JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 34
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-l-25-30 EDN: https://elibrary.ru/fwvicd NIION: 2003-0059-1/24-942 MOSURED: 77/27-003-2024-01-141
Алексей Михайлович Воронов
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Констатируется, что основополагающие документы в сфере безопасности не рассматривают и не оценивают ситуацию, возникшую в результате слома межгосударственных договоренностей и ликвидации механизмов обеспечения международной безопасности, поставившую человечество на грань мировой ядерной войны. В настоящее время актуальность разработки концептуальных основ обеспечения безопасности союзного государства республики Беларусь и Российской Федерации только возрастает. В контексте изложенного на заседании Высшего государственного совета союзного государства Президентами двух стран принято решение о подготовке в сжатые сроки новой редакции Концепции безопасности союзного государства, отвечающей современным реалиям.
Опыт разработки документов стратегического планирования в сфере безопасности республики Беларусь представляет несомненный интерес и целесообразен к экстраполированию в российское законодательство и практику деятельности органов публичной власти в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: Союзное государство, Концепции безопасности союзного государства, документы стратегического планирования, национальная безопасность, народное ополчение
Для цитирования: Воронов А. М. Теория безопасности союзного государства: состояние и концепты развития // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 1. С. 25-30. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-25-30. EDN: FWVICD.
Original article
Alexey M. Voronov
All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. It is stated that the fundamental documents in the field of security do not consider and do not assess the situation that arose as a result of the breakdown of interstate agreements and the elimination of mechanisms for ensuring international security, which put humanity on the brink of world nuclear war. Currently, the relevance of developing the conceptual framework for ensuring the security of the Union state of the Republic of Belarus and the Russian Federation is only increasing. In the context of the meeting of the Supreme State Council of the Union State, the Presidents of the two countries decided to prepare in a short time a new version of the Security Concept of the Union state that meets modern realities.
The experience of developing strategic planning documents in the field of security of the Republic of Belarus is of undoubted interest and it is advisable to extrapolate into Russian legislation and practice the activities of public authorities in the field of security ofthe Russian Federation.
Keywords: Union state, Concepts of security ofthe Union state, strategic planning documents, national security, people's militia
For citation: Voronov A. M. Union state security theory: state and concepts of development. Bulletin ofthe Moscow University ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(l):25-30. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-1-25-30. EDN: FWVICD.
Теория безопасности союзного государства: состояние и концепты развития
Union state security theory: state and concepts of development
© Воронов A. M., 2024
В условиях напряженной геополитической обстановки, вызванной, прежде всего, санкционным давлением США и ряда Западных стран на Российскую Федерацию в связи с проведением специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и освобождению Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей перед правоохранительными органами остро встает вопрос обеспечения защищенности всех сторон общественной жизни.
Уместно отметить, что в настоящее время идет кардинальное реформирование системы международной безопасности, создаются новые военные блоки и союзы. Военно-политическое руководство ведущих стран пересматривает свои военные доктрины, заново переоцениваю роль ядерного оружия, на полях Украины идет обкатка современных видов вооружения, переосмысление основ общевойскового боя и современной войны в целом.
В этих условиях вопрос безопасности страны, как средство защищенности и выживания его народа, становится первоочередным, в связи с чем, представляется целесообразным не только пересмотреть взгляды на современную международную и внутриполитическую обстановку, но и изыскать дополнительные ресурсы для усиления безопасности Российской Федерации.
Состояние правового регулирования в исследуемой сфере наглядно свидетельствует, что законодательная база в сфере обеспечения безопасности не отвечает реалиям сегодняшнего дня. Анализ основополагающих документов убеждает в том, что, объективно оценивая основные тенденции развития международных отношений, они не рассматривают и не оценивают ситуацию, возникшую в результате слома межгосударственных договоренностей и ликвидации механизмов обеспечения международной безопасности, поставившую человечество на грань мировой ядерной войны. При этом Военная доктрина Российской Федерации, несмотря на то, что в июне 2020 года президент РФ утвердил «Основы государственной политики в области ядерного сдерживания», не оценивает возможные последствия применения ядерного оружия и отказа РФ от превентивного применения ядерного оружия.
