Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА'

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
29
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / союзное государство / евразийская интеграция / транснациональная идентификация / идентичность / антиконституционные протестные действия / Eurasian Economic Union / union state / Eurasian integration / transnational identification / identity / anticonstitutional protest actions
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА»

Бабосов Е.М.

д.филос.н., академик НАН Беларуси, профессор Института социологии НАН Беларуси, Минск

babosov@yandex.ru

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

ЕВРАЗИЙСКОГО СОЮЗА

Ключевые слова: ЕАЭС, союзное государство, евразийская интеграция, транснациональная идентификация, идентичность, антиконституционные протестные действия.

Keywords: Eurasian Economic Union, union state, Eurasian integration, transnational identification, identity, anti-constitutional protest actions.

Экономической основой ЕАЭС является успешное развитие экономики стран, входящих в данное межгосударственное объединение. Объем товарооборота во взаимной торговле в рамках данного объединения в 2019 году составил 61 млрд. долларов, или 101,3% к уровню 2018 года. Средняя цена на товары единого рынка снизилась на 0,4%. Кроме улучшения социально-экономических показателей важную роль в развитии стран ЕАЭС выполняет создание и активное действие договорно-правовой базы многостороннего сотрудничества в различных сферах - заключено 215 таких договоров. Это существенно важно для пространства и общих правил экономических взаимодействий на внешних рынках с населением 170 млн. человек в масштабах совокупного экономического потенциала, превосходящего 4% глобального ВВП. Очень значимо создание антикризисного фонда с капиталом 10 млрд. долларов. Нельзя не учитывать принципиальную значимость приобретения правительственными структурами стран-участников межгосударственного объединения практического опыта руководства данным интеграционным сообществом.

Важнейшим фактором и конкретным воплощением интеграционной социодинамики в широком пространстве ЕАЭС становится реальная коммуникация между гражданами входящих в него стран. Примечательно, что более 80% граждан Армении и Кыргызстана, свыше половины жителей Беларуси и Казахстана поддерживают постоянные связи с родственниками, друзьями, коллегами других стран, входящих в данное интеграционное объединение, прежде всего в России. Жить и работать большинство граждан государств Союза предпочитают на просторах ЕАЭС. На этих просторах создаются и работают транснациональные компании, корпорации - к тому же создается и действует единая система идентификации участников внеэкономической деятельности1.

Социально-экономическим и общественно-политическим ядром ЕАЭС, его активно действующим стержнем на протяжении второго десятилетия ХХ1 века является союз Беларуси, России и Казахстана. Своеобразие и сложность осуществления интеграционного союза этих трех государств определяется тем, что в данных суверенных государствах, возникших на развалинах рухнувшего Советского Союза, происходит не только смена социально-политических режимов, но и коренное изменение общественного строя. Как раз в этом и заключается первая отличительная особенность интеграционного взаимодействия трех стран. Вторая очень существенная особенность этого сценария интеграционной динамики детерминируется тем, что политическая демократизация началась в названных странах до того, как сложились элементы современного рынка. Третья особенность данной модели интеграции заключается в том, что реализация ее ключевых задач происходит при одновременном разрешении не во всем совпадающих во времени проблем: изменение старой общественно-политической системы и проведение коренной экономической реформы, призванной обеспечить переход к социально ориентированной рыночной экономике, осуществляется по разноскоростным трендам. Четвертая особенность предопределяется тем, что выбран путь быстрой, радикальной, ни за кем не следующей и никого не догоняющей, самостоятельно осуществляющейся по собственной модели развития своеобразной модернизации. Пятая особенность интеграционного варианта развития России, Беларуси и Казахстана по пути их социально-политического, экономического и социокультурного сближения и сплочения воплощается в этатизме, т.е. в решающей роли государства в реформировании и обновлении всей социально-политической и экономической системы, в действии мобилизационного механизма функционирования государства. Шестая особенность этой модели вырисовывается в становлении принципиально новой системы социальной стратификации общества, отличительными чертами которой становится возрастание значимости научно-интеллектуальной элиты и частного предпринимательства в переходе трех союзных стран в информационное общество, базирующееся на инновационной экономике. Седьмая особенность данной модели проявляется в том, что это межгосударственное интеграционное объединение функционирует на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета и неприкосновенности государственных границ. Восьмая ее особенность заключается в том, что интеграционные процессы охватывают не только экономическую сферу (что является в них решающим), но и включают в свою орбиту

1 См. доклад «Евразийская экономическая интеграция» / Евразийский банк развития. 2019. - № 52.

