Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕТОДИСТОВВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»)'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕТОДИСТОВВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / Республика Узбекистан / дошкольные образовательные организации / воспитатель-методист / профессиональная компетенция / preschool education / Republic of Uzbekistan / preschool educational organizations / teacher and methodologist / professional competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогобериде Александра Гививна, Езопова Светлана Александровна, Вербовская Валерия Сергеевна

В статье описываются результаты исследования профессиональных компетенций 250 методистов-воспитателей дошкольных образовательных организаций Республики Узбекистан, выполненного на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена осенью 2022 г. в рамках реализации Российско-Узбекского проекта «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)». Представлена авторская методика исследования и результаты обработки полученных данных. Выявлена специфика профессиональной компетентности методистов-воспитателей дошкольных образовательных организаций, проанализированы имеющиеся профессиональные дефициты, спроектирована и реализована адресная программа дополнительного профессионального образования специалистов в области дошкольного образования «Методическая деятельность в системе дошкольного образования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гогобериде Александра Гививна, Езопова Светлана Александровна, Вербовская Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF PRESCHOOL TEACHERS AND METHODOLOGISTS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: EVIDENCE FROM THE INTERNATIONAL RUSSIAN-UZBEK PROJECT ‘THE KID (MITTEVOY)’

The article presents the results of a study of the professional competencies of 250 preschool teachers and methodologists of the Republic of Uzbekistan. The study was carried out at the Department of Preschool Pedagogy of Herzen University in fall 2022. The study is part of the RussianUzbek project ‘The Kid’, known as ‘Mittevoy’ in Uzbek. The article describes the self-designed research methodology and discusses the results of data processing. It reveals the specifics of the professional competence of preschool teachers and methodologists and identifies the existing professional gaps. The article also reports on the results of the development and implementation of the target program of additional professional education of preschool teachers ‘Teaching Methods in Preschool Education’.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕТОДИСТОВВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»)»

УДК 371.14 EDN SYRXYP

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-210-124-137

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕТОДИСТОВ-

ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДЕТСКИХ САДОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»)

А. Г. Гогоберидзе, С. А. Езопова, В. С. Вербовская

Аннотация. В статье описываются результаты исследования профессиональных компетенций 250 методистов-воспитателей дошкольных образовательных организаций Республики Узбекистан, выполненного на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена осенью 2022 г. в рамках реализации Российско-Узбекского проекта «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)». Представлена авторская методика исследования и результаты обработки полученных данных. Выявлена специфика профессиональной компетентности методистов-воспитателей дошкольных образовательных организаций, проанализированы имеющиеся профессиональные дефициты, спроектирована и реализована адресная программа дополнительного профессионального образования специалистов в области дошкольного образования «Методическая деятельность в системе дошкольного образования».

Ключевые слова: дошкольное образование, Республика Узбекистан, дошкольные образовательные организации, воспитатель-методист, профессиональная компетенция

PROFESSIONAL COMPETENCIES OF PRESCHOOL TEACHERS AND METHODOLOGISTS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN: EVIDENCE FROM THE INTERNATIONAL RUSSIAN-UZBEK PROJECT

'THE KID (MITTEVOY)'

A. G. Gogoberidze, S. A. Ezopova, V. S. Verbovskaya

Abstract. The article presents the results of a study of the professional competencies of 250 preschool teachers and methodologists of the Republic of Uzbekistan. The study was carried out at the Department of Preschool Pedagogy of Herzen University in fall 2022. The study is part of the Russian-Uzbek project 'The Kid', known as 'Mittevoy' in Uzbek. The article describes the self-designed research methodology and discusses the results of data processing. It reveals the specifics of the professional competence of preschool teachers and methodologists and identifies the existing professional gaps. The article also reports on the results of the development and implementation of the target program of additional professional education of preschool teachers 'Teaching Methods in Preschool Education'.

Keywords: preschool education, Republic of Uzbekistan, preschool educational organizations, teacher and methodologist, professional competence

Введение

Одним из ключевых направлений международного сотрудничества в РГПУ им. А. И. Герцена является выполнение целого ряда проектов с организациями различного уровня Республики Узбекистан.

В 2022 г. в рамках выполнения работ по методическому обеспечению образовательной деятельности в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере дошкольного образования

Республики Узбекистан — Российско-Узбекский проект «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)» (Государственное задание № 073-03-2022-040 от 14.01.2022, доп. соглашение № 073-032022-040/8 от 30.06.2022) решалась задача по определению уровня сформированности профессиональной компетенции методистов-воспитателей дошкольных образовательных организаций Республики Узбекистан (далее — ДОО РУ).