В настоящее время актуальность разработки концептуальных основ обеспечения безопасности только возрастает. Так 6 апреля 2023 г. на заседании Высшего государственного совета Союзного государства Президентами двух стран принято решение о подготовке в сжатые сроки новой редакции Концепции безопасности Союзного государства, отвечающей современным реалиям. Прежде всего, Российская Федерация должна гарантировать вопросы обеспечения безопасности белорусского государства как своего союзника, как страны, с которой находится в наиболее сплоченной форме интеграции [2].
Следует отметить, что предыдущая версия документа была разработана еще в прошлом веке, поэтому, учитывая изменившуюся международную обстановку, потребовалась ее корректировка. Действующая Концепция безопасности, на тот момент еще Союза Беларуси и России, морально устарела. По прошествии 25 лет с момента ее подписания, международная архитектура безопасности, выстраивавшаяся на протяжении многих лет, фактически была разрушена. В связи с чем, с учетом современных реалий, требуется актуализировать направления развития, определить интересы Союзного государства, а также механизмы противодействия вызовам и угрозам безопасности.
Данная концепция должна стать алгоритмом работы госорганов по выработке механизма защиты от тех угроз, которые сегодня существуют по отношению к Союзному государству. Новая концепция создаст основы для обеспечения безопасности Союзного государства и будет способствовать его поступательному развитию, при этом главной задачей при разработке Концепции безопасности Союзного государства является учет совместного опыта России и Беларуси по недопущению реализации планов внешних и внутренних деструктивных сил по развалу Союзного государства, а также разрушению традиционных связей между братскими народами.
Думается в ходе предстоящей работы нужно учитывать опыт, использованный во время разработки новой версии Концепции национальной безопасности Беларусь [1]. Так в ходе выступление 20 февраля 2023 г. на заседании Совета Безопасности РБ Президент республики Беларусь А. Лукашенко отметил: «Мы прямо и открыто должны заявить о приоритетах, показать мировому сообществу транспарентность нашей политики, надежность Беларуси как ответственного партнера. Но наши партнеры при этом должны знать, что белорусское миролюбие не синоним жертвенности. В случае любой агрессии, как я уже не раз говорил, ответ будет быстрым, жестким и адекватным» [5].
На наш взгляд, заслуживает внимания и поддержки позиция Государственного секретаря Совета Безопасности республики Беларусь Александра Вольфовича: «Сегодня очень много рисков, вызовов для национальной безопасности, которые граничат с угрозой. И, прежде всего, очень хочется, чтобы не разразился гром на территории Республики Беларусь, то есть не начали грохотать пушки. А для этого надо своевременно включать рычаги, механизмы для реагирования на те риски и вызовы, чтобы предотвратить беду по большому счету. Поэтому Концепция национальной безопасности — это алгоритм работы государственных органов всех сфер для того, чтобы, прежде всего, обезопасить страну, обезопасить население, защитить наши национальные интересы.
Все новеллы обновленной концепции сведены в пять блоков. «Это касается понятийно-категориально-го аппарата, анализа современной оценки обстановки,
это обновление основной базы понятий, корректировка некоторых индикаторов оценки национальной безопасности, исходя из новых вызовов и угроз. И пятый блок — появление новой сферы — биологической безопасности» [6].
Здесь также уместно обратить внимание, что разработка новых концептуальных стратегических документов в сфере безопасности союзного государства идет полным ходом. Высший государственный совет Союзного государства утвердил Концепцию информационной безопасности стран-участников 22 февраля 2023 года. «Документ является итогом тесного взаимодействия аппаратов советов безопасности, внешнеполитических ведомств и иных компетентных органов двух стран в сфере совместного противодействия современным информационным вызовам и угрозам на основе прочного правового фундамента, при этом главной целью документа является защита национальных интересов стран - участников Договора о создании Союзного государства. Он также нацелен на борьбу с деструктивным воздействием на информационные ресурсы и повышение безопасности информационной инфраструктуры России и Белоруссии, прежде всего, их критически важных объектов. Концепция информационной безопасности Союзного государства будет служить примером и основой для развития сотрудничества на данном направлении для других государств и региональных объединений» [7].
