Научная статья на тему 'Подходы к развитию аксиологического потенциала личности будущего журналиста'

Подходы к развитию аксиологического потенциала личности будущего журналиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Распопова Светлана Сергеевна

Статья посвящена поиску путей развития системы ценностей будущих журналистов в ходе их образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к развитию аксиологического потенциала личности будущего журналиста»

9. Селевко, Г. Медиаобразование - защита от манипулирования сознанием [Текст] / Г. Селевко // Народное образование. - 2005. - № 9. -С. 127-131.

10. Степанова, А. Н. О моделировании целевой ситуации и её понимании в языке [Текст] / А. Н. Степанова, И. Л. Сухоцкая // Иностранные языки в школе. -1980. - № 6.

11.Усов, Ю. Н. и др. Основы экранной культуры [Текст] : цикл программ / рук. Ю. Н. Усов.

- М. : Изд-во Российской Академии образования, 1998. - 60 с.

12.Фёдоров, А. В. Медиаобразование : социологические опросы [Текст] / А. В. Федоров.

- Таганрог : Изд-во Кучма, 2007. - 228 с.

13.Шариков, А. В. Так что же такое медиаобразование? [Текст] / А. В. Шариков // Медиаобразование. - 2005. -№2.- С. 77-83.

Светлана Сергеевна Распопова

Московский государственный университет

ПОДХОДЫ КРАЗВИТИЮ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

БУДУЩЕГОЖУРНАЛИСТА

Статья посвящена поиску путей развития системы ценностей будущих журналистов в ходе их образовательной деятельности.

Ключевые слова: аксиологический потенциал личности, подготовка журналистов, профессиональное журналистское образование.

Прежде чем говорить о подходах к развитию аксиологического потенциала личности будущего журналиста, определимся с понятием «аксиологический потенциал». Аксиологический потенциал - это сфокусированные системой ценностей сущностные силы личности, проявляющиеся как тесное органическое единство ее интеллектуальной, эмоциональной, духовной и душевной (психико-физиче-ской) жизни. Ядром аксиологического потенциала личности являются ее ценностные ориентации, отражающие ценности, существующие в том или ином обществе.

Аксиологический потенциал личности, с одной стороны, автономен, с другой стороны, открыт. Он представляет собой совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия. Наличие откры-

тости аксиологического потенциала личности дает основание предполагать возможность его накопления и развития, так как, по мнению философов, человеку изначально не дано быть вполне самим собой - субъектом, со-творцом, духовно-душевным существом. Однако ему дано «восполнить» свою «сущностную неполноту» через становление в культуре, в сопричастности к Творцу, где человек способен обрести свое истинное человеческое «Я», свою духовно-душевную природу, наделенную социокультурным смыслом, так как переживания человека воплощаются в творениях культуры. На базе знаний у личности формируется ценностное отношение к миру, которое выражается в развитии соответствующих потребностей:

- потребности в самовыражении;

лакунарности в высшем профессиональном образовании [Текст] / Л. А. Иванова // Вестник Якутского государственного университета : научный журнал. - Якутск, 2009. - Том 6. - № 2 (апрель-июнь). - С. 38-44.

5. Медиаобразование // Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. В. В. Давыдов. - М. : Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 555.

6. Немирич, А. А. Медиаграмотность как результат медиаобразования детей дошкольного возраста [Текст] / А. А. Немирич // Медиаобразование. -2011. -№2.- С. 47-55.

7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова // Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. - 2001. - иЯЬ: http://megabook.ru/ (дата обращения: 15.06.2011).

8. Разлогов, К. Э. Что такое медиаобразование? [Текст] / К. Э. Разлогов // Медиаобразование. - 2005. - № 2.

- потребности в дружеских, родственных связях и в чувстве любви;

- потребности в уважении, включая как потребность в самоуважении на основе собственных успехов, так и потребность в признании или уважении со стороны других;

- потребность в познании, которая во многом реализуется в образовательной деятельности;

- потребность в самовыявлении, ощущении полного проявления и реализации своих возможностей (по А. Маслоу).