Цель исследования

Изучение специфики профессиональной компетентности методистов-воспитателей ДОО РУ для выявления профессиональных дефицитов и проектирование адресной программы повышения квалификации специалистов в области дошкольного образования.

Описание хода исследования

Для решения данной задачи в сентябре-октябре 2022 г. сотрудниками кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена были разработаны диагностические материалы (анкета и тесты) и проведены диагностические мероприятия для решения поставленных задач, а именно проведение опроса специалистов в области дошкольного образования в разных регионах Узбекистана, что позволило получить целостную и достоверную информацию о профессиональных запросах, потребностях и дефицитах работников дошкольного образования (Андижанская область, Бухарская область, Ферганская область, Навоийская область, Кашкадарьинская область, Республика Кара-калпакстан, Сырдарьинская область, Сурхан-дарьинская область, Ташкентская область).

Анкетированием было охвачено 250 специалистов в области дошкольного образования, из них — 164 методиста и 86 воспитателей-методистов, что позволило получить целостную информацию о специфике профессиональной компетентности методистов ДОО РУ.

Полученные данные позволили проанализировать качество методической деятель-

ности в системе дошкольного образования Республики Узбекистан, проанализировать ресурсные возможности и определить точки роста развитие методической службы. Результаты опроса были положены в основу проектирования программы повышения квалификации для специалистов методических служб республики и подготовку методического пособия, позволяющего обогатить опыт приятия методических решений с целью развития системы дошкольного образования.

В рамках исследования решались следующие задачи:

— определение основных профессиональных потребностей и запросов методистов в области дошкольного образования с целью разработки адресной программы повышения квалификации работников дошкольного образования;

— описание ключевых социально-педагогических характеристик работников дошкольного образования (уровень образования, стаж работы, возраст, квалификационные характеристики) с целью определения наиболее эффективных технологий повышения квалификации специалистов;

— изучение особенностей профессиональной компетентности методистов ДОО РУ с целью определения круга педагогических задач, решение которых вызывает у специалистов наибольшие затруднения, а также с целью учета полученных данных в ходе проектирования содержания программы повышения квалификации работников ДОО РУ;

— проектирование и реализация программы повышения квалификации для методистов ДОО РУ;

— подготовка методического пособия по обеспечению качества методической деятельности в системе ДОО РУ

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: • метод сбора, обработки и систематизации полученной информации;

• метод математической статистики для выявления основных тенденций профессиональных затруднений методистов дошкольного образования, характерных для Республики Узбекистан;

• метод описательной статистики, позволяющий получить систематизированную информацию для интерпретации сущностных особенностей системы дошкольного образования Республики Узбекистан;

• метод графической визуализации информации, направленный на повышение качества отчета за счет визуализации информации в графической форме (рисунки, схемы, графики) для упрощения восприятия и понимания предоставляемой информации.

Методология и методика проведения

исследования

Развитие системы дошкольного образования Республики Узбекистан обусловило необходимость систематического повышения качества профессиональной компетентности педагогов и детерминировало поиск новых способов и средств совершенствования деятельности методических служб разного уровня функционирования и управления [6; 9]. Ранее сложившуюся структуру методических служб необходимо привести в соответствие с потребностями времени, придать ей гибкий, динамичный характер и, что самое главное, выработать способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики [7].

Характер деятельности методической службы дошкольного образования позволяет рассматривать ее как социально-педагогическую систему и выделить следующие направления деятельности:

• аналитическо-прогностическое, связанное с изучением качества педагогической деятельности в группах ДОО РУ и образовательных потребностей педагогических работников;

• организационно-методическое, направленное на развитие педагогических ка-

дров ДОО РУ и внедрение современных достижений психолого-педагогической науки и практики; • информационно-консультативное, обеспечивающее открытость к сотрудничеству и поддержке родителей воспитанников, сопровождение в решении задач воспитания и развития детей, а также совместных действий с ближайшим социальным окружением.

Система критериев и показателей анализа профессиональной компетентности педагога-методиста в системе дошкольного образования должна носить комплексный характер, учитывать нормативно-правовые требования в области дошкольного образования, действующих на территории Республики Узбекистан, и включать в себя оценки:

1) организационные особенности работы ДОО РУ (правовой статус организации для выявления специфических потребностей в профессиональном развитии у руководителей и педагогов государственных и негосударственных образовательных организаций; специфика видологии дошкольной образовательной организации для выявления особенностей профессиональных потребностей и дефицитов руководителей и педагогов, количество и направленность возрастных групп);

2) кадровый состав методической службы ДОО РУ;

3) видология образовательных программ, которые реализует ДОО РУ;

