Научная статья на тему 'ОПЫТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»)'

ОПЫТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / дошкольные образовательные организации Республики Узбекистан / программы дополнительного профессионального образования / научно-методическое обеспечение дошкольного образования / коммуникативные площадки для взаимодействия на русском языке / preschool education / preschool educational institutions of Uzbekistan / programs of additional professional education / scientific and methodological support of preschool education / communicative platforms for interaction in Russian language

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасов Сергей Валентинович, Гогоберидзе Александра Гививна, Новицкая Виктория Александровна

В статье описаны организация и ход реализации проекта, поддержанного Министерством просвещения Российской Федерации, по выполнению работ по методическому обеспечению образовательной деятельности в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере дошкольного образования Республики Узбекистан — Российско-Узбекский проект «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)». Представлены основные результаты исследования, связанные с обеспечением повышения уровня профессиональных компетенций педагогических кадров системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасов Сергей Валентинович, Гогоберидзе Александра Гививна, Новицкая Виктория Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPREAD OF BEST PRACTICES OF RUSSIAN PRESCHOOL EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL COOPERATION: THE RESULTS OF THE INTERNATIONAL RUSSIAN-UZBEK PROJECT ‘THE KID (MITTEVOY)’

The article describes the organization and progress of the RussianUzbek project ‘The Kid (Mittevoy)’ supported by Russia’s Ministry of Education. The project aims to provide methodological support and disseminate Russia’s best practices of preschool education in Uzbekistan. The article presents the main results of the study related to enhancing the professional competencies of Uzbekistan’s preschool teaching staff.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»)»

Педагогические науки

УДК 37.01 EDN МЕТКт

https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2023-209-9-21

ОПЫТ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК РОССИЙСКОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (РЕЗУЛЬТАТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО

РОССИЙСКО-УЗБЕКСКОГО ПРОЕКТА «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»)

С. В. Тарасов, А. Г. Гогоберидзе, В. А. Новицкая

Статья подготовлена в рамках Государственного задания № 073-03-2022-040 от 14.01.2022, доп. соглашение № 073-03-2022-040/8 от 30.06.2022.

Аннотация. В статье описаны организация и ход реализации проекта, поддержанного Министерством просвещения Российской Федерации, по выполнению работ по методическому обеспечению образовательной деятельности в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере дошкольного образования Республики Узбекистан — Российско-Узбекский проект «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)». Представлены основные результаты исследования, связанные с обеспечением повышения уровня профессиональных компетенций педагогических кадров системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

Ключевые слова: дошкольное образование, дошкольные образовательные организации Республики Узбекистан, программы дополнительного профессионального образования, научно-методическое обеспечение дошкольного образования, коммуникативные площадки для взаимодействия на русском языке

SPREAD OF BEST PRACTICES OF RUSSIAN PRESCHOOL EDUCATION IN THE FRAMEWORK OF INTERNATIONAL COOPERATION: THE RESULTS OF THE INTERNATIONAL RUSSIAN-UZBEK PROJECT 'THE KID (MITTEVOY)'

S. V. Tarasov, A. G. Gogoberidze, V. A. Novitskaya

The article is part of the Government Assignment No. 073-03-2022-040 of 14 January 2022, Additional Agreement No. 073-03-2022-040/8 of 30 June 2022.

Abstract. The article describes the organization and progress of the Russian- Uzbek project 'The Kid (Mittevoy)' supported by Russia's Ministry of Education. The project aims to provide methodological support and disseminate Russia's best practices of preschool education in Uzbekistan. The article presents the main results of the study related to enhancing the professional competencies of Uzbekistan's preschool teaching staff.

Keywords: preschool education, preschool educational institutions of Uzbekistan, programs of additional professional education, scientific and methodological support of preschool education, communicative platforms for interaction in Russian language

Введение

Международное сотрудничество в сфере образования — одно из ключевых направлений в развитии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена определяет в качестве ключевого стратегического ориентира Герценовский университет как «ресурс развития межнациональной коммуникации и интеграции русского языкового пространства».

Ведущая задача стратегического направления «Интеграция университета в мировое научно-образовательное пространство» звучит следующим образом: «Развитие стратегического партнерства и сетевого взаимодействия с ведущими университетами, научными центрами и организациями Европы, Южной и Северной Америки, Юго-Восточной и Восточной Азии в целях повышения конкурентоспособности университета на международном рынке образовательных услуг и научного сотрудничества» [11].

Особую значимость представляет развитие направления международного сотрудничества со странами ближнего зарубежья.

С 2018 года Герценовский университет продуктивно сотрудничает с Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан (с 2022 года — Министерство дошкольного и школьного образования Республики Узбекистан).

Интерес узбекских коллег и государственных органов к научной школе дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена неслучаен.

