СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В ПОВЕДЕНИИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
Е. Е. Гаврина
Аннотация: в статье подчеркивается актуальность исследования психологических особенностей проявления различных видов агрессии в поведении сотрудников правоохранительных органов.
Ключевые слова: агрессия, виды агрессии, деструктивное поведение.
Summary: the article stresses the relevance of the study of psychological peculiarities of manifestations of different types of aggression in the behaviors of law enforcement officials.
Keywords: aggression, types of aggression, destructive behavior.
В течение нескольких лет сотрудники Академии ФСИН России проводилось исследование специфики формирования деструктивного поведения сотрудников правоохранительных органов (ПОО), в частности особенностей проявления их агрессивного поведения.
Вызванный интерес во многом связан с демонстрацией на телевидении видеофильмов о сотрудниках ПОО, регулярно прибегающих при решении служебных задач к силовым методам, что, несомненно, влияет на формирование представлений населения о жестокости и склонности к насилию как качествах, характерных для сотрудников всех правоохранительных структур. Все это, безусловно, снижает престиж деятельности правоохранительных органов, а значит, государственной власти.
Исследование специфики проявления деструктивного поведения сотруд-
ников ПОО в виде агрессии осуществлялось путем сравнительного анализа трех категорий сотрудников:
1) не склонных к деструктивному поведению;
2) отнесенных к группе риска;
3) работавших в ПОО и в настоящее время, отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
В качестве методологического инструментария исследования были использованы: опросник «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В.В. Бойко); базовый опросник, разработанный А.И. Папки-ным и Е.Е. Гавриной; «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х.Р. Конта (адаптированн межрегиональной психологической лабораторией г. Ярославля); опросник межличностных отношений В. Шутца (адаптация А.А. Рукавишникова), опросник «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» В.В. Бойко.
Сразу оговоримся, что в процессе исследования были получены результаты, которые развенчивают образ экранного агрессивного сотрудника полиции, и выделилась лишь небольшая группа сотрудников (7 % от общего числа), которые имеют личностную предрасположенность к использованию силового воздействия при решении проблемных вопросов.
Следует отметить, что агрессивное поведение сотрудников в основном выражается в неумении переключать
агрессию на деятельность или неодушевленные предметы, склонности к отражательной агрессии, аутоагрессии и в ожидании расплаты за причиненную агрессию. Другими словами, сотрудники чаще всего прибегают к агрессивным формам поведения только в ответ на агрессию в их адрес. Примечателен тот факт, что они не склонны к анонимной агрессии, то есть для них не характерно затаить обиду и потихоньку мстить своим оппонентам по спорным или проблемным ситуациям.
С целью получения достоверных и объективных результатов нами был проведен корреляционный анализ полученных результатов по итогам обследования, который позволил выделить следующие закономерности в рассматриваемых нами группах сотрудников.
Если провести сравнительный анализ наличия количества корреляционных связей, то в группе сотрудников, не склонных к проявлению деструктивного поведения, наблюдается наименьшее количество корреляционных связей, по сравнению с данными, полученными на основе анализа корреляционных матриц других двух групп сотрудников. Небольшое количество связей между исследуемыми признаками говорит о более стойкой к формированию деструктивного поведения личностной структуре сотрудников ПОО.
Остановимся на рассмотрении корреляционных плеяд только с наибольшим количеством связей.
I. Если рассматривать группу сотрудников ПОО, не склонных к деструктивному поведению, то по итогам корреляционного анализа наибольшее количество корреляционных связей наблюдается по таким видам агрессии, как «рас-
плата за агрессию», «склонность к отражательной агрессии».
