Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ'

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шахурдин Артем Владимирович, Ветров Евгений Викторович

Статья посвящена организации психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания в местах лишения свободы. Сегодня это направление приобретает особенно важное значение. Благоприятная профессиональная деятельность сотрудников администрации исправительного учреждения по адаптации осужденного является фактором его дальнейшей успешной не только бытового устройства, но и трудовой деятельности, фактором снижения рецидива преступлений. Напротив, плохая адаптация приводит к ряду негативных явлений: отрицательным моральным и психическим состояниям человека, напряженности человеческих отношений внутри коллектива, недисциплинированности, все это может привести к тому, что только что освободившийся человек из мест лишения снова попадает в криминальную среду. Рассмотрен опыт исправительной колонии № 24 (ФКУ ИК-24) ГУФСИН России по Красноярскому краю и результаты эмпирического исследования организации социально-психологической адаптации осужденных на заключительном этапе отбывания наказания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CONVICTS AT THE FINAL STAGE OF SERVING THEIR SENTENCES

The article is devoted to the organization of psychological support for convicts at the final stage of serving their sentences in places of imprisonment. Today, this direction is of particular importance. The favorable professional activity of the staff of the administration of the correctional institution to adapt the convict is a factor in his further successful not only domestic structure, but also labor activity, a factor in reducing the recurrence of crimes. On the contrary, poor adaptation leads to a number of negative phenomena: negative moral and mental states of a person, tension of human relations within the collective, indiscipline, all this can lead to the fact that a newly released person from places of deprivation again enters the criminal environment. The experience of the Correctional Colony No. 24 of the Main Department of the FPS of Russia in the Krasnoyarsk Region and the results of an empirical study of the organization of social and psychological adaptation of convicts at the final stage of serving their sentences were considered.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ»

УДК 37.013

А. В. Шахурдин, Е. В. Ветров

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ОТБЫВАНИЯ

НАКАЗАНИЯ

Статья посвящена организации психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания в местах лишения свободы. Сегодня это направление приобретает особенно важное значение. Благоприятная профессиональная деятельность сотрудников администрации исправительного учреждения по адаптации осужденного является фактором его дальнейшей успешной не только бытового устройства, но и трудовой деятельности, фактором снижения рецидива преступлений. Напротив, плохая адаптация приводит к ряду негативных явлений: отрицательным моральным и психическим состояниям человека, напряженности человеческих отношений внутри коллектива, недисциплинированности, все это может привести к тому, что только что освободившийся человек из мест лишения снова попадает в криминальную среду. Рассмотрен опыт исправительной колонии № 24 (ФКУ ИК-24) ГУФСИН России по Красноярскому краю и результаты эмпирического исследования организации социально-психологической адаптации осужденных на заключительном этапе отбывания наказания.

Ключевые слова: социализация; ресоциализация; психологическое сопровождение осужденных; заключительный этап отбывания наказания.

Для цитирования: Шахурдин А. В., Ветров Е. В. Специфика психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания // Теория и практика социогуманитарных наук. 2022. № 4 (20). С. 79-89.

A. V. Shakhurdin, E. V. Vetrov

SPECIFICS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT FOR CONVICTS AT THE FINAL STAGE OF SERVING THEIR SENTENCES

The article is devoted to the organization of psychological support for convicts at the final stage of serving their sentences in places of imprisonment. Today, this direction is of particular importance. The favorable professional activity of the staff of the

© Шахурдин А. В., Ветров Е. В., 2022 © Shakhurdin A. V., Vetrov E. V., 2022

administration of the correctional institution to adapt the convict is a factor in his further successful not only domestic structure, but also labor activity, a factor in reducing the recurrence of crimes. On the contrary, poor adaptation leads to a number of negative phenomena: negative moral and mental states of a person, tension of human relations within the collective, indiscipline, all this can lead to the fact that a newly released person from places of deprivation again enters the criminal environment. The experience of the Correctional Colony No. 24 of the Main Department of the FPS of Russia in the Krasnoyarsk Region and the results of an empirical study of the organization of social and psychological adaptation of convicts at the final stage of serving their sentences were considered.

Keywords: socialization; resocialization; psychological support of convicts; the final stage of serving a sentence.

