Научная статья на тему 'Баян и цифровые технологии в башкирской музыкальной культуре'

Баян и цифровые технологии в башкирской музыкальной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
672
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАЯН / СИНТЕЗАТОР / БАШКИРСКАЯ МУЗЫКА / КОНЦЕРТМЕЙСТЕР / АРАНЖИРОВКА / ВИРТУАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / BUTTON ACCORDION / SYNTHESIZER / BASHKIR MUSIC / CONCERTMASTER / ARRANGEMENT / VIRTUAL INSTRUMENTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сагитов Ришат Рафкатович

В представленной статье анализируется сравнительно новое направление деятельности башкирских баянистов-концертмейстеров, инспирированное внедрением в музыкальную практику цифровых технологий и коммуникаций. Рассматривается работа аккомпаниатора, включающая в деятельность традиционного аккомпанемента работу музыкально-цифрового оператора. Делается вывод, что от современного концертмейстера требуются специфические знания в области звукорежиссуры и навыки работы с современным диджитальным оборудованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUTTON ACCORDION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN BASHKIR MUSICAL CULTURE

The article analyzes a comparatively new trend in the activity of Bashkir button accordion players concertmasters inspired by the introduction of digital technologies and communications into musical practice. The author considers the accompanist’s activity, which combines traditional accompaniment and the work of the digital-musical operator. The paper concludes that the modern concertmaster requires special competence in the sphere of acoustical engineering and skills to work with modern digital equipment.

Текст научной работы на тему «Баян и цифровые технологии в башкирской музыкальной культуре»

Сагитов Ришат Рафкатович

БАЯН И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАШКИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

В представленной статье анализируется сравнительно новое направление деятельности башкирских баянистов-концертмейстеров, инспирированное внедрением в музыкальную практику цифровых технологий и коммуникаций. Рассматривается работа аккомпаниатора, включающая в деятельность традиционного аккомпанемента работу музыкально-цифрового оператора. Делается вывод, что от современного концертмейстера требуются специфические знания в области звукорежиссуры и навыки работы с современным диджитальным оборудованием. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2016/11 -1/34.1^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(73): в 2-х ч. Ч. 1. C. 129-133. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2016/11-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@aramota.net

Список литературы

1. Геоэкологическая характеристика городов Сибири. Иркутск: СО АН СССР, 1990. 160 с.

2. Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. Р-1827. Оп. 1.

3. Концепция развития города: социальные, экологические, управленческие аспекты: сб. науч. тр. Новосибирск: ИЭиОПП СО АН СССР, 1991. 166 с.

4. Народное хозяйство Иркутской области: стат. сб. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. 128 с.

5. О состоянии и об охране окружающей среды Иркутской области в 2014 году: государственный доклад. Иркутск: Форвард, 2015. 328 с.

SOCIAL AND ECOLOGICAL CONDITIONS OF HUMAN LIFE IN URBAN ENVIRONMENT (BY THE EXAMPLE OF IRKUTSK IN THE SECOND HALF OF THE XX CENTURY)

Savchuk Natal'ya Vasil'evna, Doctor in History, Associate Professor Angarsk State Technical University nvs2003@mail.ru

The article considers the social and ecological state of urban environment in the second half of the XX century by the example of Irkutsk. The methods of historical research such as retrospective, comparative, and system ones are applied. Basing on archival documents and published materials the reasons of the ecological situation worsening and the activity of state authorities aimed at its improvement are analyzed. The idea is substantiated that social and ecological factors dominate in the formation of urban environment quality and affect the vital activity of population.

Key words and phrases: social and ecological conditions; quality of urban environment; machinery of government; population; air pollution.

УДК 7; 18:7.01 Искусствоведение

В представленной статье анализируется сравнительно новое направление деятельности башкирских баянистов-концертмейстеров, инспирированное внедрением в музыкальную практику цифровых технологий и коммуникаций. Рассматривается работа аккомпаниатора, включающая в деятельность традиционного аккомпанемента работу музыкально-цифрового оператора. Делается вывод, что от современного концертмейстера требуются специфические знания в области звукорежиссуры и навыки работы с современным диджитальным оборудованием.

