Научная статья на тему 'Арт-терапия в пенитенциарной практике как средство реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных'

Арт-терапия в пенитенциарной практике как средство реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1077
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ПСИХОЛОГ / МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ / ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЕ МЕРОПРИЯТИЕ / PENITENTIARY INSTITUTION / CONVICTS / PSYCHOLOGIST / METHODS OF ART THERAPY / PSYCHOCORRECTIONAL MEASURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самиулина Яна Валерьевна

В статье освещены вопросы, связанные с применением арт-терапии как средства реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы. Актуальность темы продиктована направлением на совершенствование и развитие форм и методов исправительного процесса осужденных в отечественной уголовно-исполнительной системе. Как показывает практика, методы арт-терапии оказывают эффективное воздействие на личность осужденного к лишению свободы в период адаптации к условиям изоляции, при психокоррекции лиц, состоящих на профилактическом учете исправительного учреждения, при коррекции разного вида личностных проблем, при подготовке к освобождению, создают возможности для активной познавательной и социально-творческой деятельности осужденного. Опираясь на опыт использования арт-терапевтических методов в пенитенциарной практике, автором делается вывод о необходимости проведения психокоррекционных мероприятий регулярно. К работе с каждым осужденным следует подходить дифференцированно, в зависимости от статьи, срока отбывания наказания, личностных особенностей, а также от их психологической и педагогической запущенности. Психологам уголовно-исполнительной системы необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем прохождения специальных курсов подготовки по применению различных методов арт-терапии при работе с осужденными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art therapy in penitentiary practice as a means of rehabilitation and correction of valuable orientations of convictors

The article highlights issues related to the use of art therapy as a means of rehabilitation and correction of value orientations of those sentenced to imprisonment. The relevance of the topic is dictated by the direction to the improvement and development of the forms and methods of the correctional process of convicts in the domestic penitentiary system.As practice shows, the methods of art therapy have an effective effect on the personality of a person sentenced to deprivation of liberty during the period of adaptation to isolation conditions, with the psycho-correction of people who are on preventive maintenance records of a correctional institution, with the correction of various types of personality problems, in preparation for release, they create opportunities for active cognitive and social-creative activity of the convict.Based on the experience of using art-therapeutic methods in penitentiary practice, the author concludes that it is necessary to conduct psychocorrectional measures regularly. Work with each convicted person should be approached differentially, depending on the article, the term of serving the sentence, personal characteristics, as well as their psychological and pedagogical neglect. Psychologists of the penitentiary system need to constantly improve their professional level by passing special training courses on the use of various methods of art therapy when working with convicts.

Текст научной работы на тему «Арт-терапия в пенитенциарной практике как средство реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных»

УДК 159.9.07

© Самиулина Я. В., 2019

АРТ-ТЕРАПИЯ В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРАКТИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ОСУЖДЕННЫХ

В статье освещены вопросы, связанные с применением арт-терапии как средства реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы. Актуальность темы продиктована направлением на совершенствование и развитие форм и методов исправительного процесса осужденных в отечественной уголовно-исполнительной системе.

Как показывает практика, методы арт-терапии оказывают эффективное воздействие на личность осужденного к лишению свободы в период адаптации к условиям изоляции, при психокоррекции лиц, состоящих на профилактическом учете исправительного учреждения, при коррекции разного вида личностных проблем, при подготовке к освобождению, создают возможности для активной познавательной и социально-творческой деятельности осужденного.

Опираясь на опыт использования арт-терапевтических методов в пенитенциарной практике, автором делается вывод о необходимости проведения пси-хокоррекционных мероприятий регулярно. К работе с каждым осужденным следует подходить дифференцированно, в зависимости от статьи, срока отбывания наказания, личностных особенностей, а также от их психологической и педагогической запущенности. Психологам уголовно-исполнительной системы необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень путем прохождения специальных курсов подготовки по применению различных методов арт-терапии при работе с осужденными.

Ключевые слова: пенитенциарное учреждение; осужденные; психолог; методы арт-терапии; психокоррекционное мероприятие.

© Samiulina Ya. V., 2019

ART THERAPY IN PENITENTIARY PRACTICE AS A MEANS OF REHABILITATION AND CORRECTION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF CONVICTORS

The article highlights issues related to the use of art therapy as a means of rehabilitation and correction of value orientations of those sentenced to imprisonment. The relevance of the topic is dictated by the direction to the improvement and development of the forms and methods of the correctional process of convicts in the domestic penitentiary system.