For citation: Shakhurdin A. V., Vetrov E. V. Specifics of psychological support for convicts at the final stage of serving their sentences. Teoriya i praktika sociogu-manitarnyh nauk [Theory and practice of socio-humanitarian studies], 2022, no. 4 (20), p. 79-89.

Процесс сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания — это совокупность последовательных системных и научно обоснованных действий (методы, пути, способы или мероприятия), направленных на повторное усвоение человеком основных правил проживания в обществе, успешной его адаптации в обществе, решение всех необходимых для этого вопросов, исключающих необходимость возвращения к криминальному образу жизни.

Большое значение на заключительном этапе отбывания наказания приобретают процессы, связанные с проектированием дальнейшей жизнедеятельности осужденного после освобождения из исправительного

учреждения (далее — ИУ), — адаптация, социализация и ресоциализация. Социальная адаптация и социализация тесно связаны между собой и характеризуют единый процесс взаимодействия личности и общества. Однако по своему содержанию эти понятия существенно отличаются одно от другого.

Первое выражает приспособление, «приноравливание» человека к новым для него условиям деятельности, второе — процесс становления личности. Человек постоянно сталкивается с новыми условиями деятельности и общения. Изменяющиеся условия жизни требуют не столько «приноравлива-ния», «приспособления» к ним, сколько развития личности, ее становления.

В отличие от социализации, отражающей становление личности, обусловленное влиянием со стороны общества, процесс адаптации отражает в большей степени субъективно опосредованное развитие личности, соответствующее ее индивидуальным особенностям и сложностям. Если функция социализации — обеспечение нормального функционирования индивида в обществе, то функция адаптации — обеспечение соответствия общественного регламентированного поведения и деятельности человека внутреннее структуре его личности (интересам, ценностным ориентациям, особенностям темперамента и т. д.). Социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе и в конкретном коллективе, но вместе с тем адаптация — это один из путей более полной социализации [2].

Ресоциализация представляет собой освоение «социально одобряемых норм поведения в системе семейных, межличностных, социально-ролевых и производственных отношений, а также в системе самоотношения; сложное многофункциональное явление, результатом которого является приспособление индивида к жизни в социуме» [4]. Ресоциализацию рассматривают как цель, задачи, вид деятельности и ее результат.

Для осуществления психологического сопровождения осужденных на

заключительном этапе отбывания наказания необходимо изучить структуру личности, ее потребности, именно от этих категорий и нужно отталкиваться при работе с осужденными. К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие подструктуры: направленность, опыт (знания, навыки, умения привычки), индивидуальные особенности психических процессов как формы отражения, темперамент, возрастные и половые особенности, характер и способности [7]. Источником, побуждающим личность к деятельности и проявлению активности, по мысли психолога, являются потребности, потому что в них выражается зависимость личности от конкретных условий ее существования. Если основным элементом ресоциали-зации осужденного является «повторное усвоение нормы», то под социальными нормами понимается «требования к поведению личности в ее взаимоотношениях со всеми субъектами, существующими в обществе» [3].

В социальной психологии принято выделять три сферы социализации человека: деятельность, общение и самосознание.

Нормальный процесс ресоциали-зации невозможно организовать без включения человека в такие же сферы, в которых проходила его социализация. Как отмечает Г. М. Андреева, «общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расшире-

ния, умножения социальных связей личности с внешним миром» [6]. Определенная сложность реализации данной задачи может иметь место в исправительных учреждениях при осуществлении процесса ресоциали-зации. В местах лишения свободы круг выбора видов деятельности, в которые может быть включен осужденный, значительна ограничен, а сфера общения также значительно сужена. Развитие самосознания в условиях мест лишения свободы также затрудняется и может принять асоциальную направленность. И, тем не менее, рассмотрим ближе современные возможности влияния данных сфер на возможность ресоциализации человека, отбывающего наказание.

Позитивным фактором для ресо-циализации является включение осужденных в деятельность, полезную для общества и для него самого. И в настоящее время в местах лишения свободы имеется такая возможность для осужденных: большинство трудятся на предприятиях УИС, в центрах трудовой адаптации, учебно-производственных и лечебно-производственных мастерских, а также работают на предприятиях различных форм собственности, организующих трудовую адаптацию на договорных началах.

