Научная статья на тему 'ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ НАКАЗАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ'

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ НАКАЗАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕФОРМАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ / ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / КРИМИНОГЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРЕСТУПНЫЙ ОПЫТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПСИХИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрушкова Кристина Александровна

В статье рассматриваются пути преодоления деформации общения осужденных на длительные сроки отбывания наказания в контексте выученной беспомощности. Обосновано влияние криминогенности обстановки на формирование у осужденных различных деформаций общения, исключающих потребности в позитивных связях и нравственных ценностях, бесконфликтности взаимодействия. Рассмотрены особенности деформации общения осужденных на длительные сроки наказания с опорой на функции криминогенного общения и его влияния на личность осужденного, близкого к состоянию выученной беспомощности или уже находящегося в нем. Криминогенное общение негативно влияет на поведение осужденного, вызывая не только деформацию общения, но и личностно-психологические нарушения. Определено, что одной из наиболее характерных черт личности осужденных на длительные сроки наказания (от 5-7 лет и более) является состояние выученной беспомощности, проявляющейся в снижении мотивации к преодолению трудностей вследствие пережитого негативного опыта и (или) безрезультатных попыток изменить события. На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что криминогенное общение в тюремной среде вызывает деформацию личности у осужденных на разных уровнях: информационном, коммуникативном, личностном и поведенческом; социально-психологическая помощь осужденным на длительные сроки наказания в учреждениях уголовно-исполнительной системы должна базироваться на повышении личностной уверенности и самостоятельности осужденного, направленности личности на преодоление жизненных трудностей; пути преодоления деформации общения осужденных на длительные сроки наказания в контексте выученной беспомощности должны быть ориентированы на снижение влияния изоляции на личность осужденных, развитие мотивации, постановки жизненных и профессиональных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO OVERCOMETHE DEFORMATION OF COMMUNICATION OF CONVICTS FOR LONG SENTENCESIN THE CONTEXT OF LEARNED HELPLESSNESS

The article discusses ways to overcome the deformation of communication of convicts for long periods of serving sentences in the context of learned helplessness. The influence of criminogenicity of the situation on the formation of various communication deformations in convicts, excluding the need for positive connections and moral values, conflict-free interaction, is substantiated. The features of the deformation of communication of convicts for long terms of punishment based on the functions of criminogenic communication and its influence on the personality of a convict close to the state of learned helplessness or already in it are considered. Criminogenic communication negatively affects the behavior of the convicted person, causing not only communication deformation, but also personal and psychological disorders. It is determined that one of the most characteristic personality traits of those sentenced to long sentences (from 5-7 years or more) is a state of learned helplessness, manifested in a decrease in motivation to overcome difficulties due to the negative experience and (or) unsuccessful attempts to change events. On the basis of the conducted research, conclusions are drawn that criminogenic communication in the prison environment causes personality deformation in convicts at different levels: informational, communicative, personal and behavioral; socio-psychological assistance to convicts for long sentences in institutions of the penal enforcement system should be based on increasing the personal confidence and independence of the convict, the orientation of the personality to overcoming life's difficulties; ways to overcome the deformation of communication of convicts for long sentences in the context of learned helplessness should be focused on reducing the impact of isolation on the personality of convicts, developing motivation, setting life and professional goals.

Текст научной работы на тему «ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ НАКАЗАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ»

ПСИХОПРАКТИКИ

Научная статья УДК 343.85

doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).094-103

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ДЕФОРМАЦИИ ОБЩЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ НА ДЛИТЕЛЬНЫЕ СРОКИ НАКАЗАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ

Кристина Александровна Хрушкова1

1 ФКУ ИК-18 УФСИН России по Мурманской области, г. Мурманск, Россия, knskhrumka@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются пути преодоления деформации общения осужденных на длительные сроки отбывания наказания в контексте выученной беспомощности. Обосновано влияние криминоген-ности обстановки на формирование у осужденных различных деформаций общения, исключающих потребности в позитивных связях и нравственных ценностях, бесконфликтности взаимодействия. Рассмотрены особенности деформации общения осужденных на длительные сроки наказания с опорой на функции криминогенного общения и его влияния на личность осужденного, близкого к состоянию выученной беспомощности или уже находящегося в нем. Криминогенное общение негативно влияет на поведение осужденного, вызывая не только деформацию общения, но и личностно-психологические нарушения. Определено, что одной из наиболее характерных черт личности осужденных на длительные сроки наказания (от 5-7 лет и более) является состояние выученной беспомощности, проявляющейся в снижении мотивации к преодолению трудностей вследствие пережитого негативного опыта и (или) безрезультатных попыток изменить события.