As practice shows, the methods of art therapy have an effective effect on the personality of a person sentenced to deprivation of liberty during the period of adaptation to isolation conditions, with the psycho-correction of people who are on preventive maintenance records of a correctional institution, with the correction of various types of personality problems, in preparation for release, they create opportunities for active cognitive and social-creative activity of the convict.

Based on the experience of using art-therapeutic methods in penitentiary practice, the author concludes that it is necessary to conduct psychocorrectional measures regularly. Work with each convicted person should be approached differentially, depending on the article, the term of serving the sentence, personal characteristics, as well as their psychological and pedagogical neglect. Psychologists of the penitentiary system need to constantly improve their professional level by passing special training courses on the use of various methods of art therapy when working with convicts.

Keywords: penitentiary institution; convicts; psychologist; methods of art therapy; psychocorrectional measure.

В последнее время все большую ческого воздействия на осужденных популярность в работе с осужденными для дальнейшей их ресоциализации.

к лишению свободы приобретает такое Как самостоятельная область тео-

направление, как арт-терапия, по- ретических знаний и практической

скольку позволяет применять новей- работы арт-терапия начала формиро-

шие эффективные методы психологи- ваться в начале ХХ в. Термин «арт-

терапия» (art-therapy) ввел в употреб-

лении английский врач и художник А. Хилл в 1938 г. прошлого века при описании своей работы с туберкулезными больными в больницах и центрах психического здоровья, заметив, что больные, занимающиеся творчеством, быстрее выздоравливают. В переводе с английского языка «арт-терапия» означает «лечение, основанное на занятиях художественным творчеством». Возникнув на стыке двух областей, искусства и психологии, этот метод довольно быстро распространился по миру, и арт-терапией стали называть любые занятия, которые способствуют сохранению психического здоровья.

Несмотря на то, что в России развитие арт-терапии началось значительно позднее (с середины 1990-х гг.), за последние 20 лет произошло укрепление ее позиций в различных сферах практического применения. В наши дни арт-терапия является методом, который используют в своей работе не только психологи, врачи, педагоги, но и сотрудники психологической службы исправительного учреждения. Объясняется это тем, что применение арт-терапевтической методики зарекомендовало себя в

уголовно-исполнительной системе как перспективное направление пси-хокоррекционной деятельности. Особенно она эффективна в решении различных личностных проблем лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также при подготовке их к освобождению.

Осужденные, находясь в местах лишения свободы, испытывают эмоциональные переживания, связанные с разрывом с семьей и близкими, чувство вины в результате совершенного преступления, а также изоляцией от общества на значительный период времени. В результате на фоне негативного психоэмоционального состояния у осужденного возникает повышенная тревожность, возбудимость, эмоциональная неустойчивость, поведение становится непредсказуемым и может привести к беспорядкам в учреждении. Очевидно, что осужденные, впервые попавшие в места лишения свободы, испытывают душевное напряжение и психологический дискомфорт. Так, 8 февраля 2019 г. конфликтная ситуация между осужденными возникла в исправительной колонии общего режима № 5 УФСИН России по Самарской области, в ходе

которой 15 человек пострадало во время драки. Во время конфликта в одном из отрядов осужденные подожгли матрасы [1].

Для конструктивного воздействия на личность с целью коррекции его внутренних ориентаций необходимо знать о степени деформации его индивидуальных свойств и качеств, социальных условиях, которые явились предпосылками и источниками кри-минализованности личности. С целью профилактики агрессивного поведения осужденных психологами проводится изучение индивидуально -психологических особенностей личности осужденного. Одним из наиболее эффективных методов, используемых в работе психологов, является арт-терапия. В частности, коррекция эмоционального состояния осужденных через творчество с применением лепки и рисования способствует возникновению положительных эмоций, а применяемая на занятиях спокойная и мелодичная музыка — снижению чувства тревоги. Психокоррекцион-ные занятия с использованием метода арт-терапии помогают осужденным заглянуть внутрь себя, преодолеть апатию, безынициативность и фрустрацию, что способствует формирова-

нию активной жизненной позиции, их исправлению и ресоциализации. Творческие процессы способствуют вытеснению комплексов.

Как правило, арт-терапевтические методы присутствуют в любой программе психокоррекции, что позволяет дополнить и обогатить возможности для наиболее эффективных результатов по работе с осужденными, а также объединить индивидуальный подход и групповую форму работы. Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием различных видов искусства, то ее систематизации основываются прежде всего на специфике видов искусства. В частности, применяется музыкотерапия (воздействие музыкой), изотерапия (рисунок, лепка), имаготерапия (театрализация психотерапевтического процесса), библиотерапия (терапия через книгу, предложенная В. Н. Мясищевым), ки-незитерапия (использование движения как отражения жизни в двигательных образах), драмотерапия (использование приема драматизации, т. е. разыгрывание какого-либо сюжета), глино-терапия (работа с глиной).

