Научная статья на тему 'Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства)'

Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
947
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО РОССИЯ И БЕЛАРУСИ / УГЛУБЛЕНИЕ СОЮЗНОЙ ИНТЕГРАЦИИ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / ВОЕННАЯ ДОКТРИНА СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА / UNION STATE OF RUSSIA AND BELARUS / DEEPENING UNION INTEGRATION / ENSURING UNION STATE SECURITY / UNION STATE MILITARY DOCTRINE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании предлагается научный взгляд на политическое и правовое содержание перспектив российско-белорусского сотрудничества в рамках Союзного государства России и Беларуси (СГРБ). Показываются современные реалии движения научных подходов, развивающие генезис приоритетов углубления союзной интеграции. Актуальность вопроса обусловлена тем, что, с одной стороны, растет интенсивность российско-белорусских политических, экономических, военных, социально-культурных отношений, а с другой есть факторы, которые тормозят процессы интеграции, не давая им достичь уровня, который мог бы быть обоснованным, учитывая потенциал взаимодействия России и Беларуси. Формируется новый этап развития будущих союзных российско-белорусских отношений, на котором следует учитывать ряд стимулирующих и затормаживаю щих развитие факторов. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на материалах политического, международно правового и государственно-правового характера, охватывающихрегулирование процесса формирование СНРБ. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства России и Беларуси, сравнения внешнеторгового оборота в рамках СГРБ, ЕАЭС, СНГ за несколько лет, сопоставления эффективности проектного финансирования инвестиций. РЕЗУЛЬТАТЫ. Классифицированы внутригосударственные и внешнеполитические факторы, стимулирующие и тормозящие развитие интеграции в рамках Союзного государства России и Беларуси. К стимулирующим отнесено, в частности, бюджетное планирование и военно-техническое сотрудничество. Показано, что выстраиваются новые надгосударственные институты как результаты институционального развития и исполнения взаимных обязательств двух субъектов СГРБ. Особое внимание в статье уделяется оценке заключенным между РФ и РБ договорам в военно-технической сфере (ВТС), в том числе в области ВВС и ПВО, военно-производственным кооперационным связям, контролю вооружений, совместным проектам военного строительства, обеспечению региональной безопасности, формированию объединенных систем ВВС и ПВО. Отмечено, что процесс интеграции рамках Союзного государства замедляется нескоординированными и дестабилизирующими интеграцию в СГРБ и ЕАЭС договоренностями и контрактами Беларуси в отношениях со странами ЕС в рамках европейского проекта «Восточного партнерства». ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Предпринимаются меры в рамках сотрудничества по согласованию внешней и внешнеторговой политики и гармонизации права России и Беларуси. Однако на межгосударственном уровне имеют место рассогласованность законодательства стран ЕАЭС и СНГ в сфере финансирования и управления инвестиционной деятельностью, а также недостаточная эффективность исполнения положений международных соглашений и внешнеэкономических контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus: Prospects for Deepening Union Integration and Security (on the 20th Anniversary of the Union State)

INTRODUCTION. This study proposes a scientific look at the political and legal content of the prospects for Russian-Belarusian cooperation within the Union State of Russia and Belarus (SGRB). The modern realities of the movement of scientific approaches that develop the genesis of priorities for deepening union integration are shown. The relevance of the issue is due to the fact that, on the onehand, the intensity of Russian-Belarusian political, economic, military, social and cultural relations is growing, and, on the other hand, there are factors that impede the integration processes, preventing them from reaching a level that could be reasonable given the potential for interaction between Russia and Belarus. A new stage in the development of future allied Russian-Belarusian relations is being formed, at which a number of stimulating and inhibiting factors should be taken into account. MATERIALS AND METHODS. This study is based on materials of a political, international and state legal nature, covering the regulation of the process of formation of the NSS. The methods of comparative legal analysis of the legislation of Russia and Belarus are used, comparison of foreign trade turnover within the framework of the Central Bank of the Republic of Belarus, the EAEU, the CIS for several years, and comparison of the effectiveness of project financing of investments. RESULTS. The domestic and foreign policy factors stimulating and inhibiting the development of integration within the Union State of Russia and Belarus are classified. Incentives include, in particular, budget planning and military-technical cooperation. It is shown that new supranational institutions are being built as the results of institutional development and fulfillment of mutual obligations of the two constituent entities of the Republic of Belarus. Particular attention is paid to the assessment of agreements concluded between the Russian Federation and the Republic of Belarus in the military-technical sphere (MTC), including in the field of the Air Force and Air Defense, military-industrial cooperation relations, arms control, joint military development projects, regional security, and the formation of joint Air Force and Air Defense systems. It is noted that the integration process within the Union State is slowed down by uncoordinated and destabilizing integration into the SGRB and the EAEU by the agreements and contracts of Belarus in relations with the EU countries within the framework of the European project “Eastern Partnership”.DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Cooperation measures to harmonize foreign and foreign trade policy and harmonize the law of Russia and Belarus However, at the interstate level, there is a mismatch of the legislation of the EAEU and the CIS countries in the field of financing and investment management, as well as insufficient implementation of the provisions of international agreements and foreign economic contracts.

