Научная статья на тему 'Психокоррекция осужденных с выученной беспомощностью: состояние и перспективы интеграции подходов'

Психокоррекция осужденных с выученной беспомощностью: состояние и перспективы интеграции подходов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
выученная беспомощность / апатия / преступность / осужденные / длительный срок отбывания наказания.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрушкова К.А., Поздняков В.М.

В статье автор проводит анализ научных источников по психологическим особенностям выученной беспомощности осужденных на длительный срок отбывания наказания к социальным условиям общества после выхода из мест лишения свободы и возможностям его преодоления в рамках психокоррекционных программ. Автор приводит статистику количества осужденных на длительный срок за 2018 год в местах лишения свободы на примере Уголовно-исполнительной системы (далее УИС). По мнению автора, психокоррекционная программа должна быть комплексной и направлена не только на преодоление синдрома выученной беспомощности, но и на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие лиц, осужденных на длительный срок заключения. Сделан вывод о том, что процесс социальной адаптации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, испытывает комплексное влияние факторов социальной среды, причем в современных условиях это влияние носит преимущественно негативный характер. Психокоррекционная программа для осужденных с длительными сроками отбывания наказания должна быть реализована на уровне исправительного учреждения и направлена на психологическую помощь, включающую переосмысление сложившихся стереотипов в сознании заключенных и профилактику асоциального поведения; профориентационную работу, помощь в профессиональном и личностном самоопределении данной категории осужденных к социальным условиям после отбывания наказания; предоставление возможности самореализации, творческой активности, «выхода за рамки» существующей ситуации и возможности самим определять дальнейшие траектории своего личностного и профессионального развития. Комплексная психокоррекционная программа позволит повысить адаптивность осужденных данной категории к новым условиям, снизить уровень тревожности, страха, стресса после выхода из исправительного учреждения, снизить риск возникновения последующих рецидивов совершения преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хрушкова К.А., Поздняков В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психокоррекция осужденных с выученной беспомощностью: состояние и перспективы интеграции подходов»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-343-348

ХРУШКОВА Кристина Александровна,

адъюнкт 2 курса заочной формы обучения психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, e-mail: kriskhrumka@yandex.ru

ПОЗДНЯКОВ Вячеслав Михайлович,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Российская Федерация, e-mail: pozdnyakov53@mail.ru

ПСИХОКОРРЕКЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ С ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТЬЮ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ПОДХОДОВ

Аннотация. В статье автор проводит анализ научных источников по психологическим особенностям выученной беспомощности осужденных на длительный срок отбывания наказания к социальным условиям общества после выхода из мест лишения свободы и возможностям его преодоления в рамках психокоррекционных программ. Автор приводит статистику количества осужденных на длительный срок за 2018 год в местах лишения свободы на примере Уголовно-исполнительной системы (далее УИС). По мнению автора, психокоррекционная программа должна быть комплексной и направлена не только на преодоление синдрома выученной беспомощности, но и на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие лиц, осужденных на длительный срок заключения. Сделан вывод о том, что процесс социальной адаптации осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, испытывает комплексное влияние факторов социальной среды, причем в современных условиях это влияние носит преимущественно негативный характер. Психокоррекци-онная программа для осужденных с длительными сроками отбывания наказания должна быть реализована на уровне исправительного учреждения и направлена на психологическую помощь, включающую переосмысление сложившихся стереотипов в сознании заключенных и профилактику асоциального поведения; профориентационную работу, помощь в профессиональном и личностном самоопределении данной категории осужденных к социальным условиям после отбывания наказания; предоставление возможности самореализации, творческой активности, «выхода за рамки» существующей ситуации и возможности самим определять дальнейшие траектории своего личностного и профессионального развития. Комплексная психокоррекционная программа позволит повысить адаптивность осужденных данной категории к новым условиям, снизить уровень тревожности, страха, стресса после выхода из исправительного учреждения, снизить риск возникновения последующих рецидивов совершения преступления.

