Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
152
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Климук Владимир Владимирович, Зелепукин Роман Валерьевич

Исследована нормативно-правовая среда в сфере научно-инновационного и образовательного сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. Представлен обзор нормативных правовых актов, регулирующих вопросы интеграции Беларуси и России в векторе научно-технического, образовательного сотрудничества. Выделены перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах. Предметом настоящего исследования являются нормативные акты Союзного государства и его стран-участниц, регламентирующие и устанавливающие векторы развития комплекса мер в научно-инновационной и образовательной сферах внутри рассматриваемого межгосударственного объединения, практика применения и реализации данных актов, а также доктринальные взгляды и подходы применительно к заявленной теме. Цель исследования заключается в выявлении степени институционализации политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах как комплекса целенаправленных мер по развитию и реализации установленных целей и задач в заданных сферах общественных отношений и социально-экономического состояния, а также в установлении уровня нормативно-правового обеспечения указанного комплекса мер. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время нормативно-правовое сопровождение деятельности Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах носит обеспечительный характер, но не имеет системного выражения, что особенно проявляется в недостаточной степени институционализации политики Союзного государства в рассматриваемых сферах. Выделены и охарактеризованы правотворческая, правоприменительная и правоохранительная формы нормативно-правового обеспечения политики в рассматриваемых сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Климук Владимир Владимирович, Зелепукин Роман Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT FOR THE POLICY OF THE UNION STATE OF REPUBLIC OF BELARUS AND RUSSIAN FEDERATION IN THE SCIENTIFIC, INNOVATIVE AND EDUCATIONAL SPHERES

The regulatory and legal environment in the field of scientific, innovative and educational cooperation between Belarus and Russia within the framework of the Union State is studied. The review of normative legal acts regulating the issues of integration of Belarus and Russia in the vector of scientific-technical, educational cooperation is presented. Prospects for the development of regulatory support for the policy of the Union State in the scientific, innovative and educational spheres are highlighted. The subject of this study is the regulations of the Union State and its member countries that regulate and establish the vectors for the development of a set of measures in the scientific, innovative and educational spheres within the considered interstate association, the practice of applying and implementing these acts, as well as doctrinal views and approaches in relation to the stated topic. The purpose of the study is to identify the degree of institutionalization of the policy of the Union State in the scientific, innovative and educational spheres as a set of targeted measures for the development and implementation of established goals and objectives in given areas of social relations and socio-economic status, as well as to establish the level of regulatory and legal support for this set of measures. We come to the conclusion that at present, the regulatory and legal support of the activities of the Union State in the scientific, innovative and educational spheres is of a provisional nature, but does not have a systemic expression, which is especially manifested in the insufficient degree of institutionalization of the policy of the Union State in the areas under consideration. Law-making, law-application and law-enforcement forms of normative-legal support of policy in the considered spheres are singled out and characterized.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛИТИКИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРАХ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 2023. Т. 7. № 1 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law/

AKTUAL'NYE PROBLEMY GOSUDARSTVA I PRAVA = = CURRENT ISSUES OF THE STATE AND LAW 2023, vol. 7, no. 1 http://journals.tsutmb.ru/current-issues-of-the-state-and-law-eng/ ISSN 2587-9340 (Print) ISSN 2782-3334 (Online)

OPEN ACCESS

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 340.5

https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27 Шифр научной специальности 5.1.1

Перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в научно-инновационной и образовательной сферах

© КЛИМУК Владимир Владимирович,

первый проректор, кандидат экономических наук, доцент, Учреждение образования «Барановичский государственный университет», Республика Беларусь, 225404, г. Барановичи, ул. Войкова, 21, https://orcid.org/0000-0003-0928-8453, ResearcherID: AAA-4257-2019, ScopusID: 57208086189, ИтЛ-science@yandex.ru

© ЗЕЛЕПУКИН Роман Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», Российская Федерация, 392036, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33, https://orcid.org/0000-0002-0307-4385, ResearcherID: AAX-6885-2021, ScopusID: 57836319300, lexcomlex@yandex.ru

Аннотация

Исследована нормативно-правовая среда в сфере научно-инновационного и образовательного сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства. Представлен обзор нормативных правовых актов, регулирующих вопросы интеграции Беларуси и России в векторе научно-технического, образовательного сотрудничества. Выделены перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах. Предметом настоящего исследования являются нормативные акты Союзного государства и его стран-участниц, регламентирующие и устанавливающие векторы развития комплекса мер в научно-инновационной и образовательной сферах внутри рассматриваемого межгосударственного объединения, практика применения и реализации данных актов, а также доктринальные взгляды и подходы применительно к заявленной теме. Цель исследования заключается в выявлении степени институционализации политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах как комплекса целенаправленных мер по развитию и реализации установленных целей и задач в заданных сферах общественных отношений и социально-экономического состояния, а также в установлении уровня нормативно-правового обеспечения указанного комплекса мер. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время нормативно-правовое сопровождение деятельности Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах носит обеспечительный характер, но не имеет системного выражения, что особенно проявляется в недостаточной степени институционализации политики Союзного государства в рассматриваемых сферах. Выделены и охарактеризованы правотворческая, правоприменительная и правоохранительная формы нормативно-правового обеспечения политики в рассматриваемых сферах.