Предлагаю остановиться на индивидуальных особенностях сотрудников этой группы, осознающих, что за проявленную ими агрессию по отношению к другим людям обязательно наступит расплата в виде, как минимум, административного или дисциплинарного наказания и, как максимум, уголовное наказание. Для них характерно проявлять неуверенность при исполнении обязанностей по должности, проецировать свою ситуацию на примеры коллег, которые получили взыскания или были наказаны из-за слишком активной (с их точки зрения) работы, связанной с исполнением обязанностей по должности, объясняя тем самым свою низкую профессиональную исполнительность. Самый распространенный пример подобных рассуждений: «Оперуполномоченный П., раскрывая убийство, вынужден был припугнуть задержанного И., что, в свою очередь, оказало существенную помощь в раскрытии тяжкого преступления. В итоге, думаете, его поблагодарили? Нет, наказали за превышение должностных обязанностей. Хотя таких отморозков, как И., необходимо не только пугать, но и делать все возможное, чтобы они исчезли с лица земли». Многие из сотрудников ПОО, разделяющих такое мнение, приписывают окружающим агрессивные устремления по отношению к ним и тем самым как бы оправдывают свои агрессивные проявления, а если все-таки агрессия была проявлена, то переносят ее в разряд средств защит.
Сотрудники другой группы, не беспокоящиеся за наступление расплаты вследствие применения ими агрессии, более самостоятельны при выпол-
нении служебных заданий, оценивают свою профессиональную подготовленность и знание своих прав и полномочий как достаточно высокие, положительно воспринимают взаимоотношения с коллегами, работа вызывает у них чувство удовлетворения, они не склонны к заражению агрессией, исходящей от окружающих, и аутоагрессии. Такой тип психологической защиты, как «проекция», для них не характерен. Следовательно, можно отметить, что сотрудники, не переживающие за наступление расплаты за свое агрессивное поведение, более успешно выполняют свои профессиональные обязанности по должности. Надо помнить, что применение физической агрессии при решении служебных задач, к примеру избиение задержанных, ни в коем случае не оправдывает сотрудников ПОО и не добавляет этой системе престижа. В последнее время многие сотрудники неоднократно в процессе беседы заявляли о том, что они предпочитают не прибегать к силовым воздействиям по отношению к задерживаемым, даже если они оказывают им сопротивление, угрожающее их здоровью и жизни. По их словам, если на подозреваемом окажется хотя бы одна гематома, его адвокат потом «затаскает их по судам», будет масса различных служебных проверок по факту незаконного задержания, избиения и пыток по отношению к их подзащитному, в результате которых сотрудники незаконно добыли «чистосердечные признания», к примеру, в десяти убийствах. Как видим, с одной стороны более успешные сотрудники не боятся расплаты за агрессию, а с другой — предпочитают смягчать различные силовые приемы или совсем их не использовать при задержании опас-
ных преступников. Не случайно участились случаи гибели сотрудников ПОО и получения ими ранений. Многие говорят, что это происходит из-за низкого уровня профессионализма сотрудников, но, с нашей точки зрения, — из-за их нежелания или опасения нанести какие-либо травмы преступникам, чтобы в будущем «не иметь проблем с уголовным кодексом».
Создание нормативной базы, защищающей права сотрудников в аналогичных случаях, и вынесение более строгих наказаний обвиняемым за сопротивление сотрудникам при исполнении ими служебных задач, выдвижение угроз в их адрес, причинение им вреда позволит максимально развить их уверенность, самостоятельность и активность при исполнении обязанностей по должности. Проведение мероприятий, направленных на формирование навыка рационального применения силовых воздействий в процессе исполнения служебных задач и контроля над проявлением агрессии обеспечит психологическую подготовленность сотрудников к возможным экстремальным ситуациям, связанным с их профессиональной деятельностью.
Предлагаем остановиться на рассмотрении индивидуальных особенностей сотрудников, не склонных к деструктивному поведению, но отличающихся наличием отражательной агрессии. Для них характерно в основном прибегать к агрессии лишь в ответ на ущемление их прав и проявление к ним агрессии со стороны окружающих. Их легко «завести» и втянуть в агрессивные действия, у них не хватает опыта не отвечать агрессией на агрессию. В некотором роде они напоминают людей, склон-
ных к брюзжанию и недовольству, и по причине, известной только им, считают, что в их должностных инструкциях очень четко прописана такая сторона, как ответственность по должности, и совсем не упоминается о том выполнять ли поручения, которые выходят за пределы их обязанностей.
