Научная статья на тему 'Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности'

Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОСТРАНСТВОМ / COMPETITIVENESS OF HIGH SCHOOLS / INNOVATIVE ACTIVITY / THE STATE AND PUBLIC MANAGEMENTS OF EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева Ю. В., Говорухина Е. Г., Двойных Т. В., Чекмарев В. В.

В статье исследуются процессы обеспечения конкурентоспособности вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The competitiveness of the high schools as a result of innovative activity

The competitiveness of the high schools as a result of innovative activity. In the article the processes of maintenance of competitiveness of high schools are investigated.

Текст научной работы на тему «Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности»

бие / Г.Я. Вагин и [др.]; под общ. ред. С.К. Сергеева. Н. Новгород, 2001.

5. Энергоаудит и нормирование ресурсов: сборник методических материалов. Н. Новгород,

1998.

6. Saving electricity in a hurry. Dealing with temporary shortfalls in electricity supplies. International Energy Agency. URL: www.energotrade.ru. Загл. с экрана.

7. О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности): постановление Правительства РФ от 31 авг. 2006 г. № 529 // Российская газета. 2006. № 194.

8. Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики: постановление Правительства РФ от 31 авг. 2006 г. № 530 // Российская газета. 2006. № 194.

9. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения объемов продажи электрической энергии по свободным (нерегулируемым) ценам: постановление Правительства РФ от 7 апр. 2007 г. № 205 // Российская газета. 2007. № 79.

10. URL: www.np-ats.ru

11. Постановление Региональной энергетической комиссии Пермского края № 29-э от 29 сент. 2008 г. // Звезда. 2008. № 139.

12. Информационное письмо Федеральной службы по тарифам РФ от 12 авг. 2005 г. № ДС-4928/14 // Информационный бюллетень ФСТ РФ. 2005. № 22.

13. Информационное письмо Региональной энергетической комиссии Пермского края № СЭД-46-03-08 от 10 янв. 2008 г. // URL: http://www.rekperm.ru. Загл. с экрана.

14. Дьяконов В.П. Математическая система MAPLE V R3/R4/R5. М., 1998.

Поступила в редакцию 14.01.2009 г.

Mironov D.A. Optimization of expenses of the industrial enterprise on electric power payments: tasks setting, algorithm of the decision, computing experiment. The changes of last years occurring in the Russian electric power industry compel consumers of the electric power to work in new conditions. In this connection some problems arise solution of which requires application of mathematical methods. One of such problems is the problem of expenses optimization by the industrial enterprise on electric power payment. In the paper a mathematical model of the problem is carried out, the algorithm for solving such a problem is described and some results of the computing experiment are presented and discussed.

Key words: electro energetic, optimization of expenses, mathematical model, method.

УДК 338

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ КАК РЕЗУЛЬТАТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Ю.В. Беляева, Е.Г. Г оворухина, Т.В. Двойных, В.В. Чекмарев

В статье исследуются процессы обеспечения конкурентоспособности вузов.

Ключевые слова: конкурентоспособность вузов, инновационная деятельность, государственное и общественное управления образовательным пространством.

В условиях развития рынка образовательных услуг особое значение приобретает обеспечение конкурентоспособности вуза. Термин «конкурентоспособность» широко применяется в случаях, когда говорят о товарах (работах, услугах) производственного и личного потребления. Однако при оценке деятельности высших учебных заведений он практически не применяется. Такое положение дел обусловлено рядом причин.

Во-первых, оказываемые вузами услуги являются услугами особого рода. Их особен-

ность состоит в том, что они имеют глубокую социальную направленность как в сфере образования, так и в процессе производства научно-технической и учебно-методической продукции.

Во-вторых, высшая школа, выступая проводником всего нового и передового, имеет консервативную основу в лучшем смысле этого понятия. Под консервативностью здесь понимается отбор и бережное сохранение лучших отечественных и зарубежных традиций в образовании.

В-третьих, существует особый характер конкуренции между вузами. Как правило, каждый вуз имеет уникальную историю, устоявшиеся традиции, сложившиеся за долгие годы в образовательной сфере. Многие вузы часто не нуждаются в дополнительной рекламе, они тщательно оберегают свой имидж, а изменения в статусе вуза в лучшую или худшую сторону не остаются незамеченными общественностью. Исключение составляют относительно недавно возникшие высшие учебные заведения, которые в основном предлагают нетрадиционные подходы к процессу обучения (ускоренное, дистанционное, экстернат и т. д.).

В-четвертых, в стране с плановой экономикой отсутствовала объективная необходимость проведения текущей оценки положения вуза, т. к. всеобщее планирование определяло роль и место каждого вуза в системе образования страны. Изменившиеся экономические условия хозяйствования поставили перед вузами новые задачи, они стали значительно свободнее в плане организации учебного процесса и научной деятельности.

