Научная статья на тему 'Специфика работы концертмейстера в фольклорном коллективе: возрождение традиционной инструментальной культуры'

Специфика работы концертмейстера в фольклорном коллективе: возрождение традиционной инструментальной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
558
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / АККОМПАНЕМЕНТ / КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Будилин В.В.

Статья посвящена специфике работы концертмейстера в фольклорном коллективе. Освещаются во-просы значения инструментального сопровождения в народном музыкальном творчестве в целом. Ис-следуя данную тему, автор анализирует ряд проблем, возникающих перед концертмейстером при работе с коллективом. Во многих выводах автор опирается на собственный опыт и дает практические советы начинающим концертмейстерам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы концертмейстера в фольклорном коллективе: возрождение традиционной инструментальной культуры»

в работу структурных подразделений системы. В результате планомерной работы в этом направлении библиотекари получат навыки, необходимые для построения эффективной системы социального партнерства, научатся определять инновационные пути развития материально-технической базы учреждения и, что немаловажно, смогут позиционировать библиотеку как одно из наиболее активных учреждений социокультурной сферы. В качестве практического выхода занятий, прослушанных в Школе библиотечного проектировщика, выступит разработка социально-значимого проекта и оформление заявки на его финансирование [3].

Школа библиотечного проектировщика предусматривает такие формы работы, как: лекции-презентации, семинары-практикумы, общение в группах, интернет-рассылки, составление рекомендательных списков для чтения.

Сегодня в библиотеках МБУК «ЦГБ» действует эффективная, апробированная система адаптации кадров. Особое внимание в этой связи уделяется первичной адаптации - вхождению в коллектив молодых специалистов. Адаптация молодых кадров в библиотеке может обладать большей эффективностью в условиях использования элементов первоначального знакомства с учреждением. Такой подход к формированию кадровой политики может быть применен в ходе привлечения студентов для прохождения учебной, производственной и преддипломной практики. Подробное знакомство с организационной структурой учреждения может осуществляться в процессе написания на базе библиотеки ВКР. Детальное изучение приоритетных направлений деятельности библиотеки, специфики работы структурных подразделений и апробация собственных умений поспособствует развитию профессиональных интересов выпускника и повысит вероятность его дальнейшего трудоустройства.

Список литературы

1. Колесникова, М. Н. Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие / М. Н. Колесникова. - Москва : Либерея-Бибинформ, 2009. - С. 39-43.

2. Нипорка, Е. В. Молодой библиотекарь как коллега - взгляд психолога / Е. В. Нипорка // Молодые в библиотечном деле. -2005. - № 3. - С. 35-39.

3. Отчет о работе Центральной модельной детской библиотеки «Центра детского чтения» за 2016 год. -Новоалтайск, 2016. - 41 с.

УДК 398: 331.102.2

В. В. Будилин; научный руководитель - Л. Д. Экард Красноярский государственный институт искусств,

Красноярск, Россия

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В ФОЛЬКЛОРНОМ КОЛЛЕКТИВЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Статья посвящена специфике работы концертмейстера в фольклорном коллективе. Освещаются вопросы значения инструментального сопровождения в народном музыкальном творчестве в целом. Исследуя данную тему, автор анализирует ряд проблем, возникающих перед концертмейстером при работе с коллективом. Во многих выводах автор опирается на собственный опыт и дает практические советы начинающим концертмейстерам.

Ключевые слова: традиционные народные инструменты, инструментальный фольклор, традиционная культура, аккомпанемент, концертмейстер.

V. V. Budilin;

Scientific Chief - L. D. Eckard Krasnoyarsk State Institute of Arts, Krasnoyarsk, Russia

THE SPECIFICS OF WORKING AS AN ACCOMPANIST IN A FOLK GROUP: THE REVIVAL OF TRADITIONAL INSTRUMENTAL CULTURE

The article is devoted to the specifics of working as an accompanist in a folk band. Covers the values of the instrumental accompaniment in folk music in general. In examining this topic, the author analyzes a number of

problems faced by the accompanist when working with the team. Many of the conclusions the author draws on his own experiences and gives practical advice for would-be accompanists.

