УДК 372.3;373.211.24
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ для обучающихся
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
© 2022 Ю. М. Васина1, И. В. Чумакова2
1 кандидат педагогических наук, доцент e-mail: j m [email protected]
Тульский государственный педагогический университет им Л.Н.Толстого
2кандидат педагогических наук, доцент e-mail: i. v. chumakova @ yandex. ru
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области
В статье рассматриваются направления формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов-воспитателей в рамках дополнительной профессиональной программы «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на уровне дошкольного образования». Выделены и обоснованы условия, повышающие эффективность данного процесса и стимулирующие заинтересованность педагогов к осуществлению данного вида работы.
Ключевые слова: ИКТ-компетентность, информационная образовательная среда (ИОС), дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дошкольное образование, информационные технологии, педагоги (воспитатели); условия, образовательная деятельность, интерес к учебной и методической работе.
CONDITIONS FOR THE FORMATION OF ICT COMPETENCE OF TEACHERS IN THE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR STUDENTS WITH DISABILITIES
© 2022 Yu. M. Vasina1, I. V. Chumakova2
1Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: j m [email protected]
Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy
2 Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor e-mail: i. v. chumakova @ yandex. ru
Institute for Advanced Studies and Professional Retraining of Educators
of the Tula Region
The article discusses the directions of formation of information and communication competence of educators within the framework of the additional professional program "Modern approaches to the organization of correctional and developmental work with children with
disabilities (HIA) at the level of preschool education." The conditions that increase the efficiency of this process and stimulate the interest of teachers in the implementation of this type of work are identified and justified.
Keywords: ICT competence; information educational environment (IEE); children with disabilities (HIA); preschool education; Information Technology; teachers (educators); conditions, educational activities, interest in educational and methodological work.
Существенные изменения в системе дошкольного образования, реализация новых образовательных стандартов для детей с нарушениями развития (ФГОС для обучающихся с ОВЗ) предусматривают изменения самой методики обучения детей с нарушениями развития с использованием современных технологий и новейших разработок по их внедрению. Одним из инновационных средств обучения и воспитания ребенка являются информационные технологии, помогающие не только замотивировать ребенка на образовательный процесс, но и существенно поднять его эффективность. Данная работа реализуема посредством решения задачи формирования информационной компетентности самого педагога, способного в условиях информационно-образовательной среды (ИОС) не только пользоваться современным программным обеспечением, но и совершенствовать имеющиеся компьютерные ресурсы для реализации задач, поставленных в адаптированных основных образовательных программах (АООП) специализированных образовательных учреждений.
Анализ исследований по проблеме формирования ИКТ-компетентности педагога (Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.Ю. Уварова, О.В. Урсова, В.А. Извозчиков и др.) показал, что наличие информационных средств в образовательной организации не решает вопроса по их эффективному использованию в процессе обучения. Формирование у педагога профессиональной компетентности зависит от гораздо большего количества факторов [4]. В результате анализа нормативно-правовых, научно-методических материалов нами было выявлено противоречие между необходимостью подготовки педагогов-воспитателей к работе в ИОС и возможностью реализации этого процесса с учетом теоретического, методического и материально-технического обеспечения дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из выделенного противоречия, мы определили цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать условия развития ИКТ-компетентности педагогов в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации.
Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования: уточнить определение и содержание понятия «ИКТ-компетентность педагогов»; выделить особенности развития информационной компетентности педагогов-воспитателей; выявить и апробировать условия формирования ИКТ-компетентности педагогов дошкольного общего образования (ДОО) в работе с обучающимися с ОВЗ; провести анализ эффективности предложенных мероприятий.
Теоретической основой исследования являются: положения повышения квалификации специалистов в системе непрерывного профессионального образования (А.К. Маркова, Т.В. Володина, Е.К. Хеннер, Л.М. Митина, Л.И. Дудина, Г.Н. Сериков, Н.В. Маршина и др.); исследования по выявлению особенностей педагогического процесса в условиях информатизации образования и разработке возможностей использования информационно-образовательной среды (Б.П. Сайков, О.С. Васина, И.В. Роберт, А.В. Новикова, Д.Ш. Матрос, С.В. Панюкова и др.).
Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании и разработке диагностического инструментария оценки уровней
сформированности ИКТ-компетентности у педагогов в условиях ДОО и в разработке комплекса мероприятий, направленных на развитие интереса у педагогов к инновационной деятельности.