Необходимо приобщить осужденных к самоанализу своего поведения, совершенного преступления (пре-

ступлений), обучению осмыслению, критическому отношению к поведению других и осуществлению самовоспитания [2].

В. И. Семенюк выделяет следующие факторы, влияющие на успешную социальную адаптацию лиц, освобождающихся из исправительного учреждения:

1. результат воздействия на личность самого факта отбывания наказания в виде лишения свободы и применения к нему там мер исправительно-ресоциализационного воздействия;

2. состояние индивидуальной нравственно-психологической подготовки к жизни на свободе, т. е. в новых условиях;

3. возможность государственных органов и общественных (других) организаций позитивно оказывать содействие в социальной адаптации и осуществлять контроль над ходом данного процесса;

4. качественное решение вопросов трудового и бытового устройства, обеспечивающих получение необходимого источника существования и нормального социально-бытового уровня проживания по избранному месту жительства;

5. проведение необходимой социальной психолого-педагогической работы со стороны государственных структур и общественных организаций, направленной на поддержание освободившихся из ИУ граждан, осо-

бенно в первоначальный период пребывания «на свободе» [8].

О. Г. Ананьев, М. И. Кузнецов в качестве сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания предлагают взаимодействие учреждений уголовно-

исполнительной системы с государственными и общественными организациями, среди которых пенсионные фонды, органы занятости населения, подразделения социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, фонды социального страхования, подразделения жилищно-коммунального хозяйства, управления и учреждения здравоохранения, образовательные учреждения различного типа, органы местного самоуправления и др. Среди форм взаимодействия авторы выделяют следующие:

— оказание различных видов помощи осужденным (психологической, правовой, консультативной, социальной и др.);

— правовое просвещение не только осужденных, но и сотрудников пенитенциарного учреждения;

— содействие обеспечению прав осужденных на свободу совести и вероисповедания;

— организация трудовой занятости осужденными, различных форм досуговой деятельности, получения

образования в пенитенциарном учреждении;

— обеспечение безопасности труда и благоприятной социально-психологической среды;

— постоянный мониторинг соблюдения прав осужденных и сотрудников;

— восстановление, поддержание и развитие положительных социальных связей осужденных;

— организация воспитательных мероприятий, направленных на духовно-нравственное, физическое, правовое, культурное развитие осужденных;

— участие в работе комиссий по вопросам помилования осужденных;

— при освобождении разрешение проблем, возникающих при трудовом и бытовом устройстве осужденного, его медицинское и социальное обеспечение, ресоциализация, адаптация и социально-психологической реабилитация [1].

Анализ специфики психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания показал, что больше значение здесь приобретают социализация, ресоциализация и адаптация. Для осуществления психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания необходимо изучить структуру личности, ее потребности, именно от этих

категории и нужно отталкиваться при работе с осужденными.

Исходя из вышесказанного, с целью изучения организации психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания было проведено эмпирическое исследование на базе Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 24» (ФКУ ИК-24) ГУФСИН России по Красноярскому краю. ФКУ ИК-24 — колония строгого режима, предназначенная для содержания лиц мужского пола, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы. В исследовании участвовали осужденные, находящиеся на заключительном этапе отбывания наказания, в количестве 32

человек мужского пола в возрасте от 28 до 56 лет.

Эмпирическое исследование включало в себя отбор диагностических методик в соответствии с темой исследования и диагностику по отобранным методикам, проектирование и реализацию программы психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания и проверку эффективности реализованной программы психологического сопровождения.

Результаты диагностики социально-психологической адаптации осужденных, полученные с помощью методики К. Роджерса и Р. Даймонда, представлены на рис. 1.

