Научная статья на тему 'ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИОНОВ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / INTERREGIONAL RELATIONS / ECONOMIC COOPERATION / UNION STATE / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY OF REGIONS / DIGITALIZATION OF THE ECONOMY / RESEARCH AND TECHNOLOGICAL COOPERATION / REGIONAL DEVELOPMENT / INFORMATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перегудова Елена Юрьевна

Статья посвящена научному осмыслению становления и развития экономических и организационных механизмов межрегионального взаимодействия в рамках научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России с учетом перспектив цифровизации национальных экономик стран-участников интеграции. Обосновано, что для расширения внутренних возможностей экономического роста все большую значимость приобретает не только традиционное приграничное сотрудничество стран в рамках договоров и соглашений, но и развитие межрегиональных связей, позволяющее конкретным территориям расширить внутренние возможности экономического роста (ориентированные на развитие человеческого капитала и в наименьшей степени зависящие от поддержки федерального центра) и адаптировать лучшие практики управления в условиях перехода к цифровой экономике. На основе проведенной оценки текущего состояния межрегионального сотрудничества автор делает вывод о наибольшем влиянии цифровых систем на научно-технологическое, инвестиционное и инновационное взаимодействие регионов России и Беларуси. Выделены совместные программы, повышению эффективности реализации которых способствовали тренды цифровизации единого научно-технологического пространства Союзного государства. Посредством анализа финансирования совместных исследовательских проектов известными научными фондами России и Беларуси в региональном разрезе автор определяет территориальные особенности взаимодействия в данной сфере и приходит к заключению, что подобная форма поддержки научных связей отражает стратегические приоритеты развития отраслей экономики в Союзном государстве и является самостоятельным инструментом перевода сотрудничества научно-исследовательских и научно образовательных организаций России и Беларуси в цифровой формат с соответствующей минимизацией значимости фактора территориального размещения. Сформированы основные направления совершенствования межрегиональных связей в Союзном государстве в период цифровизации, в рамках предложенных направлений разработаны рекомендации по информационному обеспечению указанного сотрудничества и адаптации приграничными субъектами Российской Федерации опыта Беларуси в сфере государственного регулирования цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Перегудова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND ORGANIZATIONAL ISSUES OF INTERREGIONAL INTERACTION IN THE UNION STATE OF BELARUS AND RUSSIA UNDER THE CONDITIONS OF DIGITALIZATION

The article is devoted to the formation and development of economic and organizational tools of interregional interaction within the scientific and technological space of the Union state of Belarus and Russia under the conditions digitalization of national economies of the countries participating in the integration. Increasing importance of improving interregional communications is explained. Such connections allow territories to expand internal (focused on the development of human capital and least dependent on the support of the Federal government) opportunities for economic growth and adapt best management practices in the transition to the digital economy. The author assesses the current state of interregional cooperation and on this basis concludes that digital systems have the greatest impact on scientific, technological, investment and innovation interaction between the regions of Russia and Belarus. Joint programs which had been affected by the trends of digitalization of the unified scientific and technological space of the Union state were identified. Due to analyzing regional aspects of the financing joint research projects by well-known Russian and Belarusian scientific foundations, the author determines the territorial features of interaction in this sphere and comes to the conclusion that such a kind of scientific relations support reflects the strategic priorities for the development of economic sectors in the Union state and is an independent tool for translating cooperation between research and educational organizations in Russia and Belarus into a digital format with minimizing the location significance. The key aspects of improving interregional relations in the Union state in the period of digitalization have been pointed out, and recommendations on information support for this cooperation and adopting experience of Belarus in the field of government regulation of the digital economy by the border regions of the Russian Federation have been developed.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЮЗНОМ ГОСУДАРСТВЕ БЕЛАРУСИ И РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2020, №4, Том 12 / 2020, No 4, Vol 12 https://esj.today/issue-4-2020.html URL статьи: https://esj.today/PDF/46ECVN420.pdf DOI: 10.15862/46ECVN420 (http://dx.doi.org/10.15862/46ECVN420) Ссылка для цитирования этой статьи:

Перегудова Е.Ю. Экономические и организационные аспекты межрегионального взаимодействия в Союзном государстве Беларуси и России в условиях цифровизации // Вестник Евразийской науки, 2020 №4, https://esj.today/PDF/46ECVN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/46ECVN420

For citation:

Peregudova E.Yu. (2020). Economic and organizational issues of interregional interaction in the Union State of Belarus and Russia under the conditions of digitalization. The Eurasian Scientific Journal, [online] 4(12). Available at: https://esj.today/PDF/46ECVN420.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/46ECVN420

УДК 339.972 ГРНТИ 06.61.33

Перегудова Елена Юрьевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия Аспирант кафедры «Государственного и муниципального управления»

E-mail: Realelen1@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2582-7429 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=818601

Экономические и организационные аспекты межрегионального взаимодействия в Союзном государстве Беларуси и России в условиях цифровизации

Аннотация. Статья посвящена научному осмыслению становления и развития экономических и организационных механизмов межрегионального взаимодействия в рамках научно-технологического пространства Союзного государства Беларуси и России с учетом перспектив цифровизации национальных экономик стран-участников интеграции.

Обосновано, что для расширения внутренних возможностей экономического роста все большую значимость приобретает не только традиционное приграничное сотрудничество стран в рамках договоров и соглашений, но и развитие межрегиональных связей, позволяющее конкретным территориям расширить внутренние возможности экономического роста (ориентированные на развитие человеческого капитала и в наименьшей степени зависящие от поддержки федерального центра) и адаптировать лучшие практики управления в условиях перехода к цифровой экономике.

На основе проведенной оценки текущего состояния межрегионального сотрудничества автор делает вывод о наибольшем влиянии цифровых систем на научно-технологическое, инвестиционное и инновационное взаимодействие регионов России и Беларуси. Выделены совместные программы, повышению эффективности реализации которых способствовали тренды цифровизации единого научно-технологического пространства Союзного государства. Посредством анализа финансирования совместных исследовательских проектов известными научными фондами России и Беларуси в региональном разрезе автор определяет территориальные особенности взаимодействия в данной сфере и приходит к заключению, что подобная форма поддержки научных связей отражает стратегические приоритеты развития отраслей экономики в Союзном государстве и является самостоятельным инструментом

перевода сотрудничества научно-исследовательских и научно образовательных организаций России и Беларуси в цифровой формат с соответствующей минимизацией значимости фактора территориального размещения.

Сформированы основные направления совершенствования межрегиональных связей в Союзном государстве в период цифровизации, в рамках предложенных направлений разработаны рекомендации по информационному обеспечению указанного сотрудничества и адаптации приграничными субъектами Российской Федерации опыта Беларуси в сфере государственного регулирования цифровой экономики.

Ключевые слова: межрегиональные связи; экономическое сотрудничество; Союзное государство; внешнеэкономическая деятельность регионов; цифровизация экономики; научно-технологическое сотрудничество; развитие территорий; информатизация

Введение (актуальность)

Особое значение проблемы перехода Союзного государства Беларуси и России на цифровой путь развития было неоднократно подчеркнуто Президентами обоих государств, отмечавших необходимость интенсификации процесса применения субъектами хозяйствования новых факторов экономического роста, обеспечивающих повышение уровня конкурентоспособности и основанных на совместном использовании интеллектуального потенциала, информационных ресурсов и современных информационных технологий.

Проводимые на протяжении последних лет в России кардинальные и масштабные преобразования во всех сферах жизнедеятельности государства и общества существенно трансформировали методологические принципы и механизмы территориального развития. Российская экономика носит ярко выраженный региональный характер, проблемы её развития не могут быть эффективно решены на федеральном уровне, когда ключевая роль в их решении объективно принадлежит субъектам Российской Федерации. Региональные социально-экономические системы обладают различным производственным потенциалом, институциональными характеристиками и адаптационными способностями к современным условиям перехода к цифровой экономике. В процессе структурной перестройки неизбежно возникает дисбаланс между потребностями модернизируемой экономики и наличием доступных ресурсов, требованиями интенсификации экономического роста и возможностями устойчивого развития экономики [1, с. 73].

Одновременно можно констатировать, что в Республике Беларусь созданы благоприятные институциональные условия для максимизации положительных мультипликационных эффектов от использования цифровых технологий и ориентации на инновационный тип экономического развития. Важную роль здесь приобретают такие документы, как Декрет Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики» № 8 от 21 декабря 2017 г. и Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» от 10 июля 2012 г. № 425-З. Заслуживающей отдельного внимания формой поддержки и развития инновационного предпринимательства представляется юрисдикция Парка высоких технологий.