Исходя из анализа научной психолого-педагогической литературы по определению понятия «ИКТ-компетентность педагога» (В. А. Извозчиков, И.В. Симонова, С.В. Тришина, А.В. Хуторской), под формированием информационной компетентности педагога мы будем понимать не только владение эффективными способами работы с информацией с определенпием ее качества, ценности и надежности, но и возможность, а главное - готовность педагогов-воспитателей к успешному взаимодействию в ИОС. Данное определение позволяет судить об уровне сформированности ИКТ-компетентности педагога, исходя из мотивационного, операционального и рефлексивного компонентов ее готовности [1].
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области» (ИПК и ППРО ТО). Выборку исследования составили слушатели курсов повышения квалификации - педагоги дошкольного образования, работающие с детьми с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Педагоги обучались по дополнительной профессиональной программе «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на уровне дошкольного образования» [7]. Три группы слушателей в 2020-2021 уч. г. в количестве 104 человек из образовательных организаций г. Тулы и Тульской области в дистанционном режиме проходили тестирование по выявлению уровня профессиональных компетенций по модели I-SMART Skills с целью персонификации процесса повышения квалификации педагогических работников [5]. На основании данной концепции в структуру курсов повышения квалификации введена первичная диагностика профессиональных компетенций педагогов, включая ИКТ-компетенцию.
На первом этапе исследования - диагностическом - осуществлялась оценка сформированности компонентов готовности педагогов-воспитателей
к профессиональной деятельности в условиях внедрения информационно-коммуникационных технологий. Диагностический инструментарий был разработан на основе методик В. А. Ядова, Н.В. Кузьминой, А. А. Реана и состоял из анкетирования, бесед, наблюдений за деятельностью педагогов, а также включал практические задания на компьютере с использованием возможностей интернет-ресурсов.
С целью выявления уровня готовности педагогов-воспитателей к педагогической деятельности в ИОС было проведено анкетирование, анализ которого показал, что более половины респондентов считают свою готовность недостаточной: низкий уровень показали 55% опрошенных, средний - 35%, высокий - только 10%.
Для выявления уровня информационной грамотности педагогов, возможности использования ими веб-технологий респондентам был предложен ряд заданий по применению веб-ресурсов в профессиональной деятельности. Так, например, им необходимо было найти и проранжировать по степени важности для своей профессиональной деятельности, используя сеть Интернет, различные веб-ресурсы (новости, документы, консультации, взаимодействие с родителями, компьютерные обучающие программы для лиц с ОВЗ, информация о нарушении).
Анализ результатов показал, что наибольшая востребованность у педагогов-воспитателей приходится на такие разделы, как «Консультации» (35 %), «Компьютерные обучающие программы для лиц с ОВЗ» (32 %), «Информация о нарушении» (33%). Описывая мнение методистов муниципальных информационно-методических служб Тульской области о необходимости
использования ИОС, следует отметить, что у большинства респондентов (78%) высокий уровень мотивационной заинтересованности к использованию информационных технологий в педагогической деятельности.
При обобщении данных констатирующего эксперимента в содержании работы по использованию цифровых ресурсов было отмечено, что у педагогов-воспитателей вызывали наибольшие трудности подбор и использование цифровых ресурсов, соответствующих потребностям и возможностям детей с ОВЗ; создание авторских цифровых ресурсов для решения конкретных коррекционно-педагогических задач; разработка и применение дидактических материалов с помощью ИКТ.
Поэтому рабочей гипотезой исследования стало положение о том, что формирование ИКТ-компетентности педагогов-воспитателей будет осуществляться более эффективно при соблюдении следующих условий:
- планирование и организация учебного процесса для педагогов-воспитателей на рабочем месте с использованием электронной методической службы;
- формирование у них потребности к использованию информационных технологий в своей деятельности;
- разработка и апробирование программно-методического обеспечения, необходимого для работы с детьми с ОВЗ.
Формирование информационной компетентности педагога в процессе повышения квалификации в рамках дополнительной профессиональной программы «Современные подходы к организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ на уровне дошкольного образования» на базе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» можно представить в виде трех взаимосвязанных блоков.
Первый блок - «Возможности использования информационных технологий в условиях инклюзивного образования». В его основе лежит идея осмысления инструментально-педагогических возможностей использования информационных технологий как инструмента деятельности не только педагога образовательного учреждения для решения педагогических задач, но и их роли в жизнедеятельности любого человека в целом.