Текст научной работы на тему «Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства)»

ДОКЛАДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ СНГ (НИИПБ СНГ)

Союзное Государство Российской Федерации и Республики Беларусь: перспективы углубления союзной интеграции и обеспечения безопасности (к 20-летию Союзного государства)

(Научный доклад к 20-летию Союзного государства России и Беларуси и Рекомендации Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ по проблемам углубления интеграции с рамках Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь). Доклад и Рекомендации подготовлены при участии сотрудников центров НИИПБ СНГ: Центра международно-правовых и политических проблем евразийского сотрудничества, Центра международной и региональной безопасности, Центра экономико-правовых проблем евразийской интеграции)

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ,

Директор Научно-исследовательского института проблем безопасности СНГ, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации,

Главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук, доцент

Контакты: г. Москва, ул. Проспект мира, д.22, АНО «Научно-исследовательский институт проблем безопасности СНГ» Е-mail: Nicolas_st@mail.ru

АННОТАЦИЯ

ВВЕДЕНИЕ. В настоящем исследовании предлагается научный взгляд на политическое и правовое содержание перспектив российско-белорусского сотрудничества в рамках Союзного государства России и Беларуси (СГРБ). Показываются современные реалии движения научных подходов, развивающие генезис приоритетов углубления союзной интеграции. Актуальность вопроса обусловлена тем, что, с одной стороны, растет интенсивность российско-белорусских политических, экономических, военных, социально-культурных отношений, а с другой - есть факторы, которые тормозят процессы интеграции, не давая им достичь уровня, который мог бы быть обоснованным, учитывая потенциал взаимодействия России и Беларуси. Формируется новый этап развития будущих союзных российско-белорусских отношений, на котором следует учитывать ряд стимулирующих и затормаживающих развитие факторов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. Настоящее исследование базируется на материалах политического, международно-правового и государственно-правового характера, охватывающих

регулирование процесса формирование СНРБ. Используются методы сравнительно-правового анализа законодательства России и Беларуси, сравнения внешнеторгового оборота в рамках СГРБ, ЕАЭС, СНГ за несколько лет, сопоставления эффективности проектного финансирования инвестиций.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Классифицированы внутригосударственные и внешнеполитические факторы, стимулирующие и тормозящие развитие интеграции в рамках Союзного государства России и Беларуси. К стимулирующим отнесено, в частности, бюджетное планирование и военно-техническое сотрудничество. Показано, что выстраиваются новые надгосудар-ственные институты как результаты институционального развития и исполнения взаимных обязательств двух субъектов СГРБ. Особое внимание в статье уделяется оценке заключенным между РФ и РБ договорам в военно-технической сфере (ВТС), в том числе в области ВВС и ПВО, военно-производственным кооперационным связям, контролю вооружений, совместным проектам военного строительства, обеспечению региональной безопасности, формированию объединенных систем ВВС и ПВО. Отмечено, что процесс интеграции рамках Союзного государства замедляется некоординированными и дестабилизирующими интеграцию в СГРБ и ЕАЭС договоренностями и контрактами Беларуси в отношениях со странами ЕС в рамках европейского проекта «Восточного партнерства». ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ. Предпринимаются меры в рамках сотрудничества по согласованию внешней и внешнеторговой политики и гармонизации права России и Беларуси. Однако на межгосударственном уровне имеют место рассогласованность законодательства стран ЕАЭС и СНГ в сфере финансирования и управления инвестиционной деятельностью, а также недостаточная эффективность исполнения положений международных соглашений и внешнеэкономических контрактов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Союзное государство Россия и Беларуси, углубление союзной интеграции, обеспечение безопасности Союзного государства, военная доктрина Союзного государства

Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus: Prospects for Deepening Union Integration and Security (on the 20th Anniversary of the Union State)

(Scientific report on the 20th anniversary of the Union State of Russia — Belarus and Recommendations of the Research Institute of CIS Security Problems on the problems of deepening integration with the Union State of the Russian Federation and the Republic of Belarus)

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH,

Director of Institute of the security problems CIS,

chief redactor journal "International Cooperotion Eurasian States: Politics, Economics, Law", candidate of legal sciences, assistant professor

Contacts: Moscow, st. Prospect Mira, d.22, ANO «Research Institute for Security Problems of the CIS» E-mail: Nicolas_st@mail.ru

ANNOTATION

INTRODUCTION. This study proposes a scientific look at the political and legal content of the prospects for Russian-Belarusian cooperation within the Union State of Russia and Belarus (SGRB). The modern realities of the movement of scientific approaches that develop the genesis of priorities for deepening union integration are shown. The relevance of the issue is due to the fact that, on the one

hand, the intensity of Russian-Belarusian political, economic, military, social and cultural relations is growing, and, on the other hand, there are factors that impede the integration processes, preventing them from reaching a level that could be reasonable given the potential for interaction between Russia and Belarus. A new stage in the development of future allied Russian-Belarusian relations is being formed, at which a number of stimulating and inhibiting factors should be taken into account. MATERIALS AND METHODS. This study is based on materials of a political, international and state legal nature, covering the regulation of the process of formation of the NSS. The methods of comparative legal analysis of the legislation of Russia and Belarus are used, comparison of foreign trade turnover within the framework of the Central Bank of the Republic of Belarus, the EAEU, the CIS for several years, and comparison of the effectiveness of project financing of investments. RESULTS. The domestic and foreign policy factors stimulating and inhibiting the development of integration within the Union State of Russia and Belarus are classified. Incentives include, in particular, budget planning and military-technical cooperation. It is shown that new supranational institutions are being built as the results of institutional development and fulfillment of mutual obligations of the two constituent entities of the Republic of Belarus. Particular attention is paid to the assessment of agreements concluded between the Russian Federation and the Republic of Belarus in the military-technical sphere (MTC), including in the field of the Air Force and Air Defense, military-industrial cooperation relations, arms control, joint military development projects, regional security, and the formation of joint Air Force and Air Defense systems. It is noted that the integration process within the Union State is slowed down by uncoordinated and destabilizing integration into the SGRB and the EAEU by the agreements and contracts of Belarus in relations with the EU countries within the framework of the European project "Eastern Partnership".

DISCUSSION AND CONCLUSIONS. Cooperation measures to harmonize foreign and foreign trade policy and harmonize the law of Russia and Belarus However, at the interstate level, there is a mismatch of the legislation of the EAEU and the CIS countries in the field of financing and investment management, as well as insufficient implementation of the provisions of international agreements and foreign economic contracts.