Keywords: traditional folk instruments, instrumental folklore, traditional culture, accompaniment, accompanist.

Инструментальный фольклор как особая часть музыкального творчества является важной частью традиционной культуры русского народа. Игра на музыкальных инструментах всегда была тесно связанна с другими видами народного искусства: песенным, танцевальным, театральным и др.

Концертмейстер в фольклорном коллективе является основополагающей фигурой, ближайшим соратником руководителя, а в детском фольклорном коллективе эта роль особенно важна. Проблема подготовки концертмейстеров была и остаётся делом особым и сложным. Даже обладая хорошими техническими и музыкальными данными, музыканту-инструменталисту не всегда удаётся грамотно и осознанно подобрать аккомпанемент к различным жанрам народной песни. Искусство концертмейстера требует высокого музыкального мастерства, знаний основ традиционной инструментальной культуры и особого призвания. Это такая профессия, в которой обязанности и способы действий нигде не прописаны.

В работе с фольклорным коллективом концертмейстеру приходится импровизировать, воспроизводить истинные этнографические музыкальные напевы, и раньше всех реагировать на любые «внезапные ситуации». Концертмейстер обязан уметь по необходимости изменить тональность произведения, «подхватить» ансамбль, с любого фрагмента песни, и в том числе напомнить слова участникам коллектива на сцене, если они их забыли.

Уникальность русской народной певческой культуры заключается в том, что она сложилась главным образом как пение без сопровождения. Инструментальная музыка и народный инструментарий в виде аккомпанемента занимали в народном творчестве равноценное место. Многие обряды, песни календарного и семейного циклов сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Они практически все создавались и совершенствовались самими исполнителями и переходили из поколения в поколение.

Точную дату появления первых музыкальных инструментов на Руси установить невозможно. Можно предположить, что история возникновения музыкальных инструментов была так или иначе связана с трудовой деятельностью человека и определёнными общественными культами.

В работе с фольклорным коллективом концертмейстеру важно знать специфику инструментальной музыки, более глубоко изучать традиционный инструментарий, совершенствовать навыки владения игры на народных инструментах, таких как: свирель, рожок, кугиклы, окарина, калюка, гусли, гудок, колесная лира, балалайка, гармонь, а позже и баян, которые были широко распространены на Руси.

Функции концертмейстера, работающего в фольклорном коллективе, имеют в значимой мере и педагогический характер. Концертмейстеру необходимо создать нужный художественный образ, настроение песни, задать эмоциональный настрой участников ансамбля, а также подготовить их к точному темпу и динамике исполняемого произведения. Эта педагогическая сторона работы концертмейстера, помимо сценического опыта, требует знаний и навыков из области смежных исполнительских искусств.

Подбор аккомпанемента по слуху является не репродуктивным, а творческим процессом, тем более, если концертмейстер не знаком с подлинным нотным текстом определённого произведения. В данном случае он создает собственную аранжировку. Без определенных знаний, музыкально-творческих умений и навыков концертмейстера, она может получиться не верной, поскольку каждой исполнительской традиции свойственен свой набор традиционных музыкальных инструментов. Например, кугиклы (кувич-ки) - широко бытовали в Брянской, Курской, Калужской областях, скрипка - в Смоленской, Псковской, Брянской областях, гусли - в Новгородской, Псковской областях и т. д.

В настоящее время активно развивается направление народно-певческого исполнительства -фольклорный ансамбль, где участники коллектива одновременно поют и играют на народных инструментах. И тут немало важную роль играет педагогическая работа концертмейстера, которая заключается в том, чтобы научить участников ансамбля игре на различных традиционных инструментах. Таким образом, концертмейстер сам должен в совершенстве владеть навыками игры на фольклорных инструментах.

Часто возникают проблемы с подбором традиционных народных инструментов для аккомпанемента песни. Важно чтобы аккомпанемент не разрушил музыкально-песенную стилевую традицию исполняемого произведения и не сделал ее «общерусской».

