Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транснациональная идентичность / Союзное государство / Евразийский экономический союз / transnational identity / Union State of Russia and Belarus / Eurasian Economic Union

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Е.М. Бабосов

В статье на основе обобщения статистических данных и результатов социологических исследований характеризуются сущность и особенности осуществления формирования идентичности в рамках Союзного государства России и Беларуси и интеграционного объединения государств – ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TRANSNATIONAL IDENTITY IN MODERN BELARUS

On the basis of the generalization of statistical data and the results of sociological research, the article characterizes the essence and features of the implementation of identity within the framework of the Union State of Russia and Belarus and the EAEU state integration association.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ»

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 316.4.051:339.924

Е. М. БАБОСОВ,

доктор философских наук, академик, профессор, Институт социологии НАНБеларуси, г. Минск, e-mail: bаbоsоv@уаndex.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛАРУСИ

В статье на основе обобщения статистических данных и результатов социологических исследований характеризуются сущность и особенности осуществления формирования идентичности в рамках Союзного государства России и Беларуси и интеграционного объединения государств - ЕАЭС.

Ключевые слова: транснациональная идентичность, Союзное государство, Евразийский экономический союз.

E. M. BABOSOV,

Doctor of Philosophical Sciences, Academician, Professor, Institute of Sociology of NAS of Belarus, Minsk, e-mail: babosov@yandex.ru

FEATURES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF TRANSNATIONAL IDENTITY IN MODERN BELARUS

On the basis of the generalization of statistical data and the results of sociological research, the article characterizes the essence and features of the implementation of identity within the framework of the Union State of Russia and Belarus and the EAEU state integration association.

Keywords: transnational identity, Union State of Russia and Belarus, Eurasian Economic Union.

В первой четверти XXI века в условиях углубляющейся и интенсифицирующейся глобализации возрастающую значимость приобретает транснациональная идентичность. Особенности данного процесса отчетливо выражаются в развитии пяти государств: Беларуси, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Армении, входящих в состав Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Идентификация в своем содержательном наполнении выступает не только в качестве средства адекватизации индивидом самого себя, но и как процесс аналогизации его определенному социальному объекту, представленному чаще всего той или иной социально-структурированной общностью - семьей, трудовым коллективом, религиозной общиной, субкультурной группой и т. п.

Идентификация - это процесс отождествления индивидом самого себя с другими индивидами, социальными группами и/или общностями, ценностными стандартами и образцами поведения. Она формируется, закрепляется либо транс-

формируется в результате социального взаимодействия и помогает индивиду овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать определенные социальные нормы и роли. Идентификация является социально-психологическим механизмом социализации личности, формирования и развития ее социальных качеств.

Такое понимание идентификации позволяет концептуализировать понятие «идентичность», являющееся результатом развития охарактеризованного процесса. Идентичность - это субъективное переживание человеком своей индивидуальности в качестве тождественной самой себе целостности. Она представляет собой не свойство, а отношение, формирующееся, закрепляющееся, а иногда и трансформирующееся только в процессе социального взаимодействия. Идентичность может проявляться по отношению к социальным феноменам трех уровней: а) человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном его представителе; б) определенная социальная общность людей (национальная, территориальная, профессиональная, социокультурная, конфессиональная, возрастная, половая и др.); в) отдельная личность в конкретной уникальности своего реального существования. В субъективном восприятии каждого индивида в большей или меньшей степени представлены все три уровня. Идентичность современного человека определяется его сознательной ориентацией на определенный образ жизни, конкретную систему ценностных предпочтений и образцов поведения, в которых он формирует свою тождественность с определенной социальной группой, культурой, политической системой.

Стратегической значимостью в существующих интеграционных процессах ЕАЭС обладает сложный и многогранный феномен транснациональной идентичности. Его сущность можно сформулировать следующим образом: транснациональная идентичность - это комплекс идейно-политических и социокультурных ориентаций и предпочтений личностей и социальных групп, предполагающих возможность отождествимости их носителей (субъектов) с определенным этнонациональным сообществом.