Ключевые слова

научно-правовое обеспечение, Союзное государство, научно-инновационная сфера, образовательная сфера, интеграция

Для цитирования

Климук В.В., Зелепукин Р.В. Перспективы развития нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации в научно-инновационной и образовательной сферах // Актуальные проблемы государства и права. 2023. Т. 7. № 1. С. 17-27. https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27

ORIGINAL ARTICLE

https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27

Prospects for the development of regulatory and legal support for the policy of the Union State of Republic of Belarus and Russian Federation in the scientific, innovative and educational spheres

© Vladimir V. KLIMUK,

First Vice-Rector, Cand. Sci. (Economics), Associate Professor, Baranavichy State University, 21 Vojkava St., Baranavichy, 225404, Republic of Belarus, https://orcid.org/0000-0003-0928-8453, ResearcherlD: AAA-4257-2019, ScopusID: 57208086189, klimuk-science@yandex.ru © Roman V. ZELEPUKIN,

Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Associate Professor of Constitutional and International Law Department of Law and National Security Institute, Derzhavin Tambov State University, 33 Internatsionalnaya St., Tambov, 392000, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0002-0307-4385, ResearcherID: AAX-6885-2021, ScopusID: 57836319300, lexcomlex@yandex.ru

Abstract

The regulatory and legal environment in the field of scientific, innovative and educational cooperation between Belarus and Russia within the framework of the Union State is studied. The review of normative legal acts regulating the issues of integration of Belarus and Russia in the vector of scientific-technical, educational cooperation is presented. Prospects for the development of regulatory support for the policy of the Union State in the scientific, innovative and educational spheres are highlighted. The subject of this study is the regulations of the Union State and its member countries that regulate and establish the vectors for the development of a set of measures in the scientific, innovative and educational spheres within the considered interstate association, the practice of applying and implementing these acts, as well as doctrinal views and approaches in relation to the stated topic. The purpose of the study is to identify the degree of institutionalization of the policy of the Union State in the scientific, innovative and educational spheres as a set of targeted measures for the development and implementation of established goals and objectives in given areas of social relations and socio-economic status, as well as to establish the level of regulatory and legal support for this set of measures. We come to the conclusion that at present, the regulatory and legal support of the activities of the Union State in the scientific, innovative and educational spheres is of a provisional nature, but does not have a systemic expression, which is especially manifested in the insufficient degree of institutionalization of the policy of the Union State in the areas under consideration. Law-making, law-application and law-enforcement forms of normative-legal support of policy in the considered spheres are singled out and characterized.

Keywords

scientific and legal support, Union State, scientific and innovative sphere, educational sphere, integration

For citation

Klimuk, V.V., & Zelepukin, R.V. (2023). Prospects for the development of regulatory and legal support for the policy of the Union State of Republic of Belarus and Russian Federation in the scientific, innovative and educational spheres. Aktual'nye problemy gosudarstva i prava = Current Issues of the State and Law, vol. 7, no. 1, pp. 17-27 (In Russ., abstract in Eng.) https://doi.org/10.20310/2587-9340-2023-7-1-17-27

18

Введение. Постановка проблемы

Республика Беларусь и Российская Федерация в силу исторической и культурной общности имеют сопоставимые стратегические интересы в научно-инновационной и образовательной сферах. В рамках Союзного государства проводится ряд социально-правовых мероприятий по интеграции в указанных сферах. Россия и Беларусь, имея общие организационно-правовые наработки и ресурсы, стремятся к созданию и развитию единого научно-технологического пространства, направленного на обеспечение выстраивания приоритетов научно-инновационной и образовательной политики посредством объединения усилий, ресурсного потенциала союзных стран.

Основной целью интеграционной политики в условиях глобализации и инновационного развития является создание благоприятных условий для роста конкурентоспособности стран-участниц. В силу многокомпонентного характера данные процессы требуют эффективного нормативно-правового обеспечения, а также учета особенностей национальных экономик и социальных интересов.

Одной из целей становления и развития Союзного государства согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства»1 является создание условий для достойной жизнедеятельности представителей двух государств посредством предоставления равных прав их гражданам в политических, социально-экономических и иных сферах. Важно отметить, что развитие науки, образования, культуры, а также создание условий для сохранения имеющихся ценностей и их дальнейшего развития и совершенствования находятся в совместном ведении стран-участниц Союзного государства. Отдельно в Договоре закрепляется положение о предоставлении равных прав гражданам России и Беларуси на получение образования и других социальных гарантий, что также является общей зоной ответственности государств-участников.

1 Договор о создании Союзного государства (Мо-

сква, 8.12.1999) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 7. Ст. 786.