Право осужденных на психологическую помощь регламентировано п. 6 ст. 12 УИК РФ. При этом законо-

датель предоставляет им возможность использование такой помощи путем закрепления указания, что «участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия». Практика показывает, что осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы, охотно принимают участие в мероприятиях с применением арт-терапевтических методов.

Так, в исправительной колонии № 5 на Камчатке наказание отбывают более 1200 осужденных, многие из которых до осуждения употребляли наркотические средства. Чтобы каждый осужденный переосмыслил все, что было в его жизни, применяя метод арт-терапии, осужденные создали мультфильм, в котором главным героем стал лебедь-наркоман [2]. Данный ролик заставляет задуматься не только осужденных, содержащихся в местах лишения свободы, но и тех, кто только стоит на подобном распутье.

В Нижневартовской исправительной колонии № 15 применяются занятия — коллажирование. В своих работах осужденные, используя иллюстрации из журналов, изображают три те-

мы: прошлое, настоящее или будущее, что помогает им задуматься о своей жизни и планах на будущее. Помимо коллажирования применяется техника рисования узоров в круге, существуют методики сказка- и притча-терапии, которые являются эффективными с наркозависимыми лицами [3].

В качестве материалов на занятиях по арт-терапии осужденными используются доступные материалы, необходимые для художественного творчества (наборы красок, карандашей, мелков, а также пластилин и песок). Например, в ИК № 13 Тобольска, где отбывают наказание женщины, занятия по арт-терапии проводятся с осужденными, склонными к деструктивному поведению. Осужденные занимаются живописью, графикой, лепкой, сочиняют рассказы, сказки и стихи, а также создают маски и песочные композиции [4].

Тренинги по системе арт-терапии в исправительной колонии № 23 УФСИН по Саратовской области проводятся с осужденными, которые готовятся к освобождению, а также с лицами для адаптации к условиям режимного учреждения [5].

Особенности личности осужденных требуют применение разнообразных арт-терапевтических методов. Так, в брянских исправительных колониях внедрили новый метод песочной арт-терапии, который предполагает общение между осужденным и психологом в процессе создания песочной картины. Осужденному предлагается построить картину в песочнице, используя многочисленные фигурки [6].

В Валдайской колонии осваивают новые технологии психологической помощи осужденным, которые до осуждения злоупотребляли алкоголем и употребляли наркотические средства — обучают стринг-арту (изготовление изделий с применением доски, гвоздей, цветных ниток) [7].

Успешное психокоррекционное воздействие методы арт-терапии оказывают на осужденных несовершеннолетнего возраста, поскольку интегрируют в себе различные направления и заимствуют фундаментальные теории педагогики. Арт-

терапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько, насколько человек готов к ее переживанию, ведь сам подросток, как правило, даже не осознает того, что с ним

происходит [8, с. 9]. Например, с воспитанниками колоний проводятся тренинговые психокоррекционные занятия на развитие социально полезных связей и семейных ценностей.

Хороший результат дают занятия по методу арт-терапии и с осужденными женщинами, которым выразить свои переживания в творчестве легче и проще, чем рассказать. Так, в калужской исправительной колонии № 7, где отбывают наказание женщины, провели апробацию психокоррек-ционной программы, в основу которой легла методика куклотерапии. На протяжении полутора месяца дважды в неделю с ними проводились групповые психокоррекционные занятия. С изготовленными куклами осужденные проигрывали различные смоделированные психологом ситуации, таким образом корректировали свои черты характера, развивали творческое мышление и обретали способность справляться с жизненными трудностями. В результате таких занятий психологическое состояние женщин, принимавших участие в программе, улучшилось, зафиксированы высокие показатели их эмоциональной вовлеченности в процесс занятий [9].

Таким образом, арт-терапия — это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях осужденных изобразительным творчеством. Как показывает практика, этот вид психологической деятельности эффективен в различных направлениях работы с осужденными в период адаптации к условиям изоляции, в психокоррекции лиц, состоящих на профилактическом учете исправительного учреждения, при коррекции разного вида личностных проблем, при подготовке к освобождению, для оптимизации эмоционального состояния осужденных за совершение различных видов преступлений.

В заключение хочется отметить, что в пенитенциарной практике с целью реабилитации и коррекции ценностных ориентаций осужденных все чаще применяют формат работы по системе арт-терапии. Этот современный метод психотерапии позволяет осужденным повышать самооценку, формировать ценностное отношение к себе, осознать проблемы, а также использовать свои внутриличностные ресурсы для преодоления кризисных ситуаций. При этом задача пенитен-

циарного психолога сводится к применению корректирующего воздействия на личность осужденного, исправлении тех ее черт, которые привели к конфликту с законом.

