25. Ходжсон Дж. Экономическая теория и институты: Манифест современной институциональной экономической теории / Дж. Ходжсон. - М.: Дело, 2003. - 403 с.
Кудряшов В.С.
к. э. н., директор проектов научно-исследовательской лаборатории россиеведения,
евразийства и устойчивого развития Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте РФ г. Санкт-Петербург
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И МИРОВАЯ ПРАКТИКА
Аннотация. В статье раскрыты этапы экономической интеграции в Содружестве Независимых Государств (СНГ), которые привели к формированию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В результате сформулирован вывод о том, что формирование ЕАЭС, как и Союзного государства России и Беларуси, является логическим продолжением усилий по многоуровневому и разноскоростному углублению интеграции в рамках СНГ. Вследствие этого успех ЕАЭС способен оказать необходимый демонстрационный эффект и создать реальную экономическую основу для возрождения забытой идеи углубления интеграции в СНГ, подтолкнуть осторожный, последовательный и эволюционный переход от зоны свободной торговли к экономическому союзу стран СНГ.
Ключевые слова: международная экономическая интеграция, ВТО, СНГ, ЕАЭС, торговые соглашения, экономическое сотрудничество.
Kudryashov V.S.
PhD in Economics, director of projects research laboratory of Russian studies, eurasianism and sustainable development of Northwest institute of management of a RANEPA under the
President of the Russian Federation St. Petersburg
INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION: THEORETICAL ASPECTS AND WORLD PRACTICE
Abstract. The article reveals the stages of economic integration in the Commonwealth of Independent States (CIS), which led to the formation of the Eurasian economic Union (EAEU). As a result, it is concluded that the formation of the
EAEU, as well as the Union state of Russia and Belarus, is a logical continuation of efforts to multilevel and multi-speed deepening of integration within the CIS. As a result, the success of the EAEU can have the necessary demonstration effect and create a real economic basis for the revival of the forgotten idea of deepening integration in the CIS, push a cautious, consistent and evolutionary transition from the free trade zone to the economic Union of the CIS countries.
Key words: international economic integration, WTO, CIS, EAEU, trade agreements, economic cooperation.
Международная экономическая интеграция - характерная черта современного этапа формирования мировой экономики. Международная экономическая интеграция - это процесс экономического и политического объединения стран на основе развития крепких стабильных взаимоотношений и деления труда между национальными хозяйствами, взаимодействия экономик в различных формах и на различных уровнях.
Международная экономическая интеграция выражается в следующем:
сотрудничество между экономиками разных стран и их полное или частичное объединение;
- ликвидация барьеров в перемещении услуг, товаров, рабочей силы, капитала между этими странами;
- сближение рынков стран с целью формирования единого рынка;
- удаление различий между экономическими единицами, относящимися к разным странам;
- отсутствие дискриминации иностранных партнеров в любой экономике.
Правовые предпосылки для международной экономической интеграции - это политическая воля лидеров стран, общность исторически развитых культурных отношений стран с общими территориальными границами, договорные отношения государств с примерно равным уровнем экономического развития, сходство экономических проблем, возникающих у стран, входящих в интеграционные объединения - инфляции, темпы роста, занятости населения [3].
Существует ряд условий, при которых интеграция может быть успешной:
экономика интегрирующих стран должна быть примерно на одном уровне;
- все страны-участники интеграции должны находиться в стадии роста: политически, экономически, культурно;
- надо принимать политические решения на уровне правительств стран-участниц международной экономической интеграции;
- предпочтительно наличие общих границ, географического расположения государств;
- необходимо определить лидера интеграции. Международная экономическая интеграция может принимать различные формы [1].
Среди факторов, способствующих развитию интеграционных процессов, можно выделить: глобализацию хозяйственной жизни общества, международное разделение труда, повышение открытости национальных экономик, а также развитие и совершенствование научно-технических достижений и многое другое.
Феномен глобализации, наиболее активно проявивший себя в конце 20 века и активно распространяющий в 21 веке, внес неоценимый вклад в объединение многих государств в самых разных сферах жизни. Глобализация начала объединять разрозненные государства в единую систему, где каждое национальное хозяйство оказывается «элементом единого экономического организма», как пишет Ю.В. Шишков. Объединение таких различных друг от друга национальных обществ проявилось и в перенимании многих культурных особенностей, вовлеченных в глобализацию стран (не без помощи глобальной сети Интернет), и в реализации совместных направлений в политической сфере, и, конечно, за счет налаживания контактов в экономической среде [9].