В 1918 году на базе Петроградского фре-белевского общества содействия воспитанию детей Указом наркома просвещения А. В. Луначарского в Петрограде был создан первый в России вуз по подготовке дошкольных работников — Педагогический институт дошкольного образования. Это было единственное в молодой Советской республике высшее учебное заведение, которое осуществляло профессиональную подготов-

ку кадров для работы с детьми дошкольного возраста.

В стенах Института подготовка воспитателей для детских очагов, руководителей детских садов, инструкторов по дошкольному воспитанию осуществлялась на очень высоком для своего времени уровне; на семи кафедрах зарождалась теория дошкольной педагогики и методик дошкольного воспитания; во все годы обучения студенты работали в качестве практикантов в существующих при Институте экспериментальных учебно-вспомогательных учреждениях (детские сады по педагогическим системам Ф. Фребеля, М. Монтессори, Е. И. Тихее-вой); в 20-е годы были созданы первые в стране образовательные программы для детских садов.

Педагогический институт дошкольного образования просуществовал всего семь лет — вплоть до объединения в 1925 году с Ленинградским государственным педагогическим институтом им. А. И. Герцена. Но та база, те историко-педагогические традиции, которые были заложены преподавателями и студентами ПИДО, развиваются по сей день [10].

Сегодня правопреемником ПИДО является кафедра дошкольной педагогики института детства РГПУ им. А. И. Герцена.

Научно-методическая школа кафедры дошкольной педагогики объединена общностью теоретических взглядов на процессы воспитания и развития ребенка и способов его педагогического сопровождения. В разные годы на кафедре работали ученые, имена и труды которых стали классическими в истории российского дошкольного образования: Н. А. Альмединген-Тумим, Е. И. Тихеева, Л. И. Тихеева-Чулицкая, К. М. Лепилов, Н. Б. Мчедлидзе, А. М. Леушина, Е. А. Гребенщикова, А. И. Сорокина, А. П. Усова, П. Г. Саморукова, Р. М. Римбург, Г. П. Лескова, В. И. Логинова и др.

Начиная с 1937 года на кафедре защищено более 140 кандидатских и докторских диссертаций. Комплексная программа дошкольного образования «Детство», соответ-

ствующая ФГОС дошкольного образования, созданная под руководством профессора В. И. Логиновой преподавателями кафедры, более 25 лет востребована практикой российской системы дошкольного образования. Уникальные методики развития речи, музыкального и художественного воспитания, ознакомления с природой и математикой детей раннего и дошкольного возраста зарождались и развиваются на кафедре. Организация жизнедеятельности детей в детском саду, профессиональное развитие педагогов и дошкольных методических служб — развивающиеся сегодня идеи [7].

Тесное международное сотрудничество с Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан нашло отражение в реализуемом на протяжении уже трех лет проекте, поддержанном Министерством просвещения Российской Федерации, по выполнению работ по методическому обеспечению образовательной деятельности в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере дошкольного образования Республики Узбекистан — Российско-Узбекский проект «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)» (Государственное задание № 073-03-2022-040 от 14.01.2022, доп. соглашение № 073-032022-040/8 от 30.06.2022).

Цель исследования

Цель проекта — повышение качества воспитательной и образовательной деятельности в учреждениях дошкольного образования Республики Узбекистан.

Описание хода исследования

Для достижения указанной цели было предусмотрено решение следующих задач:

— обеспечение повышения уровня профессиональных компетенций педагогических кадров системы дошкольного образования Республики Узбекистан;

— совершенствование учебно-методической базы деятельности региональных центров повышения квалификации и пере-

подготовки педагогических кадров системы дошкольного образования Республики Узбекистан; — развитие русскоязычной коммуникативной компетенции у специалистов, работающих в системе дошкольного образования Республики Узбекистан.

Паспорт проекта предусматривал выполнение следующих мероприятий:

1) реализация дополнительных профессиональных программ для педагогов системы дошкольного образования Республики Узбекистан;

2) проведение диагностических процедур для определения уровня сформированности профессиональной компетенции методистов-воспитателей дошкольных образовательных организаций Республики Узбекистан (далее —ДОО РУ);

3) подготовка аналитического отчета о владении методистами-воспитателями Республики Узбекистан профессиональными компетенциями;

4) разработка национально-ориентированной программы повышения квалификации методистов-воспитателей ДОО РУ;

5) реализация программы повышения квалификации методистов-воспитателей ДОО РУ;

6) разработка национально-ориентированных учебно-методических материалов для системы дошкольного образования Республики Узбекистан;

7) реализация программы повышения квалификации в области корпоративного профессионального взаимодействия работников ДОО РУ, осуществляющих педагогическую деятельность на русском языке;

8) проведение мероприятий по обмену опытом и распространению лучших практик в области дошкольного образования Российской Федерации и Республики Узбекистан;

9) разработка методических рекомендаций по созданию площадок коммуникативного пространства в ДОО РУ для воспитателей и родителей по обучению детей младшего возраста;

10) развитие коммуникативных площадок в ДОО РУ для взаимодействия на русском языке.