Ключевые слова: выученная беспомощность, апатия, преступность, осужденные, длительный срок отбывания наказания.

KHRUSHKOVA Kristina Aleksandrovna,

adjunct of the 2nd year of correspondence education psychologist of the psychological laboratory of the Federal Penitentiary Institution IK-18 of the Federal Penitentiary Service of Russia in the Murmansk region

POZDNYAKOV Vyacheslav Mikhailovich

doctor of psychological sciences, professor, professor of the Department of scientific foundations of extreme psychology, Moscow state psychological and pedagogical University,

Moscow, Russian Federation

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

PSYCHOLOGY OF OVERCOMING LEARNED HELPLESSNESS BY CONVICTS WITH LONG SENTENCES

Annotation. In the article, the author analyzes scientific sources on the psychological characteristics of the learned helplessness of long-term prisoners sentenced to social conditions after leaving prison and the possibilities of overcoming it within the framework of psychocorrectional programs. The author provides statistics on the number of long-term prisoners sentenced in 2018 in places of deprivation of liberty (using the example of the penal correctional system...). According to the author, the psychocorrectional program should be comprehensive and aimed not only at overcoming the syndrome of learned help, but also at the personal and professional development and self-development of persons sentenced to long sentences. It is concluded that the process of social adaptation of convicts, released from places of deprivation of liberty, is experiencing the complex influence of factors of the social environment, and in modern conditions this influence is predominantly negative. A psychocorrectional program for convicts with long sentences should be implemented at the level of a correctional institution and aimed at psychological assistance, including rethinking the prevailing stereotypes in the minds of prisoners and the prevention of antisocial behavior; vocational guidance work, assistance in the professional and personal self-determination of this category of convicts to social conditions after serving their sentence; providing the opportunity for self-realization, creative activity, "going beyond" the existing situation and the ability to determine the further trajectories of their personal and professional development. A comprehensive psychocorrectional program will increase the adaptability of convicts of this category to new conditions, reduce the level of anxiety, fear, stress after release from a correctional institution, to reduce the risk of subsequent relapses of the crime.

Key words: learned helplessness, apathy, crime, convicts, long term of serving a sentence.

Введение. Согласно статистике, около трети преступников, освободившихся из мест лишения свободы, снова возвращаются в исправительные учреждения. Основными причинами являются: чувство безысходности, неудовлетворительные условия проживания или их отсутствие, отсутствие образования, семьи, негативный жизненный и личностный опыт. Особого внимания заслуживают несовершеннолетние, осужденные длительного заключения, люди с ограниченными возможностями здоровья, люди среднего возраста (35-49 лет) [3], поскольку именно в этом возрасте происходит переосмысление жизненных ценностей, оценка достижений человека в процессе всей жизни, наступает так называемый кризис зрелого возраста.

В большинстве случаев представители данной категории осужденных возвращаются в места лишения свободы снова: более чем каждый третий, освободившийся из исправительных учреждений, вновь совершает умышленное преступление, а среди лиц, отбывших лишение свободы за тяжкие или особо тяжкие преступления, рецидив составляет более 50%; длительное (свыше 7 лет) нахождение в местах лишения свободы приводит к необратимым изменениям психики человека [6]. К субъективным характеристикам относятся психологические установки на асоциальное поведение, неподчинение властным структурам и администрации исправительного учреждения, пренебрежение общественными нормами и правилами. Во время пребывания в местах лишения

свободы у осужденных на срок свыше 5 лет наблюдается снижение навыков социальной адаптации, наблюдается регрессивное поведение личности, происходит утрата чувства вины за совершенное преступление, резко снижаются [4]. Длительный срок наказания (от 5 лет и более) приводит к тому, что осужденные теряют интерес к жизни вследствие отсутствия социальной перспективы на момент освобождения. При этом в поведенческой и в психической сферах личности осужденного наблюдаются такие проявления как отсутствие веры в свои силы, отчужденность, замкнутость, нежелание менять что-либо либо отсутствие веры в какие-либо изменения, что свидетельствует о синдроме выученной беспомощности.