Анализ источников показывает, что единый терминологический подход к определению сущности «конкурентоспособность вуза» отсутствует. Такой подход существенно затрудняет разработку эффективных методических подходов к оценке, анализу и регулированию деятельности вуза в рыночной образовательной среде.

Исследуя конкурентоспособность,

В.Н. Романов предлагает следующее определение: «...под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке» [1]. Такой же точки зрения придерживаются А.А. Амбарцумов: «...конкурентоспособность - совокупность потребительских свойств товара, определяющая его отличие от других аналогичных товаров» [2], а также А.В. Бусыгин: «...при разработке товаров важно учитывать соотношение жизненных циклов аналогичных товаров других фирм» [3].

В этих определениях конкурентоспособность представляется как совокупность всех свойств товара, но они не учитывают того, что потребителя больше интересует соотношение «качество - цена». На наш взгляд, на рынке товаров, в т. ч. и на рынке образова-

тельных услуг, следует применять следующее определение: конкурентоспособность -это более высокое по сравнению с товарами-конкурентами соотношение совокупности качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям рынка или его определенного сегмента. Конкурентоспособным следует считать товар или услугу, у которых совокупный полезный эффект на единицу затрат выше, чем у остальных, и при этом величина ни одного из критериев не является неприемлемой для потребителя.

Конкурентоспособность является многоаспектным понятием, означающим соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара или услуги является уровень затрат потребителя за период их эксплуатации.

Кроме определения конкурентоспособности товара или образовательной услуги следует исследовать сущностные черты понятия «конкурентоспособность вуза». Отметим, что высшее учебное заведение является некоммерческой организацией, действующей на рынке образовательных услуг.

Видные западные специалисты в области менеджмента М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают, что компетентность руководства заключается в том, что «фирма делает что-то лучшее, чем ее конкуренты, т. е. сохраняет конкурентоспособность», позволяющую привлекать и сохранять потребителей [4]. На взгляд Ф. Котлера, конкурентоспособность организации означает, что залогом достижения ее целей является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами [5].

Рассматривая конкурентное образовательное пространство, И.В. Третьякова подчеркивает, что под конкурентоспособностью понимается свойство системы, объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогич-

ными объектами, представленными на данном рынке [6].

Как отмечают Ю.А. Москвичев и С.В. Разумов, «в последнее пятилетие, даже в провинции (например, в Ярославской области), сформировалась конкурентная среда в сфере высшего образования». По их мнению, для эффективного решения конкурентных задач вузам необходимо формировать высокотехнологичную образовательную среду, обеспечивающую:

— высокий уровень качества образовательных услуг;

— минимизацию затрат на обучение;

— мобильность на рынке [7].

Чтобы сделать регион конкурентоспособным на рынке образовательных услуг, следует предоставить необходимые локали-зационные условия и содействовать конкурентоспособности образовательных учреждений. Причем регион должен быть привлекательным не только для самих вузов, но, в условиях глобализации, и для повышения роли квалифицированных кадров и инноваций, и для населения. Поэтому актуальными становятся понятия «регионы знаний» и «города знаний».

Способность своевременной адаптации вуза к изменяющимся условиям внешней среды отражается системой показателей, характеризующей состояние конкурентоспособности. На наш взгляд, справедливо определение Н.Л. Зайцева: «Конкурентоспособность представляет собой интегральную (совокупную) характеристику процесса производства и отражает уровень ее соответствия конкретной общественной полезности» [8]. Другими словами, если вуз способен своевременно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям через осуществление инновационной деятельности, то это соответствующим образом отражается и на уровне финансово-экономической конкурентоспособности, и на уровне его маркетинговых показателей и т. д.

Непременными признаками, отражающими сущностное содержание понятия «конкурентоспособность вуза» являются: во-первых, превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей (финансово-экономических, маркетинговых, материально-технических, кадровых и социальнополитических); во-вторых, функционирова-

ние вуза в бескризисном режиме; в-третьих, способность своевременной адаптации образовательного учреждения к изменяющимся условиям внешней среды.

С учетом всего вышесказанного нами предлагается следующее определение конкурентоспособности вуза. Конкурентоспособность вуза - это его комплексная характеристика за определенный период времени в условиях конкретных рынков труда и образовательных услуг отражать превосходство перед вузами-конкурентами по качеству предоставляемых образовательных услуг, способность успешно реализовывать существующие и внедрять новые образовательные программы, использовать современные информационные технологии и своевременно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды.

Региональный рынок в сфере профессионального образования определяется, как правило, следующими двумя базовыми факторами:

— потребностью в профессиональных кадрах предприятий и организаций региона;

— потребностью личности в профессиональном образовании.