Анализ российских научных публикаций на данную тематику позволил выявить, что при разностороннем и подробном исследовании теоретического содержания и прикладных аспектов межрегионального взаимодействия [2-6], крайне мало внимания уделено коммуникациям на региональном уровне именно в рамках интеграционных объединений (в том

числе и Союзного государства), отдельные публикации по указанному вопросу сосредоточены преимущественно на отраслевых аспектах этих связей либо на их роли в укреплении межгосударственного взаимодействия [7-10], а не потенциала отдельных территорий, вовлеченных в сотрудничество. Не получило необходимого научного осмысления влияние трендов цифровизации на трансформацию межрегиональных отношений.

Основными площадками для обсуждения перспектив и значимости межрегиональных связей рассматриваемых стран выступает постоянно действующий семинар при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства (далее - Семинар) и ежегодный Форум регионов Беларуси и России. Так, данная тема затрагивалась на 58-ом заседании Семинара, состоявшемся 30-31 мая 2019 года в Ростове-на-Дону и посвященном взаимодействию региональных средств массовой информации (далее - СМИ) как фактору создания общего информационного пространства Союзного государства. По итогам данного мероприятия, в частности, было рекомендовано размещение тематических программ и цикловых рубрик в структуре вещания ведущих региональных СМИ Республики Беларусь, Российской Федерации путем распределения на конкурсной основе целевых грантов и субсидий.1 Анализ сформированных предложений по результатам заседания Семинара показал, что экспертное сообщество считает именно информатизацию и диджитализацию основой усиления роли территориальных СМИ и одновременно расширения технологий их сотрудничества. С другой стороны, единое информационное пространство Союзного государства, формируемое в условиях современных реалий за счет активного внедрения цифровых технологий, призвано являться самостоятельным инструментом обмена опытом и деловых коммуникаций между компаниями различных субъектов Российской Федерации и территориальных образований Республики Беларусь, а также органами государственной власти территориальных единиц, что, в том числе, важно для принятия грамотных управленческих решений как на уровне организаций, так и на уровне регионального руководства.

Текущее состояние торгово-экономического сотрудничества на региональном уровне

Одна из целей Союзного государства определена как создание единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики. 2 Практическая реализация данного стратегического ориентира имеет своим позитивным эффектом рост ключевых экономических показателей, повышение инвестиционной привлекательности, модернизацию промышленности обеих стран.

Показатели внешней торговли Республики Беларусь за 2019 год также доказывают значимость экономического партнёрства с Россией (табл. 1).

1 Рекомендации 58-го заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://belrus.ru/activities/seminar zasedaniya/58 zas seminara.html (дата обращения: 30.07.2020).

2 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 "О создании Союзного государства" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25282/ (дата обращения: 20.08.2020).

Страница 3 из 12

Общее информационное пространство

46ECVN420

Таблица 1

Показатели внешнеторгового взаимодействия Республики Беларусь с Российской Федерацией3

Значение, млрд долларов США Доля торговли с РФ, %

Товарооборот 35,55 49,2

Экспорт 13,569 41,2

Импорт 21,98 55,9

Изучение результатов внешней торговли субъектов Российской Федерации свидетельствует о наращивании интенсивности торгового обмена с Беларусью регионов, не граничащих с этой страной. Например, регионами-лидерами по показателям импортируемой из Беларуси продукции в 2019 году стали Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Брянская область, республика Татарстан, Кемеровская, Калининградская, Ленинградская и Свердловская области. Наибольший объем экспорта в Беларусь пришелся на Тюменскую и Московскую области, Москву, Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Пермский край, Калужскую область, Республику Башкортостан и Новосибирскую область.4

Анализ взаимодействия конкретных территориальных образований обеих стран представлен в таблице 2. В графе «Количество субъектов РФ, с которыми заключены соглашения (договоры) о сотрудничестве» субъекты РФ учитывались при подсчёте в том числе и в случаях, если были заключены соглашения с территориальным образованиями в рамках этих субъектов РФ.

Таблица 2

Взаимодействие территориальных единиц Республики Беларусь с Российской Федерацией5

Количество субъектов РФ, с которыми заключены соглашения (договоры) о сотрудничестве Товарооборот с РФ(2018 год), млн долларов США Доля РФ в общем товарообороте территориальной единицы (2018 год), %

Брестская область 25 2 170,5 52,8

Витебская область 25 3 395,6 63,4

Гомельская область 23 6141,3 62,9

Минск 28 6589,2 47,7

Минская область 40 5007,1 38,1

Могилевская область 25 2035,1 59,7

Наличие договорных документов о торгово-экономическом, инвестиционном, социокультурном и научно-техническом взаимодействии, о сотрудничестве в отдельных отраслях в значительной мере активизирует деятельность по проведению деловых встреч, переговоров, выставочно-ярмарочных мероприятий, что в конечном счете позитивно

3 Составлено автором на основе данных Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Режим доступа: http://www.embassybel.ru/trade-relations/ (дата обращения: 15.08.2020).