В контексте деятельности журналиста система ценностей приобретает первостепенное значение, так как журналист помогает людям в истолковании, в переосмыслении, в переоценке существующих ценностей, в отрицании старых и установлении новых, которые бы служили человеку ориентирами в сложившейся обстановке. В связи с этим он должен сам иметь представление о системе ценностей, которые выработало человечество за всю историю своего существования. Безусловно, знать

- еще не значит верить и руководствоваться в своей жизни и профессии данными знаниями. Этому, как известно, не научить, но можно расширить представления будущих журналистов о системе ценностей через диалог с прошлым и настоящим. Здесь важно заметить, что освоение системы ценностей в учебной деятельности сопряжено с определенными сложностями. С одной стороны, личность журналиста, ее ценностное наполнение влияет на общественное сознание. И поэтому в системе профессиональной подготовки журналиста развитию ценностной рефлексии должно быть уделено большое внимание. С другой стороны, ценностное самоопределение личности - это всегда сугубо индивидуальный поиск ответов на жизненно важные, сущностные вопросы, внешнее вмешательство в который нарушает автономность индивида. Нельзя насильственно вмешиваться в систему ценностей человека. Человек ощущает свою полноту только тогда, когда он свободен, то есть может проецировать себя на свободно выбранную цель, и эта цель определяет его самого.

Осознавая неоднозначность подходов к развитию аксиологического потенциала личности, мы полагаем, что в ходе профессиональной подготовки специалиста единственно возможным является создание условий, стимулирующих личный поиск, самопознание и самоопределение студента в осмыслении им

собственного места в культуре, в профессии, в жизни. «Если в советское время ставилась задача формировать специалиста, его взгляды, мировоззрение, философию, то отказ от авторитарного нормативного подхода к обществу открыл дорогу плюралистичной, подлинно демократической структуре образования. Вместо формирования будущего журналиста, его мировоззрения, мироощущения возникла новая концепция - предоставление будущему журналисту возможности самостоятельно формировать свои взгляды, свое мироощущение, свою точку зрения на различные общественные процессы» [4]. Эту мысль можно выразить и словами Сократа: Будь таким, каким ты себя взрастишь в твоем свободном самоопределении.

Для профессии журналиста это приобретает особый смысл, так как ответственность за общечеловеческие ценности является профессиональным долгом журналиста перед обществом.

Личность не развивается в «безвоздушном пространстве», ее духовный рост происходит непосредственно в живом социальном опыте, в процессе ориентации на те из ценностей, которые обеспечивают значимую смысловую взаимосвязь различных форм человеческой жизнедеятельности. Ценностное самоопределение личности включает ценностное отношение к миру, которое выражается в осознании, переживании и присвоении общечеловеческих ценностей и проявляет себя в актуализации духовных качеств личности, таких как доброта, честность, порядочность, сила воли, ответственность. В контексте сказанного обогащение аксиологического потенциала личности мы связываем, прежде всего, с приобщением будущего журналиста к культурным ценностям. Творец всегда находится в культурной традиции, то есть опирается на прошлый опыт. По мнению В. Е. Хализева, органически усвоенная традиция становится для отдельных людей своего рода ориентиром, маяком, некой духовно-практической стратегией. «Здоровый дух не боится брать с собой в дорогу груз ценностей прошлого» [12]. Связь с традицией характеризуется сегодня как диалог в культуре. Здесь представляется важным дать пояснение к понятию «культура». Среди многочисленных определений культуры в последнее время актуализировались такие: «Культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов» [2] и «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей прошлых, настоящих и буду-

щих культур». Последнее утверждение несет в себе особенно глубокий смысл. Оно означает, что культура способна жить и развиваться только на грани культур и «в одновременности, в диалоге с другими целостными «на себя» - на выход за свои пределы - культурами» [3]. Поэтому любое творческое произведение, рождаясь как «изобретение мира впервые», является наследником прошлых ценностей и открытий.

Журналистское произведение всегда содержит в себе информацию о системе ценностей, на которые опирается журналист, интерпретируя происходящее, и поэтому оно всегда находится в культурной традиции. Благодаря этому адресат публикации получает возможность соотнести их с собственными ценностями и принять (или не принять) авторскую оценку ситуации и трактовку проблемы. Журналист всегда оценивает происшедшее «на основе своих представлений о том, что есть хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно, что есть добро и что зло. Именно на основе такой оценки он приходит к необходимости предостеречь людей от действий, приводящих к подобным ситуациям, и подсказать шаги, которые в аналогичных условиях могут помочь преодолению трудности» [5].

По мнению Е. И. Пронина, для журналистского творчества характерна интеграция с помощью переноса значения в целостное единое представление реального явления (факт) и прецедента прошлой общественно-исторической практики, зафиксированного в культуре как образ искусства, исторический случай, традиционное мнение и т. д. (протофакт), благодаря чему порождается новое смысловое единство, соотносимое с теми общезначимыми идеалами аудитории, которые актуализированы потребностями реальной общественной практики. «Специфические выразительные журналистские средства выступают не как формальные приемы изложения материала, а как возникающие в отношениях формы и содержания практически приложимые смысловые константы произведения, которые именно в силу своей практической приложимости способны стимулировать мыслительную, эмоциональную и волевую активность читателя в сфере общественной практики» [6]. Многие из выразительных средств журналистики восходят к архетипам. Архетип - прообраз, первичная форма, образец. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов, и это создает слой оценочной информации. Получается,