4) степень кадрового обеспечения деятельности ДОО РУ;

5) перечень управленческих и организационных трудностей, которые испытывает ДОО РУ;

6) ранжирование деятельности организации по ключевым показателям качества работы: квалификация воспитателей, качество организации образовательного процесса, наличие системы дополнительного образования детей, имидж ДОО РУ;

7) социально-педагогическая характеристика педагогов дошкольного образования,

готовых работать в условиях реформирования системы дошкольного образования Республики Узбекистан;

8) перечень востребованных и актуальных направлений повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных организаций;

9) специфика организации работы с родителями воспитанников;

10) наличие опыта организации инновационной или исследовательской деятельности;

11) наличие опыта участия в международных проектах и программах.

Такой большой диапазон показателей позволяет получить полную информацию о деятельности методической службы дошкольной образовательной организации, выявить ее специфические особенности работы, определить профессиональные потребности педа-

гогов и руководителей, уточнить ее инновационный потенциал.

С целью изучения профессиональных потребностей специалистов, реализующих профессиональную деятельность в системе дошкольного образования, — методистов ДОО РУ — использовался метод опроса.

Содержание опроса структурировано по трем укрупненным задачам, решение которых является «ядром» профессиональной деятельности методиста дошкольного образования.

Основные результаты исследования

В рамках проекта проводилось анкетирование 250 методистов дошкольных образовательных организаций, из них 164 методиста и 86 воспитателей-методистов.

Распределение по областям представлено в таблице 2.

Структура опросника изучения профессиональной компетентности методистов дошкольного образования

Таблица 1

The structure of the questionnaire to analyze the professional competence of preschool methodologists

Table 1

Проектирование и реализация образовательной (учебной) программы ДОУ Развитие педагогических кадров Взаимодействие с социальным окружением / родительским сообществом

Мониторинг Мониторинг качества освоения детьми образовательной программы; мониторинг условий реализации образовательной программы Мониторинг профессиональной компетентности педагогов, выявление дефицитов и запросов педагогов Мониторинг запросов и потребностей социального окружения, в т. ч. семей в сфере дошкольного образования

Проектирование и организация Планирование учебно-воспитательной деятельности Проектирование сопровождения и профессионального развития педагогов Проектирование взаимодействия с социальным окружением / родительским сообществом и привлечение общественности к управлению ДОО

Организация и развитие образовательного пространства Проектирование и организация предметно-развивающей среды Организация пространства профессионального развития Организация родительского просвещения и поддержки позитивного имиджа дошкольного образования в социуме

Таблица 2

Распределение респондентов по областям

Table 2

Regional distribution of respondents from preschool educational organizations

№ Регион Методисты дошкольных организаций Методисты-воспитатели дошкольных организаций

Республика Узбекистан 164 86

1 Андижанская область 42 8

2 Бухарская область 12 12

3 Ферганская область 27 3

4 Навоийская область 10 -

5 Кашкадарьинская область 2 -

6 Республика Каракалпакстан 17 13

7 Сырдарьинская область 4 16

8 Сурхандарьинская область 6 7

9 Ташкентская область 53 27

Исходя из данных, представленных в таблице 2, распределение участников проекта по регионам неравномерно. Можно предположить, что в областях, проявивших набольший интерес к мониторингу, есть определенные запросы и дефициты у методистов в организации педагогической деятельности в Ташкентской, Андижанской, Ферганской областей, что требует усиления внимания к процессу повышения квалификации методистов именно в данных областях. В то же время это может быть связано с тем, что выборка осуществлялась, исходя из общего количества дошкольных организаций, тем самым указывая на разное количество дошкольных организаций в рассматриваемых областях.

Для оценки основных профессиональных характеристик с целью выявления профессиональных дефицитов и потребностей были проанализированы отдельные анкетные данные. Первым показателем оценки служил возраст респондентов — методистов дошкольного образования Республики Узбекистан. На рисунке 1 представлен возрастной состав методистов системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

В целом возрастной состав работников сферы дошкольного образования Республики Узбекистан соответствует среднему показателю по данной социальной сфере и в других странах. А именно: средний возраст методистов составляет 30-40 лет, что позволяет заключить, что именно эта возрастная категория работников является самой мобильной, готовой легко включиться в процесс повышения квалификации, имеющей выраженные потребности к саморазвитию и профессиональному совершенствованию. Так, 28 респондентов, что составляет 11,2 % от общего числа, представляют группу «молодые методисты» (до 30 лет). Очевидно, что именно эта группа нуждается в особой системе методического сопровождения и поддержки, в создании системы повышения квалификации, позволяющей обогатить опыт решения профессиональных задач не только в системе повышения квалификации, но и неформальным и информальным способом развития: путем участия в мастер-классах, семинарах-практикумах, проектных группах. В анализируемой выборке респондентов только 7,2 % (18 человек) методистов старше 56 лет, обладающих определенным профессиональным,

Рис. 1. Распределение по возрастным группам Fig. 1. Distribution of respondents of preschool educational organizations by age groups

социальным и личностным опытом, что, безусловно, необходимо учитывать при организации содержания и формата повышения квалификации.

