Научная статья на тему 'Каков он - журналист XXI века? и как его обучать?'

Каков он - журналист XXI века? и как его обучать? Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1125
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Григорова Д. Е.

В сборнике, изданном под редакцией профессора С.Г.Корконосенко, рассмотрены вопросы о выработке концепции образования для журналистов, опирающейся как на уже накопленный опыт, так и включающей новые образовательные аспекты, отвечающие современным условиям и требованиям медиаиндустрии. Отмечу, что затронута не только проблема системы образования в целом, но и проблема модели преподавательской деятельности, отношений между преподавателями и студентами, а также личности самого журналиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каков он - журналист XXI века? и как его обучать?»

читателя. Необычна, на наш взгляд, но очень удачна постановка вопросов в начале, а не в конце главы, это дает определенную целевую установку при прочтении текста и направляет внимание на наиболее важные аспекты.

Интересны рекомендуемые задания, большинство из которых отличается творческим характером. Например, предлагается написать статью в газету (журнал) от имени школьников разных поколений [с.46]. Или разработать презентационное представление киноклуба (факультатива, школьного кинотеатра) [с.70] и т. д. Предлагая такого рода задания, автор оказывает реальную помощь преподавателям при проведении занятий по медиаобразованию.

Нельзя не сказать о том, что рассматриваемое учебное пособие является не просто учебником по теории и истории медиаобразования, а книгой, где в историческом контексте затрагивается вопрос о месте и роли масс-медиа, поднимаются проблемы влияния средств массовой коммуникации и их восприятия, а также указывается необходимость развития медиаграмотности/медиакомпетентности.

Особое место в данном пособии занимают актуальные вопросы, касающиеся современных российских медиа и нынешнего этапа развития медиаобразования, что, думается, привлекает наибольшее внимание читательской аудитории. В связи с этим чтение и усвоение учебного материала имеет не только целостную познавательную направленность, но и практическую значимость.

Книжная полка

КАКОВ ОН - ЖУРНАЛИСТ XXI ВЕКА? И КАК ЕГО ОБУЧАТЬ?

Д.Е.Григорова

Рецензия на сборник статей: Преподаем журналистику: взгляды и опыт/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2006. 152 с.

В сборнике, изданном под редакцией профессора С.Г.Корконосенко, рассмотрены вопросы о выработке концепции образования для журналистов, опирающейся как на уже накопленный опыт, так и включающей новые образовательные аспекты, отвечающие современным условиям и требованиям медиаиндустрии. Отмечу, что затронута не только проблема системы образования в целом, но и проблема модели преподавательской деятельности, отношений между преподавателями и студентами, а также личности самого журналиста.

Итак, как должно строиться образование? И каким же все-таки должен быть современный журналист?

Рассмотрением личностного фактора журналиста и открывается данный сборник. Статья С.Г.Корконосенко, так и называется «Личностный фактор в журналистском образовании». Целевые установки образования

журналиста автор связывает «со способностью выпускников новой формации придать ускоренное и прогрессивное развитие стране, культуре, современной отечественной истории. А это уже прямая проекция на личностный потенциал специалистов и, следовательно, их наставников» [с.13].

Мыслящий, креативный, творчески активный и компетентный специалист - вот он образ универсального журналиста. Но ситуация складывается таким образом, что ощущается нехватка конкурентно способных, отвечающих требованиям мирового рынка труда, а следовательно востребованных выпускников журфаков. А, как известно, на процесс профессионального становления личности значительное влияние оказывает и система образования, и педагог. А в этой связи становится очевидной необходимость пересмотра учебных планов и методов работы преподавателей. Еще один подводный камень на пути студента - будущего журналиста, интенсивный технологический прогресс и внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс, который, по мнению автора, имея свои преимущества, может привести и к стандартизации, упразднению коллективного постижения истины, догматизму мышления будущего специалиста.

Автор также обращает внимание и на то, какое место должны занимать ИТ-средства в системе отношений учитель - ученик. Учитель должен не просто информировать ученика и быть своеобразным инструктором по информационным технологиям. В-первую очередь, учитель - это наставник, мастер, который передает свой опыт, знания и взгляды ученику, формирует его как профессионала. А это возможно лишь при личностном, открытом общении без посредников. Автор размышляет о том, на что же следует ориентировать ученика, а от чего отказаться. Эти вопросы становятся ключевыми в третьем разделе статьи [с.30].

В статье «Практические ориентиры журналистского образования» А.П.Короченский и С.В.Ушакова приходят к следующим выводам: «Журналистское образование нуждается в основательном пересмотре, как в содержательном аспекте, так и в аспекте развития методик обучения - в направлении их модернизации и адаптации к изменяющимся социальным условиям и новым коммуникационным технологиям» [с.29]. Авторы говорят о том, что журналистам недостает познавательной активности, а также умения вести работу по осмыслению социальных явлений, умения искать социально значимую информацию и интерпретировать ее. А ведь аудитория ждет от СМИ достоверной информации и ее анализа [с.24-25].