что в основе образа, используемого журналистом, запечатлен духовный опыт человечества: исторический материал, фрагменты из произведений культуры (художественных, живописных), фактов истории, науки. Культурный слой, осваиваемый журналистами, обширен. В журналистском тексте есть смысловые единицы, в которых, так же как и в образах, заключен культурный опыт социального характера,

- нормативы (положения законодательства, моральные принципы, идеологические доктрины, правительственные документы, технические рекомендации и др.). Установления общества, которые осознаются журналистами как нормативы, относятся к самым разным сферам действительности, они обращают читателей к принятым обществом положениям, которые в культуре существуют в виде неких директив

- законов, правил, норм. Кроме того, именно через нормативы выражается государственная специфичность в конкретный период развития общества. «Законсервированная информация» о прошлом в виде образов и нормативов, которые, наряду с фактами действительности, являются «строительным материалом» для создания журналистского текста, ярко характеризует автора как субъекта творческой деятельности. При этом надо иметь в виду: образ документальный, как подчеркивает В. В. Уче-нова, отличен от образа художественного, в котором выражается не столько документально-объектное, сколько субъективно-преобразовательное видение реальности». А с другой стороны, это дает представление о базовых ценностях, культивирующихся в народе, так как использование в тексте фактов искусства, истории, науки всегда в определенной степени отражает существующие в народе представления о добре, зле, жертвенности, самоотверженности и др. Как замечает С. И. Сметанина, журналистика соотносит полученную в процессе познавательной деятельности информацию о реальном с ценностями различных аксиосфер

- правовыми, политическими, религиозными, эстетическими, нравственными, художественными. «Эти ценности вырабатываются общей культурой. Журналистика прилагает их к конкретному факту в зависимости от характера объекта, тематических ориентиров печатного органа» [11].

Как видим, журналистский текст органично включается в культурный контекст времени, эффективно взаимодействует с ним и в определенной мере преобразовывает его. Таким об-

разом, в ходе обучения будущий журналист не только осваивает теоретические знания из области журналистики, которые вооружают его как практического специалиста, но и приобщается к системе ценностных ориентиров, существующих в обществе, к культурным традициям, вне которых журналистское творчество полноценно развиваться не может. Исходя из сказанного, освоение идейно-тематического и структурно-композиционного своеобразия журналистских материалов мы рассматриваем не только как овладение студентами профессиональных навыков и умений, но и как обеспечение идентификации студентов со своей культурой, что будет способствовать развитию общекультурной компетентности и аксиологического потенциала личности будущего журналиста. В данном контексте особую значимость приобретают задания, направленные на понимание идейно-тематического своеобразия журналистского произведения как особого вида текста. Так, например, на первый взгляд понимание темы произведения не вызывает какого-либо затруднения у студентов, поскольку с ним они знакомятся в курсе учебной дисциплины «Теория литературы». Вместе с тем, тема журналистского произведения не тождественна теме художественного произведения. Важно, чтобы студенты почувствовали разницу тематического решения литературного и журналистского произведений не на словах, а в практическом освоении способа журналистской деятельности. Темой художественного произведения называется круг событий, предметов действительности (а также человеческого сознания и культуры), который отразился в произведении и стал основой авторского повествования, средством реализации определенного идейно-эстетического замысла писателя. В каждом большом, значительном художественном произведении выделяется, как правило, не одна какая-нибудь, пусть и главнейшая тема, а система взаимосвязанных тем - тематика. Тема - фундамент художественного творения, по Хализеву, это все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки. В журналистике тема - тоже предмет отражения, но предмет особый. Он имеет устойчивый признак, указывающий на специфику журналистики как деятельности. Раскрывается этот признак в том, что тема журналистского произведения «всегда есть конкретная реальная ситуация, восходящая к масштабной проблеме общества» [5].

Как уже было сказано выше, освоение теории журналистики способствует обогащению аксиологического потенциала личности студента, но при условии соблюдения определенных условий:

- теоретические знания аудиторией не игнорируются;

- их освоение проходит в обстановке субъектно-объектно-субъектных отношений.

Студентам могут быть предложены для размышления дискуссионные вопросы. Например:

- в чем задача журналиста?

- в каком соотношении находятся тема и жизнь?

- как вы понимаете следующее высказывание: «Журналист обязан видеть больше своей темы. При исключительной нацеленности на тему, когда что-либо другое запрещаешь себе видеть, материал получается против ожидания скучнее» (А. Мальсагов);

- познакомьтесь с высказыванием А. Аграновского, вместо многоточий вставьте текст: «Знаешь тему до конца: писать до конца не обязательно, но знать нужно... Легенды сочиняют ленивые и нелюбопытные люди: им неинтересно, как было на самом деле. И лень узнать. Во имя чего - вот главное».