KEYWORDS: Union State of Russia and Belarus, deepening Union integration, ensuring Union State security, Union State military doctrine

Введение

Процесс развития союзной интеграции стимулируется рядом факторов, к которым относятся консолидирующие интеграцию в рамках Союзного государства России и Беларуси (СГРБ) реалии действительного объединения национально-государственных и межгосударственных приоритетов, которые отражают комплекс стратегических задач, поставленных государствами в рамках их национального и транснационального развития. Они включают следующие аналитические конструкции.

Такое межгосударственное объединение, как Союзное государство России и Беларуси выступает всеобъемлющем интеграционным объединением на евразийском пространстве, что способствует кооперационным производственным и научным связям предпринимателей, органов власти, ученых и других участников. В условиях строительства инфраструктуры Большой Евразии, расширения связей ЕАЭС, ШОС, СНГ, ОДКБ, Экономического проекта Нового Шелкового пути интеграционные

институты Союзного государства встраиваются в эти процессы, способствуя совершенствованию регулирования и контроля за выполнением совместных инвестиционных проектов внутри Союзного государства и в других проектах международной евразийской интеграции при развитии бюджетных механизмов их финансирования в условиях взаимного доверия.

Векторами двустороннего, многостороннего сотрудничества в рамках СГРБ связываются стратегические инициативы двух государств за 20 лет существования Союзного государства. При этом определяются параметры их общего скоординированного макроэкономического, промышленного, бюджетного развития в целях углубления экономических и торговых связей, создания общего гармонизированного и унифицированного на национальном и межгосударственном уровне правового механизма, способствующего укреплению институциональных основ Союзного государства Беларуси и России.

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключено около 35 договоров о военно-техническом сотрудничестве (ВТС), в том числе в области ВВС и ПВО, кооперации в ВПК, контроля над вооружениями, совместного использования военной инфраструктуры, обеспечения региональной безопасности, собственно формирования объединенных систем РГВ1. Можно дать аналитическую оценку этим договорам, указав, что они стали межгосударственной основой обеспечения безопасности интеграции в рамках СГРБ. Кроме того договоры выступают локомотивами совершенствования российско-белорусского сотрудничества в военно-технической, экономической сферах, в сфере безопасности,

формируя национально-государственные приоритеты РФ и РБ для взаимовыгодных интеграционных процессов Союзного государства.

Посредством заключения все новых соглашений в рамках СГРБ идет сближение законодательства Беларуси и России, создавая единый правовой фундамент государства нового типа. Хотя экономические реалии России и Беларуси в чем-то различны, новые глобальные евразийские инициативы сближают их, стимулируя совместные интеграционные проекты Союзного государства на евразийском пространстве.

В рамках Союзного государства приняты и эффективно реализуются несколько десятков Отраслевых программ развития (ОТР), к которым относятся: программы, связанные с развитием систем гидрометеорологического мониторинга и контроля безопасного пространственного развития СГРБ на 2017-2021 годы; программы, касающиеся разработок инновационных энергосберегающих технологических комплексов оборудования для производственного и эффективного использования компонентов биобезопасного комбикормого потребления, предназначенного для питания ценных пород рыб, пушных зверей, некоторых разновидностей представителей дикого животного мира на 2017-2020 годы («Комбикорм-СГ»); программы, направленные на совершенствование военно-технических инфраструктурных комплексов, объектами которых являются системы планируемых совместных механизмов взаимодействия оперативного характера, используемых для повышения боеспособности регионального контингента группировок войскового назначения от Республики Беларусь и Российской Федерации на 2018-2021 гг.; программы, обеспечивающие разработку технологических

1 См. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10.12.2009 г.http://docs.cntd.ru/document/902197024; Указ Президента РФ от 24.03.2012 г. № 341 (ред. от 13.10.2016 г.) «Об утверждении Положения о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г.» http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_127550/

комплексов производственного назначения по подготовке материальных компонентов для технологического совершенствования инновационных платформ, ориентированных

на развитие космической промышленности и создаваемых с привлечением инновационной продукции других отраслей» («Технология-СГ» 2016-2020 гг.) и др.1

Актуальность вопросов углубления союзной интеграции: факторы, стимулирующие развития Союзного государства России и Беларуси (СГРБ) и обеспечения его безопасности

В контексте обеспечения региональной и международной безопасности России и Беларуси перед лицом угроз Запада требуется дальнейшее усиление защиты интересов Союзного государства в восточноевропейском регионе приграничного сотрудничества, а также на мировых рынках вооружений. Такая защита зависит от дальнейшего развития над-государственных институтов управления и контроля вооружений Союзного государства, включая регулирование оборота военной продукции, которая произведена в рамках военно-экономического сотрудничества Союзного государства по заказам оборонных ведомств России и Беларуси. За период 2015-2019 гг. Россия и Беларусь - как участники СГРБ - заключили соглашения с другими государствами СНГ, ОДКБ, ШОС, включающие меры, направленные на коллективную безопасность, специфические системы защитного характера, выработанные в процессе региональной интеграции при согласовании суверенных волеизъявлений государств.

Новый этап развития положений Союзного договора России с Беларусью 1999 года начался с декабря 2018 года, когда Россия вышла с инициативой рассмотреть наиболее насущные проблемы белорусско-российской интеграции с учетом взаимодействия между ЕАЭС и Союзным государством, что регулируется Меморандумом о взаимопонимании между ЕЭК

и Постоянным Комитетом Союзного государства, заключенным в 2011 году.

Углубление союзной интеграции ориентируется на рост промышленности, инноваций, научно-технологических платформ и производственных кооперационных кластеров в экономике России и Беларуси. Экономика Беларуси демонстрирует высокие темпы роста, поддерживая увеличение потребительской и инвестиционной активности расширением кредитования, стабилизацией курса национальной валюты, ростом доходов населения и др. Российская и белорусская валюты стали больше использоваться в расчетах стран ЕАЭС, несмотря на усиление международной финансовой и геополитической напряженности на финансовых рынках. С 2015-2019 годов непрерывно возрастал внутрисоюзный (в ЕАЭС) экспорт Беларусью средств наземного транспорта, электрических машин, мяса и мясной продукции, изделий из черных металлов, древесины и изделий из нее, фармацевтической продукции, предметов одежды, продуктов из зерна и злаков, бумаги и картона и т.д.