Второй блок - «Внедрение ИКТ в образовательную практику работы с детьми с ОВЗ на уровне дошкольного образования». Он включает в себя подбор программно-методического обеспечения для работы с детьми с нарушениями и системное использование его для решения педагогических задач.
Третий блок - «Ресурсные возможности ИКТ» - направлен на переосмысление профессиональной позиции педагога в информационно-образовательной среде, пересмотр содержания, методов и форм своей работы с учетом ресурсных возможностей ИКТ.
За основу последовательности реализации каждого блока приняты закономерности формирования основных компонентов информационной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения, работающего с детьми с ОВЗ: мотивационный компонент (переосмысление содержания работы с детьми с нарушениями развития, осознание потребности в использовании инновационных средств для эффективной реализации данного процесса); операциональный компонент (освоение воспитателями специализированных учреждений педагогических и технических возможностей информационных технологий и практик их применения в организации разных видов детской деятельности); рефлексивный компонент (осмысление педагогами результатов использования информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ, разработка и внедрение новых форм и приемов инновационной деятельности).
Таким образом, основными направлениями реализации деятельностного этапа исследования с целью непосредственно формирования ИКТ-компетентности специалистов дошкольного образовательного учреждения для обучающихся с ОВЗ были следующие:
• выполнение практических заданий в ходе обучения на курсах повышения квалификации на использование: а) программ Word и Excel для разработки раздаточных материалов для проведения занятий с детьми, для ведения документации, оформления стендов для родителей и др.; б) программы PowerPoint для создания презентаций, используемых в работе с детьми с нарушениями развития;
в) интерактивной доски с целью ее использования в работе с детьми с ОВЗ; г) сети Интернет для поиска, обработки и передачи необходимой информации родителям, коллегам, администрации. С целью оказания методической помощи слушателям для выполнения практических заданий в «Методической копилке» на сайте института имеется методический материал (по использованию Online test pad, Quizlet, Лайфхаки Word и др., см.: https://ipk-tula.ru/metodicheskiy-kabinet/);
• разработка технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса, системы организации консультативной методической поддержки в области повышения ИКТ-компетентности педагогов, в которую вошли продукты компьютерного программного обеспечения портала для специалистов коррекционного профиля «Мерсибо». В содержание маршрута индивидуального сопровождения слушателя в соответствии с индивидуальным запросом педагога включалось обучение на платформе каскадных воркшопов. Каскадные воркшопы, которые представляют собой бесплатные кратковременные обучающие семинары практической направленности, доступные слушателям в межкурсовой период, (https://ipk-tula.ru/workshop/), разработаны по следующим темам: а) развитие профессиональных навыков; б) разработка личного сайта педагога на платформе wix.com; в) использование облачных технологий в образовательном процессе;
г) геймификация в образовании; д) работа с интерактивными столами;
• создание медиатеки наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям с использованием информационных технологий; банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по работе с детьми с ОВЗ, а также электронного банка данных воспитанников, их родителей, педагогов. Итогом данной работы стало обновление сайтов дошкольных образовательных организаций, в которых трудятся слушатели.
Оценочно-корректировочный этап исследования включал в себя работу слушателей по подбору материалов методического портфолио. Задание предусматривало обоснование принципа, лежащего в основе составления портфолио. Содержание портфолио включало в себя подбор видеоматериалов, которые могут быть полезны педагогам в своей деятельности (записи семинаров, совещаний, встреч и т.п.); обучающих видеозаписей по какой-либо теме для разных категорий педагогов (молодых специалистов, повышающих свою квалификацию и т.п.); тем для онлайн-трансляций, которые могут быть интересны педагогам и родителям детей с ОВЗ; компьютерных обучающих комплексов для обучающихся с ОВЗ.
Динамика индивидуального развития каждого педагога отслеживалась через наполнение содержания методического портфолио, которое служило не только накопительной папкой, книгой достижений педагога за определённый период, но и показателем эффективности его работы в ходе защиты своего портфолио.
Сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов диагностики выявил значительную динамику повышения уровня формирования ИКТ-
компетентности педагогов-воспитателей дошкольных учреждений в работе с детьми с нарушением развития. Так, например, на среднем уровне более 60% опрошенных охарактеризовали свою готовность к педагогической деятельности в ИОС как достаточную; около 40% - на высоком уровне. Более 70% слушателей в ходе курсовой и внекурсовой подготовки показали высокий уровень применения игровых технологий (веб-квест), дистанционных технологий в работе с детьми с ОВЗ в условиях пандемии, электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в процессе освоения сенсорных эталонов дошкольниками с интеллектуальными нарушениями. Респонденты не только проявляли неподдельный интерес к реализации данной работы, но и смогли приобрести умения в области образовательной, организационной, информационной работы в образовательной организации, а также навыки проектировочной деятельности, самодиагностики уровня развития ИКТ-компетентности, что говорит о высоком уровне их мотивационной заинтересованности к использованию информационных технологий в педагогической деятельности.
Основные результаты исследования были представлены в ходе работы Всероссийской научно-методической конференции «Развивающее обучение в системе дошкольного и начального общего образования: традиции и инновации» 26 марта 2021 г., где были рассмотрены вопросы развивающего обучения детей с ОВЗ, представлены эффективные практики и проблемы реализации в образовательном процессе, в том числе с применением ИКТ-технологий. В выступлениях авторов на заседании секции описаны наиболее эффективные методы и формы образовательной деятельности по совершенствованию ИКТ-компетенций в ходе курсовой и внекурсовой подготовки слушателей, выявленные в ходе исследования. Тезисы выступлений опубликованы в электронном научно-методическом журнале института повышения квалификации «Вестник ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО". Тульское образовательное пространство» №2, 2021 ЩЦрвМрк-
tula.ru/upload/iblock/590/5904ec5757d409214085ea83fa10ab1c.pdf ).
В ходе проведения обучающего эксперимента было разработано организационно-методическое обеспечение процесса формирования ИКТ-компетенций педагога в условиях информационно-образовательного пространства, содержащее: а) программное, учебно-методическое оснащение процесса обучения, направленного на формирование компетентностей методиста, ориентированных на работу в современных условиях модернизации образования; б) организацию процесса обучения слушателей непосредственно в условиях ИОС, в которых они осваивают навыки организации педагогического взаимодействия, основанные на дистанционном сопровождении и взаимодействии педагогов, а также сетевой работе; в) возможность саморазвития в процессе обучения, проектирования изменений в своей профессиональной деятельности.
В рамках формирующего эксперимента с учетом предложенных условий была реализована курсовая и внекурсовая работа преподавательского состава института, носившая в основном прикладной характер, состоящий в анализе, обработке и оформлении практических результатов формирования ИКТ-компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений, что является одним из эффективных способов поддержания у слушателей высокой мотивации к процессу обучения детей с ОВЗ и результатом нашего исследования.
Таким образом, проведенное исследование показало, что формирование ИКТ-компетентности педагогов дошкольной образовательной организации в рамках информационно-образовательной среды с учетом вышеперечисленных условий способствует профессиональному росту педагога на каждом из этапов (мотивационном, обучающем, рефлексивном) его становления; разработанная и реализованная
развивающая программа исследования показала динамику в уровне сформированности компонентов информационной компетентности специалистов ДОО, а также их заинтересованности в использовании возможностей и ресурсов информационно-образовательной среды, что подтверждает гипотезу исследования.
Библиографический список
1. Башарина, О. В. Проектирование информационно-образовательной среды профессиональной образовательной организации: диссертация ... кандидата педагогических наук / О. В. Башарина. - Челябинск, 2015. - 186 с.
2. Васина, Ю. М. Педагогические условия внедрения проектно-инновационной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Ю. М. Васина, И. В. Чумакова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2021. - № 4(60). - URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=47429815&selid=47429839 (дата обращения: 13.04.2022).
3. Васина, Ю. М. Роль психокоррекционных технологий в формировании родительских установок в работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Ю. М. Васина, А. С. Сологуб // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - Курск, 2021. - № 4(60). -URL: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=47429815&selid=47429839 (дата обращения: 13.04.2022).
4. Комарова, Т. С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений, специалистов методических и ресурсных центров, работников органов управления образованием / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликов. - Москва: Мозаика-Синтез, 2011. - 123 с.
5. Концепция непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области по модели I-SMART Skills / Приказ№ 1419 от 10 октября 2019 г. «Об утверждении концепции непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области». - URL: https://ipk-tula.ru/upload/ozenka/pr1419.pdf (дата обращения: 02.03.2022).
6. Модулина, О. Б. Информационная компетентность педагога как ресурс развития образовательной практики / О. Б. Модулина // Информатика и образование. -2008. -№8. - С. 91-93.
http://www.nizhobr.niron обращения: 12.04.2022).