30

также политическую и социокультурную интеграцию. Наконец, девятая отличительная черта данной модели состоит в формировании и функционировании наднациональных политических структур, играющих важную конструктивную роль в осуществлении объединительских процессов (рис. 1).

Основными скрепами, соединяющими в единое экономическое пространство колоссальный рынок с более чем 170 млн. потребителей, со свободным перемещением капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, становятся согласованные действия в решающих институциональных областях: в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сферах сельскохозяйственных субсидий, а затем в выработке и реализации единой визовой и миграционной политике, базирующейся на единых стандартах и требованиях к товарам и услугам.

Рисунок 1.

Модель интеграционных процессов ЕАЭС

Если дать обобщенную оценку создаваемой модернизационной интеграционной модели геостратегического трехстороннего взаимодействия, то следует подчеркнуть, что получает благоприятное социально-политическое и экономическое пространство для своего эффективного функционирования наднациональное объединение, имеющее все необходимые предпосылки и возможности, чтобы превратиться в один из полюсов современного многополярного мира и одновременно стать одним из мощных центров сосредоточения силы в этом динамично и противоречиво развивающемся мире. Поскольку данное межгосударственное объединение является в своей сущности наднациональным, постольку его принципиальное своеобразие заключается в наличии надгосударственных структур. Важнейшие из них: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками государств участников ЕАЭС, Межпарламентская Ассамблея, Антитеррористический центр ЕАЭС, Исполнительный Секретариат, Экономический совет, Экономический суд ЕАЭС. Однако функционирование надгосударственных структур ни в коем случае не означает какого-либо ущемления или недооценки национальных интересов. В условиях нарастающей глобальной нестабильности и развертывания глобальных турбулентных процессов создание и функционирование наднационального межгосударственного объединения обусловливается собственными национальными интересами каждой суверенной страны и складывающимся стратегическим схождением исторических судеб и перспектив развития народов этих стран.

Особое значение в интеграционной модернизации России, Беларуси и Казахстана имеет оставшаяся от Советского Союза производственная специализация, общее языковое пространство, традиционные научно-образовательные и культурные связи. Интеграционные трансформации в этих государствах могут быть успешными и эффективными только в том случае, когда станут эффективными объединенные усилия этих стран в обеспечении их коллективной безопасности, что имеет судьбоносное значение в ситуации нарастающей неустойчивости глобального экономического, финансового, научно-технического, информационного развития, порождающей источники новых вызовов и угроз. В этом контексте важную конструктивную и сдерживающую роль выполняет Организация Договора о коллективной безопасности, активными действующими акторами которого являются и Россия, и Беларусь, и Казахстан. Эта международная организация за последние пять лет осуществила целый ряд мероприятий по обеспечению безопасности. В частности, в ее структуре создан и функционирует центр по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, центр информационных технологий, в котором ведется подготовка специалистов в сфере информационных противодействий

идеологическим атакам. Осуществляется выявление преступных группировок, специализирующихся на торговле людьми. Регулярно проводятся совместные военные учения, способствующие повышению боеспособности и боеготовности вооруженных сил трех государств, их стратегическому, тактическому и оперативному взаимодействию. По инициативе Беларуси начата подготовка миротворческого потенциала Организации Договора о коллективной безопасности, оснащение коллективных сил оперативного реагирования самым современным вооружением, новейшими, эффективно действующими средствами связи, отработка полной готовности интернациональных частей этой организации к совместным действиям, включая возможность быстрой переброски по воздуху, что повышает эффективность возможного противодействия потенциальным военным вызовам и угрозам. Достигнута договоренность о создании коллективных сил оперативного реагирования, в том числе и на чрезвычайные ситуации.