В силу новизны арт-терапии ее применение в пенитенциарной системе происходит зачастую хаотично, благодаря инициативе отдельных специалистов. По нашему мнению, пси-хокоррекционные мероприятия с применением арттерапевтических методов следует проводить в пенитенциарных учреждениях регулярно. С этой целью целесообразно во всех пенитенциарных учреждениях отечественной уголовно-исполнительной системы создать арт-терапевтические мастерские.

Следует отметить и отсутствие разработанной методологии и организации арт-терапевтической деятельности. К работе с каждым осужденным следует подходить дифференцированно, в зависимости от статьи, срока отбывания наказания, личностных особенностей, а также от их психологической и педагогической запущенности.

Для того, чтобы метод арт-терапии в каждом конкретном случае

приводил к разрешению психологиче- прохождения специальных курсов

ских проблем, к устойчивым положи- подготовки. Регулярное совершен-

тельным изменениям в сфере пове- ствование применяемых методов арт-

денческой и эмоциональной культуры терапии в ходе психокоррекционных

осужденных, необходимо организо- мероприятиях поможет пенитенциар-

вать обучение и повышение профес- ным психологам применять индиви-

сионального уровня психологов дуальный подход к каждому осужден-

уголовно-исполнительной системы ному с целью направления их на путь

современным арт-технологиям путем исправления.

Литература

1. В Самаре бунтующие заключенные устроили пожар в исправительной колонии № 5 // Новости 24. — URL: https://www.samara.kp.ru/daily/ (дата обращения: 25.05.2019).

2. Арт-терапия за колючей проволокой: на Камчатке заключенные создали мультфильм про гуся-наркомана. — URL: https://www.samara.kp.ru/daily/ 26903.7/3947774/ (дата обращения: 25.05.2019).

3. Арт-терапия на пути к исправлению. — URL: https://ugra-news.ru/article/ 17072018/70381/ (дата обращения: 25.05.2019).

4. В Тобольской женской колонии проводят занятия по арт-терапии. — URL: http://tobolsk.info/2015/29389-v-tobolskoj-zhenskoj-kolonii-prokhodyat-zanyatiya-po-art-terapii (дата обращения: 25.05.2019).

5. Для заключенных исправительной колонии провели тренинг в формате арт-терапии. — URL: https://nversia.ru/news/dlya-zaklyuchennyh-ispravitelnoy-kolonii-proveli-trening-v-formate-art-terapii/ (дата обращения: 25.05.2019).

6. Психологи внедрили в практику работы методы песочной арт-терапии в брянских колониях. — URL: https://bryansku.ru/2018/10/01/psixologi-vnedrili-v-praktiku-raboty-metody-pesochnoj-art-terapii-v-bryanskix-koloniyax/ (дата обращения: 25.05.2019).

7. В Волдайской колонии заключенных избавляют от зависимости стринг-терапией. — URL: https://novgorod-tv.ru/novosti/46824-v-valdajskoj-kolonii-

zaklyuchennykh-izbavlyayut-ot-zavisimostej-string-terapiej.html (дата обращения: 25.05.2019).

8. Зауторова, Э. В. Применение методов арт-терапии в работе с несовершеннолетними осужденными. — URL: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 25.05.2019).

9. На калужских женщинах-заключенных испытали куклотерапию. — URL: http://kaluga24.tv/na-kaluzhskih-zhenshhinah-zaklyuchennyh-ispytali-kukloterapiyu/ (дата обращения: 25.05.2019).

Сведения об авторе

Самиулина Яна Валерьевна: ФКОУ ВО Самарский юридический институт ФСИН России (г. Самара, Российская Федерация), доцент кафедры профессиональных дисциплин, кандидат юридических наук. E-mail: yanasam-09@mail.ru

Information about the author

Samiulina Yana Valerievna: Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia (Samara, Russia), associate professor of the Chair of the Professional Disciplines, candidate of law. E-mail: yanasam-09@mail.ru

УДК 159.9.072

© Самойлик Н. А., 2019

ЦЕННОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Статья посвящена изучению и анализу ценностных критериев профессиональной самореализации сотрудников пенитенциарной сферы труда. В результате эмпирического исследования доказано, что наиболее значимыми ценностями профессиональной самореализации исследуемых групп являются саморегуляция, активность, ответственность, рефлексия, коммуникативность. Выделенные в качестве ценностных ориентиров профессиональной самореализа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.