Журналист должен быть оперативным, склонным к практическому познанию социального мира, а, следовательно, ему необходимы психологические навыки работы с источником информации. На этом фоне становится очевидной необходимость расширения и углубления такого курса как «Психология журналистского творчества». Также необходимо развивать умение журналистов работать с документированной информацией и с интернет-текстами [с.27-29]. А так как работа с медийной информацией

предполагает умение ее оценивать и анализировать, перспективным является внедрение в учебный процесс спецкурса «Медиаобразование» [с.32].

Обращает на себя внимание и статья В.А.Сидорова «Ценностное осознание журналистики». Она интересна не только по содержанию, но и подачей материала. Начало статьи своим построением, чем-то похоже на форму сказки. Язык статьи доступен и ярок.

Поводом написания статьи послужило желание автора разобраться в наиболее важных аспектах студенческих работ, посвященных контент-анализу журнала «Русский Newsweek». Задачей студентов была попытка обозначить, какой образ России создается на страницах журнала. В.А.Сидоров в своей статье приводит некоторые выдержки из студенческих работ. И приходит к выводу о том, что «практически в каждом представленном студентами анализе содержатся выводы о критической направленности редакционной политики журнала, отрицательной оценке российского чиновничества, сопоставлении нашей страны со странами Запада» [с.35]. В связи с этим, поднимается проблема журналистской ценности, аксиологии журналистики. Аксиология должна показать, как возможна ценность в структуре бытия, и каково ее отношение к реальности [с.40-42].

И.А.Фатеева в статье «О социальном партнерстве как факторе сохранения и развития системы журналистского образования» затрагивает проблему несоответствия системы российского образования современным условиям: социальным, экономическим, культурным. Проблема в том, что система образования журналистов по-прежнему ориентирована на установки, отвечающие требованиям и потребностям государства, которое в свою очередь и финансировало подготовку специалистов. Но в настоящее время, государственных СМИ становится все меньше. И соответственно многие журналисты трудоустраиваются в негосударственные организации, которые предъявляют требования соответствующие современной ситуации. Но не стремятся к тому, чтобы принять участие в подготовке компетентных, отвечающих современным условиям рабочих кадров. Следовательно, не осуществляют материальную поддержку, а ищут более простой путь: из огромного количества выпускников можно выбрать наиболее достойных и перспективных, или (от противного) взять на работу неквалифицированного человека.

Следует отметить, что и сами учебные заведения не проявляют рвения к преобразованиям, так как, во-первых, ограничены определенными рамками, а во-вторых, демонстрируют нежелание повернуться лицом к современной медиаиндустрии. В связи с этим складывается следующая весьма непростая ситуация: журналистское образование и медиаиндустрия нуждаясь, друг в друге, все-таки стоят по разные стороны. К тому же, существуют: научные, общественные, политические и другие стороны, заинтересованные в журналистских ресурсах. Но ни одна из сторон не делает первый шаг. В то время как необходимость преобразования системы подготовки

журналистских кадров очевидна. И решить эту проблему возможно при взаимной поддержке и объединении усилий.

А.В.Федоров и А.А.Новикова в статье «Ключевые теории медиаобразования» представляют вниманию читателей основные теоретические подходы в области медиапедагогики, которая, в свою очередь, на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных и перспективных педагогических отраслей. Весьма значимо медиаобразование и при подготовке будущих журналистов, от профессионализма которых, умения ориентироваться в современном пространстве медиа, во многом зависит уровень средств массовой информации. А для успешного осуществления работы, журналисту необходимо знать законы и приемы создания медиатекстов, уметь оценивать, анализировать и интерпретировать их. В связи с этим становится очевидной возможность, и даже необходимость интеграции журналистики и медиаобразования. Тем более что медиаобразование, как известно, развивается по нескольким направлениям, в том числе предусмотрено медиаобразование будущих профессионалов-журналистов в разных отраслях медиа.

В данной статье, при рассмотрении теоретических концепций, авторы обращают внимание на тот факт, что медиаобразовательные теории в «чистом» виде встречаются редко, и приходят к выводу о том, что многие их них можно синтезировать. Авторы отмечают также, что при внедрении той или иной теории в учебный процесс необходимо учитывать образовательные, социальные, культурные и др. условия и традиции страны. И уже к ним адаптировать медиаобразовательные концепции.

В статье «Высшее журналистское образование в России и США» И.Н.Блохина обращается к сравнительной характеристике. Автор пишет о том, что реформирование высшей школы в России связано с подписанием Болонских соглашений, согласно которым осуществляется внедрение единой для всех участников «Болонского процесса» системы высшего образования, предусматривающей бакалавриат и магистратуру, однако к такого рода переменам готовы далеко не все российские вузы. «Сочетание университетской фундаментальности с кадровыми потребностями мобильного мира массовой информации требуют особой тщательности в разработке учебных планов и программ в процессе перехода к новой для России системе подготовки квалифицированных специалистов» [с. 90].

