Психология криминального поведения у сотрудников правоохранительных органов
Е. Е. Гаврина
(Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 07-06-00079а).
Важность поставленной в названии статьи проблемы заключается в том, что в настоящее время криминализация правоохранительных органов не только дискредитирует власть и вызывает недоверие со стороны граждан, но и снижает в целом уровень и качество жизни народа, оказывает деморализующее воздействие на личность россиянина, то есть способствует формированию в обществе нравственных деформаций.
Неправомерная деятельность сотрудников ПОО становится выгодным и престижным видом бизнеса, вовлекая в свою структуру все больше граждан. Преступная карьера сотрудников ПОО привлекает и становится значимой в оценках и мнениях отдельных групп населения и, прежде всего, несовершеннолетних и молодежи.
Исследование специфики формирования криминального поведения сотрудников ПОО осуществлялось через сравнительный анализ межличностных особенностей трех категорий сотрудников:
1. сотрудники ПОО, отбывающие наказание в исправительных учреждениях России;
2. сотрудники ПОО, работающие в ПОО, но отнесенные к группе риска;
3. сотрудники ПОО (ФСИН России), не склонные к деструктивному поведению.
Данная выборка позволяет всесторонне исследовать проблему формирования деструктивного поведения у сотрудников ПОО.
Решение поставленной проблемы осуществлялось с помощью «Опросника межличностных отношений» (ОМО) В. Шутца (в адаптации А. А. Рукавишникова). Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы (рис. 1).
Осужденные сотрудники ПОО имеют тенденцию общаться с небольшим количеством людей, даже склонны в некотором роде избегать общения. У них ярко выражена потребность в ожидании помощи со стороны окружающих при принятии решений, однако в некоторых, наиболее важных для них, случаях способны взять на себя ответственность за принятое решение. Они очень осторожны при установлении близких отношений и при выборе лиц, с которыми строят более глубокие эмоциональные отношения.
У сотрудников ПОО, отнесенных к группе риска, наблюдается стремление к общению с людьми, ожидание, что окружающие их люди проявят к ним интерес и желание принять участие в их деятельности, стремление принадлежать к различным социальным группам и быть как можно больше и чаще среди людей. Они готовы брать на себя ответственность при принятии решений, соединенную с ведущей ролью. Предпочитают не контролировать свое поведение. Проявляют
—*—Сотрудники ПОО
—■— Сотрудники ПОО, отнесенные к группе риска
а Осужденные сотрудники -Нормы по сотрудникам
Рис.1. Средние показатели включения, контроля и аффективности общения по методике В. Шутца.
тенденцию к формированию близких и эмоциональных отношений с окружающими.
Сотрудники ПОО, не склонные к деструктивному поведению, по особенностям межличностного общения существенно не отличаются от сотрудников, отнесенных к группе риска, кроме таких показателей, как № и Се (рис. 1). То есть они менее склонны к общению с людьми и самостоятельному принятию решений и взятию на себя ответственности.
На рисунке 1 приведены сравнительные данные по средним показателям характеристик общения по выборке обследуемых сотрудников в сравнении со средними нормами по репрезентативной выборке сотрудников ФСИН России, полученными в межрегиональной психологической лаборатории ФСИН России в г. Ярославле. Полученные результаты демонстрируют, что наиболее существенные различия наблюдаются в
показателях «включения» и «контроля» сотрудников, отбывающих наказание в исправительных учреждениях (ИУ), и сотрудников, отнесенных к группе риска, а точнее по 1е - «Стремлюсь ли я включаться в общение» и по № - «Стремятся ли окружающие включить меня в свое общение», Се - «Стремлюсь контролировать и влиять на остальных».
С целью всестороннего анализа полученных результатов первичные матрицы данных по всем трем указанным группам по опроснику ОМО В. Шутца (в адаптации А. А. Рукавишникова) были подвергнуты нами кластерному анализу, в результате чего были выделены существенные различия в подгруппах обследуемых (рис. 2, 3, 4).
Кластерализация полученных данных позволила выделить в каждой из обследуемых групп сотрудников ПОО подгруппу, схожую по основным параметрам межличностного общения. У сотруд-
е
ее
и а
ра
е Я
н
е с
■1-й кластер
-2-й кластер
Рис. 2. Результаты кластерного анализа по опроснику ОМО В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова) по данным обследования сотрудников, отбывающих наказание.
§ 8
и 7
й 5
-& 3
-1-й кластер •
-2-й кластер
Рис. 3. Результаты кластерного анализа по опроснику ОМО В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова) по данным обследования сотрудников, не склонных к деструктивному поведению.