4 Портал внешнеэкономической информации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ved.gov.ru/news/26685.html (дата обращения: 26.07.2020).

5 Составлено автором на основе данных Постоянного Комитета Союзного государства - Режим доступа: https://www.postkomsg.com/ (дата обращения: 05.08.2020).

отражается на реализации взаимовыгодных высокотехнологичных и инновационных проектов, направленных на получение серьёзных экономических эффектов в долгосрочной перспективе.

В 2019 году именно в целях увеличения белорусского экспорта прошло свыше ста визитов делегаций из Беларуси в субъекты РФ и 28 деловых встреч посла РБ в России с руководителями регионы Союзного государства. Белорусские организации приняли участие и в 220 ярмарках в российских городах по продаже белорусской продукции, а также в 269 выставках, форумах, презентациях в российских регионах.6

Наиболее распространёнными в Союзном государстве видами и формами сотрудничества на региональном уровне являются непосредственно торговля, совместные предприятия (примеры: предприятие «Брестгазоаппарат» (г. Брест, производство газовых плит), совместное открытое акционерное общество (далее - СООО) «МобильныеТелеСистемы» (г. Минск), СООО «Юнимилк-Шклов» (Могилевская область, производство молочных продуктов), СООО «Юнимилк-Пружаны» (Брестская область, производство молочных продуктов), «Гранд Экспресс» (Могилевская область, вагоностроение), ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» (Гомельская область, производство нефтепродуктов), СООО «Итерабелстрой» (г. Минск, строительство жилья и административных помещений) [7, с. 258], закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) «Брянсксельмаш», действующее на территории Брянской области с участием Гомельской области), инвестиционное сотрудничество, включая предприятия с иностранным участием (примеры: КТД-Гомель - производство бытовой техники, Гомельский автобусный завод -производство маломестных автобусов, МирТек-инжиниринг - производство приборов учета энергоресурсов и оборудования для передачи показаний), строительные проекты, выполняемые в регионах России белорусским компаниями (и наоборот), совместные мероприятия социальной направленности (пример - «Оказание комплексной медицинской помощи отдельным категориям граждан Беларуси и России, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), научно-технические программы Союзного государства, совместные проекты в сфере культуры, совместные деловые мероприятия, взаимное использование тренировочных баз для подготовки спортсменов, сотрудничество в области туризма (совместные туристические мероприятия, трансграничные туристских маршруты, обмен экскурсантами).

Цифровизация: анализ и оценка влияния на межрегиональное взаимодействие

В связи трансформацией экономического уклада можно отметить увеличение значимости не только традиционных торговых межрегиональных связей (где доминирующая роль принадлежит развитию логистики и транзитной инфраструктуры), но и научно-технологического, инвестиционного, инновационного и других взаимосвязанных видов и направлений сотрудничества. Влияние цифровизации здесь проявляется через увеличение значимости информационного сопровождения всех стадий взаимодействия. Как следствие, требующим внимания риском представляются вопросы информационной безопасности транзакций, что затрагивает каждый уровень межрегионального взаимодействия: от уровня экономических связей отдельных организаций до отношений территориальных органов власти. Важным преимуществом внедрения цифровых технологий с точки зрения повышения эффективности межрегиональных коммуникаций представляется снижение роли географической близости взаимодействующих территорий, что подразумевает оптимизацию

6 Назван топ-10 регионов России, импортирующих белорусские товары [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/23/reg-cfo/nazvany-top-10-regionov-rossii-importiruiushchih-belorusskie-tovary.html (дата обращения: 25.07.2020).

некоторых видов транзакционных издержек. При этом необходимо отметить, что в научной литературе наиболее изучено именно приграничное сотрудничество регионов разных стран (в том числе и в рамках Союзного государства), а переход к цифровому укладу предопределяет запрос на исследование сотрудничества территориальных единиц вне зависимости от фактического расстояния между ними.