Значительно способствовали развитию международной интеграции транснациональные корпорации (ТНК), возникшие в начале 20 в. Их появление относят ко временам окончания Второй мировой войны, когда многие страны ослабили контроль за движением капиталов, а эти компании научились инвестировать свои финансовые ресурсы в другие страны и обходить их таможенные барьеры.
В большинстве случае головные организации ТНК находятся в развитых странах, а свои филиалы они открывают в наименее развитых или развивающихся странах. Вторые и третьи, конечно же, сами осознают преимущества от такого проникновения. Благодаря открытию филиалов транснациональных корпораций удается познакомиться с новыми производственными технологиями, получить доступ к ресурсам капитала и использовать известные и популярные марки и бренды, выходя на новые рынки. Отчасти благодаря ТНК стало возможно активное передвижение не только товаров, услуги и капитала, но и человеческих ресурсов.
Не менее важную роль в глобализации сыграл научно-технический прогресс (НТП). Количество исследований, научных разработок
и действительно уникальных технологий возрастает с каждым годом. Они, в свою очередь, способствуют упрощению жизни общества, помогают совершенствовать процессы работы с факторами производства и служат приспособлением для достижения новых разработок. Невозможно отрицать, что влияние всех вышеперечисленных факторов не имело бы столь внушительный эффект, если бы не происходило повышение открытости экономик [8].
Наиболее часто используются формы «содружества», «сообщества» и «союза».
Содружество - это форма организации международной экономической интеграции, при которой правительства стран сосредоточены на сохранении и улучшении экономических отношений между участниками. Эта форма подходит только для начального этапа интеграции. При такой организации взаимодействия процессы интеграции недостаточно управляются, что не позволяет своевременно решать противоречия и стимулировать развитие интеграции.
Сообщество - интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие особенности международной экономической интеграции - суверенитет ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основаниях.
Союз как форма предполагает постепенное «отрицание» международной экономической интеграции. Союз характеризуется глубокой международной экономической интеграцией. При союзных отношениях государств основными задачами являются: развитие интеграционного союза в едином конфедеративном или федеративном государстве; преобразование единого рынка, общего информационного, экономического, юридического пространства в единый рынок; расширение и совершенствование национальных функций исполнительной власти, судебной и представительной власти союза [1].
Следствия интеграции проявляются в расширении и углублении технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, снятии торговых барьеров и выделении преференций по отношению друг к другу. В дальнейшем эти процессы должны вести к созданию единого рынка, подкрепленного прочными экономическими и социокультурными связями. Помимо того, что интеграционные тенденции обеспечивают экономический рост и повышают уровень благосостояния населения сотрудничающих государств, они еще и способствуют укреплению политической стабильности в мире, по-
скольку положительные эффекты от слияния национальных экономик косвенно, но все же помогают избегать конфликтных ситуаций.
Международная экономическая интеграция способствует достижению следующих целей:
- преимущества экономии за счет расширения размера рынка, снижения себестоимости и т.д.;
- создание более стабильной и предсказуемой среды для взаимной торговли, а также благоприятной внешней среды, то есть укрепления взаимопонимания и сотрудничества стран-участниц в военной, политической, культурной, социальной и других неэкономических сферах;
- создание блока стран для участия в многосторонних торговых и иных переговорах;
- содействие структурной реструктуризации экономики стран, осуществляющих глубокие экономические реформы путем присоединения к региональным торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком уровне развития рынка;
- сохранение новых отраслей промышленности, для которых в данном случае возникает более широкий региональный рынок [1].
В 1991 г. было подписано соглашение о Содружестве Независимых Государств (СНГ) и в 1993 г. - об Экономическом союзе СНГ. Но уже в 1994 г. предложена идея нового углубленного объединения, которая спустя 20 лет вылилась в создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Через полмесяца подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) СНГ как первого этапа экономической интеграции, но уже в 1995 г. Беларусь и Россия перешли ко второму этапу - таможенному союзу (ТС), к которому спустя полмесяца присоединился Казахстан. Этот ТС лег в основу создания Сообщества (1996 г.), Союза (1997 г.) и Союзного государства (1999 г.), а также Договора об углублении интеграции (1996 г.) и Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП) (1999 г.). [4].