ников, отбывающих наказание (56 % от всей группы), и у сотрудников, не склонных к деструктивным установкам, (55 % от всей группы) данные подгруппы представлены 2-м кластером, а у сотрудников, отнесенных к группе риска (77 % от всей группы), 1-м кластером. Незначительное отличие заключается в том, что сотрудники, не склонные к деструктивным установкам, более общительны и ориентированы на близкие эмоциональные отношения. Общей характеристикой
для этих подгрупп является то, что они берут на себя ответственность за принятые решения, соединенную с ведущей ролью. Следовательно, любой сотрудник ПОО из этих подгрупп готов выступить в роли лидера при принятии различных решений. Обратим ваше внимание на тот факт, что среди рассматриваемых выборок сотрудников выделяется группа избегающих принятия решений и ожидающих, что кто-то примет участие в их жизни, поэтому возникает существен-
8
7
6
5
4
3
2
6
4
2
г 1
* 1-й кластер
2-й кластер
Рис. 4. Результаты кластерного анализа по опроснику ОМО В. Шутца (адаптация А. А. Рукавишникова) по данным обследования сотрудников, отнесенных к группе риска.
ный шанс, что они окажутся под влиянием сотрудников с антисоциальным поведением.
Поведение сотрудников, отбывающих наказание (44 % от всей группы), представленных второй подгруппой (1 -й кластер)носит импульсивный характер (рис. 2). Обследуемые данной категории - это люди зависимые, закрытые, не склонные к установлению близких отношений, осторожные и недоверчивые, не способные самостоятельно принять решения.
Вторая подгруппа сотрудников, не склонных к деструктивным установкам (45 % от всей группы - 1 -й кластер), чем-то похожа на вышеописанную, однако они более склонны к общению с людьми и установлению теплых, дружеских отношений с окружающими (рис. 3).
Наиболее интересной представляется вторая подгруппа (1-й кластер) сотрудников, отнесенных к группе риска (33 % от всей группы) (рис. 4). У дан-
ной категории обследуемых выражена тенденция быть принятыми остальными и принадлежать к ним, более того, они стремятся устанавливать близкие отношения с окружающими, решения принимают самостоятельно и готовы нести ответственность за них. Таким людям легко стать душой любой компании и занимать лидирующие позиции в коллективах. Напомним, что эти обследуемые сотрудники отнесены к группе риска. Поэтому мы можем предположить, что в случае их криминализации они могут своих более суггестивных коллег по работе привлечь к антисоциальной деятельности.
На формирование межличностных отношений сотрудников ПОО оказывает существенное влияние специфика проявления агрессивного поведения и деструктивные установки. Выяснение этого вопроса проводилось с помощью опросников «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности»
4 3.5 3 2.5 2 1.5 1
0.5 0
—*—Сотрудники ПОО, не склонные к деструктивному поведению —■—Сотрудники ПОО, отнесенные к группе риска —А—Сотрудники ПОО, отбывающие наказание
Рис. 5. Сравнительный анализ результатов по опроснику «Определение
интегральных форм коммуникативной агрессивности» (В. В. Бойко).
(В. В. Бойко) (рис. 5) и «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (В. В. Бойко) (рис. 6).
Большинство обследуемых сотрудников ПОО всех выделенных нами трех групп имеют невысокий уровень агрессии. На рисунке 5 приведены сравнительные данные по средним показателям характеристик проявления агрессии обследуемыми сотрудниками ПОО. Как видно, графики по проявлению агрессии сотрудниками ПОО расположены параллельно друг другу и не имеют существенных различий. Более агрессивно настроенными являются сотрудники, отбывающие наказание, и сотрудники, не склонные к проявлению деструктивного
поведения. Интересным представляется тот факт, что сотрудники, отнесенные к группе риска, менее ориентированы на проявление агрессии, хотя бытует противоположное мнение. Но согласно полученным нами данным они в основном настроены на дружелюбное общение с людьми.
В основном сотрудники ПОО имеют относительно высокие показатели по таким видам агрессии, как неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные предметы, склонность к отраженной агрессии, аутоагрессии и расплата за причиненную агрессию. Таким образом, в основном все сотрудники ПОО проявляют агрессивное поведение
—*—Сотрудники ПОО, не склонные к деструктивному поведению
---Сотрудники ПОО, отнесенные к группе риска
—а—Сотрудники, отбывающие наказание
—И—Максимально возможное значение по данному опроснику
Рис. 6. Сравнительный анализ результатов по опроснику В. В. Бойко
«Определение деструктивных установок в межличностных отношениях».
только в ответ на адресованную в их адрес агрессию или в результате причинения им какого-либо вреда. Примечателен тот факт, что сотрудники ПОО не склонны к анонимной агрессии, то есть для них не характерно затаить обиду и мстить своим оппонентам по спорным или проблемным ситуациям.
Более подробный анализ специфики проявления агрессивного поведения сотрудниками ПОО изложен автором в сборнике «Долг и преступление: психологические портреты»1.
Анализ результатов изучения деструктивных установок сотрудников ПОО существенных различий не выявил.
Единственное отличие заключается в яркости проявления деструктивных установок. Так, их выраженность прогрессирует от сотрудников, не склонных к деструктивному поведению, к сотрудникам, отнесенным к группе риска, а от них - к сотрудникам, отбывающим наказание.