На основе проведенного исследования сделаны выводы о том, что криминогенное общение в тюремной среде вызывает деформацию личности у осужденных на разных уровнях: информационном, коммуникативном, личностном и поведенческом; социально-психологическая помощь осужденным на длительные сроки наказания

2022

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

© Хрушкова К. А.,

ПСИХОПРАКТИКИ

в учреждениях уголовно-исполнительной системы должна базироваться на повышении личностной уверенности и самостоятельности осужденного, направленности личности на преодоление жизненных трудностей; пути преодоления деформации общения осужденных на длительные сроки наказания в контексте выученной беспомощности должны быть ориентированы на снижение влияния изоляции на личность осужденных, развитие мотивации, постановки жизненных и профессиональных целей.

Ключевые слова: деформация, общение, осужденные, выученная беспомощность, личность, криминогенное общение, уголовно-исполнительная система, преступный опыт, взаимодействие, психика

Для цитирования

Хрушкова, К. А. Пути преодоления деформации общения осужденных на длительные сроки наказания в контексте выученной беспомощности // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 94-103. DOI: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).094-103.

Original article

WAYS TO OVERCOME THE DEFORMATION OF COMMUNICATION OF CONVICTS FOR LONG SENTENCES IN THE CONTEXT OF LEARNED HELPLESSNESS

Kristina Aleksandrovna Hrushkova1

1 FKU IK-18 of the Federal Penitentiary Service of Russia for the Murmansk region,

Murmansk, Russia, kriskhrumka@yandex.ru

Abstract. The article discusses ways to overcome the deformation of communication of convicts for long periods of serving sentences in the context of learned helplessness. The influence of criminogenicity of the situation on the formation of various communication deformations in convicts, excluding the need for positive connections and moral values, conflict-free interaction, is substantiated. The features of the deformation of communication of convicts for long terms of punishment based on the functions of criminogenic communication and its influence on the personality of a convict close to the state of learned helplessness or already in it are considered. Criminogenic communication negatively affects the behavior of the convicted person, causing not

ПСИХОПРАКТИКИ

only communication deformation, but also personal and psychological disorders. It is determined that one of the most characteristic personality traits of those sentenced to long sentences (from 5-7 years or more) is a state of learned helplessness, manifested in a decrease in motivation to overcome difficulties due to the negative experience and (or) unsuccessful attempts to change events.

On the basis of the conducted research, conclusions are drawn that criminogenic communication in the prison environment causes personality deformation in convicts at different levels: informational, communicative, personal and behavioral; socio-psychological assistance to convicts for long sentences in institutions of the penal enforcement system should be based on increasing the personal confidence and independence of the convict, the orientation of the personality to overcoming life's difficulties; ways to overcome the deformation of communication of convicts for long sentences in the context of learned helplessness should be focused on reducing the impact of isolation on the personality of convicts, developing motivation, setting life and professional goals.

Keywords: deformation, communication, convicts, learned helplessness, personality, criminogenic communication, penal system, criminal experience, interaction, psyche

For citation

Hrushkova, K. A. 2022, 'Ways to overcome the deformation of communication of convicts for long sentences in the context of learned helplessness', Applied legal psychology, iss. 4(61), pp. 94-103, doi: 10.33463/2072-8336.2022.4(61).094-103.

Среда осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) характеризуется высокой степенью криминогенности, что вызывает деформацию общения в условиях изоляции. Такое общение отличается высокой степенью стрессогенности, конфликтности, наличием жесткого ролевого распределения, что проявляется в установлении незаконных связей, обмене преступным опытом, выработке преступных планов и т. д. на личностном, групповом и массовом уровнях [14].

Вопросами изучения деформации общения осужденных зани-

мались Ю. М. Антонян, А. И. Гуров, В. И. Поздняков, А. Н. Сухов, Г А. Туманов, А. В. Усса, А. И. Ушатиков, Г. Ф. Хохряков, И. В. Шмаров и др. В работах этих ученых внимание акцентируется на видах и компонентах деформации общения, а также на его практическом проявлении.