Другой положительной стороной цифровизации как для России, так и для Беларуси является расширение форматов сотрудничества в области образования и науки, культуры, туризма. Кроме того, с учетом активизации внутренних точек роста регионов в результате цифровизации экономики (включая развитие интеллектуального капитала, трансформацию территориального управления, изменение архитектуры и моделей управления регионом, новые возможности маркетинга территории, расширение возможностей внедрения инновационных технологий на промышленных предприятиях), преимуществом также будет выступать повышение эффективности производства и бизнес-процессов на предприятиях, сокращение издержек на всех стадиях жизненного цикла продукта за счет переосмысления подходов к межрегиональной кооперации субъектов инновационной деятельности (к роли научно-образовательных организаций, к способам трансфера технологий в реальный сектор).

Следует принять во внимание, что интенсификация российско-белорусских межрегиональных связей за счет цифровизации экономики происходит в рамках формирования единого научно-технологического пространства Союзного государства. Концепция формирования единого научно-технологического пространства закреплена в постановлении Совета Министров Союзного государства от 16 июня 2017 года № 19 и содержит институциональные основы консолидации действий по научно-техническому и инновационному развитию стран-участников, одним из ключевых инструментов которого признается программно-целевое планирование.

В результате анализа документов стратегического планирования Союзного государства - реализуемых и завершенных совместных программ - можно выделить следующие программы, участие отдельных регионов в которых в наименьшей степени зависит от географического положения и природно-климатических условий и способствует максимальной реализации инновационно-инвестиционного потенциала этих регионов:

• Разработка критических стандартных технологий проектирования и изготовления изделий наноструктурной микро- и оптоэлектроники, приборов и систем на их основе и оборудования для их производства и испытаний.

• Исследования и разработка высокопроизводительных информационно-вычислительных технологий для увеличения и эффективного использования ресурсного потенциала углеводородного сырья Союзного государства.

• Разработка нового поколения электронных компонентов для систем управления и безопасности автотранспортных средств специального и двойного назначения.

Научно-технологическое сотрудничество (на примере научных фондов)

Поскольку одной из традиционных и наиболее распространенных форм поддержки научных исследований, в том числе совместных, является деятельность научных фондов, финансирующих исследовательские проекты на основе конкурсного отбора и исходя из актуальности для достижения приоритетов научно-технологического и социально-экономического развития государств, то в целях оценки межрегионального сотрудничества в Союзном государстве в данной сфере следует также рассмотреть финансирование и содержание научных проектов, проводимых при кооперации российских и белорусских

ученых. Одним из самых известных научных фондов Российской Федерации, а именно Российским фондом фундаментальных исследований (далее - РФФИ), в контексте совершенствования системы взаимосвязей участников научно-инновационной деятельности ежегодно организуются совместные с Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований (далее - БРФФИ) конкурсы на лучшие проекты фундаментальных научных исследований.

В 2019 году РФФИ и БРФФИ поддержали 140 таких проектов. 7 В результате рассмотрения перечня поддержанных заявок (каждый проект - на сумму до 2 млн руб. в год) можно заключить, что наибольший объем научных работ в рамках данного сотрудничества будет выполнен по таким научным направлениям, как химия и науки о материалах, биотехнологии, физика, инженерные науки, инфокоммуникационные технологии и вычислительные системы. Также примечательно, что большинство поддержанных проектов в сфере гуманитарных наук, экономики и управления предполагают исследования новых условий цифровизации экономики и перехода к инновационному укладу (примеры тем отобранных заявок: «Трансформация системы монетарного регулирования России и Беларуси в условиях цифровизации экономики», «Философский, методологический и междисциплинарный анализ перспектив и рисков развития цифровой реальности», «Влияния цифровой трансформации на трудовую активность городского населения (на примере Санкт-Петербурга и Минска)» и т. д.).

Необходимо отметить, что при принятии решения о финансировании предложенных проектов экспертами РФФИ учитывалась в том числе целесообразность выполнения исследований совместно с выбранным зарубежным партнёром (т. е. принимался во внимание исследовательский потенциал, оборудование, ресурсы обеих организаций с точки зрения максимизации синергетического эффекта сотрудничества российских и белорусских научных коллективов для повышения качества ожидаемых результатов). При этом поддержанные заявки 2019 года были составлены представителями научных организаций субъектов РФ всех федеральных округов и практически всех административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Например, различные коллективы ученых из Минска будут выполнять научно-исследовательские работы во взаимодействии с группами российских ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Московской, Нижегородской, Воронежской, Новосибирской, Ивановской областей, Республик Коми и Башкортостан.

