Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ НАКАЗАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ НАКАЗАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / ОСУЖДЕННЫЕ / ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ НАКАЗАНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрушкова Кристина Александровна

В статье рассматриваются возможности преодоления выученной беспомощности среди осужденных с длительными сроками наказания. Рассмотрены предпосылки и причины возникновения выученной беспомощности. Определено, что применительно к осужденным выученная беспомощность способствует деформации не только самой личности, но и правосознания, когда осужденный не способен успешно интегрироваться в общество после освобождения из мест лишения свободы. Отмечено, что стержнем выученной беспомощности является личностно-психологический компонент, превентивное воздействие на который оказывает организация исправительного процесса, а также постоянный внешний контроль со стороны исправительного учреждения. Сделан вывод о том, что к возможностям преодоления выученной беспомощности осужденных с длительными сроками отбывания наказаний следует отнести: совершенствование уголовно-исполнительной системы с переходом в другой формат, основной задачей которого является ресоциализация осужденных как полноправных граждан, способных самостоятельно преодолевать жизненные трудности, разработка и реализация программ, направленных на адаптацию осужденных в обществе, реализация непрерывных групповых и индивидуальных мероприятий психолого-педагогической направленности, ориентированных на формирование, сохранение, закрепление у осужденного навыков решения жизненных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрушкова Кристина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF OVERCOMING LEARNED HELPLESSNESS AMONG CONVICTS WITH LONG SENTENCES

The article discusses the possibilities of overcoming learned helplessness among convicts with long sentences. The prerequisites and causes of learned helplessness are considered. It is determined that, in relation to convicts, learned helplessness contributes to the deformation of not only the personality itself, but also the sense of justice when the convict is unable to successfully integrate into society after release from prison. It is noted that the core of learned helplessness is the personal-psychological component, which has a preventive effect on the organization of the correctional process, as well as constant external control by the correctional institution. It is concluded that the possibilities of overcoming the learned helplessness of convicts with long sentences should include: improving the penal enforcement system with the transition to another format, the main task of which is the resocialization of convicts as full-fledged citizens capable of overcoming life difficulties independently, the development and implementation of programs aimed at adapting convicts in society, the implementation of continuous group and individual activities of psychological and pedagogical orientation, focused on the formation, preservation, consolidation of the convict’s skills in solving life situations.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ НАКАЗАНИЯ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья УДК 159.9:343.8

doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(621.077-083

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ СРЕДИ ОСУЖДЕННЫХ С ДЛИТЕЛЬНЫМИ СРОКАМИ НАКАЗАНИЯ

Кристина Александровна Хрушкова1

1 ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, пгт. Мурмаши, Мурманская область, Россия, kriskhrumka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7672-4078

Аннотация. В статье рассматриваются возможности преодоления выученной беспомощности среди осужденных с длительными сроками наказания. Рассмотрены предпосылки и причины возникновения выученной беспомощности. Определено, что применительно к осужденным выученная беспомощность способствует деформации не только самой личности, но и правосознания, когда осужденный не способен успешно интегрироваться в общество после освобождения из мест лишения свободы. Отмечено, что стержнем выученной беспомощности является личностно-психологический компонент, превентивное воздействие на который оказывает организация исправительного процесса, а также постоянный внешний контроль со стороны исправительного учреждения. Сделан вывод о том, что к возможностям преодоления выученной беспомощности осужденных с длительными сроками отбывания наказаний следует отнести: совершенствование уголовно-исполнительной системы с переходом в другой формат, основной задачей которого является ресоциализация осужденных как полноправных граждан, способных самостоятельно преодолевать жизненные трудности, разработка и реализация программ, направленных на адаптацию осужденных в обществе, реализация непрерывных групповых и индивидуальных мероприятий психолого-педагогической направленности, ориентированных на формирование, сохранение, закрепление у осужденного навыков решения жизненных ситуаций.

Ключевые слова: выученная беспомощность, осужденные, длительные сроки наказания, Федеральная служба исполнения наказаний

Для цитирования

Хрушкова К. А. Возможности преодоления выученной беспомощности среди осужденных с длительными сроками наказания // Прикладная юридическая психология. 2023. № 1(62). С. 77-83. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).077-083.