В контексте вышеуказанных нормативных правовых документов заслуживает внимания проект новой Военной доктрины республики Беларусь, в котором в полном объеме учтены происходящие кардинальные изменения в военно-политической обстановке, новые военные опасности, обновлены подходы к определению характера современных военных конфликтов в интересах выработки адекватных мер реагирования для вооруженной защиты, как страны, так и Союзного государства.
Решение о разработке проекта новой Военной доктрины было принято после одобрения новой редакции Концепции нацбезопасности республики Беларусь в феврале 2023 года. Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений военной политики государства, актуальные положения остались неизменными, сохранен ее оборонительный характер. Документ носит публичный, открытый характер, в котором раскрыто содержание военной политики республики, отмечается что Беларусь — миролюбивая страна, никому не угрожает, однако попытки вмешательства во внутренние дела, а тем более угроза применения военной силы или агрессия будут пресекаться с использованием всего потенциала государства [8].
Ключевые направления трансформации современных рисков, вызовов и угроз в сфере национальной безопасности довольно подробно изложены в Концепции нацбезопасности республики Беларусь и Воен-
ной доктрине. В развитие этих стратегических документов разработан также законопроект «О народном ополчении». В проекте закона народным ополчением названы вооруженные формирования на территории административно-территориальной единицы, которые создаются из числа граждан, изъявивших желание принять участие в обеспечении военного положения, при этом основные полномочия по формированию народного ополчения будут у местной вертикали власти, которая будет отвечать за формирование отрядов народного ополчения, а руководить — органы Министерства внутренних дел на той или иной территории.
Здесь также следует отметить, что принимать в народное ополчение будут на добровольных началах, а состоящие в отрядах не увольняются с рабочих мест и участвуют в них в собственное свободное время, при этом руководитель может отпустить ополченца с сохранением зарплаты для того, чтобы выполнять задачи по принципу общественной дружины.
Отряды ополчения будут дислоцироваться в границах административной единицы, где они были созданы, при этом добровольцы будут размещаться по месту жительства. Во время военного положения ополчения будут помогать территориальным органам внутренних дел в решении задач, в том числе защите собственности от преступных и иных противоправных посягательств. С отменой военного положения отряды ополчения будут расформировываться.
Представляется закон о народном ополчении своевременен, исходя из вызовов и рисков нынешнего времени, напряженной геополитической обстановкой в мировом социуме. Народное ополчение будет востребовано для оказания помощи, прежде всего, органам МВД на местах, для защиты общественного порядка, для борьбы с бандитизмом, пресечения мародерства, борьбы с диверсионно-разведывательными группами, которые будут выходить в те или иные регионы. Кроме того, ополченцам будут выдавать стрелковое оружие, которое будет храниться при них.
Таким образом, если человек физически здоров, у него есть силы и желание взять оружие в руки и встать на защиту своего дома, такое право ему будет предоставлено. Более того ополченцы будут проживать дома и эта возможность узаконит желание гражданина обезопасить свой дом, обеспечить порядок своей семье, защищенность своим детям именно по месту проживания.
Администрация республики Беларусь провела ряд экспериментов по организации народного ополчения, в частности на территории Лобжанского сельского совета Климовичского района Могилевской области. В отряд ополченцев вошли местные жители, чьи кандидатуры были согласованы с местными органами МВД и КГБ, при этом людям выдали в руки оружие, за небольшое время провели с ними занятия, прежде всего, по огневой подготовке, также информировали о задачах, которые они будут выполнять. И как следу-
ет из официальных источников, эксперимент удался и результаты оправдали возлагаемые на ополченцев надежды [9].
Представляется, при таком подходе, опыт республики Беларусь представляет несомненный интерес и целесообразен к экстраполированию в российское законодательство и практику деятельности органов публичной власти в сфере обеспечения общественной безопасности Российской Федерации.