Вторым показателем послужил уровень образования методистов ДОО РУ, оценка которого представлена на рисунке 2.

Как видно из полученных данных, 125 человек, что составляет половину выборки, имеют высшее педагогическое образование; 34 человека — высшее специальное; 34 человека — неполное высшее; 50 человек — среднее; 4 человека закончили магистратуру. Следовательно, можно заключить, что все

Высшее,бакалавр Высшее, специалист Высшее, магистр Неполное высшее

I Уровень образования

Рис. 2. Уровень образования методистов дошкольных организаций Fig. 2. The level of education of methodologists of preschool organizations

респонденты имеют профессиональное образование, однако потенциальную потребность в профессиональном совершенствовании имеют 84 человека, что составляет 34% от выборки (п = 250).

Третьим показателем был выбран стаж методистов дошкольного образования Республики Узбекистан. Так, анкетирование показало, что средний стаж методистов составляет 3-5 лет (на рисунке 3 приведено распределение методистов по стажу работы). Долевые пропорции стажа работы методистов разнообразны. Данные свидетельствуют о наличии различного опыта решения профессиональных и управленческих задач, о различных группах профессиональных запросов на содержание повышения квалификации.

Треть методистов, принявших участие в опросе, что суммарно составляет 30% выборки, имеют опыт от шести и более лет. Этот факт может свидетельствовать о наличии опыта оперативного и качественного решения управленческих и профессиональных задач.

Вместе с тем при изучении системы дошкольного образования Республики Узбеки-

стан мы установили, что в Республике происходят активные реформы системы образования в последние пять лет; что многие документы, регламентирующие развитие системы дошкольного образования, вышли практически в последний год. Следовательно, можно предположить, что для выполнения принятых решений и инициатив, возникающих оперативных управленческих и профессиональных задач методистам может не хватать имеющихся специальных компетенций, например, в сфере инновационной деятельности, международного сотрудничества, межкультурной коммуникации, выявления и распространения лучших практик дошкольного образования, что требует продумывания содержания программы повышения квалификации в области новых, требуемых временем профессиональных компетентностей методистов дошкольных организаций в контексте ключевых направлений развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

Следующими показателями выступили показатели уровня владения русским языком и повышение квалификации. Так, 62% респондентов, участвовавших в анкетирова-

Рис. 3. Распределение по стажу работы Fig. 3. Distribution of respondents by work experience

нии, отметили уровень владения русским языком как А1-А2, согласно шкале общеевропейских компетенций владения иностранным языком (CEFR); следующие 11% респондентов оценивают свое владение русским языком на уровне В1-В2 и 23% от числа участвующих в анкетировании специалистов оценивают свое владение русским языком на уровне С1 и выше.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, более двух третей методистов (по их собственным оценкам) не обладают достаточными языковыми компетенциями, что требует особого внимания со стороны организации форм, методов повышения квалификации.

Оценка участия методистов Республики Узбекистан в курсах и программах повышения квалификации показала следующие результаты: больше половины респондентов, а именно 52%, проходили курсы повышения, однако только 50 методистов (20%) указали в анкете, что проходили курсы повышения за последние три года. Следовательно, можно утверждать невысокую активность к самообразованию с участием системы повышения квалификации среди опрашиваемых.

Большинство методистов дошкольного образования Республики Узбекистан, а именно 71%, отвечая на вопрос, что следует учитывать при проектировании содержания программы повышения квалификации, говорят о необходимости учета запросов и дефицитов в реализации задач профессиональной деятельности. Также методистам интересны результаты исследований в области дошкольного образования и инновационный опыт.

Особенности профессиональных компе-тентностей методистов ДОО РУ оценивались с помощью опроса по знанию ключевых профессиональных задач в деятельности методиста.

Опрос состоял из трех блоков.

Первый блок «Проектирование и реализация образовательной (учебной) программы ДОУ» включал вопросы по мониторингу качества освоения детьми содержания образования, планированию учебно-воспита-

тельной деятельности, организации предметно-развивающей среды.

Второй блок «Развитие педагогических кадров ДОУ» включал вопросы, направленные на мониторинг профессиональной компетенции педагогов, выявление дефицитов и запросов педагогов по качеству освоения детьми содержания образования, проектированию сопровождения и развитию профессиональной компетенции педагогов, организации пространства профессионального развития.