Ключевые слова и фразы: баян; синтезатор; башкирская музыка; концертмейстер; аранжировка; виртуальные инструменты.

Сагитов Ришат Рафкатович

Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы ritaem@mail.ru

БАЯН И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В БАШКИРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ

Баян и цифровые технологии - два понятия, сочетание которых в контексте башкирской музыкальной культуры ещё недавно было невозможным.

Баян - музыкальный инструмент, конструкционной особенностью которого является возможность проведения мелодической линии в правой клавиатуре с басо-аккордовым гармоническим аккомпанементом в левой, основанном на T-S-D связях, теоретически не мог быть принят в башкирскую монодию. Но вопреки теории он практически беспроблемно внедрился в семью национального инструментария1. На нём прекрасно зазвучали традиционные узун-кюй, кыска-кюй, бейеу-кюй и другие разновидности башкирской инструментальной музыки2. Басо-аккордовый аккомпанемент баяна также был принят башкирской культурой [7], но развит по особому пути, свойственному монодийной культуре [2]. Вопреки прогнозам, медиаатрибуты музыкальной глобализации выдвинули баян в качестве одного из основных национальных инструментов, который органично вписался в развитую систему цифровых технологий.

1 Отмечается одна деталь - все башкирские исполнители предпочитают играть на «кнопочных аккордеонах» (button accordion) - инструментах зарубежных фирм и их отечественных аналогах, - из-за «высокого» баса, что считается многими исследователями одним из признаков монодийности мышления, не признающего «глубокого» баса в низких октавах.

2 «Национальный баянный репертуар всесторонне отражает все известные подразделения башкирской этноинструмен-тальной музыки. Мелодическая линия наигрышей, исполняемая на правой клавиатуре, не отличается от общебашкирских. Часть репертуара - это адаптация сугубо курайных наигрышей, часть - заимствованные наигрыши на мандолине и скрипке, но существует и свой, пока еще сравнительно небольшой репертуар» [6, с. 149].

Представленная статья раскрывает некоторые особенности становления искусства баянного аккомпанемента в контексте современной башкирской музыкальной культуры.

О баяне написано множество статей и монографий, ему посвящены многочисленные диссертационные исследования, но всё равно это - инструмент-загадка, который за более чем сто лет своего существования продолжает развиваться, привлекая внимание как маститых учёных, так и творческой молодёжи.

В научной и учебной сфере практикуются различные дефиниции, определяющие место баяна в инструментальном окружении. Основополагающая систематика Хорнбостеля - Закса относит баян к семейству язычковых аэрофонов1. На ней же основываются исследования известного органолога А. М. Мирека, классифицирующего семейство клавишных гармоник по источнику звука [4]. Учёный-инструментовед М. И. Имханицкий предлагает подходить к баяну комбинированно, как к самозвучащему духовому инструменту: «Такие инструменты целесообразно классифицировать как особый комплексный тип инструментария -самозвучащие аэрофоны» [3, с. 27].

В одной небольшой статье сложно перечислить все существующие классификаторы, где в основу зву-коизвлечения на баяне были положены древнекитайский шэнг (А. Мирек), маультроммель (Р. Рахимов) и универсальность (М. Имханицкий). Поэтому мы основываемся на точке зрения челябинского учёного В. В. Бычкова, который считает: «Баян - это музыкальный инструмент, полифункциональный по этническим и социально-демографическим признакам (распространенный в фольклорной, профессиональной и массово-любительской, самодеятельной и академической сферах музицирования), межнациональный (по территориальным, региональным признакам, популярный в России, странах СНГ, русских поселениях в Канаде, Австралии, США), общенациональный (бытующий в разных видах народной и профессиональной музыки), относящийся к классу ручных меховых гармоник и самого совершенного типа, по органоло-гическим признакам к группе аэрофонов....» [1, с. 27-28].