Итак, в ходе личностного осмысления вопросов теории будущие журналисты, во-первых, осваивают сугубо профессиональные знания, то есть получают представление о журналистском тексте в разных практических ракурсах, тем самым, развивая свою профессиональную компетентность. Во-вторых, они через ценностные отношения профессионалов к теории, а, значит, к моделям ситуаций из реальной жизни, получают ценностные ориентиры (свобода, правда, смысл жизни), то есть развивают свою культурную компетентность. Важно отметить особую роль преподавателя, носителя профессиональной деятельности, который должен помочь студентам получить не только знания о предмете журналистского произведения, но и представления о новой деятельности. Исследователи специфики профессионального образования утверждают, что позиции личности преподавателя и студента в учебном процессе не тождественны взаимодействию между деятельностью обучающей и деятельностью учебной, как нередко трактуют учебную деятельность. Профессионально-личностный аспект взаимодействия преподавателя и студентов тесно переплетается с пред-

метно-содержательной стороной взаимодействия (в данном случае с осмыслением темы журналистского произведения), связанной с регуляцией процесса усвоения деятельности. Тем самым образуется важный канал, по которому осуществляется социальная организация поведения и личности будущего специалиста, благодаря чему любая учебная ситуация в большей или меньшей степени становится ситуацией учебно-воспитательной.

В системе журналистского образования преобладающее значение имеют дисциплины, главным объектом изучения которых является человек и его многообразная деятельность, обращенная в социум (Основы журналистики, Основы творческой деятельности журналиста, История литературы, История, Психология, Социология, Логика и др.). Знание о журналистской деятельности представлено в них как гуманистическая ценность посредством отражения в нем человека, взаимосвязанности и взаимозависимости мира и человека. Функционируя в системе журналистского образования как автономные, эти дисциплины способствуют формированию у студентов целостного восприятия картины мира и журналистской деятельности. Ориентируя студентов-журна-листов на освоение сугубо специальных знаний, они способствуют и развитию их общей культуры, личностного потенциала, формированию индивидуального стиля жизнедеятельности, социокультурному и мировоззренческому самоопределению. Таким образом, синтетический характер учебного процесса в системе журналистского образования дает нам основание говорить об его ярко выраженном аксиологическом характере. Здесь важно пояснить, что мы имеем в виду, когда говорим об аксиологическом характере учебного процесса. Прежде всего, присутствие в содержании учебного материала ценности как категории. Необходимо отметить, что ценность как категория и междисциплинарное понятие имеет множество аспектов и форм существования. А. А Леонтьев различает следующие формы существования ценностей:

- общественные идеалы;

- предметно-воплощенные ценности;

- личностные ценности.

В первой своей ипостаси ценности относятся к категории «социальных представлений», являясь неотъемлемой частью общественного уклада, общественного бытия, конкретного социума и отражая опыт его жизнедеятельно-

сти. Здесь важно сделать небольшое замечание. Для социума значимыми могут быть либо общечеловеческие «вечные» ценности (истина, добро, красота), либо конкретно-исторические ценности больших социальных групп (равенство, демократия, державность), либо ценности малых референтных групп (успех, богатство, мастерство, совершенствование) и т. д. В. Краус в работе «Нигилизм и идеалы» пишет: Только «ценность», а именно в значении чего-то, что хотели бы иметь все, делает идею идеалом. Процесс присвоения ценностей человеком начинается в детстве и продолжает свое непосредственное развитие в ходе учебы. Ценностное самоопределение личности как основа развития аксиологического потенциала представляет собой процесс и результат выбора человеком собственного жизненного пути, включающего цели деятельности, нравственные нормы поведения и т. д. в соответствии с системой общечеловеческих ценностей. У каждого человека есть собственная «пирамида ценностей», осуществление которой состоит в том, чтобы следовать ценностным требованиям и подчинять этому требованию повседневную жизнь. Например, честность не только признавать как добродетель, но и последовательно поступать в соответствии с этой нравственной позицией.

Ценность связана с оценкой, интерпретацией и преобразованием. Установление приоритетов того или иного явления действительности основывается на оценке. Способность к оценке формируется у человека вместе со способностью к познанию. Человеческая жизнь состоит не только в познании мира, но и в постоянном его истолковании, переосмыслении, переоценке. Такое отношение к миру побуждает человека к действию, к творчеству, к изменению реальности в соответствии с существующей системой базовых представлений.

