Научная статья на тему 'Методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов'

Методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2179
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТОВ / PROFESSIONAL TRAINING OF JOURNALISTS / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ / METHODS OF TEACHING IN HIGHER EDUCATION / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / TRAINING / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ / SKILLS DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Гребенев Игорь Васильевич, Ускова Наталья Николаевна

В статье представлена методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов. Был проведен экспертный опрос ведущих российских журналистов по проблемам профессиональной подготовки журналистов. В результате сделан вывод, что профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без методики оценки качества профессиональной подготовки журналистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING OF JOURNALISTS

The article presents a method for assessing the quality of training of journalists. Was conducted expert survey of leading of Russian journalists on the training of journalists. As a result, it is concluded that professional development and movement specialist for professional skills is impossible without a method for assessing the quality of training of journalists.

Текст научной работы на тему «Методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов»

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЖУРНАЛИСТОВ

METHOD OF ASSESSING THE QUALITY OF TRAINING OF JOURNALISTS

И. В. Гребенев, Н. Н. Ускова

В статье представлена методика оценки качества профессиональной подготовки журналистов. Был проведен экспертный опрос ведущих российских журналистов по проблемам профессиональной подготовки журналистов. В результате сделан вывод, что профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без методики оценки качества профессиональной подготовки журналистов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка журналистов, методика обучения в высшей школе, повышение квалификации, развитие профессиональных навыков.

I. V. Grebenev, N. N. Uskova

The article presents a method for assessing the quality of training of journalists. Was conducted expert survey of leading of Russian journalists on the training of journalists. As a result, it is concluded that professional development and movement specialist for professional skills is impossible without a method for assessing the quality of training of journalists.

Keywords: professional training of journalists, methods of teaching in higher education, training, skills development.

Разрабатывая методику качества профессиональной подготовки журналистов, мы воспользовались, с одной стороны, данными социологических исследований профессионально-творческой «модели» журналиста (Л. Г. Свитич, А. А. Ширяева, 1989, 1997), с другой - характеристиками, созданными самими журналистами.

С целью изучения мнений журналистов-профессионалов по проблемам профессиональной подготовки журналистов был проведен экспертный опрос ведущих российских журналистов, активно участвующих в подготовке кадров (преподаватели вузов, системы повышения квалификации, журналисты-практики, работающие со стажерами/начинающими журналистами). В процессе исследования опрошено 40 ведущих журналистов-практиков, работников государственных вузов и институтов из четырех городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Норильска. Выбор респондентов в каждой организации определялся следующими критериями:

- профессиональный стаж (не менее 5-10 лет);

- наличие педагогического опыта либо работы в качестве руководителя практики/руководителя стажер-ских групп;

- наличие наград/званий и других атрибутов, подтверждающих профессиональную состоятельность респондента;

- наличие профессионального образования (вуз, специализация, российские и зарубежные школы журналистики и т. д.)

Изначально группа исследователей, в число которых вошли практикующие журналисты, задали критерии

по трем блокам: «Слагаемые и факторы профессиональной деятельности, формируемые в ходе обучения», «Элементы профессиональной деятельности журналиста», «Педагогические факторы». Данные критерии мы предлагаем в качестве методики оценки качества профессиональной подготовки журналистов. Нужно отметить, что в эти критерии эксперты расположили в порядке значимости показателя.

В ходе опроса респондентам было предложено, во-первых, определить ряд факторов, определяющих качество подготовки журналистов в вузе. Большинство журналистов-профессионалов в качестве значимых назвали следующие факторы:

• Повышение качества научно-методического обеспечения учебного процесса.

• Повышение квалификации персонала кафедры.

• Обновление содержания преподаваемых учебных дисциплин.

• Применение современных образовательных технологий.

• Использование деловых игр, тренинговых занятий.

• Освоение компьютерной техники.

• Использование отечественных и зарубежных баз данных.

• Обновление учебных программ.

• Научно-исследовательская, научно-методическая и творческая деятельность.

• Контроль промежуточных знаний студентов в различных формах: тестирование, устный, письменный опросы, собеседование, зачеты, интерактивные зачеты.

• Активизация научно-исследовательской деятельности студентов.