Цель и методы исследования. Целью данного исследования является анализ научных источников по психологическим особенностям синдрома выученной беспомощности осужденных на длительный срок отбывания наказания к социальным условиям общества после выхода из мест лишения свободы и возможностям его преодоления в рамках психокоррекционных программ.

Методами исследования являются анализ статистических данных, теоретических и методических источников по проблеме исследования.

Обзор литературных источников. Анализ научных источников по теме исследования позволил выделить основные направления изучения психологических особенностей осужденных: влияние социальных условий на личность (В. Громов,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

А. Крылов, А. Ратинов), психологические причины возникновения рецидивов у бывших заключенных (В. Гуськов, М. Ефимов, В. Шкурко), психологические аспекты преступного поведения (Ю. Антонян, А. Глоточкин, В. Знаков). Создание, особенности психокоррекционных программ для осужденных освящены в трудах исследователей: В.Л. Васильева, Ю.А. Алферова, Н.А. Галагузова, В. Мал-кова, Ю. Баранова, А.В. Датий. Основные положения исследований по выученной беспомощности приводятся в работах М. Селигмана в 1967 г., М. Селигмана и С. Майера в 1970 г. Авторы сделали вывод: чувство беспомощности вызывают не неприятные ощущения, как таковые, а опыт невозможности повлиять на эти события [7].

В 1976 г. феномен выученной беспомощности продолжили американские психологи Э. Джейн Лангер и Дж. Роден. По результатам исследования авторы сделали вывод о том, что потеря памяти, апатия связаны с тем, что пожилые люди, проживающие в доме престарелых, не видят больше жизненных перспектив, поскольку не имеют возможности осуществлять контроль своей жизни [5].

М. Селигман утверждал, что в детстве выученная беспомощность формируется примерно к восьми годам. К основным причинам ее формирования он отнес негативный опыт переживания обид и психологического давления, неблагоприятных событий (развод, скандалы родителей, смерть домашнего питомца или близкого родственника), бесконечную готовность родителей, бабушек и дедушек все делать за детей (собирать игрушки, убирать постель, решать, какую одежду и обувь одевать, какие кружки посещать и с кем гулять) [8].

Согласно позиции Ю. Куль, выученная беспомощность следует определять как неспособность преодолевать жизненные трудности ввиду наличия опыта предыдущих неудач в аналогичных ситуациях [7].

К основным признакам выученной беспомощности следует отнести:

- истощение организма: апатия, психологическая усталость или, наоборот, злость, агрессия;

- изменение поведения в сторону нежелания что-либо делать, стойкого выработки стратегии «не могу / не хочу», «все бесполезно»;

- убеждение в том, что ситуацию невозможно изменить посредством собственных усилий, успех оценивается как случайная удача, в неудачах виноват сам человек [9].

Результаты исследования. Согласно официальной статистике, за 2018 год в местах лишения свободы на длительный срок отбывания наказания в УИС содержались 3,4 % осужденных в возрасте от 30 до 39 лет, 26,1 % - от 40 до 49 лет,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

25,6 % - от 50 лет и более, 10,6 % - от 25 до 29 лет, 2,7 % - от 20 до 24 лет. Исходя из данных, в исправительных учреждения наибольшее количество осужденных - это мужчины среднего трудоспособного возраста от 30 до 49 лет. По уровню образования среднее полное общее (среднее) образование имело 39,8%, основное общее (неполное среднее) - 26,9 %, среднее профессиональное (среднее специальное и незаконченное высшее) - 18,2 %, начальное общее (начальное) - 5,1 %, высшее профессиональное (высшее) - 4,7 %, остальные осужденные на длительный срок не имели образования.

Наибольшая доля осужденных данной категории имеют судимости за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ -30,3 %, за убийство - 25,6 %, за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью - 16,2 %, за кражу - 10,5 %, за грабеж - 4,1 % и за разбой - 2,7 %. При этом стоит отметить, что уровень образования осужденных отличается в зависимости от вида правонарушения: осужденные за причинение тяжкого вреда здоровью и умышленное убийство имеют наиболее низкий уровень, за незаконный оборот наркотиков - в большинстве случаев средний уровень.

