Научная статья на тему 'Ценностное самоопределение будущих журналистовв профессиональной культуре'

Ценностное самоопределение будущих журналистовв профессиональной культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЖУРНАЛИСТА / АКСИОСФЕРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТА / JOURNALIST’S PROFESSIONAL CULTURE / VALUE IDENTITY FORMATION / JOURNALISM PROFESSIONAL AXIOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховая Татьяна Александровна, Саблина Татьяна Александровна

Рассматривается специфика профессиональной культуры журналиста с позиций аксиологического подхода. Представляются ценности профессиональной журналистской деятельности. Освещаются сущность, содержание, а также педагогические условия ценностного самоопределения будущих журналистов в профессиональной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals through axiological approach the specific features of a journalist’s professional culture, marks professional journalism values. Characteristic of the nature, content and educational provisions of future journalists value identity formation is given.

Текст научной работы на тему «Ценностное самоопределение будущих журналистовв профессиональной культуре»

Т.А. Ольховая, Т.А. Саблина,

Оренбургский государственный университет

Ценностное самоопределение будущих журналистов в профессиональной культуре

Динамичные преобразования современного общества, изменение роли информационных ресурсов в функционировании и развитии социума, трансформация медиасреды, приобретающей глобальный, мультикуль-турный, мультимедийный характер, актуализируют потребность в ценностных ресурсах журналистики как массово-информационной деятельности.

Современное журналистское образование в условиях перехода на двухуровневую модель подготовки специалистов в вузе долж-

но учитывать происходящие изменения, чтобы, с одной стороны, стать катализатором творческой, коммуникационной, научной, культурной интеграции, определяющим содержание, методы и формы организации образовательного процесса, а с другой - противостоять девальвации нравственных ценностей в современном обществе.

На сегодняшний день различные аспекты журналистской деятельности, профессиональной культуры журналиста представлены в работах Д.С. Авраамова,

И.М. Дзялошинского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф. Олешко, Е.П. Прохорова, Л.Г. Свитич, В.В. Тулупо-ва, М.И. Шостак и др.

Вопросам журналистского образования посвящены исследования Ю.В. Андреевой, Е.Л. Вартановой, Е.С. Дорощук, И.В. Жи-лавской, Ю.М. Карасевича, С.С. Распоповой, М.В. Симка-чевой, И.А. Фатеевой, Л.П. Ше-стеркиной.

Проблема ценностного самоопределения личности раскрыта в трудах М.Р. Гинзбурга, А.В. Кирь-

В КУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА ОЛЬХОВАЯ

доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методологии образования Оренбургского государственного университета. Сфера научных интересов: аксиология образования, ценностно-синергетическая концепция развития субъектности студентов университета. Автор 115 публикаций

ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА САБЛИНА

преподаватель кафедры электронных средств массовой информации Оренбургского государственного университета. Сфера научных интересов: проблема ценностного самоопределения студентов университета, аксиосфера профессиональной деятельности журналиста. Автор 23 публикаций

Рассматривается специфика профессиональной культуры журналиста с позиций аксиологического подхода. Представляются ценности профессиональной журналистской деятельности. Освещаются сущность, содержание, а также педагогические условия ценностного самоопределения будущих журналистов в профессиональной культуре.

The article reveals through axiological approach the specific features of a journalist’s professional culture, marks professional journalism values. Characteristic of the nature, content and educational provisions of future journalists value identity formation is given.

Ключевые слова: ценностное самоопределение, профессиональная культура журналиста, аксиосфе-ра профессиональной деятельности журналиста.

Key words: value identity formation, journalist’s professional culture, journalism professional axiosphere.

яковой, Е.А. Кострюковой, Н.Н. Лебедевой, Г.А. Мелекесова, Л.В. Мо-сиенко, В.Д. Повзун.

В нашем исследовании акцент сделан на том, что главными регуляторами взаимодействия журналиста и профессиональной сферы, журналиста и аудитории выступают ценностные ориентации. Поэтому феномен профессиональной культуры журналиста рассматривается с позиций аксиологического подхода. На наш взгляд, ядром профессиональной культуры журналиста являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы и принципы поведения, определяется отношение к профессиональной деятельности.