• Практика в телерадиокомпаниях, пресс-службах, газетах.

• Мастер-классы по актуальным темам с привлечением ведущих журналистов и общественных деятелей.

Оговаривая «органичность взаимосвязи двух подструктур: собственно профессиональной и более широкой структуры личности», исследователи на первый план выдвигают качества гармонично развитой личности: «По отношению к личности, деятельности и подготовке журналистов это представляется особенно важным, так как их общественно-политические, личностные характеристики являются, по сути, профессиональными качествами или неразрывно связаны с ними. Естественно, что человек, который ратует за высокие моральные качества, честность, принципиальность, поднимает в своих материалах эти проблемы, сам должен быть безупречен в этом отношении» [1, с. 89].

Выводы ученых базируются на данных многоаспектного социологического исследования, подтверждающих, что особенно важными личностными качествами журналисты считают: «эрудицию, компетентность, хорошее знание жизни, оперативность, принципиальность, высокие моральные качества, умение мыслить глубоко, литературные способности, знание человеческой психологии, умение общаться с людьми» [1, с. 194].

Интересно, что данные опроса нашей экспертной группы дают иную градацию личностных качеств: на первый план выдвигаются «эрудиция», «компетентность», «хорошее знание жизни», «оперативность» и т. д.:

• Эрудиция.

• Компетентность.

• Хорошее знание жизни.

• Оперативность.

• Принципиальность.

• Высокие моральные качества.

• Умение мыслить глубоко.

• Литературные способности.

• Знание человеческой психологии.

• Умение общаться с людьми.

• Честность.

• Любознательность.

• Правдивость.

• Правдивость.

• Чувство долга.

Перед экспертами стояла также задача определить критерии журналистского успеха не только как перечень целей, к которым должен стремиться журналист, продвигаясь по «карьерной лестнице» (некий результат его профессиональной деятельности), так как это лишь внешние отклики того, что действительно является успехом. Они не так важны, как внутреннее чувство успешности, сформированное на пути к достижению цели.

Работа в этом направлении в первую очередь была ориентирована на скрытое, внутреннее, постепенное движение - приобретение необходимых знаний, навыков, формирующихся в процессе самосовершенствования и служащих для повышения мастерства и достижения но-

вых возможностей, то есть успеха будущих журналистов. Здесь также важно, что эти критерии задавали уже состоявшиеся журналисты.

Итак, «сколько людей, столько и мнений» о том, какие черты должен в себе нести представитель журналистской профессии, и о том, каких «успехов» он от нее ожидает.

Следует лишь примерно наметить структуру, по которой шаг за шагом можно прийти к критериям успеха. «Постепенно возникает, растет новое измерение существования человека в профессии - он в профессии живет и реализует свои интересы» [2].

Значит, одной из задач профессионального журналистского образования является всестороннее развитие, изучение различных дисциплин, чтобы будущий журналист, ориентируясь во всем, мог заниматься тем, что ему интересно, углубляясь в эту область. Итак, мы провели черту между «внутренним» содержанием успеха и «внешним» его проявлением. Первое оказалось намного важнее, так как журналист должен пройти все стадии формирования личности на пути к достижению некой цели. Самое замечательное, что в процессе полноценного роста цели могут меняться, некоторые ценности и вовсе терять свой смысл. Журналист может быть кем угодно: альтруистом, диктатором, критиком, льстецом, провокатором, в зависимости от того, чего он хочет добиться в жизни и как он относится к своему делу.

В данной работе перечислены лишь предполагаемые пункты, от которых следует оттолкнуться; лишь примерные цели, к которым следует стремиться:

• Профессиональные навыки (опыт).

• Постоянное самообразование.

• Собственный стиль журналиста.

• Этика журналиста.

• Добро, которое несет индивид в социум благодаря своей профессиональной деятельности.

• Талант.

• Наличие власти («Так называемая четвертая власть»).

• Свобода (непредсказуемость профессии, при наличии сценария свобода - объем материала, срок подготовки и тема или принципы свободы: автор занимает свою позицию, выбирает стиль письма).

• Деньги.

• Творческое самовыражение.

• Имидж журналиста.