Поскольку ценности выражают желания, устремления разных людей, они характеризуются как личностные, национальные, групповые, классовые, профессиональные и т. д. В то же время каждое общество, эпоха, культура имеет свою специфическую систему ценностей, свои базовые ориентиры, которые одобряются большинством живущих в нем людей. Но на протяжении истории человечество выработало и универсальные общественные ценности, которые считаются непреходящими: добро, красота, свобода, справедливость и т. д. И хотя в разные эпохи содержание и значение

их понималось по-разному, именно в них отражалось стремление людей к свободе и независимости, к счастливой и достойной жизни, к гармоничному сочетанию личных и общественных интересов. По мнению философов, сама ценность не есть закон или повеление, но она все же представляет собой объективное и материальное по своему содержанию образование. В силу своей природы она обладает способностью определять содержание поведения. Сознанию даны носители ценностей вместе с их мерой, которая и превращает их в желаемое. Бытие какой-нибудь вещи как действительной ценности постигается не столько в интеллектуальном, сколько в эмоциональном акте. Это утверждение позволяет нам говорить о том, что что-либо становится для человека ценным только в результате субъектного контакта.

Повторим: система ценностей в зачаточном состоянии дается человеку от рождения, но в деятельности и общении система ценностей может корректироваться и изменяться. Интенсивно этот процесс проходит в системе личностно ориентированного образования, где учащемуся предоставляется ситуация личностного выбора через эмоциональное переживание конкретных жизненных ситуаций. Ценностному самоопределению личности в системе высшего образования способствует гуманизация учебного знания, так как в центр личностно ориентированного обучения поставлен человек, а не сухое, бесстрастное изложение предметного содержания учебной дисциплины. Гуманизировать учебный процесс -это значит предоставить человеку выбор общественных идеалов, предметно-воплощенных и личных ценностей. Мы полагаем, что освоение способа журналистского творчества без учета аксиологического ядра изучаемых явлений будет способствовать освоению технологической стороны журналистской деятельности, но не приведет к развитию личности самого журналиста. Поставив в центр журналистского образования личность, мы будем сопрягать освоение способа творческой деятельности журналиста с развитием аксиологического потенциала личности. Основанием для такого подхода выступает личностно ориентированный учебный процесс в системе журналистского образования, содержащей ценность как категорию и междисциплинарное знание, а также предметное содержание изучаемых дисциплин. В качестве примера выявим и охарактеризуем аксиологическое ядро учебной дисциплины «Ос-

новы творческой деятельности журналиста».

Учебный курс «Основы творческой деятельности журналиста» разделен на восемь тематических разделов, каждый из которых содержит аксиологическое ядро - аксиологические понятия, осмысление которых расширяет представление студентов как о способе журналистской деятельности, так и о системе ценностей в целом. Содержание основных разделов учебной дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста» приведено согласно Государственному образовательному стандарту. Основанием для выделения аксиологического ядра учебных разделов курса является типовая программа, в которой на содержательном уровне расставлены тематические акценты, которые мы рассматриваем в качестве ориентиров.

Раздел № 1

Формирование массовых информационных потоков и создание особого типа авторских произведений (информационных продуктов) как компоненты журналистской деятельности. Аксиологическое ядро данного учебного раздела: выбор, мир, жизнь, планетарное сознание.

Раздел № 2

Система профессиональных обязанностей журналиста. Аксиологическое ядро данного учебного раздела: свобода, долг, ответственность, совесть, достоинство, честь, общественное сознание, духовность.

Раздел № 3

Журналистское произведение как особый информационный продукт. Аксиологическое ядро данного раздела: мораль, нравственность, общественные нормы, нормативы, традиция, культура.

Раздел № 4

Способ творческой деятельности журналиста. Аксиологическое ядро данного раздела: творчество, независимость, истина, познание, коллектив.

Раздел №5

Методы журналистского творчества. Аксиологическое ядро данного раздела: человек, природа, общество.

Раздел № 6

Технические средства в процессе творчества. Аксиологическое ядро данного раздела: объективность, техника, личность, индивидуальность.

Раздел № 7

Профессионально-этические регуляторы журналистского поведения. Аксиологическое

ядро данного раздела: мораль, нравственность, профессиональный долг, профессиональная совесть, профессиональная честь.

Раздел № 8

Жанровые разновидности журналистских произведений и особенности работы над материалами разных жанров. Аксиологическое ядро данного раздела: память, традиция, общественный идеал, средства и цели деятельности, мотивы и поступки.