Как нами отмечалось ранее, состояние правового регулирования в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации наглядно убеждает, что законодательная база в исследуемой сфере не отвечает реалиям сегодняшнего дня, при этом нуждаются в модернизации, а точнее новой разработке закон 2010 г. № Э90-ФЗ «О безопасности» и др., которые были приняты в реалиях государства, которое уже не существует. При этом реализация положений Концепции общественной безопасности, утвержденной Президентом 14 ноября 2013 г. № Пр-2685 предполагалась в 2020 г., однако, к сожалению, основные положения были реализованы не в полном объеме.
Данная концепция была разработана межведомственной рабочей группой на базе ВНИИ МВД России. Также в 2019-2020 годах на базе ВНИИ МВД разрабатывалась новая редакция концепция общественной безопасности Российской Федерации 2030, которая была поддержана и согласовано практически всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, так как содержала ряд инновационных предложений и концептов, разработанных с учетом реалий современной России.
При ее разработке в систему субъектов обеспечения общественной безопасности были включены общественные организации правоохранительной направленности, институты гражданского общества, составляющие негосударственную систему безопасности. Таким образом, в документе такого уровня была бы закреплена негосударственная система безопасности как помощник и надежный резерв органов публичной власти.
Также впервые была подготовлена система мониторинга угроз и вызовов безопасности, была разработана и введена в правовое поле система оценки эффективности деятельности по обеспечению безопасности, кроме того особого внимания заслуживает региональный опыт обеспечения общественной безопасности, в связи с тем, что у каждого региона существуют свои специфические проблемы обеспечения безопасности вызванные различными причинами и факторами, при этом они должны быть прописаны в региональных нормативных актах, которыми должна руководствоваться администрация регионов. К сожалению, по ряду объективных причин новая редакция концепция общественной опасности не получила свою реализацию.
Однако представляется, что разработанный проект Концепции был бы сегодня уже не актуален, так как с учетом реалии современной России существенным образом поменялась архитектура безопасности, обострились и возникли новые вызовы и угрозы безопасности (пандемия СОУШ-19, бушевавшая в мировом социуме на протяжении почти 3 лет и унесшая огромное количество человеческих жизней), техногенные катастрофы, природные катаклизмы и прочие негативные факторы и явления, при этом Россия не стала исключением. Также уместно отметить напряженную международную геополитическую обстановку, связанную с наложением Брюсселем и США на Российскую Федерацию экономических и иных санкций в связи с проведением специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины и освобождению русского населения Республики Крым, территории Донбасса, а также Запорожской и Херсонской областей.
При этом следует отметить, что в контексте заявленной проблематики положения Концепции общественной безопасности с одной стороны, впервые стали официальной основой для дальнейших разработок теории общественной безопасности, а с другой - призвали научное сообщество к научным исследованиям и дискуссиям относительно ее содержания.
Так в одной из публикаций, посвященных проблемам общественной безопасности, директор Центра исследования проблем безопасности РАН, профессор Гирько С. И. высказал озабоченность ситуацией, при которой остановка работы над концептуальным документом в сфере общественной безопасности может повлечь за собой утрату доктринальных наработок ученых, положенных в основу Концепции обеспечения общественной безопасности, и, прежде всего, понятийного аппарата общественной безопасности. Автор разделяет точку зрения о том, что по различным причинам настало время закрепления правового института общественной безопасности в специальном законодательном акте, который и должен прийти на смену сыгравшей свою «историческую роль» Концепции.
При этом в условиях, когда работа над концептуальным документом в сфере общественной безопасности приостановлена, а ее понятийный аппарат не воспроизведен в других правовых и законодательных актах, доктринальные подходы, проявившие себя в Концепции общественной безопасности, сохраняются в ряде модельных законов, принятых ОДКБ и СНГ, выполняющих роль международных и подлежащих им-плементации в национальное законодательство Российской Федерации.
Мы поддерживаем авторитетное мнение профессора Гирько С. И. в том, что в современных условиях понятийный аппарат общественной безопасности, «сформированный при разработке Концепции общественной безопасности, с учетом изложенного выше
продолжает сохранять свою актуальность и может рассматриваться в качестве базового при разработке законодательных актов в сфере общественной безопасности» [3], что, в свою очередь, позволит сохранять доктринальные позиции ученых и не приведет к их утрате.
