culture and sport, Moscow, pp. 261-267.
10. Zuykova, E.G., Bushma, T.V., Lipovka, A.Yu. and Cherkasova, A.V. (2018), "The usage of modular-rating technology in the educational process of physical culture", The European Proceedings of Social and behavioral Sciences EpSBS, Volume LI. pp. 127-133. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2020
УДК 376.37
СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В КОНТЕКСТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСТОИНСТВА ПАЦИЕНТА
Нина Павловна Ванчакова, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой, Ирина Николаевна Балашова, кандидат психологических наук, доцент, Елизавета Александровна Вацкель, кандидат педагогических наук, доцент, Вероника Александровна Денишенко, ассистент, Алина Анатольевна Алемпьева, ассистент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова
Аннотация
В статье рассматривается специфика психолого-педагогического взаимодействия с пациентами, имеющими нарушения речи, в контексте изучения достоинства пациентов. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих систему логопедического сопровождения таких пациентов, говорит о развитой системе помощи пациентам с данным нарушением. В то же время анализ специализированной литературы позволил выявить теоретическую не разработанность концепта «достоинство пациента c нарушениями речи». Учитывая значимость речи в жизни человека, и ее взаимосвязь с коммуникацией и автономностью пациента, которые также могут рассматриваться в качестве компонентов достоинства пациента, описывается значимость учета этого феномена в работе с пациентами и в профессиональной подготовке логопедов медицинской сети.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, нарушения речи, достоинство пациента.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p64-70
SPECIFIC FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL SUPPORT OF SPEECH DISORDER PATIENTS IN THE CONTEXT OF PATIENT DIGNITY
INVESTIGATION
Nina Pavlovna Vanchakova, the doctor of medical sciences, professor, Irina Nikolaevna Bal-
ashova, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Elizaveta Aleksandrovna Vatskel, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Veronica Aleksandrovna Den-ishenko, the assistant, Alina Anatolyevna Alempeva, the assistant, Pavlov First Saint-Petersburg State Medical University
Abstract
The article discusses the peculiarities of the psychological and pedagogical support of patients with speech disorder regarding the problem of patient dignity. The analysis of regulations and standards that control the system of the speech support of patients with speech disorders shows that the system of help to these patients is highly developed. At the same time, the analysis of the specialized literature reveals the theoretical crudity of the "dignity of a patient with a speech disorder" concept. Considering the importance of speech in human life, its connection to patient's autonomy and communication that can be the components of the patient dignity, the importance of the "dignity" concept is shown. The relevance of this phenomenon study in vocational education of medical speech therapists is argued.
Keywords: psychological and pedagogical support, speech disorder, patient dignity.
ВВЕДЕНИЕ
Пациенты с нарушениями экспрессивной и импрессивной речи - как правило, люди, перенесшие инсульт или черепно-мозговую травму. Также речевые расстройства достаточно часто встречаются при онкологических и прогрессирующих нейродегенератив-ных заболеваниях, занимая второе место по распространенности после двигательных нарушений. Безусловно, данная категория пациентов требует не только собственно врачебного медикаментозного лечения и медицинского ухода, но и комплексного психолого-педагогического сопровождения, нацеленного на восстановление речи. Сложность состояния пациента обусловливает необходимость взаимодействия с больным междисциплинарной бригады специалистов, среди которых, помимо врачей и медицинского персонала, активную роль играют медицинский логопед, клинический психолог, эрготерапевт и другие специалисты.
Система психолого-педагогического сопровождения пациента с нарушениями речи в настоящий момент встроена в систему нейрореабилитации и включает в себя несколько этапов. Традиционно функцией восстановления речи занимается медицинский логопед -специалист, с одной стороны имеющий коррекционно-педагогическое (дефектологическое, логопедическое) образование, с другой стороны - являющийся специалистом медицинской сети, работающим в связке с неврологами и другими врачами [11]. К настоящему моменту существует множество научных исследований и созданных на их основе методических разработок, посвященных специфике реабилитации и техникам восстановления речи. Данные разработки твердо стоят на анатомо-физиологической, медицинской, нейропсихологической, коррекционно-педагогической платформах и на практике доказывают свою эффективность.