Наверное, наиболее подробно и очень верно на вопрос о том, каким должен быть современный журналист, ответила Л. Г. Свитич. Она определила основные качества журналиста: «Прежде всего это талант, литературные, творческие способности, любовь к профессии и работоспособность. Успеха в профессии добиваются те, у кого сильно развита творческая доминанта, желание заниматься журналистикой. Журналист должен быть широко образованным, культурным человеком, у которого широкая эрудиция сочетается с глубокой компетентностью в той сфере, которую он освещает. И тому немало способствует природная любознательность и способ-

ность постоянно учиться, пополнять свои знания. Очень важны такие качества, как адаптивность, умение приспособиться к любым обстоятельствам, работать в любой обстановке; находчивость, быстрота реакции и мужество, смелость, желание идти на риск, инициативность, выносливость, стрессоустойчивость. Нельзя представить журналиста без таких свойств, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, понимать их потребности и интересы» [3].

В рамках данного исследования наши эксперты выделили ряд факторов, которые им позволяют причислять себя к журналистской профессии:

• Работает в СМИ.

• Регулярно публикует (выдает в эфир) свои материалы.

• Зарабатывает себе на жизнь с помощью этой профессии.

• Имеет интерес к профессии.

• Интерес к социуму.

• Предпочитает преобладание публичного времени и пространства.

• Имеет журналистское образование.

• Входит в журналистское сообщество и признан коллегами.

• Имеет коммуникативные и публичные способности.

Говоря о «журналистском образовании», мы считаем одной из важных его составляющих развитие профессиональной культуры. Качественная профессиональная подготовка специалистов любого профиля немыслима сегодня без культуры. Профессиональная культура журналиста складывается не только из освоения средств, при помощи которых реализуется функциональная суть журналистики, но и из освоения самой этой функциональной сути. Одна из ведущих функций журналистского предмета, наряду с идеологической, - это его культурно-образовательная (определение Е. П. Прохорова) или культурно-просветительская (определение Г. В. Чевозе-ровой) функция.

Есть и иная точка зрения, касающаяся широкого понятия «образование». Например, Е. П. Белозерцев в ряде работ определяет его как «историко-культурный феномен, средоточие, условие и показатель духовного состояния нации». Он предлагает отказаться от сведения этого понятия к одной из узких категорий педагогики. Исследователь говорит о социальной роли образования как выражения потребностей общества и государства в решении определенных проблем. Именно через развитие образования, по его мнению, происходит воздействие на образ жизни людей. Профессионал отличается особым специфическим отношением к миру, ценностной установкой и доминирующим типом поведения.

Профессионализм иногда понимают как «...модус независимости по отношению к миру, где все уже расколдовано и превращено в материал для дела» [4].

В рамках данного исследования мы будем понимать профессионализм более широко, включая в него не толь-

ко параметры мастерства и ремесленничества, но и характеристику связей и отношений с жизненным и профессиональным миром журналиста.

Е. П. Прохоров в своем учебном пособии «Введение в теорию журналистики» выделяет ядро, или каркас, профессии, который может быть описан с помощью следующих системообразующих параметров [5]:

- функции журналистики;

- преобладающие виды, тип, характеристики, объект и условия деятельности;

- типы контактов и способы взаимодействия с аудиторией;

- объекты отражения;

- система источников информации;

- режим и ритм труда.

Это означает, что важнейшими профессиональными качествами являются:

- способность осознавать системную связь своей деятельности с профессиональной средой и социально-культурной реальностью в целом;

- способность быстро приобретать новые профессиональные качества и осваивать новые профессиональные среды;

- постоянно наращивать интеллектуальные компоненты личного человеческого капитала;

- уметь работать в команде, то есть быть коммуникационно и коммунитарно компетентным.

Для соответствия требованиям современного российского медиарынка журналисту необходимы определенные профессиональные качества и навыки, и эксперты из числа журналистов-профессионалов также выделили их:

• Талант.

• Универсализм.

• Настойчивость, умение «достать материал», оперативность.

• Готовность обучаться, расти профессионально.

• Практические навыки журналиста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Грамотность, эрудиция, широкий кругозор, стиль.

• Коммуникабельность.

• Профессиональная этика, порядочность.

• Жизненный опыт.

• Интуиция.

• Правовая «подкованность».