Рост активности процессов союзной интеграции обусловлен ориентацией России и Беларуси на расширение отраслевой кооперации и специализации. В октябре 2018 года в России был утвержден Паспорт национального проекта «Международная кооперация и

1 Союзное государство РФ и РБ. Союзные Программы и проекты https://www.postkomsg.com/programs/

экспорт», в соответствии с которым Россия к 2024 году планирует существенно нарастить объем экспорта несырьевых неэнергетических товаров (до 250 млрд долл. США) и услуг (в 1,7 раза), повысить долю экспорта продукции обрабатывающей промышленности и сельскохозяйственных товаров в ВВП (до 20%). Важной вехой в реализации этого проекта является также формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

Важным научным выводом является положение о том, что Союзное государство должно учитывать в своих внешнеэкономических интересах реалии современной Европы, где вырисовывается разделение ЕС на два блока -«ядро» и периферия». Страны «ядра», такие как Германия, Франция, Италия, получая больше выгод от ЕС, готовы дальше продвигать интеграцию ЕС в сторону увеличения полномочий наднациональных органов. Однако восточноевропейские страны «периферии» ЕС отстают от «ядра» и не готовы к ускорению интеграции. В ЕС в 2017 году был принят сценарий развития под названием «Европа разных скоростей», который подразумевает, что каждая страна Евросоюза самостоятельно ищет источники своего развития, определяя степень своей интеграции в сообщество в зависимости от возможностей и национальных интересов1. Это создает условия для Союзного государства шире использовать в своих интересах двусторонние торгово-экономические связи с отдельными странами ЕС, учитывая, что новый этап союзной интеграции происходит на фоне дестабилизации европейской экономики и финансов, вызванной, в частности, растущими проблемами бюджетного финансирования стран - членов ЕС из Восточной Европы.

Для углубления союзной интеграции важно, что растет экспортная специализация в рамках Союзного государства, когда Беларусь более специализируется на легкой и пищевой промышленности, тогда как экспортная специализация России тяготеет к топливно-энергетическому и горно-металлургическому комплексу. Хотя наличие у Союзного государства РФ и РБ ярко выраженных экспортных специализаций частично ведет к возникновению дисбалансов экспортных и импортных потоков между Россией и Белоруссией, такая специализация помогает сбалансированности внешней торговли при правильной политике поддержки экспорта (такая специализация была в СЭВ соцстран до 1990 г.). Приток прямых иностранных инвестиций в Беларусь в 2018 году на 37% был обеспечен партнерами по ЕАЭС, а также крупными инвесторами с Кипра (13%), из Австрии и Китая (по 8%).

Особую ценность для углубления интеграции представляют меры инновационного развития потенциала Союзного государства, представленные следующими Программами: Программа по разработке критических стандартизированных технологий проектируемых изделий наноструктурного микро- и оптоэлектронного назначения, оснащенных приборами и системами для их производства и испытаний» («Луч» 2016-2019 гг.); Программа развития и совершенствования единого системного комплекса технологического обеспечения железнодорожного транспорта на 2016-2020 гг.; Программа разработки нового поколения электронных компонентов системного управления безопасностью автотранспортных средств специального и двойного назначения» («Автоэлектроника» 20162020 гг.) и др.

1 Евразийская экономическая интеграция - 2019 г. Доклад № 52. https://eabr.org/upload/iblock/c69/EDB_Centre_ Report_52_Eurasian_Economic_Integration_2019_rus.pdf

Актуальность вопросов углубления союзной интеграции: факторы, «замедляющие» развитие Союзного государства России и Беларуси (СГРБ)

К факторам, замедляющим процесс союзной интеграции, можно отнести некоторые складывающиеся обстоятельства сотрудничества РФ и РБ временного характера.

Процесс союзной интеграции не набирает нужных темпов из-за отсутствия между РФ и РБ единой политики в финансовых и торгово-экономических позициях на мировом рынке по обеспечению экономической безопасности, на которую влияют некоординированные и дестабилизирующие интеграцию в СГРБ и ЕАЭС договоренности и контракты Беларуси в отношениях с ЕС в рамках европейского проекта «Восточного партнерства». При этом имеет место недостаточный финансовый контроль за бюджетом Союзного государства со стороны Счетной палаты СГРБ (ст. 55 Договора о СНРБ), а также четко не определена роль Конституционного Суда СГРБ по единообразному толкованию Договора о СГРБ (ст. 50) и защите конституционных основ СГРБ.

На углубление интеграции в рамках СГРБ негативно влияет отсутствие скоординированного механизма финансового контроля со стороны Счетной палаты СГРБ за бюджетными фондами СГРБ, а также недостаточность финансового контроля за использованием кредитов, предоставленных Союзному государству со стороны ЕАЭС в рамках совместных проектов на льготных условиях из антикризисных межгосударственных фондов (например, из Единого фонда стабилизации и развития Евразийского Банка развития). Бюджетный контроль осложнен отсутствием Бюджетного кодекса Союзного государства, устанавливающего режим целевого использования публичных средств и др. (есть Положение о бюджетной классификации Союзного государства от 29.07.2015 г.).

Для углубления интеграции в рамках СГРБ опасно массированное давление на Беларусь со стороны Запада по продвижению проекта ЕС «Восточное партнерство», в котором ЕС выстраивает с каждым государством свою стратегию взаимодействия. Этим объясняется и предложение финансовой помощи Беларуси от европейских банков, что, если посмотреть на примеры других государств постсоветского пространства, приводит к долговой финансовой и политической зависимости от ЕС.

