Научная статья на тему 'Специфика развития экономики, основанной на знаниях, в российской Федерации'

Специфика развития экономики, основанной на знаниях, в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
142
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ / ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ ВУЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ECONOMICS BASED ON KNOWLEDGE / UNIVERSITY INFRASTRUCTURE / UNIVERSITY INNOVATION PRODUCT / INNOVATION TECHNOLOGY / ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY OF UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ивинская Ирина Владимировна

В статье рассмотрена специфика развития экономики, основанной на знаниях, в РФ, где основная роль отводится вузам, превращающимся из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений в непосредственного производителя знаний и активного участника процесса трансформации знаний в новые продукты, технологии, услуги, т. к. именно вузы со своей инфраструктурой могут быть сегодня одним из главных поставщиков знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF ECONOMIC DEVELOPMENT BASED ON KNOWLEDGE IN RUSSIAN FEDERATION

The article considers the economic development based on knowledge in Russian Federation where the main role is given to the universities becoming from knowledge translator and generator of specific skills into direct producer of knowledge and active participant of transformation knowledge process into new products, technologies, services as the universities with their infrastructure can be today one of the main knowledge vendors.

Текст научной работы на тему «Специфика развития экономики, основанной на знаниях, в российской Федерации»

УДК 330

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ, ОСНОВАННОЙ НА ЗНАНИЯХ, В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Ирина Владимировна ИВИНСКАЯ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрена специфика развития экономики, основанной на знаниях, в РФ, где основная роль отводится вузам, превращающимся из транслятора знаний и генератора специфических навыков и умений в непосредственного производителя знаний и активного участника процесса трансформации знаний в новые продукты, технологии, услуги, т. к. именно вузы со своей инфраструктурой могут быть сегодня одним из главных поставщиков знаний.

Ключевые слова: экономика, основанная на знаниях; инфраструктура вуза; инновационный продукт вуза; инновационная технология; предпринимательская деятельность вуза.

Современный этап хозяйствования характеризуется как переход к «новой экономике». В большинстве передовых стран мира уже формируется принципиально иная экономика, где наряду с традиционными концепциями функционирования национального хозяйства используется новая информационная парадигма развития общества, где определяющую роль в развитии всех процессов играют не материальные и природные ресурсы, а знание, которое становится основным фактором производства. Поэтому сегодня формирование и развитие экономики знаний в каждой конкретной стране рассматривается как единственно возможная альтернатива экономического роста.

Исследования экономики, основанной на знаниях, показали, что степень и динамика создания и распространения знаний зависит от степени соответствия институциональной среды потребностям экономики, основанной на знаниях, наличия и развития функционирования государственных научно-исследовательских учреждений и заведений высшего профессионального и дополнительного образования, научно-исследовательской активности предпринимательского сектора и инноваций.

Специфика становления экономики, основанной на знаниях, в России заключается в концентрации образовательной, научной и инновационной деятельности в высших образовательных учреждениях, поэтому степень развития научного сектора напрямую зависит от образовательной сферы, поскольку является центром производства персони-

фицированных, технических и технологических знаний, носителем которых выступает человек.

Особенностью развития экономики, основанной на знаниях, в России является то, что институт предпринимательства не выполняет функции производства знаний, но потребность в производстве знаний при этом не сокращается, что обязывает институты образования и науки в ближайшей стратегической перспективе взять на себя эту функцию. Это те экономические институты, которые в современной России могут отвечать за весь процесс производства, обновления и распространения знаний, как одного из факторов производства в современных условиях.

Незначительная поддержка образования и науки со стороны частного сектора экономики в России составляет 31,8 % от всех вложений в отрасль образования, тогда как в странах «Большой семерки» это соотношение 90:10 [1]. Увеличение расходов на НИОКР возможно только за счет частного сектора, а для этого необходим целый комплекс дополнительных мер государственного стимулирования. Но даже при решении этой задачи Россия вряд ли сможет приблизиться по показателю инвестиций в развитие экономики знаний к уровню Японии и США.

Низкий уровень финансирования образования и науки частным сектором обусловлен слабым развитием в России государственно-частного партнерства при осуществлении реализации инновационных проектов бизнесом и недостаточной поддержкой при создании малого инновационного бизнеса.