В зависимости от специфики СМИ необходимые навыки и умения журналистов могут варьироваться. Так, теле- и радиорепортеру важно иметь четкую дикцию и отличную реакцию, особенно при работе в прямом эфире. Интервьюер и ведущий ток-шоу должны уметь формулировать интересные вопросы, слушать и слышать собеседника, а при необходимости манипулировать им, направлять разговор в нужное русло. От этого напрямую зависит успех статьи или передачи.

Выше были рассмотрены основные профессиональные качества журналиста. Однако большинство экспертов на первое место поставили талант как основное качество. Как писал немецкий аналитик СМИ Георг Халлака:

«Журналисты... говорят о своей профессии как о "профессии для талантливых", хотя опыт свидетельствует о другом: большинство журналистов являются лишь служащими, и начинающий журналист без специальных знаний вряд ли сможет успешно работать» [6].

Дело в том, что общество не вправе требовать от каждого редакционного сотрудника выдающихся способностей, но оно рассчитывает, что каждый обладает необходимой квалификацией.

Не случайно профессия «журналист», по мнению исследователей, одна из популярнейших. Наши эксперты выделили следующие положительные факторы, которые можно отнести к «плюсам журналистской профессии»:

• Активный образ жизни.

• Встречи и общение со многими известными, талантливыми и просто хорошими людьми.

• Возможность путешествовать по разным городам и странам, бывать там, куда не пускают большинство.

• Статус «свободного художника»: не нужно работать «от звонка до звонка».

Журналистам отлично знакома истина: сначала ты работаешь на свое имя, и только потом имя работает на тебя. Опрос экспертов-профессионалов выявил, что большинство из них свою профессиональную карьеру начинали в качестве внештатных корреспондентов. И только после того, как журналист себя зарекомендовал на профессиональном поприще, смог воспользоваться так называемыми «плюсами профессии». А в начале своей служебной деятельности каждому приходилось испытывать на себе так называемые «минусы профессии»:

• Ненормированный рабочий день для журналиста - обычное дело: чтобы успешно конкурировать с коллегами на медийном поле, нужно много работать, например, в ежедневных газетах практически постоянно приходится трудиться в авральном режиме.

• Невозможность «отключиться от работы», так как все происходящее вокруг воспринимается как информационный повод для очередной статьи или репортажа.

• Журналистика входит в список опасных профессий.

Вместе с тем эксперты выделили трудности, связанные непосредственно с самой работой в средствах массовой информации.

Если говорить о журналистской деятельности, то простор для нее весьма велик - редакционно-издатель-ское дело, литературно-художественная критика, реклама или пиар.

Эксперты выделили ряд однородных проблем, связанных с любым из перечисленных видов профессиональной журналистской деятельности:

• Проблема устроиться на работу.

• Проблема режима дня и передвижений.

• Проблемы взаимоотношений в коллективе.

• Проблема соответствия корпоративной культуре.

Если говорить о формах журналистской деятельности, то сегодня все чаще мы встречаем журналистов-стрингеров. Стрингер (фрилансер в СМИ стран Запада) -

синоним употребляемого в России словосочетания «внештатный корреспондент», применяемого к журналистам, не связанным с редакцией контрактными обязательствами. Это журналист, работающий на одно или несколько изданий (ТВ, пресса). Он не входит в штат. Его привлекают к проекту, когда появляется такая необходимость, оплата производится по договоренности.

Но вместе с тем «свободные журналисты» все чаще стали сталкиваться с трудностями профессии. Эксперты выделили одну из самых актуальных проблем - «проблему, связанную с публикацией материалов в СМИ» и обозначили несколько ее критериев:

• Проблема (особенно фрилансеров) - не угодить материалом и не опубликоваться.

• Проблема редакционной цензуры.

Сегодня журналистская профессия представляет собой многокомпонентную сферу деятельности, которая развивается по пути углубленной специализации. Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной телепередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом, впрочем, как и образовательная деятельность, где передача и получение информации является основополагающим моментом.

Журналистика сегодня относится к одной из наиболее динамично развивающихся профессий. Чуть ли не ежегодно меняются не только техника и технология производства информации, но и требования к ее форме и содержанию [7]. Предметом журналистской деятельности является реальная действительность во всем ее многообразии.