Негативны усиливающиеся юридические приемы западной пропаганды по искажению и ложной интерпретации правового статуса Союзного государства, ЕАЭС, договоров о сотрудничестве Беларуси, России с Китаем,яко-бы угрожающих международной безопасности. Страны евро-атлантического альянса во главе с США развернули широкомасштабную военно-политическую компанию по манипулированию международным и национальным правом и их понятиями для дискредитации интеграционного сотрудничества евразийских государств, особенно РФ и РБ. Это требует самых серьезных мер укрепления безопасности союзной российско-белорусской интеграции.

Сложности, тормозящие развитие союзной интеграции, вызваны ростом внешних угроз, когда ранее действовавшие формулы глобального управления со стороны Запада, трансформируются, приобретая форму вмешательства в мнимые национальные конфликты и естественные противоречия, поскольку интересы России и Беларуси, а также других государств ЕАЭС не во всем совпадают, а евразийские государства имеют сегодня собственные геополитические стратегии, построенные на балансе взаимодействия и конкуренции.

Развитие СГРБ тормозят низкие темпы разработки двусторонних договоров по созданию надгосударственных административно-властных и управленческих институтов - помимо действующих в секторе промышленной, сельскохозяйственной кооперации, военно-техни-

ческого и инновационного производства, -где сохраняются отдельные несогласованные условия, препятствующие развитию торговли между странами, расширению объединенной транспортной системы, формированию единого топливно-энергетического рынка и др.

Дальнейшее развитие политико-правовых механизмов укрепления безопасности Союзного государства

Следует отметить некоторые научные позиции относительно политико-правовых основ углубления союзной интеграции.

Концептуальная правовая основа углубления союзной интеграции представлена Программой согласования совместных мероприятий, ориентированных на общую внешнюю политику государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2018-2019 годы, утвержденной 19.06.2018 г. на заседании Высшего государственного совета Союзного государства1. Согласно документу Беларусь и Россия будут углублять двустороннее взаимодействие на пространстве СНГ и ОДКБ по следующим направлениям, касающимся:

• формирования согласованных позиций в ООН, ОБСЕ и других международных организациях;

• обеспечения мер, направленных на региональную и европейскую безопасность;

• укрепления политических позиций Беларуси и России в контексте совместной борьбы против таких современных вызовов как международный терроризм,экстремизм, нелегальная миграция, торговля людьми, наркоторговля, транснациональная преступность и др.

Программа о согласованной политике в рамках СГРБ направлена на создание новых механизмов двустороннего взаимодействия на пространстве СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, активизацию участия в ООН, ВТО, ШОС, АСЕАН и других международных организациях для обеспечения безопасности Союзного государства, евразийской, европейской, международной безопасности и повышения роли Беларуси и России в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

Стратегически важным документом в правовой модели обеспечения безопасности и военного сотрудничества России и Беларуси является Военная доктрина Союзного государства в новой редакции, утвержденной Распоряжением Президента РФ 19.12.2018 г. В ней сформулированы принципы обеспечения территориальной целостности и суверенитета РФ и РБ, поддержания стратегической стабильности СГРБ в условиях новых стратегических угроз со стороны стран НАТО2.

Правоохранительной стратегией для СГРБ выступает Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 годы, принятая 28.09.2018 г.,3 которая касается совместных

1 19 июня Высшим государственным советом Союзного государства утверждена Программа согласованных действий в области внешней политики государств - участников Договора о создании Союзного государства на 2018-2019 годы. http://www.pravo.by/novosti/novosti-pravo-by/2018/june/29339/

2 Военная доктрина Союзного государства в новой редакции, утверждена Распоряжением Президента РФ 19.12.2018 г.

3 Итоги Заседания Совета глав государств СНГ (г. Душанбе. Республика Таджикистан. 28.09.2018 г). http://www. cis.minsk.by/news.php?id=9918

мер стран СНГ, включая Союзное государство, по борьбе с преступностью, определяя направления, формы и методы противодействия терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, торговле людьми, незаконной миграции, преступности в сфере информационных технологий и др.1 Программа детализируется Соглашением о сотрудничестве государств -участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, которое конкретизирует виды организационно-правовых и технико-операционных мер обеспечения взаимодействия правоохранительных органов стран СНГ по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий2.

Порядок финансирования обеспечения безопасности и развития российско-белорусского сотрудничества определяется нормативно-правовым актом Союзного государства «О Бюджете Союзного государства на 2019 год» от 14.03.2019 г., где устанавливается, что программы и проекты Союзного государства, утвержденные Советом Министров, включаются в перечни программ и проектов Союзного государства, принимаемых к финансовому обеспечению за счет средств бюджета Союзного государства в 2020 году.

Макроэкономический эффект расширения мер экономической безопасности Союзного государства зависит во многом от сближения политических и правовых систем России и Беларуси за счет:

• гармонизации норм законодательства по государственному регулированию внешнеторгового оборота, таможенного, защитного, компенсационного, антидемпингового регулирования, связанных со стимулированием экспортно-импортного обращения товаров в рамках Союзного государства, что направлено на снижение цен на товары, уменьшение издержек при перевозках сырьевой и экспортной произведенной продукции;

• согласования законодательства РБ и РФ в области защиты добросовестной конкуренции в ЕАЭС и выравнивания условий стимулирования экономических процессов развитием конкуренции общего рынка товаров из новых стран;

• идентификации гражданско-правового и налогового регулирования РБ и РФ в целях снижения издержек имущественного оборота, предотвращения злоупотребления правом в предпринимательской и налоговой деятельности, а также сближения законов в сфере стимулирования новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка3.

