ЭКОНОМИКА
УДК 330
ЭКОНОМИКА, ОСНОВАННАЯ НА ЗНАНИЯХ,
КАК ЗАКОНОМЕРНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
© Ирина Владимировна ИВИНСКАЯ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, соискатель кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: Dmitriy-ivi@yandex.ru
В статье рассмотрены закономерности развития общества и обосновано, что развитие постиндустриальной эпохи привело к переосмыслению классических экономических ресурсов и процессов управления. В настоящее время знания стали господствующими элементами экономического развития как отдельных компаний, так и экономики в целом, что на современном этапе хозяйствования приводит к формированию экономики, основанной на знаниях, где основополагающая роль в обеспечении ее функционирования отведена вузу.
Ключевые слова: аграрное общество; индустриальное общество; постиндустриальное общество; экономика, основанная на знаниях; институциональная структура экономики знаний.
Прогресс цивилизации поставил перед человечеством глобальные экономические проблемы. Если обратиться к генезису общественной системы, то можно отметить несколько качественно отличительных фаз ее эволюции. Первая и самая длинная фаза имеет четкие признаки доаграрного и аграрного общества (доиндустриального). Это этап общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит стоимость ресурсов, производимых в сельском хозяйстве. Аграрный способ организации общества основан на трудоемких технологиях, использовании мускульной силы человека, навыках, не требующих длительного обучения, эксплуатации природных ресурсов (в частности, сельскохозяйственных земель), поэтому основными индикаторами этой системы можно считать следующие: преобладание сельскохозяйственного производства; незначительное развитие либо отсутствие промышленности; слабая социальная дифференциация; преобладание сельского населения [1].
На смену аграрному обществу приходит индустриальное, продолжительность этой фазы составляет чуть больше двух столетий. Это общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой про-
мышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур, т. е. экономически развитого общества, в которой преобладающей отраслью экономики является промышленность, поэтому отличительные особенности индустриального общества: утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной); изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5 %) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60 %) и сфере услуг (до 40-45 %); интенсивная урбанизация; возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры; образовательная (культурная) революция, т. е. переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования; политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод; рост уровня потребления; изменение структуры рабочего и свободного времени; изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т. е. рост доли старших возрастных групп).
Так как в период индустриального общества преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность, то оно характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, капиталоемкими технологиями, использованием внемускульных источников энергии, требующей длительного обучения квалификации, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, утверждением рыночной экономики и возникновением социальных групп предпринимателей и наемных работников, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.
В конце ХХ в. индустриальное общество переходит к постиндустриальному обществу [2]. Основными причинами этого перехода можно выделить: усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве; современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень; благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества; превалирование знаний над капиталом.
Постиндустриальное общество характеризуется наукоемкими технологиями, информацией и знаниями, как основным производственным ресурсом, творческим аспектом деятельности человека, непрерывным самосовершенствованием и повышением квалификации в течение всей жизни.
Развитие постиндустриального общества в наиболее развитых странах мира привело к тому, что доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих стран в настоящее время значительно ниже, чем у ряда развивающихся стран. Так, эта доля в ВВП США составляла в 2007 г. 13,4 %, в ВВП Франции -12,5 %, в ВВП Великобритании - 12,4 %, тогда как в ВВП Китая - 32,9 %, в ВВП Таиланда - 35,6 %, в ВВП Индонезии - 27,8 %.
Продолжительность постиндустриальной фазы составляет чуть больше двух десятилетий. Совершив научно-техническую ре-
волюцию - овладев новыми видами энергии, разработав материалы с программируемыми свойствами, создав сверхскоростной транспорт, завоевав космос - постиндустриальное общество осознало сложную проблему: развитие стран с мощной техникой и технологиями, сбалансированное с энергетическими и природными ресурсами, исчерпывает свой потенциал, а поскольку запасы ископаемых и экологических ресурсов планеты не безграничны, необходимо изыскивать альтернативные ресурсы, которые можно было бы использовать на постоянно возобновляемой основе.
Поиск новой научной парадигмы устройства мира, нуждающегося в глобализации знаний и научных достижений, служит предпосылкой возникновения следующей фазы развития человечества, связанной с появлением информационно-коммуникационных
технологий, позволяющих совершенствовать процессы генерации знаний и использовать их в качестве основного ресурса экономического развития. Началом становления этой фазы можно условно считать середину ХХ в., в результате чего сформировались основные концепции современного общественного развития: концепция информационного общества, концепция экономики, основанной на знаниях и концепция глобального сетевого развития. Отметим характерную для этих концепций историческую преемственность, где основой является концепция постиндустриального общества, сформировавшаяся во второй половине 80-х гг. ХХ в.
Концепция информационного общества сформировалась в последней четверти ХХ в. параллельно с теорией постиндустриального общества и делает упор на технические и информационные стороны организации современного общества.
Концепция экономики, основанной на знаниях, сформировалась в конце 90-х гг. ХХ в., отражает более глубокий и системный подход к современному обществу и анализирует изменения в характере производства, структуре экономики, в механизме взаимосвязей между хозяйствующими субъектами в новых условия [3], где благосостояние зависит, прежде всего, от наукоемких активов -знаний, опыта и инноваций.