В 2000 г. учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2003 г. была предпринята безуспешная попытка углубления интеграции в ЕЭП Беларуси, России, Казахстана и Украины как третьего этапа - общего рынка (ОР). Но с 2005 г. из-за доминирования европейского вектора и нежелания Украины углублять интеграцию создание ЕЭП (ОР) четырех стран так и не состоялось, хотя потенциал был высоким[4].
В 2007 г. Беларусь, Казахстан и Россия подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании ТС. После подписания в 2009 г. Договора о Таможенном кодексе, с 2010 г. офи-
циально заработал ТС тройки - доведено до конца дело, начатое еще 1995 г. и 10 лет буксовавшее в ЕврАзЭС.
В 2009 г. снова принят План действий по формированию ЕЭП (ОР), теперь уже Беларуси, Казахстана и России, в 2011 г. подписана Декларация о Евразийской экономической интеграции и формировании ЕАЭС, в 2012 г. вступили в силу 17 соглашений по ЕЭП и в 2014 г. подписан Договор о ЕАЭС. Таким образом, появление ЕАЭС, как и Союзного государства, является логическим продолжением усилий по многоуровневому и разноскоростному углублению интеграции в СНГ, реализации подзабытой, потерявшей актуальность, притягательность и ареал реалистичности на волне дезинтеграции и суверенизации идеи создания наднационального Экономического союза СНГ.
И, возможно, успехи ЕАЭС смогут оказать демонстрационный эффект на другие страны СНГ, создать реальную основу и возродить этот проект, придать ему новое видение и начать его постепенную реализацию. Но при передаче полномочий на наднациональный уровень важна осторожность - постепенное и добровольное ограничение суверенитета по мере формирования интеграционных связей на микро-(интеграция компаний), мезо- (интеграция регионов, рынков) и макроэкономическом (интеграция национальных экономик) уровнях.
Именно поэтому переход от ТС к ОР и далее к экономическому и политическому союзу сложен, а несвоевременные предложения введения единого гражданства, паспорта, визового режима, валюты, конституции и т. п. вызывают закономерный отказ.
В мире только 10 ТС решились на этот шаг, включая ЕАЭС, и только Европейский союз (ЕС) дошел почти до конца. Остальные же 9 пока формируют ОР и некоторые уже опередили ЕАЭС в этом непростом деле. Они же декларируют создание наднационального экономического, валютного и политического союза, но пока мало сделали для реализации этих грандиозных планов. В ЕАЭС продолжается формирование ОР посредством реализации решений и планов, детализирующих договор 2014 г. Идет мониторинг их имплементации.
В 2017 г. опубликован Доклад «Барьеры, изъятия и ограничения ЕАЭС» и «Белая книга», где перечислены 60 барьеров, подлежащих устранению. Убрано 9, утверждена «дорожная карта» на 2018-2019 гг. и намечена ликвидация еще 17. Но это только признанные барьеры, а есть и другие! Для сбора оперативной информации от бизнеса и граждан о барьерах и быстрого реагирования создан ресурс «Функционирование внутренних рынков ЕАЭС» [10].
В 2018 г. для оценки четырех свобод начата разработка индекса ОР. Для развития ОР товаров в 2018 г. вступил в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. Основной целью стало упрощение процедур торговли (оцифровка, «одно окно», безбумажная торговля, сокращение времени, отмена резидентства). При разработке учтено около 70% предложений предприятий.
18 апреля 2018 г. одобрен проект Соглашения о госконтроле (надзоре) за соблюдением требований техрегламентов, повышающий прозрачность и вводящий приоритет предупреждения над наказанием. Планируется соглашение о риск-ориентированной модели госконтроля (надзора) для обеспечения безопасности продукции: усиление контроля продукции с высоким риском, минимизация для товаров с низким.