Традиционная точка зрения заключается в том, что взаимодействие этих факторов происходит на основе принципов рыночной саморегуляции: первый фактор формирует рыночный спрос, второй делает его реальным. Однако приведение положений образовательного комплекса региона в соответствие с потребностями - более сложная многофакторная проблема, решение которой затрагивает и более общие вопросы государственного регулирования в сфере образования. Эти вопросы появляются в связи с необходимостью планирования развития хозяйственного комплекса страны. В Федеральной программе развития образования они зафиксированы в разделе основных заданий, стоящих перед государственной властью в этой области (ограничимся перечислением явных централизованных функций, относящихся к федеральной компетенции):

— обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;

— создание нормативной правовой базы в области образования;

— формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;

— реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социальноэкономических условий жизни общества;

— разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;

— ведение и реализация государственных образовательных стандартов и соответствующих им образовательных программ различных уровней и направлений образования;

— совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

— совершенствование системы государственной аттестации научных и научнопедагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ;

— участие в формировании единого образовательного пространства государств-участников Содружества Независимых Государств.

Перечисленные направления деятельности отвечают на запросы рынка и личности опосредованно. В целом же они подчеркивают характер государственного вмешательства в деятельность субъектов на рынке образовательных услуг. Несомненно, что характер свободного рыночного действия при введении указанных приоритетов нарушается, однако в долгосрочной перспективе это обеспечивает наиболее надежное самоопределение личности в экономическом пространстве, поскольку последнее также подвержено, в известной степени, государственному регулированию. Здесь речь идет об упомянутом противоречии между базовой подготовкой личности и уровнем конкурсных требований учреждения профессионального образования. При существенных различиях личность вынуждена идти по одному их двух путей:

1) проходить дополнительное обучение по программам подготовки к конкурсным испытаниям в учреждении профессионального образования;

2) уходить от конкурсных испытаний, поступая в образовательное учреждение на

условиях полной компенсации затрат на обучение.

В этой связи актуальными, как правило, представляются такие аспекты образовательного комплекса региона, как:

— система управления качеством общего среднего образования в регионе;

— создание системы более тесного взаимодействия учреждений общего и профессионального образования, обеспечивающей их взаимовлияние.

К сожалению, перечисленные аспекты практически не оказывают влияния на институциональное самоопределение системы образования в регионе. По-прежнему фактическим инициатором движения личности к образованию является либо государство, либо отраслевой субъект хозяйственной деятельности. Само же общество, оставаясь слабо дифференцированным, предъявляет свои требования к системам образования в самом общем виде, пассивно следуя за стандартами, сформулированными государством или экономическими субъектами. В результате противоречия сглаживаются, но не разрешаются; вместо торжества диалектики, торжества развития мы наблюдаем торжество энтропии.

Исследуя взаимодействие федеральной и региональной систем образования, рассмотрим важнейшую проблему общества - демографическую. Демографическая ситуация Центрального федерального округа остается неблагоприятной из-за сокращения численности активного населения, слабо регулируемых миграционных процессов (рис. 1). Во всех регионах федерального округа сохраняется тенденция сокращения численности населения из-за его естественной убыли. В целом по федеральному округу число умерших в 2004 г. (598,6 тыс. чел.) превысило число родившихся (309,8 тыс. чел.) в 2 раза (по России - в 1,5 раза).

Максимальное превышение числа умерших над числом родившихся зафиксировано в Тульской области - в 2,7 раза, в Ивановской, Рязанской, Смоленской, Тверской областях - в 2,4 раза, во всех остальных областях ЦФО - в 2 раза. Исключением является г. Москва, где самое низкое превышение числа умерших над числом родившихся - в 1,4 раза и Белгородская область - в 1,7 раза.

В регионах ЦФО отмечается самый низкий коэффициент рождаемости (в среднем по

Рис. 1. Демографическая ситуация в Центральном федеральном округе [9]

округу - 9 родившихся на 1000 человек населения, по России - 10,5) и высокий коэффициент смертности (17,4 умерших на 1000 человек населения, по России - 15,9). В пяти регионах ЦФО в 2004 г. зафиксирован миграционный прирост населения (г. Москва, Московская, Белгородская, Воронежская, Ярославская области).

На фоне общего демографического сжатия России, в перспективе 15-20 лет и, принимая во внимание тот безусловный факт, что, начиная с 2008 г., число выпускников школ сократится в полтора раза, мы имеем дело с острой проблемой. При замораживании нынешней ситуации в ряде регионов избыточность предложения на рынке образовательных услуг уже через два-три года привела бы к полному исчезновению конкурсного начала при приеме в вуз, причем с разрушительными последствиями для качества образования [10]. Значительное снижение коли-

чества учащихся в общеобразовательных школах можем рассмотреть на примере Костромской области (табл. 1).