Интеграционное взаимодействие России, Беларуси и Казахстана осуществляется по принципам синергетиче-ского сложения и умножения сил экономических, политических, финансовых, научно-технических, социокультурных, но одновременно оно все более отчетливо приобретает характер открытого разомкнутого проекта, открытого для вступления в Единое экономическое пространство других суверенных стран-участниц.

Краеугольным принципом формирования и успешного функционирования не декларативного, а реально и эффективно действующего интегративного объединения модернизированного типа России, Беларуси и Казахстана, а впоследствии Армении, Таджикистана и других стран в Едином экономическом пространстве, а затем и в Евразийском союзе может и должно быть равенство партнеров. Причем желательно, чтобы такое равенство было многогранным и всеобъемлющим. Оно должно включать и равенство условий хозяйствования на всем интегративном экономическом пространстве, и равный доступ к единой энергетической и транспортной системам, и единые правовые установления в социальной сфере. Лишь в таком случае интеграционные взаимодействия будут прочными, взаимоприемлемыми и эффективно действующими. Хорошо скоординированная и взаимодействующая во всех своих компонентах интегрированная социально-экономическая система позволит создать прочную основу для единого экономического пространства и надстраивающейся над ней интегрированной социально-политической системы, реализующей свои функции и задачи посредством деятельности надгосударственных административно-исполнительных органов.

Следует подчеркнуть, что все более многосторонняя и глубокая интеграция в рамках межгосударственного союза России, Беларуси и Казахстана ни в коей мере не означает игнорирования национальных интересов какой-либо из этих стран, либо ущемления национальных суверенитетов. Сохранение и упрочнение суверенитета - это тот незыблемый фундамент, на котором выстраивается и действует любой вариант межстрановой интеграции.

Разрабатывая интеграционную стратегию и претворяя ее в эффективно реализуемую практику, партнеры по Единому экономическому пространству и присоединяющиеся к ним страны выражают готовность развивать интеграционные взаимодействия в осях координат Восток-Запад, Север-Юг. Речь идет прежде всего о возможности и желательности развития интеграционных взаимодействий с Евросоюзом. Это позволит объединенными взаимными усилиями создать гармоничную экономическую и человеческую интеграцию на огромном пространстве от Атлантики до Тихого океана. Такая интеграционная деятельность может стать надежной и эффективной лишь в том случае, когда она охватывает не только общий рынок товаров и услуг, общий рынок рабочей силы, но и общее научно-техническое, образовательное и социокультурное пространство, будет находить реализацию в широком цивилизационном и межкультурном диалоге, в содружестве национальных культур, мировых культурных ценностей.

Этот многоаспектный процесс представляет собой развертывание социального взаимодействия конкретного индивида с определенной социальной группой, социальным статусом, типом или ролью поведения. Говоря иными словами, он немыслим без и вне субъектно-индивидуального начала, но осуществляется, атрибутируется, проявляется только в объектно-реализуемых взаимодействиях с вполне определенной социально группой или общностью. Этот субъектно-объектный характер идентификационного процесса как раз и несет в себе исходное начало его структурно-стратификационной роли.

Дело в том, что идентификация в своем содержательном наполнении выступает не только в качестве адеквати-зации индивидом самого себя, но и как процесс аналогизации его определенному социальному объекту, представленному чаще всего той или иной социально-структурированной общностью - семья, трудовой коллектив, религиозная община, субкультурная группа и т.п.