В настоящее время вопрос об отставании России от лидеров (США, Япония и страны Европы) в становлении экономики, основанной на знаниях наглядно демонстрирую цифры: на долю новых технологий в развитых странах приходится 8,3 % ВВП против

0,3 % в России, доля США в расходах на науку - 30 % по сравнению с российскими

1.6 %, экспорт высоких технологий в США -

14.6 %, в России - 0,2 % [2], по процессу «утечка мозгов» Россия лидирует наряду с такими странами, как Польша, Венгрия, ЮАР, Филиппины. Примерно 1/3 талантливых российских ученых работает за рубежом, на этом Россия теряет 60 млрд долларов в год.

Другая особенность российской экономики заключается в переходе с сырьевых источников. Решением этой задачи является увеличение финансирования высшего образования, которое должно выйти на уровень западных стран. Однако расходы на высшее образование в России и его научно-исследовательский сектор, а так же инвестиции в разработку программного обеспечения к концу XXI в. составил 4,2 % против 4,7 % ВВП в развитых странах.

В условиях становления экономки, основанной на знаниях, функционирование института образования и науки в Российской Федерации означает переход к многоканальному финансированию на основе самостоятельного поиска источников финансирования, что предполагает развитие предпринимательской деятельности, которая представляет собой предусмотренную уставом образовательного учреждения и не запрещенную законодательством об образовании инновационно-хозяйственную деятельность, направленную на повышение эффективности образовательного процесса и качества образовательных услуг в результате управления ключевыми факторами конкурентоспособности, внешними и внутренними ресурсами образовательного учреждения [3].

В период становления экономики, основанной на знаниях, вузы в условиях снижения доли федеральных бюджетных средств усиливают предпринимательскую активность, позволяющую обеспечить производство, приращение и распространение знаний. Для этого институты вынуждены сместить акцент с образовательной и научной деятельности на производственно-образователь-

ную и научно-производственную, что подразумевает интеграцию образования, науки и производства в единый центр, предполагающий развитие отраслевой структуры (концентрация материальной базы и технического оснащения отраслевой направленности), технологической (технологическая концентрация материальной базы и технического оснащения для освоения определенных технологий), социальной (концентрация инфраструктурных элементов для профессиональной адаптации).

В образовательно-производственном и научно-производственном направлениях в Российской Федерации присутствуют две главные составляющие: выполнение научных исследований и освоение их результатов в производстве. Каждое из этих направлений определяется различными факторами:

- развитием приоритетных фундаментальных и прикладных исследований;

- разработкой и осуществлением программы развития, включая проведение научных исследований, порядок и механизм освоения их результатов в производстве;

- формированием научно-производственных и образовательно-производственных центров, комплексов, лабораторий с возложением на них функций научного обеспечения;

- созданием развитой инфраструктуры, включающую научно-производственные системы, технопарки, информационно-консультационные службы, малые инновационные предприятия и другие организации, работающие в научно-технической сфере;

- улучшением кадрового обеспечения, совершенствуя подготовку на основе выполнения образовательно-научно-производственной функции, обеспечивая выпуск специалистов, удовлетворяющих потребности общества.

В условиях остаточного финансирования экономический институт не может осуществить в полной мере ни одну из перечисленных функций, в результате чего вынужден усиливать предпринимательскую активность, как необходимый внутренний источник развития.

Экономическая выгода, получаемая в процессе ведения предпринимательской деятельности, позволяет расширить и укрепить материально-техническую базу, сохранить и привлечь высококвалифицированных спе-

циалистов, обеспечивающих функционирование самого института и высокое качество учебного процесса (рис. 1), поэтому спектр предпринимательской деятельности расширяется согласно потребностям современного общества (рис. 2).

Диаграмма, изображенная на рис. 1, позволяет судить о политике в отношении расходования средств - ограничение текущих расходов на уровне 65-70 % и повышение инвестиционных расходов до уровня 30-35 %. Финансирование данных направлений расходования средств прямым образом влияет на повышение качества подготовки специалистов и конкурентоспособности вуза, рост его экономического потенциала необходимого для предоставления инновационной технологии в условиях становления в РФ экономики, основанной на знаниях.

Однако при изучении проблемы распре -деления средств от предпринимательской деятельности в ВПО необходимо руководствоваться не просто интересами вуза, но и принимать во внимание общеэкономические законы рынка. В настоящее время на рынке образовательных услуг наблюдается усиление конкуренции. В ситуации, когда стоимость образовательной услуги по идентичной специальности одинакова в нескольких вузах, потребитель (общество, предприятие, физические лица) предпочитает вуз, который способен предоставить услугу лучшего качества, предоставляет больше возможностей по применению полученных знаний на практике, используя инфраструктуру самого вуза, функционирование и обновление которой

зависит от степени развитости предпринимательской деятельности самого учреждения. Развитая инфраструктура вуза (учебные корпуса, современное учебное оборудование, передовые методы обучения, студенческие общежития) в большой степени способствует повышению рейтинга вуза в глазах потребителя и, как следствие, повышению конкурентоспособности вуза. Происходит расширение присутствия вуза на рынке образовательных услуг, увеличивается размах его деятельности, возрастает объем средств от предпринимательской деятельности, поступающих в вуз, и, таким образом, происходит стратегическое развитие вуза.

