Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
166
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БУДУЩИЙ ЖУРНАЛИСТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ / PROFESSIONAL TRAINING / A FUTURE JOURNALIST / COMPETENCE APPROACH FOR PROFESSIONAL TRAINING / A GENERAL PROFESSIONAL SKILL / PROCESS OF COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Каверина Ольга Геннадиевна, Сирота Татьяна Анатольевна

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущего журналиста на основе компетентностного подхода. Анализируются основные направления профессиональной подготовки будущего журналиста. Определены пути развития общепрофессиональных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE JOURNALISTS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH

The article deals with the main areas of the professional training of a future journalist basing upon the competence approach. The main methodological approaches for professional training of a future journalist are analyzed. The ways of general professional skills development are determined.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА»

УДК 378.14.007.2

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Каверина Ольга Геннадиевна,

доктор педагогических наук, профессор, ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет», г. Донецк, ДНР

e-mail: kaf_engl-2017@mail.ru Сирота Татьяна Анатольевна,

аспирант,

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет», г. Донецк, ДНР

e-mail: ansir2911@gmail.com

Kaverina Olga,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of English Language Department,

Donetsk National Technical University, Donetsk

Sirota Tatyana, Postgraduate Student, Donetsk National University, Donetsk

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки будущего журналиста на основе компетентностного подхода. Анализируются основные направления профессиональной подготовки будущего журналиста. Определены пути развития общепрофессиональных умений.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, будущий журналист, компетент-ностный подход в профессиональной подготовке, общепрофессиональные умения, процесс общения.

Постановка проблемы. Система профессионального образования в ДНР сейчас претерпевает глубокие экономические и социально-политические изменения. Модернизация содержания высшего профессионального образования предусматривает обеспечение адекватности подготовки специалистов уровню современных требований рынка труда. Профессиональная подготовка будущих журналистов имеет свои отличительные особенности, которые отражают возросшую роль средств массовой информации в современном мире.

Анализ актуальных исследований.

Педагогические исследования по профессиональной подготовке будущих журналистов посвящены следующим вопросам: актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов (О.В. Жидкова); развитие конкурентоспособности студентов, будущих журналистов (Ю.В. Андреева); формирование профессиональной компетентности будущих журналистов (И.А. Илларионова, Г.В. Лазутина, Е.П. Прохоров).

Цель статьи — изучить особенности профессиональной подготовки будущих

журналистов в контексте компетент-ностного подхода.

Изложение основного материала. Основной задачей системы средств массовой коммуникации является доведение до общества информации, соответствующей потребностям и интересам аудитории, ориентирующейся в окружающей действительности, необходимой для оптимального функционирования общественного организма. Журналист в ходе реализации своей профессиональной деятельности вынужден внедряться в различные социальные среды с целью получения информации об актуальных проблемах современности. Работа с глубоко социализированным знанием требует от журналиста правильной интерпретации передаваемых обществу сведений и, как следствие, владения необходимым набором профессиональных знаний, умений и навыков.

Отличительной особенностью профессиональной деятельности журналиста на современном этапе является профессионально-творческая конкуренция, обусловленная конкурентоспособностью системы массовой коммуникации. Этот сложный профессиональный феномен проявляется в скрытой и явной форме, на межличностном и корпоративном уровнях. Конкурентоспособность журналиста зависит от многих факторов: от уровня профессиональной культуры и компетентности, развития личностных и профессиональных качеств, способности к профессиональному росту, стремления к саморазвитию и наиболее полной самореализации творческого потенциала (Ю.В. Андреева).

В связи с изменением роли и значения информации в функционировании и развитии общества неизбежно возникают качественно новые требования к профессиональной подготовке будущих журналистов, для которых информация является объектом и предметом профессиональной деятельности.

Исходя из того, что любая профессиональная деятельность представляет со-

бой область трудовой деятельности, в которой участвует человек, имеющий специальные способности и развитые профессиональные качества и результатом которой является определенное изменение действительности, охарактеризуем профессиональную деятельность журналиста.

Под профессиональной деятельностью журналиста будем понимать общественно значимую деятельность, функции которой продиктованы разнообразием повседневной жизни общества. Она характеризуется как социально значимая деятельность, при выполнении которой требуются специальные знания, умения и профессионально обусловленные качества личности.