Такая адекватизация индивида с социальной общностью происходит на основании каких-либо деталей сходства или тождества, включенности в одни и те же, либо похожие процессы и виды деятельности или же на основании какой-либо дифференциации существенного различия. Этот процесс можно интерпретировать как специфическую форму социализации индивида, проявляющуюся в принятии субъектом определенных условий и предписаний вхождения в социальную группу или организацию, социальный институт. В нем, с одной стороны, проявляются сущностно типические особенности «Я», представляющего собой специфически индивидуальное выделение субъектом познания и действия самого себя среди других личностей из социального окружения, но, с другой стороны, воплощаются адеква-тизируемые этим индивидом особенности, ценностные ориентации, смысложизненные установки и типы деятельности, характерные для того социально-структурного объединения людей, в который он включается и стремится своими поступками соответствовать принятым в нем нормам поведения.

Идентификация - это процесс отождествления индивидом самого себя с другими индивидами, социальными группами и/или общностями, ценностными стандартами и образцами поведения. Она формируется, закрепляется либо трансформируется в результате социального взаимодействия и помогает индивиду овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать определенные социальные нормы и роли. Объектами данного процесса могут быть различные социальные общности, а также герои художественных произведений. Идентификация является социально-психологическим механизмом социализации личности, формирования и развития ее социальных качеств.

Такое понимание идентификации позволяет концептуализировать понятие «идентичность», являющееся результатом развития охарактеризованного процесса.

Идентичность - это субъективное переживание человеком своей индивидуальности в качестве тождественной самой себе целостности. Она представляет собой не свойство, а отношение, формирующееся, закрепляющееся, а иногда и трансформирующееся только в процессе социального взаимодействия. Идентичность может проявляться по отношению к социальным феноменам трех уровней: а) человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном его представителе; б) определенная социальная общность людей (национальная, территориальная, профессиональная, социокультурная, конфессиональная, возрастная, половая и др.); в) отдельная личность в конкретной уникальности своего реального существования. В субъективном восприятии каждого индивида в большей или меньшей степени представлены все три уровня. Идентичность современного человека определяется его сознательной ориентацией на определенный образ жизни, конкретную систему ценностных предпочтений и образцов поведения, в которых он формирует свою тождественность с определенной социальной группой, культурой, политической системой.

Стратегической значимостью в существовании интеграционных процессов функционирования Евразийского Союза обладает сложный и многогранный феномен транснациональной идентичности. Его можно сформулировать следующим образом: транснациональная идентичность - это комплекс идейно-политических и социокультурных ори-ентаций и предпочтений личностей и социальных групп, предполагающих возможность отождествимости их носителей (субъектов) с определенным этнонациональным сообществом.

В условиях современного модернизирующегося информационного и цифровизирующегося общества, в котором существенно возрастает значимость креативности мышления и действия людей во всех сферах жизнедеятельности, исходным началом исследования различных типов идентификации является выявление социологическими характеристиками основных параметров становления и действия личностной идентичности различных индивидов. Когда мы анализируем самоидентификацию, осуществляющуюся в жизнедеятельности конкретных индивидов, то речь идет не только о тождественности личности самой себе, но и об ее целостности, способности оставаться самой собой при любых обстоятельствах и в любых отношениях с другими людьми. В этих характеристиках проявляются сущностные, типические особенности «Я», представляющего собой специфически-индивидуальное выделение субъектом познания и действия самого себя среди других личностей из окружающей социальной среды, с учетом своей индивидуально-социальной целостности, а также временных рамок прошлого, настоящего и будущего. Чем органичнее связаны эти три темпоральных модуса бытия личности, тем более социально развитой и интересной для других становится данная личность.

Очень важно, что большинство население трех интегрирующихся стран поддерживает развитие интеграционных связей между ними. Проведенный в 2020 году социологический опрос в Беларуси зафиксировал, что две трети населения республики (66,4%) с одобрением относятся к развертыванию интеграции Беларуси, России и Казахстана в Единое экономическое пространство, причем 34,9% респондентов поддерживают такое интеграционное объединение полностью. Еще более высокий уровень поддержки этой интеграционной конфигурации зафиксирован социологами в Краснодарском крае: поддерживают ее 70,8% его жителей, причем полностью - 41,1% респондентов.