Как видно из таблицы 1, количество учащихся за последние 5 лет сократилось на 31 %. Это свидетельствует о глубоком демографическом кризисе, который напрямую отражается и на высшем образовании. С этой же проблемой сталкиваются и высшие учебные заведения Костромской области, что отражено на рис. 2.

Существуют разные точки зрения по поводу развития системы высшего образования, использования источников финансирования. Рядом авторов (Г.А. Балыхин, А.В. Красильников, Ю.В. Чеботаревский) в качестве перспективного инструмента государственной политики признаются субсидии в сфере образования [11]. B.C. Акопов, Б.Д. Бышовец и ряд других специалистов предлагают финансирование образования с помощью рынка го-

Таблица 1

Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях Костромской области (тыс. чел.)

Год 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Количество учащихся 177,5 168,5 166,6 151,5 142,5 132,4 123

Рис. 2. Выпуск учащихся из общеобразовательных учреждений Костромской области с 2000 по 2004 гг. и прогноз до 2010 г. [14]

сударственных ценных бумаг [12]. А. С. Асо-чаков предлагает использовать банковские инструменты для привлечения финансовых ресурсов [13].

Образовательные программы можно классифицировать по ряду признаков. Например, по уровню образования программы могут быть довузовскими, бакалаврскими, магистерскими, аспирантскими, программами профессиональной переподготовки и т. п. По форме обучения различаются программы дневные, вечерние, заочные, дистанционные, экстернат и т. д. По методам обучения - традиционные, проблемные, анализа деловых ситуаций. Нельзя сбрасывать со счетов и бурно развивающиеся формы дистанционного обучения, которые стали возможны с развитием информационных технологий.

Многие высшие учебные заведения реализуют программы дополнительного профессионального образования. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании», дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях все-

стороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного профессионального образования является систематическое повышение квалификации кадров, специалистов и руководителей и, при необходимости, их профессиональная переподготовка. Решение данной задачи осуществляется учреждениями и подразделениями системы высшего и дополнительного профессионального образования.

В отличие от других подсистем профессионального образования ДПО позволяет любому специалисту повышать свою квалификацию или проходить профессиональную переподготовку в доступной форме, в удобное время и подходящем режиме, что обусловливает его определяющую роль в кадровом обеспечении развития страны. В развитых государствах мира (США, Германия, Италия, Франция и др.) системам, аналогичным ДПО, уделяется достойное внимание. Так, например, в США система Lifelong Education охватывает около 20 млн чел. в год;

каждый специалист регулярно проходит повышение квалификации, тратя на это 10-15 % рабочего времени [15].

К числу новых технологий обучения, широкое внедрение которых необходимо в сфере ДПО, необходимо отнести различные направления дистанционного обучения,

включая интерактивное обучение [16]. ДПО находится как бы между базовым профессиональным образованием и практической работой специалистов. Соответственно, программы повышения квалификации, основываясь на программах профессионального образования, должны быть максимально приближены к практике для повышения своей эффективности, что достигается путем внедрения стажировок и включения в состав лекторов преподавателей-практиков.

Таким образом, исключительная роль системы дополнительного профессионального образования в современной системе образования Российской Федерации определяется ответственностью ДПО за обновление и обогащение интеллектуального потенциала общества, реализацию непрерывного образования для руководителей и специалистов, всех категорий работников в течение трудовой деятельности, обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации граждан1.

Образование, подобно капиталу и труду, оказывает непосредственное влияние на экономический потенциал региона в целом. Чем выше уровень экономического развития, тем большее число граждан обучается или испытывает потребность в обучении. И, наоборот, финансовые ограничения не позволяют расширить имеющуюся традиционную образовательную систему [17].

К наиболее значимым из региональных проблем относится воспроизводство квалифицированных кадров. Пополнение ими может происходить в двух направлениях. Первое - повышение мобильности трудовых ресурсов и последующее их перераспределение: отток специалистов из регионов с избыточным рынком труда в регионы с недостаточным рынком труда. Данный подход считается пассивным, предусматривающим поощрение миграции. Второе - подготовка

1 Проект концепции развития дополнительного профессионального образования Российской Федерации на 2001-2005 гг.

квалифицированных кадров требуемой квалификации в системе профессионального образования региона. Этот подход требует значительных финансовых затрат, а также организационных усилий [18].

В настоящее время в контексте либеральной тенденции сформировалась доктрина, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «the knowledgeable», «society knowledge society», в связи с чем современную экономику определяют как «знаниевую экономику», «экономику знаний».