ЦЕЛЬ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель исследования - провести теоретический анализ специфики психолого-педагогического сопровождения пациентов с нарушением речи в контексте анализа категории достоинства пациента. Методы исследования - анализ научной литературы в соответствии с заявленной темой и анализ нормативной документации в области психолого-педагогического сопровождения пациентов с нарушениями речи.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Восстановление речи начинается в остром периоде непосредственно в клинике и является витальной потребностью пациента [9]. Также существует понимание необходимости на следующем этапе (после выписки) организации школы пациентов для людей с нарушением речи [10]. Необходимым этапом в психолого-педагогическом сопровождении пациентов с нарушениями речи является обучение представителей ближайшего семейно-родственного окружения пациента или его законных представителей (в случае, если у пациента нет семьи, родственников, и существует необходимость опеки над ним). Немаловажным этапом в обучении и изменении стиля жизни пациента становится и коррекция окружающей пациента среды (если того требуют особенности состояния пациента).
Пациент с нарушениями речи сталкивается со значительными трудностями в коммуникации, что не только ухудшает его качество жизни, но, и, по сути, нарушает естественное существование человека в социуме. Известно, что взаимодействие людей при помощи языка - неотъемлемая часть человеческого существования, без языка невозможным было бы развитие культуры, общества, взаимодействия людей в различных областях, в том числе, профессиональных. Именно язык становится тем средством, которое позволяет человеку устанавливать связи с окружающими, с обществом в целом [2]. Язык позволяет человеку пребывать в контексте культуры (Лукацкий М.А., 2016) [7], формировать взгляд на мир, передавать знания и опыт, накопленный поколениями [1; 6]. При этом язык, социальный по своей природе, воплощается и реализуется через речь, индивиду-
альную деятельность каждого человека [4].
По сути, язык предстает в роли посредника, позволяя встретиться сознаниям разных людей [16]. Именно благодаря языку человек вписан в общество, в социум, а возможность говорить для человека - это способ не только узнавать реальность, но и изменять и конструировать ее [1]. Использование языка позволяет человеку удовлетворить естественную потребность во взаимодействии, дает возможность согласовывать совместные действия и выполнять их. Язык реализуется в речи человека - обладающей более индивидуальным характером форме человеческого общения при помощи языка в различных коммуникативных ситуациях [8]. При помощи речи человек может выполнять целые речевые акты, то есть своеобразным образом выполнять действия и даже менять действительность. Например, у человека, чья работа связана с телефонными разговорами (оператора колл-центра), разговор с потенциальным заказчиком является основным «рабочим действием», а речь - основным «рабочим инструментом». Регистратор ЗАГСа произнесением фразы «объявляю Вас мужем и женой» изменяет социальную действительность. Глубокому философскому анализу данной проблемы посвящена целое научное направление - теория речевых актов [2]. Безусловно, целью данной работы не является рассмотрение вопросов философии языка, однако, это позволяет понять, какую значимую роль играет в жизни каждого человека речь, и как глубока проблема нарушений речи
В целом, можно сказать, что язык - основа всех видов человеческой деятельности [19], а утрата речевой функции в широком социально-культурном контексте, в логопедическом аспекте выражается, например, нарушением понимания окружающих (сенсорная акустико-гностическая афазия), невозможностью говорить (эфферентная или афферентная моторные афазии).
Пациент с речевыми расстройствами сталкивается с нарушением автономности и нуждается в помощи окружающих, прежде всего, медицинского персонала и семейно-родственного окружения. Такой человек испытывает трудности в области коммуникации с окружающими людьми и, зачастую, не способен вербализировать свои потребности: выразить свое мнение (при моторных формах афазии), понять обращенные к нему слова (при сенсорной акустико-гностической афазии), утрачивая при этом способность читать и писать. В случае дизартрии происходит дезорганизация членораздельной речи, однако чтение и письмо остаются сохранными. Специфика нарушений речи зависит от локализации очага поражения головного мозга.