Т. е., с одной стороны, ранее перечисленные научные направления отражают общие тренды и ключевые задачи научно-технологического развития Союзного государства (и, соответственно, приоритеты финансирования отраслей экономики); с другой стороны, анализируемая форма научных связей является самостоятельным инструментом перевода сотрудничества научно-исследовательских и научно образовательных организаций России и Беларуси в цифровой формат с соответствующей минимизацией значимости фактора территориального размещения.

Конкретным примером влияния результатов высокотехнологического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь на целую отрасль в масштабах региона может служить успешное применение инновационной российской системы внешнего армирования (далее - СВА) при ремонте несущих конструкций нескольких объектов в Минске (включая многоэтажные жилые дома и производственные сооружения). Опыт применения СВА на железобетонных конструкциях показывает, что данная технология позволяет проводить работы

7 Российский фонд фундаментальных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/contest/o_2106888 (дата обращения: 13.07.2020).

Страница 7 из 12

46ECVN420

в сжатые сроки, при этом стоимость работ в среднем на 15-20 % меньше затрат на традиционные методы ремонта [11, с. 233].

Модернизация межрегиональных связей с учетом активизации использования цифровых технологий

Формат Союзного государства имеет значительные резервы для обеспечения устойчивого социально-экономического развития территорий за счет использования потенциала межрегионального взаимодействия стран-участниц. Одновременно, принимая во внимание нестабильность внешнеэкономических и внешнеполитических условий, напряжённую геополитическую обстановку, соответствующие механизмы сотрудничества территорий важны и для минимизации зависимости от внешней конъюнктуры. На основании ранее приведённых факторов повышения эффективности коммуникаций регионов в связи с переходом к цифровому экономическому укладу, можно выделить следующие приведённые ниже приоритетные направления совершенствования механизмов межрегионального взаимодействия Российской Федерации и Республики Беларусь с учетом активизации использования цифровых технологий:

1. Активизация использования инструментов и механизмов маркетинга территорий как формы межрегионального сотрудничества, в том числе посредством применения интернет-технологий (будет обеспечен позитивный эффект в контексте развития совместного туризма и улучшения инвестиционного климата территорий).

2. Новые возможности межрегионального сотрудничества в образовательной сфере (создание сетевых распределённых университетов на базе вузов-партеров [12], реализация совместных образовательных программ различного уровня (включая образовательные программы в области подготовки кадров для цифровой экономики и т. п.).

3. Адаптация опыта Республики Беларусь по управлению процессами цифровизации экономики, их государственному регулированию, первичное распространение этих практик на геостратегические пограничные территории.

4. Максимизация вовлечения молодёжи в экспертно-консультативную деятельность по вопросам строительства Союзного государства, в профильные мероприятия Парламентского собрания Союза Беларуси и России, в том числе через молодёжные общественные и профессиональные организации.

5. Расширение использования цифровых и информационно-коммуникационных систем в сфере культурно-гуманитарного межрегионального сотрудничества и сохранения исторического наследия, включая сохранение исторической памяти о Великой отечественной войне (особенно актуально это направление стало в связи с пандемией 2020 года, когда пришлось в течение длительного периода переносить или отменять ряд мероприятий очного формата, в том числе нацеленных на формирование патриотического мышления и культурного воспитания населения).

6. Формирование межрегиональных кластеров в различных отраслях промышленности на территориях приграничных регионов для активизации инновационной составляющей деятельности организаций.

7. Применение возможностей цифровых технологий для совершенствования информационно-аналитического обеспечения межрегионального взаимодействия (с одной стороны - для достижения целей по формированию единого информационного пространства, с другой стороны - для формирования информационной базы принятия решений относительно эффективности тех или иных межрегиональных проектов, программ, инициатив).

Рассматривая предложенное направление по адаптации опыта Беларуси в сфере управления цифровой экономикой, следует отметить, что в этой стране уже сформировано единое научно-технологическое пространство. Особенностью является предоставление мер государственной поддержки, включая налоговые преференции, исходя именно из вида деятельности, а не из резидентства в каком-либо кластере или зоне с особым режимом хозяйствования, т. е., в отличие от российских практик, здесь полностью исключен территориальный фактор. Как следствие, также существенно сокращен уровень бюрократизации и коррупционная ёмкость процессов подтверждения соответствия праву получения льгот и привилегий, в то время как российские компании и предприниматели сталкиваются с множеством административных барьеров при получении резидентства, что имеет негативным эффектом не только снижение потенциала взаимодействия между субъектами инновационного процесса, но и распространение неформальных практик с целью упрощения прохождения процедур.