А. Калмыков отмечает, что «прежде всего журналист должен уметь отстаивать свою позицию, представляя ее в конкурентном информационно-коммуникативном пространстве, то есть должен уметь вести и выигрывать информационную борьбу и быть готовым к тому, что соперники могут применить в этой борьбе не только информационные средства» [8]. По мере своего развития информационно-коммуникативная деятельность в журналистике не только уточняла свои задачи изнутри профессии, но и дифференцировалась, находясь в прямой зависимости от общих социально-культурных процессов.

С долей условности можно выделить три вида творческой деятельности в журналистике: редакторскую, организаторскую и авторскую [9].

Г. В. Лазутина, рассматривая особенности профессиональной деятельности журналиста с позиций системного подхода, считает, что «...системный подход - это направление в методологии научного познания, основу которого составляет понимание мироздания как мегасистемы, состоящей из множества взаимосвязанных между собой элементов, представленных системами разных типов, разных уровней, разной степени сложности» [10].

Также существует Госстандарт по специальности «Журналистика», который оглашает перечень того, что должен уметь выполнять журналист в рамках профессиональной деятельности [11].

В рамках данного исследования были выделены также критерии профессионализма журналиста:

• Должен иметь хорошее образование, неважно, в какой области (главное, чтобы человек был отличным специалистом в своем деле, был увлечен своей профессией).

• Нужно иметь большое желание рассказать людям о тех проблемах, с которыми вы хорошо знакомы, как профессионал своего дела.

• Нужно стремиться к тому, чтобы расширить границы своих знаний за счет смежных областей.

• Нужно тонко чувствовать, какие аспекты хорошо изученных вами тем, могут быть интересны широкой аудитории.

• Нужно обладать некоторыми литературными задатками и испытывать постоянное желание их развивать и совершенствовать.

• Надо уметь ощущать настроение общества, его атмосферу, самые насущные потребности, «болевые» точки, интересы различных общественных групп и социальных слоев.

• Надо быть убежденным в том, что своей журналистской работой вы приносите людям пользу.

• Журналист должен быть доброжелательным, открытым, коммуникабельным, так как профессия журналиста на 80 процентов состоит из процесса получения информации от людей, которые ей обладают.

• Журналист должен обладать чувством справедливости и быть готовым всегда помочь тому, кто в этом нуждается.

• Журналист должен быть терпимым к точке зрения, которую он не разделяет, он должен воспитывать в себе дипломатичность и широту взглядов (единственное, к чему нужно всегда оставаться непримиримым, -это пропаганда войны, насилия, национальной и социальной розни).

Изучение проблем эффективности журналистской деятельности имеет практический смысл: разработку общих требований к журналистской деятельности, рассчитанных на высокий уровень эффективности, и формирование конкретных рекомендаций применительно к определенным социальным условиям, состоянию аудитории, кадров журналистики и т. д.

Журналистика - явление для сферы образования особенное. С одной стороны, она занимает равноправное положение в семействе специальностей, и на нее распространяются общие стандарты и правила преподавания. С другой стороны, как вид деятельности она отличается публичностью, доступностью для всех активных граждан, плюрали-стичностью содержания, форм организации, стилей и т. п. Соответственно и мнений о том, кому и как готовить журналистов, в обществе гораздо больше, чем об обучении профессиям, которые не столь широко открыты миру.

Журналистская деятельность как основа культуры творческой деятельности журналиста представляет собой самостоятельный вид деятельности, отличающейся спецификой формы, задач и методов. Повышение качества образования в области журналистики, его комплексный и универсальный характер способствуют становлению творческой личности журналиста, обладающей высокой степенью культуры творческой деятельности, нацеленной на саморазвитие и самообразование.

Чтобы иметь возможность корректировать образовательную программу, а на ее основании и сам образовательный процесс, необходимо было выработать критерии, которые являются значимыми для потенциального работодателя. Наши эксперты, в числе которых и руководители СМИ, выделили следующие требования, предъявляемые к будущим журналистам:

• Специализация в соответствующей отрасли, теме, проблеме, вопросе.

• Умение работать с людьми, информацией, словом.

• Умение формулировать мысли.