Основные результаты исследования

Первый результат исследования связан с проектированием и реализацией системы дополнительного профессионального образования разных категорий работников системы дошкольного образования Республики Узбекистан. Для обоснования актуальности и значимости предложенной системы дополнительного профессионального образования был осуществлен анализ текущего состояния системы дошкольного образования Республики Узбекистан, проведен мониторинг профессиональных потребностей работников дошкольного образования Республики Узбекистан (педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций) и изучение специфики профессиональной компетентности воспитателей детских садов для выявления профессиональных дефицитов с целью обеспечения адресности и востребованности содержания дополнительного профессионального образования разных категорий дошкольных работников.

Для этого были разработаны и реализованы четыре дополнительные профессиональные программы для педагогов системы дошкольного образования Республики Узбекистан:

Для педагогов-воспитателей:

1) «Современные основы дошкольного образования и воспитания» (трудоемкость 72 часа);

2) «Методики и технологии дошкольного образования» (трудоемкость 72 часа).

Для методистов-воспитателей:

3) «Методическая деятельность в системе дошкольного образования» (трудоемкость 72 часа).

Для работников системы дошкольного образования в области корпоративного профессионального взаимодействия работников ДОО РУ, осуществляющих педагогическую деятельность на русском языке:

4) «Навыки педагога дошкольного образования XXI века» (трудоемкость 72 часа).

Особенности реализации

дополнительных профессиональных

программ для педагогов-воспитателей

Цель дополнительной профессиональной программы «Современные основы дошкольного образования и воспитания» заключалась в подготовке слушателей к профессиональной деятельности с учетом имеющихся системных знаний и проектировочных умений в области организации образовательного процесса в ДОО РУ. Программа была ориентирована на приобретение следующих профессиональных компетенций:

1) планирование и организация развивающего взаимодействия и общения с детьми раннего и дошкольного возраста с учетом специфики развития; индивидуальных и возрастных особенностей (ПК-1);

2) организация различных видов деятельности и взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста, опираясь на знания закономерностей психофизиологического развития, охраны физического и психического здоровья детей; обеспечение условий для свободного выбора детских видов деятельности и взаимодействия (ПК-2).

Цель программы «Методики и технологии дошкольного образования» — совершенствование профессиональных компетенций слушателей, необходимых при организации образовательного процесса, с учетом современных методик и технологий дошкольного образования и воспитания. Программа связана с обогащением следующих профессиональных компетенций:

1) реализация образовательного процесса на основе использования методик и технологий дошкольного образования и воспитания (ПК-1);

2) осуществление развития и воспитания ребенка дошкольного возраста использованием инноваций в дошкольном образовании и воспитании (ПК-2).

Реализация дополнительных профессиональных программ «Современные основы

дошкольного образования и воспитания» и «Методики и технологии дошкольного образования» осуществлялась осенью 2022 года.

На дополнительную профессиональную программу «Современные основы дошкольного образования и воспитания» было зачислено 497 педагогов (приказ о зачислении № 0107-219/03-3 от 17.10.2022). На дополнительную профессиональную программу «Методики и технологии дошкольного образования» было зачислено 505 педагогов (приказ о зачислении № 0107-218/03-3 от 17.10.2022).

Таким образом, в реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации приняли участие педагоги из всех областей Республики Узбекистан: Фергана и Ферганская область — 103 чел., Самарканд и Самаркандская область — 57); Сырдарья и Сырдарьинская область — 60 чел., Джизак и Джизакская область — 63 чел., Сухандарья и Суханда-рьинская область — 60 чел., Андижан и Андижанская область — 70 чел., Наманган и Наманганская область — 91 чел., Навои и Навоинская область — 75 чел., Ташкент — 50 чел., Ташкенткая область — 80 чел., Кашкадарья и Кашкадарьинская область — 60 чел., Бухара и Бухарская область — 63 чел., Каракалпакстан — 90 чел., Хорезм и Хорезмская область — 80 чел. В ходе реализации дополнительных профессиональных программ, помимо лекционных и практических занятий, проводились онлайн-консультации. Их посетили более 770 слушателей. По итогам онлайн-взаимодействия были выделены проблемы, наиболее интересные для педагогов-воспитателей:

— специфика организации режимных моментов с детьми до 2 лет;

— актуальные формы взаимодействия с родителями воспитанников с учетом современных запросов;

— специфика овладение речью и двуязычие в семье и детском саду;

— познавательное экспериментирование с детьми;

— вопросы организации детского питания и здорового образа жизни;

— проблемы межличностного общения и взаимодействия с детьми;

— учет адаптационных возможностей детей в обеспечении позитивной социализации детей раннего и дошкольного возраста;

— особенности подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению с учетом ведущих видов детской деятельности;

— организация раннего развития в группах до 3 лет.