Третий блок «Взаимодействие с социальным окружением / родительским сообществом» включал в себя вопросы, касающиеся мониторинга запросов и потребностей семей воспитанников в сфере дошкольного образования, проектированию взаимодействия с социальным окружением / родительским сообществом.

Число методистов (п = 250), прошедших опрос, в среднем набрали по 4 балла из максимально возможных 17 баллов. При этом лучший результат составил 10 баллов, а худший — 0.

Результаты опроса методистов дошкольного образования представлены на рисунке 4.

Анализ полученных результатов опроса позволяет сделать следующие выводы:

• чуть меньше половины респондентов (40% от выборки), набрали по 3-4 балла;

• почти треть (30%) набрали по 5-6 баллов;

• только 12% респондентов (30 методистов) выполнили корректно больше 50% заданий, при этом лишь 6 человек набрали по 10 баллов.

Необходимо отметить, что методисты по-разному справились с блоками. Наибольшую трудность вызвал блок, посвященный проектированию и организации образовательной деятельности в ДОО РУ. Содержательный анализ ответов позволяет определить круг тех сложностей, которые испытывают методисты при решении тех или иных профессиональных задач (при анализе ответов мы опирались на методику теста и ориентировались на те критерии, которые были

Рис. 4. Распределение методистов по процентам правильно выполненных заданий Fig. 4. Distribution of methodologists by percentage of correctly completed tasks

разработаны в рамках каждой профессиональной задачи (методика представлена в 1-м разделе отчета).

Большинство педагогов дошкольного образования испытывают определенные трудности при ответах на вопросы блока 1, касающиеся проектирования и организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Следовательно, важным моментом при разработке программы повышения квалификации является актуализация вопроса о планировании образовательной деятельности в ДОО РУ.

Так, практически все участники правильно отвечают на вопросы об основных документах и материалах организации деятельности воспитателя (еженедельный и учебный планы, оформление конспектов занятий др.). Вместе с тем респонденты указали, что испытывают трудности при объяснении педагогам того, как выбрать тематику, как сформулировать цели, по каким критериям выбрать содержание и как соотнести цель, содержание и виды деятельности. Так, более 50% участников опроса написали о сложности в связи с формулированием целей, содержания и видов деятельности; 20% затрудняются в формулировании и выборе

тематики; еще 20% фиксируют сложности в выборе содержания. Кроме того, более 15 респондентов указали на сложность объяснения воспитателям принципа возрасто-сообразности, этот запрос также необходимо учитывать при проектировании содержания программы повышения квалификации. Актуализация проблемы реализации принципа возрастосообразности образовательной деятельности в ДОО РУ в программе повышения квалификации подтверждается ответами методистов и требует рассмотрения вопросов о специфике возраста, педагогической психологии, ведущих видах деятельности в дошкольном возрасте, социальной среде развития, особенностях личностного развития ребенка в разные возрастные периоды, которые необходимо учитывать при организации деятельности детей.

Исходя из данного запроса, логично вытекает и профессиональное затруднение организации и специфики педагогического процесса в группах раннего развития. Данный запрос показали 17 методистов об актуализации знаний у воспитателей о методике образовательной деятельности с детьми раннего возраста, об особенностях данного возраста, о сохранении здоровья, о методах сенсорного и речевого развития.

Выявлена трудность в проектировании содержания и способов организации образовательной деятельности у 11% опрошенных. Согласно ответам респондентов, следует уделить внимание принципам выбора образовательного содержания для дошкольников, выбору образовательного содержания в соответствии с принципами и способов достижения образовательных результатов.

Также вызывают трудности вопросы проектирования и организации развивающей предметно-развивающей среды. Отвечая на вопрос о роли педагога при создании предметно-развивающей среды, всего 18% респондентов ответили, что именно педагог выполняет роль «художника» среды, всего 35% респондентов ответили, что именно педагогу необходимо делать среду понятной и доступной ребенку. При ответах на вопросы о наполнении среды только 50% методистов указали на то, что все материалы должны соответствовать возрастным возможностям детей, и только 20% указали на необходимость учета регионального компонента. Следовательно, проектирование содержания программы повышения квалификации должно включить вопрос о сопровождении педагогов при организации предметно-развивающей среды в группах ДОО РУ.