Предложения по развитию политико-правовых механизмов укрепления безопасности Союзного государства России и Беларуси

1. На межгосударственном уровне Союзного государства следует разработать Концепцию и План действий по сближению законода-

тельства России и Беларуси по обеспечению информационной и общественной безопасности, противодействию враждебным информа-

1 Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 годы. https:// kun.uz/ru/news/2018/09/29/itogi-kakie-dokumenty-podpisali-glavy-gosudarstv-na-sammite-sng

2 Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28.09.2018 г. https://iacis.ru/pressroom/news/partnery/v_minske_soglasovany_dokumenty_o_sotrudnichestve_v_borbe_s_ prestupleniyami_v_sfere_informatsionnykh_tekhnologiy/

3 Декрет Высшего государственного совета Союзного государства от 14.03.2019 г. № 2 «О бюджете Союзного государства на 2019 год».

ционным атакам и борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий, дестабилизирующими общественный порядок. Назрела необходимость усиления мер государственного принуждения в рамках Союзного государства для противодействия угрозам реализации «цветных революций» в России и Беларуси.

2. Опираясь на Военную доктрину Союзного государства от 19 декабря 2018 года, необходимо совершенствовать правовое обеспечение российско-белорусского сотрудничества в сфере коллективной безопасности и военно-экономического сотрудничества разработкой и реализацией Внешнеполитической и Внешнеэкономической доктрин Союзного государства России и Беларуси по ключевым проблемам мировой политики и экономики, что отражает новейшие тенденции современного этапа развития союзной интеграции.

3. Союзным государством Беларуси и России усиливаются меры повышения правового регулирования безопасности через создание юридических механизмов, связанных с противодействием агрессивной политико-правовой деятельности США и его партнеров по НАТО. РБ и РФ дипломатическими мерами разного

уровня стремятся противодействовать применению США и их партнерами международных, национальных материальных и процессуальных норм и принципов как нечестных способов, связанных с манипулированием и злоупотреблением правовыми режимами. Нельзя допускать оправдание юридическими мерами фактов незаконного вмешательства США во внутренние дела государств для решения своих внутренних проблем. Следует создать Наднациональный межгосударственный орган юстиции Союзного государства для противодействия враждебному вмешательству во внутренние дела Союзного государства и обеспечению законности и правопорядка (помимо Суда Союзного государства).

4. Экономическая безопасность СГРБ обеспечивается созданием действенных механизмов военно-технического сотрудничества, промышленной специализации и производственной кооперации РФ и РБ в рамках регионального и глобального интеграционного сотрудничества стран - участников ЕАЭС при участии стран ШОС для увеличения объемов товарооборота в рамках ЕАЭС с использованием европейских и евразийских стандартов.

Рекомендации по углублению интеграции России и Беларуси и укреплению Союзного государства в современных условиях

1. В целях устранения для Беларуси и России рисков долговой зависимости от западных банков необходимо развивать в рамках Союзного государства проектное финансирование инвестиций через Банки развития (Внешнеэкономические государственные финансовые корпорации) России, Беларуси, Банки развития ЕАЭС, ШОС, Азиатский Банк инфраструктурных инвестиций Экономического проекта Нового Шелкового пути «Один пояс -один путь». Такая стратегия особенно актуальна для РБ и РФ как участников Союзного

государства расширением использования национальных валют и суверенных фондов развития в прямых инвестициях, расчетах, кредитовании резидентов Союзного государства при координации общей бюджетной политики, а также скоординированной денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на национальном уровне.

2. Должны активнее реализовываться совместные российско-белорусские программы проектного финансирования инвестиционного развития СГРБ, использующие государствен-

но-частные партнерства и иные корпоративные формы для целевого кредитования инвестиционных проектов. При этом особенно важно развивать трансграничный лизинг и трансграничный факторинг в инвестиционном сотрудничестве, когда обеспечением платежных обязательств заемщика становятся денежные доходы от эксплуатации объекта инвестиций и имеет место консолидация различных видов финансирования при оптимальном распределении финансовых рисков.

3. Фактором интенсификации интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства становится общность интересов в глобальном евразийском партнерстве с участием Китая, который, став крупнейшим внешнеторговым партнером России по Экономическому проекту Нового Шелкового пути, расширяет сотрудничество и с Беларусью. С 2018 года приоритетом для Беларуси остается наращивание экспортного потенциала торговли с Китаем и привлечение прямых инвестиций. Помимо традиционных экспортных поставок на китайский рынок, новым трендом должен стать экспорт продовольствия и сопутствующих товаров, а также высокотехнологичных товаров и услуг. Беларусь продолжит развивать участки трансконтинентальных транспортных коридоров и совершенствовать логистическую инфраструктуру на своей территории по направлению Китай - Европа по Новому Шелковому пути. Укрепление союзной интеграции включает использование инфраструктурных инвестиций Экономического проекта Нового Шелкового пути, учитывая, что Беларусь, Россия, Казахстан, Китай выступают как звенья нового торгово-инвестицион-ного и транспортного коридора из Европы в Азию и из Азии в Европу.

4. Стратегические векторы развития Союзного государства по осуществлению импортозамещающих кооперационных проектов в приоритетных отраслях промышленности определены Решением Высшего Евразийского Экономического совета от 29.05.2019 г. «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов ЕАЭС на 2019-2020 годы»1, где сказано, что реализация национальных и интеграционных мер направлена на повышение предсказуемости и устойчивости внутренних макроэкономических и финансовых условий, на поддержание ценовой стабильности; повышение устойчивости государственных финансов; развитие финансового сектора на основе международных принципов и стандартов; создание условий для расширения использования национальных валют в расчетах во взаимной торговле; усиление производственного, научно-технологического, инновационного потенциала государств-членов; стимулирование инвестиционной активности в производственном секторе экономики с внедрением цифровых и информационных технологий и др.