Полагаем, что, используя аксиологическое ядро учебных дисциплин в процессе освоения студентами способа творческой деятельности, мы, таким образом, развиваем значимость для молодых людей природных и культурных явлений. Важность такой работы в учебном процессе для нас бесспорна, так как в выборе ценности выражается отношение человека к действительности. Приобщению студентов к значимым культурным явлениям способствуют задания, которые интегрируют предметный и личностный контекст. Расскажем о некоторых из них, практикуемым сегодня.

«Диалоги с вечностью, или Человек навсегда».

Студентам рекомендуется выбрать известную в истории человечества личность, подготовить о ней сообщение. Мотивом выбора «Человека навсегда» является сугубо личный интерес студента, который не ограничивается преподавателем. Надо сказать, что мы рассматриваем это учебное задание как опосредованный диалог, когда в качестве собеседников выступают, например, Б. Паскаль, М. Монтень, А. Ф. Лосев, Д. С. Лихачев и др. Сам учебный процесс органически включал в себя опосредованное общение - причем именно как межличностное. Ученый, писатель, мыслитель с их произведениями предстают как личности и вводят ученика в свой живой круг научных и художественных исканий. В диалоге с ними студенты проникают в способ их мышления и чувствования, расширяют свой диапазон видения изучаемых явлений. Общеизвестно, что на формирование личности оказывает большое влияние конкретный человеческий образ, который студент воспринимает как свою проекцию в будущем. Воспитательный идеал из плоскости внешнего и формального переходит во внутренний критерий и «задание» саморазвития. Как известно, важнейшим условием формирования личности является ориентация на абсолютные нравственные ценности, ибо человеческое совершенство всегда является резуль-

татом человеческого усилия «вверх». После сообщения студенты получают возможность задавать вопросы выступающему с целью необходимого уточнения или определения его позиции по отношению к тому, о чем шла речь в выступлении. Например: какие общественные проблемные ситуации из жизни этого человека - ситуации из далекого прошлого! - могли бы быть сегодня использованы журналистом? Какие из названных фактов биографии этого человека проливают свет на общественные проблемы, в том числе и современного общества? Мы полагаем, что подобные задания возможны в курсах как специальных, так и других учебных дисциплин в системе журналистского образования. Они способствуют гармонизации учебного процесса, расширяя возможности для интеграции знаний.

Суть ценностного отношения, как определяет его аксиология, состоит в выявлении объекта для субъекта. В восприятии реального объекта субъект исходит из сложившихся у него раннее представлений о ценностях и оценках объекта, Но всякий факт допускает многообразие форм осмысления, поэтому журналист неизбежно добавляет в концептуальную модель тот конкретный смысл, который объект имел для него. Наделение смыслом происходит именно в сфере субъекта. С точки зрения философии, чем сложнее данное явление и чем большее значение оно имеет в нашей жизни, тем более широкий спектр смыслов оно имеет, возбуждая постоянные споры об адекватности и искаженности того или иного в процессе его интерпретации. Поскольку объект сам по себе, в своем «в себе и для себя-бытие» смысла не имеет и обретает тот или иной смысл лишь в постижении и оценке его субъектом, постольку для разных субъектов один и тот же объект может иметь разные смыслы (М. С. Каган). Теоретики журналистики не раз спорили о сущности объективного применительно к специфике профессии, и многие из них склонялись к тому, что подлинная объективность недостижима, так как отбор любого факта для публикации - процесс субъективный. Объективной информации не существует и существовать не может: даже при педантичном отделении комментария от сообщения сам по себе подбор сообщений и их расположение на полосе несут в себе имплицитное суждение, писал У. Эко в эссе «О прессе». Таким образом, если избежать субъективности в своей профессиональной деятельности журналист не может, так как любая

информация проходит через неосознанный фильтр его оценки, а общество ждет от него информации достоверной, а не жульнической, то одним из возможных вариантов выхода из этого затруднительного положения является личностная самоактуализация будущего журналиста в культуре и в жизни. В связи с этим важно в период обучения будущего журналиста создать условия для его ценностного и личностного самоопределения. Студент наряду с поиском себя в будущей профессии должен искать ответы на важные для любого человека вопросы - такие, как:

- Каков Мир?

- Как к нему относиться?

- Что есть Добро и Зло?

- Во что и в кого верить?

- Какие ценности считать своими?

- К чему стремиться в профессиональной деятельности?

На формирование личности оказывают большое влияние конкретный человеческий образ, который обучающийся может воспринимать, повторим, как свою проекцию в будущем.

В контексте профессионального образования ориентация на людей, прославивших свою профессию, «работает» на личностное развитие обучающихся. В истории отечественной и зарубежной журналистики немало личностей, чей конкретный образ мог бы оказать серьезное воздействие на формирование и личностных, и профессиональных качеств будущих журналистов. Активное использование данного опыта в учебной деятельности представляет для нас определенную ценность, так как современное общество переживает глубочайший кризис ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область нравственности и духовности.

