Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИИ МАЗОХИСТСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИИ МАЗОХИСТСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

238
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
беспомощность / индивид / мазохизм / невротизм / депрессия / пассивность. / helplessness / individual / masochism / neuroticism / depression / passivity.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хрушкова Кристина Александровна

В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения выученной беспомощностии мазохистского типа личности. Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления затруднений индивида взаимодействия с социальной средой в контексте жизненных кризисов, их профилактики и преодоления. Автор подчеркивает сходства и различия личностных проявлений и социального поведения мазохистского типа личности и проявлениях выученной беспомощности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF LEARNED HELPLESSNESS AND MASOCHISTIC PERSONALITY TYPE

The article discusses the theoretical aspects of the study of learned helplessness and masochistic personality type. The relevance of the topic is due to the need to identify the difficulties of an individual interacting with the social environment in the context of life crises, their prevention and overcoming. The author emphasizes the similarities and differences in personal manifestations and social behavior of the masochistic type of personality and manifestations of learned helplessness.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИИ МАЗОХИСТСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ»

II Международная научно-практическая конференция

УДК 001

Хрушкова Кристина Александровна Khrushkova Kristina Aleksandrovna

Адъюнкт Graduate student

Академия права и управления ФСИН России, г. Рязань Academy of Law and Management, Ryazan.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЫУЧЕННОЙ БЕСПОМОЩНОСТИИ МАЗОХИСТСКОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ

THEORETICAL ASPECTS OF THE STUDY OF LEARNED

HELPLESSNESS AND MASOCHISTIC PERSONALITY TYPE

Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты изучения выученной беспомощностии мазохистского типа личности. Актуальность темы обусловлена необходимостью выявления затруднений индивида взаимодействия с социальной средой в контексте жизненных кризисов, их профилактики и преодоления. Автор подчеркивает сходства и различия личностных проявлений и социального поведения мазохистского типа личности и проявлениях выученной беспомощности.

Abstract: The article discusses the theoretical aspects of the study of learned helplessness and masochistic personality type. The relevance of the topic is due to the need to identify the difficulties of an individual interacting with the social environment in the context of life crises, their prevention and overcoming. The author emphasizes the similarities and differences in personal manifestations and social behavior of the masochistic type of personality and manifestations of learned helplessness.

Ключевые слова: беспомощность, индивид, мазохизм, невротизм, депрессия, пассивность.

Keywords: helplessness, individual, masochism, neuroticism, depression, passivity.

Актуальность исследования феномена выученной беспомощности обусловлена необходимостью выявления затруднений индивида взаимодействия с социальной средой в контексте жизненных кризисов, их профилактики и преодоления. Индивид реагирует на жизненные обстоятельства по - разному - начиная от ощущения дискомфорта

Научные междисциплинарные исследования до депрессии, стресса, невротизма, одиночества, что приводит чувству

безысходности, отверженности и личностным переживаниям, неспособности

справиться с травматическими ситуациями.

Авторами понятия «выученная беспомощность» являются М. Селигман и С. Майер, которые на основе эксперимента И.П. Павлова обратили внимание на главный фактор, - предыдущий опыт влияния неконтролируемого для испытуемого негативного воздействия [6].

Как правило, после нескольких неудачных попыток изменить или преодолеть трудную ситуацию индивид теряет способность воздействовать на изменения, характеризуется пассивностью, депрессией, отсутствием желания и стремления что-либо изменить.

Исследования Д. Хирото подтверждают, что беспомощность переносится с одной ситуации на другую, формируя негативный эмоциональный опыт и снижая мотивацию к поиску оптимального решения выхода из трудной ситуации [6].

По мнению К. Роджерса, причиной беспомощности является дистанция между реальным Я и Я идеальным, когда Я-концепция подвергается частой критике извне, в результате индивид начинает ощущать страх, тревогу и боязнь принимать решение [2].

По мнению А.Х. Шмайль, степень ощущения беспомощности зависит от степени эмоций вины и стыда, испытываемых индивидом на предыдущих стадиях развития, и от ресурсов, осуществляющих сублимации [6].

П.Б. Ганнушкин отмечает, что беспомощность обусловлена страхом и защитными привычками, которые вследствие ряда внешних воздействий приводят к конфликтному переживанию, приводящему к различным психическим реакциям, различным видам саморазрушения, отчуждению от мира и самого себя [1].

Согласно Л. Бинсвангер, для индивида с беспомощностью характерно не принятие ответственности за свое существование, а передача данной

II Международная научно-практическая конференция ответственности другим, даже в ущерб себе лично (ощущение собственной никчемности, стремление получить страдания) [2].

И. Изард, Р. Герриг и Ф. Зимбардо отмечают, что беспомощность разрушает социальное общение, поскольку люди пугаются и стыдятся своей беспомощности, что может проявлять, с одной стороны, в замкнутости и изоляции, с другой, - ощущение вседозволенности, презрения к другим [8].

В своей работе К. Хорни также указывает на то, что проявления беспомощности основаны на динамике внутреннего конфликта, когда в защитные стратегии конфликтуют между собой и вызывают неуверенность и ненависть к себе. При этом автор поясняет, что в каждой защитной стратегии один элемент, который маскирует базовую тревогу, выделяется больше других, к примеру, враждебность в решении, презрение к другим вместо терпимости, беспомощность в решении в пользу уступчивости [5].