5. Для усиления интеграции в рамках Союзного государства Россией и Беларусью обеспечивается предсказуемость экономически обоснованного налогового бремени в инвестиционной деятельности организаций двух стран, когда системно внедряются налоговые льготы и преференции в приоритетные отрасли и секторы предпринимательской деятельности при упрощении административного порядка рассмотрения споров и выдачи разрешений инвесторам из государства-партнера по Союзному государству. Это будет способствовать возрастанию уровня стабильности и безопасности инвестиционного климата в Союзном государстве при улучшении меж-

1 Решение Высшего Евразийского экономического совета от 29.05.2019 г. № 7 «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2019-2020 годы». https:// www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72159274/

дународного рейтинга России и Беларуси на мировой арене. Необходимо разрешить проблемные вопросы сотрудничества РБ и РФ в секторе бюджетной обеспеченности инвестиций созданием дополнительных гарантий возвращения финансовых ресурсов, предназначенных для компенсации риска инвесторам в связи с разногласиями норм бюджетных и инвестиционных правоотношений в РБ и РФ.

6. Развитие совместных кооперационных проектов Союзного государства является интеграционным механизмом расширения международных «воспроизводственных цепочек добавленной стоимости» с участием РБ и РФ, других стран ЕАЭС и СНГ в сфере промышленной, агропромышленной и энергетической политики и обеспечит создание продукции, конкурентоспособной на внешнем и внутреннем рынках. Перечень приоритетных видов экономической деятельности для промышленного сотрудничества в рамках Союзного государства РФ и РБ определен в рамках стратегического документа ЕАЭС «Основные направления промышленного сотрудничества». К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, металлургия, легкая промышленность, электромобили, космическая отрасль, авиастроение, станкостроение, наноинду-стрия, подъемно-транспортное оборудование, производство строительных материалов, деревообработка, энергетическое машиностроение (электротехническая промышленность), железнодорожное машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика1.

7. Разностороннее сотрудничество регионов России и Беларуси является фактором углубления экономической и социально-культурной интеграции, о чем свидетельствует VI Форум регионов России и Беларуси на тему «Межрегиональные связи как основа формирования единого культурного и гуманитарно-

го пространства народов Беларуси и России», прошедший 16-18 июля 2019 года в Санкт-Петербурге. По этому примеру следует проводить ежегодно Экономический форум регионов Союзного государства

8. В связи с наметившимися центробежными тенденциями в ЕС торговая политика Союзного государства России и Беларуси должны быть направлена на создание новых межгосударственных двусторонних торгово-промышленных корпораций с «периферийными» странами ЕС для продвижения своих товаров и продукции на рынок ЕС и, несмотря на санкции, создание договорных кооперационных торгово-промышленных связей.

9. Необходимо совершенствовать управление инвестиционной активностью в РФ и РБ в секторе инфраструктурных инвестиций созданием Межгосударственной корпорации «Российско-белорусский Фонд прямых стратегических инвестиций» по реализации Программы всесторонней экономической интеграции и кооперации Союзного государства РФ и РБ под управлением публичного акционерного общества «Управляющая компания российско-белорусского фонда прямых стратегических инвестиций» со стопроцентным государственным капиталом, принадлежащим бюджету Союзного государства (по примеру эффективной деятельности Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР, Фонд; ранее - Антикризисный фонд ЕврАзЭС) - региональный финансовый механизм объемом 8,513 млрд долл. США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Интеграция в рамках Союзного государства РФ и РБ предполагает участие Союзного государства (его встраивание) в инфраструктуру Единого проекта Евразийской сети промышленной кооперации, субконтрактации и трансфера технологий, предложенного к утверждению в декабре 2018 года. Особое

1 Доклад ЕЭК 2018 г. «О результатах ежегодного мониторинга кооперационного взаимодействия и реализации кооперационных проектов».

внимание во внешнеторговой политике Союзного государства должно уделяется ориентации на формирование Евразийского континентального партнерства или Большого Евразийского партнерства, которое базируется на Сети торгово-экономических соглашений с ключевыми партнерами на евразийском континенте, включая интеграционные объединения, прежде всего ЕАЭС, ШОС, АСЕАН, Проект «Один пояс - один путь», ЕС.

11. В процессе углубления экономической кооперации в рамках Союзного государства учитываются принятые ЕЭК с целью развития промышленной кооперации в ЕАЭС Рекомендация Коллегии от 14.11.2017 г.№ 24 «Об учете интеграционного потенциала государств -членов ЕАЭС при реализации проектов по производству аналогов выпускаемых в третьих странах и импортируемых на территорию Российской Федерации материалов, комплектующих и оборудования» и Распоряжение от 27.07.2018 г. № 10 «О формировании рабочей группы высокого уровня по вопросам интеграционного взаимодействия в кооперации и импортозамещении в приоритетных отраслях промышленности». Примерами успешной российско-белорусской кооперации являются ЗАО СП «Брянсксельмаш» (сборка и реализация кормоуборочных комбайнов), ООО «Амко-дор-Брянск» (сборка и реализация специальной дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники), совместное предприятие ООО «МЛМ Невский Лифт», ОАО «Управляющая компания холдинга «Минский моторный завод», строительство Белорусской атомной электростанции и др.

12. Для Союзного государства РФ и РБ особенно важна единая российско-белорусская система поддержки производителей экспортной продукции, что повысит уровень качества

евразийских товаров на рынках третьих стран. Принцип добровольной сертификации на территории России и Беларуси позволит экспортерам снизить санкционные риски при осуществлении поставок в страны ЕС за счет двух новых инструментов:

• сертификации экспортеров и их продукции на предмет соблюдения российского и иностранного законодательства:

• механизма сбора, хранения и обмена максимально полной и подтвержденной информацией о товаре и процессе производства, которая может быть заблаговременно предоставлена контролирующему зарубежному органу при соблюдении должной конфиденциальности.