В 2018 г. дополнены единые карантинные фитосанитарные требования и перечень карантинных объектов. Введены новые правила происхождения, включая электронную систему верификации. Одобрено Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации (ЯРГО-меткой, QR-кодом) для оцифровки и прослеживаемости. Вводится документарная прослеживаемость товаров (система электронной документации) и авто- и ж/д транспорта (навигационные пломбы). Но кроме прозрачности и борьбы с контрафактом это может вызвать временные трудности у поставщиков.
В 2017 г. впервые за несколько лет получилось остановить падение торговли. Если в 2016 г. товарооборот ЕАЭС с третьими странами упал на 12,1% к 2015 г., то в 2017 г. вырос на 24,4% к 2016 г. Взаимная торговля стран ЕАЭС в 2016 г. упала на 6,2% к 2015 г., но в 2017 г. выросла на 26%. Доля взаимного экспорта в общем экспорте ЕАЭС за 2015-2017 гг. выросла с 11 до 12,3%[2].
Для ОР услуг 26.12.2016 г. утверждено 18 планов либерализации следующих сфер услуг: научно-исследовательских, туристических, рекламных, аудиовизуальных, консультативных, строительных, картографических, бухгалтерских и др. Планы вступили в силу в 2017 г. и будут реализованы к 2019- 2021 гг. В 2017 г. приняты «Основные направления и этапы транспортной политики ЕАЭС» и «дорожные карты» развития отдельных видов транспорта (авто-, ж/д, водного, воздушного).
Их реализация к 2025 г. позволит сформировать ОР транспортных услуг и цифровые транспортные коридоры, увеличить пропускную способность, осуществить либерализацию перевозок, цифровую трансформацию, переход на электронный документооборот. Действие ОР труда интенсифицировало взаимную миграцию. Доля миграции
между странами ЕАЭС среди прибывших за 2015-2016 гг. выросла с 27 до 28%, выбывших - с 31 до 37%. На Россию пришлось 91% прибытий из ЕАЭС и 68% выбытий. В отличие от Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, где растет доля прибытий из ЕАЭС в общем количестве прибытий, в России также растет доля выбытий в ЕАЭС [6].
Рост денежных переводов мигрантов в 2017 г. к 2016 г. составил: из России в Армению - на 50%, в Казахстан и Кыргызстан - на 27%, в Беларусь - на 19%; из Армении в Россию - на 77%, из Беларуси - на 28%, Казахстана - на 25%, Кыргызстана - на 25% [7].
С конца 2016 г. разрабатывается Договор о пенсионном обеспечении трудящихся, с 2018 г. - Соглашение о порядке въезда, выезда, следования транзитом граждан. Планируется признание без специальных процедур документов об образовании в пед-, мед-, юридической и фармацевтической сферах, ученых степеней и званий.
Для ОР капитала и финансовых услуг дорабатывается Концепция формирования общего финансового рынка ЕАЭС. Растет использование национальных валют во взаимных расчетах. Формируется единое биржевое пространство. Готовятся: гармонизация законодательства на фондовом, финансовом рынке; соглашения о взаимном допуске к размещению и обращению ценных бумаг на биржах; аудиторской деятельности; обмене сведениями, входящими в состав кредитных историй и др.
К 2025 г. заработает соответствующий наднациональный орган. Для развития производственной кооперации и структурной перестройки, реализации единой промышленной политики в 2017 г. приняты меры по мониторингу системообразующих предприятий, цифровой трансформации промышленности, развитию региональных ЦСС. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) и Евразийский банк развития (ЕАБР) приняли программу действий на 2018 г. для поддержки промышленной кооперации, сокращения минимального размера и роста финансирования совместных проектов, включения ЕАБР в госпрограммы. Стимулируется совместный сбыт для пресечения конкуренции между странами ЕАЭС в третьих странах. Создаются технологические платформы. Планируется запуск инжиниринговых центров и трансграничных кластеров. В 2018 г. начато создание сетей промышленной кооперации и субконтрактации, трансфера технологий. На повестке дня проекты бизнес-инкубаторов, спецзон, индустриальных и технопарков. Особого внимания заслуживает Положение о порядке разработки, реализации и финансировании межгоспрограмм и проектов в рамках ЕАЭС от 02.02.2018.