Важно понимать, что коммуникация и автономность - это не просто определенные характеристики жизни и активности пациента, они также представляют собой одни из ключевых компонентов достоинства пациента. Так, в модели достоинства пациента, предложенной VL. Griffin-Heslin (Griffin-Heslin V.L., 2005) достоинство пациента включает следующие компоненты: уважение/respect (самоуважение, уважение других по отношению к пациенту, уважение частной жизни, уважение личного пространства, уважение к конфиденциальной природе взаимоотношений врач-пациент, вера в себя и в других); автономия/autonomy (независимость пациента от окружающих, возможности, условия и среда для принятия пациентом решений); права и возможности пациента контролировать, что с ним происходит/empowerment (ощущение собственной значимости, самоценности, чувство собственного достоинства, ощущение психологического дискомфорта или стыда, например, в условиях проведения медицинских манипуляций, и т.д.); коммуникация/communication (вербальная и невербальная, предоставление информации и возможность ее понимания со стороны пациента, обеспечение комфорта, предоставление возможности посещения со стороны родственников и т.д.) [17].
Обращаясь к проблеме достоинства пациента, представляется значимым отметить следующее. Вопрос изучения достоинства пациента - значимый, поскольку обращение за медицинской помощью связано с широчайшим спектром переживаний, связанных с тревогой и страхом, болью, стыдом, вторжением в личностное пространство пациента и т.д.
В целом исследователи сообщают об утрате достоинства при инвалидизации (в том числе, при наличии амнезии, паралича, расстройств речи и глотания) [18]. В то же время, специфических исследований, посвященных особенностям достоинства пациентов с нарушениями речи, практически не проводится, что ставит перед исследователями важную задачу изучения данного направления.
Обзор исследований, посвященных вопросу достоинства пациента и его составляющих в нашей стране, позволяет прийти к следующим выводам. Сам концепт достоинства пациента в РФ сегодня наиболее часто рассматривается в исследованиях, связанных с философской и биоэтической проблематикой (Засухина В.Н. 2008 и др) [3]. На законодательном уровне значимость уважения достоинства пациента отражена в этических кодексах медицинских специалистов (Кодекс профессиональной этики врача Российской федерации, 2012; Этический кодекс медицинской сестры России, 2010) [5; 13]. В то же время наблюдается дефицит исследовательских работ, изучающих данный вопрос в области непосредственно психолого-педагогической работы, связанной с коррекцией нарушений речи.
В зарубежной практике концепт «достоинство пациента» активно представлен в исследованиях, посвященных уходу за пациентом (прежде всего сестринскому, паллиативному), вопросам работы с пожилыми пациентами, пациентами с психическими расстройствами, работы с пациентами в ситуации ухода из жизни (еМ-о^^е). При этом исследователями отмечается, что дать точное его определение достаточно сложно, поскольку то, что он предполагает, достаточно размыто. В целом концепт «достоинство человека» предполагает, что каждый человек априори обладает ценностью, вне зависимости от возраста, пола, социально-экономического статуса, вероисповедания или взглядов, состояния здоровья, что требует уважительного отношения к каждому человеку [14]. По мнению В. Франкла, понятие достоинства человека противостоит понятию «полезности», оно априори присуще человеку, вне зависимости от того, какие «полезные» или «ценные» действия он совершает [12].
Очевидно, что необходимы дальнейшие и более глубокие исследования в области изучения достоинства пациентов с нарушениями речи, поскольку эти люди становятся особо уязвимыми по ряду параметров качества жизни и жизненной активности. Понимание феномена достоинства пациента медицинскими и немедицинскими специалистами важно, поскольку и в процессе восстановления речи, и в процессе ухода, кормления, со стороны медиков или представителей парамедициских специальностей возможны действия, несущие угрозу достоинству пациента.
8. Лппо-ШаБСО с соавт. (Лппо-Б^со 8., Tadd W., Бо1х-Реггег I, 2005) было исследовано, каким образом достоинство пациента представляется медицинским специалистам: 424 специалиста из 6 европейских стран, принявших участие в исследовании, отметили следующие компоненты, способные сохранить достоинство пациента: поддержание, насколько это возможно, независимости и автономии; целостный (холистический) и па-циент-центрированный подход к пациенту; поддержание его идентичности и вовлеченности в уход; участие со стороны специалистов; обеспечение эффективной коммуникации; уважение, проявляемое специалистами [15].