Анализ результатов прохождения итоговой аттестации в рамках курсов повышения квалификации показал, что более 80% слушателей программы «Современные основы дошкольного образования и воспитания» продемонстрировали высокий уровень овладения компетенциями. Более 70% слушателей программы «Методики и технологии дошкольного образования» продемонстрировали высокий уровень овладения компетенциями.

Особенности реализации программы дополнительного профессионального образования для методистов-воспитателей

Национально-ориентированная программа повышения квалификации методистов-воспитателей ДОО РУ «Методическая деятельность в системе дошкольного образования» была спроектирована на основе результатов опроса 250 специалистов в области дошкольного образования в разных регионах Узбекистана и получения информации о профессиональных запросах, потребностях и дефицитах работников дошкольного образования (Андижанская область, Бухарская область, Ферганская область, Навоийская область, Кашкадарьинская область, Республика Кара-калпакстан, Сырдарьинская область, Сурхан-дарьинская область, Ташкентская область). Кроме того, был осуществлен анализ ключевых нормативно-правовых документов Республики Узбекистан в области дошкольного образования, изучен механизмов формирования и развития системы [4; 6].

В рамках оценивания профессиональной компетентности методистов ДОО РУ были выявлены наибольшие трудности в вопросах о проектировании и организации образовательной деятельности в ДОО, а именно об организации и специфике педагогического процесса в группах раннего развития, о проектировании и организации развивающей предметно-развивающей среды. Также требовалось рассмотреть вопросы о методическом сопровождении профессионального развития педагогов ДОО и организации взаимодействия с социальными партнерами, совместных проектах, конкурсной и выставочной деятельности.

Значительное число респондентов заявили о профессиональной потребности в повышении квалификации в области организации взаимодействия с семьей; в подготовке педагогов к реализации педагогического наблюдения, а также в подготовке педагогов к организации сопровождения речевого развития ребенка.

Цель программы «Методическая деятельность в системе дошкольного образования» заключалась в обогащении профессиональных компетенций методистов дошкольного образования на основе формирования системных знаний и проектировочных умений в области организации образовательного процесса в ДОО с соответствие с ГОС ДО Республики Узбекистан.

Программа направлена на приобретение следующих профессиональных компетенций:

— способен проектировать и организовывать образовательную деятельность в ДОО в соответствии со стандартом и учебной программой дошкольного воспитания и образования (ПК-1);

— способен осуществлять методическое сопровождение профессионального развития педагогов ДОО, поддерживать инновационные процессы в системе дошкольного образования (ПК-2);

— способен организовывать конструктивное взаимодействие с социальным окру-

жением ДОО, в том числе с родительским сообществом (ПК-3). Для повышения квалификации по результатам опроса сотрудников методических служб Республики Узбекистан и по согласованию с Министерством дошкольного образования Республики Узбекистан были зачислены слушателями дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методическая деятельность в системе дошкольного образования» 108 методистов дошкольных образовательных организаций Андижанской, Бухарской, Ферганской, На-воийской, Кашкадарьинской областей, Республики Каракалпакстан, Сырдарьинской, Сур-хандарьинской, Ташкентской областей.

Итоговая аттестация слушателей показала высокий средний балл выполнения слушателями итоговой аттестации: 10 баллов из 12 возможных.

Особенности реализации программы повышения квалификации в области корпоративного профессионального взаимодействия работников ДОО РУ, осуществляющих педагогическую деятельность на русском языке «Навыки педагога дошкольного образования XXI века»

Программа разработана на основе современных международных требований к профессиональной деятельности педагога дошкольного образования. При разработке программы были учтены: Закон РУ «О дошкольном образовании и воспитании» [4], Концепция развития системы дошкольного образования РУ до 2030 года [7], Государственный стандарт дошкольного образования, утвержденный постановлением кабинета министров РУ от 22 декабря 2020 года № 802 [9]. Актуальность программы обусловлена необходимостью внесения изменений в организацию воспитательно-образовательного процесса в ДОО РУ в связи с введением в действие «Государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Республики Узбекистан,

а также большого числа педагогов, имеющих среднее профессиональное и высшее педагогическое непрофильное образование, но успешно работающих или планирующих работать в сфере дошкольного образования.

Программа была выстроена с опорой на достижения лучших российских и узбекских практик дошкольного образования, что позволяет качественно учитывать специфику национального компонента в образовании слушателей. Идея программы опиралась на существующие практики подготовки современных высококвалифицированных специалистов в области дошкольного образования, существующие в Герценовском университете, в частности идеи реализации проекта «Подготовка педагогов под ключ» [11].

Программа «Навыки педагога дошкольного образования XXI века» была направлена на совершенствование следующей профессиональной компетенции — педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования.

В освоении программы «Навыки педагога дошкольного образования XXI века» приняли участие и успешно завершили обучение 60 педагогов ДОО.

В программе приняли участие: заведующие ДОО, методисты ДОО, воспитатели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, учителя-логопеды, инструкторы по физической культуре, преподаватели иностранных языков.