Именно знания и образование определяют сегодня экономический потенциал страны, ее положение в мировом разделении труда и международной торговле. Об отраслях, производящих знание для непосредственных нужд экономики и производства (прикладная наука и образование), уже давно принято говорить как об «индустрии знаний», а с недавних пор образование рассматривают как отрасль экономики (в США она занимает 5-е место среди других областей; в 1998 г. образовательная «отрасль» принесла доход в 265 млрд долл. и обеспечила работой 4 млн чел. [19]).

В ходе образовательного процесса создается потребительная стоимость, что означает «полезность образовательной услуги». Высшее учебное заведение предстает как организация, а образовательный процесс как производственный процесс, который длится определенное время и завершается выпуском уникальной социально-экономической продукции - специалистов для разных сфер общественной жизни. Причем полученное образование можно рассматривать в качестве средства производства, с помощью которого его обладатель обеспечивает себе достойный уровень существования. Поэтому образовательная услуга является особым видом экономического продукта.

Согласно современным научным представлениям, образовательный продукт является продуктом экономическим. Так, в «Большом экономическом словаре» «продукт экономический» определяется как «результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, представленный в материальновещественной форме (материальный продукт), в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт), либо в виде

выполненных работ и услуг» [20]. Также отмечается: «...услуги в сфере образования -услуги, оказываемые образовательными учреждениями в части их уставной предпринимательской деятельности независимо от их организационно-правовых форм» [21].

Образовательная услуга имеет стоимость. Но это значит, что услуга имеет цену, представляющую собой денежное выражение стоимости произведенной услуги. В условиях, когда платные образовательные услуги стали нормой нашей жизни, следует говорить, по мнению отдельных ученых, «о цене потребителя этих услуг, то есть той денежной сумме, которую он готов заплатить за нее; о цене производства - общей сумме затрат и издержек плюс доход вуза - производителя образовательной услуги» [21].

Рассмотрим платные услуги населению в Костромской области (табл. 2, 4) [22].

Таблица 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объем платных услуг населению по секторам реализации

Декабрь 2007 г., В % к 2007 г. в % к 2006 г.

млн руб. декабрю 2003 г. ноябрю 2004 г. итогу

Объем платных услуг населению 384,4 106,7 110,4 100 105,8

в том числе оказано услуг: организациями (без субъектов малого предпринимательства) 341,2 107,9 110,6 88,7 106,9

субъектами малого предпринимательства 43,2 97,8 108,8 11,3 98,5

из них физическими лицами, занимающимися предпринимательством на индивидуальной основе 26,8 98,8 105,6 7,0 96,8

Таблица 3

Объем платных услуг населению по видам

Декабрь 2007 г., В % к 2007 г. в %

млн руб. декабрю 2003 г. ноябрю 2004 г. итогу к 2006 г.

Платные услуги 384,4 106,7 110,4 100 105,8

в том числе: бытовые 27,2 92,2 105,0 7,1 95,4

транспортные 56,4 109.4 98,0 14,7 113,8

связи 68,9 97,1 101,9 17,9 118,7

жилищные 26,3 79,0 109,4 6.8 83,9

гостиниц 5,6 96,5 82,9 1,4 99,3

коммунальные 127,2 123,6 123,0 33,1 105,2

культуры 6,8 108,3 105,6 1,8 94,9

туристские 3,4 в 1,7 р. в 1,6 р. 0,9 95,3

физической культуры и спорта 0,6 89,3 90,6 0,1 110,2

медицинские 17,4 105,7 108,3 4,5 95,6

санаторно-оздоровительные 3,0 в1,5р. 98,1 0,8 88,5

ветеринарные 0,8 145,9 114,0 0,2 89,1

правового характера 6,5 95,3 105,2 1,7 107,5

системы образования 24,5 119.2 137,3 6,4 101,7

прочие виды платных услуг 9,8 2,6

Как видно из табл. 3, объем платных образовательных услуг в Костромской области составил 24,5 млн руб. и увеличился за последний год на 1,7 %.

Как и на любом рынке, покупатель хочет купить товар как можно дешевле, а производитель-продавец продать как можно дороже. Если идет речь о массе потребителей и массе производителей образовательных услуг, то возникают понятия «цена спроса» и «рынок покупателей», с одной стороны, «цена предложения» и «рынок производителей» образовательных услуг - с другой. Когда масса потребителей начинает взаимодействовать с массой производителей, то начинается процесс торговли, в ходе которой каждая из сторон преследует свой экономический интерес, складывается рынок образовательных услуг.

Положение с качеством трудовых ресурсов усугубляется проблемами образования: неполное финансирование данной сферы с момента перехода к рыночным экономическим условиям создало угрозу снижения качества предоставляемых знаний. В Костромской области расходы регионального консолидированного бюджета на образование в расчете на душу населения составили в 2007 г. 2135 руб., что ниже, чем в среднем по России, но выше, чем в Ивановской и Тверской областях (табл. 4) [9].