Е.П. Прохоров [8], говоря об особенностях деятельности журналиста, выделяет ее три вида: авторскую, редакторскую, организаторскую. Г.В. Лазутина, рассматривая профессиональную деятельность журналиста, вводит в научный обиход понятие «способ творческой деятельности» [7]. В основе профессиональной деятельности журналиста, по Д.С. Аврамову, лежат нравственные отношения (персональная ответственность журналиста за свой труд, моральные заповеди, которые журналисты берут на себя и выполнение которых говорит об их личностной и профессиональной зрелости, этические нормы) [2].

Чтобы лучше понять методологические основы профессиональной подготовки будущих журналистов, необходимо обратиться к основным понятиям, связанным со становлением журналистики (информация, коммуникационно-направленное сообщение, журналистика, публицистика, пропаганда).

Так, информация - это сведения, факты о ком-либо, о чем-либо. Коммуникационно-направленное сообщение чего-либо (например, информации) - направленное сообщение, адресованное большой группе людей. Примером массовой коммуникации могут служить: публичное выступление, лекция, показ фильма,

спектакль в театре, художественная выставка и многое другое. Исторически сложившимися формами массовой коммуникации являются литература, искусство, кино, компьютерная сеть Интернет и др. Все они на своем специфическом языке - словами или образами - несут человеку информацию, которая помогает ему ориентироваться в окружающем мире, в политических, экономических и других процессах, происходящих в мире, государстве, городе. Они формируют его мировоззрение, влияют на него.

Журналистика является одной из форм массовой коммуникации. Журналистикой называется общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению информации через средства массовой коммуникации.

Публицистика отличается от журналистики целенаправленностью информации. Она формирует и направляет общественное мнение, служит способом организации и передачи социальной информации.

С журналистикой сходна пропаганда, в ее задачу входит распространение идей, учений, взглядов, мнений. Журналистику определяют как социально-коммуникативную систему и общественно публичную деятельность по оперативному производству - продуцированию фактологического знания о мире, конституирующую себя с помощью специализированных технических каналов - средств массовой коммуникации (СМК). Социальная роль журналиста - летописец бытия и комментатор своего времени (К.Н. Тен-дит [9]).

Средства массовой информации трактуются как специализированные каналы и проводники системы массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, электронно-сетевые медиа).

Важными для нашего исследования является понятия «журналистский дискурс», «журналистский текст».

Так, под журналистским дискурсом будем понимать фактологически сфокусированную речемыслительную деятель-

ность в пространстве СМК актуализирующую и корректирующую аспекты социальной действительности. Журналистский текст - целостный по смыслу опубликованный конечный журналистский продукт.

Итак, рассмотрение данных понятий в контексте нашего исследования способствует пониманию особенностей профессиональной подготовки будущих журналистов, является толчком к совершенствованию журналистского образования.

На наш взгляд, необходимо также переосмысление существующих направлений к профессиональной подготовке журналистов, ориентированных на формирование профессиональной компетентности с учетом современных тенденций в образовании.

Профессиональная компетентность в разных областях знаний рассматривается как явление, в основе которого лежат как индивидуально-психологические качества личности специалиста, так и объективные условия развития общества, его особенности и условия для профессиональной деятельности.

Применительно к журналистской деятельности компетенции представляют собой комбинацию знаний, умений и навыков, которые требуются для выполнения важных профессиональных задач.

Е.Л. Вартанова выделяет несколько компетенций: общенаучные, инструментальные, системные, базовые общепрофессиональные [3].

Базовые общепрофессиональные компетенции журналиста включают понимание сущности журналистской деятельности, знание базовых принципов формирования медиа-системы и специфики разных видов СМИ, понимание запросов аудитории в потреблении и производстве массовой информации. Инструментальные компетенции предполагают владение нормами русского литературного языка, владение иностранным языком в устной и письменной форме, навыками использования программных

средств и работы в компьютерных сетях, использование ресурсов Интернета и т.д.