В логопедической практике при работе с людьми с нарушениями речи после острого нарушения мозгового кровообращения рекомендуется устанавливать продуктивный эмоциональный контакт с пациентом, поддерживать веру в возможности его восстановления, проявлять оптимизм. Рекомендуется беседовать с пациентом в процессе восстановления речи на темы, соответствующие его преморбидному уровню, учитывая его интересы, таким образом, поддерживая преморбидный статус пациента. Важно также поддерживать пациента, поощрять его речевую активность даже при условии отсутствия результата. Также важно учитывать желания пациента относительно целей и задач реабилитации, например, какой вид речевой деятельности необходимо восстановить в первую
очередь - устную или письменную речь.
Формирование в процессе профессиональной подготовки представлений о достоинстве пациента могут помочь врачам, медицинскому персоналу, не врачебным сотрудникам, осуществляющим психолого-педагогическое сопровождение (логопедам, клиническим психологам, эрготерапевтам и другим) понимать, каким образом может быть реализовано достоинство пациентов с нарушениями речи. Очевидно, что этому важно обучать специалистов, занимающихся восстановлением речи, это должно быть органично представлено в программах профессиональной подготовки логопедов медицинской сети.
ВЫВОДЫ
Психолого-педагогическое сопровождение пациентов с нарушениями речи должно учитывать следующие аспекты: значимость речи как одной из базовых функций, необходимых для существования в обществе, роль речи в коммуникации и в автономности индивида. Программа психолого-педагогического сопровождения пациентов должна учитывать такой концепт как достоинство пациента, которое становится связующим звеном в комплексной междисциплинарной поддержке пациента с нарушениями речи. При этом важно не просто восстановить речь как функцию «говорения» и «произнесения звуков», а восстановить коммуникацию как способность взаимодействовать с другими людьми, выполнять при помощи речи необходимые действия, поддерживать взаимосвязь с другими, быть встроенным в социально-культурную реальность. Теоретическое осмысление «достоинства пациента с нарушениями речи» должно находить свое выражение как в практике работы специалистов в клинике, так и в области профессиональной подготовки логопедов медицинской сети.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман. - Москва : Медиум, 1995. - 323 с.
2. Вацкель, Е.А. Лингводидактический компонент просветительской деятельности врача : дис. ... канд. пед. наук / Вацкель Елизавета Александровна. - Москва, 2018. - 234 с.
3. Засухина, В.Н. Достоинство личности как биоэтическая проблема / В.Н. Засухина // Гуманитарный вектор. - 2008. - № 3. - С. 13-18.
4. Исламова, И.А. Введение в языкознание : учебное пособие / Э.А. Исламова, Р.М. Болга-рова. - Казань : [б. и.], 2016. - 81 с.
5. Кодекс профессиональной этики врача Российской федерации (принят Первым национальным съездом врачей РФ 5 октября 2012 г.). - URL : https://base.garant.ru/70408516/ (дата обращения: 01.01.2020).
6. Леонтьев, А.Н. Биологическое и социальное в развитии психики человека / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1960. - № 6. - С. 23-38.
7. Лукацкий, М.А. Образовательный дискурс. От иллюзорного понимания к реальному достижению / М.А. Лукацкий // Известия Российской Академии Образования. - 2016. - № 4 (40). -С. 74-89.
8. Маслова, А.Ю. Введение в прагмалингвистику : учебное пособие / А.Ю. Маслова. -Москва : ФЛИНТА, 2014. - 149 с.
9. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения : приказ Министерства здравоохранения РФ № 928н. от 15.11.2012. -URL : https://base.garant.ru/70334856/ (дата обращения: 01.01.2020).
10. О порядке организации медицинской реабилитации : приказ Министерства здравоохранения РФ N 1705н. от 29.12. 2012. - URL : https://base.garant.ru/70330294/ (дата обращения: 01.01.2020).