Исходя из изложенного, ключевым моментом должен стать принцип экстерриториальности, кроме того, следует адаптировать применительно к российским реалиям и особенностям финансово-экономической ситуации в указанных регионах:

• Опыт регулирования обращения криптовалют и токенов среди компаний и индивидуальных предпринимателей, задействованных в данной сфере, роль операторов криптоплатформ.

• Систему налоговых льгот (с учетом близости налоговых систем стран Союзного государства представляется целесообразным максимально полное заимствование налоговых мер, перечисленных в ранее упомянутом Декрете Президента РБ «О развитии цифровой экономики» в части подоходного налога, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, упрощённой системы налогообложения).

• Управленческие подходы к обеспечению информационной безопасности, технической и криптографической защите информации (в части снижения административных и финансовых барьеров данной деятельности).

• Предотвращение легализации доходов, правовую защищенность участников отношений с использованием современных финансовых технологий.

Одним из первых реально действующих шагов могло бы стать распространение описанного подхода в приграничных регионах - Смоленской, Брянской и Псковской областях, поскольку в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года данные граничащие с Республикой Беларусь субъекты РФ отнесены к разряду геостратегических 8 , что подразумевает важную роль в обеспечении устойчивого социально-экономического развития и территориальной целостности, а также специфические условия хозяйственной деятельности.

Помимо этого, говоря о конкретных мерах в рамках перечисленных направлений, следует подробнее остановиться на информационно-аналитическом обеспечении, поскольку, как было обосновано, в связи трансформацией экономического уклада можно отметить увеличение значимости не только традиционных торговых межрегиональных связей (где доминирующая роль принадлежит развитию логистики и транзитной инфраструктуры), но и

8 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года" [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/rasporyazhenie_ot_13_fevralya_2019_g_207_r.html (дата обращения: 13.08.2020).

научно-технологического, инвестиционного, инновационного и других взаимосвязанных видов и направлений сотрудничества. Здесь на первый план выходит развитие договорно-правовой документации, а также информационное обеспечение - наличие интегрированных баз данных о торгово-промышленном и инвестиционном потенциалах регионов, о перспективных научно-технических разработках9, а также налаженного обмена данными о конъюнктуре рынков и ценах).

Учитывая необходимость проведения большого объема информационно-аналитической и экспертной работы для аккумулирования, систематизации данных сведений, а также автоматизации их поиска, в указанную деятельность, помимо заинтересованных коммерческих организаций и профильных подразделений государственных органов, могут быть вовлечены:

1. Консультативные, экспертные и общественные объединения при органах управления Союзного государства, включая Молодежную палату при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.

2. Торгово-промышленные палаты России и Беларуси, в том числе учрежденный Торгово-промышленной палатой РФ Российско-Белорусский деловой совет, торгово-промышленные палаты субъектов РФ как основные представители интересов бизнес-сообщества.

3. Профильные структуры научно-образовательных и научно- исследовательских организаций (научно-исследовательские институты, научные школы, кафедры).

4. Представители специализированных СМИ Союзного государства.

В целях оптимизации расходов на такое сотрудничество, отсечения низкоэффективных проектов и недопущения дублирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ перечисленные субъекты могут также принимать участие в проведении экспертной оценки экономической и социальной эффективности инициатив (включая инвестиционно-инновационные проекты), претендующих на получение государственной поддержки.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в условиях активизации внедрения цифровых технологий во все сферы деятельности российско-белорусские коммуникации на региональном уровне переходят из формата приграничного взаимодействия стран в рамках договоров и соглашений о сотрудничестве в формат межрегионального взаимодействия, что позволяет расширить внутренние возможности роста субъектов Российской Федерации (ориентированные на развитие человеческого капитала и в наименьшей степени зависящие от поддержки федерального центра). Позитивным эффектом такой трансформации является загрузка производственных мощностей, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание дополнительных рабочих мест, расширение экспортных поставок. Представляется, что реализация предложенных в данной статье мер по развитию информационно-аналитической базы межрегиональных коммуникаций сможет выступать инструментом и, в то же время, фактором повышения эффективности сотрудничества российских и белорусских регионов.

9 Рекомендации семинара 44-го заседания постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России по вопросам строительства Союзного государства [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://belrus.ru/activities/seminar_zasedaniya/44_zas_seminara.html (дата обращения: 01.08.2020).

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролов А.В., Фролова А.А. Анализ эффективности функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей Ставропольского края // Экономика сельского хозяйства России. 2015. - № 4. - С. 72-79.