Наиболее выраженными деструктивными установками у сотрудников ПОО являются завуалированная жестокость и обоснованный негативизм. Сотрудники с завуалированной жестокостью по отношению к людям голословно не заявляют о своем негативном отношении, не демонстрируют в обществе свое агрессивное поведение, однако они
склонны думать о большинстве окружающих отрицательно, могут организовывать недемонстративные пакости по отношению к другим. Присутствующий обоснованный негативизм в суждениях сотрудников об окружающих их людях выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия. Учитывая специфику работы сотрудников ПОО и то, что им по роду своей деятельности приходится регулярно общаться с криминально настроенными гражданами, возникновение такой деструктивной установки, как обоснованный негативизм, не вызывает удивлений. А с завуалированной жестокостью психологу необходимо работать на протяжении всей карьеры сотрудника ПОО, в противном случае развитие данной деструктивной установки будет способствовать еще большему озлоблению сотрудников по отношению к окружающим людям и формированию профессиональной деформации.
Обращает на себя внимание и тот факт, что у сотрудников, отнесенных к группе риска, показатели по открытой жестокости чуть выше среднего. Следовательно, установленный контроль над данной категорией сотрудников персоналом отдела кадров и психологической службой является обоснованным. Однако отметим, что эти показатели находятся в пределах нормы, и, следовательно, принятие на службу таких сотрудников является законным.
Несмотря на регулярное общение с «уголовными элементами», сотрудники ПОО всех выделенных трех групп считают, что им в жизни с ближайшим кругом знакомых и партнеров по совместной деятельности повезло.
При проведении кластерного анализа результатов обследования сотрудников ПОО по опроснику «Определение деструктивных установок в отношениях» В. В. Бойко было установлено, что среди сотрудников, отнесенных к группе риска (55 % от данной группы) и отбывающих наказание (70 % от данной группы), выделяются подгруппы склонных к открытой жестокости. Данный факт настораживает и должен быть в обязательном порядке учтен психологом при разработке профилактических мероприятий по работе с данной категорией сотрудников ПОО.
Необходимо отметить, что для сотрудников, не склонных к деструктивному поведению, не характерно проявление открытой жестокости, они не склонны к деструктивным установкам в межличностных отношениях. Они более мягкие и сдержанные при общении с окружающими, их опыт общения с партнерами по совместной деятельности и ближайшим окружением опирается на рациональные и конструктивные установки в общении.
В целом, по результатам проведенных исследований, сотрудников ПОО можно охарактеризовать следующим образом:
1. Бывшие сотрудники, отбывающие наказание в ИУ, являются замкнутыми и недоверчивыми людьми, зависимыми при принятии решений. Уровень проявления агрессивности имеет более высокие показатели по сравнению с другими рассматриваемыми группами сотрудников ПОО, но не превышающие норму. Проявляется склонность к открытой жестокости.
2. Сотрудники, отнесенные к группе риска, представляют из себя людей
общительных, им нравится быть в центре внимания, у них проявляется потребность быть принятыми людьми. В поведении наблюдаются некоторые элементы бахвальства. Не склонны к проявлению агрессии. Выделяется группа сотрудников, склонных к открытой жестокости.
3. Сотрудники, не склонные к деструктивному поведению, общительны, осторожны при принятии решений, более открыты при установлении близких эмоциональных отношений. Уровень агрессивности данной категории сотрудников ПОО занимает промежуточное положение между группами сотрудников, отнесенных к группе риска и отбывающих наказание.
Деструктивные установки сотрудников ПОО имеют схожие характеристики, которые отличаются только по яркости их проявления и менее выражены у сотрудников, не склонных к деструктивному поведению.
Сотрудники ПОО, склонные к деструктивному поведению, чаще оказываются вовлеченными в криминальную деятельность и имеют личностные склонности и способности привлекать окружающих к осуществлению своих планов, которые часто оказываются антисоциальной направленности.
1 Долг и преступление: психологические портреты / Д. В. Сочивко, Е. Е. Гаврина, А. В. Молоствов и др.; Под ред. Д. В. Сочивко. - Рязань, 2007. - 252 с. С. 152.
Механизмы оптимизации функционального состояния профессионалов в экстремальных ситуациях
Введение
Современная юридическая психология является мощным междисциплинарным направлением, объединяющим различные аспекты психологической науки. Эмпирические и экспериментальные исследования, выполненнные на различных профессиональных группах, позволяют существенно обогатить и расширить область практического приложения юридической психологии. Особенно актуальны исследования, связанные с изучением общепсихологических механизмов деятельности профессионалов в экстремальных условиях труда, например, спортсменов-профессионалов в соревновательной деятельности. Получен-
В. В. Барабанщикова
ные результаты с легкостью могут быть применены для решения задач юридической психологии, где анализ особенностей экстремальной деятельности сотрудников различного профиля является одним из основных направлений.
Данная статья посвящена проблеме изучения индивидуальных ресурсов повышения эффективности методов оптимизации функциональных состояний (ФС) спортсменов.
Динамика современной жизни диктует жесткие требования к способности управлять своим состоянием. Социально-экономические преобразования и природные катаклизмы являются неиссякаемыми источниками развития