В 2016 г. в ЕАЭС прекратился производственный спад, обусловленный неблагоприятной внешней конъюнктурой и низким взаимным спросом. В 2017 г. наметилась положительная динамика. ВВП ЕАЭС в 2017 г. не изменился и составил 99,8% к 2016 г. (рост был в Казахстане -на 1,1%, Кыргызстане - 3,8%). Сельхозпроизводство выросло на 4,5% к 2016 г. (больший рост отмечен в Казахстане и России - 5,4 и 4,8%, в Армении падение на 5,2%). Рост промышленного производства - 1%, особенно в Армении - 6,9%, Кыргызстане - 4,9%, в Беларуси оно упало на 0,4%, Казахстане - 1,1%. Грузооборот вырос на 1,1% (в Армении -3,6%), пассажирооборот - на 0,8% (в Казахстане - 6,2%) [5].
К новым источникам экономического развития стран в составе в ЕАЭС можно отнести следующие направления совместной работы:
1. Цифровая экономика. На сегодняшний день развитие инноваций и технологий становится не просто одним из важнейших вопросов, а основным глобальным вызовом для всего человечества, коренным образом трансформируя экономические, социальные, экологические и культурные аспекты нашей жизни.
Предыдущие технологические революции меняли доступ к энергии, создавали массовое производство, внедряли массовую обработку информации. Новая революция строится на Интернете, искусственном разуме, интеграции физических, цифровых и биологических технологий.
Первым последствием технологической революции будет увеличение разрыва в доходах между странами, сохранившими традиционные модели экономики, и странами, сумевшими осуществить технологическое перевооружение. Именно такие страны станут локомотивами глобального экономического развития. Также будет быстро расти разрыв доходов между людьми, которые сумели и не сумели адаптироваться к новой реальности.
Цифровая повестка должна стать одним из ключевых направлений стран - членов ЕАЭС. Сейчас разработан и принят План развития единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 гг. Главами государств - членов ЕАЭС в этом направлении подписано заявление «О цифровой повестке ЕАЭС», в котором определены все аспекты формирования единого цифрового пространства Союза.
Важно, чтобы странами ЕАЭС достигалась сопряженность процессов построения стратегий цифровых экономик, разработка единой консолидирующей концепции с учетом мировых тенденций в этом направлении.
2. «Один пояс - один путь» и ЕАЭС. Одним из источников экономического роста может стать сопряжение процессов евразийской инте-
грации с инициативой Китая по созданию «Экономического пояса Нового Великого Шелкового пути» (ЭПНВШП). Сочетание ЕАЭС и ЭПНВШП расширяет возможности каждого из этих интеграционных проектов.
Потенциальный объем евразийского рынка транспортно-логис-тических услуг оценивается в 3-5 трлн. долларов, что превышает ВВП Союза. ЕАЭС, занимая стратегическое положение на Евразийском континенте, в перспективе может переключить на себя значительную часть евроазиатских транспортных потоков. Для этого необходимо осуществление крупных инвестиционных проектов по развитию трансконтинентальной транспортной инфраструктуры - железнодорожных, автомобильных магистралей и авиационных коридоров.
На данный момент 80% от общего объема международных грузоперевозок осуществляются морским путем. Новый Шелковый путь по сути планирует изменить положение вещей - на территории отдельно взятого континента. По скоростной железной дороге товары будут намного быстрее достигать пункта назначения. Развитие железных дорог, автодорог и другой инфраструктуры повлечет за собой строительство вокзалов, автомагистралей и других логистических объектов.
Инициативу по созданию Нового Шелкового пути можно рассматривать в первую очередь как уникальную возможность для стран ЕАЭС и, в том числе, стран региона Центральной Азии модернизировать свои экономики. Необходимо не просто продвигать совместно этот проект как возрождение древнего транспортного маршрута между Востоком и Западом, который откроет для местной продукции доступ на мировые рынки и позволит стать транспортным хабом, но и рассматривать его как масштабное преобразование всей торгово-экономической модели ЕАЭС. Реализация Программы Нового Шелкового пути даст колоссальный импульс для прихода в регион новых инвесторов.