Мы выделили три группы ценностей профессиональной деятельности журналиста. Первая группа характеризуется обращением к миру индивидуального субъекта, т.е. отражает отношение журналиста к проявлению его индивидуальных субъектных качеств в процессе профессиональной деятельности (развитие профессионально-творческих способностей, личностное и профессиональное самосовершенствование). Вторая группа ценностей показывает взаимоотношения журналиста и профессионального сообщества (профессиональная солидарность, достижение высокого положения в профессиональной среде). Третья группа характеризует понимание миссии журналистики в общественной системе координат (социокультурная значимость журналистской деятельности, возможность оперативного информирования аудитории о важных изменениях действительности, влияние на социальные процессы).

Аксиосфера профессиональной деятельности журналиста представляет собой интегральную систему ценностей, отражающихся в отношении жур-

налиста к окружающему миру, медиасообществу, аудитории, самому себе как субъекту профессионально-творческой деятельности.

Таким образом, профессиональную культуру журналиста мы рассматриваем как единство когнитивного, нормативного, креативного и ценностного компонентов и определяем как интегративное личностное качество, характеризующееся совокупностью мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков, принятием системы норм и принципов журналистского сообщества, индивидуальным творческим стилем и ценностной профессиональной позицией.

Опираясь на исследования В.Д. Повзун [4], мы пришли к выводу, что ценностное самоопределение в профессиональной культуре - это процесс и результат качественного преобразования личности на основе присвоения общечеловеческих и профессиональных ценностей и обретения ценностно значимых смыслов собственной жизнедеятельности.

Взяв за основу теорию ориентации личности в мире ценностей, предложенную А.В. Кирьяковой [2], мы отмечаем, что сущностными характеристиками процесса ценностного самоопределения будущих журналистов в профессиональной культуре являются:

- познание мира ценностей профессиональной деятельности;

- осознание своего места в профессии, выявление и утверждение собственной мировоззренческой, социокультурной, творческой позиции, осуществляемое на основе присвоенных ценностей;

- построение ценностной перспективы личностного развития в профессиональной деятельности.

В исследовании нами определены следующие уровни ценностного самоопределения будущих журналистов в профессиональ-

ной культуре: фрагментарный, продуктивный, креативно-ценностный.

Фрагментарный (низкий) уровень характеризуется неустойчивостью профессиональных знаний, умений и навыков, игнорированием ценностных составляющих норм и требований профессиональной деятельности, в том числе норм профессиональной этики, отсутствием самостоятельного поиска, настойчивости в преодолении трудностей.

Продуктивный (средний) уровень предполагает широкий профессиональный кругозор, эффективное применение специальных знаний, умений, навыков при решении профессиональных задач, высокую степень самоотдачи в работе. Однако наблюдается ситуативность ценностного выбора, отсутствие стремления к поиску оригинальных идей, путей решения профессиональных проблем.

Креативно-ценностный (высокий) уровень характеризуется осознанием социально-культурных ценностей журналистской деятельности, стремлением эффективно решать творческие задачи. Отмечается четко выраженная ценностная профессиональная позиция, заинтересованность в расширении профессионального опыта.

Итоги констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, в которой приняли участие 412 студентов-журналистов, показали, что фрагментарный уровень ценностного самоопределения в профессиональной культуре выявлен у 65% студентов, продуктивный - у 24%, креативно-ценностный - у 11%. На формирующем этапе исследования была зафиксирована положительная динамика. Фрагментарный уровень наблюдался у 19% студентов, продуктивный -у 52%, креативно-ценностный -у 29% .

В ходе исследования было доказано, что ценностное самоопределение будущих журналистов в профессиональной культуре наиболее эффективно, если в образовательном процессе реализуется комплекс следующих педагогических условий:

- осуществляется актуализация аксиологического ресурса журналистского образования;

- происходит развитие субъектной позиции будущих журналистов;

- реализуются технологии контекстного обучения в процессе организации работы студенческих творческих студий.