Задача современных ученых состоит именно в том, что бы развивать наследие мэтров отечественной теории безопасности, которых, к сожалению, уже нет в наших рядах и на этом основе выстраивать современную теорию, отвечающую реалии современной России, да и всего мирового сообщества в целом: изучать и прогнозировать современные вызовы и угрозы защищенности общества; проводить мониторинг и изучать положительный опыт деятельности правоохранительных органов в данной сфере; изучать и внедрять в практику региональный опыт обеспечения общественной безопасности; изучать передовые информационные технологии целью внедрения их в деятельности правоохранительных органов, использовать при этом возможности искусственного интеллекта при предупреждении и раскрытия преступлений и административных правонарушений; изыскивать резервы развития системы безопасности путем привлечения институтов гражданского общества, создания новых структур негосударственных правоохранительных органов и организаций.
Перспективным представляется создание муниципалитетами на освобожденных территориях Народного ополчения; воссоздание добровольных народных дружин; использование доверительных отношений с гражданами для получения оперативно-значимой информации и иных форм сотрудничества граждан с правоохранительными органами, так как процесс возращения освобожденных территорий будет нелегким и тернистым, преисполненный трудностями и невзгодами при возрождении российской государственности, восстановлении национальной правовой системы, утраченных ранее в силу различных причин.
При этом уместным представляется обращение к Концепции национальной безопасности республики Беларусь 2023 г. в ст. 4 прописаны «субъекты системы обеспечения национальной безопасности — государственные органы и организации, граждане, общественные институты, реализующие свои права и обязанности в сфере обеспечения национальной безопасности в соответствии с законодательством. При таком подходе обеспечение национальной безопасности представляет собой деятельность субъектов системы обеспечения национальной безопасности по защите личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, реализации национальных интересов, созданию необходимых условий для устойчивого развития Республики Беларусь.
Впервые в документе такого уровня субъектами обеспечения национальной безопасности прописаны:
государство, осуществляющее свои полномочия в данной сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти, институты гражданского общества, граждане. Объектом национальной безопасности являются сбалансированные национальные интересы личности, общества и государства во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь (ст. 49). При этом цель обеспечения национальной безопасности состоит в достижении и поддержании такого уровня защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, который гарантирует устойчивое развитие Республики Беларусь и реализацию ее национальных интересов» (ст. 50) [10].
Даше краткий анализ Концепции национальной безопасности республики Беларусь 2023 г. указывает на правильность высказанных автором настоящих строк положений о целесообразности статуирования негосударственной системы обеспечения безопасности, определении роли и места институтов гражданского общества, негосударственных субъектов безопасности, граждан в системе обеспечения национальной безопасности Российской государственности.
В условиях резкого обострения геополитической обстановки, вызванной проведением Российской Федерации специальной военной операции по освобождению Донбасса от украинских националистов, которые на протяжении 10 лет продолжают уничтожать мирное население Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей, вошедших в 30 сентября 2022 года в состав России, одним из направлений усиления внутреннего потенциала страны для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности является совершенствование взаимодействия государственных органов публичной власти с институтами гражданского общества и гражданами, как основы негосударственной системы обеспечения общественной безопасности.
При этом также следует обратить внимание на положения новой редакции Конституции Российской Федерации, в которой конкретно прописаны вопросы, непосредственно касающиеся рассматриваемой нами проблематики, а именно обеспечению общественной безопасности. Впервые в документе такого уровня (ст. 83 п. «д. 1», ст. 102 п. «к») прописаны положения о федеральном органе исполнительной власти в области общественной безопасности. На наш взгляд, вышеизложенные и многие другие факторы служат довольно убедительной аргументацией в целесообразности разработки нового Федерального закона «Об общественной безопасности» [4].