Мощным локомотивом интеграционных процессов в стратегическом треугольнике: Беларусь-Казахстан-Россия является Союзное государство Беларуси и России. Оно добивается не только высокого уровня индустриальной капитализации, но и обеспечения социальных гарантий населения, его медицинского обслуживания и широкого доступа к образованию, серьезных успехов в осуществлении военно-оборонительной политики и многих других сфер общественного развития. Все это становится мощным долговременным действующим фактором как качественных позитивных экономических, социокультурных и политических преобразований в данных странах, так и обеспечения международной безопасности.

Нельзя оставлять без внимания и реагирования тот факт, что у ЕАЭС имеются как зарубежные, так и внутренние (в гораздо меньшей степени) недоброжелатели. В период подготовки, проведения и, главным образом, после состоявшихся в августе 2020 года президентских выборов в Беларуси была осуществлена тщательно спланированная, хорошо организованная акция по инициативе и при немалой финансовой поддержке, с привлечением наемных боевиков из России, Украины и других стран, влиятельных политических и финансово-промышленных кругов стран Запада, направленная на то, чтобы вырвать эту страну из системы евразийской интеграции. Следует напомнить, что американское агентство по международному развитию (и8РГО) в 2019-2020 годах выделило 8,5 млн. долларов на «поддержку демократии», «многопартийности», и «свободы СМИ» в Беларуси. А реальными организаторами хорошо проплаченных антипрезидентских, антиправительственных, антиомоновских провокационных протестных выступлений в Беларуси стали американские сотрудники пропагандистского информационного центра под Варшавой и подобного же рода центры в Чехии и Литве. Они развернули против Беларуси «гибридную войну» с предполагаемым перерастанием ее в «цветную революцию», преследующую цель организовать в стране гражданскую войну и низвергнуть президентскую власть. В соседней Польше на уровне премьер-министра со всеми почестями принимали в сентябре 2020 года в качестве «пани президента» Светлану Тихановскую - белорусскую домохозяйку, набравшую во время президентских выборов 10,09% голосов избирателей. Такой провокационный акт вызвал недоумение и критику большинства белорусов, тем более, что избранный Президент А.Г. Лукашенко победил на выборах, набрав более 80% голосов.

Вопреки логике и здравому смыслу антигосударственными белорусскими оппозиционными группировками, финансируемыми из стран Запада, спираль провокационных действий разворачивалась и в октябре, и в ноябре 2020 года. Блуждающая по западноевропейским странам С. Тихановская (разумеется, не за свои деньги) утверждает, что 2020 год следует признать годом «рождения новой, свободной Беларуси». Другой лидер белорусской оппозиции Павел Латушко, сбежавший в соседнюю Польшу, мечтает о создании правительства за пределами нашей страны, а затем

добавляет: «Наш путь к свободе оказался марафоном - но мы уже не сойдем с дистанции. Никто, кроме нас, не освободит наших родных из тюрем и не вернет домой всех, кому пришлось уехать. К той жизни уже не вернуться»1.

В такой послевыборной ситуации властные структуры и правоохранительные органы республики, в противодействии протестным выступлениям «маршам солидарности» действовали решительно и жестко: только в первую неделю после президентских выборов было арестовано 6,5 тысяч организаторов и активных участников уличных беспорядков в Минске и других городах республики. Организаторы проведения несанкционированных протестных действий призывали к забастовкам и невыполнению законов страны (например, к неуплате налогов, к невыполнению приказов органов правопорядка), использовали антигосударственную символику, в частности, бело-красно-белые флаги, под которым во время Великой Отечественной войны совершались страшные преступления против белорусского народа. Они проводили инструктаж молодых людей, обучали тому, как действовать во время уличных выступлений, прыгать ногами вперед на щиты омоновцев, готовить и использовать коктейли Молотова. Через социальные сети и телеграмм-каналы транслировались призывы к неповиновению властям. В своем стремлении придать антигосударственным действиям скоординированной организованности, группа активных участников протестных выступлений заявила о создании так называемого «координационного совета», основная цель которого - «организация и передача власти». Поборники антиконституционной «смены власти» требуют, чтобы Беларусь вышла из ЕАЭС, из ОДКБ и всех других интеграционных объединений на территории бывшего СССР. Если бы это осуществилось, страна превратилась бы в марионетку стран Запада и кандидата в члены НАТО, а враждебные России танки оказались бы под Смоленском. Разумеется, в противодействии осуществлению такого разворота событий Президент Беларуси А.Г. Лукашенко распорядился существенно усилить группировку вооруженных сил на Западной границе страны, а Президент России В.В. Путин предупредил о подготовке резервных сил для помощи Беларуси.