Анализ исследований показывает, что деформация возникает на информационном (отсутствие информации вследствие социальной изоляции от общества), коммуникативном (нарушения в общении), личностном (нарушения в психологических структурах

ПСИХОПРАКТИКИ

личности, например подавленность, пессимизм, мотивация общения и др.) и поведенческом уровнях (агрессивность, конфликты, недовольство распределением ролей, психическое насилие по отношению к другим, необходимость соблюдать нормы и правила УИС и т. д.) [1, 9]. Криминогенность обстановки вызывает у осужденных различные деформации общения, исключающие потребности в позитивных связях и нравственных ценностях, бесконфликтности взаимодействия.

Для анализа преступности как социального феномена в России используется социально-психологический подход, в основе которого - понимание деформации социальных отношений и личности, анализ причин, механизмов криминализации общества [5]. При личностном подходе к проблеме возникновения различных видов деформации в структуре личности осужденных стоит отметить важность изучения криминальной среды, особенностей малых групп, конфликтов, деформации общения, социальной адаптации и ресоциализации осужденных.

Деформацию общения осужденных на длительные сроки наказания целесообразно изучать с опорой на функции криминогенного общения и его влияния на личность осужденного, близкого к состоянию выученной беспомощности или уже находящего в нем. Данная позиция обосновывается тем, что все функции криминогенного общения негативно влияют на поведение осужденного, вызывая не только деформацию общения, но и личностно-психологические нарушения. Одна из наиболее характерных черт личности

осужденных на длительные сроки наказания (от 5-7 лет и более) - состояние выученной беспомощности, проявляющейся в снижении мотивации к преодолению трудностей вследствие пережитого негативного опыта и (или) безрезультатных попыток изменить события (Н. В. Солнцева, П. В. Тепля-шин, А. С. Сергиенко, М. В. Трофимова) [10, 12, 13].

Рассмотрим влияние деформации общения осужденных на длительные сроки наказания в контексте выученной беспомощности.

1. Функция обмена преступным опытом подразумевает приобретение определенных навыков поведения, характерных для тюремной среды, под влиянием не только внушения, но и психологического давления [2]. В результате осужденный становится зависимым от других людей и обстоятельств, пессимистический настрой искажает и разрушает смысл предпринимаемых действий, ослабляет силу мотивов, затрудняет процесс принятия решений и формирует отказ от намерения и исполнения действия, что способствует развитию выученной беспомощности.

2. Компенсаторная функция оказывает влияние на личностную,психоло-гическую и поведенческую стороны двояко [3]. С одной стороны, осужденные проявляют агрессивность по отношению к другим заключенным вследствие накопившихся отрицательных эмоций, с другой стороны, осужденные, в частности, на более длительные сроки наказания демонстрируют неадаптивное пассивное поведение, которое проявляется как ощущение чувства неполноценности, незащи-

ПСИХОПРАКТИКИ

щенности, беспомощности в сложных ситуациях, нивелировании жизненных целей, отсутствии желания противостоять трудностям. Подобные условия, в свою очередь, постепенно формируют чувство социальной отчужденности и выученной беспомощности, основанное на переживании негативного опыта неконтролируемости событий.

3. Познавательная функция криминогенного общения направлена на выявление возможных его участников, определение их ролей в среде осужденных, наблюдение и «считывание» личностных и поведенческих черт, необходимых для удовлетворения своих низменных потребностей [4]. В результате жизненные ценности и цели нивелируются, познавательные функции стагни-руют, осужденный в когнитивном плане не развивается, происходит деградация личности, в частности, когнитивной, мотивационной сфер, личностных качеств. У осужденного вырабатывается стойкое нежелание к познанию нового, изменение мотивации достижения на мотивацию избегания, наблюдается формирование пессимистического атрибутивного стиля, ригидности мышления.

4. Аффективно-побудительная функция криминогенного общения оказывает сильное влияние на эмоционально-волевую, ценностную стороны общения, поскольку под влиянием психологического воздействия, угроз, оскорблений, клеветы, шантажа на осужденного начинают воздействовать значительные эмоционально-психологические нагрузки, в основе которых лежит понимание собственной неспособности изменить ситуацию и

повлиять на ее исход [6]. В результате у осужденного формируется беспомощность, нежелание противодействовать сложившимся обстоятельствам. Стереотипность и длительный характер подобного поведения способствует накоплению негативного опыта неподконтрольности условий.