Тематика развития политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах актуализируется в условиях современных внешних вызовов и угроз, предполагая развитие рассматриваемых сфер за счет решения стоящих задач собственными ресурсами стран-участниц Союзного государства, эффективно развивая внутренний потенциал и рационально используя собственные ресурсы.

Вопросы развития научно-инновационного и образовательного пространства Союзного государства поднималась в трудах представителей академий наук России и Беларуси [1-3] в начале десятых годов. В это же время вышло крупное монографическое исследование об участии Беларуси в региональных интеграционных проектах, где достаточно подробно изучены и рассмотрены интересы и потенциальные риски интеграционных процессов, в том числе в научно -инновационной и образовательных сферах [4]. К концу прошлого десятилетия можно заметить появление работ, посвященных инновационному развитию Союзного государства и сотрудничеству между странами-участницами в этой области [5; 6]. В отдельных работах представителями как профессорско-преподавательской среды, так и молодыми учеными поднимались вопросы об инструментах развития сотрудничества в сфере науки и образования Союзного государства Беларуси и России [7], проблемных вопросах и перспективах белорусско-российской интеграции в научно-образовательной сфере [8], проблемных вопросах в международном сотрудничестве в сфере инноваций правового регулирования на примере взаимодействия в сфере инноваций в рамках Союзного государства России и Беларуси [9], академической мобильности в Союзном государстве [10], а также исследования концептуальных основ сотрудничества стран-участниц Союзного государства, в том числе в рассматриваемой сфере [11]. В научной литературе неоднократно отмечалась необходимость сотрудничества России и Беларуси, а также его нормативно-правовое обеспечения, поскольку, имея общий исторический путь, указанные государства имеют существенный потенциал. Так, по мнению М.С. Соколова и М.Н. Сурилова, «в рамках Союзного

государства должен быть детально проработан «антикризисный блок» с набором измеримых показателей и мероприятий, способных сократить воздействие политических, экономических, социальных и технологических вызовов для союзной интеграции» [6, с. 266]. Однако тема единой политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательных сферах и ее правовое обеспечение остается малоизученной и требует теоретического осмысления, выработки научно обоснованных практико-ориентированных рекомендаций.

Результаты исследования

Темпы и объемы интеграции Беларуси и России поэтапно растут как в направлении экономической интеграции, так и в научно-технологической, образовательной сферах. Так, за период 2005-2021 гг. ежегодно наблюдается рост объемов внешней торговли товарами и услугами: по Беларуси среднегодовой темп прироста по данному индикатору составил 18,2 %, по России - 13,6 %. По итогам 2022 г. достигнут рекордный показатель по взаимному товарообороту Беларуси и России - 50 млрд долл. США. В рамках научно-технологической интеграции реализуются программы Союзного государства, представляющие собой «комплекс совместных мероприятий по укреплению безопасности, решению крупных социально-экономических задач государств-участников Договора о создании Союзного государства, включающий в себя проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических, производственных, организационно-хозяйственных и других работ, согласованных по исполнителям, ресурсам и срокам их осуществления»2. С 2000 г. уже реализовано 69 союзных программ.

Взаимодействие в рамках Союзного государства осуществляется посредством заключения различных соглашений в научно-образовательных и культурных сферах, наиболее значимым из которых является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области

2 Информационно-аналитический портал Союзного государства. URL: https://soyuz.by/projects/ldfMr (дата обращения: 15.01.2023).

культуры, образования и науки3 от 21 февраля 1995 г. Данный акт направлен, в первую очередь, на способствование взаимному развитию в рассматриваемых сферах, а также на реализацию таких направлений, как подготовка кадров в области науки, образования и культуры, обмен опытом между заинтересованными субъектами и иное.

Помимо этого, в Соглашении дано указание на то, что представители Союзного государства вправе проводить мероприятия, конференции, взаимные консультации по вопросам определения приоритетных направлений научно-исследовательских работ, по информированию о результатах проведенных исследований, а также по вопросам научного обмена и сотрудничества. Данные положения во многом затрагивают создание и развитие единого пространства, основанного на взаимодействии в сферах науки, образования и культуры.

При изучении нормативно-правовой базы следует остановить внимание на соглашениях, направленных на развитие двухстороннего образовательного сотрудничества, которые составляют основу взаимодействия между странами-участницами Союзного государства. В данной связи отметим Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 11 апреля 1996 г. № 1 «О равных правах граждан на получение об-

4

разования» , которое закрепляет доступность и равенство прав граждан Союзного государства на получение среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Помимо этого, важным нормативным актом представляется Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях5.

3 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области культуры, образования и науки (Минск, 21.02.1995) // Бюллетень международных договоров. 1997. № 11.

4 О равных правах граждан на получение образования: Постановление Исполнительного Комитета Сообщества Беларуси и России от 11.04.1996 № 1 // Российская газета. 1996.

5 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о

20

Согласно указанному Соглашению, граждане Российской Федерации и Республики Беларусь имеют равные права на получение образования в странах-участницах, при этом обладая гарантией на признание документов об образовании государственного образца для второго государства, что дает возможность открытого осуществления профессиональной деятельности. Так, граждане России имеют право на поступление в белорусские вузы на основании аттестатов российского образца, и соответственно, данное правило распространяется на граждан Республики Беларусь.