И.Н.Блохина отмечает необходимость преобразований в преподавании учебных дисциплин, что вызвано, во-первых, усилением требований к уровню подготовки выпускников-журналистов, во-вторых, потребностью в усилении индивидуального подхода к образованию студента, а также необходимостью предоставления возможности студенту самому формировать собственную квалификационную модель [с.85-86].

М.Геруля в статье «Образование журналистов в Польше» отмечает, что подготовкой специалистов в области журналистики в Польше занимаются как государственные, так и частные высшие учебные заведения. Выделяя две модели журналистского образования, автор уделяет внимание современным

проблемам. Так, одной из главных проблем (как и в России) является нежелание частных СМИ участвовать в образовательном процессе будущих журналистов; к тому же, как частные, так, впрочем, и общественные медиа оказывают незначительную поддержку технической базе образования, и, наконец, далеко не все редакции проявляют готовность принять на стажировку студентов...

Особое внимание привлекает статья Н.Ф.Корконосенко «Четвертая правда, или Что берет с собой журналист в начале профессионального пути». Импонирует ее живой и образный язык. К тому же располагает к себе форма изложения материала: создается впечатление, что автор разговаривает со своими читателями.

Данная статья - откровение журналиста и просто человека, который, как и все столкнулся с проблемой личностного самоопределения, выбора профессии, с трудностями, возникшими на пути. Автор раскрывает некоторые особенности ремесла журналиста, проблемы выбора жанра и т.д.. Так, говорится, что «сначала читать, потом писать» [с.102]. Не менее интересны замечания о ходе работы над статьей, о том, как написать ее, чтобы она не стала последней [с.113]. Н.Ф.Корноносенко выражает

надежду на то, что материал ее статьи заинтересует читателей, и, на наш взгляд, автору удалось это сделать. Действительно, статья заставляет задуматься, а это важно, так как: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает» [с. 108]. Полагаю, эта статья особенно затронет «пишущих» людей, которым знакомы «муки творчества», когда тебе интересна твоя работа, хочется сделать ее достойно и поскорее, но невидимая сила не пускает к рабочему столу.

Своеобразна статья Л.М.Макушина «Преддипломный «Автограф», или Три горшка на одну ложку». Автограф - это памятная надпись, подлинная рукопись автора. Именно так и называется сборник, подготовленный выпускным курсом студентов факультета журналистики Уральского государственного университета. Название действительно соответствует содержанию, так как этот сборник является прощальным откровением выпускников об учебе, о факультете, преподавателях и однокурсниках.

Автор считает, что такой сборник очень полезен, он позволяет преподавателям взглянуть на себя со стороны, задуматься . и, может быть, что-то изменить к лучшему. К тому же, «два десятка книжек «Автографа» -это продолжающаяся летопись факультета» [с.118].

В статье В.В.Тулупова «Журналистское образование: творчество и ремесло», говорится о том, что профессия журналиста многогранна. Она требует умений и навыков в разных областях. Бесспорно, журналистика -это и искусство письма, развитию которого способствуют филологические науки, но она имеет и прямое отношение к социальной и политической сферам, к экономической и другим. Журналистское образование -комплексное образование, в котором сочетаются фундаментальное и специальное обучение.

Автор пишет о необходимых предметах, о формах работы, уделяя особое внимание системе поступления абитуриентов на факультет журналистики в Воронежский государственный университет, что важно для будущих «акул пера», так как подробное описание процесса поступления дает представление о выдвигаемых требованиях и условиях.

Еще один важный аспект, на который обращает внимание В. В. Тулупов, это вопрос о необходимости сотрудничества редакций и вузов.

Завершают данный сборник материалы «круглого стола», который прошел 17 января 2006 года в Санкт-Петербурге. На обсуждение выносились следующие вопросы: Кто работает в журналистике? Куда идет журналистика? Каковы ее перспективы? В статье представлены некоторые высказывания участников «круглого стола».

Итак, одним из наиболее актуальных вопросов стоящих перед системой российского образования на сегодняшний день является вопрос о том, как подготовить журналиста, отвечающего требованиям современного медиарынка, но при этом профессионала, способного подготовить высококачественный медиатекст. На этот вопрос и пытаются дать ответы авторы сборника...

Книжная полка МЫСЛИТЬ КРИТИЧЕСКИ...

Р.В. Сальный

Рецензия на монографию: Столбникова Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы). Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 160 с.

В монографии Е.А.Столбниковой проанализированы проблемы влияния рекламных медиатекстов на студенческую аудиторию. Автором также разработана методика развития критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования. При разработке методики проанализированы теоретические модели медиаобразования, а также проведен эксперимент по реализации данной методики. Целевая аудитория монографии - педагоги, занимающихся развитием критического мышления учащихся, интересующиеся проблемами медиаобразования, проблемами психологии рекламы.

Известно, что реклама не только манипулирует общественным мнением, но и стимулирует развитие товарных рынков, и, следовательно, является неотъемлемой частью современного общества, с развитием которого технологии манипулирования сознанием будут только совершенствоваться. Защититься от этого воздействия поможет развитое критическое мышление, которому можно научиться на занятиях по медиаобразованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.