Отличительной характеристикой осужденных на длительный срок (свыше 5 лет) отбывания наказания после освобождения из мест лишения свободы помимо физических и психических изменений вследствие большого срока пребывания в местах лишения свободы, является наличие определенных стереотипов в общественном сознании. Зачастую общество не заинтересовано в бывшем преступнике: трудности в трудоустройстве, освоении новых профессий, востребованных на данный момент, ограничения в трудоустройстве, в связи с наличием судимости (государственная служба, военная структура и пр.). Родственники нередко отказываются от общения и совместного проживания, оказания иной помощи. Как следствие, для бывших заключенных единственным выходом становится совершение нового преступления, поскольку самостоятельно без помощи окружающих не могут справиться [10].

Проведенный анализ существующих психо-коррекционных программ для осужденных позволил выявить следующую ситуацию [5]:

- не все исправительные учреждения имеют разработанную программу психологического сопровождения осужденных, направленную на проработку вопроса преодоления выученной беспомощности;

- психокоррекционные программы ориентированы по большей части на психологическую помощь посредством консультирования, проведения групповых занятий, направленных на профи-

лактику асоциального поведения, адаптацию к условиям мест лишения свободы, однако не учитываются: а) трудности осужденных на длительный срок к реальным условиям жизни в современном обществе после отбывания наказания, поскольку немногие обращаются за помощью в социальные структуры и предоставлены сами себе, б) возможности, которые предоставляются человеку в современном мире (возможность удаленной работы, работы с компьютером, дистанционные образовательные программы и т.д.).

В связи с этим эффективным становится направленность представленной психокоррекци-онной программы для осужденных на длительный срок заключения на:

- психологическую помощь, включающую переосмысление сложившихся стереотипов в сознании заключенных и профилактику асоциального поведения;

- профориентационную работу, помощь в профессиональном и личностном самоопределении данной категории осужденных к социальным условиям после отбывания наказания;

- предоставление возможности самореализации, творческой активности, «выхода за рамки» существующей ситуации и возможности самим определять дальнейшие траектории своего личностного и профессионального развития путем преодоления синдрома выученной беспомощности.

Психокоррекционная программа должна быть комплексной и направлена не только на преодоление синдрома выученной беспомощности, но и на личностное и профессиональное развитие и саморазвитие лиц, осужденных на длительный срок заключения.

Предлагаемая программа состоит из трех этапов.

На диагностическом этапе предлагается проведение диагностики уровня выученной беспомощности осужденных исследуемой категории: шкала депрессии, адаптированная Т.И. Балашовой (показатели, превышающие средние показатели по выборке, свидетельствуют о наличии депрессивных тенденций, или субдепрессии), личностная шкала проявлений тревоги Дж. Тейлора, адаптированная Т.А. Немчиным, позже дополненная шкалой лжи В.Г. Норакидзе, многофакторный опросник Р. Кеттелла, в частности фактор О., диагностика самооценки по методике Будасси, модифицированной А.В. Петровским и Б.А. Сосновским, тест на оптимизм Л.М. Рудиной (адаптация методики ASQ).

На практическом этапе целесообразно провести индивидуальную беседу с каждым осужденным по результатам тестирования.

По итогам тестирования и бесед с каждым осужденным необходимым является разработка программы с учетом индивидуальных потребностей, особенностей участников программы: групповые занятия и консультации по личностному развитию, профессиональному самоопределению, индивидуальные консультации и разработка индивидуального плана развития по итогам проведенной программы.

Практическая значимость мероприятий должна быть направлена на решение следующих задач:

- повышение адаптивности осужденных к условиям в современном обществе;

- снижение тревожности, страха, стресса после освобождения из исправительного учреждения;

- повышение способности к рефлексии своих действий и возможных последствий;

- повышение способности к самореализации, творческой активности, самоопределению данной категории осужденных;

- повышение мотивации к посещению психо-коррекционной программы;

- разработка индивидуального плана личностного и профессионального развития.