Так, беспомощность следует рассматривать как взаимосвязь личностных, ситуативных и социальных составляющих, проявляющихся в неспособности индивида осознать, понять, сориентироваться и преодолеть ситуацию, субъективно оцениваемую как сложную и непереносимую, что обусловлено нарушением выработки адекватных поведенческих стратегий и сопровождается страданием и соматизацией проблем.

Анализ проведенных исследований позволяет отметить, что беспомощность может протекать, маскируясь под депрессию, стресс, одиночество, однако может быть достаточно выражена личностной позицией (агрессия, презрение, страдание и т.д.).

В этой связи примечательна концепция К. Хорни. В своих исследованиях автор проводит различия между пониманием мазохизма в классическом психоанализе и неофрейдизме. По мнению К. Хорни, в гипотезе З. Фрейда мазохизм связан с биологическими факторами -инстинктом жизни и инстинктом смерти: мазохизм возникает в ситуации, когда инстинкт смерти, направленный на саморазрушение, объединяется совместно с сексуальными влечениями. К. Хорни указывает

Научные междисциплинарные исследования на парадоксальность мазохизма, поскольку для мазохистского типа личности страдание - это отклик на приспособление к окружающей обстановке (мнение окружающих людей, личные обстоятельства, социальная среда и т.д.)[5].

З. Фрейд выделил 3 типа мазохизма: эротогенная (биологическая и конституциональная), женская (обусловленная сексуальными желаниями) и моральная (основанная на чувстве вины, бессознательной потребности в наказании) [3].

По мнению З. Фрейда, в мазохистском типе личности присутствует инфантильный компонент, проявляющийся в желании быть обманутыми, униженными, покорными, а также отношении к ним как к капризным детям. Особое внимание следует уделить моральному типу мазохизма, поскольку он лишен сексуальной основы и представляет собой бессознательно собственноручно спровоцированное страдание от несчастных случаев, финансовых потерь, плохих отношений, неудач. Личность с данным типом мазохизма отличается невротическими реакциями в поведении, депрессивными настроениями и склонностью жаловаться на свое положение жертвы судьбы и недоброжелателей, что приводит к пассивности, нежелании что-либо менять [3].

Э. Фромм в работе «Душа человека» раскрывает манипулятивную сущность беспомощности в описании патологических черт характера. К примеру, индивиды с мазохистскими чертами характера имеют склонность навлекать на себя болезни, несчастные случаи, оказываться в униженном положении, принижать и умалять свои достоинства.

Однако в действительности ими движет желание быть слабым и бессильным, избегает ответственности [4]. Автор описывает, что наедине люди с таким типом личности теряются, не могут ничего сделать без посторонней помощи.

А. Бандура, Б. Скиннер отмечают, что беспомощность как ненормальная форма поведения может усваиваться посредством научения и подкрепления.По их мнению, беспомощность как симптом психического

II Международная научно-практическая конференция расстройства, возникает потому, что человек приучился к пораженческим,

неэффективным формам поведения. Соответственно, мазохизм и выученную

беспомощность следует рассматривать в контексте эмоциональных,

биологических и социальных отношений [2].

Таким образом, целесообразно сделать вывод о сходстве личностных проявлений и социального поведения мазохистского типа личности и проявлениях выученной беспомощности:

- тревожность, невротические реакции, склонность к самоуничтожению;

- склонность к занижению своих достоинств, недооценка своих качеств и жизненных установок;

- бессознательное преувеличение своих слабостей;

- постепенный отказ от изменений в жизни;

- отсутствие стремления что-либо менять, даже предпринимать какие-либо попытки;

- основой обоих феноменов являются биологические факторы, социальные факторы, характер социальной среды, однако при выученной беспомощности велика доля воспитания в детстве.

Тем не менее, можно выявить и отличия между мазохизмом и выученной беспомощностью:

- при мазохизме ярко проявляется демонстративная недооценка своих качеств, демонстративное «нытье» по поводу своих бед, тогда как при выученной беспомощности человек ощущает себя в безысходности, что проявляется в блокировании сознания, устойчивыми ригидными установками;

- при выученной беспомощности зачастую проявляется покорность внешним обстоятельствам, слабость волевых побуждений, ощущение собственной никчемности и ожидании неуспеха на каждом шагу, при мазохизме первоначально личность может демонстрировать желание что-либо изменить, но постепенно оно спадает при столкновении

Научные междисциплинарные исследования с жизненными трудностями в связи с неустойчивостью психологической

структуры присущего невротизма.

Библиографический список:

1. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий: их статика, динамика, систематика / П.Б. Ганнушкин. - Н. Новгород: НГМД, 1998. - 214 с.

2. Гуревич П.С. Психоанализ: В 2-х тт. / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 421 с.

3. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов: сб. работ/сост. и ред. М.М. Решетников. - СПб.: ВосточноЕвропейский институт психоанализа, 1995.- 372 с.

4. Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2014. - 254 с.

5. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / К. Хорни. - М.: Просвещение, 2004. - 159 с.

6. Шиповская В.В. Беспомощность: теория, эксперименты, практика. Краснодар: ИЭиУ МиСС, 2009. - 25 с.

6. Shipovskaya V.V. Helplessness: theory, experiments, practice. Krasnodar: IEiU MiSS, 2009. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.