в
ЕСТНИК К°™ева Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Общее информационное пространство
имени o.e. кутафина(мгюа) Союзного государства: вопросы формирования
Актуальные проблемы информационного права
Общее информационное пространство Союзного государства: вопросы формирования
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования общего информационного пространства Союзного государства. Союзное государство как межгосударственное образование нового типа формирует общее информационное пространство, в котором должны быть учтены интересы Союзного государства, государств, входящих в его состав, и граждан Беларуси и России — граждан Союзного государства. Соответственно, должна быть сформирована и правовая база общего информационного пространства, основанная на нормативной правовой базе государств — участников Договора о создании Союзного государства.
Необходима подготовка новых концептуальных документов, определяющих приоритетные направления развития Союзного государства. Одним из них могла бы стать разработка концепции развития информационного пространства Союзного государства, которая в отсутствие союзных Основ законодательства могла бы быть ориентиром для органов государственной власти Республики Беларусь и Российской Федерации и определить направления сближения национального законодательства в этой сфере.
Ключевые слова: Союзное государство, интеграционные процессы, общее информационное пространство, информационная безопасность, сближение законодательства.
Лейла Идрисовна КОТИЕВА,
начальник Департамента правового обеспечения Постоянного комитета Союзного государства, кандидат юридических наук [email protected] 119034, Россия, г. Москва, пер. Еропкинский, д. 5, стр. 1
DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.059-064
L. I. KOTIEVA,
Head of the Legal Support Department Standing Committee of the Union State, Cand. Sd. (Law) [email protected] 5, str. 1, Eropkinsky рer, Moscow, Russia,119034
Common Information Space Union State: Formation Issues
Abstract. The article is devoted to the formation of a common information space of the Union State. The Union State, as an interstate entity of a new type, forms a common information space in which the interests of the Union State, the states that make up it, and the citizens of Belarus and
© Л. И. Котиева, 2022
в М УНИВЕРСИТЕТА
™ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Russia — citizens of the Union State should be taken into account. Accordingly, the legal framework of the common information space should also be formed, based on the regulatory legal framework of the private member States of the Treaty on the Creation of the Union State. It is necessary to prepare new conceptual documents defining the priority directions of its development. One of the options could be the development of a Concept for the development of the Information Space of the Union State, which, in the absence of the Union Bases of legislation, could become a reference point for the state authorities of the Republic of Belarus and the Russian Federation and determine the directions of convergence of national legislation in this area. Keywords: Union State, integration processes, common information space, information security, convergence of legislation.
и ¡Информация», «информационное пространство», «информационная '' г I безопасность», «информационные технологии» и, наконец, «цифрови-зация» — все эти термины прочно вошли в нашу жизнь и с развитием прогресса приобретают все большее значение. «Кто владеет информацией, тот владеет миром» — эта крылатая фраза принадлежит Ротшильдам и, нужно сказать, они оказались правы, когда стали реализовывать этот принцип в бизнесе.
Как и любая другая сфера жизнедеятельности, информационная сфера требует правового регулирования, и законодательство в этой сфере активно развивается и совершенствуется, учитывая новые технологии и новые формы информационного взаимодействия.
Отличительной чертой современной экономики стала глобализация, при этом информация является одним из ключевых элементов формирования новой структуры мировой экономики, а информационное взаимодействие — ее основой. Все последние годы активно формировалось единое мировое информационное пространство, которое подарило людям новые обширные возможности общения, контактов и бизнеса. Однако вместе с новыми возможностями пришли и новые угрозы, и новая возникшая зависимость от информационных технологий.
Соответственно, насущно необходимы и новые решения обеспечения информационной безопасности.
Обеспечение безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных признаны настолько важными, что нашли свое отражение при внесении поправок в Конституцию РФ, и сейчас эти положения пунктом «м» ст. 71 Конституции России отнесены к ведению Российской Федерации1.
Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г № 646 утверждена новая Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Она направлена на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере и определяет национальные интересы в информационной сфере,
1 Конституция Российской Федерации с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г // URI: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 4 июля 2020 г).
в
ЕСТНИК Котиева Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Общее информационное пространство Q|
имени o.e. кугафина(мгюА) Союзного государства: вопросы формирования
основные информационные угрозы, стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности2.
Аналогичным образом регулирование принято и в Республике Беларусь. Постановлением Совета безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 утверждена Концепция информационной безопасности Республики Беларусь, которая обеспечивает комплексный подход к проблеме информационной безопасности, создает методологическую основу для совершенствования деятельности по ее укреплению, служит основанием для формирования государственной политики, выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности, конструктивного взаимодействия, консолидации усилий и повышения эффективности защиты национальных интересов в информационной сфере3.
Эти документы свидетельствуют о том, что в обоих государствах информационно-правовому регулированию и информационной безопасности придается огромное значение.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применение информационных технологий; обеспечение защиты информации и определяет, что информация — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления4.
Аналогично определяется понятие информации и Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»: информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления5.
Информационное пространство можно охарактеризовать как сферу, связанную с созданием, передачей, использованием и хранением информации. Эта сфера в современных условиях оказывает колоссальное воздействие на индивидуальное и общественное сознание и, собственно, на развитие общества.
Очень актуально формирование и регулирование информационного пространства и для Союзного государства. Только объединяя усилия, наши государства могут обеспечить информационную, а значит, и национальную безопасность, защиту прав и интересов личности и государства.
2 Указ Президента РФ 5 декабря 2016 г № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // URI: http://www.pravo.gov.ru.
S ''С
3 Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 j-> «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь» // Национальный в ^ правовой интернет-портал Республики Беларусь. URI: https://pravo.by/, 20 марта 2019 г.,
7/4227. а m
4 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных ир технологиях и о защите информации» // URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 1 июля 0 о
СП
2021 г.).
Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г № 455-З «Об информации, информати- □ м
зации и защите информации» // Национальный правовой интернет-портал Республики
Беларусь. URI: https://pravo.by 17 мая 2016 г, 2/2360. права
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Договором о создании Союзного государства формирование общего информационного пространства отнесено к совместному ведению Союзного государства и его государств-участников (ст. 18 Договора). В силу ст. 59 Договора по предметам совместного ведения принимаются Основы законодательства, которые реализуются путем принятия национальных нормативных правовых актов государств-участников6.
К сожалению, процесс формирования Союзного государства не завершен, не принят конституционный акт Союзного государства, не внесены изменения в национальные конституции, не сформирован парламент Союзного государства, т.е. не сформированы объективные предпосылки для активного развития союзного законодательства, в том числе и в сфере регулирования общего информационного пространства.
Представляется, что в этих условиях действенным механизмом решения проблемы является сближение законодательства Беларуси и России.
При активно развивающейся как в Беларуси, так и в России цифровой экономике совершенно очевидно, что законодательство государств-участников в сфере цифровой экономики активно совершенствуется, в том числе с учетом вопросов, обсуждаемых на площадке Евразийского экономического союза. При этом следует констатировать, что в государствах-участниках могут наблюдаться различные подходы к определению правового режима ряда категорий цифровой экономики, что неизбежно приводит к проблемам в осуществлении экономической деятельности в рамках единого экономического пространства Союзного государства
Таким образом, в настоящее время формирование и реализация согласованных подходов к правовому регулированию использования современных информационных технологий при осуществлении экономической деятельности в рамках Союзного государства становятся первоочередной задачей всех государственных органов.
Формирование согласованных подходов к правовому регулированию использования информационных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, научно-образовательном процессе, трансграничном сотрудничестве, при оказании услуг и т.д. даст возможность обеспечить повышение конкурентности, расширение возможностей для бизнеса и граждан по получению услуг посредством использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также позволит снизить различного рода издержки, в том числе финансовые.