В условиях модернизации информационного и цифрового обществ, на фоне возрастания значимости креативности мышления и действий людей во всех сферах жизнедеятельности исходным началом исследования различных типов идентификации является выявление социологическими методами основных параметров становления и действия личностной идентичности индивидов. Когда мы анализируем самоидентификацию, осуществляющуюся в жизнедеятельности конкретных индивидов, то речь идет не только о тождественности личности самой себе, но и об ее целостности, способности оставаться самой собой при любых обстоятельствах и в любых отношениях с другими людьми. В этих характеристиках проявляются сущностные, типические особенности «Я», представляющего собой специфически-индивидуальное выделение субъектом познания и действия самого себя среди других личностей, из окружающей социальной среды с учетом своей индивидуально-социальной целостности,

а также временных рамок прошлого, настоящего и будущего. Чем органичнее связаны эти три темпоральных модуса бытия личности, тем более социально развитой и интересной для других становится данная личность и ее транснациональная идентичность.

Экономической основой ЕАЭС является успешное развитие национальных экономик входящих в данное межгосударственное сообщество стран. Объем товарооборота во взаимной торговле в рамках объединения в 2019 г. составил 61 млрд долл., или 101,3 % к уровню 2018 г. Средняя цена на товары единого рынка снизилась на 0,4 %. Кроме улучшения социально-экономических показателей, важную роль в развитии стран ЕАЭС выполняет создание и активное действие договорно-правовой базы многостороннего сотрудничества в различных сферах - заключено 215 таких договоров. Это существенно важно для пространства и общих правил экономических взаимодействий на внешних рынках с населением 170 млн человек в масштабах совокупного экономического потенциала, превосходящего 4 % глобального ВВП. Очень значимо создание антикризисного фонда с капиталом 10 млрд долларов. Нельзя не учитывать принципиальную значимость приобретения правительственными структурами стран - участников межгосударственного объединения практического опыта руководства данным интеграционным сообществом.

Важнейшим фактором и конкретным воплощением интеграционной социо-динамики в широком пространстве ЕАЭС становится реальная коммуникация между гражданами входящих в него стран. Примечательно, что более 80 % граждан Армении и Киргизии, свыше половины жителей Беларуси и Казахстана поддерживают постоянные связи с родственниками, друзьями, коллегами других стран, входящих в данное интеграционное объединение, прежде всего, в России. Жить и работать большинство граждан государств ЕАЭС предпочитают на просторах этого сообщества. Здесь создаются и работают транснациональные компании, корпорации, к тому же создается и действует единая система идентификации участников внеэкономической деятельности.

Социально-экономическим и общественно-политическим ядром ЕАЭС, его активно действующим стержнем на протяжении второго десятилетия XXI в. являются Беларусь, Россия и Казахстан. Своеобразие и сложность осуществления интеграционного союза этих трех государств определяется тем, что в данных суверенных государствах, возникших на развалинах рухнувшего Советского Союза, происходит не только смена социально-политических режимов, но и коренное изменение общественного строя. Как раз в этом заключается первая отличительная особенность интеграционного взаимодействия трех стран. Вторая существенная особенность данного сценария интеграционной динамики детерминируется тем, что политическая демократизация началась в указанных странах до того, как сложились элементы современного рынка. Третья особенность существующей модели интеграции заключается в том, что реализация ее ключевых задач происходит при одновременном разрешении