Наибольший интерес у слушателей вызвали следующие проблематики:

— управление качеством образования обучающихся в отдельно взятой дошкольной образовательной организации;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— специфика методического сопровождения воспитателей в зависимости от актуальных задач образовательного процесса и уровнем готовности их решать;

— особенности организации режимных моментов в зависимости от запросов современных родителей;

— дополнительное образование дошкольников и участие воспитателей в организации этого процесса;

— актуальные формы взаимодействия с родителями воспитанников с учетом современных запросов;

— специфика овладение речью и двуязычие в семье и детском саду;

— познавательно-исследовательская деятельность детей дома и в детском саду;

— вопросы организации детского питания и здорового образа жизни;

— готовность к школе, уровни готовности к школе, специфика подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению;

— учет адаптационных возможностей детей в обеспечении позитивной социализации детей младшего дошкольного возраста.

В качестве итоговой аттестации слушателям было предложено командное участие в защите творческого проекта. Тема проекта: «Создание высокоэффективной образовательной среды в новом общеобразовательном учреждении».

Анализ результатов прохождения итоговой аттестации (презентации и командной защиты творческих проектов) в рамках курсов повышения квалификации показал, что более 80% слушателей программы продемонстрировали высокий уровень овладения компетенциями и подготовили инновационные проекты, полностью готовые к внедрению в практику работы дошкольных образовательных организаций Республики Узбекистан.

Аттестационной комиссией на публичной защите были определены наиболее сильные проекты слушателей и рекомендованы к представлению на научно-практической конференции: «Теплый дом» — практика организации взаимодействия ДОО с семьями воспитанников; Развитие исследовательской активности дошкольников в процессе художественного экспериментирования; «Периодическое издание» — практика организации взаимодействия воспитателей и педагогов дополнительного образования с родителями; «Утренний круг» — практика организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста; Тематическое планирование

в дошкольной образовательной организации; Педагогическая технология ответов на детские вопросы как условие развитие познавательной активности и речи дошкольников.

Следующий результат проведенного исследования связан с разработкой национально-ориентированных учебно-методических материалов для системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

По итогам мониторинга профессиональных потребностей специалистов создано методическое пособие для методистов-воспитателей, учитывающее страновую специфику Республики Узбекистан.

В пособии представлены подходы к организации методической деятельности в системе дошкольного образования, описан инструментарий оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста, раскрыты технологии взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с социальным окружением, в том числе родителями воспитанников. Содержание и структура пособия обусловлена трудовыми действия, реализуемыми специалистами методической службы [3; 10] и включает в себя следующие разделы:

В первом разделе рассматриваются подходы к организации методической деятельности в системе дошкольного образования, анализируется функционал методической службы, специфика реализации ее деятельности с позиции методического сопровождения; раскрываются маркеры профессиональной компетентности педагога дошкольного образования и рекомендации к проектированию методического пространства профессиональной деятельности педагогов.

Ключевой задачей деятельности методиста дошкольного образования является организация и подготовка педагогов к проведению диагностических процедур, направленных на изучение достижений детей, темпа их развития и на основе полученных результатов планирования образовательной деятельности. Поэтому второй раздел посвящен проектированию инструментария

оценки образовательных достижений детей дошкольного возраста и организации данного процесса. В Государственной учебной программы «ILK QADAM» для ДОО РУ особое место отводится мониторингу достижений ребенка по областям развития (компетенции ребенка): игровой компетенции (творческому применению ребенком опыта, знаний и навыков в процессе игры); коммуникативной компетенции (умению использовать средства общения в различных ситуациях); социальной компетенции (умению вести себя со взрослыми и сверстниками в жизненных ситуациях с соблюдением согласованных правил и норм поведения); познавательной компетенции (сознательному восприятию окружающего мира и применение полученных знаний) [8].

Проведение мониторинговых процедур и анализ выявленных образовательных достижений детей служит основанием для проектирования и реализации психолого-педагогической поддержки детей в условиях дошкольного образовательного учреждения. На этом этапе ключевой задачей методиста является обогащение опыта педагогов в проектировании образовательной деятельности с учетом ведущих принципов и требований, обозначенных в государственной учебной программе. Исходя из этого, в третьем разделе пособия «Проектирование педагогической поддержки детей в образовательном процессе дошкольной образовательной организации» раскрываются характеристики педагогической поддержки, рекомендации к проектированию образовательных ситуаций и специфика их реализации в группах с детьми дошкольного возраста.

Четвертый раздел пособия посвящен организации социального партнерства в системе дошкольного образования и взаимодействию с родителями. Следует отметить, что сегодня как значимая характеристика эффективности функционирования системы дошкольного образования и в России, и в Узбекистане рассматривается открытость и сотрудничество с заинтересованными организациями. Поэтому ключевой за-

дачей методиста дошкольного образовательного учреждения является установление позитивного взаимодействия с родительским сообществом и социальным окружением. При этом важно обеспечить овладение педагогами способами изучения образовательных запросов родителей, их удовлетворенность качеством образовательной деятельности и способствовать развитию позиции ответственного родительства.