Анализ ответов респондентов в блоке 2 позволяет заключить необходимость актуализации проблемы методического сопровождения профессионального развития педагогов дошкольных образовательных организаций, что следует включить в содержание программы повышения квалификации. Опираясь на принципы андрагогических основ профессионального развития педагогов, следует обратить внимание на функции образования взрослых (компенсаторная, адаптационная, развивающая, ресоциализации) [8], на взаимосвязь обучения взрослых с особенностями их психического и личностного развития [1], рассмотреть особенности психо-лого-андрагогической диагностики взрослого обучающегося (образовательные потребности, мотивы, опыт, учебные стили) [4], осо-

бенности реализации андрагогических принципов проектирования индивидуального поля профессиональной активности педагога дошкольного образования [2], поддержки инновационного поведения педагогов [5].

Таким образом, трудности методистов в организации методического сопровождения воспитателей будут минимизированы на основе теоретических знаний об образовании и обучении взрослых, что вполне эффективно в условиях повышения квалификации [3], в рамках чего будут рассмотрены вопросы форм, способов организации обучения на рабочих местах (запрос 36% методистов), повышения мотивации к саморазвитию и самообразованию воспитателей (запрос 27% методистов).

Из совокупности названных запросов и результатов опроса логично вытекает профессиональная потребность и, следовательно, содержание программы повышения квалификации о Проектирование программ внутрифирменного обучения воспитателей. Так, респонденты (методисты, 45%) подтвердили трудность в разработке содержания подготовки, программы внутрифирменного повышения квалификации и условий ее реализации. Большинство респондентов отмечали, что осознают важность воссоздания профессиональной деятельности воспитателя при его повышении квалификации, проведения активных форматов взаимодействия с педагогами и развития навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с детьми. Однако в ответах на вопросы данного блока они отмечали, что интерактивными, развивающими форматами обучения взрослых в условиях методической деятельности в детском саду они на данный момент не владеют. Из числа респондентов 32% испытывают трудности в теоретических подходах к изучению и организации самообразования, технологий и приемов.

Включение в программу повышения квалификации содержания о профессиональном развитии педагогов в условиях реализации инновационной деятельности в дошкольном образовании подтверждается выявленными

интересами методистов к проблемам иннова-тики в дошкольном образовании, в организации инновационной деятельности в системе дошкольного образования, в обобщении и распространении лучших образовательных практик. Так, в имеющих место направлениях инновационной деятельности, наиболее актуальных в дошкольном образовании Республики Узбекистан, респондентами были указаны следующие:

— внедрение интерактивных, личностно-развивающих методов реализации образовательной программы дошкольного образования (28% респондентов);

— разработка современного контента (содержания) дошкольного образования (17,2% респондентов);

— изменение системы сопровождения и обогащения компетенций педагогов дошкольного образования (16,9% респондентов).

При этом опыта организации инновационной, исследовательской, научно-методической деятельности не имеют 73% ДОО РУ и 80% не имеют опыта участия в реализации программ и проектов в рамках межрегионального и международного сотрудничества.

Анализ ответов респондентов на вопросы третьего блока «Взаимодействие дошкольной образовательной организации с социальным окружением» следует остановиться на выявленных трудностях и потребностях.

Во-первых, методисты (64% от числа респондентов) указали на трудности в организации социального партнерства, его целей, содержания, оценки эффективности. Трудности вызывают вопросы установления взаимодействия с социальными партнерами дошкольной образовательной организации, включения социальных партнеров в поддержку реализации образовательной программы детского сада.

Во-вторых, методисты (45% от числа респондентов) подтвердили актуальность проблемы включения технологий взаимодействия дошкольной образовательной организации с социальным окружением, а именно вопросы вызывают технологии проектной деятель-

ности, технологии организации конкурсной и выставочной деятельности при поддержке социальных партнеров детского сада.

В-третьих, методисты указали на трудности в организации взаимодействия педагогов дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников. Так, 37% респондентов считают важным изучение потребностей семей в сфере дошкольного образования; 26% — изучение характеристик семьи (родительской позиции, социального статуса, образа жизни и т. д.); 34% — информирование родителей об освоении ребенком образовательной программы; 39% — консультирование родителей по вопросам воспитания детей; 31% — поддержка семей детей, не посещающих детский сад; 30% — поддержка семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ОВЗ; 39% — информирование родителей об организации работы детского сада (режиме, питании, территории сада, безопасности). Данные проблемные вопросы необходимо включить в содержание программы повышения квалификации. Стоит обратить внимание, что только 30% методистов указали на актуальность осознания родителями и педагогами совместной ответственности за качество образования ребенка; 20% — на повышение ресурса доверия и поддержки дошкольной образовательной организации родителями; развития социального партнерства; 18% — на проектирование образовательной деятельности с учетом мнения представителей родительской общественности.