В числе возможных проблем, возникающих в рамках проведения работы с осужденными в местах лишения свободы, могут стать:

- слабая посещаемость;

- низкая активность при проведении групповых занятий;

- работа в мини-группах по 4-6 человек предполагает значительное увеличение времени на проведение и длительность программы;

- наличие конфликтных участников, которые могут снижать групповую динамику, навязывать свое мнение, снижать инициативность других участников;

- непонимание участниками цели проведения занятий по самореализации;

- наличие стереотипов поведения, мышления относиться своей жизни, здоровья, труда.

Возможные проблемы можно преодолеть посредством:

- включения ряда индивидуальных занятий, направленных на раскрепощение участников программы, снижение уровня тревожности, оценки, повышение способности к рефлексии - это позволит адаптировать программу под каждого участника, выявить закономерности в поведении;

- проведения предварительной работы с конфликтными участниками для выяснения причин конфликтного поведения и его профилактики;

- компоновки мини-групп по примерно одинаковым критериям возраста, образования, индиви-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

дуальных психологических особенностей и потребностей;

- на каждом занятии, в каждом задании проговаривать цели, перспективы, возможности, чему научатся участники, пройдя программу, выполнив ряд заданий.

Заключение.

1. Нахождение осужденных на длительные сроки отбывания наказания в местах лишения свободы испытывают психологические и социальные сложности в условиях исправительного учреждения.

2. Психокоррекционная программа для осужденных с длительными сроками отбывания наказания должна быть направлена на психологическую помощь, включающую переосмысление сложившихся стереотипов в сознании заключенных и профилактику асоциального поведения; профориентационную работу, помощь в профессиональном и личностном самоопределении данной категории осужденных к социальным условиям после отбывания наказания; предоставление возможности самореализации, творческой активности, «выхода за рамки» существующей ситуации и возможности самим определять дальнейшие траектории своего личностного и профессионального развития.

3. Комплексная психокоррекционная программа позволит повысить адаптивность осужденных данной категории к условиям в микро-группах, снизить уровень тревожности, страха, стресса после выхода из исправительного учреждения, снизить риск возникновения последующих рецидивов совершения преступления.

Предложенная психокорреционная программа по преодолению синдрома выученной беспомощности у лиц, осужденных на длительный срок, позволяет выполнить следующие задачи работы исправительного учреждения:

- снизить агрессивность и конфликтность поведения осужденных;

- возможность снижения возникновения последующих рецидивов совершения преступления;

- улучшить психологический климат в коллективе, в учреждении;

- улучшить межличностное общение между осужденными;

- повысить эффективность взаимодействия между персоналом учреждения и осужденными;

- повысить уровень адаптивности осужденных после освобождения из мест лишения свободы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Список литературы:

[1] Волкова О.В. Выученная беспомощность как фактор, детерминирующий рисковое поведение личности // Тюменский медицинский журнал.

- 2014. - №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ vyuchennaya-bespomoschnost-kak-faktor-determiniruyuschiy-riskovoe-povedenie-lichnosti (дата обращения: 31.05.2021).

[2] Воронин Р.М., Датий А.В. Некоторые особенности мужчин и женщин инвалидов, содержащихся в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. -2013.- № 4. -С. 98-100.

[3] Датий А.В., Пестриков Д.В. Особенности ролевого поведения осужденных // Вестник института: преступление, наказание, исправление. -2015. - № 2 (30). - С. 67-70.

[4] Датий А.В., Трубецкой В.Ф., Селиванов Б.С. Интернет-конференция «Профилактика социально значимых заболеваний в учреждениях уголовно-исполнительной системы» // Прикладная юридическая психология. -2012. -№ 2. -С. 151152.

[5] Датий А.В., Казберов П.Н. Создание базовых (типовых) психокоррекционных программ для работы с осужденными // Прикладная юридическая психология. -2011. -№ 1. -С. 216-218.