Проведенные в последнее время в России и Беларуси социологические исследования убеждают, что у Союзного государства существует перспективное будущее как у стержневого, стратегического важного звена евразийской интеграции. Белорусский экспорт в Россию составляет 15 миллиардов долларов в год. По товарообороту в 2019 г. то доля Российской Федерации составляла практически половину в Беларуси - 48 процентов. Поэтому народы наших стран всеми своими помыслами, стремлениями и практическими действиями всячески поддерживают упрочение и развитие Союзного государства Беларусь - Россия, равно как и в целом евразийскую интеграцию стран-участниц ЕАЭС.

Если учитывать обобщенные данные по всем участвовавшим в опросе белорусским респондентам, то оказывается, что примерно половина из числа опрошенных положительно оценивают участие Беларуси в Союзном государстве, в ЕАЭС, в СНГ и перспективы евразийской интеграции. Но существует достаточно существенная дифференциация в таких оценках в зависимости от включенности опрашиваемых в ту или иную возрастную когорту. К примеру, участие Беларуси в Союзном государстве одобряет 46,2% респондентов из лиц старше 65 лет, но только 19,8% молодых людей моложе 25 лет. Перспективы развития Союзного государства высоко оценивают представители самой старшей возрастной группы (43,3%), но только 18,8% лиц самой младшей возрастной группы, а на перспективу развития ЕАЭС смотрят оптимистично соответственно 45,5 и 19,6%.

Сходные тенденции в развитии общественного мнения фиксируют и социологические опросы, осуществленные в Российской Федерации. Проводимое в России в сентябре 2020 года социологическое исследование показало, что 37,0% опрашиваемых респондентов из самой старшей возрастной когорты (старше 65 лет) утверждают, что Беларусь и Россия должны строить отношения по принципу равноправного союза двух государств с созданием наднациональных органов управления. Такой же позиции придерживаются 14,9% молодых людей в возрасте 25 лет (в 2,5 раз меньше). В то же время 83,2% респондентов самой младшей возрастной группы (до 25 лет) респондентов полагают, что Беларусь должна быть независимым государством и выстраивать свои отношения с Россией на основе межгосударственных договоров. Такую точку зрения разделяют 55,1% респондентов самой старшей возрастной когорты (старше 65 лет). Считают целесообразным вхождение Беларуси в состав Российской Федерации в качестве ее субъекта 1,9% молодых людей в возрасте 25 лет и 7,5% (почти в четверо больше) респондентов самой старшей когорты. Существенные различия между людьми различных возрастов выявлены в оценках вхождения Беларуси в состав государств-членов Евразийского экономического союза и государств-членов Европейского Союза. Среди российских респондентов хотели бы видеть Беларусь через 5-10 лет членом ЕАЭС 6,5% людей молодых возрастов и 21,3% самых пожилых людей (в 3,3 раза больше), а членом ЕС 30,5% лиц самой молодой когорты и только 6,4% людей самых пожилых возрастов (в 4,8 раза меньше).

Разумеется, все эти различия необходимо учитывать при организации и проведении идейно-воспитательной работы среди различных возрастных групп населения.

1 Аргументы и факты в Беларуси. - Минск, 2020. - № 44 (670), 3 ноября. - С. 2; № 45 (679), 10 ноября. - С. 2.

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.