Научная статья на тему 'Взаимосвязь психического и речевого развития у детей дошкольного возраста'

Взаимосвязь психического и речевого развития у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
839
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
RESEARCH IN CHILDREN / PSYCHO-SPEECH DEVELOPMENT / SPEECH THERAPY ANALYSIS / PSYCHONEUROLOGICAL CLINIC / ИССЛЕДОВАНИЕ У ДЕТЕЙ / ПСИХОРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСПАНСЕР

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зубкова Елена Евгеньевна, Хасенов Руслан Маратович, Брико Ирина Владимировна, Бибекова Жазира Бектурсыновна

В данной статье описаны причины и их последствия нарушение психического и речевого развития у детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе Областного детского психоневрологического диспансера, это объясняет достоверность информации представленной в статье. Было взято 100 медицинских карт пациентов и проведен ретроспективный анализ, где проводили параллель взаимосвязи психического и речевого развития.This article describes the causes and consequences of mental and speech disorders in preschool children. The study was conducted on the basis of the Regional children's neuropsychiatric clinic, this explains the reliability of the information presented in the article. 100 medical records of patients were taken and a retrospective analysis was carried out, which paralleled the relationship between mental and speech development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зубкова Елена Евгеньевна, Хасенов Руслан Маратович, Брико Ирина Владимировна, Бибекова Жазира Бектурсыновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь психического и речевого развития у детей дошкольного возраста»

УДК 616-053.2:612.789

Психолого - педагогические науки

Зубкова Елена Евгеньевна, психиатр, Областной Психоневрологический

Диспансер, Медицинский Университет Караганды г. Караганда Хасенов Руслан Маратович, психиатр Областной Психоневрологический

Диспансер г. Караганда

Брико Ирина Владимировна, детский психиатр, детский невролог, эпилептолог, врач высшей квалификационной категории, Областной детский психоневрологический диспансер, г. Караганда

Бибекова Жазира Бектурсыновна, ассистент кафедры неврологии, нейрохирургии, психиатрии и реабилитологии, Медицинский Университет

Караганды г. Караганда

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в данной статье описаны причины и их последствия нарушение психического и речевого развития у детей дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе Областного детского психоневрологического диспансера, это объясняет достоверность информации представленной в статье. Было взято 100 медицинских карт пациентов и проведен ретроспективный анализ, где проводили параллель взаимосвязи психического и речевого развития.

Ключевые слова: исследование у детей, психоречевое развитие, логопедический анализ, психоневрологический диспансер.

Abstract: this article describes the causes and consequences of mental and speech disorders in preschool children. The study was conducted on the basis of the Regional children's neuropsychiatric clinic, this explains the reliability of the information presented in the article. 100 medical records of patients were taken and a

retrospective analysis was carried out, which paralleled the relationship between mental and speech development.

Keywords: research in children, psycho-speech development, speech therapy analysis, psychoneurological clinic.

Актуальность. В настоящий момент в нашем современном обществе родители, у которых дети имеют какие-либо нарушения речевого развития, прекрасно осознают, что данная патология имеет последствия. Но осознать, что ребенок развивается не в срок по уровню речевого развития очень трудно, если данная патология вовремя не опознается, то часто идет нарушения не только речевого, но и психического развития. Если ребенок не может выразить мысль при помощи речи, тем самым страдает весь процесс мозговой деятельности. В современном мире дети растут не на общение с другими детьми: а на мультфильмах, детских передач, развивающих гаджетах, различных детских шоу, где дети развиваются пассивно без передачи информации в словесной форме взрослым или другим детям. К проблемам речевого развития относят: отставание уровня актуального речевого развития общепринятой возрастной норме, нарушения формирования фразовой речи, низкий словарный запас, нарушения звукопроизношения. Тем самым нарушение речевого развития ведет к снижению психического развития: у детей нарушается память, внимание, интеллект. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности и, поэтому задержка психического и речевого развития часто наблюдаются у детей параллельно и являются комплексным нарушением. В последние годы идет тенденция на увеличение нарушения речевого развития. В странах СНГ частота встречаемости с нарушением речевого развития до 25 %, в зарубежных странах цифры не много меньше до 16%.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с

проблемами в развитии, которые наиболее заметны при поступлении в общеобразовательные школы [1]. У детей с задержкой психического развития недостаточно сформированы функции произвольного внимания, памяти, мышления и другие высшие психические функции. У некоторых детей с задержкой психического развития преобладает интеллектуальная недостаточность, у других — эмоционально-волевые нарушения. К проблемам речевого развития относят: отставание уровня актуального речевого развития общепринятой возрастной норме, нарушения формирования фразовой речи, низкий словарный запас, нарушения звукопроизношения [2; 3]. Задержка психического развития всегда ведет к различным нарушениям речевой деятельности и, поэтому задержка психического и речевого развития часто наблюдаются у детей параллельно и являются комплексным нарушением.

Цель исследования. Выявить взаимосвязь психического и речевого развития у детей дошкольного возраста.

Материалы и методы. Нами был проведен ретроспективный анализ 100 медицинских карт пациентов (74% - мальчики, 26% - девочки) в возрасте от 4 до 7 лет (4 лет - 3%, 5 лет - 28%, 6 лет - 36%, 7 лет - 33%) дневного стационара Областного детского психоневрологического диспансера города Караганды.

Анализ анамнеза пре- интра- и постнатального развития, благополучности происхождения беременности и родов, заболевания женщины в процессе срока родов, заболевания во вовремя беременности на основании медицинских карт пациентов выявил следующие особенности:

1. Беременность с осложнениями: у 68%(анемия, токсикоз, отеки и тд.)

2. Путь рождения: у 17% через кесарево сечения, 4% преждевременные.

3. Асфиксия в родах: у 17% рожденных детей.

4. Родовая деятельность: со стимуляцией у 11%, стремительные у 9%.

5. Вирусная инфекция у 48% беременных

6. После родовая травма: у 8% детей.

7. Наследственная предрасположенность: у 20% родителей.

Логопедический анализ речевой карты выявил нарушения формирования фразовой речи у 45%, низкий словарный запас- у 78% нарушение звукопроизношения у 98% Так же отмечается что-у 6% детей первые слова были сформированы только в 15-18 месяцев рождения, у 13% в 24 месяца. Проведя анализ психического статуса, наряду с вышеуказанной патологией параллельно отмечены, ограниченный не соответствующий возрасту запас знаний и представлений об окружающем, низкий уровень познавательной активности, недостаточная регуляция произвольной деятельности и поведения, низкая способность к приему и переработке информации.

Вывод: таким образом, выявлена взаимосвязь речевого и психического развития у детей дошкольного возраста. Именно поэтому предупреждение (профилактика) задержки психоречевого развития, ранняя диагностика, логопедическая коррекция, диспансерное наблюдение является важной составляющей в сохранении здоровья будущего поколения. Основными направлениями коррекции при нарушениях формирования речи у детей являются: логопедическая, психолого-педагогическая, психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, а также медикаментозное лечение. Особое значение при организации помощи таким детям приобретают комплексность воздействия и преемственность работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, логопедов, психологов, педагогов).

Библиографический список:

1. Климук Д.М. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития. // М., МЕД пресс-информ. - 2015.- С. 15.

2. Горонина Т.П. Речевое развитие ребенка: шаг за шагом.// М., ПЕР СЭ.- 2012.- С. 41-42.

3. Скворцов И.А., Ермолинко Е.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии.// М., МЕД пресс-информ. - 2013.- С. 34-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.