не во всем совпадающих по времени проблем: изменение старой общественно-политической системы и проведение коренной экономической реформы, призванной обеспечить переход к социально ориентированной рыночной экономике, осуществляются разноскоростными методами. Четвертая особенность предопределяется тем, что выбран путь быстрой, радикальной, ни за кем не следующей и никого не догоняющей, самостоятельно осуществляющейся по собственной модели развития своеобразной модернизации. Пятая особенность интеграционного варианта развития России, Беларуси и Казахстана по пути их социально-политического, экономического и социокультурного сближения и сплочения воплощается в этатизме, то есть в решающей роли государства в реформировании и обновлении социально-политической и экономической систем, в действии мобилизационного механизма функционирования государства. Шестая особенность вырисовывается в становлении принципиально новой системы социальной стратификации общества, отличительными чертами которой становится возрастание значимости научно-интеллектуальной элиты и частного предпринимательства, в переходе трех союзных стран в информационное общество, базирующееся на инновационной экономике. Седьмая особенность данной модели проявляется в том, что это межгосударственное интеграционное объединение функционирует на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ. Восьмая ее особенность заключается в том, что интеграционные процессы охватывают не только экономическую сферу (что является в них решающим фактором), но и включают в свою орбиту также политическую и социокультурную интеграции. Наконец, девятая отличительная черта данной модели состоит в формировании и функционировании наднациональных политических структур, играющих важную конструктивную роль в осуществлении объединительных процессов (рисунок).

Указанные структуры являются основными скрепами, соединяющими в единое экономическое пространство колоссальный рынок с более чем 170 млн потребителей, со свободным перемещением капиталов, товаров, услуг и рабочей силы. В таких условиях приоритетную значимость приобретают согласованные действия в решающих институциональных областях: в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сферах сельскохозяйственных субсидий, а затем - в выработке и реализации единой визовой и миграционной политики, базирующейся на единых стандартах и требованиях к товарам и услугам.

Если дать обобщенную оценку создаваемой модернизационной интеграционной модели геостратегического трехстороннего взаимодействия, то следует подчеркнуть, что создается и получает благоприятное социально-политическое и экономическое пространство для своего эффективного функционирования наднациональное объединение, имеющее все необходимые предпосылки и возможности, чтобы превратиться в один из полюсов современного многополярного мира и одновременно стать одним из центров сосредоточения силы

Модель интеграционных процессов в Беларуси, России и Казахстане в рамках ЕАЭС

в этом динамично и противоречиво, нелинейно развивающемся мире. Поскольку данное межгосударственное объединение является в своей сущности наднациональным, постольку его принципиальное своеобразие заключается в наличии надгосударственных структур.

Однако функционирование надгосударственных структур ни в коем случае не означает какого-либо ущемления или недооценки национальных интересов. В условиях нарастающей глобальной нестабильности и развертывания турбулентных процессов создание и функционирование наднационального межгосударственного объединения обусловливается собственными национальными интересами каждой суверенной страны и складывающимся стратегическим схождением исторических судеб и перспектив развития народов этих стран.

Важное значение в интеграционной модернизации России, Беларуси и Казахстана имеет оставшаяся от Советского Союза производственная специализация, общее языковое пространство, традиционные научно-образовательные и культурные связи. Интеграционные трансформации в этих государствах могут быть успешными и эффективными только в том случае, когда станут эффективными объединенные усилия этих стран в обеспечении их коллективной безопасности, что имеет судьбоносное значение в ситуации нарастающей неустойчивости глобального экономического, финансового, научно-технического,

информационного развития, порождающей источники новых вызовов и угроз. В этом контексте важную конструктивную и сдерживающую роль выполняет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), активными действующими акторами которого являются и Россия, и Беларусь, и Казахстан.

Интеграционное взаимодействие указанных стран осуществляется по принципам синергетического сложения и умножения сил экономических, политических, финансовых, научно-технических, социокультурных, но одновременно оно все более отчетливо приобретает характер открытого разомкнутого проекта, открытого для вступления в Единое экономическое пространство других суверенных стран.