Фундамент и основные векторы сотрудничества и взаимодействия в сфере науки и инноваций были заложены в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о научно-техническом сотрудничестве6. Основной задачей, закрепленной в Соглашении, является содействие развитию и укреплению сотрудничества между странами в области науки и техники в целях совершенствования социально-экономического потенциала Беларуси и России.

Следует признать справедливость позиции Р.Н. Морозова о том, что «создание единого научно-образовательного пространства является первоочередной задачей в процессе углубления интеграционного взаимодействия России и Беларуси». Мы, безусловно, согласны с тем, что «при всем многообразии мнений и подходов, связанных с белорусско-российской интеграцией, очевидно, что данное направление имеет стабильную тенденцию к укреплению и дальнейшему развитию, вовлекая в этот процесс все больше граждан и образовательных учреждений [8, с. 67]».

Как отмечается в научной литературе, в России и в Беларуси научно-техническое развитие осуществляется по утвержденным на высшем государственном уровне приори-

взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 27.02.1996) // Бюллетень международных договоров. 1996. № 6. С. 60.

6 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о научно-техническом сотрудничестве (Москва, 27.02.1996). Доступ из СПС Гарант.

тетным направлениям. «Сходство, а по ряду направлений и совпадение этих приоритетов открывают дополнительные возможности для интеграции научно-технической деятельности. В первую очередь, это относится к таким приоритетным направлениям научно-технической деятельности России и Беларуси, как энергетика и энергосбережение, биотехнологии и фармацевтика, информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и новых материалов, рациональное природопользование и некоторые другие», - отмечают С.М. Дедков и В.К. Егоров [2, с. 53]. Несмотря на то, что этот тезис был высказан еще в 2012 г., его актуальность не потеряла значения, неся в себе перманентный характер.

Традиционными стали такие формы сотрудничества, как повышение квалификации педагогических работников из Беларуси в учебных заведениях России, проведение совместных научных мероприятий, обмен опытом школьного самоуправления, взаимные визиты делегаций педагогов, академические обмены и т. д. Реализуется потенциал братских стран в направлении разработки и реализации совместных образовательных программ.

В 2001 г. было заключено новое соглашение о сотрудничестве в сфере образова-

7

ния , согласно которому стороны договорились о создании совместного высшего учебного заведения. С созданием Белорусско-Российского университета (на базе машиностроительного технического университета) в 2003 г. в городе Могилев укрепилась правовая основа для заключения двусторонних договоров о межрегиональном и приграничном сотрудничестве белорусских и российских высших учебных заведений на уровнях факультетов, кафедр, библиотек, студенческих организаций [12, с. 39]. В апреле 2006 г. на совещании ректоров высших учебных заведений белорусско-российского приграничья было принято решение о создании Международной ассоциации вузов приграничных областей Беларуси и России [4, с. 229].

7 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия

об условиях учреждения и деятельности Российско-

Белорусского университета (Могилев, 19.01.2001) // Бюллетень международных договоров. 2003. № 8.

Отношения, возникающие в ходе разработки и реализации научно-инновационных, образовательных и культурных программ, представляющих взаимный интерес и направленных на решение общих проблем России и Беларуси, регулируются положениями Порядка разработки и реализации проектов Союзного государства. Помимо этого, в документе дано указание на значимость экономической интеграции, которая способствует осуществлению координации совместной деятельности8.

Среди стратегически важных нормативных правовых актов выделим Постановление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, утверждающего приоритетные направления и первоочередные задачи дальнейшего развития Союзного государст-

9

ва , согласно которым страны-участницы Союзного государства стремятся к формированию единого научно-технического пространства, общего образовательного пространства, молодежной политики и общего культурно-информационного пространства. Реализация данных направлений осуществляется посредством:

- разработки и реализации программ в научной, технической и технологической сферах;

- укрепления взаимодействия между высшими учебными заведениями России и Беларуси, в том числе путем проведения научных конференций, организации академического обмена обучающимися и научными работниками и др.;

- сопоставления образовательных программ и сроков получения образования, а также унификации специальностей;

- внедрения новых подходов к формированию единого информационного пространства между Российской Федерацией и Республикой Беларусь и др.

8 О порядке разработки и реализации проектов Союзного государств: Постановление Совета Министров Союзного государства от 10.02.2017 № 5 «а». Доступ из СПС Гарант.

9 О приоритетных направлениях и первоочеред-

ных задач дальнейшего развития Союзного государства на 2018-2022 годы: Постановление Парламентского

Собрания Союза Беларуси и России от 15.06.2017 № ЬП-4 // Информационный бюллетень Парламент-

ского Собрания Союза Беларуси и России. 2017. № 2.