Значимость баяна для башкирской культуры несомненно велика, так как, несмотря на часто декларируемый кризис традиционного искусства, он и в настоящее время остаётся подлинно демократическим инструментом. Трудно представить молодёжный национальный концерт без баяна, звучащего по всем канонам ак-компаниаторского искусства и виртуозного владения инструментом, сформированного мастерами башкирского баянного искусства Т. Каримовым, А. Ключаревым, Б. Гайсиным, М. Гайнетдиновым и др. Это поколение оставило наследие, бережно сохраняемое не только в народной памяти, но и в фондах гостелерадиокомпании Республики Башкортостан, а также в виде опубликованных пьес и обработок народных мелодий, список которых требует более подробных комментариев, чем простое перечисление.

Зарождение национального театра, Государственного ансамбля народного танца, филармонии, в стенах которых впервые зазвучали ансамблево-оркестровые аккомпанементы к традиционной песенной монодии, происходило с участием баяна. Как пишет учёный-инструментовед Р. Г. Сагадеева, «театральные антракты заполнялись массовым пением башкирских народных песен под аккомпанемент гармони, баяна.» [7, с. 17].

Основной исполнительской деятельностью национальных баянистов в настоящее время является работа в качестве концертмейстера вокалистов, инструменталистов, хоровых и танцевальных коллективов, где основополагающим качеством является умение создавать правильный баланс звучания между аккомпанементом и солистом, а также владение всем арсеналом техники и приёмов игры на музыкальном инструменте. Молодое поколение концертмейстеров, сохраняя наработки аксакалов баянного искусства и ощутив требования времени, всё чаще в своем творчестве стали обращаться к созданию аранжировок с применением диджитальных технологий.

Цифровое сопровождение в башкирской музыке начиналось со звучания несложных синтезаторов, приобретаемых сферой организованного любительства (самодеятельностью). Отметим характерную деталь: именно баянисты-концертмейстеры первыми обратились к использованию аккомпанирующих возможностей синтезатора для концертных выступлений. Использование гармонических паттернов и тембровых сэмплов впервые было зафиксировано в 1984 году на фольклорном «Празднике тальянки» Салаватского района БАССР. Простенький синтезатор «Yamaha», приобретенный на средства сельского совета, использовался вместе с баяном в качестве ударно-гармонического аккомпанирующего инструмента в выступлении фольклорной группы села Лагыр (Лагерево): «.несложный аккомпанемент был набран самодеятельным музыкантом баянистом Янгировым из имеющихся в банке стилей синтезатора паттернов и, видимо, был буквально скопирован с басо-аккордового аккомпанемента левой клавиатуры» [5, с. 138].

После этого цифровая музыка стала массово применяться и в других сферах. Примером для подражания концертирующих музыкантов стал филармонический аккордеонист, народный артист БАССР, заслуженный артист России Б. М. Гайсин. С его именем связаны несколько «революционных» внедрений в национальную профессиональную музыку. Только один факт, что Б. Гайсин получил популярность, аккомпанируя народным песням на полузапрещённом в советское время аккордеоне, говорит о смелости музыканта. Следующим его шагом стало создание эстрадного квартета, играющего не поощряемую государственной культурной политикой «легкую» музыку. Ну а появление в арсенале его группы драм-машины и синтезатора Roland D 20 буквально взорвало национальную эстраду 80-х годов ХХ века.

Стоит отметить, что работа Б. Гайсина была не простым аккомпанементом. Умение находить интересные гармонические последовательности и вести самостоятельную линию сопровождения с плавным опеванием вокальной партии имело у музыканта особенную мягкость и национальный колорит. Сценический успех,

1 Клавишный аэрофон с проскакивающими язычками. Индекс 412.132 [8].