• Знание социальных проблем города, умение всесторонне рассматривать их.

• Умение находить и разрабатывать новые темы, интересные читательской аудитории.

• Знание языка и принципов построения материала; умение извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения.

• Умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы.

В России существует более 100 вузов, готовящих специалистов в сфере средств массовой информации. Ежегодно они выпускают 4-5 тыс. журналистов. Кроме того, подготовкой кадров для рынка СМИ занимается много авторских школ, некоммерческих организаций. Однако работодатели постоянно жалуются на недостаток квалифицированных кадров.

Дело в том, что сегодня перед журналистом стоит много новых и сложных задач.

Для нынешнего специалиста значимо умение эффективно работать в любых ситуациях. Обладание суммой абстрактных знаний, подтвержденное надлежащим квалификационным документом, например дипломом, в процессе развития настоящих рыночных отношений все меньше становится содержательной задачей получения образования. Сказанное в полной мере касается профессиональной журналисткой деятельности.

Работодателю важно не то, что знает выпускник вуза или курсов повышения квалификации, а насколько благополучно он сможет работать на данном участке, выполняя конкретные функции. Профессионализм в существенной степени определяется профессиональной образованностью, то есть высшим образованием, которое строится на модели специалиста как норматива предполагаемых качеств выпускника.

Профессиональная подготовка журналистов должна осуществляться при условии глубокого анализа личности будущего специалиста, с учетом его индивидуальных осо-

бенностей, ценностных ориентаций, мотивов деятельности и интересов.

Сформированность устойчивой мотивации к будущей профессии обусловливает успешное профессиональное и личностное развитие будущего специалиста, его профессиональный рост и достижение профессионального мастерства.

Так, для реализации данной цели необходимо сформулировать новые подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению «Журналистика». Экспертная группа предложила следующие новшества, необходимые для подготовки высококлассных специалистов в области высшего профессионального образования в сфере журналистики:

• Практические профессиональные знания (приемы поиска информации, знания жанров и стилей).

• Владение компьютерными программами.

• Использование положительного опыта подготовки журналистских кадров в России, прежде всего с точки зрения ее фундаментальности.

• Учет запросов современной практики СМИ и мнений работодателей.

• Учет мнений преподавателей и экспертов по образованию.

• Применение опыта журналистского образования в передовых странах.

• Учет мирового опыта и тенденций функционирования СМИ на современном этапе.

• Практичность и технологичность подготовки (учебные СМИ, практика в редакциях, обучение новым технологиям и навыкам).

• Сочетание в подготовке обязательных компонентов с факультативами для оперативного учета изменений в профессии.

• Сочетание универсальной профессиональной подготовки со специальной, профессиональной.

• Учет творческих способностей характера труда журналиста (мастерские, студии).

• Диагностика степени усвоения знаний студентами.

• Системность и фундаментальность (ядром которой является филология, а основой - серьезное освоение профессии на теоретическом уровне).

Перед современным обществом стоит сложная задача совершенствования системы профессиональной подготовки специалистов в области журналистики. За последние годы престиж самой профессии журналиста резко возрос. Это связано, в первую очередь, с развитием средств массовой информации. Но в то же время возникла потребность в профессионалах нового типа: многосторонне развитых, креативно мыслящих, ориентирующихся в ситуациях любой сложности, способных постоянно совершенствоваться и развивать творческий потенциал. Постоянно меняющиеся тенденции в области отбора кадров и повышения требований к будущим сотрудникам «журналистского цеха» усложняют задачи и образовательного процесса. Так, эксперты назвали следующие факторы, определяющие трудности в области журналистского образования:

• Настоящих профессионалов в отрасли СМИ и массовых коммуникаций катастрофически не хватает.

• Отсутствует мониторинг потребности индустрии СМИ в специалистах, нет госзаказа.

• Нет системы в трудоустройстве выпускников.

• Имеет место разрыв между образовательными учреждениями и средствами массовой информации.

• Система профессионального журналистского образования отстает от требований бурно растущего рынка СМИ.

• Нет системы в организации повышения квалификации журналистов.