Также интересно, что, по мнению методистов, принявших участие в опросе, 23% педагогов готовы к проведению открытых мероприятий с детьми для родителей; 20% готовы к онлайн-консультированию и информированию родителей (грамотно реализуют общение в мессенджерах), при том что только 7% могут принять участие в разработке информационных материалов для педагогов.

Анализ ответов на открытые вопросы респондентов позволил выделить профессиональный дефицит значительного числа

педагогов дошкольных организаций, а именно дефицит в решении диагностических задач по определению особенностей современного ребенка, его возможностей, потребностей, интересов. Так, в организации, реализации и интерпретации педагогического наблюдения нуждаются 37% педагогов Республики Узбекистан.

Таким образом, обработка, систематизация и интерпретация полученных в ходе мониторинговых исследований данных позволили выявить наиболее актуальные профессиональные дефициты, затруднения и запросы, сформулировать основные направления программы повышения квалификации с целью их минимизации.

Заключение

Цель проекта «Малыш» («Миттивой») заключается в повышении качества дошкольного образования в Республике Узбекистан.

Реализация проекта включает мониторинговый, аналитический и проектировочный этапы, задачами которых является изучение специфики профессиональной компетентности методистов ДОО РУ, выявление профессиональных дефицитов и затруднений при проектировании адресной программы повышения квалификации специалистов в области дошкольного образования.

Решение поставленных задач потребовало разработки диагностических материалов (анкеты и теста), проведения диагностических процедур среди работников дошкольного образования в разных регионах Узбекистана (Андижанская область, Бухарская область, Ферганская область, Навоийская область, Кашкадарьинская область, Республика Каракалпакстан, Сырдарьинская область, Сурхандарьинская область, Ташкентская область), обработки, анализа и осмысления полученного эмпирического материала.

В мониторинговых диагностических процедурах в рамках проекта приняли участие 250 специалистов в области дошкольного образования (164 методиста и 86 воспитателя-методиста). Достаточно значительная выборка респондентов позволила получить

целостную информацию о специфике профессиональной компетентности методистов и воспитателей ДОО РУ.

В ходе мониторинга были оценены различные показатели. Так, оценка возраста респондентов позволила сделать вывод о том, что возраст преимущественного большинства методистов составляет 30-40 лет, что говорит об объективном наличии потенциала профессионально-личностного развития респондентов, мобильности, креативности и желания к саморазвитию.

Вторым показателем служил уровень образования методистов дошкольных образовательных организаций Республики Узбекистан. Его оценка показала, что имеют высшее педагогическое образование половина участников мониторинга, высшее специальное — 34 человека, неполное высшее — 34 человека, среднее — 50 человек. Магистратуру закончили 4 человека, а, следовательно, все респонденты имеют профессиональное образование и потенциальную потребность в профессиональном совершенствовании.

Третьим показателем был стаж профессиональной деятельности. Его оценка показала, что средний стаж методистов составляет 3-5 лет, и это также позволяет заключить необходимость повышения квалификации.

Оценка профессиональной компетентности в рамках второго блока диагностических процедур показала недостаточный уровень развития: среднее значение — 4 балла из 17 возможных (лучший результат составил 10 баллов, а худший — 0).

При этом наибольшую трудность вызвали вопросы о проектировании и организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации, а именно об организации и специфике педагогического процесса в группах раннего развития, о проектировании и организации развивающей предметно-развивающей среды. Также требуется рассмотреть вопросы о методическом сопровождении профессионального развития педагогов дошкольных образовательных организаций и организации взаимодействия с социальными партнерами, совместных

проектах, конкурсной и выставочной деятельности. Значительное число респондентов заявили о профессиональной потребности в повышении своей квалификации в области организации взаимодействия с семьями воспитанников, в подготовке педагогов к реализации педагогического наблюдения, а также в подготовке педагогов к организации сопровождения речевого развития ребенка.

Обработка, анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе мониторинговых исследований эмпирических данных позволила выявить наиболее актуальные профессиональные дефициты работников системы дошкольного образования в Республике Узбекистан и проектировать актуальные направления программы повышения квалификации с целью их минимизации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н. Ю. Психологические особенности обучения взрослых с учетом различных учебных стилей // Инновационное развитие профессионального образования. 2015. № 1 (07). С. 36-41.

2. Виноградова А. Н., Боякова Е. В. Модель совершенствования умений педагогов дошкольного образования в проектировании индивидуального образовательного маршрута // Казанский педагогический журнал. 2020. № 1. С. 53-60. https://www.doi.Org/10.34772/KPJ.2020.138.1.007

3. Гогоберидзе А. Г., Головина И. В. Модернизация процесса подготовки педагогов дошкольного образования: маркеры новых основных профессиональных образовательных программ // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. C. 38-45. https://www.doi.org/10.17759/pse.2018230103

4. Дрешер Ю. Н. Психолого-андрагогическая диагностика как средство обеспечения эффективности обучения взрослых // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 8-2 (13). С. 22-26.