Представляется принятие отраслевого Федерального нормативного правового акта об общественной-безопасности в Российской" Федерации, позволит на законодательном уровне закрепить понятийно категориальный аппарат в сфере общественной безопасности, очертить контуры государственной и негосу-
дарственной системы безопасности, определить цели, задачи, принципы, уровни и пределы ее обеспечения, а также гарантии правовой и социальной защищенности ее субъектов.
Список источников
1. Концепции национальной безопасности Беларусь // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 08.03.2023, 7/529: https://pravo.by/document/?guid=11031&p0=P22 3s0001.
2. Путин заявил о подготовке концепции безопасности Союзного государства РФ и Белоруссии // https://tass.ru/politika/17467755.
3. Гирько С. И. Понятийный аппарат общественной безопасности — перспективы сохранения доктринальных позиций // Научный портал МВД России. 2023. № 4 (64). С. 27-33.
4. Воронов А. М., Ананьев В. А., Зубова М. В. Общественная безопасность современной России : проблемы теории и практики обеспечения // Научный портал МВД России. 2023. №. 2. (62). С. 15-23.
5. О проекте новой Концепции национальной безопасности во время заседания Совета Безопасности, 20 февраля 2023 года, https:// president, gov. by/ru/events/zasedanie-soveta-bezopasnosti-1676879659.
6. https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/ april/73843/ — Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
7. https://iz.ru/1477067/2023-03-01/utverzhdena-kontceptciia-informatcionnoi-bezopasnosti-soiuznogo-gosudarstva.
8. Обновленные Концепцию нацбезопасности и Военную доктрину Беларуси вынесут на утверждение ВНС // https://grodnolen.gov.by/ obnovlennye-konczepcziyu-naczbezopasnosti-i-voennuyu-doktrinu-belarusi-vynesut-na-utverzhdenie -vns/
9. https://www.belarus.kp.rU/daily/27470.5/4725858/
10. https://pravo.by/document/?guid=3871&pO=P22 3s0001 — Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь.
References
1. Concepts of National Security of Belarus// National Legal Internet Portal of the Republic of Belarus, 08.03.2023, 7/5298: https://pravo.by/docu ment/?guid=11031&p0=P223s0001.
2. Putin announced the preparation of the security concept ofthe Union State of the Russian Federation and Belarus // https://tass.ru/politika/17467755.
3. Girko S. I. Conceptual apparatus of public security - prospects for maintaining doctrinal positions // Scientific portal ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 4 (64). P. 27-3.
4. Voronov A. M., Ananyev V. A., Zubova M. V. Public safety of modern Russia: problems of theory and practice of provision // Scientific portal ofthe Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. №. 2. (62). P. 15-23.
5. On the draft ofthe new National Security Concept during a meeting ofthe Security Council, February 20, 2023 // https://president.gov.by/ru/events/ zasedanie-soveta-bezopasnosti-1676879659.
6. https://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2023/ april/73843/ — National Legal Internet Portal of the Republic ofBelarus.
7. https://iz.ru/1477067/2023-03-01/utverzhdena-kontceptciia-informatcionnoi-bezopasnosti-soiuznogo-gosudarstva.
8. The updated National Security Concept and the Military Doctrine of Belarus will be submitted for approval by the Joint Venture. URL:// https:// grodnolen.gov.by/obnovlennye-konczepcziyu-naczbezopasnosti-i-voennuyu-doktrinu-belarusi-vynesut-na-utverzhdenie-vns/
9. https://www.belarus.kp.rU/daily/27470.5/4725858/
10. https://pravo.by/document/?guid=3871&pO=P22 3s0001 — National Legal Internet Portal of the Republic ofBelarus.
Информация об авторе
A. M. Воронов — главный научный сотрудник 1 отдела Научно-исследовательского центра № 4 Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, доктор юридических наук, профессор.
Information about the author A. M. Voronov — Chief Researcher of the 1st Department of Research Center № 4 of the All-Russian Research Institute ofthe Ministry oflnternal Affairs ofRussia, Doctor ofLegal Sciences, Professor.
Статья поступила в редакцию 09.01.2024; одобрена после рецензирования 26.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.
The article was submitted 09.01.2024; approved afterreviewing 26.01.2024; accepted forpublication 12.02.2024.