© Хрушкова К. А., 2023

/й)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Original article

THE POSSIBILITIES OF OVERCOMING LEARNED HELPLESSNESS AMONG CONVICTS WITH LONG SENTENCES

Kristina Aleksandrovna Hrushkova1

1 FKU IK-18 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Murmansk region, village. Murmashi, Murmansk region, Russia, kriskhrumka@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7672-4078

Abstract. The article discusses the possibilities of overcoming learned helplessness among convicts with long sentences. The prerequisites and causes of learned helplessness are considered. It is determined that, in relation to convicts, learned helplessness contributes to the deformation of not only the personality itself, but also the sense of justice when the convict is unable to successfully integrate into society after release from prison. It is noted that the core of learned helplessness is the personal-psychological component, which has a preventive effect on the organization of the correctional process, as well as constant external control by the correctional institution. It is concluded that the possibilities of overcoming the learned helplessness of convicts with long sentences should include: improving the penal enforcement system with the transition to another format, the main task of which is the resocialization of convicts as full-fledged citizens capable of overcoming life difficulties independently, the development and implementation of programs aimed at adapting convicts in society, the implementation of continuous group and individual activities of psychological and pedagogical orientation, focused on the formation, preservation, consolidation of the convict's skills in solving life situations.

Keywords: learned helplessness, convicts, long sentences, Federal Penitentiary Service

For citation

Hrushkova, K. A. 2023, 'The possibilities of overcoming learned helplessness among convicts with long sentences', Applied legal psychology, iss. 1(62), pp. 77-83, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).077-083.

По данным Федеральной службы исполнения наказаний, на 1 марта 2022 г. в 642 исправительных колониях отбывали наказание 351,3 тыс. человек, в том числе 27,7 тыс. человек в 97 колониях-поселениях и 1937 человек в 6 исправительных колониях для осужденных к пожизненному лишению свободы. Среди лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, в последние годы преобладают осужденные за убийства и за преступле-

ния, связанные с наркотиками. К началу 2022 г. доля осужденных за убийства среди лиц, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, немного снизилась, составив 24,9 %.

Исследования Д. В. Сочивко показали, что в молодежной среде осужденные на длительные сроки отбывания наказания характеризуются ростом инфантильности, что указывает на несформированность умения выстраивать взаимоотношения

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

с окружающими людьми, неспособность адаптироваться к социальным изменениям, а также на формирование предпосылок к развитию выученной беспомощности при отбывании наказания в местах лишения свободы [3, с. 81].

В работах Д. В. Сочивко [3], О. В. Тете-ухиной и В. М. Позднякова [5] отмечается, что длительность срока отбывания наказания способствует деформации восприятия реальности, вследствие чего происходит застревание в прошлом, настоящем или будущем на уровне эмоциональных переживаний, волевой регуляции, формируется пассивная личностная позиция, одиночество, доминирует страх неудачи, отвержения, что постепенно приводит к развитию выученной беспомощности.

Обращает на себя внимание преобладание типа личности «экстернал», иными словами нестойкий, слабый, характеризующийся как покорный, инфантильный, безответственный, обладающий низкой самооценкой и мотивацией [2, с. 250]. Данная категория осужденных имеют большую вероятность в формировании выученной беспомощности.

Согласно Д. А. Циринг, выученная беспомощность представляет собой низкий уровень способности личности самостоятельно преодолевать трудности, пассивность в постановке цели и ее достижении, что подразумевает низкую управляемость событиями своей жизни [7, с. 24]. Вследствие этого личность характеризуется низкой стрессоустойчивостью, зависимостью от внешних обстоятельств, замкнутостью, повышенной тревожностью, мнительностью и склонностью к депрессии. Применительно к осужденным выученная беспомощность способствует деформации не только самой личности, но и правосознания, когда осужденный не способен успешно интегрироваться в общество после освобождения из мест лишения свободы. Такое обстоятельство связано с тем, что в условиях

исправительного учреждения осужденный не ставит цели, не планирует свои дальнейшие действия и досуг - вся его жизнь четко и жестко регламентирована требованиями уголовно-исполнительной системы (УИС). Соответственно, у осужденного в период нахождения в местах лишения свободы формируется внешний локус контроля, характеризующийся определенным типом мышления, а также неспособностью влиять на события, происходящие в его жизни после отбывания наказания. Действие данных факторов усиливается, если осужденный отбывает второй срок и более, а также длительностью срока, когда внешнее воздействие (условия, правила, требования, распорядок дня, режим сна и отдыха) начинает носить длительный, системный, непрерывный характер. Особое значение приобретают такие факторы, как тяжесть преступления, длительная социальная изоляция, специфика тюремной субкультуры. Последствиями являются повышение уровня стрессогенности, депри-вация личности, появление психических расстройств, одиночества, апатии, фобии, что выражается в деструктивном саморазрушающем воздействии на личность, депрессивном состоянии.