5. Информационная функция криминогенного общения воздействует на осужденного двояко [8]. С одной стороны, фактор изоляции от общества, общение с ограниченным кругом лиц снижает уровень поступления новой информации извне, с другой - этот же фактор погружает осужденного в совершенно новую для него среду, где информация не ограничивается рамками режима дня, правилами поведения, условиями содержания, а является катализатором приобретения новых знаний, навыков, моделей поведения. Постепенно повышается эмоциональная неустойчивость, а постоянные переживания основаны на невозможности что-либо изменить в сложившейся ситуации. При длительных сроках отбывания наказания модели поведения и общение становятся стереотипными, зависимыми от тех условий, в которых находится осужденный (условия содержания, ограниченный круг общения, жесткий режим дня и т. д.). Знания, навыки, общение приобретают антисоциальный характер, отражающий субкультуру, традиции, законы и специфику преступной группы. Длительность наказания усиливает глубину отчуждения от общества и возможности нормализовать жизнь за пределами исправительного учреждения. Безрезультатность преодоления возника-

ПСИХОПРАКТИКИ

ющих трудностей способствует формированию у осужденного выученной беспомощности, проявляющейся в апатии, депрессии, отсутствии желания что-либо изменить, транслируемое вовне и переживаемое внутри.

Исходя из анализа влияния деформации общения осужденных на длительные сроки отбывания наказания на развитие выученной беспомощности социально-психологическая помощь таким осужденным в учреждениях УИС должна базироваться на решении следующих проблем:

- повышение уровня комфортности социально-психологического климата, снижение уровня конфликтности, повышение личностной уверенности осужденного, формирование направленности личности на преодоление жизненных трудностей;

- мониторинг социально направленных деформаций личности осужденного, особенностей и трудностей общения, субкультуры, выявление малых неформальных групп среди осужденных и их лидеров, а также принципов общения в данных группах;

- социально-психологическая адаптация бывших заключенных;

- ресоциализация осужденных [7, 11].

К основным путям преодоления

деформации общения осужденных на длительные сроки наказания в контексте выученной беспомощности целесообразно отнести:

1. Диагностические мероприятия, направленные на своевременное выявление признаков состояния выученной беспомощности, как пассивные (наблюдение и анализ поведения осужденных, их взаимоотношений с други-

ми, внешних признаков, например подавленности, агрессивности, и т. д.), так и активные (беседа, личная (групповая) консультация) [15].

2. Взаимодействие с посетителями (родственниками) осужденных, с которыми последние могут быть в большей степени открытыми. Такой подход позволяет с двух сторон оценить влияние ограничений на личность осужденного и его состояние.

3. Применение методик личной и групповой терапии, коучинга, ориентированных на развитие когнитивной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер. Одним из направлений должна стать поведенческая терапия для закрепления адекватных моделей поведения,реакций в разных жизненных ситуациях.

4. Проведение личностных и коммуникативных тренингов, позволяющих снизить влияние ограничительных мер и изоляции на личность осужденных посредством развития мотивации, постановки жизненных и профессиональных целей, максимального отхода от приобретенной социальной роли заключенного (преступника), формирования направленности на развитие.

Таким образом, на основе проведенного исследования целесообразно сделать следующие выводы:

- криминогенное общение в тюремной среде вызывает деформацию личности у осужденных на разных уровнях: информационном, коммуникативном, личностном и поведенческом;

- функции криминогенного общения негативно влияют на поведение осужденного, вызывая не только деформацию общения, но и личностно-

ПСИХОПРАКТИКИ

психологические нарушения; одной из наиболее характерных черт личности осужденного на длительные сроки наказания (от 5-7 лет и более) является состояние выученной беспомощности;

- социально-психологическая помощь осужденным на длительные сроки наказания в учреждениях УИС должна базироваться на повышении личностной уверенности и самостоя-

тельности осужденного, направленности личности на преодоление жизнен-ныхтрудностей;

- пути преодоления деформации общения осужденных на длительные сроки наказания в контексте выученной беспомощности должны быть ориентированы на снижение влияния изоляции на личность осужденных, развитие мотивации, постановку жизненных и профессиональных целей.