Следует сказать, что значимым итогом актуализации аксиологического ресурса содержания образовательного процесса университета является развитие аксиологического потенциала личности будущего журналиста. Это возможно при следующих условиях:

- изучении ценностного аспекта теории, истории отечественной и зарубежной журналистики;

- акцентировании внимания на исследовании текстов современных масс-медиа для выявления в содержании ценностных смыслов, транслируемых журналистами;

- изучении творческого пути и публикаций журналистов, добившихся успехов в профессиональной деятельности, с ярко выраженной профессиональнонравственной позицией, признанных профессиональным сообществом специалистами высокого уровня;

- включении студентов в процесс ценностно-творческого взаимодействия.

Важным условием ценностного самоопределения в профессиональной культуре является развитие субъектной позиции будущих журналистов.

В психолого-педагогических исследованиях Л.В. Байбородо-вой, Н.М. Борытко, А.Г. Гогобе-ридзе, Т.В. Паньшиной субъектная позиция студента характеризуется как целостное, развивающееся качество личностной пози-

ции студента; сознательное и ответственное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе;способность действовать самостоятельно и целенаправленно; активность и заинтересованность в организации собственной жизнедеятельности; готовность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их реализацию.

Развитию субъектной позиции студента способствует создание в учебном процессе субъектно-ориентированных ситуаций, направленных на актуализацию проблемы личностных достижений, формирование инициативного и ответственного отношения студента к себе, образованию, будущей профессиональной деятельности.

Субъектно-ориентированные ситуации - это специально конструируемые педагогические ситуации (фрагменты учебного процесса), актуализирующие проявления субъектных качеств, вос-требующие субъектный опыт, содержащие высокий потенциал проявления субъектности обучающихся [3, с. 125].

В настоящей статье сделан акцент на следующих группах субъектно-ориентированных ситуаций:

- проблемно-ориентированных;

- рефлексивно-ориентированных;

- креативно-ориентированных;

- ситуациях свободного выбора;

- ситуациях самоорганизации.

Значимым условием ценностного самоопределения будущих

журналистов в профессиональной культуре является использование в работе творческих студий технологий контекстного обучения, что позволяет моделировать как предметное, так и социальное содержание журналистской деятельности в условиях университетского образования.

А.А. Вербицкий, например, в контекстном обучении выделяет три базовые формы деятельности студентов: учебную деятельность академического типа (собственно учебную деятельность), ква-зипрофессиональную и учебнопрофессиональную. Овладение профессией, по его мнению, происходит в результате динамичного перехода от одной формы деятельности к другой благодаря трем взаимосвязанным обучающим моделям: семиотической,

имитационной и социальной [1 с. 43-44].

За основу организации работы в творческих студиях мы взяли учебно-профессиональную деятельность, которой соответствует социальная обучающая модель. Она предполагает создание проблемных ситуаций или фрагментов профессиональной деятельности, которые будущие журналисты изучают, анализируют и в рамках которых взаимодействуют. Здесь важны эффективные действия самих студентов, взаимодействие преподавателя и студентов при решении учебных, исследовательских, а также профессиональных задач. Все это способствует переходу студентов от

выполнения стандартных механизмов разрешения профессиональных проблем к инициативным эвристическим действиям.

Среди форм организации учебного процесса при реализации социальной обучающей модели мы выделяем научно-исследовательскую деятельность студентов, работу над созданием и реализацией индивидуальных и групповых медиапроектов, которые в дальнейшем студенты выбирают как основу курсового или дипломного проектирования и реализуют в практической деятельности.

Такое направление в образовательной практике университета способствует формированию профессиональной и социальной компетентности, актуализации творческой активности будущего журналиста, активизации процессов ценностного самоопределения, самореализации, самосовершенствования на основе принятых и транслируемых ценностей, расширению границ ценностного и ответственного отношения студента к самому себе, образованию, выбранной профессии, ее целям, смыслам и результатам.

Литература

1. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11.

2. Кирьякова А.В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник ОГУ. 2011. № 2.

3. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета. Оренбург, 2006.

4. Повзун В.Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета. СПб., 2003.

5. Современное журналистское образование: компетентностный подход / под ред. Г.В. Лазутиной. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.