В данном контексте остановим внимание на постановлении Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 г. № 19 «Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства»10, которое определило основные направления совместной научно-технической и инновационной политики. В частности, в постановлении дается указание на то, что данная политика осуществляется посредством проведения совместных научно-технических программ, направленных на реализацию социально-экономических и правовых задач государств. Подобные программы и проекты находят отражение в образовательной сфере, области освоения космоса, компьютерных технологиях и иных направлениях.

Акцент сделаем на том, что формирование единого пространства запрограммировано на объединение научно-технических и образовательных потенциалов стран-участников Союзного государства, в том числе с использованием национальных разработок и инновационных систем как уникальных преимуществах. Рассматриваемые положения при их должной реализации должны способствовать ускоренному росту достижений в указанных сферах, а также повысить уровень конкурентоспособности государств.

Согласно постановлению одной из приоритетных задач является не только развитие договорно-правовой базы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, но и совершенствование национальных законодательств в научно-инновационных и образовательных сферах, их сравнительно-правовой анализ и подготовка предложений по их согласованию.

На современном этапе особое внимание уделяется определению наиболее перспективных и актуальных направлений совместной деятельности России и Беларуси. Так, в 2020 г. был уточнен и принят Примерный перечень приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзно-

10 Об основных направлениях формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства: Постановление Совета Министров Союзного государства от 16.06.2017 № 19. Доступ из СПС Гарант.

22

го государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации11. На наш взгляд, данный документ способствует наиболее скоординированной деятельности по решению проблем, значимых как для одной, так и для другой стороны. В частности, определяются первоочередные задачи, требующие скорейшего решения, а также задачи, поставленные на перспективу развития.

Помимо этого, на сегодняшний день в сфере образования Министерством просвещения РФ и Министерством образования РБ принят План мероприятий по развитию взаимодействия ведомств в 2023-2024 гг., который направлен на выстраивание общей концепции образовательного пространства Союзного государства, а также на взаимное совершенствование и развитие образовательных программ12.

Одним из направлений реализуемых мероприятий в силу информатизации общественных отношений является установление сотрудничества в сфере цифрового образования, в том числе интеграция цифровых платформ, действующих на национальных уровнях, и создание единых подходов к разработке цифровых образовательных ресурсов. Такие мероприятия призваны усилить процесс взаимодействия образовательных систем, что окажет положительное влияние на общее развитие Союзного государства. Кроме этого, в документе дается оценка необходимости и важности организации повышения квалификации сотрудников образовательной и научной сфер на взаимной основе, а также развития сотрудничества в международной оценке качества труда.

В целом отметим, что рассматриваемый План содержит 32 пункта, согласно которым

в 2023-2024 гг. планируется проведение взаимных курсов повышения квалификации для белорусских и российских педагогов, создание единого ресурсного центра, формирование экспертного сообщества преподавателей и мастеров производственного обучения и др.

В сфере научно-инновационного развития особое место отводится актам национального уровня, в частности, Указу Президента РФ «О стратегии научно-технологического развития РФ»13, Указу Президента РБ «О государственной программе инновационного развития Республика Беларусь на 2021-2025 гг.»14, закону РБ «Об основах государственной научно-технической политики15». Однако следует признать, что национальные акты стратегического характера требуют системного и обоснованного внедрения совместных мер Союзного государства в научно -инновационной и образовательной сферах.

В данном контексте стоит отметить Межгосударственную программу инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2030 г., основными целями которой является формирование единого пространства, направленного на инновационное сотрудничество, определение зон взаимных интересов и создание условий для их эффективной реализации. Российская Федерация и Республика Беларусь являются ведущими странами-участниками, чья политика активным образом содействует реализации поставленных целей.

Важнейшим направлением в интеграционном научно-техническом векторе Беларуси и России выступает реализация союзных программ. Утвержден Порядок разработки и реализации программ Союзного государст-

О Примерном перечне приоритетных научно-технологических и инновационных программ и проектов Союзного государства для их дальнейшей разработки, утверждения и реализации: Резолюция Совета Министров Союзного государства Беларуси и России от 3.08.2020 № 2. Доступ из СПС Гарант.

12 В 2023-2024 годах Россия и Белоруссия проведут мероприятия по обмену педагогическим опытом, совместные патриотические акции и фестивали // Минпросвещения России: офиц. сайт. 2023 11 янв. URL: https:// https://edu.gov.ru/press/6413/v-2023-2024-godah-rossiya-i-belorussiya-provedut-meropriyatiya-po-obmenu-pedagogicheskim-opytom-sovmestnye-patrio-ticheskie-akcii-i-festivali/ (дата обращения: 18.01.2023).

13 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 1.12.2016 № 642 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887.

14 О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2021-2025 гг.: Указ Президента РБ от 15.09.2021 № 348. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100348 (дата обращения: 18.01.2023).

15 Об основах государственной научно-технической политики: Закон Республики Беларусь № 2105-XII от 19.01.1993 (с изм. и доп. № 74-З от 04.01.2021). URL: https://pravo.by/document/?guid=

3871&p0=v19302105 (дата обращения: 25.12.2022).

