shows the aspects of integration of the above-mentioned countries based on the principle of social justice. The author postulates the need to strengthen national security in the light of foreign policy threats. As the author emphasizes, cooperation between the Russian Federation and the Republic of Belarus plays an important role in ensuring security. In the light of this interaction, 28 union programs are being implemented, examples of which are discussed in the article. The author concludes about the specifics of the state development of the two friendly countries, this specificity is predetermined by the strategy of union integration.

Keywords: social institute, state development, Russian Federation, Republic of Belarus, national security, social justice, integration.

References

1. Babosov, E. M. Science and the human dimension of the surrounding reality. Institute of Sociology of the National Academy of Sciences of Belarus. Minsk. Belarusian science. 2021.299 p .

2. Buzin, N. What did the summit prescribe? NATO confidently continues its course towards counterinformation / N. Buzin // White military newspaper For the Glory of the Motherland. No. 10. 04/25/2023. p. 7.

3. Yergin, D. A new map of the world: Energy resources, a changing climate and a clash of nations / Daniel Yergin; Translated from English M.: Alpina PRO, 2022. 444 p.

4. What was discussed at the meeting between Lukashenko and Mezentsev [electronic resource] // Access mode: https://www.sb.by/articles/sereznyy-i-printsipialnyy-razgovor-ob-integratsii.html

5. Approval of decisions on the protection of the state border by the border service bodies, as well as in the airspace in 2024 // Access mode: https: //president.gov.by/ ru/events/utverzhdenie-resheniy-na-ohranu-gosudarstvennoy-granicy-v-2024-godu

Author's information

Babosov Evgeny Mikhailovich - Doctor of Philosophy, Professor, Academician of the National Academy of Sciences of Belarus, Honored Scientist of the Republic of Belarus; e-mail: babosov@yandex.ru ; Address: 220072, Republic of Belarus, Minsk, ave. Independence, 66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.