При возникновении проблемной ситуации они заменяют решение субъективно более сложных задач решением относительно более простых и доступных в сложившийся момент, что существенно снижает эффективность разрешения конфликтов. Кроме того, эти сотрудники могут прибегать к защитному механизму, который выражается в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности и гнева) и направлен на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства. Несмотря на все изложенное, они все-таки ориентированы на дружеские отношения с людьми.
Не склонные к отражательной агрессии сотрудники ПОО, напротив, имеют достаточный опыт для решения спорных и проблемных ситуаций без использования агрессии, они не вспыльчивы, умеют контролировать свое поведение, воспринимают дополнительные поручения от руководства как само собой разумеющееся явление, однако не столь открыты для общения, особенно на эмоциональном фоне с окружающими их людьми.
II. По итогам корреляционного анализа результатов обследования сотрудников ПОО, отнесенных к группе риска, наибольшее количество корреляционных связей наблюдается по таким видам агрессии, как «спонтанная агрессия» и «расплата за агрессию».
При изучении индивидуально-психологических особенностей сотрудников ПОО группы, склонных к проявлению спонтанной агрессии, были получены следующие результаты. Так, они в основном представляют собой людей, недовольных всем и вся, и в качестве основного способа разрешения своих проблемных ситуаций используют силовое воздействие и угрозы. Очень часто их не устраивают те нормативные документы, которые регулируют их служебную деятельность. Учитывая деструктивные особенности их поведения, можно предположить, что эти документы, вероятнее всего, сужают способы достижения желаемых результатов, а может быть, даже антисоциальных интересов. Отметим, что недовольство регламентирующей их служебную деятельность документацией повлияло на занижение ими оценки своих профессиональных качеств, умений и знаний. Данная категория людей отличается замкнутостью, осторожностью при выборе друзей, реагирует на агрессию в основном агрессией, склонна к анонимной агрессии, что может служить показателем злопамятности. С нашей точки зрения, данная категория сотрудников должна быть под особым контролем как психологов, так и непосредственного руководства. Полученные данные ни в коем случае не доказывают, что эти сотрудники ПОО совершают должностные преступления, но все же далеки от идеала.
После проведенной нами матема-тико-статистической обработки данных было выявлено небольшое количество таких сотрудников (7 %).
Анализ изложенного позволяет предположить возможность совершения сотрудниками этой группы антисо-
циальных действий под влиянием возникшей спонтанной агрессии. В качестве примера приведем характерный случай. Оперуполномоченный С. при задержании Г., подозреваемого в убийстве двух граждан (с целью грабежа и дальнейшего приобретения наркотических средств), нанес ему телесные повреждения в ответ на оскорбления в свой адрес и в результате был переведен в разряд правонарушителей. Этот случай показывает, насколько несдержанность сотрудников и неумение решать конфликтные ситуации рациональным способом снижают престиж ПОО. Необходимо помнить, что сотрудник, наделенный властью, должен быть особенно корректен и сдержан в подобных обстоятельствах, обладать навыками разрешения подобных ситуаций правовым способом, а не физическим.
Сотрудники ПОО, отнесенные к группе риска, обладающие достаточными умениями и навыками по сдерживанию спонтанной агрессии, в отличие от рассмотренной категории сотрудников, напротив, позитивно относятся к разработанным для них функциональным обязанностям, высоко оценивают свои профессиональные знания, умения и навыки, умеют эффективно разрешать проблемные ситуации, способны контролировать проявление агрессии. Они более открыты и дружелюбны по отношению к окружающим.