2. Гранберг А.Г., Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М. Динамическая двухпериодная оптимизационная межрегиональная межотраслевая модель // Оптимизация территориальных систем / под ред. С.А. Суспицына; ИЭОПП СО РАН. -Новосибирск, 2010. - Гл. 7.3. - С. 174-181.

3. Дубровская Ю.В. Межрегиональное взаимодействие как инструмент управления дифференциацией региональных социально-экономических систем: кластерный подход // Вестник Пермского университета. Сер. «Экономика» = Perm University Herald. Economy. 2016. - № 4(31). - С. 117-126.

4. Рубцов Г.Г., Литвиненко А.Н. Роль межрегионального сотрудничества в системе современной региональной экономике РФ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2019. - Т. 12, № 1. - С. 97-110.

5. Суслов В.И., Ибрагимов Н.М., Мельникова Л.В. Коалиционный анализ и эффекты межрегиональной интеграции // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 4. - С. 1131-1144.

6. Суслов В.И., Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М. Межрегиональные экономические отношения в пространстве России // XIII Международные научный конгресс и выставка "Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2017". Междунар. науч. конф. "Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью": сб. материалов в 2-х т. / М-во обр. и науки РФ, Сиб. гос. ун-т геосистем и технологий. - Новосибирск: СГУГиТ, 2017. - Т. 1. - С. 119-128.

7. Абрамов Р.А., Стрельченко С.Г., Халатенкова Е.Ю. Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления межгосударственных отношений в Союзном государстве // Регион: экономика и социология, 2017. - №1 (93) - С. 253-270.

8. Деревянко, С.В. Проблемы и перспективы межрегионального сотрудничества Беларуси и России в рамках Союзного государства / С.В. Деревянко // Менталитет славян и интеграционные процессы: история, современность, перспективы: материалы X Междунар. науч. конф., Гомель, 25-26 мая 2017 г. / М-во образования Респ. Беларусь [и др.]; под общ. ред. В.В. Кириенко. - Гомель: ГГТУ им. П.О. Сухого, 2017. - С. 40-43.

9. Лалетина А.С. Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. - №1. -С.131-134.

10. Сапрыка В.А. Сценарии развития приграничного и межрегионального взаимодействия регионов Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. - №6.

- С. 405-410.

11. Румянцев В.А., Гончарик Н.В. Межрегиональное сотрудничество в рамках Союзного государства как элемент социально-экономического развития регионов Беларуси и России // Россия: тенденции и перспективы развития. 2019. - №14-2.

- С. 229-233.

12. Бесолова З.Т., Халатенкова Е.Ю. Политико-правовые и организационно-экономические аспекты интеграции систем высшего образования России и Белоруссии // Плехановский барометр. 2016 - №6. - С. 19-23.

Peregudova Elena Yurevna

Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia

E-mail: Realelen1@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2582-7429 PHH^ https://elibrary.ru/author profile. asp?id=818601

Economic and organizational issues of interregional interaction in the Union State of Belarus and Russia under

the conditions of digitalization

Abstract. The article is devoted to the formation and development of economic and organizational tools of interregional interaction within the scientific and technological space of the Union state of Belarus and Russia under the conditions digitalization of national economies of the countries participating in the integration. Increasing importance of improving interregional communications is explained. Such connections allow territories to expand internal (focused on the development of human capital and least dependent on the support of the Federal government) opportunities for economic growth and adapt best management practices in the transition to the digital economy.

The author assesses the current state of interregional cooperation and on this basis concludes that digital systems have the greatest impact on scientific, technological, investment and innovation interaction between the regions of Russia and Belarus. Joint programs which had been affected by the trends of digitalization of the unified scientific and technological space of the Union state were identified. Due to analyzing regional aspects of the financing joint research projects by well-known Russian and Belarusian scientific foundations, the author determines the territorial features of interaction in this sphere and comes to the conclusion that such a kind of scientific relations support reflects the strategic priorities for the development of economic sectors in the Union state and is an independent tool for translating cooperation between research and educational organizations in Russia and Belarus into a digital format with minimizing the location significance.

The key aspects of improving interregional relations in the Union state in the period of digitalization have been pointed out, and recommendations on information support for this cooperation and adopting experience of Belarus in the field of government regulation of the digital economy by the border regions of the Russian Federation have been developed.

Keywords: interregional relations; economic cooperation; the Union State; foreign economic activity of regions; digitalization of the economy; research and technological cooperation; regional development; information technology development

46ECVN420

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.