11. О специализированной помощи больным при нарушении речи и других высших психических функций : приказ Министерства здравоохранения РФ № 383 от 28.12.1998. - URL : https://base.garant.ru/4175525/ (дата обращения: 01.01.2020).
12. Франкл, В. Десять тезисов о личности / В. Франкл // Экзистенциальная традиция: психология, психотерапия. - 2005. - № 2. - С. 4-13.
13. Этический кодекс медицинской сестры России (принят Российской ассоциацией медицинских сестер, 2010). - URL : https://medsestre.ru/files/file/ethics_code_rna_icn.pdf (дата обращения: 01.01.2020).
14. Andorno, R. The dual role of human dignity in bioethics / R. Andorno // Medicine, Healthcare and Philosophy. - 2013. - Vol. 16 (4). - P. 967-973.
15. Arino-Blasco, S. Dignity and older people: the voice of professionals / S. Arino-Blasco, W. Tadd, J. Boix-Ferrer// Quality and Ageing in Older Adults. - 2005. - № 6 (1). - Р. 30-36.
16. Golper, T. Patient education: can it maximize the success of therapy? / T. Golper // Nephrology, dialysis, transplantation. - 2001. - Vol. 6, Suppl. 7. - Р. 20-24.
17. Griffin-Heslin, V.L. An analysis of the concept dignity / V.L. Griffin-Heslin // Accident and Emergency Nursing. - 2005. - № 13 (4). - Р. 251-257.
18. Harman, R. J. Handbook of pharmacy healthcare. Diseases and patient advice / R. J. Harman, P. Mason. - London : Pharmaceutical Press, 2002. - 609 p.
19. Thorne, A. The press of personality: a study of conversations between extraverts and introverts / A. Thorne // Journal of Personality and Social Psychology. - 1987. - Vol. 53. - P. 718-726.
REFERENCES
1. Berger, P. and Lukman, T. (1995), Social construction of reality. A treatise on the sociology of knowledge, Medium, Moscow.
2. Vatskel E.A. (2018), Linguodidactic component of a physician's educational activity, dissertation, Moscow.
3. Zasukhina, V.N. (2008), "Human dignity as a bioethical problem", Humanitarian vector, No. 3, pp. 13-18.
4. Islamova, I.A. and Bolgarova, R.M. (2016), Introduction to Linguistics: a textbook, Kazan.
5. First National Congress of Doctors of the Russian Federation on October 5, 2012 (2012), Code of Professional Ethics for a Doctor of the Russian Federation, available at: https://base.garant.ru/70408516/.
6. Leontiev A.N. (1960), "Biological and social in the development of the human psyche", Psychology questions, No. 6, pp. 23-38.
7. Lukatsky M.A. (2016), "Educational discourse. From an illusory understanding to a real achievement", Proceedings of the Russian Academy of Education, No. 4 (40), pp. 74-89.
8. Maslova, A.Yu. (2014), Introduction topragmalinguistics: textbook, FLINTA, Moscow.
9. Ministry of Health of the Russian Federation (2012), Order of the "On approval of the procedure for providing medical care to patients with acute cerebrovascular accident" dated November 15, 2012 No. 928n, available at: https://base.garant.ru/70334856/.
10. Ministry of Health of the Russian Federation (2012), Order of the "On the procedure for organizing medical rehabilitation" dated 29.12. 2012 N 1705n., available at: https://base.garant.ru/70330294/.
11. Ministry of Health of the Russian Federation (1998), Order of the "On specialized care for patients with speech and other higher mental functions disorder" dated 12.28.1998, No. 383., available at: https://base.garant.ru/4175525/.
12. Frankl, V. (2005), "Ten Theses on Personality, Existential Tradition: Psychology", Psychotherapy, No. 2, pp. 4-13.
13. The Code of Ethics of the Russian Nurse (adopted by the Russian Association of Nurses) (2010), available at: https://medsestre.ru/files/file/ethics_code_rna_icn.pdf.