Анализ предпринимательской активности вуза позволил выявить, что каждый из них может предложить перечень коммерческих услуг помимо образовательных. Конечно же, образовательные услуги занимают лидирующее место, т. к. в условиях становления экономики, основанной на знаниях, спрос на получение высшего образования постоянно растет. Однако лишь оказанием платных образовательных услуг в большинстве случаев достичь необходимого уровня рентабельности удается не всегда.

Бюджетное финансирование по массовым социально-значимым специальностям является в определенной степени залогом экономической стабильности. Доля средств, полученных вузом в результате осуществления предпринимательской деятельности, в общем объеме отражает экономическую активность вуза, его умение функционировать в условиях современной экономики.

13

14

47

23

I Оплата труда

I Расходы на приобретение материалов и оборудования Расходы на капитальный ремон, строительство и коммунальные услуги I Расходы на социальное обеспечение

Рис. 1. Структура расходов средств от предпринимательской активности в институциональных единицах ВПО РФ, 2009

Предпринимательская деятельность

Образовательная деятельность Научная деятельность

*

Обучение студентов дополнительно к утвержденному плану НИР по хоздоговорам (ведение и продажа научноисследовательских, проектных, конструкторских, вычислительных работ)

Курсы подготовки для поступления

^

Прочее платное обучение Операции в области обмена лицензиями

Просветительская деятельность ___________±________

Лекции и семинары, круглые столы

Прочие —

Издательская

деятельность

Спортивные

мероприятия

Транспортные

услуги

Услуги досуга и туризма

Организация сервисных и рекламных услуг

Услуги гостиниц и общежитий, общественного питания

Рис. 2. Спектр предпринимательской деятельности институциональных единиц детерминирующих экономических институтов

7000

6500

6000

5500

5000

4500

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

0

”♦— общее количество студентов

студенты с ПВЗ

— студенты, обучающиес я за счет бюджетных средств

Рис. 3. Распределение численности студентов в институциональных единицах детерминирующих институтов [4]

В заключение отметим, что исследования в области экономики, основанной на знаниях, неразрывно связаны с системой высшего профессионального образования и науки, т. к. именно образование и наука являются фундаментом становления экономики, основанной на знаниях. Поэтому особенности развития этой сферы дают нам возможность судить о ее значении для дальнейшего развития экономики. Особенности высшего образования в РФ сегодня заключаются в том, что любое государственное высшее учебное заведение согласно законодательству имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в рамках образовательного процесса, в результате чего и происходит существенные изменения в инфраструктуре вуза, необходимой для производства инновационного продукта, способного учитывать все требования и потребности экономики, основанной на знаниях. Основными причинами увеличения количества студентов можно считать высокий спрос на

высшее образование, стимулирующий расширение предложения и увеличение потребности в специалистах с высшим образованием, являющихся носителями знаний, как экономического ресурса в различных отраслях экономики.

1. Статистический сборник. Россия и страны мира. 2010. иКЬ: http://www.gks.ru. Загл. с экрана.

2. Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. 2009. иЯЬ: http://www.gks.ru. Загл. с экрана.

3. Об инновациях в системе образования. иКЬ: http://www.kgau.ru/img/biblioteka/dor/d32.doc. Загл. с экрана.

4. Статистический сборник. Мониторинг экономики образования. 2009. иКЬ: http://www. hse.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 20.01.2012 г.

UDC 330

SPECIFICS OF ECONOMIC DEVELOPMENT BASED ON KNOWLEDGE IN RUSSIAN FEDERATION Irina Vladimirovna IVINSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]

The article considers the economic development based on knowledge in Russian Federation where the main role is given to the universities becoming from knowledge translator and generator of specific skills into direct producer of knowledge and active participant of transformation knowledge process into new products, technologies, services as the universities with their infrastructure can be today one of the main knowledge vendors.

Key words: economics based on knowledge; university infrastructure; university innovation product; innovation technology; entrepreneurship activity of university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.