почести и награды первооткрывателя нового направления стимулировали деятельность и других исполнителей. С этого времени синтезаторы с автоаккомпанементом стали незаменимыми спутниками многих концертирующих групп. Возможность малыми средствами достигать высоких звуковых результатов прочно закрепила на национальной эстраде ансамбль сопровождения, состоящий из баяниста и исполнителя на синтезаторе (часто - даже одного в двух лицах).

Анализ их творчества может послужить появлению солидных научных исследований, что, к сожалению, выходит за тематические рамки данной статьи. Отметим только, что среди первых, кто бросил вызов традиции и стал развивать новое направление цифрового аккомпаниаторского искусства, были баянисты-аккомпаниаторы. Мощный сдвиг в искусстве, а также инновации в концертмейстерской практике и исполнительском искусстве почему-то остались незамеченными академическим музыковедением. Автор статьи обработал значительное количество специализированной литературы, но нигде не нашёл даже малейшего упоминания, что молодое поколение баянистов-аккомпаниаторов в своих творческих поисках не только основывалось на канонах классической и эстрадной музыки, но и проложило дорогу новым стилям и направлениям, благо современный синтезатор давал авторам практически неограниченные возможности в творческих поисках.

Самый простой поиск без проблем назвал фамилии уфимских баянистов, которые смело осваивали вершины аккомпанемента с применением цифровых технологий (см. Табл. 1).

Таблица 1.

Башкирские музыканты - цифровые аранжировщики, баянисты по первой специальности

№ п/п Персоналия Образование Место работы Используемые аранжировочные программы

1. Данилов Ст. УГАИ, класс баяна Звукорежиссер ГТРК Cubase

2. Медяров Р. Б. УУИ, класс баяна В Таиланде на ПМЖ Logic

3. Сагитов Р. Р. УГАИ, класс баяна БГПУ им. М. Акмуллы Cubase, Logic, Pro Tools

4. Сафин М. К. УГАИ, класс баяна ССМК при УГАИ Cubase

5. Тимербаев Р. Г. УГАИ, класс баяна Продюсер Cubase

6. Узянбаев Ю. Х. УГАИ, класс баяна ГТРК Башкортостан Cubase

7. Яхин И. Г. УГАИ, класс баяна Башдрамтеатр Cubase

Это далеко не полный перечень баянистов, связавших свою творческую деятельность с компьютерными аранжировками и проявивших себя авторами молодежных хитов и музыки к театральным постановкам1.

Следующим шагом в освоении музыкально-цифровых технологий после синтезатора стал компьютер с программным продуктом кампаний Windows, Apple и других, позволяющий создавать довольно сложные композиции (вплоть до симфонических партитур), разницу звучания которых может отличить от акустического оригинала только очень хороший специалист.

Автор статьи на протяжении почти четверти века вел сбор и анализ творческих аранжировочных проектов, выполненных башкирскими музыкантами, по первой специальности баянистами. Ниже приводится обобщённый алгоритм их работы с башкирской народной мелодией с использованием возможностей программного продукта Logic кампании Apple.

Последовательность работы ниже представлена в виде блок-схемы (см. Табл. 2).

Таблица 2.

Алгоритм работы с оригиналом

Оригинал Баянная аранжировка Академическая аранжировка на основе баянного варианта Проецирование в Logic

Работа со звучащим материалом далее иллюстрируется на примере башкирского народного наигрыша «Кэкук» (башк. - «Кукушка») (см. Нотный пример 1).

1 Как исключение можно назвать фамилию не баяниста - прекрасного компьютерного аранжировщика, ученика автора данной статьи А. Карташёва, закончившего Уфимское училище искусств по классу бас-гитары.

Нотный пример 1.

Фрагмент башкирской народной мелодии «Кукушка»

Примечание:

Строка № 1 - оригинал наигрыша.

Строка № 2 - оригинал с орнаментикой и басо-аккордовым сопровождением, свойственным игре национальных баянистов.