Следующим шагом должна стать прокладка волоконно-оптической линии, которая позволит наладить надежную связь в Евроазиатском регионе. Как показывает мировой опыт, существует прямая зависимость между скоростью и распространенностью Интернета и экономическим ростом. Повышение скорости передачи данных намного расширяет диапазон услуг, которые могут предлагаться через Интернет, и повышает их качество. Высокоскоростная инфраструктура, безусловно, выгодна всем: и клиентам, получающим более широкий диапазон услуг; и правительствам - в отношении конкурентоспособности
национальной инфраструктуры связи и их способности привлекать прямые иностранные инвестиции и создавать рабочие места.
3. Единый рынок услуг ЕАЭС. Свобода функционирования единого рынка услуг, заявленная в Договоре о ЕАЭС, и который планируется сформировать к 2020 г., чрезвычайно важна для стимулирования экономического роста стран-участниц. В настоящее время рынок услуг является наиболее динамично развивающимся сектором мировой экономики, тогда как роль производства постепенно снижается. Сектор услуг в Кыргызстане уже сейчас дает 52% в структуре производства ВВП.
Единый рынок услуг уже действует в 43 секторах с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС. 5 июля 2016 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) утвердила еще 18 планов либерализации отдельных секторов услуг.
В рамках функционирования единого рынка услуг на территории стран ЕАЭС должны быть созданы условия для обеспечения свободного движения услуг, включая строительные услуги, услуги в области оптовой и розничной торговли, услуги, относящиеся к сельскому хозяйству (посев, обработка, уборка сельхозкультур и др.).
Таким образом, приведенные выше пути по ускорению экономического роста и максимальному использованию возможностей интеграции достижимы лишь при обеспечении самой тесной координации деятельности стран-участниц. В настоящее время государства-участники самостоятельно определяют приоритеты развития своих национальных экономик. Это в значительной степени снижает интеграционный эффект Союза, приводит к утере потенциальных темпов экономического роста как всей организации, так и ее отдельных участников. Необходима разработка единой долгосрочной стратегии развития ЕАЭС, предусматривающей формирование полноценного экономического союза на основе сочетания конкурентных преимуществ государств-членов и реализации совместных проектов.
Список литературы
1. Андрейко М.Н., Рыбалкина М.С., Горовикова П.М. Международная экономическая интеграция. / М.Н. Андрейко и др. // Актуальные вопросы современной науки. Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. В 3-х частях, 2018. - С. 31-36.
2. Евразийская экономическая комиссия. Департамент статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/tables/Pages/default.aspx (дата обращения: 03.05.19)
3. Кузнецов М.М. Социально-экономические предпосылки вовлеченности стран в процесс глобализации мирового хозяйства / М.М. Кузнецов // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Экономика и управление», 2017. - Т. 24 (63). - № 1. - С. 114-122.
4. Ожигина В.В. Союзное государство России и Белоруссии: тенденции и проблемы развития экономической интеграции // Мир перемен, 2011. -№ 3. - C. 165-178.
5. Ожигина В.В. Тенденции и перспективы, вызовы и возможности развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) / В.В. Ожигина // Гуманитарные проблемы военного дела, 2018. - № 2. - С. 66-71.
6. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза. - М., 2017. - С. 46-47.
7. Центральный банк Российской Федерации [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=svs (дата обращения: 01.05.19)
8. Шевченко И.В., Салмина О.А. Глобальные инновационные сети в постиндустриальной экономике: открытость и научное сотрудничество / И.В. Шевченко, О.А. Салмина // Финансы и кредит - 2011. - № 47. - С. 10-18.
9. Шишков Ю.В. Регионализация и глобализация мировой экономики: альтернатива или взаимодополнение? / Ю.В. Шишков // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 8. - С. 3-20.
10. Шухно С.С. Два года Евразийскому экономическому союзу: основные достижения и перспективы развития / С.С. Шухно // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 6. - С. 3-14.
Назыров А.Д.
к. б. н.
Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия
ВОЗДЕЙСТВИЕ СЕКТОРОВ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Аннотация: в статье рассматривается, какие отрасли экономики воздействуют на окружающую среду. Сравнили индекс промышленного производства по экономическим видам деятельности.
Ключевые слова: макроэкономические показатели, профессионализм, компетентность, инвестиции.