К базовым практическим компетенциям по видам деятельности Е.Л. Вартанова относит умение находить актуальные темы, проблемы, умение владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа, способность готовить материал для СМИ в различных жанрах, умение анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, принятыми в СМИ разных типов, способность участвовать в разработке, анализе и корректировке концепции СМИ (проектно-аналитическая деятельность) [3].

Выделяется также инновационная компетенция, которая предполагает активность журналиста, его открытость, способность к диалогу, готовность воспринимать критику, умение работать с технологической инфраструктурой [9].

Для того, чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою работу, ему нужно владеть многими видами деятельности, которые соответствуют общекультурным нормам, решению мировоззренческих и нравственных задач, а также видами деятельности, которые специфичны именно для журналистской профессии. Общекультурные и узкопрофессиональные знания тесно связаны между собой.

В области общепрофессиональных компетенций для журналиста важны знания, связанные с правовым аспектом деятельности (принципы правил и норм информационных отношений в открытом обществе, нормативные документы из сфер правого регулирования доступа к информации).

Журналист должен обладать узкоспециальными знаниями, в зависимости от сфер общественной жизни, где он работает. Терминологические знания журналиста должны включать владение информацией о структуре и формате новостей, основных правил их освещения, профессионально-этические нормы.

Важнейшим фактором являются личные качества, лежащие в основе деятельности квалифицированного журналиста. Журналист должен иметь диверсифика-ционную сеть источников информации, которая формируется благодаря коммуникабельности, интуиции, соблюдению правил этикета при общении и т.д.

Профессиональная компетентность журналиста - синтез трех компонентов: аксиологического, гносеологического, праксеологического. Исходя из того, что профессиональная деятельность будущего журналиста имеет явно выраженную ориентацию на коммуникацию, на события, на другого человека, аксиологический аспект профессиональной компетентности журналиста приобретает особую значимость и позволяет соотнести реальность с ценностным отношением журналиста к профессии, к себе, к людям к телевидению, к обществу в целом. Гносеологический компонент включает определенную совокупность общих и специальных знаний, необходимых для решения типичных и нестандартных профессиональных задач.

Праксеологический компонент профессиональной компетентности базируется на гностических, аналитических, проектировочных, коммуникативных, конструктивных, креативных, оценочных, информационных умениях.

Профессиональная компетентность журналиста имеет следующие сущностные признаки: уровень общей эрудиции, широта, глубина усвоения знаний, необходимых для успешного ведения профессиональной деятельности, уровень специальных (профессиональных) умений для решения задач при подготовке медийного материала, а также уровень развития профессионально значимых ориентаций. Образованность, культура речи, методологическая оснащенность журналиста, высокие этические критерии, гуманизм являются основными критериями журналистского образования, входящими в понятие «профессиональная компетентность журналиста» [6, с.13].

В концепции модернизации российского образования изменяется подход к пониманию природы и задач журналистики, отношения к ней как к творческой и прикладной профессии. Ее специфика и предназначение в настоящее время делают творческую составляющую приоритетной в характеристике специалиста сферы средств массовой информации, так как предполагает, помимо необходимых знаний и умений, развитие способностей к целостному и индивидуальному видению жизненных реалий, преобразуя его в творческий продукт. Поэтому профессиональная компетентность будущих журналистов приобретает особую значимость еще в условиях вузовской подготовки.

Существует многообразие подходов, моделей, технологий обучения журналистов в вузе, но развитию общепрофессиональных умений работать с информацией как основе журналистского труда уделяется еще недостаточно внимания, о чем свидетельствует анализ научно-педагогической литературы. Среди дискуссионных вопросов можно отметить формальность обучения, применение малоэффективных методик обучения, способствующих развитию общепрофессиональные умений на достаточно высоком уровне, недооценку практической подготовки в данном процессе, отсутствие интегратив-ных связей между дисциплинами.

В большинстве исследований ученых-педагогов (И.А. Илларионова, Ю.М. Кара-севич и т.д.) профессиональная компетентность журналистов рассматривается как овладение основами журналистского мастерства, как готовность к творческому решению профессиональных задач, проявление креативных способностей в профессиональной деятельности. Путь к развитию общепрофессиональных умений журналиста в соответствии с требованиями современности - это изучение блока учебных дисциплин, знакомство со средствами преобразования массовой информации, опытом накопленных знаний, нацеленных на их практическое применение.

