ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Т. М. Артишевская
АКТУАЛЬНОСТЬ ВВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена вопросу медиаобразования в школах как способу адекватного ответа на сохранность психики ребенка от воздействия СМИ. Для успешной защиты детей от манипуляции СМИ необходимо готовить педагогические кадры на факультете журналистики - тем более что на сегодняшний день созданы и внедряются в школы программы по медиаобразованию (например, одной из таких программ является курс, разработанный доктором филологических наук И. А. Фатеевой).
Ключевые слова: медиаобразование, педагогическая психология, информационная безопасность, стандарты третьего поколения.
Педагогическая деятельность остается одним из самых важных на государственном уровне и востребованным на бытовом видов профессиональной деятельности. Действительно, если из каждого человека, занимающегося своим делом, вычесть труд воспитателя, учителя, преподавателя, мастера, то останется пустая оболочка обывателя, удовлетворяющая свои примитивные потребности. Конечно, иногда люди воспитываются и обучаются вопреки воздействию на них тех же воспитателей, учителей, преподавателей и мастеров. Но никак нельзя перечеркивать саму педагогическую деятельность, высочайшая ценность и значимость которой не умаляется из-за отсутствия внимания к ней со стороны государственных чиновников.
В педагогической деятельности в целом следует выделять собственно педагогическую область, изучающую сущность, цели, задачи, закономерности обучения и воспитания и их роль в жизни общества и развитии личности, и область психологии, изучающей механизмы психического развития в процессе обучения и воспитания. Поэтому ответы на вопросы о том, какие методы будут наиболее эффективны в передаче знаний, формировании умений и выработке навыков, содержатся в этом разделе.
Для факультета журналистики, переходящего на новую систему обучения, и в связи с тем, что коммерциализация СМК, апеллирующая к «биологизаторскому образу человека» [1], к его «животным» инстинктам, подталкивает журналистов к извращенному освещению информации, вызывающей шок, встает вопрос о защите населения от негативных последствий.
Это явление, ставшее повсеместным и вездесущим, наводит тоску, провоцирует социальную апатию и психическое бессилие. Можно сказать, что те революционные изменения, которые претерпело информационное пространство России на рубеже третьего тысячелетия, привели к тотальному информационному террору против собственного народа. Поэтому с особой остротой встает вопрос о включении на факультете журналистики в образовательный стандарт третьего поколения преподавания педагогических дисциплин.
Во всех странах к числу лиц и организаций, действующих в сфере медиаобразования, относятся:
^ учителя в школах и других образовательных учреждениях;
^ воспитатели в неформальных группах молодежи и члены различных общин;
^ исследователи;
^ группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными соображениями;
^ группы родителей;
^ церковь и другие религиозные объединения;
^ медиакомпании, как коммерческие,так и некоммерческие;
^ органы регулирования СМИ [2].
Данный перечень лиц и организаций, задействованных в сохранности здоровья нации, убедительно показывает диапазон функций, которыми они наделены, - от защиты детей до их развития. Но все они стремятся к тому, чтобы сделать детей активными сознательными пользователями СМИ.
В России картина несколько иная. Здесь нет организаций, реально проводящих политику сохранения психического здоровья населения. Мы находимся в зависимости от развлекательной телепродукции иностранного производства. СМИ как будто соревнуются в том, чтобы шокировать аудиторию, в которую естественным образом включены дети. Более того, родители все меньше могут контролировать доступ к электронным СМИ, в связи с чем информационная безопасность детей лежит и на плечах школы тоже. В такой ситуации сотрудничество между образовательными учреждениями и ме-диаиндустрией необходимо.
Например, курс «Педагогическая психология» поможет журналистам получить дополнительную возможность научить детей разных возрастов защищаться от манипулятивного воздействия информации, сохраняя у них потребительскую мотивацию к продукции СМИ.
В задачи этого курса могут войти:
^ исследование механизмов и обеспечение условий, необходимых для полноценного психического развития учащихся и формирования их личности на каждом возрастном этапе;
> выявление и проектирование социально-педагогических условий, максимально содействующих личностному развитию, самоопределению и саморазвитию субъектов образовательного процесса;
^ создание методического инструментария, позволяющего выявить и спрогнозировать особенности интеллектуального и личностного развития ребенка;
> изучение психологических особенностей участников образовательного процесса и механизмов их влияния на ребенка.
Эти задачи будут осуществляться на базе содержания предмета «Информационная и психологическая безопасность в СМИ».
В структуру педагогической психологии можно включить три раздела:
1. Психология педагогической деятельности, основой которой является деятельность и личность журналиста-учителя. Здесь особое место занимает вопрос взаимоотношений внутри коллектива, способам решения конфликтных ситуаций.
2. Психология обучения, основой которой является особенности формирования учебной деятельности, вопросы ее мотивации, роль педагога в развитии «Я-концепции» ребенка. Здесь дается психологический анализ форм и методов обучения, направленных на формиро-
вание знаний, умений и навыков соответствующих изучаемому предмету.