Строка № 3 - предлагаемый эстрадно-академический вариант аккомпанемента с использованием возможностей секвенсора программы Logic.

Проецирование данного материала в программу Logic проходит в соответствии с техническими возможностями имеющегося компьютера и непосредственно при наличии продукта виртуальных музыкальных инструментов компаний Native instruments, IK Multimedia, Spektrasoniks и др. Но очень часто вместо использования сэмпла с электронным тембром баяна аранжировщики используют «живое» звучание инструмента (который, как правило, находится рядом) и включают его в один из треков Logic.

Рассмотрим пошагово работу аранжировщика над фрагментом башкирской народной мелодии «Кукушка».

1. Первоначально определяется художественный замысел аранжировки.

2. После этого создаётся трек для партии ударных инструментов, который подбирается из библиотеки готовых ритмических рисунков (Loop) или создаётся самостоятельно.

3. Затем прописывается заранее продуманная партия бас-гитары.

4. Ритмический рисунок с партией бас-гитары дает возможность выбора других музыкальных инструментов, которые могли бы подчеркнуть легкость ритма и в то же время стать гармонической основой фрагмента. Лучшим решением всегда становилось звучание «живого» инструмента, в нашем случае - баяна. Для этого создаётся аудиодорожка, где прописываются гармонические функции.

5. Далее наступает очередь партии ритм-гитары. Для этого в трековую «партитуру» включается виртуальный инструмент Real Guitar. Аккорды гитары, как правило, прописываются восьмыми длительностями на слабую долю такта.

6. Для создания противосложения и других полифонических элементов аранжировки применяются знания из области академической инструментовки. Противосложение можно поручить тембру андреевской домры (как сэмплированной, так и в «живом» звучании).

7. Следующий шаг - запись мелодической партии фрагмента. И в этом случае лучше выбрать «живой» тембр баяна.

Таким же образом, но с некоторыми вариантами проходит работа с другими аранжировками. Резюмируя представленный материал, отметим, что данная статья является началом большой работы, освещающей современную концертмейстерскую практику башкирских баянистов. Культурная глобализация, наряду с упрощением, сглаживанием национальных традиций и другими негативными тенденциями, внесла в деятельность профессиональных концертирующих музыкантов и перспективные творческие направления. Пример тому - работа национальных баянистов-концертмейстеров, осваивающих медиапространство и развивающих знания, полученные в процессе академического образования. В связи с этим, на взгляд автора статьи, значительное будущее имеет музыкальное образование, где, наряду с практическим владением игры на баяне, от современного концертмейстера потребуются специфические знания в области звукорежиссуры и навыки работы с современным техническим оборудованием.

Список литературы

1. Бычков В. В. К определению понятий гармоника - баян - аккордеон (терминологические аспекты) // Баян: история, теория, практика: к 100-летию русского баяна: Международная заочная научно-практическая интернет-конференция (г. Уфа, 20-21 марта 2007 г.): тезисы докладов / Башк. гос. пед. университет; сост. В. А. Башенёв, Р. Г. Рахимов. Уфа, 2007. С. 25-29.

2. Зарипова Г. К. Башкирская ансамблевая гетерофония // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53). Ч. 2. С. 154-157.

3. Имханицкий М. И. История баянного и аккордеонного искусства: учеб. пособие. М.: РАМ им. Гнесиных, 2006. 520 с.

4. Мирек А. М. Из истории аккордеона и баяна. М., 1967. 196 с.

5. Рахимов Р. Г. Башкирская народная инструментальная культура: этноорганологическое исследование. Изд-е 2-е, доп. Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. 156 с.

6. Рахимов Р. Г. Башкирский баян: этноорганофония // Баян. Современность. Джаз: материалы Международной научно-практической конференции (16-18 февраля 2006 г.). Новосибирск, 2006. С. 149-153.

7. Сагадеева Р. Г. Гармоника в творчестве первых композиторов Башкирии: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. Магнитогорск, 2014. 26 с.