Для реализации данной цели необходимо формирование журналиста как целостной, гармонически развитой личности, имеющей навыки коммуникации и применения методов сбора, обработки информации, написания текстов.

Интеграция усилий преподавателей должна быть направлена на обучение будущих журналистов общеобразовательным и профессиональным дисциплинам с оптимально грамотным применением методологических подходов. В результате студент будет способен использовать свои профессиональные обязанности в условиях реальной журналистской практики.

Однако, педагогическая наука в контексте профессиональной подготовки журналистов довольно сильно отстает от реальной образовательной практики и непосредственной журналистской деятельности. Необходимо педагогическое осмысление процессов, связанных с применением дидактических методов, разнообразных образовательных технологий в системе профессиональной подготовки журналистских кадров. Журналистской науке целесообразно осуществить сближение с педагогикой в целях детального изучения и апробации на практики как уже существующих, так и инновационных методик и технологий обучения. Новые формы ведения общеобразовательного процесса для будущих журналистов во многом нуждаются в оценке педагогического эффекта их применения.

Отсюда, считаем целесообразным ввести в систему профессиональной подготовки будущих журналистов теоретический курс по педагогике, который бы способствовал расширению их кругозора, формированию мировоззрения и мировосприятия, представлению о журналистике как социальном институте.

За время обучения в вузе у журналистов должно сформироваться адекватное и реалистическое представление о своей будущей профессии, собственная образовательная траектория на основе приобре-

тенного опыта и с учетом требований средств массовой информации.

«Педагогизация» образовательной среды будет способствовать формированию личностных профессионального качеств будущего специалиста, способов творческой деятельности, пониманию сущности журналистской профессии.

Выводы. Итак, в современных исследованиях накоплен значительный теоретико-методологический потенциал, связанный со спецификой профессиональной подготовки будущих журналистов, который может быть использован для анализа и разработки процесса развития общепрофессиональных умений представителей данной профессии.

Формирование общепрофессиональных умений будущих журналистов в контексте компетентностного подхода, особенно в сфере работы с информацией, является важнейшей задачей их профессиональной подготовки, а период обучения в вузе считается наиболее благоприятным для восприятия знаний и формирования на их основе умений и навыков.

1. Андреева Ю.В. Педагогическая система ориентация профессионального обучения на саморазвития конкурентоспособности студентов журналистов: автореф. дис. ... доктор. пед. наук: 13.00.08/Ю.В. Андреева. -Казань, 2006. - 42 с.

2. АврамоваД.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Аврамова. - Москва : Издательство МГУ, 1999. - 224 с.

3. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике, заметки исследователя / Е.Л. Вартанова. - Москва : Медиа Мир, 2015. -136 с.

4. Жидкова О.В. Актуализация педагогического компонента профессиональной подготовки журналистов в классическом университете: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 / О.В. Жидкова. - Ульяновск, 2011. -30 с.

5. Илларионова И.А. Формирование профессиональной компетентности журналистов высших профессиональных компетенциях: автореф. дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 /И.А. Илларионова. - Москва, 2009. -24 с.

6. Карасевич Ю.М. Взаимодействие университета и телерадиокомпании как фактор формирования профессиональной компетентности студентов-журналистов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю.М. Карасевич. - Оренбург, 2004. - 21 с.

7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В. Лазутина. -Москва : Аспект Пресс, 2008.-240 с.

8. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. 5-е изд. испр. и доп. / Е.П. Прохоров. - Москва : Аспект Пресс, 2003.- 351с.

9. Тендит К.Н. История журналистики: учебное пособие / К.Н. Тендит, Н.В. Шелкованова. - Комсомольск-на-Амуре : ФГБОУ ВПО КНАГГУ, 2012. - 155 с.

Abstract. Kaverina O., Sirota T. THE SPECIFIC FEATURES OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE JOURNALISTS IN THE CONTEXT OF COMPETENCE APPROACH. The article deals with the main areas of the professional training of a future journalist basing upon the competence approach. The main methodological approaches for professional training of a future journalist are analyzed. The ways of general professional skills development are determined.

Keywords: professional training, a future journalist, competence approach for professional training, a general professional skill, a process of communication.

Статья поступила в редакцию 04.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.