Еще один ключевой результат реализованного проекта — создание площадок коммуникативного пространства в дошкольных образовательных организациях для воспитателей и родителей по обучению детей младшего возраста.

Были разработаны методические рекомендации по созданию площадок коммуникативного пространства в дошкольных образовательных организациях для воспитателей и родителей по обучению детей младшего возраста.

Площадки коммуникативного пространства организуются в дошкольных образовательных учреждениях с целью дополнительного обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Деятельность площадок направлена на формирование навыков русскоязычной коммуникации детей, воспитателей и родителей, на помощь в освоении русского языка и воспитание толерантного отношения к русскому языку и культуре.

Деятельность площадок основывается на удовлетворении личностных, познавательных, игровых потребностей ребенка, а также потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми (педагогами, родителями) и детьми.

Площадки КП представляют собой развивающую предметно-пространственную среду, а также организованную и свободную деятельность и коммуникацию.

В коммуникативных пространствах воспитателями должна обеспечиваться еженедельная сменяемость части развивающей предметно-пространственной среды согласно календарно-тематическому принципу, то есть в соответствии с темой занятия (занятий),

обозначенной в пособии «Раз-два-три, по-русски говори!» [3]. В каждой из зон должны быть представлены узнаваемые приметы русской культуры.

В рамках реализации задач проекта была осуществлена работа по созданию на базе ДОО города Ташкента республики Узбекистан коммуникативных площадок. Коммуникативная площадка по запросу Министерства дошкольного образования Республики Узбекистан рассматривалась как уникальное инновационное пространство детского сада, позволяющее качественно решать образовательные задачи, направленные на ознакомление дошкольников с русской культурой и традициями, развитие у дошкольников навыков коммуникации на русском языке. Коммуникативная площадка как уникальное культурно-образовательное пространство ознакомления дошкольников с русской культурой и традициями, развитие у дошкольников навыков коммуникации на русском языке должна была обладать следующими характеристиками:

— вариативные практики ознакомления дошкольников с русской культурой и традициями, развитие у дошкольников навыков коммуникации на русском языке;

— уникальное единое пространство коммуникации для детей и взрослых, внутри которого созданы центры для активизации различных видов детской деятельности, где общение и взаимодействие между субъектами осуществляется только на русском языке (центр детской русской литературы, центр художественно-эстетического развития, центр проектной деятельности, игровой центр и т. п.)

— обобщенный опыт ознакомления дошкольников с русской культурой и традициями, развитие у дошкольников навыков коммуникации на русском языке представленный в виде методических продуктов: методических рекомендаций для педагогов, программ ПК и стажировок, сценариев семинаров, мастер-классов для педагогов дошкольного образования по выделенной теме и т. п.

— практики взаимодействия с семьями воспитанников по поддержке и сопровождению родителей в вопросах ознакомления дошкольников с русской культурой и традициями, развитие у дошкольников навыков коммуникации на русском языке.

Наличие большинства характеристик в практике работы детского сада позволяло дошкольной организации пройти базовый порог и претендовать на возможность включиться в инновационную деятельность в виде получения статуса коммуникативной площадки.

Для получения статуса коммуникативной площадки (как особого статуса детского сада, осуществляющего инновационную деятельность в выделенном направлении) было решено провести конкурсный отбор ДОО города Ташкента, имеющих опыт и практики ознакомления дошкольников с русской культурой и традициями, развития у дошкольников навыков коммуникации на русском языке. С этой целью была разработана информационная анкета, позволяющая детскому саду обобщить имеющийся опыт и обосновать его уникальность и значимость для решения поставленных задач.

В результате предварительного анкетирования были выбраны 10 детских садов города Ташкента, заявившие о своем намерении принять участие в отборе на получение статуса коммуникативной площадки. У всех претендентов образовательная деятельность в детском саду осуществлялась на русском языке и был опыт решения задач, направленных на ознакомление дошкольников с русской культурой и традициями, развитие у дошкольников навыков коммуникации на русском языке.

Второй очный тур конкурса прошел во время проведения Русско-Узбекской конференции «Новое качество профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: реализация совместного проекта "МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)"», которая проходила 7 декабря 2022 года на площадке филиала РГПУ им. А. И. Герцена в городе Ташкенте.

В настоящее время статус коммуникативных площадок для реализации задачи инновационной деятельности в области развития интереса детей дошкольного возраста к русскому языку и русской культуре присвоен на конкурсной основе двум дошкольным образовательным организациям города Ташкента.