Логичным представляется начать со спецификации ключевого для данной экономики
понятия «знание». Прежде всего, знания -это результат познания, т. е. когнитивного освоения объективной действительности, представленной совокупностью эмпирических данных [4, с. 7].
Сегодня стратегическое развитие стран и России, прежде всего, неразрывно связано с экономикой знаний.
Об этом свидетельствует опережающий темп прироста инвестиций в знания - 3,4 % по сравнению с инвестициями в основные фонды - 2,2 %. Инвестиции в сектор знаний в развитых странах составляют около 10 % ВВП, а в России - 4,7 % [5].
Американский социолог Р. Кроуфорд ключевую роль в процессе развития человеческого общества отводит знаниям, где новые знания приводят к возникновению новой технологии, что, в свою очередь, приводит к экономическим изменениям, следовательно, приводит к социально-политическим изменениям, что в итоге приводит к созданию новой парадигмы, или нового видения мира. Эту модель можно использовать для объяснения тех серьезных экономических, социальных и политических изменений, которые сейчас происходят в мире. Именно знания в форме идеи, научных концепций, различных инноваций становятся движущей силой современной экономики.
Из высказывания Р. Кроуфорда можно сделать вывод, что главное в экономике, основанной на знаниях, - не столько создать новое знание, сколько использовать его продуктивно. В связи с этим возрастает роль образования как социально-экономического института.
Еще Ф. Махлуп в 70-е гг. ХХ в. выдвинул идею о том, что самой значимой отраслью современной экономики является образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением. Образование - фундаментальный фактор развития общества, основанного на знаниях. В странах ОЭСР доля работников с высшим образованием с 1975 по 2000 г. возросла с 22 до 41 % [5], т. е. почти вдвое. Но и этого недостаточно для удовлетворения растущего спроса на квалифицированные кадры.
В рамках тематики нашей работы остановимся более подробно на современных
общественных институтах в экономике, основанной на знаниях. В современных условиях определяющую роль в развитии всех процессов играют не материальные и природные ресурсы, а знания и информация, которые становятся основным фактором производства. Это осуществляется через образование, подготовку высококвалифицированных специалистов. Отсюда можно отметить, что институциональную структуру экономики знаний составляют:
- образование - через образовательный процесс, включающий в себя общее образование, высшее профессиональное образование;
- наука - через научно-исследовательские институты (НИИ), научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (НИОКР), учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК);
- законодательство - через соответствующие государственные органы;
- бизнес (представляющие собой организации, фирмы, предприятия, корпорации, имеющие различные формы собственности).
В результате становления экономики, основанной на знаниях, значение высококвалифицированного труда возрастает, что поднимает проблему своевременного производства и передачи знаний, решить которую возможно путем опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы. Одну из важнейших ролей в этом процессе играют университеты как ключевой элемент системы профессионального образования. В данной связи университет является предприятием общественного сектора экономики, основными задачами которого выделяют поиск истины в ходе исследования, передача и распространение ее в процессе обучения, формирование личности с высокой интеллектуальной культурой в течение периода обучения, решение которых базируется на наличии его академической свободы.
В условиях «новой экономики» университет является многопрофильной структурой, органично сочетающей в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и вносящей реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности. С данной точки зрения предпринимательский университет выступает не коммерческой организацией, торгующей образовательными услугами и результа-
тами исследований, а главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, научных и технологических решений, ключевым элементом инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях. Институты высшего образования, как главные источники и распространители знаний, приобретают функции опорных структур «новой экономики». Восприятие институтов образования, как учреждений социальной или непроизводственной сферы, сменяется осознанием новой модели образования, понимаемой как основа развития сферы производства, создающей решающий элемент капитала.
Поэтому основная цель экономики, основанной на знаниях - увеличить инвестиции в человеческий капитал путем повышения уровня образования и профессиональной квалификации, позволяющие достичь основных экономических целей общества: экономического роста, экономической эффективности, полной занятости трудоспособного населения, стабильного уровня цен, экономической свободы, справедливого распределения доходов, экономической обеспеченности, положительного торгового баланса. Для этого экономика знаний в настоящее время должна решить три задачи:
1) инвестиции в образование должны достигнуть критического значения в контексте «общества, основанного на знаниях»;
2) инвестиции в образование должны дать отдачу на всех уровнях - государства, работодателя и личности;
3) должна быть выработана последовательная и внятная стратегия, гарантирующая каждому доступность непрерывного обучения [6].
В результате поставленных целей и задач рождается понятие “Triple Helix” или «тройной спирали»: университет - правительство -бизнес, где три этих составляющих неразрывно связаны между собой1. Университеты
1 Понятие «тройной спирали» в социологию инновационного развития науки введено Г. Этцковичем и Л. Лидесдорффом в 2000 г. в качестве критического ответа на концепцию второго типа производства знаний Гиббонса. Оно было уточнено в 2007 г. на конференции в Сингапуре в докладе Г. Этцкович и Ч. Жоу: «Региональный инициатор инновации: предпринимательский университет в различных моделях тройных спиралей», в котором подчеркнута особая роль «ло-
создают идеи, правительство формирует нормативную базу, бизнес обеспечивает ресурсами [7].