В целом, по бюджетным доходам в расчете на душу населения и величине собственных доходов на душу населения Центральный федеральный округ занимает третье место среди федеральных округов Российской Федерации. Бюджетная обеспеченность округа на 1 января 2005 г. составила 85,71 % (на 1 января 2004 г. - 81,45 %) (рис. 3).

Самые высокие бюджетные доходы на душу населения отмечены в г. Москве (37,92 тыс. руб.), самые низкие - в Тамбовской области (8,22 тыс. руб.). Разрыв между субъектами округа по данному показателю имеет тенденцию к снижению (на 1 января 2004 г. -5,9 раза, на 1 января 2005 г. - 4,6 раза).

Наибольшая обеспеченность собственными доходами (доля собственных доходов в общих расходах бюджета субъекта) зафиксирована в Липецкой области (115,5 %), Белгородской области (96,1 %), в г. Москве (91,2 %), наименьшая - в Ивановской области (55 %).

Рост бюджетной обеспеченности в 2004 г. по сравнению с 2003 г. отмечается во всех субъектах округа.

Вузы являются некоммерческими организациями, и целью их деятельности не является получение прибыли. Однако в настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. Госвузы имеют государственный заказ, финансируемый из федерального и местного бюджетов, который составляет 56 % от стоимости обучения студентов. В этой части госвузы являются нерыночными, а их образовательная услуга - «чистым общественным благом».

В то же время 44 % студентов, а в отдельных госвузах - от 70 до 80 %, составляют лица, оплачивающие образовательные услуги госвузов. Эта услуга оказывается им на рыночной основе за оговоренную в двустороннем договоре плату. В этом смысле

госвузы, как и негосударственные вузы, являются рыночными организациями.

Увеличение притока абитуриентов, а значит спроса на предлагаемые образовательные программы, напрямую зависит от возможности вуза проводить гибкую образовательную политику, его умения грамотно выстроить весь маркетинговый комплекс. Маркетинг образовательных услуг - это всего лишь средство, или, точнее, набор средств, при помощи которых образовательное учреждение активно продвигает свои продукты на рынке. Однако этот рынок имеет двойственную природу: рынок образовательных продуктов и услуг и рынок труда.

Одним из аспектов принятой политики модернизации российской системы образования является предоставление большей самостоятельности государственным высшим учебным заведениям. Сегодня самостоятельность вуза понимается как право и необходимость формулирования собственной миссии и стратегии и выбора средств их реализации в регламентированных законом рамках. Оставаясь государственными организациями, более того - социально ориентированными, вузы, тем не менее, стремятся вписаться в рыночные отношения. Они определяют стратегию и тактику, формируют собственную политику управления кадрами, финансами, качеством предоставляемых услуг для обеспечения конкурентоспособности на региональном, национальном и международном рынках. Стремление к повышению конкурентоспособности ведет к поиску новых управленческих решений, анализу практики других вузов - отечественных и зарубежных, попыткам адаптации опыта, накопленного в бизнесе.

В последние годы регионализацию рассматривают как доминирующую тенденцию российской экономики. В то же время высшая школа, на наш взгляд, остается единственным институтом, не затронутым данным процессом. Требуются изменения, тем более что возможности использования межрегиональной мобильности молодых специалистов крайне незначительны, поэтому уровень обеспеченности периферийных районов квалифицированными кадрами определяется теперь только степенью соответствия потребностей регионов в их удовлетворении высшей школой.

Таблица 4

Расходы регионального консолидированного бюджета на образование

Регион Расходы регионального консолидированного бюджета на душу населения, руб.

2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Российская Федерация в целом 1194 1568 2194 2492

Ивановская область 622 837 1455 1562

Костромская область 921 1092 1816 2135

Московская область 843 1459 1842 2272

Тверская область 699 1070 1592 1880

Ярославская область 721 1237 1910 2563

Рис. 3. Бюджетная обеспеченность ЦФО [9]

В этих условиях совершенно закономерным является процесс все большей регионализации комплексов высшей школы периферийных районов страны. В дотационных субъектах вузовский сектор по текущему уровню своего развития не может справиться с задачей кадрового обновления промышленных комплексов регионов. Необходимо регулирующее вмешательство федерального центра, которое ряд специалистов видит в «дифференцированном федеральном госзаказе высшей школе» [23].

Показатели производительности труда и инновационной активности промышленного производства в регионах также зависят от уровня развития высшей школы (за исключением субъектов, специализирующихся на экспортной ресурсодобыче): наибольшие

значения они имеют в группе регионов с высокой численностью студентов и долей занятых с высшим образованием. По мнению ряда ученых, эта связь опосредована через долевое соотношение квалифицированной части рабочей силы, хотя на инновационную активность производства оказывают дополнительное влияние факторы прямого воздействия исследовательского потенциала высшей школы в регионах [24].

