УДК 378
© Нявро В. Ф., Киселева А. А., 2018
РОЛЬ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПЕДАГОГА
Процесс информатизации образования диктует определенные требования к структуре и составу информационно-образовательной среды педагога. В статье рассматривается роль персонифицированной ИОС для профессионального развития педагога и ее возможные составляющие.
Ключевые слова: непрерывное образование, персонифицированная информационно-образовательная среда, профессиональное развитие.
© Nyavro V. F., Kiseleva A. A., 2018
ROLE OF THE PERSONIFIED INFORMATION AND EDUCATION ENVIRONMENT IN PROFESSIONAL DEVELOPMENT
OF THE TEACHER
The process of informatization of education dictates certain requirements to the structure and composition of the information and educational environment (IEE) of the teacher. The article considers the role ofpersonalized IEE for the professional development of the teacher and its possible components.
Keywords: continuous education, the personified information and education environment, professional development.
Современная реальность такова, что информационное пространство оказывает значительное влияние на процесс обучения. О многом обучающиеся узнают из информационного пространства раньше, чем об этом сообщит учитель. Зачастую, эта информация искажена, неполна, поэтому их представление об изучаемом объекте могут быть неточными, а иногда, неправильными. Игнорировать влияние информационного пространства на процесс обучения сегодня нельзя, но, чтобы использовать его возможности нужно, прежде всего, разобраться: что собой представляют информационное пространство и информационная среда.
Понятие «информационное пространство» можно определить исходя из
понимания философской категории «пространство» как формы существования материальных объектов и процессов, характеризующейся структурностью и протяженностью материальных систем. Понятие «информационное пространство» по аналогии можно определить как форму существования информации, в которую необходимо включить и материальные объекты (носители информации различного вида, устройства передачи, хранения информации и т. д.) и идеальные (информационные потоки, информационные поля и т. д.). Ему также будет присуще свойство структурности, и, скажем так, частичной материальности, относящейся к аппаратной его части.
Информационно-образовательное пространство — это пространство, в котором информация используется для образовательных целей. Оно включает и досуговую направленность (информация о возможностях организовать свой отдых, релаксационные программы различного типа, в том числе, музыкальные) и область принятия решений в политике, культуре, экономике (когда человек сознательно ищет недостающую ему информацию), и ориентацию человека в окружающих его социокультурных условиях (с помощью новостных порталов в сети Интернет, например). Информация — это сведения, факты, комментарии, мнения, представленные в печатном или цифровом виде, которые можно хранить и передавать по мере необходимости. Освоенная индивидом информация становится знанием. Таким образом, информация отчуждена от человека, не зависит от него, а знания — личностно окрашены, усваиваясь, они приобретают значимость для конкретного субъекта.
В дидактике в последнее время встречается еще один термин «информационно-образовательная среда». Какое из двух понятий «информационно-образовательное пространство» или «информационно-образовательная среда» шире? Пространство — нечто, не зависящее от человека, оно существует и при его отсутствии. Часть пространства, определенным образом структурированная человеком, «выстроенная для собственных нужд», называется средой [3]. Среда всегда имеет отношение к человеку, безотносительно к нему о среде говорить нельзя. Даже, когда мы ведем речь
об окружающей среде, мы подразумеваем, что она окружает человека и испытывает его влияние. Информационная среда — специально созданная и определенным образом структурированная часть информационного пространства, включающая совокупность субъектов, создающих, перерабатывающих, использующих информацию, саму информацию и аппаратные средства, ее обслуживающие.
Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса, который может протекать и в специальном учебном заведении (школе, колледже, вузе), и вне его (например, человек занимается самообразованием и для этого использует ресурсы Интернет, библиотечные фонды, различные семинары, консультации и т. д.). Информационно-образовательная среда создается человеком или группой людей, а вновь входящие в нее субъекты, приспосабливаются к ней и приспосабливают ее к своим нуждам, т.е. определенным образом изменяют [2].
Информационно-образовательная среда (ИОС) образовательной организации является необходимым условием реализации основной образовательной программы. Согласно ФГОС общего образования, ИОС образовательной организации должна включать в себя комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупность технологических сред, информационных и коммуникационных технологий, систему
современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационной образовательной среде [4]. Функционирование ИОС образовательной организацией обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Учеными предлагаются различные модели ИОС. Мы, следуя идеям В. А. Ясвина [5], рассматриваем ИОС как сложную многоуровневую систему.
Для эффективного использования ИОС образовательной организации педагог адаптирует электронную образовательную среду таким образом, чтобы она соответствовала его возможностям и потребностям в профессиональной деятельности. Именно в процессе адаптации педагогом ИОС становится для него персонифицированной. Таким образом, мы приходим к пониманию того, что ИОС педагога — это система выбранных педагогом конкретных образовательных и адаптированных им для решения своих профессиональных задач. Персонификация среды может быть рассмотрена как способность педагога самостоятельно задавать и реализовывать алгоритм деятельности посредством актуализации электронных образовательных ресурсов под воздействием внешних систем обеспечения — в отличие от индивидуализации деятельности, когда ее алгоритм задается извне, например, задание обучающего обучаемому [1]. На наш взгляд, такой подход к деятельности педагога позволит повысить его творческий потенциал, осуществить переход от репро-
дуктивного (воспроизводящего) уровня использования ИКТ к уровню продуктивному (творческому).