Для гармоничного перехода в процессе обучения к профессиональной деятельности важно обеспечить трансформацию общеобразовательных мотивов учения в профессиональные. При достаточном развитии профессиональной мотивации данный процесс осуществляется в ходе преподавания специальных дисциплин, когда акцент в деятельности журналиста смещается с учебной информации на ситуацию практического действия, а учебная информация, становясь ориентировочной основой, обретает статус знания, отражающего в сознании обучаемого содержание профессиональной деятельности. Так, журналисты-профессионалы назвали следующие элементы методики, необходимые на их взгляд для формирования специалистов в данной области:

• Студент факультета журналистики должен уделять необходимое внимание самоусовершенствованию, а именно обращаться самостоятельно к широкому кругу источников: изучать государственные документы, труды исследователей журналистики, произведения классиков, выдающихся мыслителей, овладевать филологической культурой.

• Изучение теоретических материалов обязательно должно дополняться собственной журналистской практикой.

• Необходимо, чтобы формирование творческого потенциала студентов вуза начиналось непосредственно на начальном этапе обучения, а именно на 1-2-м курсах.

• На начальном этапе обучения в вузе большое количество часов отводится на специализированные и гуманитарные дисциплины, в процессе изучения которых возможно создание наиболее благоприятных условий для формирования творческого подхода к учебной деятельности, способности свободно мыслить, аргументированно отстаивать собственную точку зрения, творчески подходить к решению проблемных ситуаций.

• Предоставлять производственную базу для практического освоения различных составляющих высшего профессионального образования в области журналистики, в том числе для осуществления творческих работ студентов.

На современном этапе развития общества профессиональное образование становится одной из важнейших сфер человеческой деятельности, теснейшим образом связанной со всеми другими сторонами общественной жизни. Проблема глубокого понимания и оптимизации

стратегии журналистского образования, поиск эффективных технологий подготовки кадров приобретает в наше время особое значение.

Профессиональное становление и движение специалиста к профессиональному мастерству невозможно без методики оценки качества профессиональной подготовки журналистов.

Поэтому в таком сложном виде деятельности, как журналистика, которая сопряжена не только с серьезными физическими, психическими и эмоциональными нагрузками, но и требует постоянного профессионального совершенствования и личностного развития, сформиро-ванность методики оценки качества профессиональной подготовки журналистов становится залогом успешного освоения профессиональной деятельности, нахождения в ней персональной ниши, движению специалиста к мастерству через самопознание, осознание своих потребностей, определение целей, жизненных смыслов, обретение профессионального статуса, философско-мировоззрен-ческой позиции и жизненной стратегии.

Подытоживая вышесказанное, мы пришли к выводу, что внедрение методики оценки качества профессиональной подготовки журналистов будет успешным в том случае, если:

- при определении содержания профессиональной подготовки журналистов будет учитываться как сложность и многоаспектность индивидуума, так и специфика самой профессиональной деятельности;

- организация учебно-воспитательного процесса будет направлена на развитие интереса к избранной профессии, формирование мотивации к обучению и личностным достижениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа. - М., 1989.

2. Костюков Л. В. Журналистика мнений. - М.,

2004. - С. 208-209.

3. Свитич Л. Г. Профессия: журналист. - М.: Аспект Пресс, 2003. - С. 102-103.

4. Батыгин Г. Профессионалы в расколдованном мире // Этика успеха. - Тюмень; М., 1994. -Вып. 3. - С. 9-18.

5. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учеб. пособие. - М.: РИП-холдинг, 2000. -С. 202. - (Практическая журналистика).

6. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для студентов вузов. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2007. - С. 131.

7. Шестерина А. M. К вопросу о модернизации государственного стандарта по специальности «Журналистика» // УМО-регион: Сб. информ. и науч.-метод. материалов. - Вып. 5. - Воронеж,

2005. - С. 10.

8. Калмыков А. Профессиональные корни журнализма // Relga. - 2005. - № 11 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.relga.ru/ Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?te х^=581&^е11=тат&^е12=агИс^ (дата обращения 19.10.2011).

9. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика». - 6-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С. 281.

10. Лазутина Г. В. Особенности профессиональной деятельности журналиста с позиций системного подхода к ее изучению // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 5. - С. 83.

11. Государственный комитет Российской федерации по высшему образованию // Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 021400 «Журналистика». - М., 2000. - С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.