Исследуем зависимость инновационной активности производства от уровня развития вузовского сектора в регионе. Для измерения тесноты зависимости исследуемых показателей от уровня развития высшей школы в регионах рассчитаем коэффициенты корреляции. В качестве независимой переменной используется показатель численности сту-

дентов в расчете на 10 тыс. населения региона, а зависимыми переменными - удельные показатели, приведенные в табл. 5 [25].

Как следует из таблицы 5, степень зависимости всех исследуемых показателей от масштабов подготовки квалифицированных кадров наибольшая в группе регионов с развитой высшей школой и наименьшая - в группе со слаборазвитым вузовским сектором. Кроме того, в настоящее время наблюдается совершенно естественное ослабление тесноты связи при переходе от показателей, напрямую детерминируемых уровнем развития высшей школы в регионах (доля занятых с высшим образованием), к показателям, где уровень развития вузовского сектора является одним из составляющих.

Например, инновационную активность промышленного комплекса региона определяет множество других факторов, наиболее значимыми среди которых являются уровень развития научного сектора, уровень затрат на технологические инновации, уровень развития инновационной инфраструктуры (механизмов венчурного финансирования и государственной поддержки внедрения инноваций, малого предпринимательства и т. д.) [23]. Поэтому полученные нами значения зависимости инновационной активности от уровня развития высшей школы 0,178-0,277 выглядят убедительным аргументом, обосновывающим необходимость приоритетного развития вузовского сектора во всех регионах страны.

Таким образом, краткий анализ проблем, возникающих у личности в ходе реализации потребностей в образовательной сфере, позволяет типизировать региональные проблемы в образовательной сфере, которые должны быть решены совместно личностью, обществом и государством:

— значительное количество учащихся имеет низкую мотивацию учения;

— некоторые специальности, полученные в учреждениях профессионального образования, не пользуются спросом на региональном рынке труда;

— часть выпускников образовательных учреждений не способна активно заниматься поиском места своей будущей работы или учебы;

— существенны различия в качестве образования выпускников городских и сельских малочисленных школ;

— высок субъективизм в оценке знаний учащихся;

— в образовательном процессе преобладают репродуктивные технологии обучения, учащиеся находятся в позиции «объекта», что не позволяет им осуществлять в полной мере выбор поведения, содержания образования, видов деятельности, ставить цели и использовать для их достижения адекватные средства;

— отсутствуют средства на восстановление и обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, которая не соответствует современным требованиям;

Таблица 5

Коэффициенты корреляции зависимостей исследуемых показателей от уровня развития высшей школы в регионах в 2007 г. (отн. ед.)

Группировка регионов по уровню развития государственной высшей школы Доля занятых с высшим образованием Коэффициент интенсивности безработицы лиц с высшим образованием Производительность труда в промышленности Доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства

По 1-й группе с развитой высшей школой 0,837 0,601 0,484 0,277

По 2-й группе с развивающейся высшей школой 0,692 0,350 0,429 0,254

По 3-й группе со слаборазвитой высшей школой 0,641 0,219 0,392 0,178

По всем регионам России 0,762 0,575 0,435 0,218

Характер тесноты связи Сильная Средняя Средняя Слабая

Характер зависимости Прямая пропор- Обратная пропор- Прямая пропорцио- Прямая пропор-

циональная циональная нальная циональная

— сложившаяся в регионах система подготовки, повышения квалификации, аттестации, оценки и вознаграждения администраторов всех уровней региональной системы образования не всегда обеспечивает качественное изменение их управленческой деятельности;

— повышение квалификации работников не всегда приводит к значимому изменению в результативности их деятельности;

— продолжается старение преподавательских и руководящих кадров региональных учреждений образования;

— практически отсутствует система подготовки резерва управленческих кадров для системы регионального образования;

— из-за относительно низкой заработной платы наблюдается отток высококвалифицированных специалистов из региональной системы образования в другие сферы.

Перечисленные проблемы естественно порождают объемистый блок задач, которые нужно решить в целях совершенствования системы образования на региональном уровне, которые можно сгруппировать в следующую программную систему приоритетов:

— создание равных возможностей доступа к образованию для различных категорий населения региона (в т. ч. и через развитие дистанционного образования);

— создание нового финансового механизма управления образованием и условий для повышения качества образования;

— формирование механизмов государственно-общественного управления региональной системой образования;

— оптимизация сети региональных образовательных учреждений;

— формирование эффективной программы развития кадров для региональной системы образования;

— развитие отношений партнерства между региональной системой образования и другими организациями и социальными институтами;

— обеспечение социальной защиты учащихся, воспитанников, студентов и работников региональной системы образования;

— повышение квалификации работников не всегда приводит к значимому изменению в результативности их деятельности;

— продолжается старение преподавательских и руководящих кадров региональных учреждений образования;

— практически отсутствует система подготовки резерва управленческих кадров для системы регионального образования;

— из-за относительно низкой заработной платы наблюдается отток высококвалифицированных специалистов из региональной системы образования в другие сферы.