Тема сближения законодательства Беларуси и России в принципе, является приоритетной для развития российско-белорусских интеграционных процессов. Очевидно, что Основные направления реализации Договора о создании Союзного государства на 2021—2023 годы и являющиеся их неотъемлемой частью Союзные программы, утвержденные Высшим Государственным Советом Союзного государства 4 ноября 2021 г., придадут этой работе новый импульс.
Соответственно, будет продолжена работа и по сближению законодательства в информационной сфере. Пока же необходимо сказать о том, что в рамках Союзного государства реализованы три программы Союзного государства в области защиты общих информационных ресурсов, целью которых было создание
6 Договор о создании Союзного государства // СЗ РФ. 2000. № 7. Ст. 786.
в
ЕСТНИК К°™ева Л. И.
УНИВЕРСИТЕТА Общее информационное пространство
имени o.e. кугафина(мгюа) Союзного государства: вопросы формирования
системы защиты информации в Союзном государстве, в том числе унификация национальных систем защиты информационных ресурсов. В настоящее время реализуется уже четвертая программа Союзного государства в области защиты информации, рассчитанная на период 2018—2022 гг.
Ежегодно проводимое мероприятие Союзного государства — научно-практическая конференция «Комплексная защита информации» — стала ведущей площадкой для обсуждения вопросов безопасности и информационных технологий Союзного государства. В центре внимания ученых и представителей органов государственной власти Республики Беларусь и Российской Федерации традиционно находятся актуальные вопросы информационной безопасности, технологии безопасности информационных систем цифрового общества, информационная безопасность и подготовка кадров для цифровой экономики, обеспечение безопасности информационных систем и перспективы развития средств технической защиты информации.
Много внимания в Союзном государстве уделяется информационному обеспечению строительства Союзного государства.
В эпоху построения информационного общества, внедрения в государственное управление электронного правительства, развития цифровой экономики, усиления влияния информационно-телекоммуникационных систем на состояние и настроение общества особое значение имеют открытость и доступность информации, ее достоверность, а также соблюдение прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности органов государственной власти.
Нужно отметить, что СМИ, телевидение и информационно-коммуникационная сеть Интернет оказывают мощнейшее влияние на общественное сознание и настроение. Соответственно, эти общественные институты во многом, если не полностью, определяют направления формирования общественного мнения и формулирование общественных интересов граждан. Информационные системы предоставляют возможность получать информацию о всех сферах жизнедеятельности во всем мире. Это обусловливает насущную необходимость обеспечения не только свободы получения информации, но и защиты информации и ее достоверности.
В рамках Союзного государства этой тематике также уделяется серьезное внимание. Постановлением Совета Министров Союзного государства от 16 июля 2020 г. № 6 утвержден План мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2021—2025 годы. План содержит ^ мероприятия по информационному обеспечению строительства Союзного государства печатными средствами массовой информации, а также предусматривает совместную деятельность, мероприятия и проекты в сфере массовых В-коммуникаций.
На прошедшем 4 ноября 2021 г. заседании Высшего Государственного Совета м^
Председатель ВГС — Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко также под- ц п
нял вопрос о необходимости развития процесса формирования информационного пространства и совершенствования работы союзных СМИ. Его предложение создать единый медиахолдинг Союзного государства обусловлено необходимо- д м
стью активизации информационного освещения деятельности органов Союзного д^
государства, что в конечном счете обеспечивает право граждан наших стран на права
т иу 1>
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
получение достоверной и полной информации о союзном строительстве и российско-белорусской интеграции.
Таким образом, тема формирования общего информационного пространства Союзного государства была и остается чрезвычайно актуальной. Возможно, необходима подготовка новых концептуальных документов, определяющих приоритетные направления его развития. Одним из них могла бы стать концепция развития информационного пространства Союзного государства, которая в отсутствие союзных Основ законодательства могла бы быть ориентиром для органов государственной власти Республики Беларусь и Российской Федерации и определить направления сближения национального законодательства в этой сфере.