[6] Климанов Г.Б., Датий А.В., Кокурин А.В. Опасность профессиональной деформации. Что это такое? // Человек: Преступление и наказание. -2011. -№ 3. - С. 11-17.

[7] Смирнов О.Р., Токарская С.В. Прогноз продолжительности переходных тревожных состояний // Психическое здоровье. - 2016. - №6.

- С. 46-52.

[8] Циринг Д.А., Веденеева Е.В. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах // Сиб. психол. журн. - 2009. -№ 31.- С. 81-84.

[9] Шалагинова К.С., Декина Е.В., Куликова Т.И. Психолого-педагогические технологии работы с подростками по нивелированию проявлений выученной беспомощности [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. - 2020.

- № 2. - С. 38-55.

[10] Eisenstein, E. M., Eisenstein, D. L., Sarma, J. S. M. An exploration of how to define and measure the evolution of behavior, learning, memory and mind across the full phylogenetic tree of life // Communicative & Integrative Biology. - 2016. Vol. 9/ - № 3. - DOI: 10.1080/19420889.2016.1166320 (In English)

Spisok literatury:

[1] Volkova O.V. Vyuchennaya bespomoshch-nost' kak faktor, determiniruyushchij riskovoe pove-denie lichnosti // Tyumenskij medicinskij zhurnal. -

2014. - №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ vyuchennaya-bespomoschnost-kak-faktor-determin-iruyuschiy-riskovoe-povedenie-lichnosti (data

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

obrashcheniya: 31.05.2021).

[2] Voronin R.M., Datij A.V. Nekotorye osoben-nosti muzhchin i zhenshchin invalidov, soderzhash-chihsya v mestah lisheniya svobody // Chelovek: prestuplenie i nakazanie. -2013.- № 4. -S. 98-100.

[3] Datij A.V., Pestrikov D.V. Osobennosti rolev-ogo povedeniya osuzhdennyh // Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie. -2015. - № 2 (30). - S. 67-70.

[4] Datij A.V., Trubeckoj V.F., Selivanov B.S. Internet-konferenciya «Profilaktika social'no zna-chimyh zabolevanij v uchrezhdeniyah ugolovno-is-polnitel'noj sistemy» // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. -2012. -№ 2. -S. 151-152.

[5] Datij A.V., Kazberov P.N. Sozdanie bazovyh (tipovyh) psihokorrekcionnyh programm dlya raboty s osuzhdennymi // Prikladnaya yuridicheskaya psi-hologiya. - 2011. -№ 1. -S. 216-218.

[6] Klimanov G.B., Datij A.V., Kokurin A.V. Opasnost' professional'noj deformacii. Chto eto

takoe? // Chelovek: Prestuplenie i nakazanie. -2011. -№ 3. - S. 11-17.

[7] Smirnov O.R., Tokarskaya S.V. Prognoz prodolzhitel'nosti perekhodnyh trevozhnyh sostoyanij // Psihicheskoe zdorov'e. - 2016. - № 6. - S. 46-52.

[8] Ciring D.A., Vedeneeva E.V. Issledovanie uspeshnosti vedushchej deyatel'nosti u ispytuemyh s lichnostnoj bespomoshchnost'yu na raznyh vozrast-nyh etapah // Sib. psihol. zhurn. - 2009. - № 31. - S. 81-84.

[9] Shalaginova K.S., Dekina E.V., Kulikova T.I. Psihologo-pedagogicheskie tekhnologii raboty s podrostkami po nivelirovaniyu proyavlenij vyuchennoj bespomoshchnosti [Elektronnyj resurs] // Psiholo-go-pedagogicheskie issledovaniya. - 2020. - № 2. -S.38-55.

[10] Eisenstein, E. M., Eisenstein, D. L., Sarma, J. S. M. An exploration of how to define and measure the evolution of behavior, learning, memory and mind across the full phylogenetic tree of life // Communicative & Integrative Biology. - 2016. Vol. 9/ - № 3. -DOI: 10.1080/19420889.2016.1166320 (In English)

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.