ва16, согласно которому выделен ряд критериев при отборе проблемных задач для совместного решения, требования к содержанию концепции союзной программы, структуре и содержанию разделов проекта союзной программы, отражен порядок реализации, финансирования, контроля за ходом реализации союзной программы и подведения итогов ее реализации.

На сегодняшний день меры сотрудничества и взаимодействия в сфере науки и инноваций Союзного государства особенно проявляются в контексте научных разработок, связанных с технологическими и предпринимательскими направлениями, что также обусловлено необходимостью реализации импортозамещающих проектов. Одновременно с этим в сфере рассматриваемого сотрудничества тема подготовки и переподготовки кадров для науки и промышленности также находится в приоритете для обеих стран. Как отмечает А.И. Иванец, Министр образования Республики Беларусь, «развитие инженерных школ в Союзном государстве выходит на первый план, потому что вопросы технологической безопасности во многом связаны с подготовкой инженерно-технических кадров и реализацией крупных проектов. В этой связи знаковым является взаимодействие Белорусского национального технического университета с российскими коллегами, в рамках которого белорусские коллеги вошли в консорциум ведущих инженерных школ и в ходе пятилетней программы будут реализовывать системные проекты, направленные не только на подготовку соответствующих кадров, но и реализацию научно-технических проектов Союзного государства, имеющих важное прикладное значение для реального сектора экономики17». В свою очередь, в сфере обра-

16 Порядок разработки и реализации программ Союзного государства (в редакции постановления Совета Министров Союзного государства № 8 от 23.04.2010): Постановление Совета Министров Союзного государства № 7 от 11.10.2000. URL: https://economy.gov.by/ru/poradokrazrabotki-ru/ (дата обращения: 25.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Иванец: сотрудничество в образовании, науке и инновациях играет важную роль в строительстве СГ // Информационно-аналитический портал Союзного государства: сайт. 2022. 12 авг. URL: https://soyuz.by/ obshchestvo/ivanec-sotrudnichestvo-v-obrazovanii-nauke-

зования развивается сотрудничество в области подготовки педагогических кадров, о чем свидетельствует создание Ассоциации школ Российской Федерации и Республики Беларусь18. Ассоциация была создана в рамках исполнения Протокола совместного заседания коллегий Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, состоявшегося 15 декабря 2020 г. Как мы видим, подготовка кадров является ключевым компонентом как в научно-инновационном, так и в образовательном сегменте Союзного государства.

Отдельным прорывом в системном развитии комплекса мер по развитию научно -инновационной и образовательной сферы стало подписание в 2021 г. соглашения между Российским научным фондом и Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований о сотрудничестве, который позволяет на регулярной основе совместно поддерживать лучшие исследовательские проекты, реализуемые коллективами российских и белорусских ученых19. «Наша программа сотрудничества с белорусскими партнерами позволит вывести на новый уровень эффективности исследования по широкому спектру направлений, в которых работают ученые России и Белоруссии. Большие научные вызовы, которые стоят перед учеными наших стран, требуют концентрации ресурсов для удовлетворения важнейших запросов общества», - прокомментировал начало нового сотрудничества глава Российского научного фонда Александр Хлунов. «Особый акцент будет сделан на обеспечении безупречного научного качества поддержанных проектов и привлече-

i-innovaciyah-igraet-vazhnuyu-rol-v-stroitelstve-sg (дата обращения: 28.12.2022).

18 Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь: сайт. URL: https://asrfrb.ru/ (дата обращения: 28.12.2022).

19 РНФ подписал соглашение с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований // Российский научный фонд: сайт. 2021. 1 сент. URL: https://rscf.ru/news/found/rnf-podpisal-soglashenie-s-belorusskim-respublikanskim-fondom-fundamental-nykh-issledovaniy/ (дата обращения: 28.12.2022).

24

нии к совместной проектной работе талантливой молодежи двух стран. Думаю, что все это будет полезно для дальнейшего развития научных связей, которые являются одной из важнейших составляющих всего комплекса российско-белорусского стратегического партнерства20». Первый совместный конкурс для 3-летних проектов в рамках реализации подписанного соглашения был объявлен в 2022 г., и в январе 2023 г. проекты победителей начали получать финансирование. Отбор победителей в рамках совместного конкурса осуществляется по результатам независимой экспертизы в соответствии с установленными РНФ и БРФФИ правилами и процедурами21. Следует признать, что данный конкурс устанавливает достаточно существенные «входные» требования к руководителям и участникам проектов. С одной стороны, это предопределяет высокий уровень научных коллективов, но, с другой стороны, ограничивает молодых исследователей, начинающих специалистов и их объединения, особенно в условиях требований к количеству публикаций в международных библиографических базах. В связи с этим обоснованным может быть признан: во-первых, дифференцированный подход к совместным конкурсам, ориентированным как на состоявшиеся коллективы, так и на перспективные коллективы молодых ученых; во-вторых, в изменении наукометрических показателей для научных коллективов молодых ученых как формальных требований для допуска к участию в конкурсах Российского научного фонда и Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований.