5. Езопова С. А. Инновационный образовательный альянс как формат поддержки инновационного поведения педагогов дошкольных образовательных организаций // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 13. № 3. С. 6-12.

6. Постановление Президента Республики Узбекистан от 30 сентября 2018 г. № ПП-3955 «О мерах по совершенствованию управления дошкольным образованием». [Электронный ресурс]. URL: https:// nrm.uz/contentf?doc=558332_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_30_09_2018_g_n_pp-3955_o_merah_po_sovershenstvovaniyu_sistemy_upravleniya_doshkolnym_obrazovaniem&products=1_vse_ zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения 07.06.2023).

7. Постановление Президента Республики Узбекистан от 8 мая 2019 г. № ПП-4312 «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/pdfs/4327240 (дата обращения 07.06.2023).

8. Суйкова О. А. Андрагогические принципы в реализации непрерывного образования взрослых // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 4 (37). С. 61-67.

9. Шаропова Н. Р. Возможности применения зарубежного опыта в развитии рынка услуг дошкольного образования Узбекистана // Региональные проблемы преобразования экономики. 2019. № 8 (106). С. 66-73.

REFERENCES

1. Andreeva N. Yu. Psikhologicheskie osobennosti obucheniya vzroslykh s uchetom razlichnykh uchebnykh stilej // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2015. № 1 (07). S. 36-41.

2. Vinogradova A. N., Boyakova E. V. Model' sovershenstvovaniya umenij pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v proektirovanii individual'nogo obrazovatel'nogo marshruta // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2020. № 1. S. 53-60. https://www.doi.org/10.34772/KPJ.2020.138.1.007

3. Gogoberidze A. G., Golovina I. V. Modernizatsiya protsessa podgotovki pedagogov doshkol'nogo obra-zovaniya: markery novykh osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2018. T. 23. № 1. C. 38-45. https://www.doi.org/10.17759/pse.2018230103

4. Dresher Yu. N. Psikhologo-andragogicheskaya diagnostika kak sredstvo obespecheniya effektivnosti obucheniya vzroslykh // Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh. 2015. № 8-2 (13). S. 22-26.

5. Ezopova S. A. Innovatsionnyj obrazovatel'nyj al'yans kak format podderzhki innovatsionnogo pove-deniya pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsij // Uchenye zapiski Zabajkal'skogo gosudarst-vennogo universiteta. 2018. T. 13. № 3. S. 6-12.

6. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 30 sentyabrya 2018 g. № PP-3955 "O merakh po sovershenstvovaniyu upravleniya doshkol'nym obrazovaniem". [Elektronnyj resurs]. URL: https://nrm. uz/contentf?doc=558332_postanovlenie_prezidenta_respubliki_uzbekistan_ot_30_09_2018_g_n_pp-3955_o_merah_po_sovershenstvovaniyu_sistemy_upravleniya_doshkolnym_obrazovaniem&products=1_ vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (data obrashcheniya 07.06.2023).

7. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 8 maya 2019 g. № PP-4312 "Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda". [Elektronnyj resurs]. URL: https://lex.uz/pdfs/4327240 (data obrashcheniya 07.06.2023).

8. Sujkova O. A. Andragogicheskie printsipy v realizatsii nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh // Nauch-noe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov. 2018. № 4 (37). S. 61-67.

9. Sharopova N. R. Vozmozhnosti primeneniya zarubezhnogo opyta v razvitii rynka uslug doshkol'nogo obrazovaniya Uzbekistana // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2019. № 8 (106). S. 66-73.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ГОГОБЕРИДЕ Александра Гививна — Alexandra G. Gogoberidze

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 9922-6122, Scopus AuthorlD: 57202914646, ORCID: 0000-0002-5374-632X, e-mail: agg1868@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики института детства.

ЕЗОПОВА Светлана Александровна — Svetlana A. Ezopova

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 9774-8315, ORCID: 0000-0002-5766-0785, e-mail: esal@mail.ru

Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики института детства.

ВЕРБОВСКАЯ Валерия Сергеевна — Valeria S. Verbovskaya

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 6690-9750, ORCID: 0000-0003-3496-2729, e-mail: lerawerb@mail.ru

Ассистент кафедры дошкольной педагогики института детства.

Поступила в редакцию: 16 июня 2023.

Прошла рецензирование: 5 августа 2023.

Принята к печати: 26 октября 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.