Сотрудники ПОО, отнесенные к группе риска, осознающие возможность наступления расплаты за причиненную агрессию окружающим, значительно отличаются от остальных обследуемых нами трех категорий сотрудников наличием большего количества деструктивных установок в служебной деятельно-
сти. Из-за ожидания, что в обязательном порядке наступит время, когда им придется ответить за проявление агрессии по отношению к окружающим, они считают себя менее защищенными вследствие некорректно и юридически неграмотно (с их точки зрения) разработанных должностных инструкций, которые не улучшают их положение, а напротив, ухудшают. От регламентирующих их должностных документов они ожидают большей правовой защиты и предоставления большей свободы для осуществления своих функциональных обязанностей. Очень часто считают, что их привлекают к дисциплинарной ответственности как за служебные, так и исполнительские промахи несправедливо, в некоторых случаях можно было бы даже похвалить. Примером может послужить фраза одного из обследованных нами сотрудников: «Если для пользы дела полицейскому придется нарушить несколько пунктов законодательства и результаты расследования будут успешными, то его необходимо поблагодарить за смелость, а не сажать. К примеру, похищен ребенок, есть подозреваемый, и пару раз его «тряхнуть» для острастки не возбраняется. А наказывать сотрудника в этом случае нельзя». Что же получается? Сотрудники ожидают для себя со стороны государства предоставления полномочий и прав вне УК РФ, то есть больших прав, чем имеют простые граждане России. Самое интересное, что так высказываются и сотрудники, проработавшие более пяти лет в правоохранительной системе, и только что приступившие к исполнению обязанностей по должности. Заметим, что такой точки зрения, конечно, придерживается не весь персонал правоохранительных органов, есть
и те, кто заявляет о необходимости следования букве закона, и таких немало.
В процессе исполнения обязанностей по должности сотрудники этой группы предпочитают опираться только на свое мнение, за советом к руководству и коллегам не обращаются, что связано с недоверием к окружающим. Одни считают, что кругом много завистников, и поэтому говорить им о своей некомпетентности в некоторых вопросах нельзя, так как это негативно отразиться на их имидже в коллективе. Другие уверяют в том, что они гораздо умнее окружающих. Третьи думают, если они вдруг совершат какой-либо промах в своей профессиональной деятельности, то лучше об этом молчать, тогда никто в коллективе ничего не узнает. О своих проблемах они также предпочитают никому не рассказывать, чтобы не оказаться у своих коллег на крючке. Видимо, данная категория сотрудников очень осторожна в рамках профессионального общения, мало того, они не всегда предоставляют объективную информацию о своей деятельности даже своему непосредственному руководству. Круг их общения узок и состоит из 2-3 человек, осторожны они и в выборе друзей. Проявление агрессии у них наступает только под влиянием внешней среды.
Сотрудники ПОО, отнесенные к группе риска, не уделяющие внимания возможному наступлению расплаты за причиненную агрессию окружающим, чувствуют себя более уверенными при исполнении обязанностей по должности. Нормативные документы, регулирующие их полномочия, права, ответственность, круг обязанностей, их устраивают. Дополнительных льгот от государства, связанных с их профессиональной деятель-
ностью, они не ожидают и не требуют. Эти сотрудники общительны, дружелюбны, испытывают потребность в близких эмоциональных отношениях, выполнять служебные задачи готовы как самостоятельно, так и с коллегами по работе, стараются представлять начальству объективную информацию о ходе своей работы. Они не склонны к спонтанной и провокационной агрессии. Рискованность и самостоятельность в их профессиональной деятельности во многом определяется отрицанием фрустрирующих, вызывающих тревогу обстоятельств. В основном сотрудников данной категории не останавливает возможное наказание за применение физического воздействия при задержании особо опасного преступника, хотя они осознают, что потом будет служебное расследование и, вполне возможно не в их пользу. Они склонны пресекать переживания, вызванные неприятной или субъективно неприемлемой ситуацией, при помощи логических установок и манипуляций даже при наличии убедительных доказательств в пользу противоположного,. Действительно, в каких-то ситуациях, возникающих в деятельности сотрудника ПОО это удобно, ведь если постоянно ожидать неприятностей , например, из-за общения с задержанными, которые высказывают в их адрес угрозы, часто используемой тактики давления на подчиненных со стороны руководства, можно заработать невроз в лучшем случае, поэтому поиск рациональных ответов на проблемные ситуации во многом защищает психологический баланс этих лиц.