8. Hornbostel E. M. von, Sachs C. Systematik der Musikinstrumenten // Zeitschrift für Ethnologie. 1914. XLVI. 553 S.

BUTTON ACCORDION AND DIGITAL TECHNOLOGIES IN BASHKIR MUSICAL CULTURE

Sagitov Rishat Rafkatovich

M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University ritaem@mail. ru

The article analyzes a comparatively new trend in the activity of Bashkir button accordion players - concertmasters inspired by the introduction of digital technologies and communications into musical practice. The author considers the accompanist's activity, which combines traditional accompaniment and the work of the digital-musical operator. The paper concludes that the modern con-certmaster requires special competence in the sphere of acoustical engineering and skills to work with modern digital equipment.

Key words and phrases: button accordion; synthesizer; Bashkir music; concertmaster; arrangement; virtual instruments.

УДК 101.9; 659; 339.138 Философские науки

В статье в контексте образа города рассматриваются проблемы взаимоотношения философа и города в античности, где философия и философ выполняли комплексную функцию гармонизации и одновременно инноваций. Проводится сравнение с проблемами города в условиях современности и постсовременности. Гиперурбанизация, ставшая сегодня одной из глобальных угроз, породила ответную реакцию в движении «умных городов», где диджитал-технологии сочетаются с «умным управлением» и «умным сообществом». Участие в этом процессе позволит вернуть философу и философии функцию социальной ответственности и значимости.

Ключевые слова и фразы: полис; античность; философ; «умный город»; постсовременность; социальные практики.

Севостьянов Алексей Владимирович

Национальный исследовательский Томский государственный университет polit. tsk@mail. ru

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ФИЛОСОФА И ГОРОДА: ОТ АНТИЧНЫХ ИСТОКОВ ДО ВЫЗОВОВ ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ

Тема пространственной привязки философии, а тем более философа возникает достаточно редко, не говоря уже об отсутствии специальных работ, посвященных отношениям философа и города. В большей степени в духе историко-философской традиции анализируются философские тексты о городе, как это делает, например, в своей книге «Философия и город» Шэрон Мигер [15]. Общим для подобных сочинений является направленный анализ отрывков из работ, где в системно-аналитическом или иллюстративном ключе освещаются философские проблемы собственно города. Такой подход остается востребованным сегодня, он в известной степени актуален и для нас. К примеру, укажем на системный характер, который носят рассуждения Платона о взаимосвязи космоса, полиса (города) и микрокосма (души), о необходимости их гармонии, а также социально-дидактические интенции о возвратной возможности духовными и социальными средствами исправить миропорядок [5, с. 60, 73]. Отметим, что данное триединство сегодня вполне актуально для понимания нераздельности города, горожанина и их отношения к миропорядку.

Системный и социальный характер носит взгляд на город Аристотеля, который прямо заявлял, что «город должен представлять собой среди всего окружающего пространства центральный пункт» [2, с. 599]. В «Политике», поставив знак равенства между обществом и государством, он поднял проблему и показал решение взаимосвязи города и гражданина, включая их идеальные субстанции и идеальные отношения. Более того, мы сталкиваемся с компаративным подходом и своего рода позиционированием пространства афинского полиса на фоне огромного, по греческим меркам, Вавилона: «Уже три дня прошло, как Вавилон был взят, а часть жителей ничего об этом не знала» [Там же, с. 448]. Говоря современным языком, это уже не просто сравнение, а позиционирование Афин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной связи заметим, что такого рода позиционирование родилось в античной Греции не из философских спекуляций, а из экономической и военно-политической конкуренции аттических городов. Обратимся к «Панегирику» Исократа, чтобы обнаружить грань между пропагандой и позиционированием. Именно в нем оратор подчеркивает роль философии, чтобы показать уникальность Афин, или, как говорят сейчас, «отстроиться от конкурентов» - других городов Аттики: «(47) Философия, приохотившая нас к общественной жизни,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.