14. Andorno, R. (2002), "The dual role of human dignity in bioethics", Medicine and Healthcare in Philosophy, Vol. 16, No 4, pp. 967-973.
15. Arino-Blasco, S., Tadd, W. and Boix-Ferrer, J. (2005), "Dignity and older people: the voice of professionals", Quality and Ageing in Older Adults, No. 6 (1), pp. 30-36.
16. Golper, T. (2001), "Patient education: can it maximize the success of therapy?", Nephrology, dialysis, transplantation, Vol. 16, Suppl. 7, pp. 20-24.
17. Griffin-Heslin, V.L. (2005), "An analysis of the concept dignity", Accident and Emergency Nursing, No. 13(4), pp. 251-257.
18. Harman, R.J. and Mason, P. (2002), Handbook ofpharmacy healthcare. Diseases and patient advice, Pharmaceutical Press, London, UK.
19. Thorne, A. (1987), "The press of personality: a study of conversations between extraverts and introverts", Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 53, pp. 718-726.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2020
УДК 378.147
МЕТОДИКА БОРЬБЫ С ОШИБКОЙ «ОЖИДАНИЕ ВЫСТРЕЛА» В ОБУЧЕНИИ СТРЕЛЬБЕ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ
НАКАЗАНИЙ РОССИИ
Александр Викторович Витушкин, кандидат технических наук, старший преподаватель, капитан, Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Новокузнецк
Аннотация
В настоящий момент считается, что причиной появления у стрелка ошибки «ожидание выстрела», наиболее часто встречающейся при стрельбе из ручного стрелкового огнестрельного оружия, является его текущее психофизическое состояние. Однако анализ данной ошибки показал, что она является защитной реакции организма и проявляет себя как условный рефлекс. В 80-х годах прошлого века было установлено, что субъект действия способен, при определённых обстоятельствах, понять, какие потенциалы готовности к действию сформированы его мозгом. Совокупность этих знаний легла в основу метода устранения ошибки «ожидание выстрела», который заключается в создании преподавателем доминирующей потребности в сознании стрелка, путем акцентирования внимания обучающегося на выполняемых им действиях, подавляющей остальные рефлексы. Предложенная методика показала свою эффективность позволив существенно повысить процент выполнения стрелкового упражнения, выполняемого без ограничения по времени, курсантами Кузбасского института Федеральной службы исполнения наказаний России и потому может быть использована, наряду с уже известными методами, для устранения ошибки «ожидание выстрела». Основным преимуществом предложенного метода, перед уже известными, состоит в том, что данный метод применим к любой категории обучающихся и не требует длительной подготовки ни стрелка, ни преподавателя. Также он применим в тех случаях, когда стрелок утверждает, что не испытывает страха перед выстрелом и имеет внутреннюю психологическую установку о нецелесообразности или неэффективности аутогенных тренировок.
Ключевые слова: огневая подготовка, ожидание выстрела, психологическая подготовка стрелка, ошибка при стрельбе.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p70-73
REASONS FOR ERROR "WAITING FOR SHOT" WHEN TRAINING TO SHOOTING OF CADETS OF FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA HIGHER EDUCATIONAL
INSTITUTIONS
Alexander Viktorovich Vitushkin, the candidate of technical sciences, senior teacher, captain Kuzbass Institute of the Federal Penal Service of Russia, Novokuznetsk
Abstract
At present, it is believed that the reason for the shooter's "waiting for a shot" error, the most common in shooting with hand-held firearms, is his current psychophysical condition. However, analysis of this error showed that it is a protective reaction of the body and it shows itself as a conditional reflex. In the 1980s, it was established that the subject of action was able, under certain circumstances, to understand what potentials of readiness for action his brain formed. The totality of this knowledge formed the basis of the method of eliminating the error "waiting for a shot," which consists in the teacher creating a dominant need in the mind of the shooter, by focusing the attention of the student on the actions, performed by him/her, suppressing the rest of the reflexes. The proposed technique has shown its effectiveness by significantly increasing the percentage of small arms exercise performed without time limit by cadets of the Kuzbass Institute of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation and can, therefore, be