III. Остановимся на индивидуально-психологических особенностях бывших сотрудников ПОО, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, у ко-
торых наибольшее количество корреляционных связей наблюдается по таким видам агрессии, как «спонтанная агрессия» и «получение удовольствия от агрессии».
Следует обратить внимание на тот факт, что полученные результаты по этой выборке сотрудников, вполне возможно, отличаются от индивидуальных особенностей проявления ими агрессии в годы службы в правоохранительной системе. Вероятно у них могли произойти изменения в доминировании форм коммуникативной агрессивности под влиянием специфичных условий исправительного учреждения. Необходимо отметить: несмотря на то что сотрудники ПОО отбывают наказание в исправительных учреждениях, предназначенных для данной категории осужденных, условия содержания, обычаи и традиции в этом учреждении почти такие же, как и в обычных исправительных учреждениях. Следовательно, мы можем предположить, что такие формы агрессии, как «удовольствие от агрессии» и «ритуа-лизация агрессии», приобретаемы ими в местах лишения свободы.
Бывшие сотрудники ПОО, отбывающие наказание в исправительных учреждениях и склонные к проявлению спонтанной агрессии, находясь на службе в правоохранительных органах, на фоне собственной неудовлетворенности от выполняемой работы не желали изучать свои функциональные обязанности и развивать у себя такой навык, как личностная организованность. Они представляли собой некоторый протестующий пласт сотрудников в структуре ПОО, которые отказывались от соблюдения в работе нормативных предписаний, инструкций, наставлений и уставных требо-
ваний во взаимоотношениях с руководством. Более того, они ничего не предпринимали для налаживания позитивных взаимоотношений со своим руководителем, выражая ему полное недоверие как профессионалу. Агрессивное поведение этих лиц в основном проявляется под действием различных внешних раздражителей, однако есть и такие его формы, как получение удовольствия от агрессии и ритуализация агрессии, при одновременном осознании того, что за их проявление по отношению к окружающим обязательно наступит расплата.
Для указанных лиц характерно прибегать к таким типам психологических защит, как проекция, регрессия, замещение и компенсация. В нашем случае они выглядят следующим образом: «Это из-за неопытности руководства», «Меня подставили», «Кто объявил, например, выговор, тому и по лицу не грех ударить», «Несмотря на то что меня осудили, я все равно был лучшим оперуполномоченным уголовного розыска, никогда не совершал никаких ошибок и, если бы не начальство, которому я мешал совершать их темные делишки, я до сих пор работал бы. Я лучший опер».
Очень часто возможной девиацией поведения у этих сотрудников становиться жестокость, в том числе завуалированная. Добраться до прокурора, выдвинувшего обвинение в его адрес, бывший сотрудник полиции не может, но прокурор, отбывающий наказание вместе с ним рядом и может выступить в роли замещающей модели.
Бывшие сотрудники ПОО, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, и не склонные к проявлению спонтанной агрессии, в процессе исполнения служебных обязанностей во вре-
мя службы в ПОО испытывали удовлетворение от работы. Взаимоотношения с руководством у них были позитивные. В работе они придерживались нормативных предписаний, инструкций, наставлений и уставных требований во взаимоотношениях с начальником. Свои профессиональные знания по должности оценивают как высокие, обладают навыками по сдерживанию проявления агрессивности.
Сотрудники ПОО, отбывающие наказание в исправительных учреждениях и склонные к получению удовольствия от агрессии, не умели устанавливать в процессе службы в ПОО эффективные взаимоотношения с руководством и коллегами по работе. Проявляли в основном агрессию на внешние раздражители. Завуалированная жестокость могла появиться в ответ за необоснованное, с их точки зрения, осуждение. Большинство сотрудников, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не согласны с выдвигаемыми в их адрес обвинениями или с приговором. Они испытывают чувство разочарованности по отношению к окружавшим их людям. Обращаем ваше внимание на то, что данная категория обследуемых имеет самый широкий спектр типов психологических защит в отличие от всей остальной выборки — это и вытеснение, и реактивные образования, и компенсация, и замещение.