Заключение

В ходе реализации российско-узбекского проекта «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)» и выполнении работ по методическому обеспечению образовательной деятельности в целях организации и реализации мероприятий по распространению лучших практик российского образования в рамках международного сотрудничества в сфере дошкольного образования Республики Узбекистан в 2022 году решены поставленные цель и задачи, реализованы все предусмотренные мероприятия и достигнуты запланированные результаты:

1. В рамках реализации двух дополнительных профессиональных программ повышения квалификации «Современные основы дошкольного образования и воспитания» (72 часа) и «Методики и технологии дошкольного образования и воспитания» (72 часа) выданы удостоверения о повышении квалификации 1002 педагогам системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

2. На основе разработанного диагностического инструментария для оценки методических компетенций методистов-воспитателей ДОО РУ выявлен уровень методической компетенции 250 (164 методиста и 86 воспитателя-методиста) специалистов ДОО РУ.

3. Выявлены профессиональные дефициты специалистов, организующих методическую деятельность в ДОО РУ и описаны возможные направления повышения качества методической деятельности в ДОО РУ.

4. Создана программа повышения квалификации методистов-воспитателей

ДОО РУ «Методическая деятельность в системе дошкольного образования» (72 часа).

5. Повышена квалификация в рамках освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методическая деятельность в системе дошкольного образования» (72 часа) 108 методистов-воспитателей ДОО РУ.

6. Создано методическое пособие для методистов-воспитателей ДОО Республики Узбекистан по итогам мониторинга профессиональных потребностей специалистов, учитывающее страновую специфику Республики Узбекистан, «Методическая деятельность в системе дошкольного образования», общим объемом 16 п. л.

7. Повышена квалификация в рамках освоения программы повышения квалификации «Навыки педагога дошкольного образования XXI века» 60 работников ДОО РУ, осуществляющих профессиональную деятельность на русском языке.

8. Проведена российско-узбекская научно-практическая конференция «Новое качество профессиональной деятельности педагога дошкольного образования: результаты и перспективы развития между-

народного проекта «МАЛЫШ (МИТТЕ-ВОЙ)», выявлены перспективы развития отрасли, намечены векторы дальнейшего сотрудничества.

9. Разработаны методические рекомендации по созданию площадок коммуникативного пространства в дошкольных образовательных организациях для воспитателей и родителей по обучению детей дошкольного возраста.

10. Сформированы две коммуникативные площадки для взаимодействия на русском языке на базе отобранных дошкольных образовательных организаций в городе Ташкенте.

Дальнейшее развитие Российско-Узбекского проекта «МАЛЫШ (МИТТЕВОЙ)»

может быть связано:

— с развитием инновационной компетентности специалистов системы дошкольного образования Республики Узбекистан;

— с совершенствованием нормативно-правового и методического обеспечения инновационной деятельности ДОО РУ;

— с совершенствованием механизмов конкурсного движения для управленческих и педагогических кадров системы дошкольного образования Республики Узбекистан.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акулова О. В., Ничипоренко Л. К., Ивченко Т. А., Конохова Е. С., Атарова А. Н. Педагогический институт дошкольного образования. Юбилейный альбом. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 340 с.

2. Андреева Н. А. Подходы к организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 77-84.

3. Введенская Н. М., Галактионова Л. Н., Елисеева М. Б., Крылова И. А., Трифонова Т. А. и др. Раз-два-три, по-русски говори! Учебно-методическое пособие для работы с детьми-билингвами с родным узбекским языком. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 48 с.

4. Закон Республики Узбекистан от 16 декабря 2019 г. № ЗРУ-595 «О дошкольном образовании и воспитании». [Электронный ресурс]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=121639 (дата обращения 09.06.2023).

5. Институт детства Герценовского университета / под ред. А. Г. Гогоберидзе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 431 с.

6. Келдиёрова З. Р. кизи Современная система дошкольного образования Узбекистана // Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences. 2023. Т. 3. № 2. С. 304-309.

7. Концепция развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года (Приложение № 1 к Постановлению Президента РУз от 8 мая 2019 г. № ПП-4312). [Электронный ресурс]. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=588185_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (дата обращения 09.06.2023).

8. Олимов К., Турдиева М. Инновационный подход и государственная учебная программа «Первый шаг» в реализации процесса дошкольного образования и подготовки // Общество и инновации. 2021. Т. 2. № 2/S. С. 419-423. https://www.doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss2/S-pp419-423

9. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 22 декабря 2020 г. № 802 «Об утверждении Государственного Стандарта дошкольного образования и воспитания». [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/5184500 (дата обращения 09.06.2023).

10. Приказ Министра народного образования от 5 декабря 2022 г. № 372 «О дальнейшем совершенствовании работы непрерывной методической службы в системе народного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://idum.uz/ru/archives/17515 (дата обращения 09.06.2023).

11. Программа развития университета 2019-2023 // Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. [Электронный ресурс]. URL: https://www.herzen.spb.ru/upload/medialib-rary/3c5/5ds2ro72nycz2e2amc5sz1gh352g00yk/Programma-Razvitiya-2019_2023-_-2023.pdf (дата обращения 09.06.2023).