Формировать личность возможно только в рамках определенной культуры, так как именно культура определяет характер образования и те требования, которые предъявляются к личности. Общеизвестно, что отечественная журналистика всегда развивалась в русле специфики российской действительности, для которой духовность составляла ценностно-нормативную сферу личности. Еще С. Булгаков,

Н. Бердяев, С. Франк отмечали, что в России духовность пронизывает все аспекты деятельности, являясь основой нравственности, отношения к труду, к природе, к смыслу человече-

ской жизни. Результаты современных исследований специфики национального менталитета свидетельствуют о том, что для российского сознания по-прежнему характерно явное преобладание духовных ценностей. Вместе с тем, в современном обществе, и в СМИ в частности, активно практикуются манипулятивные технологии, которые разрушают и самого человека как личность, и отечественные культурные традиции в целом. В этой связи важна ориентация на людей, ставших символом высокого смысла профессии.

В контексте сказанного интерес представляет задание «Культ личности в журналистке». Студентам предлагалось познакомиться с деятельностью одного из журналистов (имя журналиста определяется самими студентами) и создать его творческий портрет. Это задание ориентирует студентов в их будущей профессиональной среде, способствует развитию их индивидуального стиля. Образ мастера, профессионала может оказать серьезное воздействие на будущих журналистов, поэтому обращение к творческой судьбе мэтров журналистики для нас представляет определенную ценность.

Развитию ценностного самоопределения студентов способствуют тематические обсуждения. Темы их могут быть предложены как преподавателем, так и самими студентами. Главное, чтобы они вызывали их личностный интерес, как, например, тема дискуссии, которая была предложена студентами: «Кем является человек для себя и для других»?

Выбор темы был обусловлен следующим обстоятельством. Человек для журналиста является живым источником информации, он держатель информации, носитель ее и транслятор. Это делает его центральным звеном информационной среды. Но человек, являясь субъектом деятельности, может не открыться в общении, и поэтому журналисту необходимы знания о природе человека, системе его ценностей и умения работать с ним. На это и была ориентирована дискуссия.

По мнению М. М. Бахтина, «человек никогда не совпадает с самим собой. К нему нельзя применить формулу тождества: А есть А. ... Подлинная жизнь личности совершается как бы в точке этого несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего, что он есть как вещное бытие, которое можно подсмотреть и предсказать помимо его воли, «заочно». Подлинная жизнь личности до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ступна только диалогическому проникновению в нее, которому она ответственно и свободно раскрывает себя» [2]. За время обучения у будущего журналиста должен сложиться свой субъектный опыт. Актуализация этого опыта может обеспечиваться посредством реализации педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативных, рефлексивных, креативных умений будущих журналистов.

Современный мир тяготеет к образованию глобальной культуры. Безусловно, тенденция к глобализации культуры проявлялась всегда. Так, к общечеловеческим ценностям исторически были отнесены архитектурные памятники, музыкальные произведения, литературные шедевры и пр., созданные под влиянием отдельных национальных культур. Однако лишь в современную эпоху с развитием информационных технологий наметилась тенденция к полномасштабному взаимообмену достижениями различных культур. В ходе этого сближения происходит унификация культур, что вызывает бурный подъем национализма, этнического патриотизма. Борьба за сохранение национально- культурного своеобразия нередко выливается в стремление оживить давно и безвозвратно ушедшее в прошлое. В этих условиях в обществе формируется представление о глобальной культуре, и создают это представление СМИ, которые способствуют созданию «тела» глобальной культуры. Здесь, конечно, прежде всего, нужно выделить электронные СМИ: радио, телевидение, системы глобальной связи (Интернет), где любого рода ограничения на распространение, присвоение и использование информации крайне сложны и ненадежны, либо просто невозможны. В аспекте сказанного рекомендуется создавать условия для развития диалогового мышления будущего журналиста, которое позволяет воспринимать все события современного мира не автономно, а в связи с другими явлениями и событиями, как прошлого, так и настоящего, как в контексте национальной традиции, так и выходя за ее пределы. Это становится особенно актуально сегодня, когда в связи с бурным развитием технологической культуры (в информационно-семиотической теории смысловое поле культуры представлено в виде трехмерного пространства: духовная, социальная, технологическая культура), которая по своей природе рациональна и утилитарна, формируется новая система ценностей. Она концентрируется на том, «что и как человеку надо сделать». Ради

каких ценностей создается та или иная технология технологическая культура сама по себе не решает. Этот вопрос решается вне ее, и в этом процессе важную роль играют средства массовой информации. Они знакомят социум с новой структурой ценностных и нормативных установок, которые только складываются в условиях современного информационного общества.