Таким образом, стержнем выученной беспомощности выступает личностно-психологический компонент, превентивное воздействие на который оказывает организация исправительного процесса, а также постоянный внешний контроль со стороны исправительного учреждения (ИУ). Понимание причин, оказывающих деформирующее влияние на психическое состояние осужденного, позволяет определить возможности преодоления выученной беспомощности у осужденных и проработать оптимальные пути их реализации, а также устранить негативные факторы влияния.

По мнению П. В. Тепляшина и А. С. Серги-енко, выученная беспомощность осужденного является результатом отсутствия

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

положительного опыта решения жизненных ситуаций, которые им не контролируются, что способствует формированию безысходности и пассивности поведения [4, с. 69, 71]. Авторы приводят в пример довольно частую ситуацию, когда со стороны УИС осужденный признается исправившимся, выходит на свободу, однако вскоре, испытывая влияние жизненных факторов (отсутствие работы, повторное приобщение к противоправным действиям, употреблению наркотических средств и алкоголя, семейные сложности), совершает новое преступление. С одной стороны, новое преступление является следствием влияния тюремных условий, с другой - у осужденного наблюдается факт постановки цели и ее достижения. Исходя из этой точки зрения, нельзя однозначно утверждать об утрате социально значимых навыков, в частности, инициативности, целеполагания. Соответственно, можно говорить о необходимости переосмысления подходов к организации как исправительного процесса с осужденными, так и их ресоциализации, что положительно скажется на минимизировании рисков интеграции осужденных в общество.

Согласно Д. А. Павленко, оптимальным выходом из ситуации выученной беспомощности является включение в воспитательную работу с осужденными нового содержания [1, с. 40]. Прежде всего речь идет о создании целенаправленных мер по развитию аналитико-оценочной активности осужденных. Автор предлагает осужденным самим анализировать и оценивать приобретение, сохранение, развитие социально значимых навыков и минимизировать влияние негативных личностных черт. Результативность такого подхода обеспечивается за счет смещения фокуса с внешнего влияния (администрации ИУ) на внутреннее, что позволит стимулировать изме-

нения в правосознании и активность в социальном поведении осужденного. Стоит отметить, что само по себе включение нового содержания не может дать полноценного результата. Приобретение и (или) сохранение социально значимых качеств и умений становится возможным совместно с реализацией программ ре-социализации осужденных.

В концепции В. С. Шабаль акцентируется внимание на формировании у осужденного жизненных перспектив на освобождение в будущем [8, с. 299]. Согласно данной позиции, возможности преодоления выученной беспомощности базируются на формировании умений справляться с жизненными трудностями, а также бытовых и трудовых навыков. Таким образом, с одной стороны, формируется правосознание,а с другой - нивелируется деформирующее воздействие длительного наказания.

Значительное влияние на личность осужденного оказывает вера. Община, социальное окружение при духовном и физическом укреплении выступает способом преодоления негативных эмоциональных состояний (депрессия, беспомощность и пр.), способствует развитию социальной активности [9, с. 49].

С точки зрения социологических исследований преодоление негативных состояний видится в управлении эмоциями, воспитании самоконтроля, формировании эмоциональной осознанности, развитии эмоционального интеллекта [6, с. 169]. Наиболее эффективными стратегиями развития эмоциональной выдержки считают перестройку мышления, самоуспокоение, практику осознанности. Данная стратегия получила название GETSMART [6, с. 181-182].

Таким образом, на основе имеющихся концепций целесообразно определить следующие возможности преодоления выученной беспомощности осужденных

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

с длительными сроками отбывания наказаний.

1. На организационном уровне наибольшую актуальность приобретает совершенствование уголовно-исполнительной системы с переходом в другой формат, основной задачей которого является ресоциализация осужденных как полноправных граждан, способных самостоятельно преодолевать жизненные трудности.

2. Разработка и реализация программ, направленных на адаптацию осужденных в обществе. В программах ресоциализа-ции осужденных с длительными сроками отбывания наказания в контексте правового поля необходимо учитывать следующие факторы:

- четкость распределения ролей задействованных субъектов (психологическая служба, служба социальной адаптации учреждений УИС с осужденными и др.);

- определение задач и критериев результативности работы каждого участника (начиная с досудебной стадии и до освобождения от наказания);

- взаимодействие учреждений УИС с общественными организациями при выполнении социально-адаптационных мероприятий;

- акцент на предупреждение формирования личностной беспомощности посредством подготовки осужденных к освобождению от наказания.