Для этого концертмейстеру-народнику, аккомпанирующему фольклорному ансамблю, необходимы и очень важны:

- знания основных народных певческих стилей России;

- знания жанров русской народной музыки;

- знания фактуры изложения как инструментальной, так и хоровой;

- знания особенностей вариантного развития материала.

Особое внимание следует обратить на использование многими концертмейстерами баянного сопровождения фольклорным произведениям. В настоящее время по ряду причин баян повсеместно заменил гармошку. Однако аккомпанирование на баяне не всегда отвечает самобытному исполнению гармонистов, поэтому, используя его, целесообразно придерживаться некоторых правил:

- подбирать баяны не готово-выборные, а обычные, с характерным звуком, похожим на гармо-шечный;

- при игре использовать приемы исполнения на гармошке, более часто менять мех;

- сопровождая песню, строго придерживаться заложенной в ней гармонии, а не создавать свою;

- не дублировать в сопровождении хоровую фактуру или мелодию песни.

Одно из самых важных задач концертмейстера - «не мешать» ансамблю. Часто встречается, что концертмейстер «забивает голоса», перетягивая на себя лидерство. Бывает, что концертмейстер постоянно «плавает» в ритме, «оттягивает» темп и тем самым не даёт показать коллективу в полной мере темповое и смысловое развитие произведения. Достаточно часто такая проблема встречается при работе с детскими фольклорными ансамблями, которые зачастую «слушаются» концертмейстера. В этом случае ответственность за качество исполнения музыкального произведения ложится на концертмейстера.

Эти проблемы демонстрируют только общее положение дел для определения мастерства того или иного концертмейстера. Вместе с этим можно говорить о множестве аспектов представленной профессии, анализируя каждую вышеуказанную проблему отдельно и в комплексе.

Таким образом, основной задачей обучения и воспитания высокопрофессионального концертмейстера является формирование у него элементарных навыков умений концертмейстерского искусства, а именно:

- аккомпанирование ансамблю, хору, солисту;

- аккомпанирование танцевальному коллективу;

- аккомпанирование солисту-инструменталисту;

- подбор по слуху, чтения с листа и транспонирование;

- углублённое изучение родственных инструментов;

- обширная практика концертмейстерского искусства.

Работа концертмейстера в фольклорном коллективе многофункциональна. Он должен уметь задать тон, сыграть вступления и проигрыши, транспонировать аккомпанемент, знать средства художественной выразительности. Именно концертмейстер обычно в практике помогает руководителю ансамбля в рас-певании коллектива и способствует формированию у них вокально-хоровых навыков. Концертмейстер к тому же обязательно должен знать основы дирижёрской техники. При работе с коллективом концертмейстеру (на различных этапах разучивания репертуара) порой необходимо проиграть на инструменте отдельные фрагменты партитуры.

Необходимо сказать, наконец, и о чисто внешнем (сценическом) поведении аккомпаниатора. Порой неверное движение головы или любой другой безосновательный жест концертмейстера может вызвать «сбой» в звучании ансамбля: преждевременное вступление голосов, неверный динамический нюанс, сбивку дыхания, ритмическое колебание и даже остановку пения. Выразительность мимики и пластики концертмейстера во время исполнения во многом влияет на успешность процесса исполнения произведения и соответствующего восприятия его слушателем. Костюм концертмейстера не должен стилистически выбиваться из внешнего вида участников фольклорного ансамбля.

Деятельность концертмейстера требует применения многосторонних знаний и умений по курсам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки, анализа музыкальных произведений, хоровой литературы, педагогики - в их взаимосвязях. В современной исполнительной практике народные инструменты и игра на них имеет большое значение, хотя она представлена в основном в концертной деятельности.

Мы рассмотрели некоторые из многих проблем работы концертмейстера в фольклорных коллективах. Немаловажно, чтобы каждый концертмейстер подвергал анализу свою работу и работу других концертмейстеров, не смущался и не опасался брать что-либо из опыта работы своих коллег, занимался научно-методической и исследовательской работой в области народной инструментальной культуры и народно-песенного творчества.