Список источников

1. Барабанов Н. П. Криминологическая и психологическая характеристика криминальной субкультуры осужденных // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 2(18). С. 28-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kriminologicheskaya-i-psihologicheskaya-harakteristika-kriminalnoy-subkultury-osuzhdennyh (дата обращения: 05.03.2022).

2. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3(55). С. 167-171.

3. Дворянсков И. В., Буркина О. А., Кузнецов А. И., Устинов А. А., Емельянова А. Г, Титанов М. Ю. Криминологические основы профилактики рецидивной преступности в местах лишения свободы // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11, № 4. С. 748-760. URL: https://cyberleninka.ru/ artide/n/kriminologicheskie-osnovy-profilaktiki-retsidivnoy-prestupnosti-v-mestah-lisheniya-svobody (дата обращения: 06.03.2022).

4. Демидочкина М. Ю., Анфиногенов В. А. Общение как важное условие исправительного воздействия на осужденных // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. № 2. С. 81-83. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/obschenie-kak-vazhnoe-uslovie-ispravitelnogo-vozdeystviya-na-osuzhdennyh (дата обращения: 06.03.2022).

5. Ермасов Е. В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. 2009. № 2. С. 84-99.

6. Зауторова Э. В., Кевля Ф. И. Формирование правопослушного поведения осужденных в исправительном учреждении // Социально-политические исследования. 2020. № 2(7). С. 102-113.

7. Качурова Е. С., Сутурин М. А. К вопросу о возможности реализации механизма исправления лиц, повторно (итерационно) осужденных к лишению свободы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2018. № 29. С. 91-102. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-vozmozhnosti-realizatsii-mehanizma-ispravleniya-lits-povtorno-iteratsionno-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody (дата обращения: 03.03.2022).

ПСИХОПРАКТИКИ

8. Колмаков А. А. Деформации социальных отношений и общения: электронный учебно-методический комплекс для специальности: 1-23 80 03 «Психология», профилизация «Социальная психология». Минск : БГУ, 2020. 260 с.

9. Овсянникова М. В. К вопросу о психологических особенностях осужденных женского пола, отбывающих наказание в исправительных колониях // Молодой ученый. 2017. № 6. С. 202-204.

10. Солнцева Н. В. Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : материалы I Всерос. науч.-практ. (заоч.) конф. (Санкт-Петербург, 15-17 января 2011 г.). СПб. : НИИРРР, 2011. С. 174-181.

11. Сухов А. Н. Пути преодоления деформации общения осужденных // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 60-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-deformatsii-obscheniya-osuzhdennyh (дата обращения: 06.03.2022).

12. Тепляшин П. В., Сергиенко А. С. Роль феномена выученной беспомощности в ресоциализации осужденных, изолированных от общества // Научный компонент. 2020. № 1(5). С. 68-73. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ rol-fenomena-vyuchennoy-bespomoschnostiv-resotsializatsii-osuzhdennyh-izolirovannyh-ot-obsches-tva (дата обращения: 06.03.2022).

13. Трофимова М. В. Влияние условий изоляции от общества на личность и поведение осужденных на разных этапах процесса отбывания наказания // Вестник Кемеровского государственного университета. 2009. № 3(39). С. 81-85.

14. Устинов А. А., Титанов М. Ю. Криминологическая характеристика преступности в местах лишения свободы // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 2. С. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ kriminologicheskaya-harakteristika-prestupnosti-v-mestah-lisheniya-svobody (дата обращения: 06.03.2022).

15. Штефан Е. Ф. Направления работы по психокоррекции смысложизненных ориентаций осужденных, придерживающихся норм тюремной субкультуры // Уголовно-исполнительная система на современном этапе: взаимодействие науки и практики : материалы Междунар. науч.-практ. межведом. конф. (Самара, 16-17 июня 2016 г.) / под общ. ред. А. А. Вотинова. Самара, 2016. С. 727-731.

References

1. Barabanov N. P. Criminological and psychological characteristics of the criminal subculture of convicts // Penal enforcement law. 2014. No. 2(18). pp. 28-36. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-i-psihologicheskaya-harakteristika-kriminalnoy-subkultury-osuzhdennyh (accessed: 03.05.2022).