12. Тарасов С. В., Спасская Е. Б., Ребко Э. М. «Учительская "под ключ!"». Из опыта создания системы подготовки будущих выпускников педагогического вуза к решению задач развития образования в регионе. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2023. 84 с.

REFERENCES

1. Akulova O. V., Nichiporenko L. K., Ivchenko T. A., Konokhova E. S., Atarova A. N. Pedagogicheskij institut doshkol'nogo obrazovaniya. Yubilejnyj al'bom. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2021. 340 s.

2. Andreeva N. A. Podkhody k organizatsii metodicheskoj raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezh-denii // Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 3 (35). S. 77-84.

3. Vvedenskaya N. M., Galaktionova L. N., Eliseeva M. B., Krylova I. A., Trifonova T. A. i dr. Raz-dva-tri, po-russki govori! Uchebno-metodicheskoe posobie dlya raboty s det'mi-bilingvami s rodnym uzbekskim yazy-kom. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2021. 48 s.

4. Zakon Respubliki Uzbekistan ot 16 dekabrya 2019 g. № ZRU-595 "O doshkol'nom obrazovanii i vospi-tanii". [Elektronnyj resurs]. URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=121639 (data obrashcheniya 09.06.2023).

5. Institut detstva Gertsenovskogo universiteta / pod red. A. G. Gogoberidze. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2017. 431 c.

6. Keldierova Z. R. kizi Sovremennaya sistema doshkol'nogo obrazovaniya Uzbekistana // Oriental Renaissance: Innovative, Educational, Natural and Social Sciences. 2023. T. 3. № 2. S. 304-309.

7. Kontseptsiya razvitiya sistemy doshkol'nogo obrazovaniya Respubliki Uzbekistan do 2030 goda (Prilozhenie № 1 k Postanovleniyu Prezidenta RUz ot 8 maya 2019 g. № PP-4312). [Elektronnyj resurs]. URL: https://nrm.uz/contentf?doc=588185_&products=1_vse_zakonodatelstvo_uzbekistana (data obrashcheniya 09.06.2023).

8. Olimov K., Turdieva M. Innovatsionnyj podkhod i gosudarstvennaya uchebnaya programma "Pervyj shag" v realizatsii protsessa doshkol'nogo obrazovaniya i podgotovki // Obshchestvo i innovatsii. 2021. T. 2. № 2/S. S. 419-423. https://www.doi.org/10.47689/2181-1415-vol2-iss2/S-pp419-423

9. Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Uzbekistan ot 22 dekabrya 2020 g. № 802 "Ob utver-zhdenii Gosudarstvennogo Standarta doshkol'nogo obrazovaniya i vospitaniya". [Elektronnyj resurs]. URL: https://lex.uz/docs/5184500 (data obrashcheniya 09.06.2023).

10. Prikaz Ministra narodnogo obrazovaniya ot 5 dekabrya 2022 g. № 372 "O dal'nejshem sovershenst-vovanii raboty nepreryvnoj metodicheskoj sluzhby v sisteme narodnogo obrazovaniya". [Elektronnyj resurs]. URL: https://idum.uz/ru/archives/17515 (data obrashcheniya 09.06.2023).

11. Programma razvitiya universiteta 2019-2023 // Rossijskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. A. I. Gertsena. [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.herzen.spb.ru/upload/medialibrary/3c5/5ds2ro72 nycz2e2amc5sz1gh352g00yk/Programma-Razvitiya-2019_2023-_-2023.pdf (data obrashcheniya 09.06.2023).

12. Tarasov S. V., Spasskaya E. B., Rebko E. M. "Uchitel'skaya 'pod klyuch!' ". Iz opyta sozdaniya sistemy podgotovki budushchikh vypusknikov pedagogicheskogo vuza k resheniyu zadach razvitiya obra-zovaniya v regione. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2023. 84 s.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ТАРАСОВ Сергей Валентинович — Sergei V. Tarasov

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 2529-3475, Scopus AuthorlD: 15066603100, ORCID: 0000-0001-8595-8039, e-mail: tarasovsvlo@yandex.ru

Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, ректор РГПУ им. А. И. Герцена.

ГОГОБЕРИДЗЕ Александра Гививна — Alexandra G. Gogoberidze

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 9922-6122, Scopus AuthorlD: 57202914646, ORCID: 0000-0002-5374-632X, e-mail: agg1868@gmail.com

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики.

НОВИЦКАЯ Виктория Александровна — Victoria A. Novitskaya

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия.

Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

SPIN-код: 1400-0077, ORCID: 0000-0002-2856-6124, e-mail: novitskayava@herzen.spb.ru

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики, директор института детства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию: 13 июля 2023.

Прошла рецензирование: 30 июля 2023.

Принята к печати: 15 сентября 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.