В заключении хотелось бы сказать о том, что в современных классических школах народного инструментального искусства педагоги не уделяют должного внимания овладению учащимися искусства аккомпанирования. Практически все инструменталисты-народники, окончившие высшие или средние учебные заведения, не умеют играть «по-народному» и не способны профессионально и качественно аккомпанировать народно-певческим коллективам, соблюдая традиции русской инструментальной культуры. Но, как показывает практика, многие из них становятся концертмейстерами в детских фольклорных

коллективах, самодеятельных народных хорах или в профессиональных народно-певческих коллективах. Им уже на практике приходится изучать и постигать традиции инструментального фольклорного исполнительства.

Список литературы

1. Антипова, Л. А. Концертно-исполнительская практика и сценическое воплощение фольклор / Л. А. Антипова. - Москва, 1993.

2. Крючков, Н. А. Искусство аккомпанемента, как предмет обучения / Н. А. Крючков. - Москва, 1961.

3. Мотов, В. Н. Развитие навыков подбора аккомпанемента по слуху (баян, аккордеон) / В. Н. Мотов. -Москва : Кифара, 2002.

4. Попов, В. Б. Русская народная инструментальная музыка / В. Б. Попов. - Москва, 1984.

5. Концертмейстер-баянист в детском фольклорном коллективе и ансамбле русской песни [Электронный ресурс] // МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа» г. Дзержинский. - Режим доступа: http://dzerdmsh.ru/index.php/metodicheskaya-kopilka/177-v-a-dudnik-kontsertmejster-bayanist-v-detskom-folklornom-kollektive.html (дата обращения: 05.04.2017).

УДК 069.013:316.728(571.17)

О. Ф. Белоусова; научный руководитель - П. В. Глушкова Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ СОВЕТСКОГО БЫТА В МУЗЕЯХ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья посвящена проблемам презентации в музеях повседневной культуры советского периода. Устанавливается корреляция вида музея и способа презентации в нем советского быта. Определено, что основными формами презентации советской культуры повседневности являются ансамблевая экспозиция и традиционная экскурсия. Выявляются наиболее предпочтительные формы презентации советского быта в экспозиции и потенциальные формы культурно-образовательной деятельности при презентации советского наследия в музеях.

Ключевые слова: музей, музеефикация, советский быт, культурно-образовательная деятельность, экспозиция, форма культурно-образовательной деятельности.

O. F. Belousova;

Scientific Chief - P. V. Glushkova Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

FORMS OF PRESENTATION OF SOVIET LIFE IN THE MUSEUMS OF THE KEMEROVO REGION

The article is devoted to the presentation of cultural heritage of the Soviet era. The museumification of Soviet everyday life is considered depending on type and kind of Museum in which is presented the Soviet way of life. Identified the most preferred form of the presentation of Soviet life and potential forms of cultural and educational activities, with the presentation of the Soviet legacy in museums.

Keywords: museum, Soviet everyday life, exhibition, cultural and educational activity, form of cultural and educational activities.

Среди проблем, связанных с развитием музейной деятельности в России, пристальное внимание исследователей в области музееведения в последние годы привлекает вопрос музеефикации материального и нематериального историко-культурного наследия советского периода и его презентации в отечественных музеях. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день советский быт практически полностью утрачен в среде бытования, а также приобретает историческую ценность.

Понятие советский быт еще не сформировалось в полной мере и его границы обозначены недостаточно четко. Под советским бытом понимается жизненный уклад, повседневная жизнь граждан, в которой проявляются эстетические вкусы, идеалы и нормы человека и общества времени существования Советского Союза [1]. Хронологические рамки «советского быта» также установить достаточно сложно. Невозможно точно определить, когда советский быт полностью сформировался, а еще тяжелее установить, когда он был утрачен, так как до сих пор в бытовой жизни российского гражданина присутствуют

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.