Краеугольным принципом формирования и успешного функционирования не декларативного, а реально и эффективно действующего интегратив-ного объединения модернизированного типа России, Беларуси и Казахстана, а впоследствии Армении, Кыргызстана и других стран в Едином экономическом пространстве, а затем и в Евразийском союзе может и должно быть равенство партнеров. Причем желательно, чтобы такое равенство было многогранным и всеобъемлющим. Оно должно включать и равенство условий хозяйствования на всем интегративном экономическом пространстве, и равный доступ к единой энергетической и транспортной системам, и единые правовые установления в социальной сфере. Лишь в таком случае интеграционные взаимодействия будут прочными, взаимоприемлемыми и эффективно действующими. Хорошо скоординированная и взаимодействующая во всех своих компонентах интегрированная социально-экономическая система позволит создать прочную основу для Единого экономического пространства и надстраивающейся над ней интегрированной социально-политической системой, реализующей свои функции и задачи посредством деятельности надгосудар-ственных административно-исполнительных органов.

Следует подчеркнуть, что все более многосторонняя и глубокая интеграция в рамках межгосударственного союза России, Беларуси и Казахстана ни в коей мере не означает игнорирования национальных интересов какой-либо из этих стран, либо ущемления национальных суверенитетов. Сохранение и упрочнение суверенитета - это тот незыблемый фундамент, на котором выстраивается и действует любой вариант межстрановой интеграции.

Разрабатывая интеграционную стратегию и претворяя ее в эффективно реализуемую практику, партнеры по Единому экономическому пространству и присоединяющиеся к ним страны выражают готовность развивать интеграционные взаимодействия в осях координат Восток-Запад, Север-Юг. Речь идет, прежде всего, о возможности и желательности развития интеграционных взаимодействий с Евросоюзом. Это позволит объединенными взаимными усилиями создать гармоничную экономическую и человеческую интеграцию на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана. Такая интеграционная деятельность может стать надежной и эффективной лишь в том случае, когда она

охватывает не только общий рынок товаров и услуг, общий рынок рабочей силы, но и общее научно-техническое, образовательное и социокультурное пространство, будет находить реализацию в широком цивилизационном и межкультурном диалоге, в содружестве национальных культур, мировых культурных ценностей.

Очень важно, что большая часть населения трех интегрирующихся стран поддерживает развитие интеграционных связей между ними. Проведенный в 2020 г. социологический опрос в Беларуси зафиксировал, что две трети населения республики (66,4 %) с одобрением относятся к развертыванию интеграции Беларуси, России и Казахстана в Единое экономическое пространство, причем 34,9 % респондентов поддерживают такое интеграционное объединение полностью.

Мощным локомотивом интеграционных процессов в стратегическом треугольнике Беларусь-Казахстан-Россия выступает Союзное государство Беларуси и России. Оно добивается не только высокого уровня индустриальной капитализации, но и обеспечения социальных гарантий населения, его медицинского обслуживания и широкого доступа к образованию, серьезных успехов в осуществлении военно-оборонительной политики и в других сферах общественного развития. Все это становится мощным долговременным действующим фактором качественных позитивных экономических, социокультурных и политических преобразований в данных странах и обеспечения международной безопасности.

Однако следует иметь в виду, что экономическая взаимозависимость стран, входящих ЕАЭС, наталкивается на определенные препятствия и трудности, не всегда во взаимоотношениях соблюдаются принципы равенства и справедливости. Для преодоления таких трудностей необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности экономической системы и рассчитанных до 2030 г. Следует акцентировать внимание не только на объективных факторах данного процесса (скажем, рост ВВП в расчете на душу населения или среднего дохода потребителей), но и на субъективных факторах (интересы, вкусы, предпочтения, ценностные ориентации людей), оказывающих регулирующее влияние на их экономическое поведение и реализующихся в их социальных отношениях и взаимодействиях. Последние же регулируются действующими в обществе стандартами поведения, нормами и ценностями культуры, социальными институтами, которые в своей совокупности составляют систему социальных механизмов развития экономики.