Перечисленные проблемы естественно порождают объемный блок задач, которые нужно решить в целях совершенствования системы образования на региональном уровне, которые можно сгруппировать в следующую программную систему приоритетов:

— создание равных возможностей доступа к образованию для различных категорий населения региона (в т. ч. и через развитие дистанционного образования);

— создание нового финансового механизма управления образованием и условий для повышения качества образования;

— формирование механизмов государственно-общественного управления региональной системой образования;

— оптимизация сети региональных образовательных учреждений;

— формирование эффективной программы развития кадров для региональной системы образования;

— развитие отношений партнерства между региональной системой образования и другими организациями и социальными институтами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— обеспечение социальной защиты учащихся, воспитанников, студентов и работников региональной системы образования.

Как было показано выше, рынок самостоятельно не может обеспечить реализацию перечисленных приоритетов. Реализовать их можно лишь через соответствующее развитие системы государственного и общественного управления образовательным пространством, которая также имеет свои проблемы.

1. Романов А.Н. Анализ финансового состояния организации. М., 2001. С. 15.

2. Амбарцумов А. А. Конкурентоспособность товаров на потребительских рынках. М.,

1999. С. 46.

3. Бусыгин А.В. Предпринимательство. М., 2000. С. 236-237.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. М., 1992. С. 602.

5. Котлер Ф. Основы маркетинга / пер. с англ. М., 1990. С. 62.

6. Третьякова И.В. Конкурентоспособность современного образования // Образование в информационную эпоху: сб. науч. ст. Ярославль, 2001. С. 83.

7. Москвичев Ю.А., Разумов СВ. Повышение эффективности деятельности вуза - комплексный подход // Образование в информационную эпоху: сб. науч. ст. Ярославль, 2001. С. 59.

8. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. М., 2002. С. 91.

9. Россия в цифрах / Росстат. М., 2005.

10. Образование и демографическая ситуация в России. Исследование Фонда общественного мнения. М., 2004. С. 6-8.

11. Балыхин Г.А., Красильникова А.В., Чеботарев-ский Ю.В. Субсидии в сфере образования -перспективный инструмент государственной политики // Высшее образование сегодня. 2002. № 6. С. 2-5.

12. Финансирование образования с помощью рынка государственных ценных бумаг /

B.C. Акопов и [др.] // Высшее образование сегодня. 2002. № 6. С. 6-9.

13. Асочаков А.С. Использование банковских инструментов для привлечения финансовых ресурсов в профессиональное образование // Высшее образование сегодня. 2002. № 6.

C. 10-12.

14. Государственные высшие и средние специальные учебные заведения Костромской области на начало 2004-2005 года (Статистический бюллетень). Кострома, 2004.

15. Евенко Л.И. Системы, стандарты, практика подготовки профессиональных менеджеров в зарубежных странах. М., 1998.

16. Тихомиров В.П. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития // Развитие новых технологий в системе обра-

зования РВ: Вторая регион. науч.-практ. конф. Ярославль, 2005.

17. Лукашенко М.А. Высшее учебное заведение на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. М., 2003.

18. Румянцева Е.В. Обоснование механизма уча-

стия хозяйствующих субъектов в подготовке специалистов в системе высшего профессионального образования региона: автореф.

дис. ... канд. эконом. наук. Рыбинск, 2002.

19. Галаган А.И. Проблемы присоединения к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) в сфере образования: анализ мировых тенденций // Изв. МАН ВШ. 2003. № 3. С. 65.

20. Большой экономический словарь. М., 2002.

21. Ильинский И. Об экономической природе современного отечественного образования // Высшее образование в России. 2004. № 9.

С. 48.

22. Костромская область в цифрах. Кострома, 2008.

23. Майбуров И. Высшая школа в регионе: механизм финансирования // Высшее образование в России. 2004. № 1. С. 29.

24. Экономика общественного сектора / под ред. Е.Н. Жильцова, Ж.Д. Лафея. М., 1998.

25. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: стат. справ. 2007. М., 2008.

Поступила в редакцию 2.03.2009 г.

Belyaeva Yu.V., Govoruhina E.G., Dvoynikh T.V., Tchekmarev V.V. The competitiveness of the high schools as a result of innovative activity. In the article the processes of maintenance of competitiveness of high schools are investigated.

Key words: competitiveness of high schools, innovative activity, the state and public managements of educational space.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.