Из данного понятия следует, что именно университеты со своей инфраструктурой могут и должны сегодня быть одним из главных поставщиком знаний, т. е. именно университеты, в силу их универсальности, становятся основным учреждением нового общества. Если в индустриальном обществе главным субъектом экономики являлось промышленное предприятие, а доминирующий результат производства был представлен некой материальной (товарной) ценностью, в постиндустриальном обществе главным субъектом экономики является информационно-коммуникационный центр, а доминирующим результатом производства выступает информационно-коммуникационные технологии, то в экономике знания главным субъектом будет университет, а доминирующим результатом производства - некое научно-техническое знание. В новой экономике основная часть совокупной рабочей силы представлена занятостью не в сфере материального производства или в секторе распределения материальных благ, а в сфере проектирования, разработки, технологии, маркетинга, продажи и обслуживания этих знаний. В экономике, в которой идеи, информация, знания составляют основу инноваций и экономического роста, доминирует постоянный поток информации, а также мощный потенциал науки и техники. Структурная трансформация производства в экономике знания приводит к тому, что здесь основным элементом становится т. н. «сектор производства знания» (в лице главного субъекта - университета), а также активные провайдеры этого знания [8].
Роль системы высшего образования можно представить в виде:
1) обеспечения экономики специалистами необходимой квалификации. По данным мониторинга экономики образования, работать по полученной специальности планирует не более 50 % студентов системы профессионального образования;
2) создания нового знания и доведения его до внедрения в производство. Задача России - к 2015 г. довести финансирование
кальных» особенностей в контексте «циркулярных» взаимодействий спиралей триплекса.
до 2,0 % от ВВП, в то время как страны ЕС в 2010 г. довели ассигнования до 3,5 %;
3) получения доходов от экспорта образовательных услуг, технологий [9].
Инвестирование в человеческий капитал в процессе образования, профессионального обучения позволяет повысить качество рабочей силы, что создает основу для получения высокой заработной платы в перспективе. С экономических позиций повышение доходов квалифицированных работников расширяет объем спроса и стимулирует рост производства товаров и услуг. Высокие доходы образованных слоев населения, кроме того, являются предпосылкой и результатом увеличения продуктивности их труда и роста ВВП. Рост спроса на квалифицированную рабочую силу отражается не только на уровне заработной платы, но и на возможностях трудоустройства. Это наглядно видно на примере России. После распада Советского Союза в 1991 г. все российские работники с разным уровнем образования могли с равной степенью вероятности оказаться безработными.
В заключение отметим, что становление экономики, основанной на знаниях, - это реальный ответ на развитие современного общества, основной идеей которого является понимание значимости знаний в экономике, понимание того, что именно знание становится основным фактором, так же, как когда-то была земля, ресурсы, материальные богатства.
Поэтому сегодня знания - это залог успеха, т. к. социально-экономическое и научно-техническое развитие как отдельного субъекта экономики, так и государства в целом невозможно без экономического роста, в основе которого сегодня лежат новые техно-
логии, основанные на знаниях. А в условиях формирования экономики, основанной на знаниях, ключевым показателем становится образование, т. к. низкий уровень образования населения и рабочей силы, не адекватный достигнутым научно-техническим результатам, затрудняет подъем экономики, тормозит инновационный процесс.
1. Аграрное общество. URL: http://www.glossary. ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RAj wgwtul I uh$lxyiu. Загл. с экрана.
2. Современная энциклопедия. Индустриальное общество. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ enc1p/19694. Загл. с экрана.
3. Степанова Т.Е. Закономерности экономики, основанной на знаниях. Самара, 2005.
4. Фролов Д.П., Шелестова Д.А. Институциональный фактор развития «Экономики, основанной на знаниях» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика, Экология. 2009. № 1.
5. URL: http://wordbank.,org/
6. Экспресс-отчет «Экономика знаний». URL: http://nadprof.ru/library/books/nnEk_znan_all_1. doc.
7. Киященко Л. Тройная спираль трансдисцип-линарности: университет - правительство -бизнес. URL: http://www.courier-edu.ru.
8. Экономика. Знания как инновационная система. URL: http://uecs.ru/index.php?option= com_flexicontent&view=items&id=880. Загл. с экрана.
9. Исследования по мониторингу экономики образования, государственный заказчик -Минобрнауки России, Рособразование.
Поступила в редакцию 1.12.2011 г.
UDC 330
ECONOMY BASED ON KNOWLEDGE AS NATURAL STAGE OF SOCIAL DEVELOPMENT Irina Vladimirovna IVINSKAYA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Competitor of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: Dmitriy-ivi@yandex.ru
The article deals with the laws of society and proved that the development of post-industrial era led to a rethinking of the classical economic resources and management processes. Now knowledge has become the dominant element of the economic development of both individual companies and economy as a whole, which at the present stage of economic results in the formation of economy based on knowledge, where fundamental role in its operation assigned to the university.
Key words: agricultural society; industrial society; post-industrial society; economy based on knowledge; institutional knowledge economy.