Процесс информатизации образования диктует определенные требования к структуре и составу ИОС педагога. Вместе с тем, необходимо учитывать факт, что персонифицированная ИОС несет в себе большой учебный потенциал для самого педагога, а не только для его учеников. На этапе проектирования стратегии профессионального развития, для педагога становится актуальным вопрос о создании и развитии персонифицированной ИОС.
В ходе проводимого в 2015 году анкетирования слушателей курсов повышения квалификации, в которой участвовало 85 человек, была выявлена прямая зависимость между уровнем их ИКТ-компетентности (степенью развитие персонифицированной ИОС) и выбором продуктивной образовательной стратегии профессионального саморазвития. Средние значения доли неформального образования, полученные при анкетировании слушателей для групп с разным уровнем сформированности ИКТ-компетентности, показали следующую динамику приращения: чем выше ИКТ-компетентность педагога (шире его ИОС), тем более эффективную стратегию профессионального развития он выбирает педагог. Эти данные подтверждают тезис о роли персонифицированной ИОС педагога в переводе уровня 2080 (первое число определяет долю в процентах формального образования, вторая — неформального) до уровня 80-20, что необходимо для автономного совершен-
ствования профессиональной компетенции в течение жизни и в контексте профессиональной деятельности.
Во втором полугодии 2017 года в МАОУ ДПО ИПК в рамках курсов повышения квалификации были реализованы модули, направленные на развитие персонифицированной ИОС педагога, опосредованной средствами ИКТ. По модулю «Информационная образовательная среда педагога дошкольной образовательной организации» прошли обучение 157 педагогов, «Информационная образовательная среда учителя в
условиях реализации ФГОС общего образования» — 100 педагогов. В ходе прохождения по модулю педагоги знакомились с открытыми коллекциями электронных образовательных ресурсов, электронной формой учебника, осваивали основные приемы работы с социальными сервисами Интернета. На этапе систематизации ресурсов, входящих в персональную ИОС, педагогу предлагалось создать карту знаний. Пример такой карты приведен на рисунке 1.
Рисунок 1
В одном из направлений использования персонифицированной ИОС педагоги выделяют профессиональное развитие. Доля пе-
дагогов отражающих этот компонент увеличивается, так, в 2015 году — 56 %, а 2017 году — 64 %.
Доля педагогов, выделяющих компонент ИОС профессионального развития 2012 год
44%
56% ■
■ Выделяют Не выделяют
Доля педагогов , выделяющих
компонент ИОС профессионального
развития 2017 год
36%
64% J
я Выделяют Не выделяют
Рисунок 2
К компонентам ИОС, направленным на профессиональное развитие педагоги относя следующие ресурсы:
1. Сетевые профессиональные сообщества и группы;
2. МООК — массовые on-line открытые курсы;
3. Сайт образовательной организации;
4. Порталы и сайты институтов повышения квалификации;
5. Открытое профессиональное портфолио (сайт, блог).
Персонифицированная ИОС педагога существует как фактическая реаль-
ность, представляя собой важное звено в процессе профессионального развития педагога. Являясь уникальной, индивидуальной средой, присущей конкретному учителю, вместе с тем интегрируется в ИОС образовательной организации, она обладает свойствами постоянного совершенствования и изменения как от воздействия внешних факторов, так и в ходе деятельности самого учителя. Эффективность ее функционирования будет зависеть от многих факторов, но, прежде всего от умения педагога оптимально выбирать ресурсы среды для решения профессиональных задач.
Литература
1. Вахидова, Л. В. Персонифицированная информационно-образовательная среда: концепция подготовки компетентного специалиста средствами обучающей программы // Педагогический журнал Башкортостана. — 2014. — № 2 (51). — С. 77-83.
2. Осмоловская, И. М. Построение процесса обучения в информационно-образовательной среде в целях развития познавательной самостоятельности учащихся. — Режим доступа: http://instrao.ru/images/stories/yar/ osmolovskaya.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
3. Тарасов, С. В. Образовательная среда и развитие школьника. — СПб. : ЛОИРО, 2003. — 139 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
5. Ясвин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.
Сведения об авторах
Нявро Вера Федоровна: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), доцент кафедры общей и экспериментальной физики физического факультета, кандидат физико-математических наук. E-mail: kiseleva.ipk@gmail.com
Киселева Анна Александровна: Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск, Российская Федерация), магистрант. E-mail: kiseleva.ipk@gmail.com
Information about the authors
Nyavro Vera Fyodorovna: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), associate professor of the General and Experimental Physics, candidate of physical and mathematical sciences. E-mail: kiseleva.ipk@gmail.com
Kiselyova Anna Aleksandrovna: National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia), student of master education. E-mail: kiseleva.ipk@gmail.com