2. Beznosov S. P. Professional personality deformations // Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2012. No. 3(55). pp. 167-171.

ПСИХОПРАКТИКИ

3. Dvoryanskov I. V., Burko O. A., Kuznetsov A. I., Ustinov A. A., Emelyanova A. G., Titanov M. Yu. Criminological foundations of prevention of recidivism in places of deprivation of liberty // All-Russian Criminological Journal. 2017. VOL. 11, No. 4. pp. 748-760. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskie-osnovy-profilaktiki-retsidivnoy-prestupnosti-v-mestah-lisheniya-svobody (accessed: 06.03.2022).

4. Demidochkina M. Yu., Anfinogenov V. A. Communication as an important condition of correctional influence on convicts // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2019. No. 2. pp. 81-83. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/obschenie-kak-vazhnoe-uslovie-ispravitelnogo-vozdeystviya-na-osuzhdennyh (accessed: 06.03.2022).

5. Ermasov E. V. Psychological stress in isolation // Personality development. 2009. No. 2. pp. 84-99.

6. Zautorova E. V., Kevlya F. I. Formation of law-abiding behavior of convicts in a correctional institution // Socio-political studies. 2020. No. 2(7). pp. 102-113.

7. Kachurova E. S., Suturin M. A. On the possibility of implementing a mechanism for correcting persons repeatedly (iteratively) sentenced to imprisonment // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2018. No. 29. pp. 91-102. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/k-voprosu-o-vozmozhnosti-realizatsii-mehanizma-ispravleniya-lits-povtorno-iteratsionno-osuzhdennyh-k-lisheniyu-svobody (accessed: 03.03.2022).

8. Kolmakov A. A. Deformations of social relations and communication: an electronic educational and methodological complex for the specialty: 1-23 80 03 "Psychology", specialization "Social psychology". Minsk : BSU, 2020. 260 p.

9. Ovsyannikova M. V. On the question of psychological characteristics of female convicts serving sentences in correctional colonies // Young Scientist. 2017. No. 6. pp. 202-204.

10. Solntseva N. V. The phenomenon of learned helplessness: the causes of formation and ways of overcoming // Integrative approach to human psychology and social interaction of people : Materials of I Vsros. scientific-practical. (part-time) conf. (St. Petersburg, January 15-17, 2011). St. Petersburg: NIIRRR, 2011. pp. 174-181..

11. Sukhov A. N. Ways to overcome the deformation of communication of convicts // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2015. No. 2(61). pp. 60-62. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti-preodoleniya-deformatsii-obscheniya-osuzhdennyh (accessed: 06.03.2022).

12. Teplyashin P. V., Sergienko A. S. The role of the phenomenon of learned helplessness in the resocialization of convicts isolated from society // Scientific component. 2020. No. 1(5). pp. 68-73. URL: https://cyberleninka.ru/articleAi/ rol-fenomena-vyuchennoy-bespomoschnostiv-resotsializatsii-osuzhdennyh-izolirovannyh-ot-obsches-tva (accessed: 06.03.2022).

13. Trofimova M. V. Influence of isolation conditions from society on the personality and behavior of convicts at different stages of the process of serving a sentence // Bulletin of Kemerovo State University. 2009. No. 3(39). pp. 81-85.

ПСИХОПРАКТИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Ustinov A. A., Titanov M. Yu. Criminological characteristics of crime in places of deprivation of liberty // Gaps in Russian legislation. 2016. No. 2. pp. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriminologicheskaya-harakteristika-prestupnosti-v-mestah-lisheniya-svobody (accessed: 06.03.2022).

15. Stefan E. F. Directions of work on psychocorrection of life orientations of convicts adhering to the norms of prison subculture // Penal enforcement system at the present stage: interaction of science and practice : materials of International scientific and practical. mezhvedom. conf. (Samara, June 16-17, 2016) / under the general editorship of A. A. Votinov. Samara, 2016. pp. 727-731..

Информация об авторе

К. А. Хрушкова - психолог психологической лаборатории.

Information about the author

K. A. Hrushkova - psychologist of the psychological laboratory.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию 05.10.2022; одобрена после рецензирования 23.11.2022; принята к публикации 0211.2022.

The article was submitted 05.10.2022; approved after reviewing 23.11.2022; accepted for publication 0211.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.