3. Реализация непрерывных групповых и индивидуальных мероприятий психолого-педагогической направленности, ориентированных на формирование, сохранение, закрепление у осужденного навыков решения жизненных ситуаций. Наиболее оптимальными мерами могут стать наблюдение за поведением осужденного, его взаимодействием с другими заключенными, сбор информации о его биографии, семье, причинах преступления, уровне интеллектуального развития, уровне сформиро-ванности социально значимых навыков, степени их сохранности, разработка системы индивидуального жизненного пути. При этом эффективность мероприятий обеспечивается не только построением четкой работы в рамках исправительного учреждения, но и на всех уровнях УИС.

Список источников

1. Павленко Д. А. Воспитательная работа с осужденными как основа их ресоциали-зации // Вестник Могилевского института МВД. 2021. № 1(3). С. 39-44.

2. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. М. : Ин-т психологии РАН, 2008. 474 с.

3. Сочивко Д. В. Экзистенциальная психодинамика : монография. М. : Высшая школа психологии ; Рязань : Академия ФСИН России, 2020. 224 с.

4. Тепляшин П. В., Сергиенко А. С. Роль феномена выученной беспомощности в ре-социализации осужденных, изолированных от общества // Научный компонент. 2020. № 1(5). С. 68-73.

5. Тетеухина О. В., Поздняков В. М. Теоретико-методологические ориентиры изучения социально-психологической зрелости осужденных молодежного возраста мужского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 1(68). С. 5-10.

6. Фейерман М. Он не бросит жену: как перестать тратить время на недоступных, женатых, не готовых к обязательствам мужчин и обрести счастливые отношения / пер. с англ. В. Баттиста. М. : Эксмо, 2022. 320 с.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

7. Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Томск, 2010. 42 с.

8. Шабаль В. С. О проблемных аспектах исправительного процесса при исполнении наказаний // V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации Года науки и технологий) : сб. тез. выступ. и докл. участников (г. Рязань, 17-19 ноября 2021 г.) : в 9 т. Рязань : Академия ФСИН России, 2021. Т. 1 : Материалы пленарного заседания. С. 298-302.

9. Ясин М. И., Гусева Е. С. Религиозность, дистресс и здоровье // Вестник Удмуртского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 27, № 1. С. 46-51.

References

1. Pavlenko, D. A. 2021, 'Educational work with convicts as a basis for their resocialization', Bulletin of the Mogilev Institute of the Ministry of Internal Affairs, iss. 1(3), pp. 39-44.

2. Zhuravleva, A. L., Kryukova, T. L. & Sergienko, E. A. 2008, Coping behavior: current state and prospects, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow.

3. Sochivko, D. V. 2020, Existential psychodynamics: monograph, Higher School of Psychology, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Ryazan.

4. Teplyashin, P. V. & Sergienko, A. S. 2020, 'The role of the phenomenon of learned helplessness in the resocialization of convicts isolated from society', Scientific component, iss. 1(5), pp. 68-73.

5. Teteukhina, O. V. & Pozdnyakov, V. M. 2017, 'Theoretical and methodological guidelines for studying the socio-psychological maturity of male youth convicts serving sentences in correctional colonies', Psychopedagogy in law enforcement agencies, iss. 1(68), pp. 5-10.

6. Feyerman, M. 2022, He will not leave his wife: how to stop wasting time on unavailable, married, not ready for commitment men and find a happy relationship, translated from English by V. Battista, Eksmo, Moscow.

7. Tsiring, D. A. 2010, Psychology of personal helplessness: Sc.D thesis (Psychology), Tomsk.

8. Shabal, V. S. 2021, 'On problematic aspects of the correctional process in the execution of punishments', in V International Penitentiary Forum «Crime, punishment, correction» (dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021): collection of abstracts of speeches and reports of participants (Ryazan, November 17-19, 2021), in 9 vols, vol. 1, Materials of the plenary session, pp. 298-302, Academy of the FPS of Russia, Ryazan.

9. Yasin, M. I. & Guseva, E. S. 2017, 'Religiosity, distress and health', Bulletin of the Udmurt University. Series: Philosophy, Psychology, Pedagogy, vol. 27, iss. 1, pp. 46-51.

Информация об авторе

К. А. Хрушкова - психолог психологической лаборатории.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Information about the author

K. A. Hrushkova - psychologist of the psychological laboratory. Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности (психологические науки).

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 23.02.2023; принята к публикации 01.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 23.02.2023; accepted for publication 01.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.