Исходя из сказанного выше, способность к ценностному самоопределению будущего журналиста мы рассматриваем как готовность его к выполнению профессиональных обязанностей. И поэтому считаем необходимым предоставлять будущим журналистам возможность для ценностного самоопределения путем:

- познания как национальных ценностей, так и общемировых;

- осознания себя в этом мире, осуществляемого на основе личностно присвоенных ценностей (самосознание).

Список литературы

1. Батишев, Г.С. Деятельная сущность человека как философский принцип [Текст] / Г. С. Батишев // Проблемы человека в современной философии. -М., 1969.

2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] / М. М. Бахтин. - М., 1979.

3. Библер, В. С. Философско-психологические предположения школы диалога культур [Текст] / В. С. Библер. - М., 1998.

4. Засурский, Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика : 1990-2004 [Текст] / Я. Н. Засурский. - М. : Издательство Московского университета, 2004.

5. Лазутина, Г. В. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов. -М. : «Аспект Пресс», 2004.

6. Методы журналистского творчества [Текст] : монография / под ред. В. М. Горохова. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982.

7. Пидкасистый, П. И. Психолого-дидак-тический справочник преподавателя высшей школы [Текст] / П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман. - М.: Педагогическое общество России, 1999.

8. Пономарев, Я. А. Методологическое введение в психологию [Текст] / Я. А. Пономарев. -М., 1983.

9. Попков, В. А. Теория и практика высшего профессионального образования [Текст] / В. А. Попков, А. В. Коржуев : учеб. пособие для

системы дополнительного педагогического образования. - М. : Академический проект, 2004.

Ю.Распопова, С. С. Журналистское творчество: теория и практика освоения [Текст] / С. С. Распопова. - М. : Макс Пресс, 2006.

11. Сметанина, С. И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и

стиле журналистики конца XX века) [Текст] : науч. издание / С. И. Сметанина. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2002.

12.Хализев, В. Е. Теория литературы [Текст] : учеб. издание / В. Е. Хализев. - М. : Изд-во «Высшаяшкола», 1999.

Светлана Ивановна Симакова

Челябинский государственный университет

«ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ» КАК ОДНА ИЗАКТУАЛЬНЫХТЕМКУРСА «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЙАСПЕКТ)

В работе рассматривается один из вопросов курса для студентов-журналистов «Современные информационные технологии». Автор убедительно доказывает, что уже на начальной стадии обучения студентам необходимо освоитьработу с электронными библиотеками.

Ключевые слова: библиотека, электронная библиотека, Интернет.

Многие исследователи отмечают, что мы находимся на этапе информационного общества. Другие же подчёркивают, что мы лишь в начале этого пути. Но, в любом случае, факт, что Интернет становится привычным способом получения, обработки и хранения информации, является бесспорным. Сегодня, когда речь о качестве образования выпускников высшей школы не перестаёт оставаться одной из актуальнейших на конференциях и семинарах различных уровней, умение студента ориентироваться в современном интернет-пространстве становится одним из первоочередных. Интернет выступает в этом случае не как средство развлечения, а как образовательное пространство, как средство приобретения знаний. Именно таким образом мы формулируем цель при преподавании курса «Современные информационные технологии».

Рассматривая требования действующего стандарта образования для подготовки по направлению 031300 «журналистика», мы отмечаем, что выпускник должен уметь решать профессиональные задачи, связанные со сбором информации (работа с источниками информации с помощью разных методов), её проверки, селекции и анализа (авторская деятельность); сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта (проектно-аналитическая деятельность), что в

очередной раз убеждает в необходимости формирования у студентов правил работы с интернет-ресурсами.

Одна из тем вышеобозначенного курса (Современные информационные технологии) для студентов-журналистов звучит следующим образом «Электронная библиотека как современный источник получения информации». Именно на этой теме мы и остановимся в данной работе.

Первичный опрос (нулевой срез) студентов показал, что все пользуются интернет-ресурсами для подготовки рефератов, докладов и других материалов к учебному занятию. Большинство из них обращаются к интернет-ресурсам и для того, чтобы прочитать заданные тексты (включая художественные, научные и т. д.) по литературе, истории и ряду других учебных дисциплин. Однако чёткого понимания какой интернет-ресурс используется в том или ином случае (в частности, сайт или электронная библиотека) более половины из них не имеют. Среди тех, кто на данном этапе в той или иной мере понимают отличие электронной библиотеки от сайта, был проведён дополнительный опрос с целью выявить какими электронными библиотеками пользуются студенты. И здесь, результаты оказались достаточно скромными. Этот факт убеждает нас в своевременности изучения данного вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.