У бывших сотрудников ПОО, отбывающих наказание в исправительных учреждениях и не стремящихся к получению удовольствия от агрессии, в ходе службы в ПОО были и с руководством, и с коллегами благоприятные взаимоотношения. При исполнении обязанностей по должности они не всегда следо-
вали указаниям руководителя, но обладают достаточным числом навыков контролировать проявление агрессии, особенно в ответ на внешние раздражители. Следовательно, данная категория сотрудников имеет менее деструктивное поведение.
Итак, мы рассмотрели социально-психологические портреты исследуемых групп сотрудников ПОО с позиции оценки их общей агрессивности.
В заключение хотелось бы обратить внимание на необходимость разработки и внедрении в работу практических психологов ПОО системы социально-психологических тренингов, обеспечивающих обучение сотрудников рациональному реагированию на агрессивные действия со стороны окружающих. Во многом их профессиональная деятельность связана с агрессивно настроенными по отношению к ним людьми (подозреваемые и обвиняемые, люди, неблагосклонно относящиеся к полиции, психически больные граждане и др.), да и ситуации, возникающие при исполнении обязанностей ими по должности, чаще всего окрашены агрессией (задержание, допрос агрессивно настроенных граждан, выезд на место преступления и т. д.). Неважно, отнесен сотрудник к группе риска, имеет или не имеет склонность к деструктивному поведению, с ним обязательно должна проводиться работа по оказанию ему психологической помощи, направленной на снижение проявления агрессии и обучение его самостоятельно контролировать ее проявление.
Представленные результаты развенчивают представления о склонности сотрудников ПОО к агрессивному поведению. Еще раз обратим ваше внимание
на тот факт, что в основном они имеют средний уровень проявления агрессивности (76 % от числа обследованных), а если и приходится прибегать к сило-
вым воздействиям, то обычно это происходит в ответ на агрессию, направленную на них.
ПСИХОДИНАМИКА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬЮ ЖИЗНЬЮ И ПЕРЕЖИВАНИЯ СЧАСТЬЯ
Аннотация: статья посвящена эмпирическим исследованиям психодинамики удовлетворенностью жизнью, качеством жизни и человеческим счастьем.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, счастье, переживания.
Summary: the article is devoted to the empirical study of the psychodynamics of life satisfaction, quality of life and human happiness.
Keywords: life satisfaction, happiness, experiences.
В последние десятилетия все большее внимание ученых-психологов привлекают исследования качества жизни [КЖ] человека и его удовлетворенности собственной жизнью. К началу XXI в. акцент существенно смещается в сторону субъективного качества жизни и счастья человека. Так, со второй половины 1970-х годов все большее внимание исследователей практически во всем мире привлекает концепция «ощущаемого качества жизни», представляющая собой основу целого направления систем социальных показателей — «субъективных показателей качества жизни», что было в первую очередь обусловлено осознанием ограниченности чисто экономиче-
Д. В. Сочивко, В. Э. Чубич
ского подхода к решению социальных проблем, опирающихся на самооценку человеком качества своей жизни [4].
На наш взгляд, с психологической точки зрения это ощущаемое качество жизни состоит как минимум из трех нераздельных и взаимовлияющих и вза-имопересекающихся компонентов, а именно самоотношения как источника этих ощущений, субъективной оценки качества жизни, которая предполагает (а с более широких позиций и включает в себя) это самоотношение, а также общую удовлетворенность жизнью как психологическую составляющую личного счастья.
Ясно, что удовлетворенность/неудовлетворенность собой лежит в основе удовлетворенности жизнью. Причем, как мы намерены показать, часто именно неудовлетворенность собой создает благоприятные условия для формирования удовлетворенности жизнью и даже ощущения счастья. До сих пор исследователи этой проблемы редко обращали внимание на указанный факт, что можно видеть в цитируемых ниже источниках.
Наиболее фундаментальными работами в области ощущаемого благополучия являются работы А. Кемпбелла,