Заключение

На сегодняшний день нормативно-правовое сопровождение деятельности Союзного государства в научно-инновационной и

20 Там же.

21 Перечень поддержанных проектов по итогам конкурса 2022 года на получение грантов РНФ по приоритетному направлению деятельности РНФ «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований международными научными коллективами» (совместно с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований (БРФФИ)) // Российский научный фонд: сайт. URL: https://rscf.ru/upload/iblock/d63/yx3sbctx qwi61sc6c58blm0tbfvuibfw.pdf (дата обращения: 18.01.2023).

образовательной сферах носит обеспечительный характер, но не имеет системного выражения, что особенно проявляется в недостаточной степени институционализации политики Союзного государства в рассматриваемых сферах. Представляется возможным выделить правотворческую, правоприменительную и правоохранительную формы нормативно-правового обеспечения политики Союзного государства в научно-инновационной и образовательной сферах. Первая форма находит свое выражение в большей степени за счет принимаемых актов как на уровне Союзного государства, так и на уровне стран-участниц. Вторая форма выражается посредством деятельности органов Союзного государства, выполняющих функции администрирования, и уполномоченных органов стран-участниц, которыми являются Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный комитет по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерство образования Республики Беларусь. При этом третья форма, правоохранительная, не имеет собственного выражения и требует закрепления средств проявления в источниках нормативно-правового регулирования в научно-инновационной и образовательной сферах Союзного государства.

Сама структура таких источников включает в себя два уровня. Первый - это договоры и соглашения Республики Беларусь и Российской Федерации, акты Союзного государства его органов, второй - это национальные нормативные правовые акты, принимаемые странами-участницами во исполнение актов первого уровня. Важно обеспечить продолжение идей, принципов и установок актов первого уровня в актах второго, то есть интегрировать их в национальные правовые системы.

Результаты белорусско-российского взаимодействия в научно-технической, образовательной сферах характеризуются высокой эффективностью и требуют дальнейшего развития с целью создания совместных конкурентоспособных разработок, увеличения доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции, эффективного использова-

ния совместного ресурсного, в первую очередь - интеллектуального, потенциала.

Субъектами нормативно-правового обеспечения являются субъекты реализации указанных выше форм и включают в свой перечень также два уровня - как уровня Союзного государства, так и национального уровня, предполагая в своем составе как органы, наделенные законодательными пол-

номочиями и полномочиями по принятию подзаконных актов, так и органы, осуществляющие функции правоприменения. Таким образом, вопрос выстраивания четкой структуры полномочий субъектов нормативно-правого обеспечения требует дальнейшего изучения и эмпирического обоснования, что в перспективе может стать предметом отдельного исследования.

Список источников

1. Иванов В.В., Марков А.В. Пути формирования единого научно-технологического пространства Беларуси и России // Наука и инновации. 2011. № 100. С. 43-46. https://elibrary.ru/wwzbzj

2. Дедков С.М., Егоров В.К. Российско-Белорусское научное сотрудничество на первом этапе союзных отношений: восстановление единого научного пространства // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. № 2 (20). С. 50-59. https://elibrary.ru/owwilh

3. Дедков С.М. Стратегия формирования единого научно-инновационного пространства Беларуси и России в рамках Союзного государства // Наука и инновации. 2013. № 128. С. 45-49. https://elibrary.ru/ttiidr

4. Беларусь в интеграционных проекта / А.К. Акулик [и др.]. Минск: Беларус. навука, 2011. 322 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005382289

5. Соколов М.С., Абрамов Р.А. Институциональные аспекты межгосударственной интеграции стран-участников Союзного государства в инновационной сфере // Теоретическая и прикладная экономика. 2017. № 2. С. 113-127. https://elibrary.ru/yujbrx

6. Соколов М.С., Сурилов М.Н. Проблемы формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства России и Беларуси // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. № 3 (24). С. 263-266. https://elibrary.ru/ylgyrn

7. Богатырева В.В. Инструменты развития сотрудничества в сфере науки и образования союзного государства Беларуси и России // Инжиниринг и управление: от теории к практике: сб. материалов 18 Междунар. науч.-практ. конф. / под. ред. В.Ю. Солодовникова. Минск: Белорус. национ. тех. ун-т, 2021. С. 26-27. https://elibrary.ru/wtjnnp

8. Морозов Р.Н. Белорусско-российская интеграция в научно-образовательной сфере: проблемы и перспективы // Вестник Донецкого национального университета. Серия Б: Гуманитарные науки. 2019. № 3. С. 63-68. https://elibrary.ru/gtjqse

9. Проскуровская М.Г. Международное сотрудничество в сфере инноваций: проблемы правового регулирования на примере взаимодействия в сфере инноваций в рамках Союзного государства России и Республики Беларусь // Colloquium-Journal. 2021. № 21 (108). С. 57-59. https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-21108-57-59, https://elibrary.ru/wrvpte

10. Борисова И.Д., Кирова И.О. Правовые основы интенсификации академической мобильности в Союзном государстве // Вестник Владимирского юридического института. 2020. № 2 (55). С. 163-167. https://elibrary.ru/mmmbdl

11. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г., Сиренко С.Н., Колесников А.В. Концептуальные подходы к формированию сотрудничества России и Республики Беларусь // Общественные науки и современность. 2022. № 2. С. 7-20. https://doi.org/10.31857/S0869049922020010, https://elibrary.ru/euvmhk

12. Козляков В.Е. Роль Союзного государства в развитии межвузовского сотрудничества Беларуси и России // Труды БГТУ. Серия 6: История, Философия. 2017. № 2. С. 38-41. https://elibrary.ru/ylmawk

References

1. Ivanov V.V., Markov A.V. (2011). The ways of forming of united scientific and technological space of Belarus and Russia. Nauka i innovatsii = Science and Innovation, no. 100, pp. 43-46. (In Russ.) https://elibrary.ru/wwzbzj

2. Dedkov S.M., Egorov V.K. (2012). Scientific collaboration between russia and belarus at the first stage of allied relations: the restoration of a single research area. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, ten-dentsii, prognoz = Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, no. 2 (20), pp. 50-59. (In Russ.) https://elibrary.ru/owwilh

26

3. Dedkov S.M. (2013). A strategy of creating a common scientific and innovation space of Belarus and Russia within the Union State. Nauka i innovatsii = Science and Innovation, no. 128, pp. 45-49. (In Russ.) https://elibrary.ru/ttiidr

4. Akulik A.K. et al. (2011). Belarus' v integratsionnykhproekta [Belarus in Integration Projects]. Minsk, Belaruskaya navuka Publ., 322 p. (In Russ.) URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01005382289

5. Sokolov M.S., Abramov R.A. (2017). Institutsional'nye aspekty mezhgosudarstvennoi integratsii stran-uchastnikov Soyuznogo gosudarstva v innovatsionnoi sfere [Institutional aspects of interstate integration of the member states of the Union State in the innovation sphere]. Teoreticheskaya iprikladnaya ekonomika = Theoretical and Applied Economics, no. 2, pp. 113-127. (In Russ.) https://elibrary.ru/yujbrx

6. Sokolov M.S., Surilov M.N. (2018). The problems of forming of united scientific and technological space of the union state of Russia and Belarus. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration, no. 3 (24), pp. 263-266. (In Russ.) https://elibrary.ru/ylgyrn

7. Bogatyreva V.V. (2021). Instrumenty razvitiya sotrudnichestva v sfere nauki i obrazovaniya soyuznogo gosudarstva Belarusi i Rossii [Instruments for the development of cooperation in the field of science and education of the union state of Belarus and Russia]. Solodovnikov V.Yu. (ed.). In: Sbornik materialov 18 Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «Inzhiniring i upravlenie: ot teorii k praktike» [Collection of Materials of the 18th International Scientific and Practical Conference "Engineering and Control: from Theory to Practice"]. Minsk, Belarusian National Technical University Publ., pp. 26-27. (In Russ.) https://elibrary.ru/wtjnnp

8. Morozov R.N. (2019). Belarusian-Russian integration in research and educational: problems and prospects. Vestnik Donetskogo natsional 'nogo universiteta. Seriya B: Gumanitarnye nauki = Bulletin of Donetsk National University. Series B: Humanities, no. 3, pp. 63-68. (In Russ.) https://elibrary.ru/gtjqse

9. Proskurovskaya M.G. (2021). International cooperation in the sphere of innovation: problems of legal regulation on the example of interaction in the sphere of innovation within the Union State of Russia and the republic of Belarus. Colloquium-Journal, no. 21 (108), pp. 57-59. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2520-6990-2021-21108-57-59, https://elibrary.ru/wrvpte

10. Borisova I.D., Kirova I.O. (2020). Legal basis for intensification of academic mobility in the Union State. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo institute = Bulletin of Vladimir Law Institute, no. 2 (55), pp. 163-167. (In Russ.) https://elibrary.ru/mmmbdl

11. Ivanov V.V., Malinetskii G.G., Sirenko S.N., Kolesnikov A.V. (2022). Conceptual approaches to the formation to cooperation between Russia and the Republic of Belarus. Obshchestvennye nauki i sovremennost' = Social Sciences and Contemporary World, no. 2, pp. 7-20. (In Russ.) https://doi.org/10.31857/S0869049922020010, https://elibrary.ru/euvmhk

12. Kozlyakov V.E. (2017). The role of the Union State in the development of Belarus and Russia university partnership. Trudy BGTU. Seriya 6: Istoriya, Filosofiya = Proceeedings of BSTU. Issue 6: History, Philosophy, no. 2, pp. 38-41. (In Russ.) https://elibrary.ru/ylmawk

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. / Authors declare no conflict of interests.

Поступила в редакцию / Received 29.01.2023 Поступила после рецензирования / Revised 15.03.2023 Принята к публикации / Accepted 17.03.2023

|(сс) ® | Работа доступна по лицензии Creative Commons Attribution («Атрибуция») 4.0 Всемирная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.