160 140 120 100 80 60 40 20 0

/ х

& & .V

л л ^ & у

^ ж ^ ^

*'«*УУУУ*

^ ж ^

<3*

■Норма 1

■Норма 2

■Значения осужденных

У/

Рис. 1. Графическое представление результатов диагностики социально-психологической адаптации осужденных (экспериментальная группа), М

Из графика видно, что выход за пределы «нормы» у осужденных выявлены по таким шкалам: «дезадап-тивность», «лживость +», «непринятие себя», «внешний контроль», «неприятие других», «доминирование», и «ведомость». Это можно интерпретировать как неэффективное приспособление осужденных к условиям новой социальной среды, беспокойство и обиды, неуверенность в себе, напряжение, пессимизм, тревожность, возникновение сомнения в се-

70 -

60

50

40

30

20

10

бе, безволие, осознание социальной неполноценности и чувства вины, неспособность освободиться от влияния других людей, недостаток собственных убеждений, а также желание представить себя в лучшем свете, произвести благоприятное впечатление.

Обратимся к интерпретации данных, полученных по второй методике. Результаты диагностики уровня рефлексивности по методике А. В. Карпова представлены на рис. 2.

63

I высоким уровень

осужденные I средний уровень

I низкий уровень

Рис. 2. Графическое представление результатов диагностики уровней рефлексии по методике А. В. Карпова / 0/-

Как видно из рис. 2, высокий уровень рефлексивности не был выявлен ни у одного осужденного. Наибольшее количество осужденных оказались со средним уровнем рефлексивности, осужденные данной группы склонны к размышлениям и обдумы-

ванию своих поступков, деятельности окружающих.

Низкий уровень был выявлен у 37 % осужденных, это свидетельствует о том, что респондентам данной категории не свойственно обращение своего сознания на свое (или чужое)

0

0

мышление и поведение, на совершенные поступки.

Третья методика, по которой проводилось эмпирическое исследование организации психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания, 120 -

представляла собой тест «Смысло-жизненные ориентации» (методика СЖО), адаптированный Д. А. Леонтьевым. Результаты диагностики смыс-ложизненных ориентаций осужденных представлены на рис. 3.

100

80

60

40

20

Цели

Процесс

Результат

ЛК-Я

ЛК-жизнь

Общий показатель ОЖ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Норма Осужденные

Рис. 3. Графическое представление результатов диагностики смысложизнен-ных ориентаций (экспериментальная группа), М

Как видно из графика, все показа-

тели смысложизненных ориентаций у осужденных, находящихся на заключительном этапе отбывания наказания, ниже нормы. Наибольшее расхождение с нормой наблюдается по шкале «цели в жизни» (М = 15,4), это говорит об отсутствии у них целей и перспектив после освобождения. Расхождение показателей с нормой в сторону снижения по шкале «процесс жизни» (М = 18,75) указывает на то, что для респондентов процесс жизни

не имеет смысла, он эмоционально беден и не интересен. Низкий показатель «локус контроля — Я» (М = 16,44), свидетельствует о том, что респонденты не верят в свои собственные силы, в то, что они могут контролировать события собственной жизни. Низкие показатели по шкале «результативность жизни» (М = 15,9) свидетельствуют о неудовлетворенности жизнью, отсутствии перспектив после освобождения. Все это сильно будет мешать им на этапе адаптации

0

жизни на свободе, что может привести к рецидиву преступности.

На основе полученных результатов было проведено проектирование и реализация программы психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания. В процессе работы мы отталкивались от выдвинутой гипотезы о том, что психологическое сопровождение осужденных на заключительном этапе отбывания наказания станет эффективным, если будет направлено на повышение уровня психологической грамотности осужденных, снижение их уровня тревожности; формирование положительного образа собственной личности; формирование умений видения перспектив своей жизни; овладение навыками саморегуляции; развитие навыков рефлексии.

Формой проведения было выбрано психологическое занятие с элементами социально-психологического тренинга. Методы реализации: мини-лекции, тренинговые упражнения, рефлексивные игры и моделирование ситуаций, тестовая экспресс-диагностика, образовательная, развивающая и смысловая нагрузка; арт-терапия, сюжетно-ролевые и творческие игры, ИКТ-сопровождение.

Общее количество часов программы — 24 ч. Занятия проводились 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа.

Тематика занятий была направлена на формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в группе; расширение представления о социальной адаптации, о необходимости формировании смыс-ложизненных ценностей, о психологической устойчивости и ее роли в преодолении трудных жизненных ситуаций; расширение представления осужденных о психологических ресурсах личности, активизацию личностных ресурсов в направлении развития рефлексии, психологической устойчивости; формирование навыков саморегуляции; активизацию мыслительной деятельности и оптимизация целеполагания относительно будущего; коррекцию образа собственной личности, формирование положительного образа и др.