3. Психология воспитания, основой которой является закономерности формирования личности на разных возрастных этапах, ближайшее и дальнее окружение, ведущие интересы и ценностные ориентации ребенка, связанные с потреблением продукции СМИ.
Таким образом, принципами педагогической психологии являются:
• принцип целесообразности, что обусловлено системой социальных ценностей и ожиданий, принятых в рамках образовательной системы и в обществе в целом; Любое психическое явление, ставшее предметом изучения, анализируется с точки зрения социальной целесообразности. Это надо для адаптации детей в среде и преобразования себя и общества;
• принцип единства теории и практики, что обусловлено поиском смысловых оснований применения новых знаний (зачем?). определением целей психологического воздействия (что?), оценкой эффективности психотехник (как?);
• принцип развития, что обусловлено приобретением психических новообразований как результатов динамики личностного роста и становления, но не завершенной системой. Под формированием здесь понимается приобретение психических новообразований за счет интериоризации общественного опыта и норм, активно транслируемых взрослыми участниками образовательного процесса. А под преобразованием - приобретение психических новообразований через самостоятельный поиск средств собственного психического развития. Такой тип развития осуществляется при создании условий для самосовершенствования ребенка;
• принцип детерминации, что обусловлено взаимосвязью предмета изучения с предыдущими или последующими событиями и отношениями его жизни, прогнозом его дальнейшего поведенияв зависимости от воздействий среды;
• принцип системности, что обусловлено разными уровнями ее функционирования: индивидуальном, социальном, духовном. Индивидуальный уровень включает в себя генотипи-ческие, когнитивные, эмоционально-волевые, потребностно-мотивационные, личностные особенности. Социальный уровень включает коммуникативные навыки, выполнение социальных ролей, принципы существования соци-
альной общности. Духовный уровень включает ценностно-смысловые основания существования человека,
Таким образом, медиаобразование будет нацелено на уважение к культуре, здоровые нормы поведения, рациональное представление о политике СМИ для детей. Но для этого надо готовить педагогические кадры на факультете журналистики.
Список литературы
1. Информационная и психологическая безопасность в СМИ : в 2 т. Т. I : Телевизионные и рекламные коммуникации [Текст] / под ред. А. И. Донцова, Я. Н. Засурского, Л. В. Матвеевой, А. И. Подольского. - М. : Аспект Пресс, 2002. - С. 9.
2. Педагогическая психология [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 300 с.
А. Е. Гусенкова
УЧЕБНАЯ ГАЗЕТА ФАКУЛЬТЕТА ЖУРНАЛИСТИКИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА
В статье рассматриваются актуальные проблемы, сопровождающие выпуск учебных СМИ на факультетах журналистики, трудности организации бесперебойного выхода издания с учетом технологического процесса и необходимых навыков, получаемых студентами. В качестве примера указан один из медиаобразовательных проектов Челябинского госуниверситета - газета «ЖУРfix».
Ключевые слова: СМИ, учебная газета, медиаобразование, медиаобразовательный проект, мотивация студентов.
Выпуск учебной газеты на факультетах журналистики является неотъемлемой частью образовательного процесса в области массмедиа: это предусмотрено государственным образовательным стандартом [2. С. 40]. Так что каждый вуз, ведущий подготовку профессиональных кадров в сфере журналистики, сталкивается с необходимостью подготовить своеобразный полигон для студентов, на котором они могли бы вырабатывать навыки по созданию полноценного информационного продукта.
Однако для того, чтобы этот продукт получился качественным, необходимо иметь представление о цели и задачах учебной газеты, предусмотреть базовые потребности редакционного коллектива и обеспечить его членов знаниями и умениями. В процессе работы немаловажно выявить возможные причины, по которым учебное СМИ не выполняет стоящие перед ним задачи или выполняет их не в полном объеме. Именно эти аспекты мы попытались рассмотреть в настоящей статье.
Учебные средства массовой информации (газеты, теле- и радиопередачи, интернет-издания) мало изучены специалистами-теоретиками. Функционирование СМИ этого
типа направлено на профессиональную подготовку будущих журналистов в соответствии с современными медиастандартами [4]. Достигается это путем освоения студентами профессиональных компетенций, заложенных в образовательной программе, реализуемой курсом выпуска учебных СМИ.
Последний предусматривает несколько категорий навыков. Во-первых, это непосредственно журналистское, литературное мастерство, связанное с написанием востребованных аудиторией текстов и их редактированием. Во-вторых, создавая собственную газету, студенты учатся технологическим азам профессии: сбору информации, работе с ее источниками, проверке их надежности и достоверности фактов. Важным моментом является умение грамотно сопроводить публикацию иллюстрациями и инфографикой.
Кроме того, в рамках курса «Выпуск учебных СМИ», подразумевающего работу в команде, ребята объединяются и на практике понимают основы функционирования редакции как целостного организма, что неизбежно пригодится им в будущей работе. Ведь редакция любого печатного периодического издания