Успешная экономическая интеграция входящих в ЕАЭС государств создает достаточно благоприятные условия и возможности для развития идентификационных процессов, выходящих за границы отдельных стран и развивающихся в межстрановых интеграционных взаимодействиях. Важнейшим фильтром и конкретным воплощением интеграционной социодинамики на широких про-

сторах данного образования становится реальная коммуникация между гражданами тех или иных стран - членов этого сообщества.

Важное место во взаимодействии друг с другом народов ЕАЭС занимают насыщенные любовью, заботой, взаимоподдержкой межнациональные семьи. Такие семьи в настоящее время не редкость. По статистике в Беларуси около 7 % браков заключаются с иностранцами. Причем география иностранных женихов и невест очень разнообразна, но чаще всего это граждане СНГ (78 %), половина из которых россияне, причем невест-россиянок оказалось в несколько раз больше, чем женихов-россиян. Принять решение о создании межнациональной семьи не очень просто, ведь в такой ситуации происходит наслоение друг на друга различных особенностей гражданства, религии, культуры, бытовых традиций. Поэтому такой шаг не должен предприниматься опрометчиво, он требует высокой нравственной и гражданской ответственности.

Существенную роль в упрочении транснациональной интеграционной деятельности выполняют регулярно проходящие форумы регионов России и Беларуси, во время осуществления которых обсуждается и решается круг проблем, интересующих народы этих стран. Конкретный пример такого взаимодействия сотрудничества представляет целая серия конкретных взаимодействий, о проведении которых договорилась наша страна с делегацией Приморского края в августе 2020 г. во время работы VII Форума регионов России и Беларуси. Приморчане очень заинтересованы в приобретении минских электробусов и автобусов нового поколения: таких в Приморье пока еще нет. В 2019 г. Беларусь и Приморский край наторговали на 19,2 млн долларов. За январь-июль 2020 г. товарооборот превысил 9 млн долл., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17 %. Делегация Приморского края высказала глубокую заинтересованность в активном участии белорусских строителей при возведении космодрома «Восточный», который строят вблизи города Циолковский в Амурской области. Первую очередь этого строительства завершили в 2016 г., а возведение его второй очереди началось в 2019 г.

Учитывая высокую оценку приморцами продукции агропромышленной сферы Беларуси, наша страна будет наращивать экспорт в Приморье белорусской мясомолочной продукции, детского питания, семян и другого посадочного материала.

Проведенные в последнее время в России и Беларуси социологические исследования убеждают, что у Союзного государства существует перспективное будущее как у стержневого, стратегически важного звена евразийской интеграции. Белорусский экспорт в Россию составляет 15 млрд долл. в год. По товарообороту за 2019 г. доля Российской Федерации занимает практически половину в Беларуси - 48 %. Поэтому народы наших стран всеми своими помыслами, стремлениями и практическими действиями всячески поддерживают упрочение и развитие Союзного государства, равно как и в целом ЕАЭС.

Список использованных источников

1. Евразийская экономическая интеграция - 2019 : докл. № 52 / Евразийский банк развития. -М. : ЦИИ ЕАБР, 2019. - 140 с.

2. Бабосов, Е. М. Основные тренды формирования транснациональной идентификации в интеграционных процессах функционирования Евразийского союза / Е. М. Бабосов // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество : ежегодник / РАН, ИНИОН. - М., 2021. -Вып. 4, ч. 1. - С. 30-34.

3. Бурдьё, П. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «региона» / П. Бурдьё // АЬ ¡трепо. - 2002. - № 3. - С. 45-60.

4. Кортунов, С. В. Национальная идентичность. Постижение смысла / С. В. Кортунов. -М. : Аспект Пресс, 2009. -. С. 7-28.

5. Хантингтон, С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / С. Хантингтон. - М. : АСТ, Транзиткнига, 2008. - С. 50-53.

6. Ядов, В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3-4. - С. 158-181.

Поступила 30.10.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.