14. Российско-белорусская промышленная кооперация должна обеспечиваться нормативно-правовой базой поддержки кооперационного сотрудничества на отраслевом уровне, что обеспечивается принятием высшими органами Союзного государства РФ и РБ Комплексных программ и Общих условий реализации производственной кооперации в сфере инновационных технологий и других сферах. Для каждой Программы целесообразно создание межгосударственных публичных корпораций по управлению в соответствующем секторе промышленности, научно-технической деятельности, сельского хозяйства. Эту функцию уже частично выполняют координационные центры управления кооперационными проектами в формате Евразийских технологических платформ (ЕТП). Технологические платформы (ТП) в кооперационном сотрудничестве России и Беларуси являются одним из основных инструментов координации инновационной деятельности, локомотивом кооперации и сотрудничества в инновационной сфере1.

1 На сегодняшний день приоритетные ЕТП объединяют 417 ведущих национальных научных и промышленных организаций ЕАЭС, которые готовы реализовать совместные инновационные кооперационные проекты (Доклад Департамента промышленной политики ЕЭК «О деятельности евразийских технологических платформ» 2018 г.).

В 2018 году в Москве было подписано Соглашение между Научно-производственным концерном «Звезда» (совместное предприятие ПАО «Звезда» и УДМЗ), БЕЛАЗом и ЕАБР о намерениях по созданию высокотехнологичного производства дизельных двигателей нового поколения мощностью от 400 кВт. Белорусское ЗАО «Альфа-Банк» и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» подписали генеральное соглашение о порядке взаимодействия в рамках финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства. В рамках соглашения «Альфа-Банк» планирует увеличить инвестиционный портфель сотрудничества с «Банком развития» как минимум в два раза по сравнению с 2017 года посредством финансирования субъектов малого и

среднего предпринимательства. Беларусь начала строительство речного порта на Днепре, анонсированное в ноябре 2018 года. Создание порта может стать для Беларуси новым транспортным коридором для перевозок грузов по Днепру в порты Черного, Средиземного и Каспийского морей. Турецкая компания Derin Shipping & Trading Co выразила намерение участвовать в проекте. Данный проект мог бы стать предметом кооперации Беларуси также с партнерами по ЕАЭС. Согласно планам, загрузку и рентабельность проектируемого портового терминала в деревне Нижние Жары Брагинского района обеспечат расположенные в Гомельской области Мозырский НПЗ и Петриковский горно-обогатительный комбинат, который строит «Беларуськалий».

Нормативно-правовые акты и литература

1. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 г. «О создании Союзного государства» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_25282/

2. Межгосударственная программа совместных мер борьбы с преступностью стран СНГ на 2019-2023 годы. https://kun.uz/ru/news/2018/09/29/ itogi-kakie-dokumenty-podpisali-glav

3. Соглашение о сотрудничестве стран СНГ в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий от 28.09.2018 г. http://iacis.ru/ pressroom/news/partnery/v__

4. Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10.12.2009 г. http://docs. cntd.ru/document/902197024

5. Указ Президента РФ от 25.12.2014 № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации» (ред. от 20.10.2018 г.). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_127550/

6. Указ Президента РФ от 24.03.2012 г. № 341 (ред. от 13.10.2016 г.) «Об утверждении Положения

о порядке реализации Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г.». http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_127550/

7. Проект новой военной доктрины Союзного государства 2018 г. от 13.12.2017 г. https://news-front.info/2018/10/26/minsk-i-moskva-do-kontsa-2018-mogut-podpisat-voennuyu-doktrinu

8. Национальная военная доктрина Республики Беларуси (оборонный акт белорусского государства) от 20.06.2016 г. http://www.iarex.ru/ articles/52935.html

9. Указ Президента РФ от 30.11.2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации».

10. Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года и План мероприятий по ее реализации от 29.05.2015 г. // Официальный сайт Исполкома СНГ. http://www.cis.minsk.by/news. php?id=3894

11. Решение Высшего Евразийского Экономического совета от 14.04.2017 г. № 7 «Об основных ориентирах макроэкономической политики го-

сударств - членов Евразийского экономического союза на 2017-2018 годы». http://docs.cntd.ru/ document/456057729

Normative legal acts and literature

1. The agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus dated 08.12.1999 «On the creation of the Union State» http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_25282/

2. Interstate program of joint measures to combat crime in the CIS countries for 2019-2023 https:// kun.uz/ru/news/2018/09/29/itogi-kakie-dokumenty-podpisali-glav

3. Agreement on cooperation of the CIS countries in the fight against crimes in the field of information technology from 09/28/2018. http://iacis.ru/ pressroom/news/partnery/v__

4. The agreement between the Russian Federation and the Republic of Belarus on the development of military-technical cooperation of December 10, 2009. http: //docs.cntd.ru/document/902197024;

5. Decree of the President of the Russian Federation of 25.12. 2014 No. Pr-2976 "Military Doctrine of the Russian Federation" (as amended on 10.20.2018) http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_127550/

6. Decree of the President of the Russian Federation of March 24, 2012 N 341 (as amended on October 13, 2016) "On approval of the Regulation on the implementation of the Agreement between the

Russian Federation and the Republic of Belarus on the development of military-technical cooperation of December 10, 2009" http: // www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_127550/

7. The draft of the new military doctrine of the Union State of 2018. December 13, 2017 https://news-front. info/2018/10/26/minsk-i-moskva-do-kontsa-2018-

8. The National Military Doctrine of the Republic of Belarus (defense act of the Belarusian state) dated June 20, 2016 http://www.iarex.ru/articles/52935.html

9. Decree of the President of the Russian Federation of November 30, 2016 No. 640 "On Approving the Concept of Foreign Policy of the Russian Federation"

10. The concept of inter-regional and cross-border cooperation of the CIS member states for the period until 2020 and the Plan of measures for its implementation of May 29, 2015. The official website of the CIS Executive Committee http://www.cis.mmsk. by/news.php?id= 3894

11. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of April 14, 2017 N 7 "On the main guidelines of the macroeconomic policy of the member states of the Eurasian Economic Union for 2017-2018" http://docs. cntd.ru/document/456057729

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.