Все занятия были построены по единому принципу: разминка, основная часть, рефлексия. Разминка предполагает развитие групповой сплоченности, коммуникативных навыков, снятие эмоционального напряжения, зажатости. Разминки могут меняться в зависимости от особенностей группы, важно чтобы разминка позволила участникам быстрее и легче включиться в работу, перейти от одной те-

« ТЛ «

мы к другой. В основной части занятий осужденные были включены в выполнение упражнений, направленных на социально-педагогическое сопровождение адаптации и будущей

ресоциализации. Окончание занятий проходило при помощи рефлексии и обсуждении полученных каждым осужденным результатов. Это способствовало развитию аналитических способностей участников тренинга и закреплению результатов занятия.

После проведения программы психологического сопровождения осужденных на заключительном этапе отбывания наказания было отмечено, что многие осужденные стали смотреть более оптимистично на свою будущую жизнь на свободе, стали менее тревожны, говорили о своих будущих жизненных планах, интересовались вопросами правовой поддержки, куда можно будет обратиться за помощью в случае, если они не смогут устроиться на работу, найти себе жилье для проживания и т. д.

Таким образом, заключительный этап отбывания наказания осужденно-

ного внимания со стороны сотрудников исправительного учреждения, так как здесь определяются перспективы человека после освобождения из ИУ.

Анализ психолого-педагогических особенностей осужденных на заключительном этапе отбывания наказания показал, что данная группа очень разнообразна, общим является осознание личностью скорого освобождения, подготовка к нему, именно данный факт накладывает свои специфические психологические особенности. Знание особенностей и психолого-педагогических характеристик личности осужденных позволяет сотрудникам пенитенциарной системы выстраивать оптимальную работу, направленную на социальную и психологическую реабилитацию осужденных, коррекции отрицательных культурно-нравственных и социальных ценностей.

го является периодом более присталь-

Литература

1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Москва: Наука, 2000. — 350 с.

2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению с специальности «Психология» / Г. М. Андреева. — Изд. 5-е, испр. и доп. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 362 с.

3. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики [Текст] / А. В. Карпов // Психологический журнал. — 2003. — Т. 24. — № 5. — С. 45-57.

4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Сайт ФСИН России. — URL: https://

fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya %20har-ka %20UIS/ (дата обращения: 07.06.2022).

5. Киенко, Т. С. История и сущность социальной работы в пенитенциарной системе [Текст] / Т. С. Киенко, Е. В. Марчук // Международный студенческий научный вестник. — 2014. — 24 с.

6. Методические рекомендации по оптимизации воспитательной, социальной и психологической работы с осужденными. — Москва: ФСИН России, 2017.

7. Михайлов, А. Н. Особенности формирования трудовой мотивации осужденных, как средства исправления осужденных [Текст] / А. Н. Михайлов, Н. В. Цветкова, О. А. Махнева // Вопросы современной науки и практики. — 2020. — № 2 (3). — С. 112-116.

8. Соболев, Н. Г., Рогач В. Г. Особенности переживаний у осужденных, отбывающих длительные сроки лишения свободы, их психологическая коррекция [Электронный ресурс] / Н. Г. Соболев, В. Г. Рогач // Прикладная юридическая психология. — 2014. — № 2. — URL: https://cyberleninka.ra/article/n/osobennosti-perezhivaniy-u-osuzhdennyh-otbyvayuschih-dlitelnye-sroki-lisheniya-svobody-ih-psihologicheskaya-korrektsiya.

Сведения об авторах

Артем Владимирович Шахурдин: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики. E-mail: artemshakhurdin 1986@mail.ru

Евгений Викторович Ветров: ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Красноярскому краю, младший инспектор отдела безопасности. E-mail: vetrovevgenii0412@yandex.ru

Information about the authors

Artem V. Shakhurdin: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics. E-mail: artemshakhurdin1986@mail.ru

Evgeny V. Vetrov: Correctional Facility No. 24 of the Main Departments of the FPS of Russia in the Krasnoyarsk Region, junior inspector of the Security Department. E-mail: vetrovevgenii0412@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.